Федеральный закон 1-фз об электронной цифровой подписи от 10012002

Проект федерального закона «Об электронной подписи»

В начале 2010 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 305592-5 «Об электронной подписи».

Попробуем разобраться, для чего нужен новый закон.

В пояснительной записке к законопроекту приводится следующая статистика: по состоянию на 2007 г. количество пользователей электронно-цифровой подписи в России не превысило 1% от общего числа населения, в то время как в Европейском союзе уровень проникновения технологий электронной подписи в 2005 г. уже достиг 70% населения. Причиной такого колоссального отставания являются недостатки действующего Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», который вопреки мировой практике имеет неоднозначное определение сферы применения закона и ряд существенных ограничений. Действующий федеральный закон в некоторых пунктах противоречит положениям международных правовых актов, таких как директива ЕС по электронным подписям или модельные законы UNCITRAL об электронной коммерции и об электронных подписях.

Что нового?

По мнению авторов проекта, новый закон должен устранить основные недостатки действующего Федерального закона от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», среди которых:

  • противоречие принципу «технологической нейтральности» ограничением использования инфраструктуры открытых ключей;
  • несогласованность с важными законодательными актами, например, о техническом регулировании и лицензировании отдельных видов деятельности;
  • отсутствие правового признания других видов ЭП;
  • отсутствие свободного выбора в использовании средств подписи;
  • невозможность использования электронной подписи юридическими лицами.
  • Новый законопроект лишен вышеуказанных недостатков, при этом значительно расширяет сферу применения ЭП.

    Основным нововведением в законопроекте является расширение определения понятия электронной подписи и введение трех разновидностей ЭП:

  • простая электронная подпись – ЭП, созданная с помощью технических средств лицом, подписавшим электронное сообщение, и содержащая однозначное указание на это лицо;
  • усиленная электронная подпись – ЭП, отвечающая требованиям простой электронной подписи, позволяющая подтвердить целостность и неизменность электронного сообщения после его подписания;
  • квалифицированная электронная подпись – ЭП, отвечающая требованиям усиленной электронной подписи, подтверждаемая сертификатом, который выдан удостоверяющим центром, аккредитованным в соответствии с требованиями будущего федерального закона.
  • Понятие «электронная цифровая подпись», определенная в действующем законодательстве, соответствует понятию «квалифицированная ЭП». При этом новый законопроект не изменяет структуры, субъектов и предмета отношений, регулируемых действующим федеральным законом. Соответственно все выданные сертификаты действительны до окончания срока их действия.

    Наличие дополнительных видов ЭП позволяет упростить доверенное информационное взаимодействие благодаря использованию участниками взаимодействия любой технологии и технических средств, позволяющих выполнить требования законопроекта по их усмотрению.

    Кроме того, законопроект вводит понятие аккредитации удостоверяющих центров для выдачи квалифицированных сертификатов. Аккредитацию может получить любой российский или иностранный удостоверяющий центр, что дает возможность создать трансграничный документооборот. Законопроект имеет множество других нововведений, в том числе устраняющих недочеты действующего федерального закона.

    Критика законопроекта

    Однако, несмотря на заявленную авторами ориентацию на современные требования рынка, законопроект подвергается критике со стороны разработчиков технологий ЭП. В своих выводах они приходят к нецелесообразности принятия закона в нынешней редакции, выделяя следующие недостатки:

  • отсутствие четкого определения области применения различных видов ЭП;
  • отсутствие требования сертификации либо аттестации средств простой и усиленной ЭП, что снижает уровень доверия к системе и увеличивает сложность судебной экспертизы спорных ситуаций;
  • отсутствие существенного положения по деятельности государственных регуляторов в области ЭП.
  • Если подытожить изложенное выше, концепция законопроекта «Об электронной подписи» соответствует общепринятой международной практике, доказавшей свою эффективность. И в первую очередь является расширением существующего закона, что дает толчок развитию и широкому распространению технологий ЭП. При этом у законопроекта в нынешней редакции существуют очевидные недостатки, усложняющие применение будущего закона и тормозящие развитие информационного общества в России. Как говорится, в споре рождается истина, поэтому остается надеяться, что новый законопроект не повторит судьбу действующего нормативного акта.

    www.itsec.ru

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ
    «Об электронной цифровой подписи»

    С изменениями и дополнениями от:

    8 ноября 2007 г.

    Принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

    Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ

    Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 г. признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    10 января 2002 г.

    Определяются правовые условия использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Под электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) понимается реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

    Устанавливаются условия использования ЭЦП, определяется статус удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей, а также некоторые особенности использования ЭЦП.

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 127

    Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ) настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 июля 2013 г.

    Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2013 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    base.garant.ru

    06 июня, 2011 | Александр ВЕРЕТЕННИКОВ

    Федеральный закон «Об электронной подписи»: точка или многоточие? (20538)
    информационная безопасность, цифровая подпись, закон, сравнительный анализ

    «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам» Никколо Макиавелли

    В связи с принятием нового Федерального Закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», отменяющего закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» только лишь с 01 июля 2012 г., мы попали в так называемый переходный период. А нужен ли этот «переход» или можно открыть сиё «священное писание» и безусловно следовать ему?
    Постараемся посмотреть на некоторые особенности нового закона в сравнении с уже действующим законом «Об электронной подписи».

    Сфера действия закона

    Федеральный закон, с которым мы живем уже девять лет, рассматривает применение ЭЦП в электронных документах. При этом, под электронным документом понимается «. документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме 1 ». Термин «информация» трактуется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» 2 . Однако форма представления Законодателем определена — электронно-цифровая, т.е. пригодная «. для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» 3 .
    Тем не менее, зафиксировав в электронной цифровой форме информацию, документ не получим, т.к. документом (документированной информацией) является «. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» 4 . Т.е. зафиксированная на материальном носителе информация, должна содержать так называемый один или более «. обязательный элемент оформления официального документа» 5 .
    Если же посмотреть, что является официальным документом, то узнаем, что это «. документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке» 6 . Причем под оформлением документа понимают «. проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования» 7 . Само же документирование — это «. запись информации на различных носителях по установленным правилам» 8 .

    1 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ст. 3.
    2 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
    информации», ст. 2, п. 1.
    3 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»ст. 2, п. 11.1.
    4 ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Ст. 2.1, п. 3.
    5 ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Ст. 2.2.1, п. 39.
    6 ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Ст. 2.1, п. 23.
    7 ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Ст. 2.2.1, п. 49.
    8 ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Ст. 2.2.1, п. 32.

    Таким образом, получаем, что порядок представления информации должен быть четко определен, в соответствии с ним физическое или юридическое лицо фиксирует некие сведения, с одной стороны, в виде, понятном для человека, а с другой стороны, -пригодном для использования в информационных системах. И вот для такого вида документированной информации применяется электронная цифровая подпись «. при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях» 9 .
    Наше утверждение подкрепляет статья 1 Федерального закона об ЭЦП, где в качестве цели указывается «. обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе» 10 . Тем самым фактически создаются условия для реализации так называемой электронной версии бумажного документооборота.
    Меняет ли что-нибудь новый Федеральный закон?
    В Федеральном законе «Об электронной подписи» указывается, что он «. регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий» 11 .
    Т.е. все перечисленные и подразумеваемые области применения нового закона касаются юридически значимых действий. Не смотря на то, что виды юридически значимых действий очень разнообразны, одним из критериев, по которым то или иное действие признается таковым, является наличие правовых последствий, т.е. возникновение, изменение, прекращение или сохранение правоотношений. Именно такой подход предполагают теория права и судебная практика 12 .
    Таким об9 разом, как и в предыдущем законе, так и в новом говорится о действиях, которые несут правовые последствия. Однако в первом случае обращается внимание на создание условий, при которых подпись в электронном документе признается равнозначной рукописной подписи. Во втором же случае говорится о регулировании отношений при использовании электронных подписей.

    ЭЦП и электронная подпись

    Начнем с того, что в новом законе в противовес ЭЦП выделяют три вида электронных подписей: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Рассмотрим все виды цифровых подписей, действующие на сегодняшний «переходный период».
    Электронная цифровая подпись позволяет «. идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе» 13 .

    9 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Ст. 1, п. 2.
    10 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Ст. 1, п. 1.
    11 Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Ст. 1.
    12 Бриллиантов А.В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного
    лица // «Российский следователь» № 9, 2010 г., изд-во ООО «Издательская группа «Юрист», стр. 6-10.
    13 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ст.З.

    Простая подпись «. подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом», усиленные электронные подписи позволяют «. определить лицо, подписавшее электронный документ, обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания» 14 .
    По своей сути и идентификация владельца сертификата ключа подписи, и подтверждение факта формирования подписи определенным лицом, и определение лица, подписавшего документ, необходимы для ответа на вопрос: кто автор? К кому в случае конфликтной ситуации предъявлять претензии за содержимое документа, при условии, что оно не было несанкционированно изменено? Вот только механизмы получения этого ответа разные. В частности, для создания ЭЦП, усиленных электронных подписей применяются криптографические технологии, а в основе простой подписи лежит применение паролей, кодов и иных, скорее всего не криптографических, способов. Почему «скорее всего»? Да потому что Законодатель еще четко не обозначил свой взгляд на то как сделать/использовать простую подпись, а только лишь указал направление движения и предложил участникам информационной системы самим договориться о деталях.
    Общим для ЭЦП и усиленных подписей является выявление изменений в подписанном документе, что в принципе не обеспечивается применением простой электронной подписи. Под вопросом также остается и неизменность самой простой электронной подписи в документе, отправляемом по каналу связи или хранимом в информационной системе.

    Процедуры проверки и формирования подписей

    Формирование ЭЦП осуществляется с помощью криптографического преобразования над сообщением с применением ключа подписи и параметров схемы ЭЦП 15 . Если сопоставить данную терминологию с законом об ЭЦП, то получим, что под сообщением следует понимать электронный документ, а под ключом подписи — закрытый ключ ЭЦП.
    Усиленная электронная подпись создается средствами электронной подписи, а входными данными являются электронный документ и ключ электронной подписи.
    При создании квалифицированной подписи выдвигается дополнительное требование, состоящее в необходимости подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ, используемых средств электронной подписи.
    Для проверки подлинности ЭЦП необходимо использовать:

  • сертифицированное средство электронной цифровой подписи
  • сертификат ключа подписи, который формируется Удостоверяющим центром, зарегистрированным, в свою очередь, в реестре Уполномоченного федерального органа (в настоящее время — Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ 16 )
  • Проверка квалифицированной усиленной подписи должна выполняться с использованием:

  • средства электронной подписи, получившего подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ
  • ключа проверки электронной подписи, указанного в квалифицированном сертификате, создаваемого и выдаваемого аккредитованным удостоверяющим центром
  • 14 Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», ст. 5, п. 2-4.
    15 ГОСТ Р 34.10-2001. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки
    электронной цифровой подписи.
    16 Указ Президента РФ от 25.08.2010 г. № 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере
    информационных технологий», Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ,
    утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. №418

    При соблюдении указанных выше условий квалифицированная подпись будет считаться действительной если:

  • квалифицированный сертификат действителен либо на момент подписания
    документа (при условии достоверности информации о моменте подписания), либо, в
    случае невозможности достоверно установить момент подписания — на день проверки
    действительности самого сертификата;
  • установлена принадлежность подписи владельцу квалифицированного
    сертификата;
  • подтверждено отсутствие изменений в подписанном электронном документе;
  • подпись используется с учетом ограничений, указанных в соответствующем
    квалифицированном сертификате.
  • Что же касается процедуры проверки неквалифицированной усиленной подписи, то она выполняется средством электронной подписи с применением соответствующего ключа проверки электронной подписи и допускает отсутствие сертификата ключа проверки электронной подписи.
    В отношении простой подписи Законодатель от «разглашения» подробностей пока воздержался, предлагая тем, кому необходима такая подпись воспользоваться соглашением между участниками информационного взаимодействия.

    psj.ru

    Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

  • Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
  • Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи

    Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

    электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

    владелец сертификата ключа подписи – физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

    средства электронной цифровой подписи – аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций — создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

    сертификат средств электронной цифровой подписи – документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

    закрытый ключ электронной цифровой подписи – уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

    открытый ключ электронной цифровой подписи – уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

    сертификат ключа подписи – документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

    подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе – положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

    пользователь сертификата ключа подписи – физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

    информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

    корпоративная информационная система — информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

    Глава II. Условия использования электронной цифровой подписи

    Статья 4. Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи

    1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
      • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
      • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
      • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
      • Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.
      • Статья 5. Использование средств электронной цифровой подписи

        Создание ключей электронных цифровых подписей осуществляется для использования в:

      • информационной системе общего пользования ее участником или по его обращению удостоверяющим центром;
      • корпоративной информационной системе в порядке, установленном в этой системе.
      • При создании ключей электронных цифровых подписей для использования в информационной системе общего пользования должны применяться только сертифицированные средства электронной цифровой подписи. Возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      • Использование несертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не допускается.
      • Сертификация средств электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о сертификации продукции и услуг.
      • ca.kontur.ru

        Закон об электронной подписи 63-ФЗ

        Зачем нужен ФЗ об электронной цифровой подписи

        Когда дело касается обычных бумажных документов, то, чтобы идентифицировать личность человека, а также заверить достоверность сведений, которые указаны в них, ставится уникальная рукописная подпись.

        Но что делать, если документ электронный? Внедрение электронного документооборота практически во все сферы деятельности сделало необходимым наличие цифрового аналога привычной росписи. Для этого создана электронная подпись (ЭЦП). Но чтобы она оказалась уникальной, а использование ее — безопасным, требуется законодательное регулирование.

        Взамен ранее действовавшего ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭП) от 06.04.2011, поскольку определение ЭЦП перестало соответствовать современной терминологии. Термин, введенный в 2002 году 1-ФЗ об ЭЦП, утратил силу. Выражение «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» становится некорректным.

        63-ФЗ принят в целях регулирования отношений в следующих областях:

        • совершение гражданско-правовых сделок;
        • оказание государственных и муниципальных услуг;
        • исполнение государственных и муниципальных функций;
        • совершение иных юридически значимых действий.
        • Закон принят, чтобы обеспечить сохранение подлинности и достоверности электронных документов и информации, заверенных ЭП подписанта, при соблюдении требований, указанных в законе. Также обмен документами, которые подписаны электронно, позволяет одновременно решить проблему замедленного процесса документообмена в бумажном формате и утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени.

          Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

          Ключевые положения

          Закон о цифровой подписи включает 20 статей, раскрывающих следующие нормы:

        • основные термины и определения;
        • принципы и правила использования;
        • виды, особенности использования;
        • процедура выдачи сертификата в удостоверяющем центре;
        • обязанности человека, который использует ЭП;
        • деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск.
        • Итак, определение «электронная подпись» закон дает следующее: это информация в электронной форме, которая содержит уникальную последовательность символов (ключ) и присоединяется к цифровому документу, чтобы определить личность подписанта.

          Функции по созданию и выдаче возложены на удостоверяющие центры, использующие в процессе своей деятельности специальные шифровальные, криптографические средства. Центры могут быть как государственными, так и иными юридическими лицами.

          Ст. 5 указывает на три вида ЭП (правила определены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634):

          1. Простая.
          2. Неквалифицированная усиленная.
          3. Квалифицированная усиленная.
          4. Простая генерируется с использованием кодов и паролей, и заверенный документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 утверждены правила ее использования при оказании государственных и муниципальных услуг.

            Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

            Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида. Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 устанавливает форму квалифицированного сертификата ключа.

            Работа с ЭП

            В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действию по получению, использованию и хранению цифровой подписи, а также ряд строгих запретов, в том числе: нельзя передавать неуполномоченным лицам, оставлять флеш-накопитель без присмотра, игнорировать правила хранения и защиты.

            Также установлены требования к содержанию информации в сертификате ключа:

          5. уникальный номер;
          6. даты начала и окончания срока действия;
          7. фамилия, имя и отчество — для физических лиц, наименование и место нахождения — для юридических лиц;
          8. наименование используемого средства ЭП или стандарта, требованиям которых соответствует ключ;
          9. наименование удостоверяющего центра;
          10. иная информация (ИНН, СНИЛС и др. при квалифицированной ЭП).
          11. Грядущие изменения 63-ФЗ

            Подготовлена новая редакция 63-ФЗ № 13 от 23.06.2016, вступающая в силу с 31.12.2017.

            В частности, она изменит полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП (к примеру, требования к форме квалифицированного сертификата должны согласовываться ФСБ с Минкомсвязью), расширяются функции удостоверяющих центров (помимо создания возложена функция по подтверждению владения заявителем ключа), ужесточаются условия их аккредитации.

            goscontract.info

            Смотрите еще:

            • Приказ от 28012011 17 Приказ Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 N 30 "Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2011 N 20162) Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2011 г. N 20162 […]
            • Следственный комитет российской федерации википедия Чем занимается Следственный комитет Российской Федерации? Следственный комитет Российской Федерации создан федеральным законом 7 сентября 2007 года. На следователей и дознавателей возложили функции производства дознания и предварительного следствия. Раньше Следственный комитет был при прокуратуре России, а […]
            • Предельный возраст судей конституционного суда Срок полномочий судьи Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения Статья 11. Срок полномочий судьи Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения Положение пункта 1 настоящей статьи о предельном […]
            • Выход из гражданства кр №8866: Процедура отказа от гражданства КР В двух случаях: 1) если ты находишься еще в Кыргызстане, г.Бишкек и 2) если ты проживаешь и находишься в России. Т.е. как лучше это сделать, находясь здесь или в России, гражданство которой я хочу получить. И очень важный вопрос: в течение какого срока будет […]
            • Приказ фстэк 51 Акты (приказы, распоряжения и другие акты) ФСТЭК России; сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, о государственной регистрации этих актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации Приказ ФСТЭК России от 26 апреля 2018 г. N 72 Зарегистрировано в Минюсте […]
            • Права просрочились какой штраф Какой штраф за просроченные права В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ право на управление ТС прекращается с истечением срока действия водительского удостоверения. Если вы ездите с просроченными правами, то считайте, что вы находитесь за рулем вообще без […]
            • Введение в действие закона о кадастре О введении в действие настоящего Федерального закона Статья 33. О введении в действие настоящего Федерального закона Настоящий федеральный Закон вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента в силу вступили нормы, регламентирующие процедуру осуществления государственной регистрации и порядок ведения […]
            • Стаж службы по контракту в стаж по больничному Служба по призыву и по контракту входит в стаж для больничного? Мне кажется, что Вы не правы. Служба по призыву входит в стаж.Вот насчет службы по контракту не знаю.255 -фз1.1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, […]

    Комментарии запрещены.