Налоги в новое время

А.В. Дмитриев. Социология юмора

С. Норткот Паркинсон. НАЛОГИ В СТАРОЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле», чтобы легче было собирать налоги. По-видимому, повеление это исправно исполняют именно с той поры. Правда, Август не первый это выдумал. Налоги взимают с незапамятных времен, а начались они с того, что человек, обладающий мало-мальской властью, перегораживал устье реки или ущелье в горах и требовал плату с путников и торговцев. Этот способ всегда был самым легким, и зовется он сбором пожертвований, таможенной пошлиной или шантажом, как кому нравится. Торговцу нет смысла прокладывать путь силой; убыток можно восполнить за счет покупателя, и торговец знает, что конкуренты именно так и сделают. Сумма, которую слезно или грозно запрашивает хозяин положения, примерно равна тому, что потратит жертва, если двинется обходным путем, и непомерна лишь тогда, когда такого пути нет. Словом, заплатить налог не труднее, чем от него увернуться.

Потом возник налог земельный. Собирать его довольно легко. Он сродни откупным, которые платят гангстеру, чтобы он вас не грабил, а защищал (как известно, на этой идее и зиждется феодализм). Земледельцу очень важно, чтобы все знали размеры его участка и его имущества. Если этого не будет, он тут же потеряет землю, и ему не жалко потратиться на то, чтобы признали его границы и не пасли на его земле скот. Сумма, которую он заплатит, примерно равна тому, что он израсходует, перебравшись подальше от гангстера. Непомерна она лишь тогда, когда перебраться некуда. Разновидность земельного налога — оброк. Его собирать труднее. Последняя же трансформация этого установления — налог подоходный, который технически возможен лишь при городской цивилизации, когда мало кому удается жить обработкой земли, а люди послушны законам и обучены грамоте. Собирать его очень сложно, но до сих пор считалось, что расти он может беспредельно, так как жертвам, как правило, деться некуда. В одной из следующих глав мы постараемся все же определить его разумные пределы.

Изучая историю налогов, мы вскоре обнаруживаем, что они подразделяются на две большие категории: те, которые люди накладывают сами на себя, и те, которые они накладывают на других. Налог первого типа как-то стараются удержать в пределах минимума, зато для второго пределов нет, и он никак не связан с волей налогоплательщиков. Налоги обеих категорий, как мы видели, увеличиваются во время войны, но не уменьшаются в дни мира. Таким образом, налоги растут и тяжелеют, повинуясь соответствующему закону, пока данное общество не рухнет под их тяжестью. Сейчас мы увидим, что это случалось нередко и может случиться снова, причем много скорее, чем обычно думают.

Одна из первых хорошо известных нам налоговых систем — халдейская. Халдеи взимали обычно 10% продукта, а часто и больше. Дарий же, царь персидский, ухитрялся выжать 28 млн. фунтов (около 133 млн. долларов) на наши деньги (по курсу 1904 г.), а дополнительный налог добирал натурой, конкретно — евнухами. К сожалению, мы не знаем, сколько это составляло процентов национального продукта и личного дохода граждан, но все же ясно, что больше десяти.

Вряд ли возможно не упомянуть в ученом труде о налогах в Ниневии*, тем более что обнаруженные там документы дают о них любопытные сведения. Какой-то замученный службой чиновник написал несколько писем Тиглатпаласапу III (745-727 до н.э.), жалуясь на то, как трудно собирать налоги в Тире и в Сидоне. Платили их вином и кедрами ливанскими, но однажды вместо этого жители Тира убили сборщика, а его сидонский собрат спасся лишь благодаря заступничеству стражей порядка.

society.polbu.ru

Налоги в новое время

История развития налогов и налогообложения в Средние века (V—XVII в.в.)

Вплоть до XVII в. в Европе налоговые системы были слабо развиты и крайне запутаны. В большинстве государств налоговые платежи не были регулярными. Те или иные виды платежей вводились королем в связи с необходимостью покрыть целевые затраты либо «когда в казне кончатся деньги».

В 1215 г. в Англии феодалам удается добиться широких налоговых преференций: в подписанной Иоанном Безземельным Великой хартии вольности закреплен низкий размер рельефа (налог на наследство феодалов — баронов). Кроме того, в ст. 12 Хартии указывалось, что «ни щитовые деньги (сбор на снаряжение королевского войска), ни какие-либо пособия королю не должны взиматься… иначе как по общему совету королевства нашего». В общий совет вошли сами крупные феодалы, несколько ограничив, таким образом, право короля вводить новые налоги. Впрочем, вскоре Хартия была разорвана.

Во Франции новые налоги вводил король, но сбор единовременных налогов «в связи с опустением казны» — помощь казне он согласовывал с сословно-представительным органом — Генеральными штатами. С укреплением власти короля с XV в. Генеральные штаты не созывались.

Постепенно все большую роль стало играть косвенное налогообложение — акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это связано с экономическим процветанием в XV — первой половине XVI в.в. в первую очередь в Германии. В вольных городах Европы формируются системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.

При этом в большинстве стран Европы фактически складывается следующая система налогообложения. Сельское население уплачивает феодалу подушный налог — капитицию (через откупщика). Города собирают подоходные налоги с горожан и акцизы. Затем город уплачивает фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король время от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов — городами и сельским населением») у своих вассалов. Другой источник казны короля — судебные пошлины (они частично шли на содержание королевских судей, поэтому объемы их сбора быстро росли), гильдейские и ремесленные пошлины, габель (налог на соль), косвенные налоги — акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Сбор налогов становится видом предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики — богатые буржуа, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги, внося валовую сумму налога в казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно, и свою прибыль. В помощь откупщикам предоставлялись войска, и сбор налогов напоминал военную кампанию — с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем развивалась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.

История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII—XVIII вв. — конец XIX в.)

Новое время началось буржуазными революциями в Нидерландах, затем в Англии. В Европе происходили бурные социальные и политические изменения, утверждалось юридическое равенство всех граждан в сфере частноправовых отношений. Либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств Европы, эпоха Просвещения и «естественных прав» порождали процесс юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности.

В 1776 г. великий шотландский экономист и философ Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также указал, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства. Государства Европы способствовали развитию «налоговой идеологии», направленной на разработку теоретических основ всеобщности налогообложения.

К середине XIX в. число налогов уменьшилось, возросло значение соблюдения юридической формы при их введении и взимании. Постепенно наряду с развитием финансовой науки формировались научно-теоретические воззрения на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы государственных финансов и налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные разработки на практике.

История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX—XXI вв.)

Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Однако создать приемлемую в ходе продолжительного времени налоговую систему на основании упомянутых научных изысканий не удалось. История налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой — это история непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.

На рубеже XX—XXI вв. в Европе началось формирование налоговой системы Европейского союза.

studbooks.net

Какими должны быть налоги в Украине

Директор общественной организации «Европейский аналитический центр»

Главной предпосылкой для роста инвестиционной активности в Украине является оживление деловой конъюнктуры и соответственно развитие внутреннего рынка. Учитывая это, положительным явлением в экономике является стабилизация национальной денежной единицы. Вместе с тем, укрепление курса ухудшает финансовый результат компаний, привлекательность экономики и увеличивает финансовые затраты на взятые ранее валютные кредиты, от которых бизнес никак не может избавиться.

В то же время, укрепление гривны является лишь вопросом превышения спроса над предложением. Так, в 2016 году НБУ выкупил с межбанка более $1 млрд, и курс доллара продолжает стабильно оставаться на отметках 27-28 гривен.

Вместе с тем, национальная экономика продолжает оставаться в основном сырьевой и главным локомотивом экономического роста является активизация позитивного тренда на мировых сырьевых рынках. Однако, конец января ознаменовался тем, что цены на зерновые упали. На Чикагской бирже мартовские контракты на пшеницу снизились на 0,4% до 426,5 доллара за бушель, на кукурузу – упали на 1,6% до 363,5 доллара за бушель, цена сои снизилась на 1,7% до 1048,75 доллара. Фьючерсные контракты показали стремительное падение в ожидании сохранения профицита баланса зерновых культур.

Благоприятные погодные факторы и высокие запасы зерна сформировали базовое давление на цены. В конце недели ценовое давление усилилось в ожидании падения спроса на период празднования Нового года в Китае. Укрепление доллара лишь дополняло данные тенденции.

Нам нужно создать лучшие условия для ведения бизнеса по сравнению с «азиатскими тиграми»

Новая внешняя протекционистская позиция США усиливает ценовую нестабильность. Кроме того, колебания цен на пшеницу оказались под влиянием ожиданий роста аргентинского экспорта на 15%. В свою очередь первая после инаугурации рабочая неделя Трампа сформировала турбулентность на аграрных рынках из-за указа выйти из Транстихоокеанского партнерства.

Повышенная турбулентность на сырьевых рынках увеличивает ряды консервативных инвесторов относительно капиталовложений в Украину, которые несмотря на высокую премию за риск продолжают воздерживаться от положительных решений относительно инвестирования отдельных проектов. Тем не менее, склонность владельцев капиталов к риску может повысится на фоне продолжения мягкой политики Федеральной резервной системы США, которая пока решила не поднимать значение учетной ставки и тем самым дала еще примерно квартал для оживления и восстановления ралли на сырьевых рынках.

Вместе с позитивными прогнозами по восстановлению восходящего тренда на сырьевых рынках иностранных инвесторов может привлечь динамика восстановления внутреннего рынка и увеличения потребления населением товаров и услуг в денежном выражении, исходя из положительной динамики розничного товарооборота.

Тем не менее, несмотря на рост размера средней заработной платы (в 2016 году она выросла на 23%, а в текущем может вырасти на целых 30% за счет повышения уровня оплаты труда в бюджетной сфере и промышленности), экономическая активность в целом продолжает оставаться на низком уровне, что подтверждают статистика по потреблению топлива и физические объемы выпуска промышленной продукции.

Дополнительный импульс развитию внутреннего рынка может придать реформа системы налогообложения в Украине. При этом, налоговая реформа должна двигаться в сторону модернизации на основе упрощенной системы налогообложения с целью снижения административного давления на экономическую активность в Украине.

Это, в первую очередь, касается налога на капитал и его вывода из страны, а также налога с продаж. В сумме налоговая нагрузка не должна превышать уровень азиатских стран – 14-15%, поскольку на сегодня данный регион является наиболее инвестиционно привлекательным в мире. Поэтому если Украина хочет на равных конкурировать с данным регионом, ей необходимо создать лучшие условия для ведения бизнеса по сравнению с «азиатскими тиграми».

В первую очередь, по моему мнению, необходимо ликвидировать НДС и заменить его или налогом с оборота, или налогом с продаж. Благодаря этому будет упразднена коррупция, связанная с возмещением данного налога из бюджета и в целом в налоговой сфере. Кроме того, НДС остается основным тормозом роста экономики из-за ограничений, которые этот налог накладывает на развитие потребления и внутреннего рынка.

Суть НДС в том, что это налог на потребление, и его вводят с целью недопущения перепроизводства. Действие такого налога в национальной экономике с ее низким уровнем потребления приводит к дополнительному уменьшению потребления и как следствие к уменьшению роста экономики. Соответственно низкие уровни потребления и ограниченность в производстве товаров и услуг негативно влияют на инвестиционную привлекательность экономики, поскольку инвесторы понимают невыгодность капиталовложений в Украину из-за высокого уровня рисков и затрат.

Параллельно с реформой налогового сектора необходимо сократить уровень участия государства в перераспределении валового внутреннего продукта и сократить размер государственных финансовых фондов в 2,5 раза – до 300-400 млрд. гривен при валовом внутреннем продукте в 2700 млрд. гривен. Этого возможно достичь путем ликвидации олигархических газовых схем, которые стоят государству около 100 млрд. гривен, введением частной пенсионной системы. Вместе с тем, необходимо оставить за государством финансирование армии, образования и медицины.

Таким образом, благодаря развитию внутреннего рынка путем модернизации системы налогообложения и уменьшения присутствия государства в экономике инвестиционная привлекательность Украины вырастет на уровень азиатского региона, что обеспечит динамичное развитие национальной экономики. В то же время, финансирование армии позволит надежно защититься от агрессивного северного соседа, а бесплатная медицина и образование выведут на новый уровень качество трудовых ресурсов и имплементируют в Украине элементы социально-ориентированной рыночной экономики.

nv.ua

Журналы для бухгалтеров и ИП
Республики Татарстан

Индексация зарплаты:
право или обязанность?

Что за «планета» такая
или все о «Меркурии»

Как изменится Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54­ФЗ в ближайшее время? Как правильно оформлять чеки коррекции? Нужно ли применять онлайн­кассу, если оплата приходит через «Яндекс­Деньги»? На эти и другие вопросы отвечает начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин.

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 86­ФЗ, согласно которому медицинские учреждения наряду с традиционными бумажными листками нетрудоспособности стали выдавать и электронные. О первых результатах внедрения таких листков нетрудоспособности и их основных преимуществах для граждан и работодателей рассказала руководитель департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС России Татьяна Викторовна Лотоцкая.

Оптимизация затрат, системный подход, минимизация ресурсов… Возможно ли сегодня, в сложной экономической ситуации организовать бизнес, тем более социально значимый, с учетом изложенных принципов? Какой жизненный путь необходимо пройти человеку, как подготовиться к подобной деятельности? Мы беседуем с Николаем Тимофеевым, учредителем группы компаний, создателем управляющей организации «NT company», специалистом в сфере ЖКХ.

– Николай Владимирович, бизнес в сфере ЖКХ – какой он?

– Бизнес в сфере ЖКХ такой же, как и в остальных сферах. А в бизнесе нужно оперативно работать. И нужно осознавать значимость этой деятельности. Например, руководимые мною предприятия обеспечивают горячей водой и теплом население Агрызского района Татарстана, включая бюджетные, социальнозначимые объекты – детские сады, школы, больницы, жилые дома и административные здания.

– Какие это предприятия?

– Я возглавляю два предприятия, которые являются поставщиками тепла и горячей воды. В городе Агрыз я купил компанию «Теплосбыт», обеспечивающую теплом и горячей водой весь город. Отмечу, что покупал ее с долгами. Да, это странный шаг, как может показаться многим, но это было мое решение. Когда мы начали деятельность, выяснилось, что компания «Тепловые сети», которая была поставщиком тепла и горячей воды по всему Агрызскому району, отказалась от своей деятельности. А это значит, что 80 единиц котельных остались без организации, которая бы их обслуживала надлежащим образом, эксплуатировала и подавала тепло в социальнозначимые объекты района. Встал вопрос о том, кто же будет этим заниматься. Совместно с администрацией района было принято решение, что заниматься этим будем мы. Но тариф на услугу (потребление тепла и горячей воды) по району изначально дороже, чем по городу. Невозможно было создать одну компанию, ведь это вызвало бы удорожание в самом городе. И я создал еще одну компанию. Это компания «Тепло». Мы взяли в аренду муниципальные бюджетные котельные, привели их в надлежащее состояние для эксплуатации и сейчас поставляем тепло и горячую воду в социально значимые объекты по всему району.

– Как Вы начинали?

– Когда летом 2013 года я купил эти компании, в городе не было горячей воды. Для того, чтобы возобновить подачу газа, мы проводили очень сложные переговоры с поставщиками газа. Нам удалось реструктуризировать доставшуюся мне «по наследству» задолженность. Газпром пошел нам навстречу.

– Какой путь привел Вас к вашей сегодняшней деятельности?

– Начну с того, что родился я в селе Сармановского района республики. Позже вместе с родителями я переехал в Набережные Челны. Работал на «КАМАЗе», где получил, несмотря на сложные для предприятия времена, бесценный опыт, который помогает мне по сей день. Я очень благодарен моим учителям, которых встретил там. Позже меня пригласили в «Татэлектромаш». Это предприятие находилось в предбанкротном состоянии, но банкротства удалось избежать, благодаря, в первую очередь, «камазовскому» опыту новых сотрудников (отмечу, что я перешел на новое предприятие не один). Это предприятие сегодня эффективно работает. В 2004 г. меня пригласили в «Агромашхолдинг». И вновь нужно было заниматься проблемными активами предприятия. Я был заместителем генерального директора по оперативному управлению. Работал я в городе Орле, нужно было налаживать эффективное управление Орловским комбайновым заводом. Потом меня пригласили в итальянский холдинг. Этот опыт принес мне знания о том, как работать с большой эффективностью, задействуя при этом минимальное количество ресурсов.

В 2014 г. создал управляющую организацию «NT company», которая управляет компаниями «Теплосбыт» и компанией «Тепло».

– У компании «NT company» есть девиз. Как он звучит?

– Девиз компании связан с первыми буквами ее названия. Звучит он так: «New time, new technologies!» В переводе на русский язык: «Новое время, новые технологии!»

– В своей работе Вы придерживаетесь конкретной системы. В чем ее суть?

– Да, я оптимизировал деятельность компаний и организовал к ней системный подход, а именно: перевел весь административно-управленческий состав приобретенных компаний в компанию «NT company», систематизировал зарплату (окладная часть + премиальная), исключил двойной объем бухгалтерской работы и получил возможность контролировать мотивацию сотрудников. Сегодня в компании «NT company» работают сотрудники финансово-экономического блока и бухгалтерии. В компаниях «Тепло» и «Теплосбыт» работает технический персонал, который непосредственно осуществляет основной вид деятельности, то есть обеспечение населения теплом и горячей водой. Между компаниями имеются соответствующие договоры.

Нельзя не сказать и о нашем принципе открытости и прозрачности со всеми структурами: и с поставщиками газа, и с органами власти, и с потребителями.

Более того, в прошлом году совместно с администрацией района мы приняли решение, что наша организация будет заниматься системой теплоснабжения не только до домов, как было ранее, но и внутри домов. Это не привело к нашему обогащению, это привело к тому, что у нас снизились потери продукта (а именно: тепла и горячей воды), мы начали экономить. В ряде домов мы полностью переделали систему отопления. Эта работа продолжается и сейчас.

– Какая система налогообложения на ваших предприятиях?

– На «Теплосбыте» у нас общая система налогообложения, а в компании «Тепло» — упрощенная система. Подчеркну, что я не использую серых схем. В отчетах мы всегда показываем существующее положение вещей. Да, у нас есть долги по налогам. Но мы их постепенно выплачиваем. Конфликтов с инспекцией у нас нет. Более того: чиновники списывают положенные суммы с наших счетов при наличии на них средств. Лично я отношусь к этому абсолютно нормально. Налоги должны платить все.

– Каковы ваши планы?

– Говоря о планах, нельзя не сказать о таком инструменте, как «тепловой» аутсорсинг. Насколько передача контроля за системой ЖКХ в руки профессионалов повысила бы эффективность предприятий! Это будет живой инструмент для решения проблемных задач, в частности в сфере ЖКХ. На мой взгляд, этот инструмент мог бы объять все предприятия страны. Возвращаясь к нашим планам, в будущем мы планируем работать и с иностранными партнерами. Конечно с сегодняшней ситуацией нужно понимать, что планировать работу с иностранными предприятиями надо здраво.

– С какими ведомствами Вы работаете?

– Мы очень плотно работаем с Министерством строительства, Министерством земельных и имущественных отношений, Аппаратом Президента РТ, Кабинетом министров. Эти ведомства контролируют нас, но вместе с тем оказывают нам всестороннюю помощь.

«Бизнес в сфере ЖКХ – это социально значимый бизнес. Это повышенная ответственность»

– Каковы ваши результаты на сегодняшний день?

– Есть мнение, что ЖКХ – это некая социальная сфера, а не бизнес. Но в таком случае и результатов в этой деятельности добиваться незачем, не так ли? А это не так. Если подходить к этому вопросу, как к бизнесу, нужно стремиться к определенному результату. Когда я занимаюсь обслуживанием внутридомовых тепловых сетей, я вроде бы не зарабатываю, но я при этом оптимизировал систему в самих домах, исключил собственные теплопотери и взял под контроль заявки. Теперь я точно знаю причины сбоя в моей сфере. Отремонтировав систему отопления в домах, я получил экономию – мне сейчас не нужны насосы для повышения давления воды в трубах, не нужно жечь лишний газ, чтобы нагреть до надлежащей температуры воду. Вот моя экономия! Мой результат! А самое главное, всегда нужно помнить, что бизнес в сфере ЖКХ – это социально значимый бизнес. Это повышенная ответственность.

– Как, по-Вашему, кто должен заниматься сферой ЖКХ сегодня?

– Есть сторонники того, что сферой ЖКХ должны заниматься коммерческие структуры, потому что они смогут построить из этого эффективную деятельность, а есть те, кто считает, что ЖКХ нужно отдать в руки государства для того, чтобы осуществлять контроль. Я же придерживаюсь третьего мнения. На мой взгляд, сферой ЖКХ должно заниматься частно-государственное партнерство. Во-первых, коммерсанты буду мотивированы на бизнес, а инструмент государства сможет оказывать влияние на этот бизнес, и в первую очередь – помочь ему. В частности, осуществить социально-значимые проекты. Ведь у предпринимателей подчас не хватает на это денег. Нельзя недооценивать роль государства. Но у него нет инструментов для помощи ЖКХ-бизнесу. И здесь на первый план выходят сами предприниматели, у которых эти инструменты есть. И если создать частно-государственное партнерство, то эти задачи будут решены.

Беседовала
Маргарита Подгородова

Журнал «Налоговые известия», №6 (март), 2015

nalog-iz.ru

Популизм и налоги, или почему права Яресько

Cпециалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital

Популизм является основным бичом Украины, угрожая стране даже больше, чем российская агрессия или коррупция

В США есть поговорка «В мире есть только две неизбежные вещи – это смерть и налоги». В Украине смерть, конечно, тоже присутствует, но она не кажется такой неизбежной, как популизм. Везде и повсюду. И даже в налоговой реформе.

Налоговая реформа Украине нужна. Все попытки выдать косметические изменения последних полутора лет за налоговую реформу, а так эти изменения назывались каждый раз из самых высоких кабинетов, не увенчались успехом. Никого обмануть не получилось. При этом, в обществе в ответ на полумеры и мнимые действия зародился радикализм, который теперь может сыграть злую шутку со всей реформой. Потому как сделать мало — так же плохо, как сделать слишком много. Пересолить от любви к процессу.

Напомним, сейчас есть две концепции налоговой реформы, одна от Минфина, вторая – от парламентского комитета и активных общественных активистов. Внешне они очень похожи. Казалось бы, чем отличается набор цифр «20-20-20» от набора «10-10-10»? А отличается он прежде всего популизмом, который может выражаться не только в стремлении забрать у богатых и раздать бедным (или просто раздать бедным, создав из воздуха), но и в том, чтобы не забирать у богатых и тех, кто стремится стать богатым. Безусловно, бизнес хочет, чтобы налоги были низкими. Но почему тогда «10-10-10», давайте сделаем «0-0-0», это идеальная модель для бизнеса, о которой он мечтает по всему миру. Беда в том, что у государства есть еще какие-то обязательства, и их нужно выполнять.

Концепция Минфина порождает дефицит в 50 млрд грн. А концепция активистов — дефицит в 150 млрд

Концепция Минфина порождает дефицит в 50 млрд грн. Больно. Но концепция активистов под кодовым названием «проект Южаниной» порождает дефицит в 150 млрд грн. И вот восполнить такой пробел просто-таки не представляется возможным. Забудьте про фразы «детенизация все искупит» и «экономика должна вырасти, и все будет хорошо». Так система не работает. Если мы и увидим детенизацию, то не сразу. Будет хорошо, если при любом из вариантов налоговой реформы зарплаты начнут выходить из конвертов на карточки в конце года. Люди, которые 25 лет живут в Украине, не доверяют государству. А, значит, будут ждать подвоха. И никогда не станут слепо доверять власти, которая там что-то пообещала. И этот процесс не проходил резко и сразу даже в странах, где кредитная история государства по отношению к своим гражданам гораздо лучше. Более того, без широких антикоррупционных мер никто не будет спешить. А у кого-то есть уверенность, что в следующем году мы проведем прокурорскую и судебную реформу, а также заработает в полной мере антикоррупционное бюро? Если нет, эффект от детенизации всегда будет ограниченным. И уж точно нельзя надеяться, что она полностью перекроет дефицит. Более того, вряд ли кто-то рассчитывает, что детенизация может перекрыть дефицит в 50 млрд, не то что в 150 млрд гривен. Надежда на бурный рост экономики, который перекроет дыру, сродни игре в русскую рулетку.

Что будет делать правительство для того, чтобы перекрыть дефицит? У фискалов останется очень мало методов, и все они до боли известны. Прежде всего, усилится давление налоговиков на бизнес. Пресловутый план, с которым и сейчас приходят, станет еще жестче. Вы вроде должны платить меньше, но проверок и давления на вас будет больше. Но это не поможет. Придется печатать деньги. И печатать много. Поможет ли это экономике — вопрос риторический. Инфляция и новый виток девальвации разрушат макроэкономическую стабильность, а, значит, ударят по банковским кредитам, которые снова станут недоступны, и уровню потребительского спроса. Нивелируя весь позитивный эффект от снижения налогов. Можно, конечно, еще взять взаймы. Но с таким подходом официальные кредиторы денег больше не дадут, а занять на внешних рынках мы еще не сможем. Тем более, увеличивать долговую нагрузку на 30-40 млрд грн – это не так и страшно. На самом деле, после девальвации речь идет о привлечении $2-3 млрд, что вполне реально. Да и просто списание в ноль российского евробонда, которое произойдет уже в декабре фактически (не юридически) как раз высвободит такую сумму. Увеличить долг на $8-10 млрд мы себе позволить не можем.

Есть, конечно, еще один метод – сократить расходы. Но к этому тоже никто не готов. Даже активные общественные активисты. По крайней мере, рецепта никто не предложил.

Значит, нужно и провести реформу, сконцентрировавшись на основных целях, и минимизировать урон доходной части бюджета. И сфокусироваться на главном. На том, что мешает бизнесу. И это никогда не были сами налоги. Бизнесу никогда не были нужны налоговые льготы. Все эти свободные экономические зоны и прочее существуют для схем, но не более того. Бизнесу нужны правила игры.

В рамках налоговой реформы установления правил игры – это реформа самой ГФС. Причем коренная перестройка. Все прекрасно понимают, что на определенном уровне должностей честных людей там просто нет. Они физически отсутствуют. И покуда существуют откаты за возврат НДС, а они существуют, честных людей нет в принципе и в самой верхушке службы. Но в данном вопросе нет противоречий, что у правительства, что у активистов. И с пунктом реформы налоговой все согласны. Вопрос в том, будет ли реализована эта реформа так, как озвучивает даже сам премьер-министр. И увидим ли мы сервисную службу вместо коррупционной. Но это не предмет для дискуссии на данном этапе.

Вторая ключевая проблема – это высокая налоговая нагрузка на оплату труда, что, собственно, и загоняет зарплату в конверты. И тут проект Минфина предлагает достаточно радикальный шаг. Причем нужно понимать, что шагать будут в два этапа. Уже на первом этапе сам ЕСВ будет снижен в 2 раза, с 41% (в среднем) до 20%. Это более чем радикально и само по себе может вызвать сердечный приступ у главы пенсионного фонда. Но потом, фактически, ЕСВ будет обнулен, ведь в 2018 году планируется объединить ЕСВ, составляющий 20%, и налог на доходы физических лиц, также составляющий в соответствии с проектом реформы 20%, в один налог, снова равный 20%. Это уже так радикально, что дальше просто некуда. И полностью убирает разговоры о любом избыточном давлении и слишком высокой налоговой нагрузке.

На этом основные проблемы нашей налоговой системы заканчиваются. Если мы обратим внимание на рейтинг Doing Business, то слабые позиции Украины по налогам там вызваны именно высоким уровнем ЕСВ. Никто и никогда не находил проблем ни в ставках НДС, ни в налоге на прибыль. Таким образом, просто бессмысленно резко снижать НДС на фоне шока от понижения ЕСВ. Более того, даже без этого шока непонятны причины, по которым нужно лишать себя основного донора бюджета. Чья ставка в Украине сопоставима со среднеевропейским уровнем. Разговоры о стимулировании таким образом потребительского спроса не состоятельны, ибо инфляция, возникающая в результате эмиссии, ударит по нему гораздо сильнее. Да и предложенные сокращения и изменения структуры платежей по налогу на прибыль напоминают действия ради действия. Которые уменьшат поступления, запутают бухгалтеров, но не принесут ничего взамен. Проблемы надо решать там, где они есть. И где они являются критическими. А не создавать проблемы и потом героически их решать.

Популизм является основным бичом Украины, угрожая стране даже больше, чем российская агрессия или коррупция. Совершенно очевидно, что «проект Южаниной» не имеет шансов на жизнь. Потому как никогда не будет утвержден МВФ. Но главная угроза тут в том, что из-за него может быть поставлена под угрозу налоговая реформа от Минфина. Которая решает основные проблемы с налогами в Украине. И является шансом, который не хотелось бы упускать.

В тексте представлено мнение автора, которое может отличаться от официальной позиции компании. Соответственно, представленная информация не может трактоваться получателями рассылки и представителями СМИ как публичная и официальная.

Смотрите еще:

  • Документы для регионального материнского капитала в московской области Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
  • Как выиграть дело по алиментам Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
  • Законы о рыбалке в краснодарском крае Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]
  • Как вернуть налог на налоговый вычет Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
  • Подать заявление на автокредит Автокредит: онлайн заявка Автокредит - штука хорошая. Процентная ставка часто ниже инфляции, если по заводской программе, так что частенько машина в кредит получится тупо дешевле, чем если копить на нее эти 3 года. Но даже если получится чуть дороже, чем накопленная (с учетом инфляции), то оно того стОит, я […]
  • Оплата штрафов гибдд воронеж Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
  • Как студенту получить гражданство рф Как получить гражданство РФ студенту из другой страны в 2018 году Перед гражданином иного государства, желающим оформить гражданскую принадлежность к РФ, неизбежно появляется множество вопросов относительно того, какие этапы предстоит пройти, нельзя ли воспользоваться упрощенной схемой получения статуса, […]
  • Купля продажа яиц Бизнес идея: как заработать на продаже яиц? На продаже куриных яиц можно зарабатывать двумя способами. Один из них – перепродажа. Для этого необходимо иметь хотя бы легковой автомобиль, чтобы ездить на птицеферму и закупать яйца оптом. Затем их нужно отвезти на базар и продавать. Но если самому стоять за […]

Комментарии запрещены.