Должность доцента стаж

При определении научной специальности, по которой будет осуществляться представление соискателя к ученому званию, необходимо руководствоваться:

а) соответствием направленности читаемых соискателем ученого звания курсов лекций или дисциплин, по которым проводятся иные виды занятий научной специальности;

б) тематикой опубликованных соискателем за последние 3 года учебных изданий и научных трудов в рецензируемых изданиях;

в) областям исследований научной специальности в соответствии с ее паспортом.

Сохраняется ли стаж непрерывной работы на должности профессора (доцента) при переходе на другую кафедру в одной организации (в разных организациях)?

Согласно подпункту «а» пунктов 9, 11, 13, 15, 17 и 19 Положения о присвоении ученых званий соискатель ученого звания должен отработать непрерывно 2 года на должностях, предусмотренных подпунктом «в» пунктов 8, 10, 16 и 18, подпунктом «д» пункта 12 и 14 Положения о присвоении ученых званий в организации, которая будет осуществлять его представление к ученому званию.

Перевод на другую кафедру в одной организации на должность ранее занимаемую или должность, указанную в перечисленных выше пунктах Положения о присвоении ученых званий, не прерывает стажа работы преподавателя и по истечению 2-х лет работы на этих должностях соискатель имеет право представления к искомому ученому званию при условии соблюдения других требований и критериев, установленных для лиц, претендующих на присвоение ученого звания.

Исчисление стажа работы в должности доцента (профессора, заведующего кафедрой, декана факультета) начинать отсчитывать с момента назначения на должность по приказу или после прохождения конкурса (выборов)?

При представлении к ученому званию стаж работы на перечисленных должностях отсчитывается с момента фактического назначения на перечисленные штатные должности, по приказу (распоряжению) работодателя, изданному на основании заключения трудового договора.

Засчитывается ли в стаж научной и педагогической деятельности срок обучения в аспирантуре?

Согласно пункту 47 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814, действующего в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации об образовании и государственной научной аттестации, выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

Возможно ли представление соискателя к ученому званию по научной специальности отличной от тематики его диссертации?

В Положении о присвоении ученых званий отсутствует требование о соответствии темы диссертации соискателя ученого звания научной специальности, по которой будет осуществляться представление к ученому званию.

Как можно подтвердить стаж педагогической работы по специальности?

Наличие стажа педагогической работы по научной специальности можно подтвердить заверенными выписками из индивидуального плана работы в организации, которые должны содержать информацию об основных видах учебной работы (курс лекций, практические занятия, семинары, лабораторные работы) с указанием названия дисциплин (специальности), а также по каким образовательным программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров) или программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) осуществляется образовательная деятельность в соответствии с учебным планом.

Как определить 0,25 ставки, если к ученому званию представляется начальник (заместитель начальника факультета, директор филиала, главный научный сотрудник) образовательной или научной организации, ведущий педагогическую работу на условиях почасовой оплаты?

Если соискатель ученого звания работает на руководящей должности или на должности научного сотрудника и осуществляет образовательную деятельность по аккредитованным образовательным программам высшего образования или образовательным программам дополнительного профессионального образования по дополнительному соглашению к основному трудовому договору или в соответствии с внутренними локальными нормативными актами в организации, которая будет осуществлять его представление к ученому званию, то для подтверждения ведения педагогической деятельности на 0,25 ставки необходимо представить копию внутреннего локального нормативного акта организации, утверждающего верхний предел учебной нагрузки, дифференцированный по должностям профессорско-преподавательского состава. Исходя из этого предела следует произвести расчет 0,25 ставки и подтвердить фактическое выполнение педагогической деятельности соискателя ученого звания справкой по форме установленного образца (приложение № 7 приказа Минобрнауки России от 4 февраля 2014 г. № 81).

Все ли научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых журналах или только опубликованные за последние 5 лет (для профессора) и 3 года (для доцента)?

Требование подпункта «д» пункта 9 и подпункта «г» пункта 11 Положения о присвоении ученых званий подразумевает наличие у соискателя опубликованных по научной специальности, указанной в аттестационном деле, научных трудов в рецензируемых изданиях за последние 5 лет для профессоров и последние 3 года для доцента.

Научные труды могут быть опубликованы в любом рецензируемом журнале или только из списка журналов ВАК?

Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

С перечнем рецензируемых изданий можно ознакомиться на официальном сайте vak.ed.gov.ru в разделе «Нормативно-справочная информация», подраздел «Перечень рецензируемых научных изданий».

Научные труды, не вошедшие в вышеуказанный перечень, не учитываются при присвоении ученых званий.

Что понимать под учебными изданиями? Можно ли учитывать внутривузовские издания как методические рекомендации, справочники, инструкции.

Перечень учебных изданий, который может быть включен в список опубликованных учебных изданий и научных трудов, приведен в разделе II примечания к приложению № 2 приказа Минобрнауки России от 4 февраля 2014 г. № 81. В указанный перечень методические рекомендации не входят. В соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» справочники и инструкции к учебным изданиям не относятся.

Как правильно оформлять справку-представление в части указания наличия ученой степени и ученого звания, если в год присвоения ученого звания дипломы или аттестаты выдавались не на основании приказа организации?

Данную информацию необходимо вносить в соответствии с записями, имеющимися в дипломе или аттестате.

По какой форме писать согласие на обработку персональных данных?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» при оформлении аттестационных документов соискатель ученого звания дает свободно, своей волей и в своем интересе согласие на обработку персональных данных, которое должно содержать в себе следующую информацию:

— фамилию, имя, отчество, адрес, номер основного документа, удостоверяющего личность соискателя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем органе;

— наименование и адрес оператора, получающего согласие соискателя (Министерство образования и науки Российской Федерации по адресу: Ул. Люсиновская, д. 51, г. Москва);

— цель обработки персональных данных (исполнение полномочий Минобрнауки России по предоставлению государственной услуги по присвоению ученого звания);

— перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие соискателя (персональные данные, содержащиеся в аттестационных документах);

— перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных (любое действие или совокупность действий с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая обмен (прием и передачу), сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу, уничтожение, создание информационных систем персональных данных);

— срок, в течение которого действует согласие соискателя на обработку персональных данных (срок, установленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации);

vak.ed.gov.ru

Должность доцента стаж

Как получить доцента и профессора

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  • Ассистент
  • Преподаватель
  • Старший преподаватель
  • Доцент
  • Профессор
  • Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

    В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  • Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  • Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  • Член-корреспондент Академии наук.
  • Действительный член Академии наук.
  • Как получить должность доцента и профессора

    Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

    Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

    Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

    Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

    Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

    Как получить ученое звание доцента

    Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

    1. Ученая степень кандидата наук.
    2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
    3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
    4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
    5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
    6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.
    7. Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

      Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

      Как получить ученое звание профессора

      Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

    8. Наличие ученой степени доктора наук.
    9. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
    10. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
    11. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
    12. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
    13. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
    14. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
    15. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
    16. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.
    17. С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

      moluch.ru

      Замещения руководящих и профессорско-преподавательских должностей в российских вузах: квалификационные требования

      Александр Васильевич Завгородний
      к. ю. н., доцент, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

      Особенности трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений предопределили необходимость принятия специальных трудовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения трудовых отношений для этой категории работников.

      Правовой формой реализации трудовых прав преподавателей вузов, как и любого другого работника, является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают не на основании только одного трудового договора. Само основание возникновения их трудовых правоотношений значительно шире. Оно включает в качестве обязательного правоотношения — конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, предварительно должно вступить с вузом. Конкурсное правоотношение является, во-первых, предшествующим по отношению к трудовому правоотношению, возникающему в конечном итоге на основании трудового договора. Во-вторых, оно обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения или продолжения трудовых правоотношений какдля лица, впервые претендующего на преподавательскую должность, так и для уже работающего преподавателя.

      Таким образом, замещению должностей профессорско-преподавательского состава (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой), а также переводу их на иную преподавательскую должность в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

      Конкурс на замещение должности преподавателя, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

      Действующее в настоящее время Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ было утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 (далее — Положение от 26 ноября 2002 г.).

      Положение от 26 ноября 2002 г. определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава. Положение от 26 ноября 2002 г. в части профессорско-преподавательского состава распространяется только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высшего учебного заведения РФ.

      Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

      В настоящее время законодатель расширяет правовую регламентацию требований, предъявляемых к работникам высших учебных заведений. Так, при приеме на работу на определенные должности должны быть соблюдены установленные требования в отношении высшего образования, уровня квалификации и стажа работы.
      Следует обратить внимание на тот факт, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 года № 1н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее — Квалификационные характеристики) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

      В принятом разделе нашли отражение квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должностей руководителя (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, президента, заместителей руководителя (проректор, заместитель директора), руководителей (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения, начальника (заведующего) отделом (управлением) аспирантуры, советника при ректоре, ученого секретаря совета учреждения, ученого секретаря совета факультета (института). В этом же разделе указаны квалификационные требования к лицам, претендующим на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

      Каковы же основные требования, которым должны соответствовать претенденты на замещение руководящих и профессорско-преподавательских должностей в высших учебных заведениях?

      Требования к деловым качествам работника, соответствующим его профессии или должности, могут быть сформулированы работодателем либо установлены законодателем. Как правило, законодателем устанавливаются типовые и типичные (основные) требования. Они обычно касаются стандартных условий и не учитывают особенностей организации труда у данного работодателя. Поэтому и появляется потребность в их уточнении на локальном уровне с учетом специфики той или иной работы.

      Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.

      Однако в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, не содержится соответствующих норм. Оно лишь обращает внимание на то, что к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 88) и отвечающие определенным квалификационным требованиям. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и/или квалификации.

      В пункте 2 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматриваются следующие два уровня высшего профессионального образования:

      1) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

      2) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».

      Переход на двухуровневую систему обучения был обусловлен тем, что в 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс, подписав 19 сентября Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонскую декларацию). В Декларации говорится о том, что принимаемая система базируется на двух главных этапах: получения высшего образования и получения ученой степени. Доступ ко второму этапу предполагает успешное прохождение первого этапа обучения, длящегося не менее трех лет. Университетский диплом (степень), выдаваемый после первого этапа, должен соответствовать определенному уровню квалификации — бакалавр. Второй этап обучения должен давать возможность получения степени магистра.

      Нетрудно заметить, что суть Болонского процесса состоит в реформировании не только высшего образования, но, что не менее важно, и рынка труда, а также в создании условий для свободного перемещения трудовых ресурсов в пределах европейского экономического пространства.

      На наш взгляд, присоединение России к Болонскому соглашению имеет для нее как положительные, так и отрицательны моменты. С одной стороны, двухуровневая система обучения снижает расходы государства на образование, поскольку не все бакалавры продолжают свое обучение в магистратуре. В то же время вопрос о возможности занятия соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом.

      В соответствии с Болонским соглашением степени бакалавра и магистра как уровни высшего профессионального образования с сохранением специалиста были введены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В настоящее более 70% вузов уже реализовали двухуровневые программы высшего профессионального образования (бакалавр, специалист или магистр).

      Основное назначение принятых квалификационных требований заключается в необходимости предварительного определения соответствующего уровня специальной подготовки лица для замещения им конкретной должности в вузе. Так, при наличии необходимой специальности и квалификации, а в установленных случаях и стажа работы, претендент на замещение конкурсной должности допускается к участию в конкурсном избрании.

      Для замещения должности ассистента претендент должен иметь высшее образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

      Нетрудно заметить, что говоря о наличии высшего образования, составители квалификационных характеристик не уточняют, какой конкретно уровень высшего образования (бакалавр, магистр или специалист) должно иметь лицо, претендующее на профессорско-преподавательскую должность, в том числе и на должность ассистента.

      Казалось бы, освоение любой ступени (уровня) высшего профессионального образования уже должно предоставлять лицу право претендовать на замещение всех тех должностей, в том числе и профессорско-преподавательских, которые в обязательном порядке требуют наличия у претендента высшего профессионального образования. Однако в последнее время на практике постоянно возникают вопросы, связанные с возможностью замещения той или иной должности бакалаврами, специалистами и магистрами. Наименее определенным является положение бакалавров, выпуск которых осуществляется многими вузами вот уже на протяжении нескольких лет. Степень бакалавра хотя и считается высшим образованием, тем не менее на практике ограничивает свободу трудоустройства лица, ее получившего. Вопрос о возможности замещения соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом.

      На наш взгляд, претендовать на замещение профессорско-преподавательской должности могут лишь лица, имеющие более высокий образовательный ценз — специалиста или магистра. В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бакалавр не может быть принят в аспирантуру. В аспирантуру (послевузовское профессиональное образование) государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Таким образом, законодатель, лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, тем самым ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук. Следует заметить, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и/или ученое звание. Следовательно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

      В отличие от бакалавра, имеющего на практике определенные ограничения по трудоустройству, например, при замещении научно-педагогических должностей, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть доступны все должности. Таким образом, магистры имеют право замещать все должности, предусматривающие наличие высшего профессионального образования, в том числе и должности преподавателей и научных сотрудников в высшем учебном заведении.

      Следует признать, что существующая на практике проблема дискриминации бакалавров пока не нашла должного отражения ни в юридической литературе, ни в законодательстве. К сожалению, следует констатировать, что утвержденные приказом Министерства здравоохранения и развития РФ квалификационные характеристики также обошли своим вниманием указанную проблему. Тем не менее, на наш взгляд, законодатель должен в ближайшее время дать соответствующие разъяснения и внести поправки в ряд федеральных законов. Эти разъяснения и поправки должны определить право бакалавра, специалиста или магистра замещать те или иные должности, в том числе должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в соответствии с полученными ими уровнями высшего профессионального образования.

      Чтобы исключить сложившуюся по факту дискриминацию при приеме на работу бакалавров, необходимо, чтобы законодатель определил круг должностей (работ), которые имели бы право замещать лица, имеющие квалификацию (степень) бакалавра. Принятие «табели о рангах» даст, прежде всего, бакалаврам соответствующие гарантии как лицам, имеющим профессиональное высшее образование (бакалавриат).

      Следовательно, на замещение должности ассистента (как впрочем, и других профессорско-преподавательских должностей) могут претендовать только лица, имеющие квалификацию специалиста или квалификацию магистра.

      Аналогичные требования к квалификации установлены и для лиц, претендующих на замещение должности преподавателя. Составители квалификационных характеристик, по сути, уравняли в правах и обязанностях ассистента и преподавателя.

      В отношении кандидатов, претендующих на замещение должности старшего преподавателя, установлены дополнительные требования к их квалификации. Кроме высшего профессионального образования требуется стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, а при наличии ученой степени кандидата наук необходим стаж научно-педагогической работы не менее одного года.

      Для замещения должности доцента необходимо, чтобы претендент имел высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника). Таким образом, при наличии у лица ученого звания требование к стажу научно-педагогической работы становится неактуальным.

      Хотелось бы напомнить, что ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации. При условии, что они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов успешно работающих в указанных должностях в течение года. Также они должны иметь стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации и являться авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года. Кроме того, они должны являться авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.

      Самые высокие требования к квалификации установлены для лиц, претендующих на замещение должности профессора. Кроме высшего профессионального образования необходима ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет или ученое звание профессора.

      В каком случае присваивается ученое звание профессора? Ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации. При этом обязательным условием является наличие опубликованных учебно-методических и научных работ, при чтении курса лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов успешно работающих в указанных должностях в течение года. Также они должны иметь стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации. Претенденты на ученое звание профессора должны быть авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее трех учебников (учебных пособий), опубликованных за последние десять лет и рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Кроме того, они должны быть авторами (соавторами) не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние три года, а также являться авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года. Важным моментом при этом является подготовка ими в качестве научных руководителей или научных консультантов не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

      Должность заведующего кафедрой могут замещать лица, имеющие высшее профессиональное образование, ученую степень и ученое звание и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее пяти лет. Таким образом, на должность заведующего кафедрой могут претендовать лица, имеющие ученую степень кандидата (доктора) наук, ученое звание доцента (профессора) и стаж работы по профилю кафедры не менее пяти лет.

      На должность декана факультета может претендовать лицо, имеющее высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет, а также имеющий ученую степень кандидата (доктора) наук или ученое звание доцента (профессора).

      Следует также учитывать, что должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения в соответствии с ч. 3 ст. 332 ТК РФ являются выборными. Избрание на выборную должность как основание возникновения трудовых правоотношений предполагает согласие лица на занятие выборной должности, акт избрания на должность и акт утверждения в должности по результатам выборов.

      При замещении выборных должностей трудовое правоотношение возникает на основании определенной совокупности фактов и срочного трудового договора. Однако следует обратить внимание, что ст. 332 ТК РФ не содержит ограничений для заключения трудового договора при замещении должностей декана факультета и заведующего кафедрой на неопределенный срок, так же как и в отношении всех других профессорско-преподавательских должностей.

      Порядок (процедура) выборов на указанные должности определяется уставом высшего учебного заведения. Однако в уставе, как правило, определен лишь общий порядок выборов декана факультета и заведующего кафедрой.

      В соответствии со сложившейся практикой процедура выборов может быть подробно определена в любом локальном нормативном акте вуза, например, в Положении о порядке выборов декана факультета и в Положении о порядке выборов заведующего кафедрой в данном высшем учебном заведении. Эти локальные акты принимаются на ученом совете вуза и утверждаются приказом ректора.

      Утвержденные квалификационные характеристики с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной профессорско-преподавательской должности позволят более подробно уточнять содержание трудовой функции при заключении трудового договора с преподавателями вузов, а также исключить излишние трудовые споры и упорядочить правовое регулирование их труда.

      Квалификационные характеристики дают возможность вузу применять их в качестве нормативных документов или они могут служить основой для разработки локальных должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава с учетом особенностей организации учебного процесса, труда и управления, а также прав и ответственности преподавателей вузов. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

      При разработке должностных инструкций в вузе допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников.

      Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них обязанности, могут назначаться на соответствующие должности. Однако подобное назначение может быть сделано по рекомендации аттестационной комиссии.

      Так, в соответствии с квалификационными характеристиками в особых случаях на должность доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания (доцент, профессор). При условии, что они имеют стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Причем эти лица должны быть избраны в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности либо без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности — при приеме на работу по совместительству или в создаваемое образовательное учреждение до начала работы ученого совета на срок не более одного года. В случае принятия их для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

      Однако квалификационные требования, которым должен соответствовать претендент на ту или иную должность, нельзя смешивать с их деловыми качествами. Следовательно, у работников должны быть формально-юридическое права претендовать на замещение соответствующей должности, которые устанавливаются в квалификационных требованиях. Работодатель же вправе производить отбор работников, по своим квалификационным и деловым качествам наиболее полно отвечающих специфике той работы, для которой они принимаются.

      Деловые качества — это способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника, а также его соответствия иным требованиям, обязательным в силу прямого предписания федерального закона либо вытекающим из специфики той или иной работы.

      Таким образом, понятие «деловые качества» можно, по мнению М. В. Филипповой, разложить на несколько составляющих:

      Кроме квалификационных характеристик и деловых качеств претендента при приеме на работу вузу также следует учитывать, что ч. 2 ст. 331 ТК РФ оговаривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению научно-педагогической деятельности.

      Не допускаются к педагогической деятельности лица:

      Следует также учитывать, что в ст. 351.1 ТК РФ установлено ограничение на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. В соответствии с указанной статьей к трудовой деятельности в указанных выше сферах не допускаются лица:

      Таким образом, лицо, имеющее или имевшее ранее судимость, не может быть допущено к педагогической деятельности.

      Каковы основные требования, предъявляемые законодательством для замещения должности руководителя (ректора) высшего учебного заведения?
      Согласно п. 4 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего вуза может быть:

      1. избран коллективом образовательного учреждения;
      2. избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
      3. избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
      4. назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
      5. назначен учредителем;
      6. назначен Президентом Российской Федерации;
      7. нанят учредителем.
      8. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» замещение должности ректора высшего учебного заведения осуществляется либо в результате избрания (выборов), либо в результате назначения на должность в случаях, указанных в законе.
        Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на согласование аттестационных комиссий. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения.

        Таким образом, во-первых, процедура выдвижения кандидатур на должность ректора должна обязательно предусматривать возможность самовыдвижения. Во-вторых, кандидатуры на должность ректора государственных и муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с уставами этих вузов, представляются на согласование аттестационной комиссией учредителя(п. 3. ст. 35 Закона РФ «Об образовании»).

        Аттестационные комиссии создаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами в городских округах (учредителями) и действуют на общественных началах.

        Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов.

        Для вузов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, предусмотрено, что избранный ректор утверждается в должности Правительством РФ по представлению федерального органа управления образованием.

        Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была дополнена п. 5.1. В соответствии с этим дополнением ректор федерального университета не избирается, а назначается Правительством РФ на срок до пяти лет. Учредителем федерального университета является Правительство РФ, к компетенции которого отнесено право назначать ректора и прекращать его полномочия, а также заключать и прекращать с ним трудовой договор.

        Следует обратить внимание, что установленный порядок выборов и назначения ректора не распространяется на два ведущих российских вуза. Так, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. При назначении на должность ректора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и должность ректора Санкт-Петербургского государственного университета Президентом Российской Федерации определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть переназначены в должности ректора на новый срок.

        Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Учредителем Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.

        Полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, осуществляет по согласованию соответственно с Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Руководители юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

        Состав научно-образовательного комплекса Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и состав научно-образовательного комплекса Санкт-Петербургского государственного университета определяются соответственно уставом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и уставом Санкт-Петербургского государственного университета.

        По достижении ректором Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, ректором Санкт-Петербургского государственного университета предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент Российской Федерации вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок, каждый раз в пределах пятилетнего срока.

        Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом Российской Федерации.

        В соответствии с принятыми квалификационными характеристиками претендент на должность ректора высшего учебного заведения должен соответствовать определенным квалификационным требованиям. Подобное лицо должно иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики. Необходимо наличие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания доцента (профессора), а также стаж научной или научно-педагогической работы не менее пяти лет. С учетом ч. 12 ст. 332 ТК РФ лицо, претендующее на должность ректора, должно быть не старше 65 лет.

        В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения (ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). При этом в устав вуза в установленном порядке вносятся соответствующие изменения, а также принимается положение о президенте вуза.

        Каковы основные требования к квалификации президента высшего учебного заведения? В соответствии с квалификационными характеристиками лицо, претендующее на должность президента вуза, должно иметь высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата (доктора) наук, ученое звание доцента (профессора) и стаж научно-педагогической работы или работы в должности ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования не менее десяти лет.

        Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет вуза органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.

        Говоря об избрании президента на заседании ученого совета вуза, законодатель, видимо, подразумевал, что это выборная должность, и порядок выборов будет определяться ученым советом высшего учебного заведения. В случае неизбрания в установленном порядке на должность президента кандидата, предложенного учредителем, вуз не может самостоятельно выдвинуть другую кандидатуру, минуя ее согласование с учредителем. Только учредитель может впоследствии предложить вузу нового кандидата на должность президента.

        Тем не менее нельзя исключать ситуацию, когда кандидатура для избрания на должность президента государственного или муниципального вуза может быть выдвинута его ученым советом для последующего согласования с учредителем.

        Президент вуза избирается на ученом совете вуза простым большинством голосов тайным голосованием на безальтернативной основе на срок до пяти лет.
        После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа (учредителем), в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

        Как мы видим, из круга полномочий ректора как руководителя организации выпадает право на заключение трудового договора с президентом вуза. Тем не менее ректор вуза участвует в согласовании с президентом высшего учебного заведения его полномочий.

        Следовательно, основанием возникновения трудовых правоотношений по должности президента является наличие определенной совокупности фактов: 1) представление учредителем в ученый совет вуза кандидатуры на должность президента; 2) избрание ученым советом вуза представленной учредителем кандидатуры; 3) заключение между учредителем и президентом срочного трудового договора.

        Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.

        Следует заметить, что увольнение президента высшего учебного заведения по основаниям, установленным для руководителя (ректора) вуза, в том числе со ссылкой на п. 2 ст. 278 ТК РФ, является достаточно спорным, учитывая, что президент ни юридически, ни фактически руководителем вуза не является. Это может вызвать серьезные трудности при практическом применении данного основания для прекращения трудового договора с президентом вуза, в том числе и для судебной практики.

        Таким образом, к участию в замещении руководящих и профессорско-преподавательских должностей допускаются претенденты, обладающие дополнительной специальной правоспособностью. Только по отношению к данным лицам можно говорить о свободе добровольного выбора научно-педагогического труда как рода трудовой деятельности и места его приложения в любом высшем учебном заведении. Это не может служить поводом для суждений о неравенстве или ограничений трудовой правоспособности граждан, поскольку каждый имеет равные со всеми возможности получения соответствующего образования и квалификации (включая и научную степень) с учетом личных склонностей и способностей.

        В п. 2 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» используется термин «конкурсный отбор». В ТК РФ (ч. 2 ст. 332) «конкурсный отбор» заменен понятием «избрание по конкурсу» на замещение соответствующей должности.

        Вестник образования России. 2003. № 5.

        В Положении речь идет только о срочном трудовом договоре, так как оно было утверждено до принятия новой редакции ТК РФ, которая предоставила возможность заключения с научно-педагогическими работниками и трудового договора на неопределенный срок (ст. 332 ТК РФ).

        На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, Положение от 26 ноября 2002 г. не распространяется.

        Российская газета от 13 марта 2011 года.

        СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 731.

        В дореволюционной России магистр занимал место между специалистом и кандидатом наук и имел значительные привилегии. Он вправе был подать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане, мог зачисляться на должность экстраординарного профессора университета, получал право на чин 9-го класса при поступлении на гражданскую службу, получал серебряные академические знаки и т. п.

        Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). СЗ РФ. 1996. № 35.Ст. 4135.

        Квалификация «специалист» в настоящее время не вписывается в Болонскую систему, и потому высока вероятность того, что у лиц с подобными дипломами могут возникнуть проблемы с трудоустройством уже в самом недалеком будущем.

        Студенты, обучающиеся в магистратуре, могут до поступления в аспирантуру сдать кандидатские экзамены, по истории и философии науки, а также по иностранному языку по программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

        Пашков А. С. Избранные труды по трудовому праву. СПб., 2006. С. 296.

        См. п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6).

        Курс российского трудового права / Под ред. Е. Б. Хохлова. Т. 3. Трудовой договор. СПб., 2007. С. 380–381.

        Закон РФ от 13 марта 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

        Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3289.

        К таковым относятся Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский горный институт (технический университет), Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова.

        СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 786.

        Федеральный закон РФ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

        На практике установленное законом возрастное ограничение по отношению к ректорам вузов постоянно нарушается, что вызывает сомнение в необходимости установления подобного ограничения.

        См., Типовое положение о президенте государственного высшего учебного заведения, утв. Руководителем Федерального агентства по образованию 18 марта 2007 г. // Официальные документы в образовании. Межведомственный информационный бюллетень. 2007. № 12.

        На наш взгляд, лицо замещающее должность президента высшего учебного заведения, прежде всего, должно иметь опыт работы в должности ректора вуза.

        www.top-personal.ru

        Смотрите еще:

        • График выплаты пенсии в ленинградской области График выплат пенсий в мае 2018 года График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в мае 2018 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; 196140; 196621; 196631; 196625; 196642; 196644; 196645; 196652; 196632; 197229; 194361; 197730; […]
        • Приказы мвд по пожарной безопасности Приказ МВД РФ от 14 декабря 1993 г. N 536 "О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" Приказ МВД РФ от 14 декабря 1993 г. N 536"О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" 1. Ввести в действие с 31 января 1994 года "Правила пожарной безопасности […]
        • 204 оз о ежемесячном пособии на ребенка Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" (с изменениями от 25 марта, 10 декабря 2005 г., 21 июля 2006 г., 19 марта, 3 декабря 2007 г., 12 июля, 19 декабря 2008 […]
        • Осаго самара коэффициент Стоимость полиса ОСАГО увеличена Постановлением Правительства России № 574 от 13 июля 2011 утверждены новые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Увеличены практически все виды коэффициентов, на основе которых рассчитывается стоимость […]
        • График выдачи пенсии в октябре 2018 в спб График выплаты пенсий в октябре 2018 года в Санкт-Петербурге График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в октябре 2017 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; 196140; 196621; 196631; 196625; 196642; 196644; 196645; 196652; 196632; […]
        • Приказ об условно переведенным Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза А.И. Маркова ПОЛОЖЕНИЕ об условном переводе учащихся, имеющих академическую задолжность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 с углубленным […]
        • Закон республики татарстан о муниципальной службе в республике татарстан Закон РТ от 17 января 2008 г. N 5-ЗРТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон Республики Татарстан от 17 января 2008 г. N 5-ЗРТ"О муниципальной службе в Республике Татарстан" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 18, 26 декабря 2008 г., 9, 12 […]
        • Нотариус часы работы с 9 Все нотариусы Уфы 27 августа 2010 1:00 1. Нотариус Абдуллина Э.Ф. Адрес: Менделеева ,207, остановка транспорта - «Лесопарковская» Телефон: 278-76-39 Время работы: понедельник, четверг: с 9 до 17, обед с 13 до 14, вторник, среда, пятница: с 10 до 18, суббота, воскресенье: выходной 2. Нотариус Азнаева […]

    Комментарии запрещены.