Административный проступок наказание

Правонарушение: примеры и виды

Правонарушения являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Человек способен преступить закон для достижения собственной цели или получения необходимого блага. Причинами, по которым человек совершает незаконное деяние, можно назвать различные противоречия (политические, социальные, религиозные и т. д.), низкий уровень жизни или несоответствие потребностей имеющимся возможностям. Противозаконные поступки совершают не только люди в безвыходном положении, но и психически неуравновешенные личности с разными маниакальными идеями и нездоровыми наклонностями.

Проступки и преступления

Нарушение права – любое действие или бездействие, преступающее закон и наносящее вред общественному порядку, государству, жизни и здоровью людей. Любое правонарушение, примеры и виды которых будут описаны далее, заключает в себе определённую степень опасности для общества. Исходя из этого, они делятся на проступки и преступления.

Виды правонарушений: примеры, ответственность

Проступок – противоправное менее общественно опасное деяние. Например, административный проступок возникает в сфере государственного управления, т. е. при нарушении норм и правил, установленных государством.

Какова же ответственность за подобные деяния? Во-первых, необходимо отметить, что административная юридическая ответственность наступает с 16 лет. Органы государственного управления выносят постановление о наказании за административное правонарушение (примеры органов, имеющих на это право: администрация города или района, ППС и т. д.).

Наказание за административное нарушение может быть следующим:

  • штраф;
  • лишение одного или нескольких прав;
  • административный арест.
  • Административные проступки и наказания за их нарушения прописаны в КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).

    Что представляет собой административное правонарушение? Примеры можно указать следующие:

  • Нарушение правил дорожного движения. Наказание: штраф или лишение водительских прав.
  • Безбилетный проезд в общественном транспорте. Наказание: штраф.
  • Неисполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. Наказание: лишение родительских прав.
  • Распространение, хранение, употребление наркотических и психотропных (запрещённых государством) веществ. Наказание: административный арест (изоляция от общества).
  • Гражданское нарушение права

    Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.

    Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.

    Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

    Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).

    Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:

  • Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
  • Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
  • Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.
  • Дисциплинарная ответственность

    Проступок дисциплинарный возникает при нарушении должностных обязанностей, воинского устава, трудовой дисциплины, рабочего распорядка. В этом случае дисциплинарная юридическая ответственность наступает уже с 16 лет.

    Администрация предприятия, на котором совершён проступок, выносит приказ о наказании провинившегося. Наказанием за дисциплинарный проступок выступает замечание, выговор, увольнение.

    Дисциплинарные правонарушения и соответствующие им наказания закреплены в ТК РФ (Трудовой кодекс).

    Как выглядит дисциплинарное правонарушение? Примеры следующие:

  • Опоздание на работу. Наказание: впервые — устное замечание, при повторном – письменный выговор. При систематических опозданиях и наличии трёх письменных выговоров – увольнение.
  • Отлучение караульного с поста без предупреждения. Наказание: устное замечание, при повторе – рапорт с выговором, при систематическом нарушении воинского устава – заключение на гауптвахте.
  • Преступления

    Преступление — противоправное общественно опасное деяние, преследуемое Уголовным кодексом РФ, заключающее в себе непосредственную опасность общественному порядку, жизни и здоровью людей, их имуществу и т. п. Любое уголовное правонарушение, примеры и виды которых описаны ниже, наказывается по всей строгости закона и подразумевает заключение подозреваемого (обвиняемого, преступника) под стражу.

    Виды уголовных правонарушений

    Преступления делятся на группы по своей тяжести:

    1. Небольшая тяжесть – преступления, совершённые умышленно и/или неосторожно, наказание за которые не превышает двух лет заключения. Примеры подобных преступлений:

  • Клевета в любом виде: публичное выступление, произведение литературы, ложное обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
  • Хакерство, которое вредит чужой собственности.
  • Сделка, совершённая под давлением.
  • Кража личных документов.
  • 2. Средняя тяжесть – преступления, совершённые умышленно (наказание — не более 5 лет тюрьмы) и/или неосторожно (наказание — не более 3 лёт). Данное правонарушение (примеры будут указаны далее) считается самым трудным по доказательству в судебном делопроизводстве. Это такие, как:

    • Угон транспортного средства.
    • Умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести в ходе хулиганства или по отношению к малолетнему.
    • Кража, осуществляемая группой лиц с проникновением в чужую собственность и т. д.
    • 3. Тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 до 10 лет.

    • Попытка или совершённая легализация незаконно полученных денег, дома, земли и т. п.
    • Нарушение положенной техники безопасности при управлении транспортом.
    • Причинение тяжкого вреда здоровью (был утерян орган чувств, конечность, прервалась беременность и т. п.).
    • 4. Особо тяжкие преступления – совершены умышленно и наказываются лишением свободы от 5 лет до пожизненного заключения. Таковыми считаются:

    • Умышленное убийство.
    • Изнасилование несовершеннолетнего.
    • Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее за собой смерть пострадавшего.
    • Все виды правонарушений, примеры которых описаны выше, являются незаконными и наказуемыми. Не стоит совершать предосудительные поступки, если вы не уверены в их законности.

      businessman.ru

      Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков

      Весьма обширная группа правонарушений – это проступки. В отличие от преступлений они характеризуются значительно меньшей степенью социальной опасности. Проступки в качестве разновидности правонарушений достаточно неоднородны. Исходя из того, на какую сферу социальных отношений они посягают, их можно подразделить на 8 категорий.

      Типология проступков

      Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

      Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

      Во-вторых, дисциплинарный проступок – правонарушение, совершаемое в рамках трудовых отношений и разлагающее порядок нормальной работы предприятия, организации, учреждения. Они ослабляют трудовую дисциплину (воинскую, учебную, служебную) и тем самым способствуют дезорганизации рабочей деятельности компании, существенно снижают ее эффективность. Так, дисциплинарный проступок – это прогулы, систематические опоздания, нарушение регламентированных технологических правил, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и другое.

      Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение должностных обязанностей и др.

      В-третьих, материальный проступок — это правонарушение также в области трудовых отношений, но уже касающееся причинения вреда конкретной организации (в которой непосредственно служит правонарушитель). Сюда относится порча материальных ценностей, их недостача, неправильное хранение и пр.

      В-четвертых, гражданский проступок – это правонарушение, которое совершается в области имущественных, неимущественных отношений, представляющих для человека определенную духовную ценность (достоинство, авторство, честь), и которое защищается посредством гражданского права. Оно выражается в виде морального либо материального вреда, нанесенного либо отдельным гражданам, либо организациям (распространение сведений, которые порочат достоинство и честь гражданина, неисполнение установленных договорных обязательств и т. д.).

      В-пятых, финансовый проступок – это правонарушение, касающееся сбора, распределения материальных госресурсов (нарушение формирования финансовой отчетности, сокрытие налогов, несоблюдение установленных правил в отношении ведения операций по кассе и пр.).

      В-шестых, семейный проступок – это правонарушение в рамках брачно-семейных взаимоотношений (отказ от воспитания, содержания детей, неисполнение супружеских обязанностей и пр.).

      В-седьмых, конституционный проступок – нарушение, которое выражается, в частности, в принятии государственными органами противоречащих Конституции нормативных актов.

      Восьмой тип – процессуальный проступок – нарушение порядка осуществления правосудия, установленного законом, прохождения дела (юридического) в правоприменительном органе (неявка свидетеля, вызванного следователем, прокурором, судьей с последующим наложением штрафа либо неявка подсудимого в здание суда с последующим изменением меры пресечения — к примеру, заменой подписки о невыезде на арест).

      Понятие административного проступка

      Согласно российскому КоАП, оно трактуется как виновное противоправное действие (бездействие) физлица либо юрлица, за которое полагается административная ответственность.

      Административным проступком является применение госорганами в отношении субъектов административного права различного рода административной ответственности за нарушение определенных нормативных предписаний КоАП России.

      Состав рассматриваемого правонарушения

      Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

      Состав административного проступка включает:

    • Субъекта (юрлицо и физлицо).
    • Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
    • Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
    • Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).
    • Эти элементы обязательны для законченного полного состава правонарушения. Именно это имеет весомость при рассмотрении конкретными компетентными органами ряда дел, которые вытекают из рассматриваемого вида правонарушений.

      Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

      Выделяют следующие признаки административного проступка:

    • Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
      • Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
      • Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
      • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).
      • Административное правонарушение и дисциплинарный проступок: отличительные особенности

        Согласно общим правилам, последний опосредуется трудовыми отношениями. Достаточно часто нарушение соответствующих им обязанностей одновременно расценивается как административное правонарушение. Данного рода деликты получили название административно-дисциплинарных.

        Отличие административного правонарушения от проступка дисциплинарного заключается в характере общественных отношений, на которые нацелено противоправное деяние. Так, дисциплинарные проступки ориентированы на разлад внутреннего распорядка (трудового), который установлен в соответствующей организации, а еще на трудовую (воинскую, служебную) дисциплину. Согласно вышеуказанному правилу, данные социальные отношения – не объект административного правонарушения.

        Как было уже упомянуто ранее, данного рода проступок – неисполнение должностных обязанностей работником конкретного предприятия. Помимо этого, он влечет за собой непосредственно дисциплинарную ответственность, выраженную в виде дисциплинарных взысканий, которые значительно отличаются от взысканий, налагаемых за административное правонарушение по основаниям, таким как:

      • характер содержания решений (правоограничений);
      • порядок регулирования;
      • правовые последствия применения;
      • круг субъектов, наделенных правом их применять.
      • Административная ответственность: понятие, основание, признаки

        Это важнейший институт административного права. Данного рода наказуемость за совершенный административный проступок прописывается в разных нормативных актах. Так, законодатель устанавливает административную ответственность за конкретное противоправное действие, признавая тем самым общественную вредность данного деяния, а иногда и его социальную опасность. Он дает юридическую оценку и осуждает данное противоправное деяние вместе с лицом, его совершившим.

        Если рассматривать взаимосвязь таких понятий, как административный проступок и административная ответственность, то можно с уверенностью сказать, что второе – следствие первого. Это правовое понятие, сущность которого устанавливается административным законодательством. Административная ответственность в качестве вида юридической – один из методов госуправления, который связан с принудительным созданием порядка и урегулированности.

        Административная ответственность за административные проступки носит как имущественный характер (компенсации, штрафы и пр.), так и неимущественный (административный арест, предупреждение и др.).

        Ее основные признаки:

      • Она – следствие виновного деяния.
      • Административная ответственность за административные проступки носит защитный характер (охрана правопорядка).
      • Сопровождается общественным и государственным осуждением правонарушителя, совершенного данным субъектом деяния.
      • Данного рода ответственность нормативно определена (суть — установление и последующее применение санкций действующих правовых норм).
      • Она сопряжена с применением комплекса мер принуждения в отношении правонарушителя.
      • Ее реализация осуществляется в установленной процессуальной форме.
      • Административный проступок и преступление: отличительные черты

        Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

        Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

        Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

        Классификация рассматриваемого понятия

        Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:

        1. Административные деликты против личности, а именно:

      • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
      • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
      • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
      • нравственности (неуважение пожилых людей);
      • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
      • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
      • здоровья (употребление наркотиков);
      • собственности (мелкое хищение).
      • 2. Административные проступки (примеры ниже) против социальной жизни, точнее, в следующих сферах:

      • промышленность (несоблюдение норм промышленной безопасности);
      • энергетики (повреждение электросетей);
      • транспорт (безбилетный проезд);
      • связь и информация (повреждение телефонных будок);
      • общественный порядок (мелкое хулиганство);
      • экология (несанкционированная вырубка деревьев);
      • строительство (возведение зданий без соответствующего разрешения);
      • сельское хозяйство (несоблюдение перечня правил и норм борьбы с вредоносными растениями);
      • дорожное движение (превышение скорости);
      • рынок ценных бумаг (несоблюдение порядка ведения реестра);
      • общественная безопасность (стрельба из огнестрельного оружия в черте населенного пункта).
      • 3. Рассматриваемые деликты против государства, а именно против:

      • госсобственности (несоблюдение норм эксплуатации культурных объектов);
      • финансов (несоблюдение правил порядка ведения операций по кассе);
      • таможни (несанкционированный ввоз товаров);
      • защиты госграницы (несанкционированное пересечение российской границы);
      • предпринимательской деятельности (открытие бизнеса без соответствующего разрешения);
      • налогов (нарушение сроков и порядка подачи декларации);
      • государственной власти (неосуществление предписаний судьи);
      • порядка управления (проживание без соответствующей регистрации).
      • Административное право: понятие, признаки

        Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

        Административное право имеет следующие признаки:

        1. Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
        2. Данное право – совокупность норм юридической направленности.
        3. Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
        4. Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
        5. Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
        6. Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).

        Разновидность административных наказаний

        Как уже было упомянуто ранее, все административные проступки (примеры которых приведены выше исходя из их разновидности) подвергаются соответствующей неприятной мере воздействия.

        Существуют следующие виды наказаний (административных):

      • предупреждение (взыскание, имеющее моральное содержание, которое оформляется письменно либо в иной форме, кроме устной);
      • возмездное изъятие предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное отчуждение и его последующая реализация с возвратом оставшейся после вычета сопутствующих расходов суммы денежных средств собственнику);
      • лишение особого права, предоставленного физлицу, к примеру, права охоты, управления автотранспортным средством (сроком до 3-х лет в ситуации грубого либо систематического правонарушения);
      • административное выдворение иностранца (лица без соответствующего гражданства) за пределы России;
      • административное приостановление осуществляемой деятельности (либо окончательное, либо сроком до полугода);
      • штраф (материальное взыскание, которое налагается за правонарушение административного характера в размере, установленном российским законодательством);
      • конфискация предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное безвозмездное его отчуждение в госсобственность);
      • административный арест (сроком до 15 суток и лишь в особых случаях и за исключением группы лиц: беременных либо имеющих детей младше 12 лет, несовершеннолетних, инвалидов 1, 2 группы);
      • дисквалификация (административное взыскание и принудительное лечение больных алкоголизмом, токсико- и наркоманией, уклоняющихся от добровольной госпитализации, ввиду чего ставших угрозой общественному порядку).
      • Итак, уже стало понятно, что административная ответственность владеет обширным запасом мер принуждения административного характера, которые весьма специфичны и выделяют ее среди иных форм юридической ответственности (уголовной, гражданской, трудовой и пр.). Помимо этого, она носит публичный характер, пресекает исключительно административные деликты и сочетает и личную, и имущественную ответственность.

        Совершение лицом данного рода правонарушения выступает законным основанием для использования мер рассматриваемой ответственности. Законодатель имеет их большой запас. Каждая из мер отличается комплексом исключительных преимуществ перед иными видами, а также ограничительными возможностями.

        Достижение соответствующих целей доступно лишь в ситуации применения к отдельно взятому случаю конкретной меры ответственности, соответствующей совершенному противоправному деянию, нанесенному им ущербу. Это может быть реализовано только при условии строгого соблюдения закона, основных принципов использования мер данного рода ответственности, а именно:

      • правомерности применения данных мер (их строгое соответствие закону);
      • справедливости наказания;
      • целесообразности привлечения к данного рода ответственности конкретного лица;
      • соразмерности (соответствие совершенного деяния и ответственности за него).
      • Напоследок стоит напомнить, что правонарушения подразделяются на преступления и проступки (дисциплинарные, административные и пр.).

        Особенности назначения административного наказания по совокупности совершенных административных проступков

        Кодексом об административных правонарушениях РФ, в отличие от уголовного законодательства, не предусмотрена возможность сложения административных наказаний (полного или частичного). Наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Однако ч. 2 ст. 4.4 Кодекса допускает назначение наказания в пределах одной санкции более строгого административного наказания при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений.

        Вышеназванная статья 4.4 предусматривает два порядка назначения административного наказания в зависимости от совокупности совершенных административных правонарушений – реальной или идеальной. Реальная совокупность заключается в совершении двух или более административных правонарушений, не за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию. Признаком реальной совокупности является совершение административных правонарушений различными действиями (бездействиями). При наличии реальной совокупности наказание назначается по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП, а именно за каждое совершенное правонарушение. В случае назначения наказания по реальной совокупности административных правонарушений, необходимо установить, является ли содеянное одним правонарушением или несколькими самостоятельными административными правонарушениями.

        При идеальной совокупности лицо совершает одно действие (бездействие), которое содержит составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса. Если при этом дело будет рассмотрено одним и тем же судом, органом, должностным лицом, то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

        На практике мнения в отношении применения положений ст. 4.4 КоАП РФ разделились, особенно в случаях ее применения при назначении наказания по ст. 20.4 КоАП РФ. При проведении проверок и выявлении нарушений по нескольким частям данной статьи административный орган применяет положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначает наказание в пределах более строгого наказания. Но с таким решением не согласны органы прокуратуры, выносящие протест, требуя назначать наказания по ч. 1 ст. 4.4 Кодекса, т.е. за каждое правонарушение.

        В Постановлении ВС РФ от 29.10.2012 г. № 5-АД12-12 5 было установлено, что должностным лицом были допущены следующие нарушения в области пожарной безопасности:

      • не проведены проверки задвижки с электроприводом, установленной на обводной линии водомерного устройства (п. 93 ППБ 01-03);
      • не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (п. 41 ППБ 01-03);
      • не заделаны отверстия в панелях 2-й девятиэтажной секции, предусмотренные для установки поэтажных клапанов (п. 37 ППБ 01-03);
      • в сети внутреннего противопожарного водопровода жилого дома не обеспечен требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения (п. 89 ППБ 01-03);
      • помещения жилого дома (помещение консьержки, внеквартирные коридоры, мусоросборные камеры, электрощитовая) автоматической пожарной сигнализацией, с установкой дымовых пожарных извещателей не оборудованы (п. 3, п. 4 ППБ 01-03; п. 4, 14, табл. 1 НПБ 110-03);
      • настенные звуковые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установлены таким образом, что расстояние от потолка до оповещателя менее 150 мм (п. 3, п. 4 ППБ 01-03; п. 3.17 НПБ 104-03);
      • вентиляторы подпора воздуха в лестничную клетку не обеспечивают избыточного давления 20 Па (секции 3, 4), акты проверок не представлены (п. 3, п. 4 ППБ 01-03; ст. 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ; п. 7.14 СП 7.13130.2009);
      • устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток не в полном объеме находятся в исправном состоянии, допускаются препятствия для нормального закрывания противодымных дверей (п. 34 ППБ 01-03);
      • при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности (в части остекления дверей вместо отсутствующих стекол проемы забиты фанерой) (п. 51 ППБ 01-03).
      • В соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и Постановлением Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 суд пришел к выводу, что в данном случае было совершено одно бездействие, содержащее составы нескольких административных правонарушений, и на основании этого наказание в виде административного штрафа должно назначаться в пределах одной санкции, а не за каждое нарушение отдельно. В силу этого им были внесены изменения в постановления и судебные акты, а именно размер штрафа с 27 000 рублей в сумме за три постановления был изменен на сумму в 15 000 рублей, т.е. в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.

        В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2012 г. по делу № А46-18959/2012, оставляя без изменения судебные акты о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей (с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ), судом было отмечено, что судами первой и апелляционной инстанций не установлено процессуальных нарушений требований КоАП РФ при привлечении учреждения к административной ответственности.

        В то же время Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2012 г. по делу № А32-118/2012 были оставлены без изменения судебные акты, в которых суды пришли к выводу, что административный орган необоснованно применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при назначении наказания по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В ходе рассмотрения дела было установлено, что при проведении экспертизы по определению причин пожара были выявлены нарушения требований пунктов 40, 58, 503, 508 и 561 ППБ 01-03. Данные правила были нарушены как в форме действия (допущено устройство административного помещения и устройство стеллажей из горючих материалов; хранение горючих товаров на расстоянии менее 0,5 м от светильников; прокладка проводов по деревянному каркасу, а также крепление к стеллажам светильников; допущена установка аппаратов для отключения электроэнергии склада в складском помещении; установка штепсельных розеток внутри помещения склада), так и в форме бездействия (не обеспечено разделение складских помещений от других помещений (производственных и т.д.) противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 1-го типа; помещение склада категории «В» по пожарной опасности с хранением на стеллажах высотой 5,5 м и более не оборудовано автоматической установкой пожаротушения). Исходя из этого, суды пришли к выводу, что предпринимателю должно вменяться совершение нескольких самостоятельных противоправных действий (бездействий), а не совершение одного и того же действия. Следовательно, оснований для применения части 2 статьи 4.4 Кодекса у органа пожарного надзора не имелось.

        В Постановлении ФАС Московского округа от 22.11.2012 г. по делу № А40-38264/12-139-362 суд отказал в удовлетворении заявления о применении положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной пожарным органом, были выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:

      • не пронумерованы огнетушители путем нанесения номера на корпус белой краской (ППБ 01-03 п. 108, прил. 3 п. 16);
      • допущена эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППБ 01-03 п. 60);
      • допущена эксплуатация в помещении склада электроустановочных приборов (электровыключателей, и т.д.) (ППБ 01-03 п. 507);
      • допущена установка на путях эвакуации ворот, препятствующих свободной эвакуации людей (ППБ 01-03 п. 53);
      • допущена эксплуатация двери на путях эвакуации (металлическая решетчатая дверь), открывающейся не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п. 52).
      • Суд признал, что данные нарушения являются результатом ряда деяний, нарушающих различные требования пожарной безопасности, а не одним деянием, содержащим составы административных правонарушений.

        Как следует из вышесказанного, позиция судов о применении положений ст. 4.4 КоАП РФ при назначении наказания по нескольким частям ст. 20.4 КоАП РФ зависит от фактических обстоятельств дела, от наличия в одном действии (бездействии) нескольких составов правонарушения или же имеет место совершение двух и более разных неправомерных действий. Следовательно, при совершении лицом двух и более правонарушений назначение наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ будет правомерным. Для установления данного факта необходимо ознакомиться с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. № 390 и установить, какие нарушения были совершены в результате действия, а какие в результате бездействия.

        При этом, в случае назначения наказания по нескольким частям, сумма штрафа может быть отнюдь не маленькой, и его выплата может привести к банкротству юридического лица. Принцип соразмерности наказания по отношению к совершенному деянию явно нарушается. Даже сумма в 150 000 рублей (минимальный размер штрафа по ст. 20.4 КоАП РФ) порой непосильна для предприятия.

        В данном случае стоит обратить внимание на правовою позицию, изложенную Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П был сделан вывод, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с целью обеспечения соразмерности уголовного наказания и совершенного деяния. Постановлением от 17.01.2013 г. № 1-П этот же суд допустил распространение данной правовой позиции и на административную ответственность.

        На наш взгляд, в случае, когда применяются положения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, нужно не забывать о принципе соразмерности наказания совершенному противоправному деянию, о котором говорится в Постановлении КС РФ от 17.01.2013 г. № 1-П. Возможно, в ближайшее время законодателю стоит уделить внимание данному вопросу, так как постоянно увеличивающиеся размеры штрафов КоАПа РФ и назначение наказания по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ могут из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также противоречит общеправовому принципу справедливости.

        lex-pravo.ru

        Смотрите еще:

        • Приказ мвд рф 505 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 27.06.2005 N 505 "О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ МИЛИЦИИ ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ, А […]
        • 66 федеральный закон о садоводческих 66 федеральный закон о садоводческих Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон N 66-ФЗ "О садоводческих, […]
        • Какая пенсия 1 гр инвалидности Пенсия по инвалидности 1 группы в 2018 году Денежные выплаты от государства получают 16, 5 миллиона человек. 1 группа инвалидности назначается при определении у человека полной нетрудоспособности и нуждающегося в посторонней заботе. Это люди, получившие увечье, а также нетрудоспособные в связи с состоянием […]
        • Пособие детское за 2 детей Детские пособия до 16 лет Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет выплачивается одному из родителей (или усыновителю, опекуну) на каждого рожденного, усыновленного или принятого под опеку малыша до достижения им шестнадцати лет (если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то оно будет назначено […]
        • Алименты по соглашению об уплате алиментов могут уплачиваться Алименты по соглашению об уплате алиментов могут уплачиваться Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статьи и […]
        • Пособие сзн Сколько можно стоять на бирже труда и получать пособие Биржи труда оказывают гражданам содействие в поиске работы. В установленном порядке гражданин должен быть зарегистрированным в качестве безработного: этот статус дает право на получение пособия. Для регистрации на Бирже необходимо предоставить […]
        • Общие положения юриста Должностные инструкции в малом и среднем бизнесе (офисы, магазины, кафе, рестораны, гостиницы, клубы и т.д.) Вопрос юристу Статьи Поиск работы Востребованные профессии Администрация Генеральный директор Помощник ген.директора Юрист Инспектор отдела кадров PR-Менеджер Ресторан […]
        • Субсидии в крыму в 2018 году Программы развития внутреннего туризма в России включают и полуостров Крым. Для того чтобы привлечь в этот регион отдыхающих из самых разных уголков страны, Правительством был принят документ, согласно которому авиакомпании реализуют субсидированные авиабилеты в Крым. Точнее, в Симферополь, где расположен […]

    Комментарии запрещены.