Изменения антитабачного закона

Антитабачный закон

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака»
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ =>)

Курение и наказание, или Антитабачные дополнения в КоАП РФ

15.11.2013 вступил в силу Закон N 274-ФЗ*(1), вносящий изменения в КоАП РФ и Закон о рекламе*(2) в связи с принятием антитабачного закона — Закона N 15-ФЗ*(3).

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Дополнения, вносимые Законом N 274-ФЗ, конкретизируют, в частности, административную ответственность.

Согласно дополнениям к гл. 6 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака расценивается как административное правонарушение, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб., однако если «угощать сигареткой» несовершеннолетнего будут родители или иные его законные представители*(4), то размер наложенного на нарушителей штрафа будет больше — от 2 000 до 3 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Причем вовлечением в процесс потребления табака согласно п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ признается не только вышеназванное действие, но и покупка для несовершеннолетнего табачных изделий или табачной продукции, предложение, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (согласно дополнениям к ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ).

Главу 6 КоАП РФ дополняет ст. 6.24, устанавливающая ответственность за нарушение запрета курить табак на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Все места, где запрещено курение, перечислены в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. В частности, это территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры и органов по делам молодежи, услуг в области физкультуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. В число запрещенных мест попадают и помещения социальных служб, помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления, рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях. Запрещено употребление табака на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.

За курение в неположенном месте нарушители будут штрафоваться на сумму от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). За курение на детских площадках нарушителей ждет административный штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, — о курении табака на запрещенных территориях, в помещениях и на объектах — вменяется в обязанность органов внутренних дел (полиции).

Рассматривать дела о курении в запрещенных местах от имени органов внутренних дел (полиции) в силу изменений, внесенных п. 5 ст. 1 Закона N 274-ФЗ в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, также имеют право:

— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

— начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (если указанное нарушение совершено на железнодорожном транспорте);

— старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах).

Обязанность собственников помещений и территорий, а также арендаторов (если это предусмотрено договором аренды) следить за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления их деятельности, предусмотренапп. 2 п. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ. Статья 6.25, внесенная в гл. 6 КоАП РФ, вводит штрафные санкции за несоблюдение требований антитабачного закона, причем не только для граждан, но и для юридических лиц (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Так, несоблюдение требований к знаку запрета курения, который должен отмечать территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения грозит административным штрафом: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 60 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ знак запрета курения необходим для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Требования к знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к данному знаку утверждены Приказом Минздрава РФ от 30.05.2013 N 340н*(5). В частности, знак должен быть размером не менее 200 х 200 мм (исключение составляет знак, размещаемый в транспортном средстве, и дополнительный знак запрета курения, размещаемый в определенных местах по решению собственника, согласно п. 7 указанных требований). Цветографическое изображение знака запрета курения может быть нанесено с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги и других материалов.

Знак может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking», а также информацией о размере штрафов за курение. Обратите внимание: размещение на знаке сопровождающей надписи рекомендуется, а не вменяется в обязанность.

Руководителю организации, отвечающему за пожарную безопасность*(6), следует учесть, что знак запрета курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств — на двери), а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях предусмотрено оказание различных видов услуг, то запрещающий знак должен быть размещен у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), где оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекта предназначены для оказания одного вида услуг, то знак запрета курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

Приложение к указанным требованиям содержит изображение знака о запрете курения.

Если будут нарушены требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, то согласно ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ на нарушителя будет наложен административный штраф: на должностное лицо в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 руб.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий (п. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Примечание. Оборудование мест для курения не является обязанностью собственника помещения или территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях устанавливаетст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказом Минрегиона РФ и Минздрава РФ от 31.07.2013 N 321 утверждены Требования, устанавливающие обязательные условия, ограничения или их совокупность к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Данные требования не обязывают собственника имущества или иное лицо, уполномоченное на то собственником имущества, выделять и оснащать в обязательном порядке специальные открытые места для курения, а также выделять и оборудовать изолированные помещения для курения. Создание комфортных условий для курильщиков является добровольным решением собственника.

А вот создание комфортных условий для некурящих — его обязанность. Как уже говорилось, ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ обязует юридическое лицо контролировать соблюдение норм антитабачного закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления его деятельности. Неисполнение обязанностей по контролю влечет наложение административного штрафа от 60 000 до 90 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Места, выделяемые для курения, должны соответствовать двум требованиям:

— не быть территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено;

— соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Согласно указанным требованиям специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

— знаком «Место для курения»;

— информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

— искусственным освещением (в темное время суток).

Если помещение изолированно, оно к тому же оборудуется:

— дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения (с внешней стороны двери должен быть размещен знак «Место для курения»);

— приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Глава 14 КоАП РФ, регламентирующая административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена, в частности, ст. 14.3.1, затрагивающей вопросы спонсорства табака, стимулирования продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламы указанной продукции или курительных принадлежностей. Напомним, что реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака (в том числе и его демонстрация) запрещены ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Руководителю организации следует обратить особое внимание на п. 2 и 3 данной статьи: демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 170 000 руб. (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (например, вычисление преступника по брошенному окурку в детективном спектакле).

Если вышеперечисленные произведения созданы для детей, то административный штраф за демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака составит для должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Примечание. Вещатель или организатор могут быть оштрафованы за демонстрацию без соответствующей антитабачной рекламы произведения или программы, в которых присутствует демонстрация сигарет или курения.

Пунктом 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлена обязанность транслировать социальную рекламу о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации произведения, программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Если вещатель или организатор демонстрации не выполняет данную обязанность, то согласно ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, введенной Законом N 274-ФЗ (пп. «б» п. 3 ст. 1), на него может быть наложен административный штраф: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. Обратите внимание, что данная административная мера согласно п. 2 ст. 4 Закона N 274-ФЗ вступает в силу с 01.06.2014.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ (о демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака), согласно дополнениям, внесенным в ст. 23.44 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 9 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Закон N 274-ФЗ расширил полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ.

Так, протокол о вовлечении несовершеннолетнего в процесс потребления табака — нарушение п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ, — могут составить должностные лица органов внутренних дел (полиции) или члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

В случае нарушения ст. 12 Закона N 15-ФЗ (запрещающей курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах) протокол имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. Эти же органы имеют право составлять протокол при несоблюдении требований к знаку запрета курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения и неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм антитабачного закона — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Если нарушен запрет, установленный ст. 16 Закона N 15-ФЗ, то есть табачные изделия или процесс потребления табака демонстрировались во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо при публичном исполнении, сообщении в эфир, по кабелю или было зафиксировано любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, то протокол об административном нарушении имеют право составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию*(7), — п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

*(1) Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

*(3) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(4) Согласно ст. 20 и 26 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

*(6) Ответственность руководителя установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

*(7) Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

www.school64.edusite.ru

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

www.garant.ru

Российский антитабачный закон. Требуются ли изменения?

Полтора года назад вступил в силу закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Как он соблюдается? Надо ли сделать его более мягким или более строгим?

Вот выдержки из обсуждения, которое состоялось в ноябре, накануне Международного дня отказа от курения.

Мониторинг исполнения

Дмитрий Носов, депутат Государственной думы:

— Мы провели мониторинг в 8 городах России, смотрели, курят ли люди в общественных местах, в ресторанах, вузах, медицинских учреждениях. Проверили 1047 точек. В 58 были зафиксированы нарушения. Значит, 94% заведений соблюдают антитабачный закон.

Однако выяснилось, что примерно 70–80% ларьков, киосков, палаток не только продают сигареты, которые продавать не имеют права, но и продают их детям. В некоторых городах киоскёры пристраивают напротив торгового окошка вход, чтобы считаться павильоном и иметь право продавать сигареты. По сути, это ничего не меняет. Но когда идут официальные запросы в правоохранительные органы, мы получаем ответы, что это павильоны. Мы сейчас работаем над определением, что может считаться павильоном.

Следующий шаг — поднять акцизы. В прошлом году казна собрала примерно 330 млрд рублей табачных акцизов. А могла бы собрать 900 млрд. Правительство ищет деньги, сокращается бюджет, а тут на поверхности лежат 500–600 млрд рублей! Но табачные лоббисты тормозят поднятие акцизов.

Мы готовим законопроект, регламентирующий внешний вид пачки сигарет. Белая пачка — без названия бренда, без маркировки, со страшной картинкой, которая занимает 65% стороны, — такой вариант уже существует в некоторых странах. И мы хотим разработать специальный штрихкод и систему отслеживания продажи каждой пачки. Это позволит исключить контрабанду, которой наши оппоненты из табачного лобби нас пугают.

Хрупкий баланс

Николай Герасименко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья:

— Акцизы на табак повышать можно и нужно, но лоббисты табачных компаний утверждают, что рост акцизов приведёт к росту контрафакта из Беларуси и Казахстана, где акцизы меньше. Важно на межгосударственном уровне установить единые акцизы.

Россия, Украина, Польша являются самыми злостными контрабандистами сигарет в Западную и Восточную Европу. Мы теряем колоссальные деньги за счёт нелегального оборота табака. Страдают подростки, потому что в первую очередь они покупают дешёвые нелегальные сигареты и таким образом вовлекаются в курение. Мы ввели уголовную ответственность за контрафакт сигарет: штраф от 300 тысяч до миллиона и до 5 лет лишения свободы, а при повторных случаях — до 7 лет. Но, к сожалению, большого объёма возбуждённых дел пока нет.

В Госдуму за последние полтора года поступили 15 законопроектов по изменению закона о защите населения от табачного дыма. Законопроекты разные. Предлагают, например, запретить продажу сигарет женщинам. Мы отклонили это предложение, оно противоречит Конституции России. Предлагают ввести запрет на курение в коммунальных квартирах и общежитиях, в личных автомобилях и даже на отдельных улицах: была такая инициатива Москвы — на Арбате запретить курение. Поступил проект о запрете жевательного табака — снюса, мы его уже приняли в первом чтении. Ряд предложений направлены на ослабление закона. Предлагают снять запрет на курение в аэропортах, железнодорожных вокзалах, разрешить курение в местах общественного питания либо в отдельных залах кафе и ресторанов. Активно предлагается снова вернуться к продаже сигарет в киосках.

Все эти законопроекты мы в основном отклонили. Прошло неполных 2 года, как закон вступил в действие, ещё не проведён анализ правоприменительной практики. Мы пока не знаем, насколько меньше у нас стали курить. Но знаем, что возраст начала курения у детей сейчас повысился с 11 до 13 лет. И это хороший результат работы закона.

Нужно как можно аккуратнее вмешиваться в антитабачный закон: любые колебания, направленные либо на его ужесточение, либо на послабление, приведут к нарушению баланса, который сейчас сложился.

Марина Чернова, руководитель программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей:

— Что касается вопроса акцизов, здесь можно привести пример других таможенных союзов, например Евросоюза. В Польше и Дании в 7 раз разница акцизов, но спокойная ситуация с контрабандой. Выравнивание акцизов может привести к тому, что в России они будут заморожены и не будет механизма, который позволял бы их повышать.

Новые вызовы

Олег Салагай, директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения:

— Примерно 20% всей смертности в мире вызвано потреблением табака, поэтому мировое сообщество неслучайно сосредоточило усилия на борьбе с ним.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш антитабачный закон работает. Снижается количество тех, кто курит, снижается производство табака, снижаются даже такие вещи, как, например, продолжительность сцен курения в молодёжных сериалах. Общественные организации проводили исследования, которые показали, что в 2011 году примерно 40% молодёжных сериалов демонстрировали сцены курения, а в 2014 году — лишь 17%.

Но это не должно нас расслаблять, потому что появляются новые вызовы. Например, согласно научным исследованиям, порядка 30% компьютерных игр содержат сцены потребления табака. Конечно, это скрытая реклама.

Правоприменение — действительно важнейшая составляющая эффективности закона. Сегодня Министерство здравоохранения вместе с профессиональным сообществом готовит единую методику оценки эффективности тех мер, которые введены законом. Мы рассчитываем, что скоро все смогут с ней ознакомиться в рамках общественного обсуждения.

В министерстве завершена разработка порядка оказания медицинской помощи тем, кто хочет отказаться от курения. Мы вместе с Фондом общественного мнения запустили проект «Фабрика здоровья». Каждый может зайти на этот сайт и предложить свой способ отказа от курения. За предложенные способы посетители сайта смогут проголосовать. И таким образом выбрать лучший, самый действенный.

Выиграли все

Аркадий Новиков, ресторатор:

— После введения запрета на курение в ресторанах и барах гости только выиграли, потому что они дышат свежим воздухом. Они стали меньше курить, меньше отвлекаются от еды. Посетителей мы не потеряли.

Рестораны даже выиграли, потому что в них теперь приходит больше женщин и детей, теперь надо меньше персонала, который бы занимался уборкой пепельниц и окурков. Я всегда этот закон приветствовал и считаю, что он всем только на пользу.

— Нас пугали, что из-за введения запрета на курение в заведениях общественного питания будет снижение оборота на 20–30%. Но этого не произошло. Даже сейчас, на фоне кризиса, драматического снижения нет. А по итогам прошлого года был подъём, хотя запрет курения был введён уже с 1 июня 2014 года.

Илья Фоминцев, врач-онколог, директор Фонда профилактики рака:

— Я сам заядлый курильщик и могу сказать, что отношение курильщиков к закону позитивное.

К курению, на мой взгляд, надо относиться как к заболеванию. Необходимо проводить учёт группы риска по раку лёгких, раку желудка, раку пищевода, основным заболеваниям, которые вызываются курением. У нас до 50 тысяч человек ежегодно заболевают раком лёгких. Это люди со стажем курения более 30 пачка/лет. Пачка/год — это не просто количество лет курения, а ещё и учёт того, сколько человек курил. Если он курил по 1 пачке в день в течение 30 лет, у него будет 30 пачка/лет. Если по 2 пачки в день 15 лет — у него будет тоже 30 пачка/лет. Это основная группа риска, и, если мы сможем взять этих людей на учёт и среди них проводить мероприятия, направленные на отказ курения, мы серьёзно снизим смертность от заболеваний, связанных с этой привычкой.

Желающих бросить курить много! И я один из них. Но я не знаю, куда обратиться. Нужно создавать сеть помощи курильщикам.

Марина Чернова:

— По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака, большинство курильщиков (60%) хотят бросить. Исследование было проведено в 2009 году, надеемся, оно будет повторено и мы получим свежие результаты. Но и по социологическим опросам видно, что идёт реальное снижение потребления табака.

www.aif.ru

Смотрите еще:

  • Сколько стоит подать иск в суд Сколько стоит подать в суд? В размере Госпошлины.Некоторые виды дел госпошлиной необлагаются. Например дела о защите прав потребителей. НК РФСтатья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями1. По делам, рассматриваемым в судах общей […]
  • Суда восток-1 Суда восток-1 В настоящее время «Восток-1» располагает современным флотом. Все суда оборудованы современным оборудованием, сертифицированы согласно стандартам ЕС Краболовный флот и ловушечный вид промысла На сегодняшний день предприятие располагает семью судами для ведения промысла краба – это […]
  • Пошлина при подаче надзорной жалобы Госпошлина в Верховный Cуд РФ: реквизиты Актуально на: 23 июня 2017 г. О размерах госпошлины и реквизитах для ее уплаты в Конституционный Суд РФ мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале приведем размеры некоторых госпошлин, уплачиваемых в Верховный Суд РФ, и укажем реквизиты для их […]
  • Приказ 566н Приложение 1. В Порядке оказания медицинской помощи при психических расстройствах ‎ и расстройствах поведения, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 566н (далее – Порядок): а) абзац третий пункта 2 исключить; б) пункте 6 слова […]
  • Калькулятор расчета государственной пошлины в суд Госпошлина в арбитражный суд Пошлина — это обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в орган по рассмотрению спора. Госпошлина за подачу искового заявления в арбитражный суд уплачивается в размерах, установленных Налоговым кодексом, а все остальные вопросы, связанные с […]
  • Закон о социальной поддержке семей имеющих детей в сахалинской области Сахалинская областная Дума Нормативно-правовые акты Закон Сахалинской области О внесении изменений в Закон Сахалинской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» Принят Сахалинской областной Думой 11 июня 2015 года Статья 1 Внести в Закон Сахалинской области от 6 […]
  • Правила дорожного движения скорость по городу Знак 3.24 Ограничение максимальной скорости 3.24 В случае превышения разрешенной скорости с разницей до +10 км/ч, Вас может остановить инспектор ГИБДД в том случае, если движение вашего автомобиля отличается от потока других, и при этом сделать только предупреждение. За превышение скоростного режима свыше […]
  • Законы социальной защиты семьи Законы, о поддержке семей с детьми в Москве От: Максимова Ольга Опубликовано: Январь 23, 2012 № 67 О ежемесячном пособии на ребенка Москва, Московская городская Дума 3 ноября 2004 года От: Наталья Казакова Опубликовано: Февраль 23, 2009 От: Наталья Казакова Опубликовано: Апрель 2, 2014 Опубликовано: […]

Комментарии запрещены.