Элементы налога шпора

4. Элементы налога

Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора).

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога;

• льготы по налогу (если они установлены).

Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.

При установлении сборов определяются элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

www.libma.ru

20. Элементы налогообложения. Объект налогообложения. Налоговый период

Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения. Нечеткое определение в законе того или иного элемента налогообложения порождает неоднозначное толкование налогово-правовых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплательщика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность.

Налог можно считать законно установленным только в том случае, если законом прямо зафиксированы все существенные элементы налогового обязательства: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Указанные элементы являются основными, их определение для законодателя обязательно. Факультативный элемент – налоговые льготы (предусматриваются законом по усмотрению законодателя).

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход – квартал, по акцизам – календарный месяц.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый период по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес не имеет отчетных периодов и не подразумевает уплату авансовых платежей. В то же время единый социальный налог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов. На отчетные периоды разбиваются длительные налоговые периоды (например, календарный год). Это обусловлено требованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финансового года.

www.nnre.ru

SHPORA.net :: PDA

1.3. Элементы налога (Лекция 4)

Каждый налог содержит обязательные и необязательные элементы.
Обязательные элементы налога – совокупность регламентированных налоговым законода-тельством данной страны слагаемых налогового обязательства, определяющих порядок исчисления и уплаты налога, без раскрытия которых это обязательство не может считаться установленным. В ст.17 НК РФ определены следующие обязательные элементы:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Группу обязательных элементов налога отличают их универсальность и императивность. Данную группу дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, но возможно, т.е. их отсутствие не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться не установленным.
К факультативным следует отнести такие элементы, как:
— налоговые льготы и основания для их применения;
— порядок возмещения налога;
— отчетный период;
— получатель налога и др.
Существует также и третья группа элементов – вспомогательные элементы. Они применяются при разработке конструкции налога, раскрываются в законодательном акте, но без приведения соответствующей терминологии, характеризующей данные элементы. К вспомогательным элементам следует отнести следующие элементы:
— носитель налога;
— предмет налога;
— единица налога;
— масштаб налога;
— налоговый оклад;
— источник налога.
Налогоплательщик (субъект налога) – это обязательный элемент налогообложения, характе-ризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Носитель налога – вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель – это, как правило, одно и то же лицо; при косвенном – это, чаще всего, разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога – разные лица, налоговый платеж уплачивается носителем не госу-дарству, а субъекту налога, который уже вносит его в бюджет.
Предмет налогообложения – вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, расходов, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридическим значимые действия, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, но не порождает налоговых последствий. (например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не проводит к налоговым последствиям. А вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства).
Объект налогообложения – обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действия, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. Ст. 38 НК РФ установлено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений указанной статьи.
Объектами налогообложения могут являться:
— операции по реализации товаров (работ, услуг);
— стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
— имущество;
— прибыль, доход;
— иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обя-занности по уплате налога.
При определении объектов налогообложения необходимо учитывать то, что понятия и термины, используемые в налогообложении, в ряде случаев имеют особенное значение. Наиболее важное значение для налогообложения имеют такие термины, как: товар, работа, услуга, имущество, реализация товаров (работ, услуг).
Масштабная база – вспомогательный элемент, характеризующий определенную меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения (например, использование в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом измерения налога являются денежные единицы; количественной – мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды и т.д.; физической характеристики – крепость напитков, октановое число и т.д.).
Единица измерения – вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба измерения налога, используемый для количественного выражения налоговой базы (напри-мер, 1 рубль, 1 лошадиная сила, 1 литр).
Налоговая база – обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Статья 53 части первой НК РФ установила, что налоговая база и порядок ее определения по всем видам налогов определяется Налоговым кодексом РФ.
В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части первой НК РФ, определяют, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговый период – обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется конечный размер налогового обя-зательства. Статья 55 части первой НК РФ определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (факульта-тивный элемент), по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, и представляется в уста-новленный адрес соответствующая отчетность.
Налоговая ставка – обязательный элемент, характеризующий величину налога на единицу измерения налоговой базы.
В случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Прави-тельством Российской Федерации. Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, норма-тивными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, уста-новленных НК РФ.
Порядок исчисления налога – обязательный элемент, характеризующий законодательно ус-тановленную методику исчисления налогового оклада. Существует две основные методики исчис-ления, обе встречающиеся в российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (налог исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода с определением суммы по его окончании).
Налоговая льгота – факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) исключи-тельных преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации можно выделить следующие ви-ды льгот:
— уменьшение размеров налогооблагаемой базы;
— уменьшение ставок налогов;
— уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;
— перенос срока уплаты налога на более поздний срок и др.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее ис-пользование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговый оклад – вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.
Порядок и сроки уплаты налога – обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога согласно ст.58 НК РФ относится уплата его в наличной и безналичной формах. Сроки уплаты налога (сбора) согласно ст.57 НК РФ могут определяться:
— конкретной календарной датой;
— истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, днями;
— указанием на событие, которое должно наступить или произойти;
— указанием действия, которое должно быть совершено.
Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по фе-деральным – Налоговым кодексом, по региональным – законами субъектов РФ, по местным – норма-тивно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Источник налога – факультативный элемент, характеризующий регламентированный эконо-мический показатель (фонд) налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Ис-точник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно; он регламентируется законодательством о налогах и сборах.
Получатель налога – факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому пред-назначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

pda.shpora.net

Элементы налогообложения и их характеристика

Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название «элементы налогообложения». Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты) и необязательный элемент (факультативный элемент налогообложения), к которому НК отнесены налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены законодательно.

Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое обстоятельство, действие или юридический факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль. В последующем, когда организация получит прибыль, у нее возникнет объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплатить налог на прибыль организации. В акцизах объектом налогообложения признается факт реализации подакцизного товара, который произведен налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем). В транспортном налоге объектом налогообложения является факт регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика (организации или физического лица).

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физических лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физическим лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах. В акцизах налоговой базой признается объем реализованной продукции в натуральном выражении. Выбор налоговой базы, определение порядка ее исчисления играют важную роль реализации фискальной и регулирующей функций налогов. Например, переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой при исчислении налога на имущество физических лиц приведет к росту поступлений данного налога. Однако уплата налога от кадастровой стоимости квартиры, жилого дома или дачи сделает этот налог более тяжелым для многих граждан.

Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

– твердая, или специфическая;

– адвалорная, или процентная;

– комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб. за одну лошадиную силу.

Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг).

Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы. Например, налоговая ставка акциза по сигаретам и папиросам составляет 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук).

Теория налогов и практика налогообложения также различает такие виды ставок, как равная, пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые ставки, которые будут рассмотрены ниже.

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

По налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам налоговый период устанавливается длительным, а именно календарный год. Это не случайно. Величина прибыли очень динамична в краткосрочном периоде. Один месяц может быть прибыльным, а другой – убыточным. Поэтому необходим более длительный промежуток времени (календарный год) для исчисления объема прибыли. Доходы физических лиц могут быть весьма разнообразными по видам (заработная плата, дивиденды по акциям, процентные доходы по вкладам в банках, гонорары, подарки, премии и др.) и подвижными по величине в течение года. По акцизам и НДС налоговый период устанавливается очень коротким: календарный месяц (по акцизам) и квартал (по НДС). Объемы реализации довольно просто исчисляются по результатам каждого месяца, и государство получает возможность регулярных поступлений налогов в бюджет.

В том случае, когда налоговый период установлен как продолжительный отрезок времени (квартал или календарный год), он разбивается на отчетные периоды. Отчетными периодами могут выступать кварталы и месяцы. По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, а не суммы самих налогов.

Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: «Кто должен рассчитать сумму налога?». Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

– налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;

– обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;

– в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В соответствии с налоговым законодательством российские организации обязаны исчислять налоги и сборы на основе подачи налоговой декларации. Определенные категории физических лиц (например, индивидуальные предприниматели) также обязаны исчислять на основе декларации налог на доходы физических лиц.

Правовое определение налоговой декларации закреплено ст. 80 НК. Согласно данной статье налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Российские организации обязаны самостоятельно исчислять налоги на основе декларации. Налогоплательщики, которые в соответствии с НК должны уплачивать налог по декларации, обязаны представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком [1] .

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) но установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с ПК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме [2] . Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек, представляют налоговые декларации по установленным форматам в электронной форме.

Бланки налоговых деклараций в соответствии со ст. 80 НК представляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, или через представителя, или направлена в виде почтового отправления (подана по почте) с описью вложения, или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику принять представленную им налоговую декларацию, если она соответствует установленной форме (п. 4 ст. 80 НК). По просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан проставить на копии налоговой декларации отметку о ее принятии и дату получения декларации. Если налоговая декларация представлена по телекоммуникационным каналам связи, по просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме.

Налоговая декларация должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленные налоговым законодательством сроки. Днем представления налоговой декларации при отправке ее по почте считается дата отправки почтового отправления (дата на почтовом штемпеле). При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее отправления считается дата отправки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Об институте налогового агента речь уже шла выше. Широкое использование в практике налогообложения (и особенно в практике налогообложения доходов физических лиц) порядка исчисления налога налоговым агентом имеет веские причины. Данный порядок исчисления налога обеспечивает равномерность налоговых поступлений в бюджет. Для многих физических лиц психологически легче уплачивать налог ежемесячно небольшими суммами, чем уплатить в конце года по итогам налоговой декларации всю годовую сумму налога. Физические лица не обладают необходимыми знаниями и навыками для расчета налогов. Многим из них трудно заполнить налоговую декларацию. Налоговый агент, имеющий профессиональных бухгалтеров, выполнит за налогоплательщика – физическое лицо его обязанность по исчислению налога более грамотно и эффективно. При использовании порядка исчисления налога налоговым агентом значительно сокращается круг лиц, которых необходимо контролировать на предмет соблюдения норм налогового законодательства (налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков – физических лиц). Тем самым уменьшается объем средств на обеспечение работы налоговых органов.

Исчисление налога налоговым органом. На налоговый орган возложена обязанность но исчислению для физических лиц таких налогов, как налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог. Переложение обязанности по исчислению указанных налогов с физического лица на налоговый орган также имеет объективные причины. И дело не только в том, что у физических лиц не хватает знаний и навыков по исчислению налогов. Использование данного порядка исчисления налога значительно сокращает расходы на налоговый контроль. Организация контроля правильности исчисления всеми физическими лицами указанных налогов потребует колоссальных средств. Расходы на содержание налоговых органов в этом случае превысят суммы поступлений от указанных налогов.

Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов, отвечает на вопрос: «Когда налогоплательщик должен заплатить налог?». В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты государственной пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов государственная пошлина должна быть уплачена до выдачи документа; при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) налогоплательщик обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора). Следует помнить, что пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Порядок уплаты налогов и сборов отвечает на вопрос о технических приемах уплаты налога. Статья 58 НК предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Налог может быть уплачен разово в объеме всей суммы налогового платежа либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, налог на имущество физических лиц уплачивается в два срока равными суммами). Подлежащая уплате сумма налога должна быть уплачена налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Вместе с тем нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговые льготы позволяют уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть для него сроки уплаты налога на более позднюю дату. Льгота представляет собой преимущество, которое законодательство предоставляет налогоплательщику с целью смягчения для него налоговой нагрузки. Согласно ст. 56 НК льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что российское налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы только для категорий налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с российским налоговым законодательством налоговые льготы могут предоставляться не отдельному гражданину, а категории физических лиц (например, пенсионерам, инвалидам, участникам войны и т.д.). Налоговые льготы законодательством устанавливаются не для отдельной организации, а для отрасли, вида производства.

Налоговая льгота как преимущество для отдельной категории налогоплательщиков может существовать в различных формах, видах. Общая теория налогов предусматривает классификацию налоговых льгот. В зависимости от того, на какой элемент налогообложения направлена льгота, выделяют следующие виды налоговых льгот:

– освобождение от уплаты налога;

– понижение налоговой ставки;

– изменение срока уплаты налога.

Налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

  • [1] Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение средств на его счетах в банках, и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по этим налогам в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России (п. 2 ст. 80 НК).
  • [2] Налогоплательщики, в соответствии с НК отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (п. 3 ст. 80 НК).

studme.org

Смотрите еще:

  • Пенсия в фмс Как устанавливается пенсия при двойном гражданстве Подписка на новости 15 мая 2015 В Новосибирской области проживают получатели пенсии, имеющие двойное гражданство. По сообщению управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области более 17-ти тысяч жителей нашего региона сообщили ФМС о […]
  • Кто имеет право голосовать за губернатора Солдат-срочников хотят лишить избирательного права Большинство солдат-срочников могут лишить права участия в выборах губернатора и законодательного органа того региона, где они служат. Соответствующий законопроект депутата Госдумы Сергея Катасонова (ЛДПР) передан на рассмотрение в аппарат Думы. […]
  • Приказ фз 326 Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, […]
  • Закон фз 148 Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” Принят Государственной Думой 21 июня 2017 года Одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года Внести в Федеральный закон от 27 мая 1996 года № […]
  • Вопрос адвокату о земле Вопрос адвокату о земле Консультация юриста 0 - 2000 руб., Консультация адвоката 2500-5000 руб. Защита в суде или медиация - от 30 000 руб., Адвокаты оказывают помощь по судебным делам и досудебным спорам, при сделках с земельными участками в Санкт-Петербурге, Ленинградской области идругих регионах, […]
  • 0 5 ставки приказ Приказ о переводе на полную ставку (образец) Обновление: 17 мая 2017 г. Образец приказа о переводе работника на неполное рабочее время по соглашению сторон Неполное и полное рабочее время может быть установлено работнику как при приеме на работу, так и во время его трудовой деятельности у работодателя (как […]
  • Следственный комитет в костромской области Следственный комитет в костромской области Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 16-летнему и 17-летнему жителям Вохомского района, которые признаны виновными в совершении трех […]
  • Запорожье защита прав потребителей Запорожье защита прав потребителей Головне управління ДПСС в Запорізькій області Управління безпечності харчових продуктів та ветеринарії Управління фітосанітарної безпеки Управління державного нагляду за дотриманням санітарного законодавства Управління захисту споживачів Сектор контролю за регульованими […]

Комментарии запрещены.