Деление судов по округам

Судебная система российской Федерации

Система федеральных судов общей юрисдикции.

среда , 28 декабря 2011 г.

В основу системы судов общей юрисдикции положено деление судов на звенья в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства. Существует трехзвенная система деления этих судов.

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной системы.

1. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

1) Основное звено – районные суды;

2) Среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов;

3) Высшее звено – Верховный Суд РФ.

1) Основное звено – гарнизонные военные суды;

2) Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

3) Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

3.Подсистема арбитражных судов:

Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);

Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Данное положение вошло в действие с 1 июля 1995г., до этого подсистема было двухзвенной.

Поскольку конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами, суды субъектов Российской Федерации не образуют подобного рода подсистем.

1. Районные суды — основное звено.

В системе общих судов народный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, а кое-где (например, в Москве) — в недавно созданных административных округах. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образования таких судов принадлежит местной администрации по представлению министра юстиции РФ или по согласованию с ним.

Надзор за судебной деятельностью народных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов.

Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции

В наши дни эти суды нередко называют просто районными, городскими, окружными или межмуниципальными (районными) судами (в Москве).

2. Суды среднего звена — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для народных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях (см. ст. 36 УПК).

Суды этого уровня при соблюдении установленных в законе условий вправе принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районным (городским) судам. Для «перенесения» гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Что касается уголовных дел, то для них установлены несколько иные условия (см. § б главы IV учебника). Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с Соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном (городском) суде; в) переданные в суды этого уровня по решению надзорных инстанций. Кроме этого суды среднего звена обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские и уголовные дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к народным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими судами.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят:

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального подчинения — Москва и Санкт-Петербург. Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости народных судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику народного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы данного и других народных судов.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений народных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

В связи с принятием в декабре 1993 года новой Конституции РФ суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 года №13 разъяснил (см. п. 1):

«Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды».

Высшее звено — Верховный Суд РФ.

«Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ, — является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ и его положения в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов, как сказано в процитированной статье Конституции РФ, общей юрисдикции.

К судам такого рода можно было бы отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и познаний дела (практически это все дела, кроме тех, что отнесены к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов).

Но положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных). За ни» ‘ окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами.

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связан с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства.

Звенья военных судов.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов составляют среднее звено системы военных судов. Они рассматривают дела в качестве судов первой инстанции, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

В качестве судов первой инстанции суды округов рассматривают уголовные дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание полковника или капитана 1 ранг, а также лиц, занимающих должности командира полка, корабля 1 ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц. Военные суды округов и равные им военные суды рассматривают также все дела о преступлениях, за которые в мирное время возможно применение смертной казни. Кроме того, суды среднего звена вправе принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, отнесенное к подсудности нижестоящего суда при наличии ходатайства или согласия сторон.

В качестве суда кассационной инстанции суды округов и равные им суды проверяют приговоры и решения судов первого звена — гарнизонов, флотилий, соединений, армий, — не вступившие в законную силу.

В порядке надзора суды округов и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, но только в том случае, если они не были предметом кассационного рассмотрения в этих судах.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

Деление судов по округам

Дата написания: 2013-09-16

Большинство ныне существующих государств построено по принципу разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это основополагающий принцип современного демократического общества. Как правило эти ветви власти самостоятельны и напрямую не зависят друг от друга. Россия, являясь по конституции демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, здесь не исключение.

Судебная власть в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством:

  • Конституционного судопроизводства
  • Уголовного судопроизводства
  • Гражданского судопроизводства
  • Административного судопроизводства
  • В связи с этим судопроизводство, как форма реализации правосудия, представляет собой строго формализованный порядок осуществления процессуальных прав и обязанностей их участниками, включая суды в установленном законом порядке. Этот порядок определен для конституционного судопроизводства — в Законе о Конституционном Суде РФ; для гражданского судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе; для административного судопроизводства — в Гражданском процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях; для уголовного судопроизводства — в Уголовном процессуальном кодексе.

    Традиционно судебную систему Российской Федерации представляют в виде вертикальной и горизонтальной структуры. По горизонтале вышеприведенные формы судопроизводства в Российской Федерации в настоящее время реализуются посредством трех ветвей судебной системы. Структурно это можно представить следующим образом.

    Такое разделение судов друг от друга продиктовано особенностью специфики каждого из судопроизводств. В связи с этим в Российской Федерации приняты и действуют соответствующие этому процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КоАП, УПК РФ). Основными нормативными актами, регулирующие деятельность судебной системы, помимо вышеуказанных кодексов, являются:

    • Конституция РФ
    • ФКЗ «О судебной системе РФ»
    • ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
    • ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

    Вся судебная система самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется непосредственно только судами в лице:

    1. Судей
    2. Присяжных, народных и арбитражных заседателей

    Никакие иные органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается.

    По вертикале судебная система имеет также четкую иерархию. Для судов общей юрисдикции схематично можно представить следующим образом:

    В соответствии со ст. 1. ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

    Районные суды и Мировые судьи являются судами первой инстанции, низшим звеном в иерархии системы судов общей юрисдикции. По большенству дел, подведомственных судам общей юрисдикции, эти два суда являются по отношению друг к другу взаимоисключающими. К примеру, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, будут подсудны Мировому судье. При сумме иска свыше пятидесяти тысяч рублей дело будет подсудно уже Районному суду, а не Мировому судье. Правда есть некоторые исключения: ряд дел, специально оговоренных в ГПК РФ, в качестве первой инстанции будут подсудны иным судам общей юрисдикции (например дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации будут подсудны Верховному Суду РФ). Более подробная информация по подсудности для конкретных категорий дел в системе судов общей юрисдикции указана в ГПК РФ глава 3.

    В случае если дело подсудно Мировому судье то Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к Мировому судье, действующего на территории соответствующего судебного района.

    Далее идут суды, так называемого, среднего звена в структуре судебной системы (Верховные суды республик, Суды автономной области и автономных округов, Суды городов федерального значения, Краевые и областные суды). По большенству дел они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к Районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В тоже время по ряду дел, как было указано выше, являются судами первой инстанции.

    Отдельно в иерархии судов общей юрисдикции стоят Военные суды. Согласно ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ «О военных судах РФ»..

    Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам среднего звена. Кроме этого, Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Для арбитражных судов по вертикале структура судебной системы схематично будет выглядеть следующим образом:

    Арбитражные суды субъектов РФ являются судами первой инстанции. Как правило, на один субъект РФ создан и действуют один арбитражный суд. Вместе с тем, согласно ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

    На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

    В настоящий момент количество арбитражных судов первой инстанции составляет 81.

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В настоящий момент в России действует 20 арбитражных апелляционных судов.

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящий момент в России действует 10 арбитражных кассационных инстанций по количеству Федеральных округов.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Кроме того, здесь необходимо отметить, что с этого года в системе арбитражных судов появился, так называемый специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам. Так согласно, ст. 43.2. ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

    ФКЗ «О судебной системе РФ» дополнен Главой IV.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам».

    По мнению многих экспертов создание подобного суда объективно необходимо, рассмотрение таких споров, как правило, требует наличия специальных знаний. С учетом специфики того или иного интеллектуального права, подлежащего защите, Суд по интеллектуальным правам рассматривает соответствующие споры. Это влияет на повышение как инвестиционной привлекательности российской экономики, так придает дополнительную эффективность системе защиты интеллектуальных прав с учетом международных стандартов.

    Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Особенность конституционного судопроизводства заключается в особой процедуре его осуществления, а также в особом статусе решений Конституционного Суда РФ.

    Кроме того, необходимо отметить, что согласно ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ»

    Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

    Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией РФ, соответственно могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

    vnedogovora.com

    Понятие и структура судебной системы в Российской Федерации

    Суды Российской Федерации, осуществляющие правосудие, в совокупности образуют судебную систему.

    В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г., с последующими внесенными изменениями (Российская газета от 9 апреля 2005 г.).

    Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» в России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.

    К федеральным судам относят:

    Конституционный суд РФ;

    Верховный суд РФ;

    верховные суды республик;

    краевые и областные суды;

    суды городов федерального значения;

    суды автономной области и автономных округов;

    военные и специализированные суды — система судов общей юрисдикции;

    Высший Арбитражный суд РФ;

    федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

    арбитражные апелляционные суды;

    арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ) — система арбитражных судов.

    К судам субъектов Российской Федерации относятся:

    конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

    мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъекта РФ.

    Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья.

    Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями.

    Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

    основное звено — районные суды;

    среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

    высшее звено — Верховный суд РФ.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. «О военных судах Российской Федерации» существуют военные суды:

    основное звено — гарнизонные военные суды;

    среднее звено — окружные флотские военные суды;

    высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

    В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной):

    основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ;

    промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды;

    промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды);

    высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ.

    Помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции.

    Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

    Существуют следующие виды судебных инстанций.

    Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.

    Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

    В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.

    Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям.

    Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.

    Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

    Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Суды общей юрисдикции

    Рассмотрим состав судов общей юрисдикции.

    Высшее звено — это Верховный суд РФ. Верховный суд РФ впервые был учрежден в России в советский период в 1922 г. в качестве высшего судебного органа, осуществляющего правосудие и контроль за всеми нижестоящими судами.

    Состав Верховного Суда:

    Судебная коллегия по гражданским делам;

    Судебная коллегия по уголовным делам;

    Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» Пленум осуществляет следующие полномочия:

    рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;

    утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;

    рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;

    заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В заседаниях Пленума участвуют:

    Генеральный прокурор РФ;

    Председатель Высшего арбитражного суда РФ.

    Пленум Верховного суда РФ созывается не реже одного раза в 4 месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор и министр юстиции уведомляются не позднее чем за 30 дней до заседания. Проекты постановлений Пленума направляются участникам не позднее, чем за 10 дней до заседания. Заседание Пленума возможно при наличии не менее 2/3 его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов. Ведется протокол заседания Пленума одним из членов судей Верховного суда РФ.

    Президиум Верховного суда РФ является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий. Заседания Президиума Верховного суда РФ проводятся не реже 1 раза в месяц.

    Полномочия судебных коллегий Верховного суда РФ. Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, а также в порядке надзора. Также коллегии пересматривают решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

    Кассационная коллегия Верховного суда РФ была учреждена в 1999 г. Она рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного суда в качестве суда первой инстанции; рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная коллегия состоит из 12 судей Верховного суда РФ и утверждается Советом Федерации по представлению Президента, основанному на представлении Председателя Верховного суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного суда РФ. Рассмотрение дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

    Судебная коллегия Верховного суда РФ была создана в связи с внесенными изменениями в 2001 г. в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с этим законом в эту коллегию включены 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий Верховного суда РФ. Под руководством Председателя Верховного суда РФ она призвана давать заключение (коллегиально, в составе не менее трех человек) по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей и привлечении их к уголовной ответственности или административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий в отношении судей, ограничивающих их конституционные права и свободы, либо нарушающих судейскую неприкосновенность (ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

    При Верховном суде РФ действует еще один орган, призванный обеспечивать его деятельность — Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, который утверждается Пленумом Верховного суда РФ, изучает вопросы, возникающие в судебной деятельности, разрабатывает соответствующие рекомендации по проектам:

    разъяснений Пленума Верховного суда РФ по применению законодательства исходя из материалов обобщений судебной практики и судебной статистики;

    представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

    инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным судом РФ. Кроме того, Научно-консультативный совет оказывает методическую помощь в организации работы научно-консультативных советов субъектов РФ.

    Для ознакомления с работой Верховного суда РФ и официального опубликования разъяснений его Пленума, практики Президиума и судебный коллегий по конкретным делам, издается «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации».

    В 1998 г. при Верховном суде РФ был создан Судебный департамент. Его деятельность регламентирована Федеральным законом от 8.01.1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ». Данная структура не осуществляет правосудия. Основное его предназначение — организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, под которым понимается деятельность по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

    Областные и приравненные к ним суды состоят из:

    Судебной коллегии по гражданским делам;

    Судебной коллегии по уголовным делам.

    Президиум суда осуществляет рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Наряду с этим он осуществляет организационно-руководящие функции:

    заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики;

    осуществляет контроль за работой районного суда по правильному применению законодательства;

    анализирует данные о состоянии преступности и судимости;

    заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о работе аппарата соответствующего суда, о работе по разрешению жалоб и заявлений граждан.

    Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц.

    Судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, кассационной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

    Состав суда. Рассмотрение гражданских или уголовных дел по первой инстанции может осуществляться как единолично, так и коллегиально. Коллегия может быть в следующем составе: при наличии ходатайства обвиняемого уголовное дело может рассматриваться судьей и присяжными заседателями либо 3 судьями-профессионалами. При кассационном рассмотрении — коллегия из 3 судей, в порядке надзора коллегия не менее 3 судей. Порядок формирования присяжных заседателей регламентирован Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Суды основного звена судебной системы именуются районными судами.

    В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов. Доля рассмотрения ими дел — 90% от общего количества судебных дел. Эти суды рассматривают уголовные и гражданские, а также дела об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции. Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

    Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

    Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

    Система военных судов:

    Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено);

    окружные (флотские) военные суды (среднее звено);

    гарнизонные военные суды (основное звено).

    В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы. Военная коллегия рассматривает гражданские и административные дела по первой инстанции единолично, либо коллегией, состоящей из трех судей. Уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо коллегией присяжных заседателей, по кассационной инстанции — коллегией из трех судей, в порядке надзора — коллегией из трех судей.

    Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы.

    Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Гражданские и административные дела рассматриваются судьей единолично, либо коллегией, состоящей из трех судей. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из трех судей либо коллегия присяжных заседателей. По кассационной инстанции — коллегия из трех судей. В порядке надзора — коллегия из трех судей. Также эти суды рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) суда, вступивших в законную силу. Данные суды принимают решения в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29 УПК РФ).

    Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу. Гражданские и административные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из 3 судей. Уголовные дела рассматривает судья, единолично либо коллегия, состоящая из 3 судей.

    Суды субъектов Российской Федерации

    В соответствии с ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов федерации относятся:

    конституционные (уставные) суды РФ;

    мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции.

    Полномочия конституционных (уставных) судов РФ предусмотрены в ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

    Полномочия мирового суда определяются Федеральным законом от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ и ФЗ № 2-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 14.02.2005 г. Исходя из этого, мировой судья рассматривает:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ст. 31 УПК РФ);

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

    дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

    дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

    дела об определении порядка пользования имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

    Мировые судьи осуществляют свои полномочия на судебных участках, которые создаются, исходя из численности от 15 до 23 тыс. человек.

    © А.Б.Панов, при использования материалов ссылка на сайт строго обязательна.

    panov.in

    Смотрите еще:

    • Приказ 1280 мо рф с изменениями 2010 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280"О предоставлении […]
    • Стипендия по приказу 945 Постановление Правительства РФ №945 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕот 18 ноября 2011 г. N 945 О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИПЕНДИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Правительство Российской Федерации […]
    • Приказ мз рф 29062011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2011 г. N 21286 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 29 июня […]
    • Приказ по дсту Приказ по дсту В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего документов в […]
    • Приказ мвд россии от 31012013 65 Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65"Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников […]
    • Приказ фельдшер Приказ фельдшер Зарегистрировано в Минюсте России 28 апреля 2012 г. N 23971 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ от 23 марта 2012 г. N 252н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВОЗЛОЖЕНИЯ НА ФЕЛЬДШЕРА, АКУШЕРКУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ […]
    • Приказ от 28012011 17 Приказ Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 N 30 "Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2011 N 20162) Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2011 г. N 20162 […]
    • Пленум вс рф по делам о защите прав потребителей Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" О настоящем постановлении […]

    Комментарии запрещены.