Как обращаться в страсбургский суд

Порядок обращения в ЕСПЧ

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.

С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на формуляре, полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. С 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает предварительные жалобы, то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.

Требования к оформлению жалобы также содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы.

Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе «Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд».

Жалоба и приложения к ней подаются в Европейский Суд по правам человека в одном экземпляре.

ЯЗЫК ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы. Другими словами, жалобу не обязательно подавать на английском или французском языке, т.е. одном из официальных языков Страсбургского Суда. Более того, никакой привязки языка жалобы к официальному языку государства-ответчика нет.

Таким образом, жалоба на Российскую Федерацию может быть подана не только на русском языке, но и на любом официальном языке стран — членов Совета Европы.

Официальными языками Высоких Договаривающих Сторон являются следующие языки:

Однако в соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека с момента коммуницирования жалобы властям государства-ответчика разбирательство должно вестись на одном из двух официальных языков Страсбургского Суда, т.е. английском или французском. Поэтому вся переписка с Европейским Судом по правам человека, предшествующая коммуницированию жалобы, может вестись на любом из официальных языков государств — членов Совета Европы, в т.ч. на русском, а после коммуницирования по общему правилу должна вестись на официальном языке Страсбургского Суда.

При этом в соответствии с подпунктом А пункта 3 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека Председатель (Президент) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека может позволить индивидуальному заявителю продолжить пользоваться одним из официальных языков государств — членов Совета Европы даже после коммуницирования жалобы властям государства-ответчика.

В случае, если речь идет о делах III степени важности (они же фактически являются делами V категории в смысле Правил определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом), переписка с заявителем может не переходить на один из официальных языков Европейского Суда по правам человека.

Наконец, мне известны случаи, когда письменный отзыв заявителя, который должен был предоставляться на одном из официальных языков Европейского Суда по правам человека, однако был выполнен не на нем, а на официальном языке государства-ответчика, рассматривался Европейским Судом по правам человека как предполагающий заявление названного выше ходатайства, которое удовлетворялось Председателем (Президентом) Европейского Суда по правам человека, о чем было написано в ответном письме, которое подтверждало получение письменного отзыва заявителя.

Я рекомендую (при наличии возможности) представлять жалобы на английском (французском) языке в случае направления в Страсбургский Суд просьбы о принятии обеспечительных (срочных) мер. Это связано с тем, что решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующих ходатайств принимается Председателем (Президентом) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека, не владеющим русским языком. Ваши шансы на удовлетворение просьбы могут повыситься, если жалоба будет непосредственно сформулирована на английском языке, а не просто представлена Председателю (Президенту) Палаты (Секции) в виде резюме, составленного юристом Секретариата Европейского Суда по правам человека. Особенно если ходатайство о принятии обеспечительных (срочных) мер базируется на тексте жалобы, а не подается до нее. Однако прошу Вас прибегать к составлению жалобы на английском (французском) языке только тогда, когда Вы можете позволить себе обратиться к юристам , которые способны подготовить жалобу на соответствующем языке, или по меньшей мере лингвистам, специализирующимся на переводе решений Европейского Суда по правам человека (таковых в России единицы и найти их очень сложно). Пожалуйста, не обращайтесь к простым переводчикам, даже высокопрофессиональным, так как жалоба должна быть написана не просто на классическом английском или французском языке, но на английском или французском языке, который используется Европейским Судом по правам человека и почти полностью состоит из специальных терминов, выработанных в практике Европейского Суда по правам человека. Всегда лучше представить жалобу на русском языке, чем в плохом переводе на английский или французский язык. Если же на плохой английский или французский переведена жалоба, написанная на плохом русском языке и (или) имеющая немного связи с практикой (и языком) Европейского Суда по правам человека, то в переводе она может выглядеть абсолютным бредом, в то время как на языке оригинале еще быть доступной для понимания (конечно, лишь при большом желании, на которое не всегда следует рассчитывать).

В остальных случаях жалобу можно подавать на русском языке или на ином языке, не являющемся официальным языком Европейского Суда по правам человека. Более того, подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека (в переводе на него или в т.ч. в переводе на него), если он не является официальным языком государства-ответчика, практически лишена смысла. Судьи Европейского Суда по правам человека на первом этапе рассмотрения жалоб не работают с ними непосредственно, а имеют дело лишь с резюме, составляемыми юристами Секретариата, владеющими языком, на котором написана жалоба, а также разбирающимися в правовой системе страны, против которой подана жалоба (по последней причине подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека, отличном от официального языка государства-ответчика, практически не может привести к попаданию жалобы к юристам, не владеющим официальном языком государства-ответчика). В случае же перехода жалобы на последующие этапы рассмотрения, то есть в случае, если она не признана неприемлемой и не исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению, на первом же этапе, она более почти не имеет значения, т.к. заменяется письменным отзывом (меморандумом) заявителя, который по общему правилу подается на официальном языке Европейского Суда по правам человека.

Заявитель не обязан переводить приложения к жалобе на какой бы то ни было язык. Другими словами, они подаются в Европейский Суд по правам человека в виде ксерокопий (называемых фотокопиями) с оригиналов. Более того, требований о необходимости соответствия языка жалобы и языка приложений к ней также не предъявляется. В случае, когда буквальный текст того или иного документа, приложенного к жалобе, или его части по той или иной причине имеет значение, и при этом язык этого документа не совпадает с языком жалобы, я рекомендую приводить его перевод (в виде закавыченной цитаты) прямо в тексте жалобы.

ПОШЛИНА ЗА ОБРАЩЕНИЕ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, в настоящее время Страсбургский Суд не берет никаких денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб.

Однако это не значит, что оказываемая юристами помощь по подготовке жалобы, письменного отзыва (меморандума), других документов, адресованных Европейскому Суду по правам человека, а также консультирование по вопросам обращения в Страсбургский Суд всегда предоставляются бесплатно.

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Порядок направления жалобы в Европейский Суд по правам человека, а также почтовый адрес, телефон и факс Страсбургского Суда указаны в разделе «Адрес, факс и телефон Европейского Суда».

Как обратиться в европейский суд по правам человека

Обратиться в ЕСПЧ может любой человек и даже негосударственное юридическое лицо. Но необходима совокупность условий:

  1. Со стороны государства имело нарушение ваших прав, гарантированных Европейской конвенцией. То есть, если ваши права нарушил другой человек или организация, или же вы считаете, что суды неверно истолковали нормы национального права и вынесли незаконное решение (даже о виновности или невиновности в совершении преступления) — вы не можете обратиться в ЕСПЧ. Ведь дело в нем возбуждается только против государства и только в связи с нарушением прав человека.
  2. Государство, нарушившее ваши права, является участником Европейской конвенции и ратифицировало её (Россия ратифицировала).
  3. Нарушение ваших прав имело место после ратификации Европейской конвенции.
  4. Исчерпаны все средства правовой защиты внутри государства. Это означает, что дело рассматривалось в первой и апелляционной инстанции. Обращаться в надзорную инстанцию необязательно.
  5. После вынесения решения по вашему делу прошло не более полугода.

Дополнительными условиями выступает соблюдение всех необходимых формальностей, правильное заполнение формы, указание действительного обратного адреса.

Как найти подходящего юриста

Можно, конечно, и самому заняться составлением и подачей жалобы в ЕСПЧ. Только нужно учитывать, что небольшая ошибка в составлении документов может привести к отказу в рассмотрении. Жалоба должна иметь определенную структуру и содержание, должна быть подкреплена доказательствами. Поэтому все больше граждан сегодня задаются вопросом о том, как найти грамотного специалиста для обращения в ЕСПЧ. И наиболее правильным вариантом будет обращение к нему. Хотя бы потому, что им будут оценены перспективы подачи жалобы.

Сегодня в интернете не составляет труда найти целые сайты людей, которые занимаются составлением и подачей жалоб в ЕСПЧ. Зачастую это довольно известные юристы. Но всегда есть риск нарваться на недобросовестных людей. Жалобу-то они, может, и составят. Только вот обманут вас так или иначе: насчет качества жалобы, насчет её обоснованности, насчет необходимости оплаты чего-либо. Прежде всего обратим внимание, что вашему представителю-юристу необязательно иметь адвокатский статус. А также приведем случаи, когда вам нужно насторожиться:

  • Вас просят оплатить пошлину для подачи жалобы. Первое, что необходимо знать — никакой пошлиной подача жалобы в ЕСПЧ не облагается.
  • Вас просят оплатить юридические услуги в достаточно низком размере. Учтите, что составление жалобы — работа ответственная и сложная, и оплачивается достойно. Если с вас просят сумму, аналогичную сумме за составление простого иска в суд — это довольно странно.
  • Вас просят оплатить поездку в суд, то есть во Францию, чтобы подать жалобу. Это — надувательство. Жалоба может быть подана и обычной почтой.
  • Если вам говорят, что за дополнительную плату можно активизировать нужные связи и повлиять на нужных людей, то такое маловероятно. Скорее всего, на вас пытаются заработать.
  • Текст жалобы не требует нотариального заверения и снятия копий.

    Срок рассмотрения жалобы

    Рассмотрение дела в ЕСПЧ — процедура не быстрая. В течение полугода после подачи жалобы вы получите первое письмо из суда о том, что жалоба будет рассмотрена. В этом письме будет указан номер вашего личного досье, который вы будете впоследствии указывать в переписке с судом. Также вам вышлют набор наклеек со штрих-кодами, которые в дальнейшем надо будет использовать в процессе переписки: обязательно сохраните их. Возможно, вас также попросят выслать дополнительные документы.

    Реальность такова, что в абсолютном большинстве случаев в следующем письме человек получает уведомление о том, что жалоба рассмотрена не будет, так как она неприемлема, не соответствует положениям конвенции. Это вовсе не значит, что были допущены нарушения при составлении жалобы. Просто, скорее всего, оснований обращаться в ЕСПЧ не имелось. Но в этом втором письме вам, возможно, сообщат, что жалобы назначена к рассмотрению. Срок ожидания такого письма может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет.

    finansovyesovety.ru

    Кто может обратиться с жалобой в Европейский Суд

    В соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод жалоба в Европейский Суд по правам человека может быть подана:

  • физическим лицом,
  • неправительственной организацией или
  • группой частных лиц,
  • которые утверждают, что они явились жертвами нарушения конвенционного права.

    Фактически данное правило означает, что жалоба в Страсбургский Суд не может быть подана органом публичной власти (должностным лицом) или организацией, за которую государство само несет ответственность. В противном случае государство в лице одних своих органов могло бы обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на себя же (в некотором смысле в лице других своих органов), что недопустимо. Однако отграничение органов публичной власти (должностных лиц) и организаций, за которые государство несет ответственность, от частных лиц является не такой простой задачей. Для этого необходим по меньшей мере анализ функций того органа, лица, организации, в отношении которых ставится вопрос о том, не являются ли они органом публичной власти (должностным лицом), организацией, за которую государство несет ответственность. Если они выполняют публичную функцию, то с точки зрения данного критерия приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека они могут быть признаны государственным органом. Вместе с тем должностное лицо является таковым только при выполнении возложенных на него функций публичной власти. Человек, являющийся должностным лицом, безусловно, может вступать в множество различных отношений в статусе частного лица. И в этом случае он может обратиться в Страсбургский Суд именно как частное лицо в защиту конвенционных прав, принадлежащих ему как частному лицу. Например, судья не может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека на нарушения тех его прав, которые связаны с выполнением им функций по отправлению правосудия. Но если судья полагает, что государство в лице тех или иных своих органов вмешалось в принадлежащие ему частные права или не выполнило своих позитивных обязательств по их защите, ничто не препятствует его обращению в Страсбургский Суд.

    Несмотря на отсутствие прямого указания на это в статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с жалобой в Страсбургский Суд может обратиться, например, коммерческая организация, которая в плане порядка создания, финансирования, управления, контроля, осуществляемых функций никак не связана с государством. Если у юридического лица имеется связь с государством, необходимо анализировать вопрос о возможности обращения такого юридического лица в ЕСПЧ, исходя из конкретных особенностей его статуса.

    Применительно к физическим лицам не существует требований достижения ими определенного возраста или состояния дееспособности. Так, человек, признанный российским судом недееспособным, может обратиться в Европейский Суд по правам человека от своего имени, и его жалоба не будет по этой причине неприемлемой. Жалобы от имени детей, являющихся жертвами нарушений конвенционных прав, обычно подают родители.

    Ни место жительства заявителя, ни его гражданство(а) (подданство(а)), равно как наличие или отсутствие либо изменение (утрата) такового(ых) сами по себе не имеют никакого значения с точки зрения возможности обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, поскольку права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, жалобы на нарушения которых рассматривает Европейский Суд по правам человека, гарантированы каждому, независимо от места жительства и (или) гражданства (подданства) (хотя ряд прав в силу своего содержания может принадлежать только гражданам или, напротив, только иностранцам; см. текст Конвенции и Протоколов к ней). Однако на момент нарушения заявитель должен находиться под юрисдикцией государства, с жалобой на которое он обращается в Страсбургский Суд.

    В подавляющем большинстве случаев родственники жертвы нарушения конвенционного права не могут без доверенности обратиться в Европейский Суд по правам человека от имени жертвы. (При наличии доверенности жалобу от имени заявителя может подать любое лицо, в т.ч. не являющее родственником.) Хотя из этого правила есть исключения. Наиболее известное из них – обращение с жалобой на нарушения права на жизнь, в результате которого жертва лишилась ее. Содержание лица под стражей или нахождение его в местах лишения свободы само по себе никоим образом не свидетельствует о невозможности самостоятельного обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека. В случаях, не подпадающих под исключения, родственники могут обратиться в Страсбургский Суд только от своего собственного имени в отношении тех нарушений, которые связаны с нарушениями конвенционных прав, принадлежащих их близким, но все же допущены непосредственно в отношении их самих.

    Лицо считается жертвой нарушения конвенционного права в том случае, если оно может обосновать, что в его право было осуществлено неправомерное вмешательство или в отношении принадлежащего ему права государством не были выполнены возложенные на него позитивные обязательства. Лицо не может обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушения, которые потенциально могут быть допущены в отношении него в будущем. Например, в Страсбургский Суд нельзя пожаловаться на тот или иной закон или практику его применения, если лицо не может представить доказательства того, что закон действительно уже был применен к нему. Исключения составляют случаи, когда в силу специфики вмешательства лицо не может однозначно доказать факт применения к нему закона, хотя имеет некоторые основания полагать, что он был к нему применен. Наиболее типичный случай – применение в отношении лица тайных мер, например, оперативного наблюдения, предусмотренного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Данная мера по определению носит скрытый характер, а факт ее применения считается государственной тайной до тех пор, пока соответствующая информация не будет рассекречена. Для этих случаев Европейским Судом по правам человека введено понятие «потенциальная жертва». Этим термином обозначается лицо, которое не может прямо доказать вмешательство в его конвенционное право, но может привести ряд косвенных доказательств, указывающих на вероятность того, что оно имело место.

    В ряде случаев лицо может считаться жертвой нарушения права, которое может иметь место в будущем. Это касается ситуаций, в которых высока вероятность того, что действие (бездействие), приводящее к нарушению, будет иметь место, а ущерб, который может быть причинен лицу, является фактически непоправимым. Одной из типичных ситуаций такого рода является выдача лица государству, в котором оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни. Однако для признания за лицом статуса жертвы решение о его выдаче должно быть окончательным.

    Лицо утрачивает статус жертвы при соблюдении следующих условий:

  • государство признало нарушение конвенционного права и одновременно
  • исправило это нарушение, в том числе, в необходимых случаях,
  • выплатило справедливую компенсацию за него.
  • Распространено мнение, будто Европейский Суд по правам человека фактически не рассматривает жалобы на нарушение права на справедливое судебное разбирательство в отношении лиц, признанных национальными судами виновными в совершении ряда особо тяжких преступлений. Однако это лишь миф. Например, Александр Аркадьевич Пищальников, Постановление по делу которого было оглашено Европейским Судом по правам человека 24 сентября 2009 года, был признан судом первой инстанции виновным в квалифицированном убийстве, пытках, похищении человека, незаконном лишении свободы, краже, грабеже, покушении на грабеж, разбое, участии в преступном сообществе и подделке документов. Это не помешало Страсбургскому Суду признать, что в отношении него имели место нарушения статьи 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство).

    В ЕСПЧ нельзя обратиться с «иском в защиту общественных интересов» (так называемым actio popularis). Любое нарушение, изложенное в жалобе в Страсбургский Суд, должно быть конкретным, касаться определенного лица или определенных лиц. Безусловно, при обращении с индивидуальной жалобой можно отразить, что в ней поднимаются вопросы, затрагивающие и других лиц, что может говорить о значимости рассмотрения данного дела. Однако жалоба все равно должна касаться конкретного дела, конкретного нарушения, конкретного лица или лиц, готовых обратиться в Европейский Суд по правам человека «на примере» своего дела.

    europeancourt.ru

    13. Обращение в Европейский суд по правам человека

    Если заключенный, предположим, осужден и приговор вступил в законную силу, он имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека. Сделать это можно, еще находясь в СИЗО, до этапирования.

    Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы (СЕ) было незначительно, сейчас же ЕКПЧ ратифицировало 40 государств — членов СЕ. В результате этого увеличилась нагрузка и количество жалоб, поступающих в контрольные органы ЕКПЧ, что не могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб. И 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол N 11 к ЕКПЧ, который предоставил право отдельным гражданам, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для государств — членов Совета Европы.

    Согласно Протоколу, Европейская комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом европейского правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Кроме того, новая судебная система обязывает государства признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков давности.

    Число Судей в новом составе Суда будет равно числу государств — участников Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижении 70 лет Судья должен уйти в отставку.

    Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей.

    Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.

    Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей. Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.

    Государства — участники Конвенции взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору, сторонами которого они являются. Окончательное решение Суда по рассмотренному делу направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.

    От Российской Федерации в состав Суда избран доктор юридических наук Ковлер Анатолий Иванович.

    Возможность обратиться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге вовсе не означает, что он решает все проблемы того, кто счел себя обиженным. Существуют очень строгие правила приема жалоб, и лишь крошечная доля всех поступающих дел проходит сквозь сито отсева. Достаточно сказать, что из 5875 писем с жалобами, которые поступили в Секретариат упраздненной Комиссии по правам человека, только 1861 жалоба смогла быть зарегистрирована, а из них только 10 процентов (189 жалоб) было принято к рассмотрению. Уже в самом начале Комиссия отклонила все другие жалобы по причинам, определенным Европейской конвенцией по правам человека в первую очередь в связи с явной несостоятельностью самих жалоб или же в силу того, что не были использованы все существующие в данной стране возможности требования удовлетворения своих прав.

    Поэтому прежде чем обращаться с жалобой в Страсбург необходимо тщательно обдумать принятое вами решение. Благодаря этому вы сэкономите время и силы, избежите тщетных надежд и лишних трат. Безусловно, что желательно привлечь к составлению жалобы адвоката, особенно из числа тех, кто специализируется именно на обращении в ЕСПЧ.

    Перечень прав и свобод содержится в тексте Европейской конвенции по правам человека и дополнительных Протоколах N 1, 4, 6 и 7, принятых большинством государств — участников Конвенции. Жалобу на нарушение прав и свобод, которые гарантируют Конвенция и дополнительные Протоколы, можно подать при условии, что нарушение права (свободы) произошло после ратификации Россией и введения в действие Конвенции и соответствующих Протоколов. Подать жалобу на нарушение Конвенции ратифицировавшим ее государством имеют право как граждане данной страны, так и иностранцы, временно или постоянно проживающие в стране, где, по их мнению, были нарушены их права и свободы.

    До того как принять решение о подаче жалобы, следует тщательно ознакомиться с текстом Конвенции.

    Жалобы в Европейский Суд по правам человека могут относиться только лишь к вопросам, находящимся в ведении публичных властей, а именно: органов власти, государственной администрации, судов и т. п. Суд не занимается ни жалобами на частных лиц, ни на такие институты и учреждения, как объединения, акционерные общества, предприятия, кооперативы, фонды, профсоюзы. Жалобы на эти организации рассматриваются лишь только в тех случаях, когда вышеупомянутые организации и институты действовали по поручению государственных властей. Например, подлежит рассмотрению жалоба на решение союза ветеранов по вопросу о льготах и пособиях.

    Перечень прав и свобод, в связи с нарушением которых можно подавать жалобы в ЕСПЧ:

  • право на жизнь (ст. 2 Конвенции);
  • свобода от пыток или бесчеловечного либо унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 3);
  • свобода от рабства, подневольного состояния и принудительного или обязательного труда (ст. 4) [Принудительный или обязательный труд в местах лишения свободы не может служить поводом для подачи жалобы, так как такой труд допускается международными нормами] ;
  • право на свободу и личную неприкосновенность и гарантии прав арестованного (ст. 5);
  • право на справедливый и беспристрастный суд в разумные сроки, а также минимальные гарантии прав обвиняемого в совершении уголовного преступления (ст. 6);
  • запрет уголовного наказания за действия, которые в момент их совершения не являлись уголовным преступлением (ст. 7);
  • право на уважение личной жизни, неприкосновенности жилища и тайну переписки (ст. 8);
  • свобода мысли, совести и религии (ст. 9);
  • свобода слова и информации (ст. 10);
  • свобода собраний и ассоциаций (объединений) (ст. 11);
  • право на вступление в брак (ст. 12);
  • право на защиту нарушенных прав (ст. 13);
  • свобода от дискриминации (ст. 14);
  • право беспрепятственного пользования своим имуществом (ст. 1 Протокола N 1);
  • право на образование, включая право родителей давать детям образование и воспитание в соответствии со своими религиозными или иными убеждениями (ст. 2 Протокола N 1);
  • избирательное право (ст. 3 Протокола N 1);
  • запрет лишения свободы в связи с неспособностью выполнить какое-либо договорное обязательство [Так называемая «долговая яма»] (ст. 1 Протокола N 4);
  • право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную (ст. 2 Протокола N 4);
  • запрет высылки лица из страны гражданства (ст. 3 Протокола N 4);
  • запрет коллективной высылки иностранцев (ст. 4 Протокола N 4);
  • отмена смертной казни (ст. 1 Протокола N 6);
  • процессуальные гарантии, относящиеся к высылке иностранцев (ст. 1 Протокола N 7);
  • право на пересмотр уголовного дела вышестоящей судебной инстанцией (ст. 2 Протокола N 7);
  • право на компенсацию в случае незаконного осуждения (ст. 3 Протокола N 7);
  • право не быть судимым или наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола N 7);
  • равенство прав и обязанностей между супругами (ст. 5 Протокола N 7).

Перед подачей жалобы в Суд следует использовать все доступные в нашей стране меры апелляции и обжалования, предусмотренные законодательством. В частности, если дело рассматривалось судом, то его решение следует обжаловать в вышестоящей суд, а по административным вопросам — в вышестоящий административный орган и затем — в суд.

Обжалование должно содержать сведения о нарушении прав и свобод, аналогичные тем, которые будут представлены в жалобе, направляемой в Комиссию. Не ставится требование чрезвычайной ревизии или возобновления производства по делу.

Писать в Страсбург можно либо на языке той страны, на которую вы подаете жалобу, либо по-английски, либо по-французски. Письмо должно содержать:

  • краткое изложение дела;
  • указание, какое право было, по вашему мнению, нарушено;
  • информацию о том, какие средства были уже использованы;
  • изложение принятых по данному делу решений, сжатую информацию о содержании этих решений. Необходимо также указать, когда и кем (дата и орган) было принято решение;
  • копии принятых по вашему делу решений.
  • При указании данных относительно даты, краткого содержания и инстанции, принявшей решение, необходимо приложить к письму копии этих решений.

    Жалоба относительно судебного приговора не требует пересмотра решения суда в порядке надзора, если были использованы обыкновенные способы обжалования. При обжаловании необходимо соблюдать все процессуальные правила, а также предписанные законами РФ сроки.

    Жалобу необходимо подать в течение шести месяцев после вынесения решения высшей судебной инстанцией. Если жалоба касается решения суда, то срок исчисляется с момента вынесения приговора (в рамках обыкновенной судебной процедуры обжалования), а не с момента отказа в пересмотре решения суда.

    Жалобы следует направлять прямо в Страсбург, не прибегая к посредничеству каких-либо институтов.

    Решения Европейского Суда носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Эти решения обязательны для государств-участников, однако сами решения не могут в автоматическом порядке отменить противоречащее им решение суда данного государства. Государство обязано предпринять все необходимые шаги по приведению правового и фактического состояния в соответствие с требованиями Конвенции.

    Ответ на вопрос, как это сделать, должно дать само государство.

    К примеру, можно возобновить судебный процесс, принять решение о выплате денежного возмещения или изменить правовые урегулирования. Если само дело или нарушение исключают возможность предпринять конкретные действия, то на основании 50-й статьи Конвенции следует соответствующим образом возместить ущерб.

    Адрес Европейского Суда по правам человека:

    Le Secrétaire de la Cour Européenne
    Des Droits de l’Homme
    Conseil de l’Europe
    F — 67075 Strasbourg Cedex
    France

    Кроме того, информацию о нарушениях прав человека можно направить другим органам Совета Европы, таким, как Парламентская ассамблея или Директорат по правам человека, по следующему адресу:

    Le Secrétaire Général
    Conseil de l’Europe
    F — 67075 Strasbourg Cedex
    France
    >>

    www.index.org.ru

    Смотрите еще:

    • Определение конституционного суда российской федерации от 03112006 455-о Баланс интересов в гражданском праве и его обеспечение в договорных отношениях Оригинальная работа Детальная информация о работе Выдержка из работы Актуальность темы диссертационного исследования проявляется в социально-экономическом, политическом и юридическом аспектах. Социально-экономический аспект. […]
    • Обучение правилам обращения с оружием Программа подготовки граждан РФ правилам безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием В связи с переездом юридического лица АНО ПП и ДПО «Стража-А», с 01 июня 2018 года приём проверки знаний и обучение граждан "Правилам безопасного обращения с оружием и […]
    • Какие налоги платить в крыму в 2018 Онлайн журнал для бухгалтера Какой НДФЛ в Крыму Республика Крым официально вернулась в состав Российского государства в середине марта 2014 года. Так, в нашей стране появились 2 новых региона – непосредственно республика Крым и Севастополь как город федерального значения наряду с Москвой и […]
    • Кбк по налогу на имуществу на 2014 год Кбк по налогу на имуществу на 2014 год ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Полный перечень доходов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов приведен в Приказе Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Обращаем внимание, что в платежном поручении на уплату […]
    • Налог на имущество физических лиц ставки 2013 Городская квартира Записки покупателя недвижимости Налог на имущество физических лиц в Москве на 2013 год С 1 января 2013 года в Москве повышаются ставки налога на имущество физических лиц (как на жилые, так и на нежилые помещения). Такой законопроект был внесен мэром Москвы Собяниным и принят […]
    • Жилищные субсидии пермь Субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета категориям граждан, указанных в федеральном законодательстве. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по […]
    • Не заплатил транспортный налог до 1 октября В какой срок частному лицу нужно уплатить транспортный налог в 2018 году Транспортный налог рассчитывается по техническим параметрам ТС. Сведения о транспорте в налоговые службы поступают от работников ГАИ. Транспортным налогом были заменены сразу несколько действующих налогов: за пользование […]
    • Правовая экспертиза проектов приказов Приказ Федерального казначейства от 17 декабря 2013 г. N 297 "О порядке проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства" В целях совершенствования правовой работы в территориальных органах Федерального казначейства и повышения ее […]

    Комментарии запрещены.