Нотариус это государственная должность

14. Учреждение должности нотариуса

14. Учреждение должности нотариуса

В соответствии с Основами о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с ФНС.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти. Следует отметить, что необходимые нормативные акты до настоящего времени не приняты.

Основы о нотариате также связывают учреждение должности нотариуса с наделением нотариуса соответствующими полномочиями, что является не совсем верным. Учреждение должности – это учреждение штатной единицы, на которую может в последующем осуществляться назначение нотариуса. Должность может быть некоторое время вакантной, что не означает ее отсутствия.

Характеристика должности нотариуса включает в себя:

• социальный статус, который предопределяет отношения нотариуса с должностными лицами органа юстиции, нотариальной палаты, отношения с гражданами в процессе осуществления нотариальной деятельности;

• организационный статус, который определяет место в составе структурного подразделения соответствующего аппарата. В отношении государственного нотариуса это означает, что лицо замещает структурную штатную единицу в государственной нотариальной конторе;

• правовой статус предполагает объем полномочий, который включает в себя как общие права и обязанности, так и специальные. Общие права и обязанности присущи любому нотариусу, закреплены в Основах о нотариате. Специальные присущи только конкретному лицу и зависят прежде всего от территории осуществления нотариальной деятельности. В частности, специальная компетенция связана с порядком оформления наследственных дел. Не все частнопрактикующие нотариусы имеют право заниматься оформлением таких дел, а только те, которым предоставлено такое право приказом органа юстиции субъекта РФ.

На практике количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется исходя из различных факторов. Например, закон г Москвы от 19 апреля 2006 г. «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» устанавливает, что в городе Москве численность нотариусов определяется в соответствии с законодательством РФ органами государственной власти города Москвы исходя из соотношения: один нотариус на 15 тыс. человек, имеющих постоянную регистрацию по месту проживания в городе Москве, в целях доступности нотариальных действий и учитывая возможность финансового самообеспечения каждым нотариусом нотариальной деятельности.

law.wikireading.ru

Правовой статус нотариуса в РФ

Нотариус в Российской Федерации обладает общим и специальным правовым статусом. Общий правовой статус производный от конституционного и присущ каждому гражданину Российской Федерации. Специальный правовой статус возникает с момента назначения на должность.

Утвердив двойную структуру нотариата (имеются в виду государственный и частнопрактикующий нотариусы), российское законодательство определяет некоторые особенности правового статуса каждого из них.

Обратим внимание, что ст. 2 Основ о нотариате (ч. 3) содержит общее правило: » При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу». Отметим, что равенство в правах провозглашается только в отношении совершения нотариальных действий.

Конструкция данной статьи неудачна Если внимательно анализировать текст Основ законодательства РФ о нотариате, то можно сделать вывод, что при совершении нотариальных действий нотариусы не обладают реальным равенством в правах. Финансовое обеспечение деятельности того и другого различно, что отражается на тарифе за услуги. Государственный нотариус взимает только размер государственной пошлины, частнопрактикующий — не связан ей. Если обратиться к тексту статей 35, 36 Основ о нотариате, то нетрудно заметить, что в перечне нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, отсутствуют выдача свидетельств о праве на наследство, а также принятие мер к охране наследственного имущества. » При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой» (ст. 36 Основ о нотариате). Иными словами, государственные нотариусы обладают большими правами, чем частнопрактикующие. Более того, в соответствии со ст. 36 дополнительные полномочия, связанные с ведением наследственных дел, доверяются только одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Вывод заключается в следующем. Законодатель ставит во главу угла не принцип равенства прав при совершении нотариальных действий, а равенство порождаемых юридических последствий при оформлении документов нотариусами1.

Рассмотрим права, присущие как государственному нотариусу, так и занимающемуся частной практикой. Согласно ст. 15 Основ о нотариате нотариус вправе:

совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Есть и отсылочная норма к региональным правовым актам. Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права. Закон Республики Карелия » О нотариате» не расширяет этот перечень, а лишь воспроизводит его (ст. 4). Идентична ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия). Иные региональные законы о нотариате вообще ничего не говорят о правах нотариуса, так и не реализуют полномочия делегированные федеральным законодательством.

Обратимся к правам, присущим отдельно государственному нотариусу и частнопрактикующему. Государственный нотариус является работником, а работодателем выступает соответствующий региональный орган юстиции Относится ли такой нотариус к государственным служащим (уже отмечалось, что в некоторых регионах специальным законом предусматривалось распространение статуса государственного служащего на нотариуса)? Обратимся к Федеральному закону » Об основах государственной службы РФ»2.

Согласно ст. 3 этого закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Чтобы понять, является ли государственный нотариус государственным служащим, нужно рассмотреть понятие государственной должности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона » Об основах государственной службы РФ» государственнаядолжность -это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КонституциейРФ (далее — государственные органы), с установленным кругом обязанностейпо исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержаниеми ответственностьюза исполнение этих обязанностей.

1 Проект Федерального закона «О нотариате» закрепляет: «Удостоверенные и засвидетельствованные в нотариальном порядке сделки и факты имеют одинаковую юридическую силу на всей территории Российской Федерации независимо от того, каким нотариусом было совершено нотариальное действие».

2 Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990.

Следовательно, особенности статуса государственного служащего состоят в том, что он наемный работник, основная задача которого — обеспечение нормального функционирования государственного органа. В этом случае государственный орган наделен определенным объемом компетенции, который реализует соответствующий служащий. Это отмечает и профессор Ю.Н. Старилов: » Государственные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и вытолняющих задачи учрежденных и действующих государственных органов и организаций. Для нормального функционирования каждой организации необходим собственный персонал, состоящий из специально подготовленных служащих»1. Характерен ли данный признак для нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе? Представляется, что нет.

Согласно Основам о нотариате нотариус — основной субъект данного круга правоотношений «Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой» ( ст. 1). Негосударственная нотариальная контора наделена полномочиями по совершению нотариальных действий, а нотариус (конкретное физическое лицо) имеет индивидуальную лицензию, личную печать, штампы и бланки.

Региональноезаконодательствозачастую определяетнотариуса, работающегов го-сударственнойнотариальнойконторе, как государственногослужащего субъекта РФ. Так, согласно ст. 3 ЗаконаРеспубликиКарелия»О нотариате» государственнышнотари ус является государственнымслужащим осуществляет свои полномочия в пределах прав, предоставленныхему законодательствомРоссийскойФедерациии Республики Карелия о нотариате.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о государственной службе Республики Саха ( Якутия). Государственная нотариальная контора является юридическим лицом.

Сторонники придания статуса государственного служащего нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, могут сослаться на то, что данный вопрос является предметом регулирования регионального законодательства. Статус служащего субъекта — это предмет ведения региона. Соответственно, раз региональный правовой акт наделил его таким статусом, значит нотариус, работающий в государственнойнотариальнойконторе, будет иметь такой статус В данном случае следует исходить из того, что институт государственнойслужбы относится к административному праву, а значит, любой региональный закон должен соответствовать федеральному закону «Об основах государственнойслужбы РФ». (О понятиях, предусмотренных данным законом, было сказано выше.) Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996, с. 311.

Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают также, что увольнение государственного нотариуса осуществляется в соответствии с законодательством о труде. Проект Федерального закона » О нотариате» идет по иному пути, предусматривая, что нотариус, работающий в нотариальной конторе при органах юстиции, является государственным служащим субъекта Российской Федерации, замещающим ведущую государственную должность» (ст. 54 проекта).

Обращает на себя внимание тот факт, что иногда законодатель субъекта Российской Федерации называет нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, «государственным нотариусом». Такое совмещение допустимо в доктрине, статьях, монографиях, где оно применяется в целях сокращения и является условным. Подобное недопустимо в официальных нормативных актах, так как за кажущейся идентичностью скрывается различный смысл. Как уже отмечалось, основной субъект — нотариус, который лишь выбирает место своей работы — государственная контора или частная практика.

Частнопрактикующийнотариус обладает некоторыми дополнительнымиправами, вытекающими из специфики организации его деятельности. Основы о нотариате не предусматривают самостоятельногокомплекса прав, закрепленного отдельной статьей закона Поэтому при систематизацииих необходимо исследовать весь текст Основ о нотариате Согласно ст. 8 нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открыватьв любом банке расчетныши другие счета, в том числе валютный, иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности нанимать и увольнятьработников распоряжатьсяпоступившимдоходом выступатьв суде, ар-битражномсуде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ. Комплекс названных прав нуждаетсяв небольшомкомментарии.

Как отмечалось авторами одного из Комментариев к Основам законодательства РФ о нотариате, » в статье, определяющей правовой статус нотариуса, занимающегося частной практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица»1. Действительно, ст. 48 ГК РФ предусматривает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Поэтому текст Основ о нотариате несовершенен, так как законодатель » применил» к нотариусу норму, которая касается совсем иного вида лиц в гражданском праве. Недаром фраза о » возможности участия частнопрактикующего нотариуса в арбитражном суде от своего имени», а также механическое упоминание о наличии имущественных и личных неимущественных прав породила спор. Предметом этого спора стали вопросы, следует ли рассматривать нотариуса как частного предпринимателя или по аналогии как юридическое лицо, соответственно, подведомственны ли арбитражному суду все споры с участием частнопрактикующего нотариуса. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1996, с. 14.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 1993 года № С-13/ОСЗ-1691 » В связи с введениемв действиеОснов законодательстваРФ о нотариате» специально разъяснило, что арбитражному суду не подведомственны споры:

а) о лишении нотариуса, занимающегося частной практикой, права нотариаль- ной деятельности (ст. 12 Основ);

б) о возмещении нотариусом, занимающимся частной практикой, ущерба, при- чиненного вследствие умышленного разглашения им сведений о совершенном но- тариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ (ст. 17 Основ);

в) о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в случае совершения им действий, противоречащих законодательству РФ ( ст. 17 Основ);

г) об обжаловании отказа нотариуса совершить нотариальное действие или не- правильное совершение им нотариального действия (статьи 33, 49 Основ).

Подведомственносгарбитражнымсудам споров о праве, основанномна совершенном нотариальномдействии, определяетсяв соответствиис их компетенцией, установленной АрбитражнымпроцессуальнымкодексомРФ.

Закон Смоленской области » О нотариате» систематизировал права нотариуса.

иметь контору в закрепленном управлением юстиции и нотариальной палатой нотариальном округе на территории Смоленской области;

совершать предусмотренные федеральным законодательством о нотариате нотариальные действия в интересах граждан и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ и международными договорами;

иметь в любом банке расчетный, депозитный и другие счета, в том числе валютный счет;

иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности

нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде, а также привлекать работников по договорам гражданско-правового характера;

распоряжаться поступившими денежными средствами;

выступать в суде, арбитражном суде от своего имени;

осуществлять иные права, предусмотренные действующим федеральным законодательством.

Как было упомянуто, нотариус вправе иметь контору. Данное право не носит абсолютного характера, оно ограничено требованием о соблюдении нотариусом границ нотариального округа. Согласно ст. 13 Основ о нотариате нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Причем законодатель не оговаривает данное правило какими-либо специальными условиями. Поэтому можно согласиться с мнением В. С. Репина, что » здесь вопрос не столько в законодательныхнор-мах, сколько в нравственных.. По крайней мере, гражданин не должен страдать из-за необдуманных действий нотариуса». Следует также учесть, что » поскольку обжалование действий нотариуса допускается только по месту нахождения его конторы, то обжалование действий нотариуса будет сильно затруднено, если действие совершалось вне нотариального округа, в котором действует нотариус»1. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, № 7.

Здесь также можно отметить коллизию двух терминов. В ст. 8 Основ о нотариате говорится о » нотариальной конторе», в ст. 13 — о » месте совершения нотариальных действий». Под нотариальной конторой следует понимать специальное помещение, профессионально оборудованное для нотариальной деятельности. По-видимому, законодатель хотел подчеркнуть, что нотариус, занимающийся частной практикой, может выступать арендатором нежилого помещения. В ст. 13 подразумевается лишь наличие рабочего места, где нотариус должен осуществлять прием граждан. Иными словами, это может быть и квартира, переоборудованная под офис, и жилое помещение, где проживает сам нотариус. Закон не содержит какого-либо запрета на этот счет. Поэтому нельзя согласиться с В. С. Репиным, что » какой бы ни был правовой статус помещения, оно должно удовлетворять следующим требованиям: иметь приемную, где посетители могут подождать, комнату секретаря нотариуса, комнату нотариуса»2. Основы о нотариате не предусматривают таких дополнительных требований, что опять же является недостатком данного правового акта.

Почему мы заостряем внимание на данной терминологии? Потому что государственное регулирование в основном и должно быть направлено на упорядочение деятельности нотариуса. Зачастую нотариусы понимают частную практику как полную свободу деятельности Устанавливаютпроизвольный график работы, ведут прием на дому, помещение не отвечает требованиям соблюдения нотариальной тайны и т. д. Эти недостатки способствовали появлению инициативы со стороны регионального законодателя, который взялся за устранение данного пробела. И если исследовать данный » срез» законодательства, то именно организационно-технические вопросы региональным законодателем урегулированыболее четко.

Согласно ст. 6 (» Организация работы нотариальных контор») Закона Нижегородской области » О нотариате» нотариальные конторы как государственные, так и нотариусов, занимающихся частной практикой, обязаны иметь вывеску с указанием профиля деятельности, а также вывеску с указанием режима работы. Нотариусы обязаны осуществлять прием физических и юридических лиц не менее 30 часов в неделю. Режим работы нотариуса устанавливается при наделении его полномочиями. Изменение режима работы нотариус обязан согласовать с управлением юстиции и нотариальной палатой.

В ст. 6 Закона Ульяновскойобласти»О нотариате» предусмотрено что «нотариусы, работающие в государственныхнотариальныхконторах или занимающиесячастной практикой обязаны иметь место для приема граждан и совершениянотариальныхдей-ствийв пределах нотариальногоокруга в котором они назначены на должность Конкретное место расположениянотариальнойконторы определяетсянотариусомпо согласованию с Управлениемюстиции администрацииУльяновскойобласти и нотариальной палатой Помещение для нотариальнойконторы должно обеспечиватьосуществление нотариальнойдеятельности, в том числе свободныйдоступ заинтересованныхлиц на прием к нотариусу, тайну совершениянотариального действия хранение материалов нотариальногоделопроизводств,а архив». Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1999, с. 23. Репин В.С. Указ. соч., с. 12.

Опыт регулирования нотариальной деятельности на региональном уровне был учтен при подготовке проекта Федерального закона » О нотариате». В частности, ст. 31 проекта предусматривает, что местом осуществления нотариальной деятельности является нотариальная контора, расположенная в пределах нотариального округа, в котором лицо назначено на должность нотариуса. При этом помещение нотариальной конторы должно обеспечивать доступ граждан и иных лиц на прием к нотариусу, тайну нотариального действия, сохранность материалов нотариального делопроизводства и архива (п. 3). Не допускается использование в качестве помещения для нотариальной конторы жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 8 Основ о нотариате частнопрактикующий нотариус » пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ». Законодательством, устанавливающим порядок пользования такого рода услугами, предусматривается, что пользование вменяется в обязанность, в частности, относительно пенсионного и медицинского страхования. По нашему мнению, формулировка » пользуется» неудачна, так как она отражает элемент субъективного права, а реально присутствует обязанность. Право пользования — один из элементов структуры субъективного права.

Статья 16 Основ о нотариате закрепляет круг обязанностей нотариуса (как частнопрактикующего, так и государственного). Всего в статье названо четыре обязанности ( одна из них включает в себя несколько составляющих), которые условно можно разделить на две группы. Обязанности, входящие в первую группу, направлены на защиту прав лиц, обратившихся к нотариусу. К ним относятся следующие обязанности:

оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

разъяснять им права и обязанности;

предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Выше уже говорилось об отношении авторов настоящего издания к обязанности нотариуса оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов граждан. Советское законодательство предусматривало такую обязанность. По нашему мнению, имея такую обязанность, нотариус становится заинтересованным лицом, так как две стороны, как правило, обращаются к нему за совершением нотариального действия ( в частности, при удостоверении договоров). Не исключена ситуация, когда, по мнению нотариуса, ущемлен чей-либо интерес. В таком случае нотариус должен отойти от принципа беспристрастности и встать на чью-то сторону. Данная ситуация не отвечает принципам частного права ( принцип равенства сторон). По всей видимости, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающего признаки недействительности сделки. При наличии этих признаков нотариус должен оказывать содействие в защите прав » потерпевшей» стороны. Обязанность предполагает наличие ответственности, поэтому должна быть четко сформулирована, чтобы исключить возможность двоякого ее толкования. В данном случае такой определенности нет.

Обязанность соблюдения нотариальной тайны будет предметом самостоятельной главы данного исследования.

Во вторую группу входят обязанности, направленные на реализацию публичного интереса. К ним относятся:

обязанность отказать в совершении нотариального действия в случае его несоот-ветствиязаконодательствуРФ или международнымдоговорам

обязанность представления в налоговый орган справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимой для исчисления налога с имущества переходящегов порядке наследованияили дарения (в случаях, предусмотренных законодательнымиактами РФ).

Как видно из текста ст. 48 Основ о нотариате, обязанность отказать в совершении нотариального действия возникает только тогда, когда это действие противоречит федеральному законодательству или международному договору. Данная обязанность не возникнет в случае, если совершение нотариального действия противоречит региональному законодательству. Известны факты, когда в субъектах Российской Федерации принимаются правовые акты, противоречащие Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, устанавливающие нотариальную форму какого-либо договора, вводятся обязательные бланки договоров, доверенностей. В частности, в Санкт-Петербурге вводились специальные бланки доверенностей на отчуждение недвижимости. В Мордовии некоторое время было установлено ограничение на оформление доверенностей на автомобили, в Ярославской области вводилось обязательное нотариальное удостоверение договоров отчуждения транспортного средства.

Основы о нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса -представлять сведения нотариальной палате. Причем эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе. Согласно ст. 28 нотариальная палата может истребовать от нотариуса ( лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики. Несмотря на то, что название данной статьи содержит слово » обязанность», сама статья ничего не говорит о должном поведении нотариуса. Указывается только на право нотариальной палаты истребовать материалы, документы, объяснения, но нет корреспондирующей обязанности к самому нотариусу.

Согласно ч. 3 ст. 34 Основ о нотариате нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Уставы нотариальных палат значительно расширяют обязанности своих членов. В наибольшей степени это относится к нормам, направленным на организацию деятельности нотариальной палаты. В качестве таких обязанностей могут быть установлены следующие:

уплачивать членские и иные взносы;

посещать общие собрания членов нотариальной палаты;

соблюдать устав нотариальной палаты и т. д. Перечисленныеобязанности хотя и имеют текстуальноезакрепление но вряд ли их

можно назвать порождающимиправоотношения, которые могут быть обеспеченысо стороны государства Нотариальнаяпалата не управомоченапринимать решения нор мативногохарактера обязательныедля нотариусов В ст. 25 Основ о нотариатеговорит ся лишь о том, что полномочиянотариальнойпалаты определяютсяОсновамио нотариате и Уставом. Но в ней нет указанияна делегированиеполномочийпо правотворчеству таких документов, которые обязательныдля исполнениянотариусами

lawbook.online

Учреждение должности нотариуса

Законодательная конструкция складывается так, что получения лицензии на право нотариальной деятельности недостаточно для того, чтобы после этого автоматически можно было приступить к выполнению профессиональных обязанностей.

Как отмечает В.М. Манохин, » с должности, собственно, и начинается служащий: с замещением должности лицо получает статус служащего, то есть права и обязанности, правила прохождения службы, порядок оставления службы»1. Лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятельности, может владеть ею до наступления смерти, но так никогда и не стать нотариусом. Помимо всего прочего, обладатель лицензии может стать помощником нотариуса.

Если обратиться к работе В. М. Манохина » Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование», то можно выделить три элемента общего статуса должности:

Первый определяет (исходя из темы настоящего исследования) отношения нотариуса с должностными лицами органа юстиции, нотариальной палаты, отношения с гражданами в процессе осуществления нотариальной деятельности.

Второй — место в составе структурного подразделения соответствующего аппарата. В отношении государственного нотариуса это означает, что лицо замещает структурную штатную единицу в государственной нотариальной конторе. До недавнего времени законодательство предусматривало также должность старшего нотариуса, на которого возлагалось выполнение организационных, руководящих, методических функций. Хотя и сейчас структурно выделяется должность руководителя государственной нотариальной конторы ( не старшего нотариуса, а руководителя государственной нотариальной конторы), но она утратила значение, предполагающее подчинение нотариусов при совершении нотариальных действий. Статья 2 Основ о нотариате предусматривает равенство всех нотариусов при совершении нотариальных действий.

Гораздо сложнее определить организационный статус частнопрактикующего нотариуса, который является лицом свободной профессии. Замещение такой должности не обусловливает наличие ее в какой-то иерархической, организационно-единой системе. Отсутствуют организационные связи с нотариальной палатой. Законодательство содержит лишь отдельные элементы, которые не представляют в совокупности целостной системы: передача архива, проведение проверок, организация повышения профессиональной подготовки. 1 Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. —

Одновременно такие вопросы, как ведение архива, нотариальное делопроизводство, аренда помещения, организация работы, не подчиняются какому-то единому управляющему звену. Представляется возможным выделить следующую структуру: орган юстиции имеет специальные помещения — нотариальные конторы, которые передаются лицу, назначенному на должность нотариуса. В конторе устанавливается режим работы, имеются комнаты для архива, приема посетителей. Архив ведется по строгим правилам, хранение осуществляется в специальном помещении, сдача в архив производится по заключению нотариуса и работника органа юстиции. Нотариус уходит в отставку, отрешается от должности — помещение передается ( как и находящийся в нем архив) другому нотариусу. В этом случае при сохранении свободы нотариуса устанавливаются и преемственность, и организационное единство.

Правовой статус предполагает объем полномочий, включающих в себя как общие права и обязанности, так и специальные. Общие права и обязанности, которые присущи любому нотариусу, закреплены в Основах законодательства РФ о нотариате. Специальными правами и обязанностями (в зависимости от территории осуществления нотариальной деятельности) наделяется только конкретное лицо. Статьей 13 Основ о нотариате предусмотрено понятие нотариального округа, который устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. С понятием округа тесно связано место совершения нотариальных действий ( ст. 40 Основ о нотариате). Пределами округа ограничено совершение нотариальных действий, предметом которых, в частности, выступает недвижимость. Специальная компетенция связана с порядком оформления наследственных дел. Не все частнопрактикующие нотариусы имеют право заниматься оформлением таких дел, а только те, которым предоставлено такое право приказом органа юстиции субъекта РФ1.

В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующегогорода

Федеральное законодательство об административно-территориальном делении имеет массу пробелов. Конституция РФ устанавливает федеративную форму государственного устройства. Субъекты РФ обозначены в ст. 65 Конституции РФ. Внутреннее же административно-территориальное деление практически отдано на откуп региональному законодательству. Гарантией сохранения реально существующего деления, доставшегося в наследство с времен советского строительства, является положение Конституции РФ о том, что границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, могут быть изменены только с учетом мнения населения (ст. 131 Конституции РФ).

На федеральном уровне принят только

закон «О наименованиях географических объектов»1, который лишь отчасти можно отнести к порядку административно-территориального деления России. На региональном уровне принимаются специальные законодательные акты. В частности, в Архангельской области принят закон «

Более удачным выглядит норма проекта Федерального закона » О нотариате», определяющая, что нотариальный округ устанавливается с учетом административно -территориального деления Российской Федерации. Конкретные же границы нотариального округа учреждаются органами исполнительной власти субъекта РФ по представлению органа юстиции в регионе с учетом мнения нотариальной палаты. Проект предусматривает и ограничения дискреционных полномочий. В частности, нотариальный округ не может быть менее административно-территориальной единицы. В городах, имеющих районное или иное административно-территориальное деление, нотариальным округом является вся территория округа.

Об административно-территориальном устройстве Архангельской области». Согласно ст. 1 закона административно-территориальная единица — это часть территории в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, имеющая название и установленный законом соответствующий статус. Границы административно-территориальных единиц могут совпадать с границами муниципальных образований. В Законе даны определения также таких понятий, как сельский населенный пункт, городской населенный пункт, район, административный центр и т. д. Аналогичные законы имеются и в других регионах.

Специально урегулирован законодательством статус закрытого административно-территориального образования. Закрытым административно-территориальным образованием согласно закону РФ » О закрытом административно-территориальном образовании»2 признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Закрытое административно-территориальное образование — административно-территориальная единица. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав.

В Основах о нотариате оговаривается, что территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Кроме того, нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания (в случае тяжелой болезни завещателя) при отсутствии в нотариальном округе нотариуса Совершение нотариусомнотариального действия за пределами нотариального округа не влечет за собой признания недействительностиэтого действия.

Установление количества должностей в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Этот вопрос является основой конфликта между нотариальной палатой и органом юстиции. Первоначально государственный нотариат был ликвидирован из-за перехода государственных нотариусов на частную практику. Одновременно выяснилось, что количества нотариусов для обслуживания населения недостаточно. Причиной тому послужило увеличение объемов гражданского оборота, так как появились институт частной собственности, приватизация, криминальный передел и т.

Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5718. 2 Первоначально: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,

1992, № 33, ст. 1915.

Органы юстиции форсировали решение вопроса об увеличении количества должностей. Были к тому же и субъективные причины: проталкивание » своих» лиц на столь высокодоходные места. Во многих регионах нотариусами становились бывшие работники юстиции либо их близкие родственники. Нотариальная палата противостояла этому в силу корпоративных интересов, нежелания увеличения числа конкурентов. В некоторых регионах вопрос решался волевым решением, как правило, главы субъекта РФ. В иных принимались региональные законы. В Воронежской области, Республике Карелия, например, законодательные акты полностью повторяют текст федерального закона относительно определения количества должностей нотариуса. Правило исходит из того, что решение принимается соответствующим органом юстиции субъекта РФ и региональной нотариальной палатой. Не урегулирован механизм разрешения возможных споров.

Статья 2 Закона Новгородской области » О регулировании нотариальной деятельности» более подробно освещает порядок учреждения должностей: » Решение о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе принимается на совместном заседании управления юстиции и правления нотариальной палаты, при этом должно выдерживаться соотношение: не менее одного нотариуса на 15 — 20 тысяч жителей округа».

Согласност. 12 ЗаконаРеспубликиСаха (Якутия) число нотариусов, работающихв государственнойнотариальнойконторе, определяетсяМинистерствомюстиции Рес-публикиСаха (Якутия), число нотариусов, занимающихсячастной практикой, — нотариальной палатой. Такой подход только на первый взгляд кажется достойнымподража-ния. Не следует забывать, что нотариуссам выбирает будущую форму своей работы — в государственнойнотариальнойконторе или самостоятельнов рамкахчастнойпрактики

Постановление Верховного Совета РФ » О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» ( пп. » б» п. 5) устанавливает, что государственный нотариус в зависимости от своего желания вправе перейти на частную практику. Орган юстиции не позднее чем через две недели со дня подачи такого заявления должен издать приказ о назначении на должность нотариуса в том же округе, где находится государственная нотариальная контора. Любые ограничения (в контракте, региональном законе) не должны приниматься во внимание, так как ст. 5 Кодекса законов о труде предусматривает недействительность положений контракта, ухудшающих положение работника по сравнению с установленным законом.

Закон Нижегородской области «О нотариате» (ст. 7) предлагает еще один вариант разрешения спорной ситуации: » Должность нотариуса учреждается и ликвидируется управлением юстиции по согласованию с нотариальной палатой. Назначение на должность нотариуса производится управлением юстиции по согласованию с исполнительными органами местного самоуправления». Таким образом, вводится дополнительное согласование органов местного самоуправления. Региональный Закон также ставит в зависимость количество должностей нотариуса от количества граждан, проживающих в нотариальном округе: » Количество должностей нотариусов в нотариальном округе, в том числе по районам г. Нижнего Новгорода, определяется управлением юстиции по согласованию с нотариальной палатой, при этом должно выдерживаться соотношение: не менее одного государственного нотариуса на 25 тысяч жителей округа. Эта норма может пересматриваться управлением юстиции по согласованию с нотариальной палатой каждые три года. Учреждение должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, производится при условии заполнения вакантных должностей государственных нотариусов». В данном случае приоритет отдается государственным нотариусам. При недостижении согласия между органом юстиции и нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Закон Ульяновской области » О нотариате» (ст. 12) не противопоставляет нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, частнопрактикующим нотариусам: » Должность нотариуса учреждается и ликвидируется Управлением юстиции администрации Ульяновской области совместно с нотариальной палатой Ульяновской области. Количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется Управлением юстиции администрации Ульяновской области совместно с нотариальной палатой Ульяновской области. При этом должно выдерживаться соотношение: не менее одного нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, и одного частнопрактикующего нотариуса на количество населения в нотариальном округе до 30 тысяч жителей».

Анализ приведенных норм показывает, что региональный законодатель отдает предпочтение развитию государственных нотариальных контор, намереваясь хотя бы таким образом сохранить государственную нотариальную службу. Количество должностей ставится в зависимость от наличия государственных нотариусов; определяется компетенция нотариальной палаты и компетенция органа юстиции, введение должностей частнопрактикующих нотариусов обусловливается заполненностью вакансий в государственных нотариальных конторах. Все это происходит из-за непринятия государственными органами той модели нотариата, которая предусматривается Основами законодательства РФ о нотариате. В федеральном акте говорится о нотариусе, который самостоятельно выбирает себе место работы: государственная нотариальная контора или частная практика. В законе не идет речь именно о государственных и частнопрактикующих нотариусах. Текст закона ставит во главу угла нотариуса, при этом используется несколько иная терминология: «нотариус, занимающийся частной практикой», » нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе». И лишь для упрощения языкового обращения на практике употребляются фразы «государственный нотариус»» и «частный нотариус»»1.

Глухое сопротивление должностных лиц органов юстиции, помноженное на несогласованность текста статей Основ законодательства РФ о нотариате, порождает искусственное разделение нотариата, что может привести лишь к его гибели. К сожалению, это далеко не единственные, а точнее не основополагающие, причины тех противоречий, которые раздирают российский нотариат.

Представляется интересным механизм преодоления противоречий между государственным органом и корпоративной частной организацией, предложенный нижегородским законодателем — разрешение конфликта по усмотрению законодательного органа. Действительно, представительный орган выражает волю народа, так как избирается непосредственно населением. Передача спора под юрисдикцию суда

О распространенности подобного словосочетания можно судить потому, что Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает специальный состав преступления — » Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» — ст. 202.

выглядит не точной, так как в данном случае разрешается вопрос не законности, а целесообразности. Поэтому суд будет поставлен в затруднительное положение из-за придания ему несвойственных функций. «Совместность принятия решения» — слишком неудачная формулировка, принятая Основами о нотариате. Совместно — это при уведомлении нотариальной палаты, при наличии ее согласия, на совместном заседании большинством голосов от числа присутствующих? Федеральный акт не оговаривает этого, поэтому позиция нижегородского законодателя видится наиболее приемлемой и может быть учтена регионами.

Следует заметить, что имеющиесявакантные должности руководитель органа юстиции вправе перемещать из одного нотариального округа в другой в пределахрегио-на. Согласияна это нотариальнойпалаты не требуется.

Проект Федерального закона » О нотариате» не ставит наличие количества должностей нотариусов в зависимость от числа проживающих в данном округе. Проект лишь указывает факторы, которые учитываются при определении конкретного числа должностей. Количество определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 30 проекта) по представлению органа юстиции с учетом мнения нотариальной палаты. Проект предусматривает, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется исходя из:

обязательного наличия нотариуса в каждом нотариальном округе;

численности населения в нотариальном округе;

количества организаций, осуществляющих деятельность в нотариальном округе;

возможности самостоятельного финансового обеспечения каждым нотариусом затрат, связанных с его деятельностью.

Смотрите еще:

  • Оплата штрафов гибдд воронеж Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
  • Купля продажа яиц Бизнес идея: как заработать на продаже яиц? На продаже куриных яиц можно зарабатывать двумя способами. Один из них – перепродажа. Для этого необходимо иметь хотя бы легковой автомобиль, чтобы ездить на птицеферму и закупать яйца оптом. Затем их нужно отвезти на базар и продавать. Но если самому стоять за […]
  • Подать заявление на автокредит Автокредит: онлайн заявка Автокредит - штука хорошая. Процентная ставка часто ниже инфляции, если по заводской программе, так что частенько машина в кредит получится тупо дешевле, чем если копить на нее эти 3 года. Но даже если получится чуть дороже, чем накопленная (с учетом инфляции), то оно того стОит, я […]
  • Закон 4844 ЗАКОН УКРАИНЫ от 24 мая 2012 года №4844-VI О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий Верховная Рада Украины постановляет: I. Внести изменения в такие законы Украины: 1. В Законе Украины "О государственном […]
  • Как студенту получить гражданство рф Как получить гражданство РФ студенту из другой страны в 2018 году Перед гражданином иного государства, желающим оформить гражданскую принадлежность к РФ, неизбежно появляется множество вопросов относительно того, какие этапы предстоит пройти, нельзя ли воспользоваться упрощенной схемой получения статуса, […]
  • Программа переселения мурманской области Почти 780 человек из ближнего зарубежья переселились в Мурманскую область в 2017 году Почти 70% из них прибыли из Украины МУРМАНСК, 30 января. /ТАСС/. Почти 780 граждан из стран ближнего зарубежья переселились в 2017 году в Мурманскую область в рамках региональной программы переселения соотечественников. Об […]
  • Госпошлина налоговый кодекс льготы Главная | Налоговый кодекс (Вторая часть) | Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций 1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются: 1) федеральные органы […]
  • Законы о рыбалке в краснодарском крае Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]

Комментарии запрещены.