Ч3 статья 264 ук рф

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

См. комментарии к статье 264 УК РФ

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 1 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 2 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 3 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 4 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 5 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 6 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 г.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ статья 264 дополнена примечаниями, вступающими в силу с 1 июля 2015 г.

Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 328-ФЗ в пункт 2 примечаний к статьи 264 внесены изменения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 17-П пункт 2 примечаний к статье 264 настоящего Кодекса признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 настоящего Кодекса тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение — с точки зрения последствий своего поведения — по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Статья 264 часть 3

в результате дтп применена статья 264 часть три — в результате ДТП погиб человек. мной был совершён разворот на автофуре на нерегулируемом перекрёстке( светофор был но не работал). начал движение разворот со стоп линии налево из своего ряда движения , а из левого ряда встречной полосы авто делали также поворот налево . и немного загораживали видимость. В результате не завершив манёвр мне в область бензобака врезался лобовым столкновением встречный автомобиль ! движущийся в правой полосе своего движения. и врезался уже в заднюю часть за кабиной ! значит время увидеть меня у встречного автомобиля легкового у другого водителя было . Погиб пассажир на переднем сиденье ! получив сильнейший удар в область груди с левой стороны и множественные резанные раны. рук и лица переломы ребёр два слева и два справа от удара о тупой предмет !( видимо панель ! значит пассажир спал ! и не был пристёгнут. ) условия — видимость 300 м . не интенсивный поток автомобилей + освещение . водитель встречной с погибшим в показаниях — = включены фары , пристёгнуты ремнями скорость не более 60 км( населённый пункт) при приближении к перекрёстку по показаниям водителя! в очередной раз снизил скорость. но выезжающий автомобиль на встречную делающего разворот поперёк ! , т.е. меня увидел только ! за 20 м. из его действий — только экстренное торможение . больше ни каких манёвров для ухода от столкновения не предпринял ! управлял не своим автомобилем ! про скоростной режим ! с его слов , пристёгнут ремнями тоже из показаний. А, ведь от этого зависела тяжесть и последствия дтп. и сила удара! от которой скончался пассажир. У меня вопрос каков реальный срок и наказание. у меня стаж вождения 7 месяцев большегрузных автомобилей — это как смягчающее? делал просто поворот. на минимальной скорости с нулевой скорости. мои утверждения — водитель и пассажир легковой также были нарушены правила ПДД не пристёгнуты ремни и был на много нарушен скоростной режим при движении в населённом пункте.

вопрос! = каково реальное наказание по уголовному делу и по ДТП . максимальное и минимальное ( в этих градациях.) Спасибо. Жду ответа или комментария. С уважением Михаил .

Ответы юристов (5)

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
[Уголовный кодекс РФ]
[Глава 27]
[Статья 264]

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо
другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности
причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо
принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять
транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух
лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех
лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с
лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять
транспортным средством на срок до трех лет.

Данное преступление средней тяжести, при наличии положительных характеристик, отсутствия фактов привлечения к уголовной и административной ответственности, смягчающих вину обстоятельств наказание может быть не связано с лишением свободы.

Каждое дело рассматривается отдельно, разные обстоятельства, разные судьи, адвокаты, требования потерпевших и т.д. В итоге какое наказание может быть за Ваше преступление никто точно не скажет. Необходимо участвовать в расследовании, чтобы знать материалы дела.

я спросил_ какова ? средняя статистика практика ! ( есть ли она. ) потерпевшая просит денежную компенсацию и примирение сторон. Это избавляет ? от уголовной ответственности обвиняемого ? НО есть на лицо как бы также грубые нарушения ПДД_ водителем автомобиля легкового, у которого не пристёгнуты ремни и существенное превышение скорости ! которая сыграла существенную роль в смерти человека. КАКова Его вина и ответственность и возможно ли наказание и его правовыми или административными мерами ??

15 Марта 2015, 10:57

Есть вопрос к юристу?

Добрый день! Согласно ч.3 ст.264 УК РФ:

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

наличие у вас небольшого стажа не является смягчающим обстоятельством.

Согласно ст.61 УК РФ:

а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

б) несовершеннолетие виновного;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

(пп. «и» в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

2. При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

3. Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

так же вам суд может назначить наказание условно.

Статья 73 УК РФ:

1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.

И обязательно обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

Большое СПАСИБО ! за предварительные ответы !_ = Рыганову И. В. и Галаган , С.

15 Марта 2015, 11:01

Смысл моего вопроса имел _ =

НАКАЗАНИЕ по уголовному делу ! виновный ВСЁ ! ? равно ? получит ? да ? ( условный срок !)

даже учитывая все смягчающие и другие положительные нюансы ! ? я правильно понял. отмены уголовной статьи ? не будет .по уголовной статье всё равно будут применены меры. да. только зависит от решения суда тяжесть наказания .

15 Марта 2015, 11:05

я спросил_ какова? средняя статистика практика! ( есть ли она. ) потерпевшая просит денежную компенсацию и примирение сторон… Это избавляет ?

такое возможно в силу ст.76 УК РФ:

Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

это будет либо на усмотрение суда, если примиритесь в процессе либо должно быть согласие следователя в рамках предварительного расследования. Статистика, как правило положительная, и при соблюдении всех требований, дело закрывают.

НО есть на лицо как бы также грубые нарушения ПДД_ водителем автомобиля легкового, у которого не пристёгнуты ремни и существенное превышение скорости! которая сыграла существенную роль в смерти человека… КАКова Его вина и ответственность и возможно ли наказание и его правовыми или административными мерами ??

в данном конктесте вам необходимо будет предоставлять доказательства, свидетельствующие о достоверности ваших доводов. Но если будет примирение, в этом смысла тогда не вижу.

Уточнение клиента

ЯННА_ такое возможно в силу ст.76 УК РФ:

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

это будет либо на усмотрение суда, если примиритесь в процессе либо должно быть согласие следователя в рамках предварительного расследования. Статистика, как правило положительная, и при соблюдении всех требований, дело закрывают._ =

ЭТО на ? усмотрение суда ??

НО в связи с примирением сторон ( было написано заявление потерпевшей ) на втором суде — был ВЫнесен приговор ДВА года условно !, .а ВЫ говорите при примирении уголовная ? отпадает.

Могу ли рассчитывать на ПЕРЕСМОТР ! дела. и в ходе после пересмотра дела — другое решение ! суда.

исключение условного срока ?? как было вынесено

15 Марта 2015, 11:11

средняя статистика практика! ( есть ли она. )

Дело делу рознь, причем здесь статистика. Для Вас она роли не сыграет. Дела о дтп хоть законом и предусмотрено прекращение дел средней тяжести, но маловероятно.

В Вашем деле погиб человек, размере морального ущерба со стороны потерпевших может быть 1000000 и более рублей. Для прекращения уголовного дела требуется, чтобы потерпевшему был заглажен вред ПОЛНОСТЬЮ до того как суд уйдет в совещательную комнату для вынесения приговора.

Не каждый обладает такой суммой. поэтому о прекращении дела я и не упоминал. Прекращение дел по ДТП большая редкость.

Обстоятельства ДТП судом будут учитываться, но здесь вы свою версию изложили, как было на самом деле я уже выше говорил можно узнать ознакомившись с материалами дела.

Игорь ! Спасибо ! за ответ .

Конечно я понимаю что погиб человек !

Я поэтому и уточняю более подробно с вариантами .

Сумма была выплачена . Требований потерпевшая больше не имела. Я и спросил ! поэтому . просто перед этим фигурировала ситуация что, при выплате компенсации суд не применит наказание ( но дали условно) вердикт по уголовному делу , Если это ! так. то мне не понятно немного . именно ЭТО_ еаступает наказание по уголовному делу ВСЁ ! равно — по любому ??

15 Марта 2015, 11:23

я правильно понял… отмены уголовной статьи ?

О какой отмене вы говорите не совсем понятно. Освободить от уголовной ответственности по ДТП Вас МОЖЕТ потерпевший, при тех условиях, что я написал. Суд, ВПРАВЕ, но не обязан прекращать дело. «Статистика» простая, ДТП судьи не прекращают. Такое может быть, как исключение, если недостаточно доказательств вины, чтобы скрыть оправдательный.

pravoved.ru

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Утратило силу с 1 июля 2015 г.

Примечания:

1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 264 УК РФ

1. Вопросы квалификации комментируемого преступления разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25.

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность использования дорожных транспортных средств (основной непосредственный объект). Безопасность жизни и здоровья человека выступает в качестве дополнительного объекта преступления.

3. Предметом преступления являются механические транспортные средства.

Механические транспортные средства должны быть самоходными, т.е. иметь автономный двигатель. В ч. 1 комментируемой статьи указаны некоторые из них: автомобили и трамваи, а в примеч. к статье названы дополнительно также троллейбусы, тракторы и мотоциклы.

Транспортным средством признаются и иные самоходные машины и механические транспортные средства. В частности, к ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и др.

К механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1 или 3 ст. 268 УК (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

Транспортное средство, не оборудованное двигателем (велосипеды, транспорт гужевого типа), к предметам данного преступления не относится.

Если двигатель машины вышел из строя и она передвигается вручную (толкание машины), то предмет рассматриваемого преступления отсутствует, фактически совершенное деяние может быть расценено в качестве нарушения действующих правил безопасной работы транспорта (ст. 268). Однако если такая машина буксируется другим транспортным средством, то нарушение водителем транспортируемого средства установленных правил подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

4. Нарушение военнослужащими (военнообязанными во время сборов) правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины квалифицируется по ст. 350 УК.

5. По рассматриваемой категории дел органам предварительного следствия и суду следует указывать в обвинительном заключении и приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если в обвинительное заключение включены отдельные пункты названных Правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений ст. 237 УПК, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов Правил, нарушение которых повлекло указанные в комментируемой статье последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

6. Объективная сторона преступления включает в себя нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. ч. 3 и 4) или нескольким лицам (ч. ч. 5 и 6).

7. Под вождением понимается управление транспортным средством в процессе его движения. Движение начинается с трогания машины с места, заканчивается остановкой ее ходовой части. Нарушение правил вождения транспортного средства выражается, например, в превышении установленной скорости движения, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков и т.д.

8. Эксплуатация — это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями. Нарушение правил безопасности эксплуатации транспортного средства может выражаться, например, в перевозке негабаритных грузов, стоянке автомашины в ненадлежащем месте, передаче управления ненадлежащему лицу, буксировке автомашины на слабом тросе, перевозке пассажиров на необорудованной транспортной машине и т.д.

9. В случае передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения либо не имеющему прав управления транспортным средством, водитель несет ответственность за нарушения правил эксплуатации транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, по комментируемой статье, а ненадлежащее лицо, управлявшее транспортом и допустившее нарушение правил вождения, повлекшее последствия, предусмотренные комментируемой статьей, — за нарушение правил безопасности движения по этой статье.

10. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в комментируемой статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

11. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в комментируемой статье последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

12. Вред должен быть причинен окружающим лицам, нанесение вреда водителем самому себе состава преступления не образует.

Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями комментируемой статьи, то вменяются в вину все последствия, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкое последствие (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 1н-0406/98 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2000 года.

Если из-за нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 комментируемой статьи.

13. Ответственность лица, нарушившего правило вождения или эксплуатации транспортного средства, за наступившие вредные последствия наступает при условии, если между нарушением и последствиями имеется причинная связь.

14. Причинная связь исключается, если нарушение Правил вообще не было допущено (например, пешеход по собственной неосторожности попадает под заднее колесо автомашины или сознательно бросается под машину с целью самоубийства). Наличие физической зависимости между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не указывает на существование причинной связи, которая в преступлениях рассматриваемой категории носит нормативный характер.

Благодаря нормативности, причинная связь возможна и в случаях, когда физическое взаимодействие вообще отсутствует. Так, водитель отвечает за причинение вреда и в том случае, если своими неправильными действиями создавал помехи движению, в результате чего другие участники движения вынужденно причинили вред третьим лицам. Например, водитель, выехавший на встречную полосу движения, должен нести ответственность за наступившее последствие, если создал препятствия для водителя встречного транспорта и тот, не имея возможности избежать столкновения или остановиться, выезжает на тротуар и сбивает пешехода. Действия второго водителя расцениваются по правилам крайней необходимости либо невиновного причинения вреда (казуса).

Возможны ситуации, когда действия водителя, непосредственно связанные с вредными последствиями, хотя и были обусловлены предшествовавшими нарушениями иных участников движения, тем не менее выступают в качестве причины этих последствий. Правила дорожного движения содержат требования, блокирующие нарушения. В частности, в них указывается, как должен реагировать водитель на нарушения, допущенные иными лицами, и на случаи возникновения иных препятствий. Если эти требования нарушены, виновный должен отвечать за причинение вреда. Так, водитель, не остановивший свою автомашину, будучи ослепленным встречным транспортом и совершивший в связи с этим наезд на пешехода, должен нести ответственность по комментируемой статье.

15. При решении вопроса о причинной связи учитывается наличие у водителя технической возможности избежать вредного последствия. Если такой возможности не было и установлено, что аварийная ситуация была вызвана не им, а иными участниками дорожного движения, то ответственность исключается. В приведенном примере с ослеплением действия водителя, совершившего наезд, не являются причиной наступивших последствий, если он не имел технической возможности остановить свою автомашину либо совершить маневр, необходимый для избежания наезда. Если аварийная ситуация была создана им самим (движение с превышенной скоростью, на запрещающий сигнал), то отсутствие технической возможности избежать вредных последствий юридического значения не имеет.

16. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства.

17. В отдельных случаях возможно сопричинение вреда несколькими участниками движения. В тех случаях, когда нарушения Правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по комментируемой статье, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье.

18. Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по ст. 125 УК.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.) (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

19. С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — преступление неосторожное. Умышленное причинение вреда (например, наезд водителя на прохожего с целью мести) образует преступление против личности.

20. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение Правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).

21. В ч. ч. 2, 4 и 6 комментируемой статьи состояние опьянения виновного является квалифицирующим обстоятельством.

Пленум ВС РФ в п. 12.1 Постановления от 09.12.2008 N 25 обращает внимание судов, что при Постановлении обвинительного приговора за нарушение лицом правил дорожного движения, повлекшее последствия, указанные в ч. ч. 2, 4 или 6 комментируемой статьи, назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством (ч. 2 ст. 47 УК) является обязательным. В ходе судебного разбирательства суду надлежит устанавливать, не было ли лицо в связи с этим дорожно-транспортным происшествием лишено права управления транспортным средством в порядке ст. 12.8 КоАП за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. Если за эти действия лицо было лишено права управления транспортным средством, отбытый им срок лишения права управления транспортным средством засчитывается в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством с приведением в приговоре оснований принятого решения.

stykrf.ru

Смотрите еще:

  • Приказ 543 мчс россии от 01102014 г Приказ МЧС России от 31 июля 2017 г. № 309 “О внесении изменений в Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543” (не вступил в силу) Внести изменения в Положение об организации обеспечения населения средствами […]
  • Правила транспортной инспекции Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409"Об осуществлении должностными лицами […]
  • Приказ о завершении специальной оценки условий труда 2014 год Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда в организации. Автор: Irena. 05 Июль 2015 в 16:17 ОБРАЗЕЦ Наименование организации ПРИКАЗ №_____ от «____»__________20____г. О завершении проведения специальной оценки условий труда и утверждении ее результатов 1. Работу по проведению […]
  • Ученический договор входит в стаж Ученический договор и отпуск по уходу за ребенком до 3 лет Добрый день! Подскажите, пжл., как поступить в такой ситуации: В октябре 2012г. я устроилась на работу. В Марте 2013 г. работодатель со мной был заключен ученический договор, в котором сказано, что после прохождения обучения я должна отработать не […]
  • Закон о гражданстве от 31 мая 2002 Федеральный закон № 71 от 20.04.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 20 апреля 2014 года N 71-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ […]
  • Формы налоговых заявлений в рк Формы налоговых заявлений в рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего […]
  • Приказ росстандарта 14 ст от 31012014 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической […]
  • Нормативная площадь проживания Официальный сайт Администрации Родинского района Алтайского края Календарь новостей В Алтайском крае утверждены краевые стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки. Прокуратурой района проведена проверка прав реабилитированных лиц при […]

Комментарии запрещены.