Конституционные принципы организации судов

Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации

Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.

Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:

– общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;

– специальные принципы организации и функционирования судебной власти [1] .

К общим основополагающим началам относятся следующие принципы:

1. Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, ораны местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ обозначено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а согласно ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

2. Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федерал [.ному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут определенную юридическую ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

3. Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

4. Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.

Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной.

5. Принцип единства означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов – судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К специальным принципам относятся:

– принципы статуса судьи;

Судопроизводство ведется на основе определенных принципов, которые выражают сущность этого процесса по разрешению юридических дел: осуществление правосудия только судом и разрешение дела надлежащим судом; обеспечение конституционного права на судебную защиту (доступ к правосудию); самостоятельность и независимость суда как органа правосудия; открытость суда и судебной деятельности; гласность; свобода выбора языка общения в судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон; объективность и беспристрастность суда; непрерывность производства; участие граждан в судопроизводстве (арбитражные и присяжные заседатели); процессуальная экономия; право быть судимым без неоправданной задержки; безусловное исполнение судебных решений; обязательное исправление судебных ошибок [2] .

К принципам судоустройства относятся: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.

К принципам статуса судьи относятся: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Данные принципы закреплены в ст. 120, 121 и 122 Конституции РФ.

  • [1] См.: Анишина В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. М.: Эксмо, 2008.
  • [2] См.: Правоохранительные и судебные органы России / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. М., 2010; Конституционное право Российской Федерации / под ред. Н. В. Витрука. М., 2010.

Конституционные принципы организации и деятельности судов;

Судебная власть в системе разделения властей

ТЕМА 11. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах.

Цели занятия:

— уяснить каково место судебной власти в системе разделения властей;

— знать основные принципы организации и деятельности судов, конституционный статус судей;

— знать какие существуют модели судебных систем в зарубежных странах и в чем их различия.

Учебные вопросы:

1. Судебная власть в системе разделения властей.

2. Конституционные принципы организации и деятельности судов.

3. Суды общей юрисдикции. Административная юстиция. Конституционная юстиция.

5. Органы и учреждения содействующие судебной власти.

Судебную власть – это одна из трех ветвей власти. В системе разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Но если взаимосвязь законодательной и исполнительной власти при различных формах правления неодинакова, то судебная власть является самостоятельной.

Формой деятельности судебной власти является правосудие — разрешение на основе действующего права эконо­мических, политических и иных конфликтов и споров, участника­ми которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и само го­сударство.

Правосудие направлено на охрану прав и законных интересов граждан, охрану правопорядка от преступных и иных правонарушений, а также контроль за тем, чтобы деятельность государственных орга­нов не выходила за правовые рамки.

Правосудие осуществляется с помощью судов, составляющих судебную систему. Это жестко структурированная система. Ее организацион­ные формы детально определены законом и могут быть изменены только в законодательном порядке. Деятельность судебной системы происходит в рамках строго и детально регламентированной законом процедуры. Ее решения могут основываться только на праве.

Кадровый состав судебной системы – это судьи образующие судейский корпус, который имеет особый правовой статус.

Никто, кроме судебной системы в лице образующих ее су­дов, не может вершить правосудие от имени государства. Никто, в том числе и государство в лице любых его органов, не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы по осуществлению правосудия. Граждане, их организации и объединения, все госу­дарственные и муниципальные органы, само государство, пред­ставленное высшими органами власти и управления, обязаны неукоснительно выполнять решения судов.

При всей относительной самостоятельности судебной власти ее деятельность во многом зависит от других ветвей власти, и прежде всего от законодательной. Именно законодательная власть опреде­ляет компетенцию отдельных звеньев судебной системы, статус судей и целый ряд других вопросов. Основой этой законодательной регламентации является конституция, которая в сжатой форме и определяет судебную власть как одну из составляющих системы разделения властей, закрепляет основные принципы организации и деятельности судебной системы, правовой статус судей, судебные гарантии прав и законных интересов граждан («О судебной власти» — конституции Фран­ции, Испании, Японии; «Правосудие» — Основной закон ФРГ; «Суды» — Конституция Португалии и т. п.).

Конституционные основы детально развиты в законах о су­доустройстве (например, в ФРГ — Закон о судоустройстве, действующий в редакции 1975 г.; во Франции — Кодекс судоустройства 1978 г.; в США — «Судоустройство и судопроизводство», разд. 28 свода Законов США; в Испании — «Органический закон о судебной власти» 1981 г. и др.), а также законах о статусе судей во Франции — «Органический закон о статусе магистратуры» 1958 г., в Германии — «Закон о судьях» 1961 г. и др.).

Роль исполнительной ветви власти в отношении судебной системы по сравнению с законодательной не столь значительна. Она сводится в основном к материально-техническому обеспечению деятельности судов. Эта роль несколько больше в тех странах, где на министерства юстиции возложены отдельные управленческие функции и руководство прокуратурой (Германия).

Конституции многих стран предусматривают создание особых органов судейского самоуправления на которых возложе­ны вопросы формирования судейского корпуса и карьеры судей и прокуроров, их назначения на должность, дисциплинарной ответ­ственности, реорганизации отдельных судов, инспектирования судов в необходимых случаях и т. д.( В Италии, Франции – Высший совет магистратуры, в Польше – Всепольский судебный Совет и т.д.).

О значимости этих органов можно судить по его составу. В Италии, например (ст. 104 Конституции), в Высшем Совете магистратуры председательствует Президент Республики, в со­став Совета по должности входят Председатель и Генеральный прокурор Кассационного Суда, остальные его члены избираются на четыре года: две трети — судейским корпусом из своего соста­ва, одна треть — Парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права и адвокатов, имеющих не менее чем пятнадцатилетний стаж.

Примерно такой же состав Высшего Совета магистратуры во Франции: Председатель — Президент Республики, вице-пред­седатель — министр юстиции, шесть судей, шесть прокуроров, три юриста, назначаемые соответственно Президентом Респуб­лики, Председателем Национального Собрания и Председателем Сената.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль и авторитет судебной власти зависит от степени ее самостоятельности и независимости, на которые могут влиять и исторические особенности государства и уровень правосознания общества и некоторые др. факторы. Тем не менее очевидна возрастание роли судебной власти, как власти способной обеспечить господство права.[39]

Конституционные принципы судебной власти — это закреп­ленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов.

Данные принципы условно можно подразде­лить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов(принципы судоустройства и судопроизводства).

К числу важнейших принципов судоустройства относятся:

1. Независимость судей и их подчинение только закону. Дан­ный принцип означает недопустимость вмешательства в судебный процесс, получения судьями указаний от кого бы то ни было. Он гарантируется несменяемостью судей, их неприкосновеннос­тью, недопустимостью уменьшения их вознаграждения, центра­лизованным порядком финансирования судов и назначения су­дей.

По сути, противоположный принцип провозглашают многие социалистические страны, определяя ответственность судов пе­ред законодательными органами. Например, Конституция КНР 1982 года устанавливает, что «Верховный народный суд ответ­ственен перед Всекитайским собранием народных представите­лей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Местные народные суды ответственны перед ме­стными органами государственной власти» (ст. 128).

2. Исключительность судов как органов, осуществляющих пра­восудие, означает, что правосудие может отправляться только судом. Причем создаваться и функционировать могут только те суды, которые учреждены конституцией и законом при запреще­нии чрезвычайных судов.

3. Отправление правосудия от имени народа и с участием на­селения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается с участием граждан, не являющихся профессиональными судья­ми. Мировая практика знает две основные формы такого учас­тия: в качестве присяжных заседателей и, условно говоря, в каче­стве народных заседателей (шеффенов, народных судей). Первая модель возникла в Великобритании, а вторая — в Германии. Раз­личие между ними состоит в том, что функции присяжных раз­граничены с функциями профессионального судьи (присяжные определяют характер приговора, а судья — меру и вид наказа­ния, если присяжными вынесен обвинительный вердикт), в то время как народные заседатели полностью равноправны с про­фессиональным судьей. При этом народные заседатели избира­ются населением, а присяжные отбираются методом случайного отбора, осуществляемого, как правило, самими судами.

4. Коллегиальность судопроизводства означает, что наиболее важные юридические споры рассматриваются с участием несколь­ких профессиональных судей, народных или присяжных заседа­телей.

5. Возможность обжалования судебных постановлений в вы­шестоящие инстанции. Такое обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предполагает пе­ресмотр дела по существу с новым исследованием всех доказа­тельств и вынесение решения. Кассация же означает лишь провер­ку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обыч­но действует апелляционный порядок обжалования по второй ин­станции и кассационный — по третьей.

6. Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.

1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.

2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вы­несении решения суд ссылался, прежде всего, на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение долж­но приниматься в соответствии с законом.

3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопусти­мость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.

4. Состязательность и равноправие сторон, то есть обеспече­ние одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции.

5. Устный и очный характер судопроизводства как условия, создающие наилучшие возможности для установления истины.

Перечисленные принципы в разном объеме и в различных формах получили отражение в конституциях тех или иных стран.

Кроме того, принципами осуществления правосудия следует считать конституционные процессуальные гарантии прав челове­ка: право на должную судебную процедуру, право на защиту, презумпцию невиновности и т.д.

studopedia.su

Конституционные принципы правосудия

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Правосудие с нравственной точки зрения – основанная на законе справедливость. Именно поэтому очень важно при осуществлении правосудия выявить все существенные обстоятельства дела, безошибочно применить закон, приняв при этом справедливое решение. Если суд отступает от данного порядка, то наступает беззаконие, произвол. Конституция РФ, закрепив основные принципы правосудия, обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия в нашей стране.

Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.

1. Законность (ст. 15 Конституции РФ) – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только закону является базовым принципом функционирования судебной власти. Для правосудия этот принцип имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона – как материального, так и процессуального. Законность предполагает прежде всего соблюдение норм позитивного права. При этом важным условием выступает то обстоятельство, при котором нормы позитивного права соответствовали принципам естественного права.

2. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие. Этот принцип направлен на строгое ограничение органов, осуществляющих разбирательство судебных дел. Из числа таких органов исключены товарищеские суды, религиозные суды, суды офицерской чести и иные (кроме указанных в Конституции РФ) организации судебной власти. Важной гарантией данного принципа является недопустимость создания каких-либо чрезвычайных судов.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Никакой иной орган государственной власти не вправе присваивать себе полномочия по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел, применяя при этом от имени Российской Федерации государственное принуждение.

Данный принцип пронизывает собой все судебные инстанции. Он определяет собой такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом, а не каким-либо другим высшим государственным органом. В этом проявляются не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, включая высшие органы законодательной и исполнительной власти России.

3. Независимость судей (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны. Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судьи и заседателя, материальное обеспечение судей за счет федерального бюджета и др.

Существуют внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей:

а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. Судья не имеет право занимать какие-либо государственные или общественные должности, принадлежать к политическим партиям или движениям. Судья не имеет никаких обязательств перед теми, кто выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру или его назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;

б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам. Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их – судья обязан их отвергнуть;

в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии. Этому служат равенство прав судей, их право выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, порядок голосования и тайна совещания судей;

г) внутренняя сторона судейской независимости предполагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть исключительно правовой, так как судья не может принимать какие-либо решения, подчиняясь постороннему влиянию, а также руководствуясь политическими пристрастиями.

4. Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

Однако несменяемость судей обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение – для судей общих и арбитражных судов, назначение первый раз федеральных судей (за исключением судей высших судов) сроком на три года, избрание на пять лет мировых судей. Независимость судей означает постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

Принцип несменяемости судей гарантирует независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

5. Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Помимо неприкосновенности судьи должны иметь возможность вынести решение без опасения, что с любой стороны последуют ответные меры. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией определенного гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов правосудия.

Тем не менее судьи также подлежат ответственности за недостатки в своей профессиональной деятельности. Создание единого дисциплинарного органа, который бы мог рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей, предусмотрено в Федеральном конституционном законе от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии». Данный орган начал действовать 12 марта 2010 г. Согласно ст. 1 Закона этот судебный орган уполномочен рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Решения Дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Состав Дисциплинарного судебного присутствия формируется на конкурсной основе тайным голосованием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Требования к кандидатам для работы в новом судебном органе высокие. Так, членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте 40–65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

6. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Открытость судебного рассмотрения обеспечивает общепрофилактическое воспитательное воздействие правосудия на граждан. Такое воздействие может иметь лишь образцово проведенный процесс, демонстрирующий объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедурным предписаниям, равное и уважительное отношение к участвующим в деле органам и лицам, профессионализм судей, высокую общую и правовую культуру.

7. Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора. В отличие от сторон суд в состязательном процессе не должен быть инициатором производства и лишь разрешает вопросы, которые могут быть поставлены перед ним управомоченными на то субъектами.

Равенство сторон во всех видах судопроизводства основано на признании равенства всех перед судом. Все дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке независимо от состава и категории участников процесса. Равноправие сторон обеспечивается еще и тем, что никакой суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон нс отражается, представляет ли она свои личные интересы или интересы государства или других лиц.

Так, в качестве одной из сторон может выступать и прокурор. Правозащитная функция прокуратуры проявляется в праве прокуроров возбуждать дела в защиту других лиц. Прокуроры возбуждают дела в тех случаях, когда гражданин по каким-то причинам сам не может себя защитить. В данном случае идет выравнивание правового статуса гражданина, обретение им равного права на защиту своих нрав в суде.

Равные возможности сторон обеспечивает также равный правовой статус всех других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Ведь для суда не имеет значение, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.

8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

В вышестоящих судах при проверке уже вынесенных судами решений допускается оценка материалов дела без их оглашения, так как не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решение основывается на представленных материалах дела, с которыми участники процесса уже ознакомлены.

9. Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Назначение института судебных заседателей (присяжных, арбитражных) состоит в следующем: во-первых, они делают судебную власть более прозрачной, менее кастовой; во-вторых, выносимые (принимаемые) с участием судебных заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

studme.org

Смотрите еще:

  • Закон от 24 июля 2013 года Закон от 24 июля 2013 года Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями на 4 июня 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от […]
  • Выход на пенсию по старости в 2014 Пенсионное обеспечение Организация назначения и перерасчета пенсий. Одной из основных задач Отделения и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области является своевременное и качественное установление пенсий. В области ежегодно назначается свыше 40 тысяч пенсий, […]
  • Приказ об учреждении знаков Приказ Минфина России от 1 апреля 2015 г. N 53н "Об учреждении геральдического знака-эмблемы и флага Федерального казначейства" Приказ Минфина России от 1 апреля 2015 г. N 53н"Об учреждении геральдического знака-эмблемы и флага Федерального казначейства" В соответствии с постановлением Правительства […]
  • Принцип общего действия закона Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права» [117] . Точное установление […]
  • Суды ркрым Суды Крыма Из положений части 1 статьи 118 Конституции РФ следует, что основной задачей и исключительной компетенцией судов является осуществление правосудия. Согласно статьи 4 Федерального конституционного закона РФ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Россиийской Федерации […]
  • Закон о дислокации Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ г. Москва "Об обороне" Изменения и поправки (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 223-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 04.04.2005 N 31-ФЗ, от […]
  • До какого периода платить алименты Алименты после 18 лет В 2018 году принципы алиментных отношений в части обязанности родителей содержать своих детей не изменились. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия. Согласно этому определению и правилам главы 13 СК РФ, устанавливающей […]
  • Как оформлять законы в библиографическом списке Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от […]

Комментарии запрещены.