Коран и закон

Библия и Коран: сравнительный анализ.Бог, сотворение Им мира и первые люди

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КОРАН

Бог, сотворение Им мира и первые люди

Как известно проблемы сущностных характеристик Бога, сотворения мира, космологии, космогонии и происхождения жизни и человека занимают значительное место в вероучении любой религии. Иудейская Христианская и Исламская религии утверждают, что эти проблемы основаны на воле Единого Бога. Однако в Библии и Коране, несмотря на некоторое сходство, имеются существенные доктринальные различия по этим вопросам.

Согласно Корану, после низвержения Адама на землю, ему, его жене, а затем и его потомкам было предписано поклоняться единому Богу. Однако, по прошествии нескольких поколений значительная часть человечества, персонифицировав божественные атрибуты и обожествив праведников, сочла, что миром правит пантеон богов, что привело к идолопоклонничеству. Бог много раз посылал к заблудшим народам древности своих посланников, главнейшей задачей которых была пропаганда единобожия и отрицание язычества.

В Исламе придание Богу какого-либо сотоварища (ширк) является самым большим смертным грехом человека [49, c. 206-207]. Из ширка проистекают все остальные грехи. Именно строжайший монотеизм (единобожие) является основой истинной религии Бога. Более того, именно служение единому Богу является в Исламе единственной целью и смыслом жизни мусульманина. В своей монотеистической концепции Коран отличается наибольшей последовательностью по сравнению с другими религиями мира. «Ни одна религия не интерпретировала монотеизм столь буквально и последовательно, как это делает Ислам» [38, c. 317-318].

Аллах в Коране – это подлинный, величайший и не имеющий подобия Творец Вселенной. Ни в одном аяте этого писания нет даже отдаленного намека на политеизм или антропоморфизм. Оба эти понятия осуждаются и отвергаются. Здесь нет ни слова о том, что Бог является богом отдельного народа или общины. Читая Коран, напрашивается вывод о том, что Аллах, который ниспослал его человечеству посредством пророка Мухаммада, и от чьего имени идёт изложение аятов, находится над этим миром. Находясь над временем и пространством, Он видит абсолютно всё и ничего невозможно утаить от Его взора. Коран даёт ощутить подлинное величие Творца настолько, насколько позволяет это человеческий разум. Все аяты Корана буквально пронизаны этим смыслом. Именно эта мысль является лейтмотивом всех сюжетов, которые описаны в этой Книге.

Описание Бога в Коране сводится к следующим положениям:

Аллах-господин и владыка миров (Коран, 7:54) [23, c. 138].
Аллах всесилен (Коран, 3:26) [23, c. 63].
Аллах един и нет Ему подобия (Коран, 112:1-4) [23, c. 510].
Аллах превыше всех качеств, которые Ему можно приписать (Коран, 23:91) [23, c. 286-287].
Нет Бога, кроме Аллаха (Коран, 64:13) [23, c. 460].
Только Аллах управляет миром (Коран, 32:5) [23, c. 341].
Только Аллах оживляет и умерщвляет всё живое (Коран, 2:28) [23, c. 30].
Аллах имеет атрибуты [53, c. 284-285], часть из которых выражается в Его Именах [48, c. 13].

Христианство, которое считается монотеистической религией, также выступает сторонником единобожия. В Библии имеется много стихов, в которых осуждается язычество. И это естественно для монотеистической религии. Но исследователи Библии, начиная со Спинозы, выявили несколько пластов в этом писании восходящие к различным эпохам. Ими была выдвинута версия о том, что в Библии имеют место стихи восходящие к политеистическим верованиям древних семитов. Действительно в нескольких стихах этого писания бросается в глаза сомнительная, с позиции монотеизма, точка зрения на сущность Творца.

«Содержание Ветхого Завета, на первый взгляд, дает основания видеть в этой книге скорее проявление монолатрии, чем чистого монотеизма, поскольку иногда отстаивание единобожия здесь идет на фоне имплицитного признания существования иных, враждебных богов» [38, c. 316].

В качестве примера можно привести следующий стих из книги «Бытие»:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие, 3:22) [7, c. 7].

Сомнительные, с точки зрения политеизма, моменты явно проявляются ещё в двух стихах Ветхого Завета:

«. и вы будете, как боги, знать добро и зло» (Бытие, 3:5) [7, c. 7].

«Бог стал в сонме богов: среди богов произнес суд; доколе будете вы судить неправедно. » (Псалтирь, 81:1,2) [7, c. 569].

Кроме всего этого, в 1-й главе книги «Бытие» говорится о создании Вселенной Богом. Однако Бог называется в этой главе «Элохим», а это слово переводится с еврейского как боги (т.е. во множественном числе), в отличие от слова «Элох», означающего Бог (в единственном числе), – об этом уже упоминалось в предыдущей главе. Правда церковные деятели отрицают, что это может быть остатком политеизма древних семитов.

«Вот как трактует вопрос об Элохим Католический Словарь Библейского богословия: «Элохим – множественное число. Оно не является формой величания – такой формы еврейский язык не знает». однако далее говорится, что «. его нельзя считать следствием каких-либо пережитков многобожия, которые невероятны», и что «по всей вероятности, это множественное число – след общесемитского миропонимания, при котором божественность воспринимается как множественность сил» [27, c. 65-66].

Однако подобное объяснение не представляется убедительным.

Несомненной уступкой античному мировоззрению в христианстве является доктрина о троичности Бога (Тринитаризм) и убеждение в том, что Иисус (логос) является сыном Бога.

«Среди трех великих монотеистических религий Христианство занимает последнее место в плане монотеистичности, поскольку содержит в себе тринитарный догмат, противоречащий монотеизму Иудаизма и Ислама» [38, c. 317].

Согласно христианской теологии, это не означает признания трех богов; за этими тремя лицами скрыта единая субстанция. Однако это объяснение несколько сомнительное, тем более что «. Новый Завет не утверждает троичности Бога, за исключением нескольких литургических формул» [38, c.317]. Здесь необходимо отметить, что в разные периоды истории Христианства имели место движения за отвержение троицы. В средние века их представляли «монархиане» и «динамисты». «Монархиане» отстаивали абсолютное единство Бога и отвергали идею троицы. [29, c. 14].

Помимо этого, в Библии присутствует ярко выраженный антропоморфизм. Примером этому являются следующий стих:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие, 1:26) [7, c. 6].

Здесь налицо открытое уподобление образа Творца Его разумному творению. А в другом стихе из книги «Бытие» говорится:

«И раскаялся Господь, что создал человека на Земле, и восскорбел в сердце Своём» (Бытие, 6:6) [7, c. 9].

Здесь налицо перенос исключительного человеческого понятия «раскаяние» на Бога.

А вот ещё один стих из книги «Бытие». Здесь несколько качеств человека приписывается Богу. Это и «хождение в раю» и то, что Адам может скрыться от Него, и то, что Бог ищет его, не зная, где он, и то, что у Бога есть голос и человек может его слышать:

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и его жена от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос. Твой я услышал в раю, и убоялся потому, что я наг и скрылся» (Бытие, 3:10) [7, c. 7].

Помимо существенной разницы в представлениях на сущность Творца в Коране и Ветхом Завете, существуют отличия в описании акта сотворения Богом мира и человека и его дальнейшей судьбы.

Согласно книге Бытие Бог создал свет в первый день сотворения:

«И сказал Бог; да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро; день один» (Бытие, 1:3-5) [7, c. 5].

Однако природные источники света были созданы Им лишь в четвёртый день:

«И создал Бог два светила великие, светило большее; для управления днём и светило меньшее, для управления ночью и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвёртый» (Бытие, 1:16-19) [7, c. 5].

Здесь с точки зрения рационализма присутствуют сомнительные моменты. Дело в том, что Луна не является источником света. Свет, исходящий от неё, является отображением солнечных лучей. Поэтому она не может являться светилом, которым является только Солнце. А свет не мог появиться в первый день сотворения, в то время как его причина лишь на четвёртый.

Растительность же была сотворена на третий день:

«И произвела земля зелень, траву, сеющую имя по роду её и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро день третий» (Бытие, 1:12, 13) [7, c. 5].

Однако растения не могут появиться раньше Солнца, которое было создано на четвёртый день сотворения, так как растения не могут быть жизнеспособными без солнечных лучей.

Земля, согласно Библии, находится неподвижно в центре Вселенной. Вокруг неё вращаются Солнце, Луна и звёзды. В доказательство этому уместно привести следующий стих из Библии:

«Господь Бог передал Езекии через пророка Исаию. Вот, я возвращу назад на десять ступеней, солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило» (Исаия, 38:8) [7, c. 708].

Если Бог вернул Солнце назад, то это значит, она обращается вокруг Земли. А вот ещё один стих такого же содержания:

«(Иисус Навин сказал). стой солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аналонскою! И остановилось солнце, и луна стояла. » (Иисус Навин 10:12-13) [7, c. 214].

Как и в предыдущем случае, для достижения цели была остановлена не земля, а солнце и луна.

Подобное представление об устройстве вселенной называется геоцентризмом. Такая модель была известна с глубокой древности и нашла своё отражение в Библии.

Когда польский астроном Н.Коперник (1473-1543), который произвел подлинную революцию в представлениях европейцев в области астрономии, доказал вращение земли вокруг своей оси и тем самым опроверг библейский стих, известный реформатор церкви М.Лютер (1483-1546) высказался в его адрес следующим образом:

«Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь, Солнце и Луна. Кто желает показать свой ум, тот изобретает какую-нибудь систему, изо всех систем, конечно же, наилучшую. Этот дурак хочет перевернуть всю науку астрономию. Но священное писание говорит, что Иисус повелел остановиться Солнцу, а не Земле» [37, c. 139].

А Иезуит Инхофер писал:

«Мнение о движении Земли есть самая отвратительная, самая вредоносная, самая скандальная из всех ересей. Неподвижность Земли трижды священна. Доводы против бессмертия души, существования Бога и воплощения более терпимы, чем попытки доказать, что земля движется» [8, c. 14].

Геоцентризм был отвергнут наукой после 17-го века, в эпоху коренной революции в представлениях об устройстве солнечной системы, основанной на научных фактах.

И наконец, согласно Библии, сотворение вселенной произошло за шесть дней, а на седьмой день Бог, устав от своих дел, отдохнул. Усталость от дел также является чисто человеческим качеством. Перенесение этого качества на Бога делает Его подобным человеку.

Кораническое повествование о сотворении Богом вселенной существенно отличается от библейского. Коран также утверждает, что вселенная была создана Богом за шесть дней, однако такой непоследовательности, как в Библии, в нем нет:

«Вы ли труднее для создания или небо? Он его построил. Воздвиг свод его и устроил, омрачил ночь его и вывел зарю и землю после этого распростёр» (Коран, 79:27-30). [23, c. 483].

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником» (Коран, 71:15-16) [23, c. 474].

Эти аяты, в отличие от библейских стихов, чётко дают понять, что только солнце является «светильником», то есть источником света, а свет, исходящий от Луны здесь назван «светом». Луна не является его источником.

Сегодня известно, что вода – основа жизни и основной компонент всех живых клеток, из которых состоят все организмы. Этот научный факт нашёл отражение в следующем аяте из Корана:

«Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. » (Коран, 21:30) [23, c. 268].

Здесь подтверждается и другой научный факт. Вселенная когда-то была едина. Разделение её произошло в результате явления, которое учёные назвали «Большим взрывом».

Примечательно, что вся эта информация нашла отражение в Коране, в то время как в VII веке нашей эры, когда он был ниспослан Мухаммаду, человечество ещё не располагало научными доказательствами всего этого. А сам Мухаммад к тому же ещё был неграмотным. В этом одно из многочисленных доказательств Божественного происхождения Корана и его сохранности от поздних искажений. Это доказывает также, что утверждения некоторых учёных о том, что Мухаммад просто переписал или по своему изложил сюжеты из Библии [10, c. 21], не имеют под собой никаких оснований, так как в этом случае он привнёс бы в Коран модель сотворения из книги «Бытие», которая приводилась выше.

Кроме того, Коран, в отличие от Библии, отрицает усталость Бога после сотворения:

«И сотворили Мы небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась Нас усталость» (Коран, 50:38) [23, c. 424].

Такие же различия прослеживаются в повествованиях Корана и Библии о первых людях на земле. Эта тема имеет принципиальное значение для христиан, в вероучении которых утверждается что, грехопадение Адама и Евы на заре человечества привело к «спасительной» миссии Христа [6, c. 24], уверовав в которого и, приняв церковное таинство крещение, любой человек оказывается свободным от греха прародителей человечества.

Христианская традиция по вопросу о жизни первых людей придерживается следующих основных положений:

Согласно Библии Адам и Ева – первые сотворённые Богом люди (Бытие, 2:7, 2:22) [7, c. 6].

Они жили в райском саду и могли питаться плодами деревьев кроме одного из них, которое названо «деревом познания добра и зла». В противном случае Бог пригрозил им смертью (Бытие, 2:16) [7, c. 6].

Однако некий змей сказал жене Адама, что если они вкусят запретный плод, то станут знающими, а вовсе не умрут. Он оказался прав. Бог не выполнил своего обещания и не убил их после того, как они всё же вкусили плода (Бытие, 3:4-5) [7, c. 7].

Вся ответственность за этот поступок лежит на жене, так как она первая вкусила этого плода, а затем предложила его мужу (Бытие, 3:6) [7, c. 7].

В результате они стали знающими (Бытие, 3:7) [7, c. 7].

Бог, узнав об этом, сурово наказал их. Первым был наказан змей (Бытие, 3:14) [7, c. 7].

Жену (а вместе с ней и всех женщин рода человеческого) он наказал беременностью, деторождением и господством мужа над ней (Бытие, 3:16) [7, c. 7].

А Адама он наказал тем, что он в поте лица будет работать, чтобы прокормиться (Бытие, 3:19) [7, c. 7].

Изгнание Адама и его жены из рая на Землю также является наказанием для них, как и весь их жизненный путь (Бытие, 3:23) [7, c. 7].

О раскаянии Адама и его жены перед Богом за совершенный грех в книге Бытие нет ни слова. Но там нет и опровержения этого и утверждения об имеющей место греховности человечества. Однако, христианские теологи, разработавшие доктрину о первородном грехе, утверждали, что этот грех несут на себе от рождения все последующие поколения людей. Даже новорождённый ребёнок, по их мнению, рождается «во грехе», который он никогда не совершал.

Практически все религии и околорелигиозные философские учения в мире в той или иной форме признают понятие изначальной греховности человека, кроме Ислама и Иудаизма. Например, в индуизме или буддизме, где основу этих учений составляет вера в переселение душ, это грехи, которые совершала душа человека в предыдущих своих воплощениях. Согласно их воззрениям, душа многократно странствует из тела одного человека в другое, отягчаясь грехами каждого из них [33, c. 23]. Поэтому каждый человек, рождаясь на свет с печатью различных грехов прошлых поколений (карма), оказывается обречённым на ещё большие несчастья, как в своей жизни, так и в своих будущих воплощениях, если не уверует в Будду, Кришну или других божеств. В результате следования учениям этих религиозно-философских систем, адепт получает возможность вырваться из круга очередных перевоплощений [34, c. 148-151].

Нечто похожее присутствует и в Христианстве. Здесь эти воззрения выражены в доктрине о первородном грехе. При этом присутствует и образ спасителя и искупителя этого греха в лице сына Божьего Иисуса Христа. Вера в него является главным условием спасения.

Однако доктрина о первородном грехе отнюдь не выглядит бесспорной. Не удивительно, что в иудаизме, также признающем Ветхий Завет священным писанием, понятия об этой доктрине нет. Здесь дело в том, что в этом писании нет буквального указания на наличие подобного греха. Более того, в Ветхом завете имеются стихи, находящиеся в противоречии с этой концепцией. Например:

«Я, я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Исаия, 43:25) [7, c. 712].

«. сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется и беззаконие беззаконного на нём и останется» (Иезекииль, 18:20) [7, c. 811].

В связи с этим неоспоримо то, что понятие о первородном грехе является теологической разработкой поздних христианских богословов для обоснования необходимости веры во Христа, как сына Бога и его божественной сущности. Однако даже среди ранних деятелей церкви не было единства по этому вопросу. Наиболее показательным примером этого является полемика сторонника идеи о первородном грехе Августина с Пелагием, который в категорической форме отрицал эту идею. Позднее воззрения Пелагия назвали «пелагианской ересью» [16, c. 237].

Все это подтверждается и данными Корана, в котором характерной отличительной особенностью является сведение о раскаянии Адама и его жены за совершённый грех. Здесь повествование об истории первых людей сводится к следующим положениям:

Адам и его жена – первые люди. Жену Бог сотворил из Адама (Коран, 4:1). [69, c. 432].

Когда Аллах создал Адама, он приказал всем ангелам поклониться ему. Все они выполнили приказ своего Господа. Среди них был джинн по имени Иблис (Сатана, Дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления [67, c. 181]. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но дьявол попросил у него отсрочку до дня страшного суда и получил её. С этого момента он стал врагом человечества и сбивает с пути истинного всех людей, кроме истинных рабов Аллаха (Коран, 15:28-42) [23, c. 218].

Аллах поселил их в раю и запретил им приближаться к дереву. Здесь не говорится о том, что это было деревом знания (Коран, 2:35) [23, c. 30].

Однако Сатана (а не змей) нашептал им: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7:20) [23, c. 135].

Тогда Адам и его жена «вкусили дерева» и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. » (Коран, 7:22) [23, c. 135]. Здесь не только жена несёт ответственность за этот поступок. Они несут его вместе.

Бог разгневался на них за это (Коран, 7:22) [23, c. 135]. Но, приняв раскаяние Адама и его жены простил их (Коран, 7:23) [23, c. 135].

Далее Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощёнными (Коран, 20:123) [23, c. 265].

В отличие от Библии, в которой Адам и его жена оказались на земле только из-за этого греха, в Коране утверждается, что Аллах ещё до их сотворения заготовил им место на земле, и, что грех этот не является причиной их последующей жизни на земле, а является изначальным замыслом Бога (Коран, 2:30) [23, c. 30].

Жизнь в раю по предопределению и замыслу Аллаха была только первоначальным этапом, который был необходим для человека, а последующим его местопребыванием в этом мире является Земля.

Как уже упоминалось, Коран содержит информацию о раскаянии Адама и его жены. В данном контексте кораническое повествование расходится с библейским, в котором сведения об этом нет. Это раскаяние спасло их от адского огня, и именно этим они, согласно Корану, отличаются от проклятого Аллахом Сатаны.

Таким образом, в Исламе нет как понятия «первородного греха» человечества, так и предпосылки, из которой могла возникнуть подобная мысль. Этим исламское вероучение отличается от иудейского и христианского.

Таким образом, никто не несёт на себе печать греха Адама, либо какого-нибудь другого человека. Люди рождаются на свет абсолютно безгрешными, а грехи свои они наживают себе в процессе своей жизнедеятельности и будут отвечать в день страшного суда только за них. Поэтому в Исламе нет искупителей за прошлые грехи человечества, уверовав в которых человек становится свободным от них. Согласно исламской доктрине все эти искупители, пусть даже Христос, или Будда, на деле являются посредниками между Богом и человечеством. Мусульманство считает, что любое промежуточное звено между Богом и человеком разрушает саму основу строжайшего монотеизма и придаёт Единому Творцу сотоварища либо в сотворении, либо в поклонении [56, c. 23-29].

zakonvremeni.ru

Коран и закон

Завещание: Коран и закон

Завещание: Коран и закон

Вопрос: Как быть с наследием, которое надо разделить по Корану между двумя сыновьями и двумя дочерьми? Как быть, если дочери возражают против этого, но настивают на том, чтобы деление было всё же по Корану?

Ответ: Как быть с наследием, которое надо разделить по Корану между двумя сыновьями и двумя дочерьми, – это хорошо известно. В основе этого деления лежит двойная доля сына по отношению к доле дочери. Дочери не согласны на это и требуют равного деления, ссылаясь на то, что в современных условиях это и есть справедливое решение.

Решение Корана никто не может оспаривать, в том числе ссылаясь и на современные условия. Другое дело, если братья сами согласятся уступить свои доли сестрам.

Но у вас есть право обратиться в суд. И решение суда будет в этом вопросе окончательным…

К слову, в Коране есть такой аят:

«В отношении ваших детей Аллах возвещает вам две доли (от наследства) сыну от доли дочери. Если число девочек больше двух, то 2/3 от оставленного принадлежат им. Но если одна дочь, то половина (1/2) ее. Каждому от отца и матери, если у умершего есть дети, дается по 1/6 части. Если у умершего нет детей и мать и отец наследуют ему, то матери дается доля в 1/3. Если есть брат, то доля матери составит 1/6. Все это действует после приведения в исполнение завещания покойного или (и) оплаты долгов. Отцы и дети… Вы не можете знать, кто из них ближе к вам по пользе. (По этой причине) доли определены со стороны Аллаха. Аллах – знающий, мудрый (принимает верное решение)» (4/11).

По аяту видим, что решение вопроса о наследстве полностью разъяснено Аллахом. Но для нас важно отметить в аяте следующий момент: « Если число девочек больше двух, то 2/3 от оставленного принадлежат им ».

См. дополнительно на линке:

Теги: завещание: Коран и закон.

Опубликовано 14.06.2014

www.koranika.ru

«Закон постепенности» в Коране и Сунне

2 641 Март 18, 2017

Одним из признаков гибкости ислама является учёт особых обстоятельств, случающихся в жизни людей, будь эти обстоятельства частного или общего характера. Шариат утверждает для подобных случаев особые законоположения и допускает в них совершение того, что было запретным в других ситуациях. Острая необходимость иногда даже может относиться шариатом к форс-мажорным обстоятельствам, а общая нужда – приравнивается к острой индивидуальной необходимости. Всё это приводит к большему облегчению для людей и устранению сложностей.

Основа этого положения упоминается в аятах Корана, рассказывающих о запретной пище и людях, которые были вынуждены совершить греховное. Аллах говорит в Коране (смысл): «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Семейство Имрана», аят 173).

Также в одном из хадисов рассказывается, что Абдуррахман ибн Ауф и Зубейр ибн Аввам пожаловались Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на зуд и раздражение на коже, и он разрешил им надевать одежду из шёлка, учитывая сложность их положения.

Учёт обстоятельств

Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт изменений, происходящих в обществе. Эти изменения могут быть связаны с нравственным упадком общества, с его развитием, с форс-мажорными обстоятельствами и т. п. Таким образом, исламские правоведы считают допустимым изменение фатв (правовых постановлений) при изменении условий, места и времени. На это указывают Коран и Сунна, а также это было практикой праведных халифов и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Фатвы и постановления, выведенные учёными много веков назад, могут пересматриваться, если они были прочно связаны с соответствующими обстоятельствами и подходили конкретным условиям. Нельзя не учитывать многие кардинальные изменения, которые произошли в последнее время, поскольку фатва, нацеленная на принесение определённой пользы и отстранение определённого вреда, данная тысячу лет назад, может иметь сегодня прямо противоположный эффект.

Для понимания можно привести следующий простенький пример… Во время жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел место запрет на письменную фиксацию его слов. Целью этого запрета было сохранение Корана от каких-либо добавлений к нему. Однако позже, когда Коран был ниспослан полностью, когда он был записан и распространён во множестве экземпляров, письменная фиксация хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стала близкой к обязательной.

Постепенность

Ещё одним признаком гибкости шариата является учёт «закона постепенности» в соответствии с примером Всевышнего Аллаха в сотворении мира, а также методологии шариата в предписании и запрещении чего-либо.

Наверное, самым ярким примером этого закона является запрет опьяняющих напитков, прошедший через несколько этапов (теме постепенности запрещения опьяняющих напитков и выводов, которые можно извлечь из этого периода ниспослания Корана, на нашей полосе была посвящена отдельная статья: «Единобожие против алкоголизма» – «islamcivil.ru»).

Также именно с «законом постепенности» был связан факт того, что рабство, господствовавшее в человеческом обществе до ислама, сохраняло определённую силу и с его приходом. Категоричное запрещение этих устоев лишь одним единоразовым повелением от Всевышнего Аллаха могло привести к серьёзным социальным потрясениям. Поэтому более мудрым было с одной стороны ограничить пути, ведущие к рабству, а с другой стороны – увеличить пути избавления от него.

«Закону постепенности» необходимо следовать и в нашей сегодняшней деятельности, когда мы хотим укрепить правильное понимание исламских ценностей в умах людей. Если мы хотим воспитать истинное исламское общество, утвердить в нём настоящие исламские принципы, связанные с убеждениями, культурой и нравственностью, то мы должны понимать, что это не произойдёт по росчерку пера или решению властей. Это длительный процесс, который особенно нуждается в претворении «закона постепенности». Конечно, под постепенностью не имеется в виду отсрочка исполнения людьми или отмена известных исламских норм. Речь идёт о планировании, изучении реалий, сдержанности в этом деле.

Яркий пример понимания «закона постепенности» был передан от одного из самых справедливых правителей в истории человечества – Умара ибн Абдульазиза.

Однажды его сын Абдуллах сказал ему: «Отец, почему ты не заставишь людей исполнять все повеления шариата как положено? Клянусь Аллахом, меня не беспокоит моя участь, если это будет сделано ради истины».

Умар ответил: «Сынок, Всевышний Аллах два раза порицал в Коране опьяняющие напитки и только на третий раз запретил их. Я боюсь, что, если заставлю людей выполнять все повеления сразу, они бросят их все сразу, и тогда я буду причиной смуты».

Известно, что впоследствии халифат при Умаре ибн Абдульазизе достиг полного расцвета: как относительно уровня жизни людей, так и в претворении в жизнь шариатских норм.

Главное и второстепенное

Сегодня для религии мусульманина и его культуры очень важно понимание того, что для него является главным, а что – второстепенным. Очень часто исламские авторы и проповедники преподносят людям информацию и данные, не имеющие достаточных оснований в шариатских источниках. Разговоры о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – первое творение Всевышнего; что всё остальное было создано потом ради него; излишние разговоры о «святых», «чудесах»; борьба с суфизмом без различения между правильным и неправильным… всё это, к сожалению, часто занимает значительную часть исламской повестки дня.

Безошибочный критерий, по которому можно отличить главное от второстепенного или ненужного, – это Священный Коран. Каждому направлению следует уделять столько внимания, сколько ему уделяет внимания Коран. То, на что обращается много внимания в аятах Корана и что повторяется во многих сурах, должно иметь приоритет в наших действиях и размышлениях. Например, вера в Аллаха, Его пророков, Писания, Судный день, награда и наказание, Рай и Ад…

Большое внимание следует уделять основам убеждений, основам обрядов поклонения, таким, как намаз, закат, пост, хадж, поминание Аллаха, покаяние, упование на Всевышнего, благодарность Ему, терпение и т. д. Также большого внимания заслуживают основы нравственности: честность, верность, обязательность, мягкость, доброта, скромность, поддержание родственных связей, послушание родителям, забота о нуждающихся и т. д.

Например, о дне рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Коране вообще ничего не говорится. Это указывает на то, что он не имеет какого-то особого значения в жизни исламского общества. С ним не связано какое-либо чудо или какой-то обряд поклонения, который мусульмане должны исполнять в этот день.

Данный критерий является безошибочным, потому что Коран – это основа нашего общества, основа религии и источник закона. А Сунна – это пояснение и комментарий к Корану, без которых невозможно исполнять многие положения Книги Аллаха.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (сура «Ночной перенос», аят 9).

Аллах также говорит (смысл): «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведёт по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (сура «Трапеза»: аяты 15, 16).

Аллах также говорит (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура «Пчёлы», аят 89).

Имеется в виду, что в Коране были разъяснены все важные основы, в которых нуждается религия. Нет ни одной основы, необходимой для жизни исламского общества, которая прямо или косвенно не имела бы своего начала в Коране. Сунна же посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) служит разъяснением деталей этих основ, помогающим претворять их в реальной жизни.

islamcivil.ru

Смотрите еще:

  • Размер страховой пенсии по инвалидности в 2018 году ОБ ИНДЕКСАЦИИ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 22 января 2018 С 01 января 2018 года в соответствии Федеральным законом от 28.12.2017 №420-ФЗ проведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии […]
  • Федеральный закон ст 111 Статья 111 Являются ли методисты методических служб при органах управления образованием педагогическими работниками? Методисты организаций будут относиться к категории педагогических работников при условии, если в этих организациях осуществляется. Имеет ли право профессиональная образовательная организация […]
  • Приказ 67н 2009 Приказ Минфина РФ от 1 июля 2009 г. N 67н "Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы […]
  • Закона ссср о прокуратуре ссср ЗАКОН СССР от 30.11.1979 "О ПРОКУРАТУРЕ СССР" 30 ноября 1979 года СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ПРОКУРАТУРЕ СССР (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 03.12.1982 - Ведомости ВС СССР, 1982, N 49, ст. 935; от 16.06.1987 - Ведомости ВС СССР, 1987, N 25, ст. 349; от 07.01.1988 - […]
  • Особенности личности несовершеннолетнего Особенности личности несовершеннолетнего Половозрастные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему: – доля лиц мужского пола среди преступников (90–95 %) всегда существенно […]
  • Критерии малого бизнеса закон Малые предприятия в 2018 году — какие компании попадают в эту категорию Смотрите также: В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа […]
  • Как рассчитывается вредный стаж Выход на пенсию в 50 лет (вредное производство) как доказать? Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Работала в гос. организации. В 1998 г. за вредность давали талоны на молоко и был увеличен отпуск. Работала за компьютером в издательстве. В 1999 г. талоны отменили и сократили отпуск. Помещение совмещенное с […]
  • Штраф декларация по алкоголю Грозит ли штраф за несдачу ООО нулевой алкогольной декларации? Цитата ( Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ): Вопрос №3: Поскольку по новому законодательству обязанность представления деклараций поставлена в зависимость от осуществления деятельности, а не от наличия соответствующей […]

Комментарии запрещены.