Методическое пособия по актерскому мастерству

Методические указания по предмету «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце»

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Методические указания по предмету «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце» Саратов, 2011 год

2 Озджевиз Е.Л.. Методические указания по предмету «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце» Саратов, с. Методические указания по предмету включают в себя краткое содержание учебной дисциплины, а также вопросы к экзамену и зачету, контрольно-тестовые материалы. Предназначены для преподавателей вузов и студентов обучающихся по специальности «Народное художественное творчество», а также педагогов-хореографов училищ, колледжей и школ искусств. Рекомендовано кафедрой хореографии факультета искусств и художественного образования Педагогического института ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им.н.г.чернышевского» в качестве учебно-методического пособия для использования в учебном процессе

3 Дисциплина «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце» является одной из ведущих в профессиональном цикле. Занятия актерским мастерством и режиссурой предполагают глубокое постижение действительности. Мастерство актера это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль, актер как бы становится тем лицом, от имени которого он действует в представлении. Материалом для этого ему служит речь, тело, движение, мимика, так же как и его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память. Обучение строится с учетом фундаментальных положений теории режиссуры К.С. Станиславского. Изучение предмета «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце» тесно связано с изучением дисциплин «Мастерство хореографа», «Теория и история хореографического искусства», «Русский народный танец», «Танцы народов мира». Программа направлена на ознакомление и овладение сущностью исполнительского театрального творчества: «языком действий», выразительностью и содержательностью этого языка, и познание студентами своих возможностей в творчестве. Задачи программы по методике преподавания актерского мастерства и режиссуры в танце заключаются в усвоении основных положений сценического искусства, ознакомлении с системой К.С. Станиславского и использовании полученных знаний в практической профессиональной деятельности; выработке навыков и умений актерско-режиссерского мастерства в процессе постановочной работы студентов. Содержание дисциплины Введение Предмет, цели и задачи курса. Структура курса и его связь с дисциплинами специального профессионального цикла. Профессиональная этика. Проблематика основных тем. Режиссерский дневник. Включенное и невключенное наблюдение: анализ, обобщение, выводы. Мировоззрение и творчество. Актер носитель специфики сценического искусства. Основные направления сценического искусства: представление и переживание. Законы органической природы актерского искусства. Идейнохудожественные истоки «системы Станиславского». Режиссура как вид художественного творчества. Виды режиссуры. Тема 1. Психофизическая основа мастерства актера. Социальная активность природы сценического искусства. Сценическое действие. Действие сценическое и психологическое. Единство психофизического процесса сценического действия. Целесообразность, обоснованность, продуктивность. Взаимообусловленность психического и

4 физического: внутренние переживания и их внешние воплощения на основе элементов сценического действия. Внимание и восприятие (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное). Объекты внимания. Круги внимания. Многоплоскостное внимание. Воображение и фантазия в процессе познания окружающего мира. Влияние предлагаемых обстоятельств на активность, органичность, продуктивность и целесообразность сценического действия. Вера в вымышленные обстоятельства. Отношение к объекту внимания. Кинолента видения. Чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства (логика и последовательность). Эмоциональная память. Манки внешние и внутренние. Общение и взаимодействие. Условия, необходимые для общения. Виды общения. Тема 2. Событийность сценического действия в мастерстве актера Определение события как блока конфликтных обстоятельств, как основы взаимодействия. Основная функция события. Событие и конфликт. Влияние предлагаемых обстоятельств на события сценического действия. Событие, строящее действие: исходное, основное, центральное, финальное, главное. Событийный ряд. Исходное событие. Роль событийного ряда в определении верного психофизического самочувствия актера. Сквозное, контрсквозное действие в определении события. Тема 3. Выразительные средства сценического действия Атмосфера как настроение места и времени действия. Актер важнейший выразитель атмосферы. Образное сценическое действие один из факторов создания атмосферы. Музыкально-шумовое, цветовое, световое, декорационное оформление действия как компоненты создания атмосферы. Роль костюма и реквизита в создании атмосфера. Мизансцена как образно-пластическое выражение действия. Основные виды мизансцен (индивидуальная, групповая, массовая). Статичная и динамичная мизансцены. Принцип контраста. Развитие мизансцены во времени и пространстве. Подчиненность мизансцены во времени и пространстве. Подчиненность мизансцены событию, конфликту, сверхзадаче. Мизансцена и словесное действие. Мизансцена тела (мимика, жесты, движение, ракурсы, позы). Действенность мизансцены. Образность мизансцены. Эмоциональное воздействие мизансцены. Графика мизансцены. Темпо-ритм. Тема 4. Работа над ролью Значение действующего лица в структуре драматического действия. События и предлагаемые обстоятельства драматического действия,

5 влияющие на поведения действующего лица. Идея, сверхзадача роли. Последовательность поступков героя в драматическом действии. Мысли и чувства героя на протяжении драматического действия. Внутренние монологи. Второй план роли. Составление биографии действующего лица. Течение дня и «антракты». Композиция роли. Зерно роли (мировоззрение и мироощущение). Эмоциональная сущность. Характерность. Прородно-физиологическая характерность: старик, толстый человек, хромой и т.д. Профессиональная внешняя характерность: кузнец, печатник, продавец, военный и т.д. Национальная внешняя характерность: туркмен, эфиоп, англичанин и т.д. Внешняя характерность, оставшаяся у персонажа от его прошлого купец, аристократ, священник, нищий и т.д. Психологические характеристики характерности. Темперамент. Память. Мышление. Общение. Речевые характеристики звук, тембр, скорость и внятность речи, акцент и неформальная лексика. Тема 5. Понятие режиссерского замысла. Сверхзадача и эмоциональное отношение художника к жизни. Замысел как идея, выраженная в эмоционально-образной форме. Замысел как образное видение целого. Художественная целостность авторского первоисточника и режиссерский замысел. Триединство концепций (социальной, философской, эстетической) в режиссерском замысле. Актуальность. Первоначальное видение будущей постановки. Первоначальная концепция, ее проверка, уточнение, обогащение в процессе анализа. Замысел и трактовка ролей. В.И. Немирович-Данченко о «зерне» пьесы, спектакля, роли. Выразительные средства. Образность и зрелищность. Жанр. Е.Б. Вахтангов и его тенденция зрелищности сценического искусства. Тема 6. Метод действенного анализа. Субъективное и объективное в действенном анализе. Действеннособытийная структура как объективная реальность. Действенный анализ как субъективный процесс, связанный с режиссерской трактовкой произведения. Анализ как перевод драматургических образов на язык сценического действия. В.И. Немирович-Данченко о литературном и театральном анализе. Деление действия на смысловые «куски» и создание непрерывности событийного ряда (исходное, основное, центральное, финальное, главное). Тема, идея, сверхзадача, конфликт, сквозное и контрсквозное действие, группировка героев. Этюдный метод в действенном анализе. Переход от этюда к авторскому тексту. Сценическая задача. Цель действия. Приспособления. Подтексты и внутренние монологи действующих лиц. Тема 7. Работа режиссера с актером. Принцип и характер творческих взаимоотношений режиссера и актера работе над образом. Умение режиссера увлечь актеров, раскрыть их

6 творческие индивидуальности, сплотить их в творческий коллектив, направленный к единой цели сверхзадаче. Атмосфера репетиций. Обстановка репетиций и распорядок. Личный пример режиссера. Учение К.С. Станиславского о театральной этике. Подготовка режиссера к репетиции. Коллективный разбор произведения с помощью этюдов. Виды этюдов (этюд-прелюдия, этюд на ситуацию и т.д.). Режиссерский подсказ и режиссерский показ. Работа над линией роли, биографией действующего лица, подтекста второго плана и внутреннего монолога. Уяснение предлагаемых обстоятельств, задач и отношений действующих лиц, создание непрерывной линии жизни эпизода. Поиск выразительных средств и пристроек, приспособлений. Тема 8. Инсценировка литературного произведения Обоснование выбора литературного произведения. Тема и идея автора. Актуальность литературного произведения и сверхзадача инсценировки. Выявление достоинств литературного произведения и конкретизация замысла с актерами. Композиционная структура. Экспозиция (предлагаемые обстоятельства). Представления об эпохе, времени, месте действия, среде, быте, национальных особенностей и прочего. Изучение иллюстративного иконографического материала, знакомство с жизнью и творчеством автора. Изучение иллюстративных и мемуарных материалов по сценической истории инсценирования данного произведения. Определение исполнителей. Основные события в инсценировке. События и конфликт (нахождение основного конфликта произведения), сквозное действие и сверхзадача инсценировки. Определение сюжета как ряда последовательных событий произведения. Взаимосвязь с предлагаемых обстоятельств и события. Характеристика действующих героев в инсценировке. Характерность. Анализ поступков героев. Идейное истолкование действия героев. Стилистические жанровые особенности актерского исполнения. Образное решение постановки во времени и пространстве, а также музыкально-шумовое оформление. Композиция. Тема 9. Организация и управление репетиционным процессом. Целостность репетиционного процесса. Подготовительный и основной периоды. Подготовительный: режиссерско-драматургическая разработка инсценировки; создание режиссерско-постановочной группы; составление графика работ и репетиционного плана; изготовление декораций, реквизита, бутафорий, необходимых для репетиций; чистовой и рабочей фонограмм; рекламная кампания; ориентировочная установка светозвукошумовой аппаратуры; проведение лекций, бесед, экскурсий; изготовление макета; занятия по вокалу, хореографии, сценическому движению; застольные репетиции; организация выгородки на сцене по макету; подбор музыкантов-исполнителей; репетиции в репетиционном

7 помещении; изготовление париков, наклеек; пробы грима; репетиции оркестра; репетиции по вокалу, хореографии, сценическому движению. Основной: репетиции на сцене в выгородке; корректировка музыкального оформления по рабочей фонограмме; ориентировочная установка переносных и проба постоянных световых приборов; составление предварительной световой партитуры; репетиции на сцене в основных декорациях; светомонтировочные репетиции без исполнителей; составление, корректировка световой и звуковой партитур; прогоны в полном оформлении; генеральные репетиции; обсуждение и корректировка постановки; премьера. Виды самостоятельной работы действие с разной эмоциональной окраской; действие в разных предлагаемых обстоятельствах; воздействие глазами, звуком, жестом; действие в различных атмосферах; упражнения и этюды на тренировку навыков и качеств сценического действия. упражнения и этюды на организацию движения во времени и пространстве и на организацию движения и музыки. актерский и пластический тренинг: импровизации выполнение заданий на смену физического самочувствия, на зерно растения, животного, борьбу атмосфер; на умения выразить мысль через лаконично отобранные детали, мизансцену, через музыку и пластический рисунок. Работа над внутренним монологом и вторым планом. Тренинг элементов сценического действия (упражнения на внимание: слуховое, зрительное, осязательное, вкусовое, на круги внимания, на смену объектов внимания). Этюды на наблюдения. Создание роли, конкретно образной, в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний. Оживление биографии фактами, деталями. Создание анкеты об образе, в которой отражены социальное происхождение, мировоззрение, условия прошлой и настоящей жизни персонажа, материальная обеспеченность, где и кем работает, образование, наследственно-биологические особенности физической природы образа, бытовая среда, качество интеллекта, качество темперамента. Знакомство с либретто и прослушивание музыки. Работа над темой драматургического построение

8 хореографического действия. Определение действенной линии в решении танцевальнопластического материала танца, сцены, спектакля. Отбор танцевально-пластический материал танца, сцены, спектакля. Определение жанрового решения спектакля. Создание сюжета этюда. Определение жанра и стиля. Определения конфликта. Разработка предлагаемых обстоятельств и определение событий и действенных фактов. Определение действенной линии героев, их взаимоотношений. Определение характеров, трактовка ролей. Работа над режиссерскими этюдами. Определенные темы и идеи этюда. Разработка сюжета и действенного конфликта. Создание сценария этюда. Пластическое воплощение замысла со студентами группы под руководством преподавателя. Сценическая организация этюда в соответствии с замыслом студента (решение этюда в пространстве). Создание сценария этюда: разработка событийного ряда: исходное, основное, центральное, главное событие; актерские события, их оценка. Работа над прелюдией отрывка, поиск атмосферы. Общий и специальный тренинг, организация репетиционного процесса.: Этюдные работы на изучение принципов драматургического построения хореографической формы эпизод. Контрольные вопросы к экзамену: 1. Идейно-художественные истоки системы К.С.Станиславского. 2. Специфические особенности театрального искусства. 3. Приемы, использующиеся при постановках стилизаций. 5. Логика и последовательность сценического действия. 6. Каковы особенности подготовки режиссѐра к репетиции. 7. В чем конкретная разница в написании отзыва и рецензии на увиденный спектакль, представление. 8. Выразительные средства режиссѐра. 9. Конфликт и события в пьесе.

9 10. Учение о сверхзадаче и сквозном действии. 11. Действие и контрдействие. 12. Пластическое решение сценического действия. 13.Искусство представления по системе Станиславского. 14.Искусство переживания по системе Станиславского. 15.Действие-главный возбудитель сценического переживания актера. 16.Единство актера-образа и актера-творца. 17Основные принципы системы Станиславского. 18.Внутренняя и внешняя техника актера. 19.Сценическое внимание актера, (отрицательная доминанта). 20.Сценическая вера. 21.Сценическая свобода. 22.Оценка фактов. 23.Мировоззрение и творчество. 24.Актер-носитель специфики сценического искусства. 25.Основные направления сценического искусства: представление, переживание. 26.Идейно-художественные истоки системы Станиславского. 27.Режиссура как вид художественного творчества. 28.Специфические особенности театрального искусства. 29.Элементы системы Станиславского — «если бы», предлагаемые обстоятельства. Контрольные вопросы к зачету: 1. Взаимосвязь физического (внешнего) действия и действия психического (внутреннего). 2. Внутреннее сценическое самочувствие. 3. Темпо-ритм сценического действия. 4. Логика и последовательность действия. 5. Характерность. 6. Как строится работа над ролью. 7. Драматург и режиссер. Взгляды Станиславского на назначение режиссера. 8. Понятие режиссерского замысла. 9. Немирович-Данченко В.И. о «зерне» пьесы, спектакля, роли. 10. Учение о сверхзадаче и сквозном действии. 11. Понятие жанра. 12. Вахтангов Е.Б. и его тенденция зрелищности сценического искусства. 13. Понятие темы, идеи, сверхзадачи. 14. Этюдный метод в действенном анализе. 15. Действенный анализ пьесы и роли. 16. Принцип и характер взаимоотношений режиссера и актера 17. Виды этюдов.

10 18. Действие и контрдействие. 19. Конфликт и события в произведении. 20. Мизансцена и язык режиссера. 21. Композиция действия. 22. Режиссерский показ и режиссерский подсказ. 23. Инсценировка литературного произведения. 24. Выразительные средства режиссера. 25. Актерский тренинг. 26. Пластическое решение действия. 27. Образное решение действия. 28. Характер творческих взаимоотношений режиссера и актера в работе. Литература: 1. Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М.: ВТО, Голубковский Б. Пластика в искусстве актера. М.: Искусство, Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. _ М.: ТТО Горбунек, Т.1: Технология актерского искусства. М., Заславская Л.Н. Актерские штампы и их преодоление. М.: ГИТИС, Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. М.: Искусство, Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. М.: ГИТИС, Литосова М.К. Профессиональная речь актера и режиссера. М.: ГИТИС, Меерович И.М. Музыка в спектакле драматического театра. М.: ГИТИС, Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. М.: Просвещение, Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера: хрестоматия. М.: Искусство, Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М.: Правда, Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. М.: Всерос. Театр. Ооб-во, Ремез О.Я. Введение в режиссуру. М.: ГИТИС, Ремез О.Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля.- М.: Просвещение, Станиславский К.С. Из записных книжек. В 2-х т. М.: ВТО, Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.: Правда, Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Искусство, 1989.

11 19. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 4. Работа актера над ролью. Материалы к книге. М.: Искусство, Тарабукин Н.М. О В.Э. Мейерхольде. М.: ОГИ, Тесты 1.В основу профессиональной подготовки актеров драматического театра положена: а) система Вагановой; б) система Станиславского; в) система Монтессори; 2.Какое направление актерской игры пропагандировал Станиславский: а) искусство переживания; б) искусство представления; в) искусство пластической выразительности; 3.Возбудителем сценических чувств актера является: а) эмоция; б) чувство; в) авторский текст; г) действие; 4.Главным и основным принципом системы Станиславского является: а) подсознательное творчество актера; б) жизненная правда; в) эмоциональная выразительность актера; 5.Основополагающим выразительным средством актерской игры по системе Станиславского является: а) голос; б) пластическая выразительность; в) сценическое действие; г)сценическая речь; 6. «Актерское искусство зарождается в ***** и реализуется в действиях». Восстановите фразу, используя одно из слов: а) чувствах; б) отношениях; в) мыслях;

12 7.Отрицательная доминанта актерского внимания это: а) переключение внимания актера на себя или на зрителя; б) слишком сильное вхождение о образ; 8. Победить отрицательную доминанту можно с помощью более сильной доминанты которой является: а) активная сосредоточенность внимания, связанная с увлечением объектом; б) пластическая выразительность, рожденная внутри тела актера; в) психотехника актера; 9.Дополните следующую фразу: «Деятельность, вызывающая усиленное расходование мускульной энергии, влечет за собой ***** деятельности нервной энергии и наоборот». а) прекращение; б) усиление; в) ослабление; 10.Восстановите цитату Станиславского: «***** не беспокоясь о чувстве и чувство придет» а) Действуйте; б) Входите в образ; в) Играйте; 11.К какому направлению актерской игры относится следующее высказывание: «Актер переживает роль лишь однажды, дома или на репетиции, сначала познает внешнюю форму чувства, а затем механически ее воспроизводит на сцене»: а) искусство переживания; б) искусство представления; в) синтез школ актерской игры; 12. «Парадокс об актере» — это литературное произведение: а) К. С. Станиславского; б) Жан-Жоржа Новерра; в) Дени Дидро; 13. Какая из этих фраз относится к искусству переживания: а) в нем форма интереснее содержания; б) скорее восхищает, чем потрясает; в) истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах; г) эффектно, но не глубоко;

13 14. К какому направлению актерской игры относится следующее высказывание: «Актер мыслит мыслями своего героя, испытывает его чувства каждый раз во время исполнения роли на сцене»: а) искусство переживания; б) искусство представления; в) синтез школ актерской игры; 15.Допишите фразу: «***** есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится в конце концов. Это утверждение самых заветных, бесконечно дорогих идеалов и истин». а) искусство; б) творчество; в) сверхзадача; г) выразительность; 16. «Самое важное это внутренняя сторона роли, надо каждый раз переживать образ, испытывать аналогичные с ним чувства и мысли». Это творческий принцип школы актерской игры: а) искусства переживания; б) искусства представления; в) синтеза школ актерской игры; 17.Какое из нижеперечисленных выразительных средств не относится к выразительным средствам из арсенала режиссера: а) пластика; б) построение мизансцен; в) определение сверхзадачи; г) жанровое решение произведения; 18. Какое из нижеперечисленных выразительных средств не относится к выразительным средствам из арсенала актера: а) внутренний монолог; б) пластика; в) определение сверхзадачи; г) определение темы и идеи произведения; д) голос; 19. Дополните фразу: «***** и форма две диалектические стороны одного целого в произведении искусства». а) Мастерство; б) Содержание;

14 в) Сюжет; 20. Творчески отраженная художником действительность, увиденная и познанная с позиции его мировоззрения и жизненного опыта с одной стороны, и, жанровых и видовых особенностей искусства, в котором он работает, с другой. Это: а) содержание искусства; б) форма произведения; в) тема произведния; г) идея произведения.

docplayer.ru

Методическое пособие «Уроки актерского мастерства»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Из опыта работы Нежелеевой Н.Н.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр Киренского района Гармония»

Нежелеева Н.Н. «Уроки актёрского мастерства»

Учебно-методическое пособие. — Киренск, Издательство МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района Гармония», 2011 г.

Методическое пособие адресовано педагогам дополнительного образования и руководителям самодеятельных театральных коллективов. Содержит разработки занятий по сценической речи и актёрскому мастерству.

Предлагаемые вниманию педагогов занятия построены на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и заданий, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей

Лачугина О.В.- заместитель директора МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».

Косыгина Е.М. — педагог-психолог, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония», член методического совета.

Роднаева О. А. — методист МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».

Открытое занятие по предмету «Мастерство актёра»:

«Актёрский тренинг: внимание и память».

Тема урока: Внимание и память.

Цель: Закрепить знания детей о актёрском тренинге на развитие внимания и памяти.

Что такое сценическое внимание и память.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Этюды на воспроизведение домашней работы по памяти.

Обсуждение: выявить насколько правдоподобны действия детей.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы лучше узнаем, что же такое сценическое внимание и память. И для чего они нужны актёрам любительского и профессионального театра.

На сцене много объектов, которые находящийся на сцене актёр, должен держать в поле зрения. Нужно быть внимательным к своему партнёру, уметь оценить то, что увидел и услышал, уметь мгновенно переключаться с одного объекта на другой и оценивать его. При точном выполнении всех задач, героям некогда думать о зрителе, который всегда вводит нас в смущение. Актёру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память.

Все основные виды памяти: наглядно–образная, словесно–логическая, смысловая, эмоциональная и двигательная – нужны для запоминания пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Внимание и память должны самопризвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения, контроль над тем, что происходит на сцене, позволяет актёру понимать происходящее и верно реагировать на него, каждый раз как бы заново проживать события пьесы. Я предлагаю вам несколько упражнений на развитие внимания и памяти:

«Сыщики». Каждый участник выполняет какие–либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты педагог предлагает угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их «подозреваемый».

« Шоу мода». Участники делают себе одну или две модных детали одежды и демонстрируют их. Затем выходят за дверь и меняются деталями одежды. Задача зрителей: вернуть модельеров в исходное состояние и сказать, кто и во что был одет.

«Упражнение с предметами». Водящий произвольно раскладывает на столе несколько предметов ( это могут быть карандаш, тетрадь, часы, монета, клей ПВА, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Водящий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.

«Передай позу». Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по–турецки с закрытыми глазами. Водящий придумывает позу, показывает её первому игроку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего игрока с позой, показанной водящим. Детей обязательно надо поделить на исполнителей и зрителей.

«Дружные звери». Дети распределяются на три группы: медведи, обезьяны и слоны. Затем водящий называет поочерёдно одну из команд. Дети должны одновременно выполнить 1, 2,3 своих движения, придуманных водящим. Например: медведи топнуть одной ногой и враскачку обойти вокруг себя; обезьяны – подпрыгнуть и почесать себе затылок, слоны – поклониться и помахать хоботом. Можно выбирать любых животных и придумывать любые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.

«Печатная машинка». Между детьми распределяются буквы алфавита, причём некоторым детям достаются по 3 буквы. Ведущий произносит любую фразу. Дети хлопками печатают её, отделяя слова между собой общим хлопком.

Упражнения и этюды. Водящий предлагает принять участникам определённую позу и оправдать её.

Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты действий: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю ёлку и .д.

Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котёнка, натираю пол и т.д.

Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т.д.

Наклониться вперёд. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветы.

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно по памяти произвести различные виды домашней работы без использования предметов реквизита. Я разрешаю вам только обозначить место действия, используя сценическую выгородку. Итак, начинаем.

Этюды: «Шью юбку», «Топлю печь», «Кормлю цыплят», «Мою посуду», «Мою окно», «Подметаю пол», «Стряпаю пирог».

Обсуждение: Выявить насколько правдоподобны действия детей, их вера в предлагаемые обстоятельства, верна ли зрительная и внутренняя память.

Вывод: Мы сегодня поработали с вами над понятием память и внимание. Причём в понятии внимание отработали его 1 часть: внесценическое внимание – способность подмечать характерные чёрточки в окружающей нас жизни, перерабатывать их в своей душевной творческой лаборатории и затем воплощать их на сцене.

Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими понятиями довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.

Запишите д\задание: понаблюдать за повадками домашних животных и придумать этюд: «Этюд из жизни моего домашнего друга»

Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? Кто хорошо работал? Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.

Играя, мы развиваемся…

Открытое занятие «Искусство звучащего слова»

в театральной студии «Фантазия», 1 год обучения.

Тема урока : «Выразительное чтение».

Цель : Знакомство с понятием «выразительное чтение».

карточки с гласными буквами;

карточки с новыми театральными терминами.

Вступительное слово (знакомство детей с целью и задачами урока).

Беседа «Искусство звучащего слова» (о Демосфене).

Практические занятия по сценической речи: разогревающий массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку голоса, работа над гласными звуками.

Знакомство с понятием «выразительное чтение».

1. Здравствуйте! Сегодня перед нами стоит несколько задач: мы познакомимся с понятием «выразительное чтение», узнаем, как умение красиво говорить, может помочь в жизни, поработаем над техникой речи. А начну я наш урок с рассказа о том, для чего нам необходимо овладеть искусством звучащего слова.

2 .Оратор Демосфен, имя которого стало нарицательным для тех, кто хочет достичь совершенства во владении словом, из глубины веков улыбается нам, доказав, что желание и труд могут совершать чудеса, вот о чём гласит легенда.

В Древней Греции ораторское искусство блистало и считалось одним из высших и почётных поприщ. К тем, кто решался подняться на возвышение для соревнования в красноречии, предъявлялись высочайшие требования. От мастерства оратора зависели исход политических событий и судьба подсудимого. Яркая речь открывала оратору путь к славе.

Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвращался домой огорчённый, расстроенный. Он уже не в первый раз неудачно выступил с речью, и слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками. Демосфен глубоко, болезненно переживал неудачу и шёл домой с закутанным от стыда лицом. По пути он встретил своего друга, актёра Сатира и стал ему жаловаться, что из всех ораторов Греции он самый трудолюбивый, а народ всё равно насмехается над ним.

–Я помогу тебе, – сказал актёр, – если ты прочтёшь мне что–нибудь из Еврипида или Софокла. (Так звали выдающихся древнегреческих драматургов).

Демосфен прочитал. Тогда Сатир продекламировал тот же отрывок, но так выразительно и живо, что Демосфену он показался совершенно другим. Он понял, что нельзя пренебрегать произношением, мастерством исполнения, красотой речи и слова. А у Демосфена от природы был слабый голос, нечёткое произношение и прерывистое дыхание – получались паузы, затемнявшие смысл речи. К тому же Демосфен шепелявил.

Разговор с актёром убедил оратора в необходимости все силы уделить тому, что ныне мы называем техникой речи.

Демосфен устроил под землёй особое помещение вроде пещеры и каждое утро спускался туда на весь день, чтобы отрабатывать приёмы речи и укреплять голос. Он провёл в своём подземелье 2–3 месяца подряд, а чтобы не было соблазна покинуть добровольное заточение, наполовину обрил себе голову: в таком виде хочешь не хочешь, а на люди не пойдёшь!

Набрав в рот камешков, Демосфен старался ясно и отчётливо читать отрывки из поэтов. Голос укреплял, разговаривая сам с собой на бегу или поднимаясь в гору; произносил, не переводя дыхания, длинные фразы. И стал, в конце концов, знаменитым оратором и политическим деятелем, его речи вошли в историю.

Как видите, забота о технике речи и культуре речи возникла ещё в древности.

3. Мы с вами также занимаемся тренингом по сценической речи. Эти занятия дают нам возможность разработать речевой аппарат, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова. Давайте встанем в наш традиционный полукруг и начнём тренинг по сценической речи.

Массирование (1 – 1,5 минуты). Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали тёплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно – лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от подбородка к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з–з–з».

Правильное дыхание должно быть беззвучным, внешне незаметным, длинным и «опёртым». Для установки правильного дыхания встаньте прямо, плечи расправьте (как будто бы вас повесили на вешалку). Руки положите на рёбра и попытайтесь раздвинуть рёбрами собственные руки. Опустив воздух на уровень диафрагмы, вы правильно набрали дыхание. В принципе, это несложно, просто непривычно. Повторите это упражнение несколько раз, следя за тем, чтобы воздух набирался через нос, не поднимались плечи. Выдыхать воздух надо активно через рот.

Упражнение «Набор воздуха »: помогая себе согнутыми в локтях руками, набрать воздух в легкие за 8 приемов через нос. Первые вдохи очень сильные и шумные, последние 3–2 без шума и слабые, так как объем легких уже заполнен до отказа. Заканчивается упражнение активным выдохом через рот и расслаблением корпуса и рук: наклон вперед, выдох и мягкие махи расслабленными руками внизу .

Упражнение «Скакалки »: прыгаем на воображаемой скакалке 16 раз, затем останавливаемся, делаем глубокий вдох и произносим скороговорку на выдохе «Маланья–болтунья, молоко болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала», остатки воздуха активно выдыхаются через рот.

Упражнение «Свеча»: бесшумный вдох через нос, затем подуть на свечу, стоящую на некотором расстоянии, стараясь не погасить ее, а просто заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.

Упражнение «Снайпер». То же, что и «свеча», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

Упражнение «Погреем руки»: участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух в ладошку.

Упражнение «Насос »: участники разбиваются на пары, один – мячик, второй – насос. Насос со звуком «с» накачивает мячик: каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. Мячик постепенно надувается (участник, сидя на корточках в расслабленном состоянии, постепенно встает и раскрывает руки), затем мячик протыкается и со звуком «с» он сдувается и возвращается в исходное положение. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый участник проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

Упражнение «Комарик»: ловим комарика со звуком з–з–з, на одном дыхании, на выдохе, руки постепенно сводятся и с хлопком комарик прихлопывается.

Упражнение «Егорки». В завершение этой части занятия необходимо произнести скороговорку «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. » и т.д.Перед началом счёта набирается дыхание.

Это упражнение наглядно показывает, насколько вы смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.

Упражнение «Пятачок»: а) вытягиваем губы, как пятачок у поросенка, затем растягиваем в улыбке, не обнажая зубов; б)собранные в «пятачок» губы двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) собранные в «пятачок» губы делают круговые движения в одну и в другую сторону.

Упражнения для языка.

Упражнение «Жало змеи: Заостренным кончиком языка, высунутым как можно дальше, стараемся ужалить воображаемого кролика. Язык высовываем и прячем назад очень быстро. Упражнение повторяется 5–6 раз.

Упражнение «Лопатка»: Высовываем и прячем обычный широкий язык .

Упражнение «Трубочка»: Высовываем язык, свернутый в трубочку.

Упражнение «Конфетка»: Рот закрыт, воображаемую конфету перемещаем языком по кругу со стороны на сторону .

Упражнение «Горка »: Рот приоткрыт, кончиком языка упираемся о нижние зубы и выгибаем язык вверх .

Упражнение «Колокольчик»: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок у колокольчика.

Упражнения для шеи и челюсти.

Упражнение «Зевающая пантера»: Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау–вау–вау. », подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

Упражнение «Горячая картошка»: Положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок ( губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

Расширение диапазона голоса.

Упражнение «Голосовое дно »: Помогая себе руками и опуская их вниз, дети низким голосом, постепенно опуская его еще ниже, произносят фразу: «Вот оно – мое голосовое дно». Упражнение «Эфиопы»: Низким голосом на «то есть, резко деля слоги, дети произносят фразу: «Мы эф, мы эф, мы эф, мы эфиопы, мы в Аф, мы в Аф, мы в Африке живем».

Игра «Снежки». Дети делятся на 2 команды. Каждая команда лепит снежки и с громкими криками на нижнем регистре бросает их в соперников. ( Кричим слогами: би–ба–бо–бу).

Работа над гласными звуками.

Пропевание звуков о, е, у, а, и – под музыку (Подмосковные вечера) х 2 раза.

Чтение поговорок на гласные о,е,у, а. (Раздаточный материал: карточки с поговорками).

Большая часть урока позади, и я предлагаю вам провести небольшую аэробную разминку. Хочу напомнить, что начинаем мы её с различных шагов, чтобы ускорить наш пульс. Затем разминаем все группы мышц сверху вниз: работают голова, шея, плечи, руки, затем проводим скручивания в талии, выполняем наклоны и, наконец , разминаем ноги. Я попрошу провести сегодня разминку Пысину Настю. Молодцы! Спину прямо держали, носочки ног от себя тянули.

4. А теперь давайте сядем в наш традиционный полукруг и познакомимся с новым для вас понятием «выразительное чтение». Что же такое выразительное чтение? Это такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись,, балет. Понимать, чувствовать, воссоздавать – вот три точки опоры, на которые опирается выразительное чтение. Возьмём, к примеру, стихи Даниила Хармса «Удивительная кошка». ( Чтение стихотворения. Предварительно сделан логический разбор текста.)

В этом небольшом произведении целая гамма эмоций: и жалость к кошке, и поиск выхода, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину: кошка с воздушными шарами! Прежде, чем мы начнём читать стихи или прозу перед зрителями, мы сами должны понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное. Нужно читать любой текст, делая правильное логическое ударение. Конечно, вы ещё очень юные артисты и пока ещё сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, значением всех знаков препинания, логической мелодией. Но мы с вами будем этому постепенно учиться. Ведь и словами, как красками, можно рисовать. Я хочу, чтобы вы в своих рабочих тетрадях записали д\задание: подобрать стихотворение, над которым мы будем с каждым из вас работать. Обратите внимание на автора стихотворения, если сможете, то постарайтесь прочитать о его творчестве.

И, как всегда, под занавес нашего урока, давайте откроем в рабочих тетрадях страничку со словарём театральных терминов и разберём два новых слова : мимика и мизансцена. Как вы думаете, что они означают? Пользуемся ли мы этими терминами на своих занятиях?

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика -мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.

Давайте мимикой отразим наше хорошее настроение. Молодцы! А нашей прощальной мизансценой станет творческий полукруг.

5. А теперь я хочу вас спросить: чему мы с вами научились сегодня на уроке? Чему каждый из вас научился? Кому и за что можно сказать спасибо?

Таким образом, мы сегодня на уроке познакомились с понятием «выразительное чтение», а также смогли на примере жизни Демосфена узнать, что и в древние времена искусство звучащего слова очень много значило и требовало большого труда и серьёзного отношения. Всем спасибо. До свидания.

Готовимся выступать…

И выступаем в детских садах города и школах…

«Урок – зачет в театральной студии «Фантазия»
педагога дополнительного образования Нежелеевой Н.Н.

Проверить уровень знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях в студии.

Стимулировать активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Закрепить навыки кукловождения.

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства.

Ноутбук, мультимедийное оборудование, ширма, куклы, декорации к спектаклю, муз.центр, СД-диски, журнальный столик, стулья.

Видеоряд: театр кукол Карабаса Барабаса.

Театрализованная сдача экзамена.

Генеральный прогон спектакля «Марья -искусница»

Презентация «Театральные подмостки».

(На экране видеоряд: театр кукол Карабаса Барабаса)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в коллективе праздник. Мы собрались, чтобы проверить, многому ли мы научились за эти полгода. Можно ли уже вас назвать артистами кукольного театра. С этой целью я пригласила к нам в гости настоящих знатоков театрального искусства. Да вот и они сами идут. Встречаем гостей аплодисментами!

Лиса: Куда это мы попали, мой друг Базилио? Неужели в настоящий кукольный театр? А в приглашении было сказано, что на экзамен.

Кот: И впрямь театр. А, интересно, нет ли здесь маленького толстенького мальчишки Буратино поблизости?

Лиса: Здравствуйте! Только не надо нас учить хорошим манерам. Это пусть Мальвина учит своего противного Буратино, что и когда говорить. Правда, Базилио?

Лиса: Да что ты все время поддерживаешь–то? Ничего от себя сказать не можешь. А туда же – экзамены принимать захотел.

Педагог: Вот вы все спорите, дорогие друзья, а мы ведь пригласили вас к себе в гости, как главных знатоков театрального искусства. Со стороны всегда виднее, правильно ли актер выполняет то или иное действие. А опыт общения с актерами кукольного театра у вас самый богатый.

Лиса: Конечно, конечно, Мы – самые знающие. И уж экзамены у вас примем со всей строгостью. Мы и экзаменационные билеты приготовили.

Педагог: Вот ваше рабочее место. (На журнальном столике Лиса Алиса и Кот Базилио раскладывают свои экзаменационные билеты.) А это – наши самодеятельные артисты. Итак, приступаем к экзамену. Ребята! На этом столе лежат экзаменационные билеты. Каждый из вас должен будет взять по 1 билету и выполнить то задание, которое содержится в тексте. Я приглашаю начать наш экзамен. (Педагог вызывает участников студии по одному, они берут билеты и выполняют задания, участники студии повторяют за ними элементы упражнений .)

Разогревающий массаж . Массирование и постукивание в течение 1–1,5 минут: лба от переносицы к вискам, нижнечелюстных мышц от носа к уху, верхнечелюстных мышц от носа к уху, носовых пазух от начала бровей до верхней губы. Постукивание губ со звуком з–з–з-. Массирование ключиц.

Дыхательная гимнастика . Упражнение «Набор воздуха» : дети, помогая себе согнутыми в локтях руками, набирают воздух в легкие за 8 приемов через нос. Первые вдохи очень сильные и шумные, последние 3–2 без шума и слабые, так как объем легких уже заполнен до отказа. Заканчивается упражнение активным выдохом через рот и расслаблением корпуса и рук: наклон вперед, выдох и мягкие махи расслабленными руками внизу. Упражнение «Скакалки»: дети прыгают на воображаемой скакалке 16 раз, затем останавливаются, делают глубокий вдох и произносят скороговорку на выдохе «Маланья–болтунья, молоко болтала, болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала», остатки воздуха активно выдыхаются через рот. Упражнение «Свеча»: Бесшумный вдох через нос, затем подуть на свечу, стоящую на некотором расстоянии, стараясь не погасить ее, а просто заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей через плотно сжатые губы.

Дыхательная гимнастика и проблемные согласные. Упражнение «Насос»: участники разбиваются на пары, один – мячик, второй – насос. Насос со звуком «с» накачивает мячик (ребенок, сидя на корточках в расслабленном состоянии, постепенно встает и раскрывает руки), затем мячик протыкается и со звуком «с» он сдувается и возвращается в исходное положение. Упражнение «Пила»: дети делятся на пары, берутся за руки, скрещивая их; поочередно тянут одну руку – пилу на себя со звуком «вж». Упражнение «Комарик»: ловим комарика со звуком з–з–з, на одном дыхании, на выдохе, руки постепенно сводятся и с хлопком комарик прихлопывается. Упражнение «Успокоить ребенка»: прикладываем палец к губам и мягко на выдохе произносим звук ш–ш–ш. Упражнение «Новый год»: на звук «р» поем куплет песни «В лесу родилась елочка».

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ . Упражнение «Пятачок »: а) вытягиваем губы, как пятачок у поросенка, затем растягиваем в улыбке, не обнажая зубов; б)собранные в «пятачок» губы двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в) собранные в «пятачок» губы делают круговые движения в одну и в другую сторону.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка. Упражнение «Жало змеи: Заостренным кончиком языка, высунутым как можно дальше, стараемся ужалить воображаемого кролика. Язык высовываем и прячем назад очень быстро. Упражнение повторяется 5–6 раз. Упражнение «Лопатка»: Высовываем и прячем обычный широкий язык. Упражнение «Трубочка»: Высовываем язык, свернутый в трубочку. Упражнение «Конфетка»: Рот закрыт, воображаемую конфету перемещаем языком по кругу со стороны на сторону. Упражнение «Горка»: Рот приоткрыт, кончиком языка упираемся о нижние зубы и выгибаем язык вверх. Упражнение «Колокольчик»: Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок у колокольчика.

Постановка голоса. Упражнение «Голосовое дно»: Помогая себе руками и опуская их вниз, дети низким голосом, постепенно опуская его еще ниже, произносят фразу: «Вот оно – мое голосовое дно». Упражнение «Эфиопы»: Низким голосом на «то есть, резко деля слоги, дети произносят фразу: «Мы эф, мы эф, мы эф, мы эфиопы, мы в Аф, мы в Аф, мы в Африке живем».

Расширение диапазона голоса. Упражнение «Чудо – лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Пря–мо к солн–цу–я–ле–чу!

Логика речи. Упражнение «Поставь правильно ударение и правильно услышь его». Задается несколько вопросов с разным логическим ударением, и надо дать ответ именно на эти вопросы.

infourok.ru

Смотрите еще:

  • Привязанность ребенка экспертиза Судебная экспертиза при определении места жительства детей Практика Верховного Суда РФ По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики […]
  • Приказ по дсту Приказ по дсту В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего документов в […]
  • У арендодателя нет свидетельства о собственности Аренда нежилого помещения без свидетельства на право собственности Вот письма по этому вопросу:Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/791 Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на территории РФ как юридическое […]
  • Приговоры по ст 180 ч3 ук рф Дело № 10-2/2012 Г. Выкса 13 февраля 2012 года Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Стреляева Е.Н. С участием и.о. заместителя Выксунского городского прокурора Шмакова С.А., Подсудимой Галкиной Т.М., Защитника Григорьевой Н.Ю. ордер № …. При секретаре Болотовой С.Е., рассмотрев в […]
  • Приказы по сальмонеллёзу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 622н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при сальмонеллезе легкого течения” (не вступил в силу) О стандартах медицинской помощи больным см. справку В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № […]
  • Приказ министра обороны 370 Приказ Министра обороны РФ от 26 марта 2011 г. N 370 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 26 марта […]
  • Прокурор куденеев отставка Куденеев Сергей Куденеев Сергей Васильевич (родился в 1961 году, село Ошское, Киргизская ССР, СССР) — российский государственный деятель, государственный советник юстиции II класса (2003 год), прокурор Москвы (2011-2015 годы), кандидат юридических наук. В 1987 году окончил Томский государственный […]
  • Вступительные экзамены приказ Поступление в аспирантуру - 2018 (две волны приёма) Первая волна 1 декабря 2017 — 15 марта 2018 ‍ 2 Вступительные испытания для 1 волны 2 апреля–20 апреля 2018 ‍ 3 Списки рекомендованных к зачислению. Вторая волна ‍ 1 Прием документов 1 августа 2018 — 14 сентября 2018 ‍ 2 Вступительные испытания для 2 […]

Комментарии запрещены.