Назовите меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей

15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей

15. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Погребение прокуроров и следователей, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров и следователей, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры (п. 2 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты оружия, а также на применение.

Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию (п. 3 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях (п. 5 ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;

2) причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений

или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; 3) причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью.

В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация.

В случае гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокурора или следователя, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудо-способным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением их имущества, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду (ст. 45 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

law.wikireading.ru

Прокурорский надзор 14 (стр. 1 из 3)

Назовите меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей

Правовое обеспечение этой деятельности осуществляют Федеральный закон от 17 января 1992 г . № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Они устанавливают систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» регулируют отношения, связанные с погребением погибших (умерших) прокурорских работников, и устанавливают: гарантии погребения погибшего (умершего) с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.

Жизнь и здоровье прокурора и следователя согласно Федеральному закон у от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) прокурорского работника.

Составьте примерный образец плана работы районной прокуратуры на полугодие.

Образец плана работы районной прокуратуры на полугодие

1.Сбор необходимой информации.

2. Анализ состояния законности в районе.

4.Определение целей деятельности районной прокуратуры на полугодие.

5.Подготовка проекта плана работы районной прокуратуры на полугодие.

6.Обсуждение проекта плана.

8. Формирование конкретных мероприятий для достижения целей деятельности прокуратуры, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей.

8.1. Подведение итогов деятельности районной прокуратуры за полугодие.

8.2. Обсуждение итогов деятельности районной прокуратуры за полугодие на межведомственных совещаниях.

8.3.Прокурорские проверки исполнения законов на территории района.

8.4.Обобщение практики прокурорского надзора и его организации.

8.5. Мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации, заседание коллегии и другие.

В прокуратуру района обратилась с заявлением гражданка Иванова. Её муж часто приходит домой в нетрезвом состоянии, оскорбляет её и детей, выражается нецензурно. После её жалоб начальнику РОВД муж стал избивать её и грозит выбросить детей с балкона. Несколько раз гонялся за ней с топором. Ей часто приходится ночевать у соседей. В настоящее время муж нигде не работает, продаёт вещи, употребляет спиртные напитки. Обращение к участковому инспектору результатов не дало. Она просит воздействовать на мужа. Какие действия должен предпринять прокурор?

mirznanii.com

Вариант ситуации, предлагаемой в качестве темы для обсуждения на занятии

Старший помощник прокурора района в соответствии с планом работы проанализировал состояние преступности среди несовершеннолетних за первое полугодие текущего года и представил его результаты прокурору. Что показал анализ?

За прошедшее полугодие рост преступности среди несовершеннолетних составил 24%: количество обвиняемых возросло со 105 до 132 человек. Каждый третий из совершивших преступлений имел возраст 14-15 лет. Половина из числа привлеченных к уголовной ответственности являются учащимися школ, треть обучается в технических училищах, остальные — не работают и не учатся. Среди преступлений, совершенных подростками, наиболее распространенными являются преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, разбои, угоны автомашин и хулиганство. На 12% увеличилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из стоящих на учете в подразделении по профилактике правонарушений несовершеннолетних каждый пятый совершил преступления. Из пяти взрослых, привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, лишь один осужден; остальные оправданы судом. Треть преступлений совершена несовершеннолетними в составе групп, в том числе разоблачено две организованные группы, специализирующиеся на совершении угонов и краж автомашин. Увеличилось количество детей, уходящих из дома по причине жестокого обращения с ними родителей. Более 20 подростков освобождены от уголовной ответственности в связи с малолетним возрастом (12-13 лет).

Ознакомившись с материалами обобщения, прокурор города принял решение о проведении межведомственного совещания в прокуратуре с приглашением на него представителей городской администрации, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела образования, руководителей образовательных учреждений, ГОВД и подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, оперативных работников прокуратуры. Выступление с докладом было поручено старшему помощнику прокурора по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних.

Примерный состав участников деловой игры

1. Прокурор города (района) или его заместитель (ведущий совещание).

2. Старший помощник прокурора по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних (докладчик). ^

1. Начальник милиции общественной безопасности. , ^

2. Руководитель подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних ГОВД. «^

3. Два-три оперативных работника прокуратуры. ц,

4. Глава городской администрации или его представитель. |-с$

5. Представитель комиссии по делам несовершеннолетних. 5,-,

6. Представитель отдела образования.

7. Представитель отдела здравоохранения.

8. Два-три директора школы, училища, колледжа.

9. Два эксперта — осуществляющие наблюдение за деловой игрой ,и производящие ее 1»

10. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.

Состав участников деловой игры может меняться в зависимости от количества студентов в учебной группе. Могут быть объединены две учебные группы.

Подготовка к деловой игре

Преподаватель (руководитель игры) за несколько дней до ее проведения собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, сущность подготовки к ней. Студенты должны иметь возможность изучения сценария и усвоения порядка проведения игры.

С участием студентов прорабатываются основные требования и особенности предполагаемых ролей. По предложению студентов могут вводиться новые роли, вноситься изменения и дополнения в намеченную для обсуждения ситуацию.

Студентам, выполняющим роль главы городской администрации (или его представителя), представителей органов здравоохранения, образования и других желательно предварительно ознакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами (уставом города), закрепляющими компетенцию этих органов по работе с несовершеннолетними. 414

Особое внимание уделяется подбору (назначению) главных участников игры: прокурора города или его заместителя, а также экспертов. Прокурору или его заместителю может быть предоставлена возможность самому распределить роли участников игры. Не исключается самовыдвижение студентов на определенные роли.

Следует порекомендовать студентам предварительно подготовить тезисы выступлений, проект решения совещания, вопросы к участникам с тем, чтобы использовать их в ходе игры.

Непосредственно перед проведением игры преподаватель проверяет готовность студентов, вносит при необходимости соответствующие коррективы в порядок ее проведения, оказывает помощь, нацеливает студентов на то, чтобы деловая игра носила творческий характер, больше внимания уделялось организационным вопросам с активным участием всей учебной группы. Особо оговаривает детали проведения совещания со студентом, которому предстоит вести совещание.

Примерный план проведения деловой игры

1. Преподаватель, руководя игрой, объявляет тему, проверяет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре, проводит 2-3 минутный инструктаж и предоставляет слово студенту — прокурору города или его заместителю, который открывает совещание. Преподаватель направляет ход игры на всех ее этапах.

2. Прокурор города или его заместитель, как ведущий заседание, делает краткое вступление: объявляет вопрос, выносимый на осуждение, обосновывает необходимость проведения совещания, кратко перечисляет задачи, которые ставятся перед совещанием, предлагает регламент и предоставляет слово докладчику.

3. Старший помощник прокурора (как докладчик) выступает с 10-15минутным сообщением (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая в сценарии (иная ситуация).

Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния преступности среди несовершеннолетних и прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, высказываются предложения по улучшению взаимодействия прокуратуры с другими органами и организациями по пресечению и предупреждению преступ. ности среди молодежи. Он должен коснуться недостатков в работе органов местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолет-

них, милиции, отделов образования, администраций учебных заведений города, сделать акцент на необходимости ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, объединении усилий всех заинтересованных органов по улучшению воспитания подростков. Желательно коснуться упущений в осуществлении прокурорского надзора, отразить содержание нарушений законодательства о несовершеннолетних директорами школ: последние неправомерно отчисляют «трудных» детей из образовательных учреждений, не направляют своевременно в орган внутренних дел информацию о правонарушителях, о неблагополучных подростках, их семьях. В докладе должны содержаться конкретные предложения, направленные на совершенствование работы прокуратуры, других органов на улучшение согласованной деятельности участников совещания по пресечению и предупреждению преступности среди молодежи.

4. Ведущий предоставляет слово начальнику милиции общественной безопасности, который в течение 5-8 минут информирует участников совещания о деятельности милиции по работе с несовершеннолетними, о преступных группировках молодежи, об увеличении случаев пьянства и наркомании среди подростков, о нарушениях ими общественного порядка на дискотеках, стадионе, в местах отдыха жителей города. Он ссылается на неоказание помощи в обеспечении правопорядка со стороны населения, общественности, а также отсутствия необходимого заинтересованного взаимодействия по предупреждению правонарушений учащимися с директорами некоторых учебных заведений.

5. Далее по предложению ведущего выступает руководитель подразделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних городского отдела внутренних дел, который дополняет информацию начальника милиции общественной безопасности о мерах, принимаемых его отделением, по предупреждению преступности в подростковой среде. Он дает характеристику лицам, стоящим на учете в его подразделении, объясняет причины совершения преступлений несовершеннолетними, стоящими на профилактическом учете, критикует комиссию по делам несовершеннолетних, заседания которой проводятся нерегулярно, материалы о правонарушениях подростков рассматриваются длительное время. Предлагает администрациям школ и технических училищ активизировать деятельность по профилактике правонарушений среди учащихся, ссылается на неукомплектованность кадрами его подразделения, обращается с просьбой об оказании помощи со стороны педагогов и психологов по работе с «трудными» подростками.

6. Выступают два-три работника прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью решений суда, за исполнение законов органами, ведущими дознание и предварительное следствие. В течение 5-6 минут дают характеристику состояния судимости среди несовершеннолетних; причинам, способствующим совершению ими преступлений; типичным ошибкам и недостаткам, допускаемым при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях подростков. Обращают внимание на нарушения законодательства об образовании работниками отдела образования, директорами школ, на нарушения административного и уголовно-процессуального законодательства работниками милиции, высказывают предложения, направленные на усиление прокурорского надзора, скоординированности деятельности прокуратуры, милиции, комиссии по делам несовершеннолетних и других органов.

7. Слово предоставляется главе городской администрации либо его представителю. Он в течение 5-10 минут информирует участников совещания о мерах, принимаемых органами местного самоуправления по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, обращает внимание на значимость рассматриваемой проблемы, высказывает критические замечания в адрес милиции общественной безопасности, участковых инспекторов, не выполняющих надлежащим образом обязанности по профилактике правонарушений среди подростков по месту жительства, допускающих применение незаконных методов воздействия к малолетним правонарушителям. Он также предлагает меры, направленные на улучшение взаимодействия с органами местного самоуправления, по обеспечению занятости молодежи, по развитию системы отдыха и досуга детей. При необходимости глава администрации отвечает на вопросы.

8. Затем выступают представители комиссии по делам несовершеннолетних, отдела образования, здравоохранения. В течение 5-6 минут рассказывают о работе с детьми, совершающими правонарушения, отвечают на критические замечания относительно их деятельности, высказывают замечания по действиям работников милиции, обращают внимание на недостаточность финансирования работы по организации центров психологического воздействия на детей, подростковых клубов, спортивных секций, предлагают меры по улучшению правового воспитания школьников, а также по усилению спроса с родителей в неблагополучных семьях.

9. До шести минут предоставляется директорам 2-3 школ, училищ, которые информируют о положении дел в их учебных заведениях по профилактике правонарушений обучающихся, причинах и условиях, способствующих росту преступности среди школьников, объясняют, почему они вынуждены отчислять «трудных» детей, предлагают применять более строгие меры воздействия за употребление наркотиков, чаще привлекать к ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими обязанностей по воспитанию детей.

10. Ведущий в течение 5-8 минут подводит итоги совещания. Он благодарит всех присутствующих за активное участие, отмечает значимость обсуждения проблем предупреждения преступности среди несовершеннолетних, отвечает на вопросы. Обращает внимание на необходимость усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, реализацией предложений, направленных на улучшение работы по пресечению и предупреждению правонарушений среди молодежи.

Ведущий предлагает проект решения совещания, состоящий из нескольких пунктов. Студенты вносят дополнения в проект решения, который принимается большинством участвующих в совещании.

По ходу игры допускается подача реплик преподавателем и студентами в целях активизации деловой игры и придания ей нужного направления.

Разбор деловой игры и подведение итогов

Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам для заключения. Эксперт в течение 5-8 минут рассматривает подготовленность студентов к деловой игре, активность, творческий подход и компетентность, конструктивность вносимых предложений, кратко анализирует выступления участников, отмечая положительные и отрицательные моменты, дает им оценку. Учитываются активность студентов, знание основ организации работы прокуратуры, практики взаимодействия прокуратуры и других органов, существо анализа состояния преступности, навыки публичного выступления, принятия управленческого решения, аргументированность предложений, умение правильно строить отношения в коллективе. Экспертом выставляется оценка участникам игры и учебной группе в целом. Второй эксперт может согласиться с первым или высказать свою точку зрения, дополнить его.

Данные экспертами оценки суммируются: если в игре участвовало 9 студентов, то окончательная оценка не может превышать 50 баллов (отлично). Окончательная оценка складывается из оценок всех участников деловой игры и оценки учебной группы.

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5 минут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализируя заключения экспертов. При этом он обращает внимание на достижение поставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные стороны, благодарит всех участников игры за активность и творческое отношение

Г. Примерные образцы документов

Приказ № 3 по прокуратуре Ивановского района

20 декабря 2001 г

О распределении служебных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры

В целях совершенствования организации работы, повышения ответственности работников за исполнение служебного долга,

Установить следующее распределение обязанностей между оперативными работниками прокуратуры:

§1 За собой оставляю:

1. Общее руководство работой, подбор и расстановку кадров, планирование, отчетность, контроль исполнения, руководство информационноаналитическим обеспечением, контроль за работой канцелярии; организацию рассмотрения обращений и приема граждан, материальнотехнического и финансового обеспечения.

2. Надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия следователями прокуратуры; продление сроков следствия, санкционирование следственных действий; организацию надзора за исполнением законов на поднадзорной территории и объектах, за законностью актов органов местного самоуправления.

3. Обеспечение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления, контролирующими и другими органами.

Заместитель прокурора юрист 1 класса Петренко Б.В. осуществляет:

1. Контроль за организацией и ведением учета, делопроизводства, систематизацией законодательства, предупредительно-профилактической дея-

тельностью и работы со средствами массовой информации, обеспечение участия в правотворческой деятельности, учета и контроля за использованием служебного оружия.

2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в РОВД, в отделе налоговой полиции; надзор за исполнением уголовных наказаний; организацию надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На период отсутствия прокурора исполняет его обязанности.

Старший помощник прокурора юрист 2 класса Попова З.И. осуществляет:

1. Участие в рассмотрении дел судами; надзор за законностью постановлений суда, за исполнением законов судебными приставами, за исполнением уголовных наказаний, за исполнением законодательства о несовершеннолетних, в том числе за законностью в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Анализ и обобщение судебной практики; систематизацию законодательства, отчетность по предметам надзора; правовую пропаганду и взаимодействие с редакциями местной газеты и радио.

Помощник прокурора юрист 3 класса Дорошенко К.И. осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций района, за органами местного самоуправления, и органами контроля, их должностными лицами; за исполнением законов в административной деятельности РОВД и других несудебных органов; надзор за исполнением налогового и экологического законодательства.

2. Анализ и обобщение практики общего надзора, обращений и жалоб граждан, отчетность по предмету надзора; обеспечение взаимодействия с общественными объединениями, организацию проведения координационных совещаний и руководство его секретариата. Во время отсутствия старшего помощника прокурора исполняет его обязанности.

Старший следователь прокуратуры юрист 2 класса Кривун А.В. осуществляет:

1. Предварительное расследование по уголовным делам; исполнение отдельных поручений других правоохранительных органов.

2. Учет и содержание в рабочем состоянии криминалистической техники; руководство постоянно действующей оперативно-следственной группой по расследованию наиболее сложных преступлений.

Следователь прокуратуры юрист 3 класса Миронов И. В. осуществляет:

1. Предварительное расследование по уголовным делам, исполнение отдельных поручений других правоохранительных органов.

2. Исполнение поручений прокурора, его заместителя, взаимодействие по вопросам предупредительно-профилактической деятельности с местным телевидением.

С приказом ознакомить всех работников прокуратуры.

Прокурор Ивановского района советник юстиции

оперативного совещания работников прокуратуры Волжского района

21 марта 2002 г. п. Волжск

На совещании присутствовали:

Прокурор Варов С.И.

Зам. прокурора Петренко Б.В.

Ст. пом. прокурора Попова З.И.

Помощник прокурора Дорошенко К.И.

Ст. следователь Кривун А.В.

Следователь Миронов И.В.

1. «О результатах обобщения рассмотрения жалоб и заявлений работниками прокуратуры за 2001 год».

(Докладывает Дорошенко К.И.)

1. Помощник прокурора Дорошенко К.И.

За прошедший год в прокуратуру поступило 752 обращения, что на 102 обращения больше, чем в предыдущем году. Из них — 32% жалоб и заявлений связаны с нарушениями трудового законодательства, в том числе по невыплатам заработной платы. Далее идут обращения по жилищным вопросам (15%), по действиям органов дознания, следствия РОВД (11%), по исполнениям решений судов (6%) и другим. Из общего числа — 22 повторные жалобы, из них 5 — признаны обоснованными. Допущены нарушения сроков рассмотрения по 82 жалобам, из них 13-по неуважительным причинам. Особо сложными были и проверялись длительное время заявле; ния по нарушениям в деятельности ГАИ и медвытрезвителя РОВД. Из предприятий больше всего жалоб от работников АО «Волжсктранс».

2. Заместитель прокурора Петренко Б.В.

Анализ обращений показал, что необходимо внести коррективы в планы работы прокуратуры и провести проверку исполнения трудового законодательства в АО «Волжсктранс». Следует также обратить внимание на волокиту, допускаемую оперативными работниками по рассмотрению обращений.

3. Помощник прокурора Попова З.И.

Мною допущены нарушения сроков рассмотрения по пяти жалобам. Отчасти это связано с тем, что заявителей в поселке нет, а с другой стороны, из-за занятости другой деятельностью. Поэтому я не успела вовремя принять решение по жалобам. Кроме того, мною некачественно разрешено 3 жалобы.

4. Прокурор Варов С.И.

Действительно, на второе полугодие следует запланировать и провести проверку с привлечением специалистов исполнения трудового законодательства администрацией АО «Волжсктранс». Срочно необходимо подготовить обобщенное представление по нарушениям законодательства в службах ГАИ и медвытрезвителе РОВД. Обращаю также внимание на необходимость повышения ответственности оперативных работников за качество и сроки разрешения жалоб и заявлений. **

1. Принять к сведению информацию помощника прокурора Дорошенко К.И. о результатах обобщения рассмотрения жалоб и заявлений.

2. Обратить внимание старшего помощника прокурора Поповой 3-Й. на недопустимость некачественного рассмотрения жалоб. Всем работникам повысить оперативность при разрешении жалоб.

3. Предусмотреть в планах работы прокуратуры проверки соблюдения трудового и жилищного законодательства, в том числе в АО «Волжсктранс»

4. Заместителю прокурора Петренко Б.В. подготовить представление начальнику РОВД о нарушениях, допущенных работниками милиции. Представление обсудить в РОВД с участием прокурора.

План работы прокуратуры Волжского района на 1 полугодие 2001 г.

Прокурор советник юстиции Протокол составил следователь прокуратуры юрист 3 класса

adhdportal.com

Основные положения по теме. Тема 3. Организационное обеспечение деятельности органов;

Тема 3. Организационное обеспечение деятельности органов

и учреждений прокуратуры Российской Федерации

(для самостоятельного изучения)

Прокуратура Российской Федерации, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации деятельности которой, осуществляется на принципах государственной службы. В соответствии с ст. 40 Закона о прокуратуре Российской Федерации служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы.

К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся следующие элементы:

— правовое положение прокурорских работников;

— поступление на службу;

Каждому прокурорскому работнику как государственному служащему предоставляются права и основные обязанности. Кроме того, прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Военные прокуроры и следователи, а также другие офицеры органов военной прокуратуры и военных следственных органов имеют статус военнослужащих и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре РФ. Приобретение правового статуса прокурорских работников связано с моментом поступления лиц на службу в органы прокуратуры. Ст. 40.1 Закона о прокуратуре РФ предусматривает требования, предъявляемы к лицам, назначаемые на должности прокуроров и следователей, а также случаи, когда лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Специальный порядок приема на службу в органы прокуратуры установлен приказом Генерального прокурора РФ от 22.05.2006 № 445-к «Об утверждении Инструкции о порядке реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени Российской Федерации» и для лиц, претендующих на занятие вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы. Учитывая значимость службы на должности прокурора или следователя, лицо, впервые назначаемое на эти должности, принимает Присягу прокурора (следователя). Принятие присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генерального прокурора РФ.

Важным элементом службы в органах прокуратуры являются условия прохождения службы, к числу которых относится:

— продолжительность рабочего времени;

— меры правовой и социальной защиты различных категорий прокурорских работников.

Вопросы, касающиеся материального и социального обеспечения прокурорских работников, а также осуществления мер правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей регламентированы ст.ст. 44, 45 Закона о прокуратуре РФ.

За примерное исполнение прокурорскими работниками своих обязанностей по службе к ним применяются наряду с обычными поощрениями такие, как: награждение именным оружием; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ (ст.41.6 Закона о прокуратуре РФ).

Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры заключаются в том, что они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию не только за нарушения по службе, но и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

К особенностям прекращения службы прокуроров и следователей относится возможность их увольнения помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством РФ, в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях достижения предельного возраста пребывания на службе, прекращения гражданства РФ, нарушения присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Вопросы восстановления в должности, классном чине и на службе в органах и учреждениях прокуратуры регламентированы ст. 43.3 Закона о прокуратуре РФ.

Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, и повышение эффективности их деятельности.

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля и другими органами. Правовую основу такого взаимодействия составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре РФ и другие федеральные законы. Выделяют формы взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами местного самоуправления, к числу которых относятся участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления, предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти и т.д.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Назовите основные требования, предусмотренные Законом о прокуратуре РФ, которые предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей в органах прокуратуры.

2. Назначение на должность каких работников прокуратуры является исключительной компетенцией Генерального прокурора РФ?

3. Каково назначение аттестации работников органов и учреждений прокуратуры и в чем состоит ее сущность?

4. Какие установлены ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры.

5. Порядок применения поощрения к прокурорским работникам.

6. Каковы меры дисциплинарного взыскания и компетенция руководителей органов и учреждений прокуратуры по их применению?

7. Каков порядок восстановления в должности, классном чине и на службе в органах и учреждениях прокуратуры?

8. Назовите меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей.

9. Что включает в себя материальное и социальное обеспечение прокурорских работников?

10. Что понимается под организацией работы в прокуратуре?

11. Поясните, из каких элементов состоит кадровая работа в органах прокуратуры, и дайте им краткую характеристику?

12. Назовите задачи, принципы и функции управления в органах прокуратуры.

13. Назовите основные формы взаимодействия прокуратуры с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля.

14. Раскройте основы организации информационно-аналитической работы и планирования в органах прокуратуры.

15. Каково назначение делопроизводства, учета и отчетности в органах прокуратуры?

Рекомендуемая литература:

I.Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (текст по состоянию на 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. — 26.01.2009. — № 4. Ст. 445.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. — 19.08.2002. — № 33. Ст. 3196.

3. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. Ст. 4472.

4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 02.06.2003. — № 22. Ст. 2063.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14.02.2010 г. // Российская газета. — 31.07.2004. — № 162.

6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. — 01.06.1998. — № 22. Ст. 2331.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22.05.2006 № 445-к «Об утверждении Инструкции о порядке реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.06.2008 № 107 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры РФ и их учреждениях» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 09.09.2002 № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. — Том 1. — М., 2004.

II.Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. — 471 с.

2.Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.А. Андреева. — М.:ЮНИТИ: Закон и право, 2007. — 399 с.

3.Авдеев В.Н. Прокурорский надзор: Курс лекций. — М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2004.- 278 с.

4.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2004. — 543 с.

III. Дополнительная литература

1. Маклаков Д. Кандидат на должность прокурора // Законность. — 2006. — № 8.

2. Музамедзянов И. Подготовка прокурорских кадров // Законность. — 2006. — № 9.

3. Шобухин В. Юридическое образование работников прокуратуры // Законность. — 2006. — № 6.

4. Основы организации и управления в органах прокуратуры Рос

сийской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. — М.: Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2005.

5. Чуманов Е. Информационно-аналитическая работа — основа организации общего надзора // Законность. — 2004. — № 1.

6. Максимов В. Принципы планирования в органах прокуратуры // Законность. — 2004. — № 6.

studopedia.su

Смотрите еще:

  • Паспорт безопасности мест массового пребывания людей заполненный 2018 школа Паспорт безопасности объекта места массового пребывания людей Как правильно называется документ: данный документ имеет различные названия, которые устанавливаются нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями. Например: паспорт безопасности объекта, паспорт антитеррористической […]
  • Пособие до 45 лет Пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет Уважаемые эксперты! Прошу ответить - имеет ли право нотариус, адвокат, ИП, не застрахованные в ФСС на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Если имеет, то каким НПА это регулируется. Ответы юристов (13) В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об обязательном […]
  • Калькулятор начисления пенсии для военнослужащих Калькулятор военной пенсии (смешанной) с учетом гражданского (трудового) стажа с учетом увеличения с 01.02.2017 год *Следует учитывать, что в соответствии с ст. 45 "г" и ст. 46 ч. 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах […]
  • Пенсия военнослужащим 2018г Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Данный калькулятор подготовлен специалистами юридической компании "Стратегия" Все права защищены! *Следует учитывать, что в соответствии со ст. 45 "г" и ст. 46 ч. 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О […]
  • Военная пенсия прапорщика 2014 Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2017 г. с учетом увеличения с 01.02.2017 г. Калькулятор расчета военной пенсии с 1 января 2018 г. смотреть здесь Посчитать "смешанную военную пенсию" с учетом гражданского трудового стажа можно здесь с помощью нашего онлайн калькулятора. О том, в каких случаях […]
  • Примерное заявление в арбитражный суд Образец иска о взыскании задолженности 01 декабря 2013 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50-52 ИСТЕЦ: ООО «ПромСтройПроект» 191015, Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 45 ОТВЕТЧИК: ЗАО «Жираф» 198096, Санкт-Петербург, Элеваторная пл., […]
  • Как оформлять законы в библиографическом списке Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от […]
  • Федеральным законом от 18122006 232 фз Приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 13 декабря 2007 г. N 27-п "О включении земельных участков в границы населенного пункта рабочий поселок Рамонь Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области" Приказ Управления архитектуры и […]

Комментарии запрещены.