Новые виды судов

Морской транспорт — типы судов, виды морского транспорта.

Как уже было сказано в статье «Характеристика морского транспорта» — морской транспорт являете самым выгодным и востребованным видом транспорта для перевозки грузов в межконтинентальном сообщении. Основная специализация морского транспорта — транспортировка крупных партий разнообразных по своим физико-химическим и другим не мене важным характеристикам грузов: генеральных грузов, грузов практически являющихся стратегическими для отдельных государств (сырье, нефть и др.), крупногабаритных, наливных и насыпных грузов, грузов в морских и универсальных контейнерах, грузов требующих соблюдения определенных обязательный условий перевозки (температурный режим, отсутствие вибраций и др.)

Особый акцент можно сделать на перевозке морским транспортом грузов являющихся особо опасными и ядовитыми, а также на перевозке вооружений и взрывчатых веществ. При наступлении аварийных ситуаций при перевозке данных грузов, последствия могут быть катастрофическими. Поэтому в соответствии с международными стандартами и законодательством, для перевозки различных грузов, строятся и используются различные виды морского транспорта и типы судов.

Наиболее распространенными типами судов являются:

Сухогруз

Танкер

Контейнеровоз

Балкер

Ролкер

Паром

Рассмотрим подробней основные характеристики данных видов морского транспорта:

1) Сухогруз — универсальный тип судна, основным предназначением которого является – перевозка грузов самого различного ассортимента, в том числе крупногабаритного и тяжеловесного. Для перевозки мясопродуктов, рыбы, овощей и фруктов – сухогрузы оборудованы холодильными установками. (Сухогруз — рефрижератор). Универсальность сухогруза выражена также в том, что на его борту имеется все необходимое оборудование для самостоятельного производства всех погрузочно – разгрузочных операций с грузом. Это позволяет судну производить швартовку в портах, на необорудованных причалах. Груз может быть размещен как в трюмах, так и на палубе. Главное требование к грузу – груз должен быть в упаковке.

2) Танкер — тип судна, предназначенный для перевозки груза находящихся в жидком или в случае с газами — в сжиженном состоянии. Перевозят нефтепродукты, грузы химической промышленности, удобрения, сжиженный газ. Конструкционно представляет собой большую «бочку» разделенную перегородками на отдельные емкости. В целях безопасности корпус сделан двойным, что – «как – бы» должно предохранять его от повреждений. Но как показывает жизнь, каждый год, стабильно происходит по несколько аварий с участием танкеров и последующим загрязнением окружающей среды. Желание судовладельцев и производителей — потребителей нефтепродуктов перевези за один рейс как можно большее количество груза, и соответственно дешевле – привело к тому что, размеры танкеров достигли максимально возможного физического размера. Разумеется – в ущерб качеству. Не все порты в состоянии принять отдельные виды «супер» танкеров. Приходиться строить специальный выносной причал, с трубопроводом на берег или как вариант производить выгрузку прямо в море, на рейде. Какого либо разгрузочно – погрузочного оборудования танкера не имеют, кроме мощных насосных систем.

3) Контейнеровоз — тип судна, как уже видно из названия предназначен для перевозки контейнеров. Удобность контейнера как универсальной тары для различных грузов, была по достоинству оценена в середине 20го века. Тогда же стали строиться и контейнеровозы. Не правда ли – ли удобно собрать груз в контейнер, доставить морем в порт назначения, а там контейнер с грузом отправить в конечную точку назначения любым другим видом транспорта (автотранспортом, авиатранспортом, железной дорогой). При этом, не производя над грузом лишних операций. Яркий пример мультимодальной грузоперевозки, с участием нескольких видов транспорта.

Современный контейнеровоз – это высокотехнологичный вид морского транспорта, созданный специально под специфику контейнерных перевозок, с соответствующим навигационным оборудованием, приспособлениями для размещения, крепления и самое главное контроля крепления груза в процессе перевозки. Контейнера грузиться в трюм, часть на палубу строго в соответствии со схемой погрузки. Оборудования для самостоятельной погрузки – выгрузки контейнеров, у контейнеровозов обычно нет, поэтому требуется специально оборудованный причал.

4) Балкер — тип судна, назначение которого – перевозка насыпных, навалочных грузов. Руда, уголь, зерно и тд. Если танкер – для жидких грузов, то балкер – для сыпучих грузов. Конструктивно представляет собой одну большую емкость, разделенную на отдельные трюмы обрадованными различными дверками, крышками. Оборудования для самостоятельной погрузки – разгрузки не имеют.

5) Ролкер (roll on — roll off), что можно перевести с английского как «вкатывай – выкатывай«.

Ролкер — тип судна, специального назначения. Используется горизонтальный способ погрузки, или смешанный способ: горизонтальный и с помощью кранов – вертикально. Основной перевозимый груз — автотракторная и другая колесная техника, различные тележки, железнодорожные вагоны, контейнеры на автомобильных полуприцепах, а также грузы находящиеся на европпалетах. Погрузку груза в ролкеры удобна, и возможна практически на любых подходящих причалах, не требует специального оборудования. Погрузка производится накатом, грузы на поддонах грузятся с помощью погрузчиков. На верхних палубах возможна перевозка контейнеров. Имеется собственное погрузочно – разгрузочное оборудование. В военное время может быть использован как десантный корабль. В общем – отличное универсальное судно. Главный недостаток ролкеров – сложность и дороговизна постройки данного типа судов.

5) Паром – так же как и ролкер, производит загрузку техники накатом. Но при этом в отличии от ролкеров является пассажирским а не грузовым типом судна. Основное назначение парома – перевозка пассажиров, колесной техники и железнодорожных вагонов. Конструктивно состоят из нескольких нижних и верхних палуб. На одной из нижних палубах размещаются автомобили, на следующей палубе другой накатный груз, на верхних палубах пассажирские каюты, сервисные центры, ресторан, кафе и другие увеселительные заведения. Большинство паромов, практически ни в чем не уступают высококлассным пассажирским круизным лайнерам. Перевозка груза для парома, не является основной задачей.

Сухогруз, танкер, контейнеровоз, балкер, ролкер, паром – это «так скажем», наиболее распространенные типы судов, виды морского транспорта о которых следует знать человеку не занимающимся на профессиональной основе международными морскими грузоперевозками. Тем более что, сейчас просматривается явная тенденция, модернизации определенных типов судов в так называемые «комбинированные суда«.

Комбинированные суда – могут перевозить к примеру как навалочный груз так и автомобили, навалочный + жидкий груз + контейнеры, возможны и другие вариации на тему.

www.tforum.ru

Перспективы морских судов

В судостроительную практику время приносит заметные перемены. Это стало особенно заметным в последние 20 лет, когда на морях появилось много новых типов судов — специализированные суда для перевозки людей и грузов. Водоизмещение судов постоянно повышается, достигая в некоторых случаях 500 тыс. т. Несколько лет назад эту цифру можно было бы назвать фантастической. Достаточно напомнить, что еще в 1953 г. танкер дедвейтом 45 тыс. т называли супертанкером. Очень трудно предсказать, в каком направлении будет развиваться судостроение в ближайшем будущем, так как в наше время форма, тип и размеры судна определяются часто не только техническими или экономическими условиями. Возьмем, например, танкеры для перевозки жидких нефтепродуктов. Казалось, что быстрый рост дедвейта этих судов практически не может быть лимитирован. Уже придумывали проекты судов-гигантов дедвейтом 700 тыс. и даже 1000 тыс. т; технически такие проекты можно реализовать. Проблемы, обусловленные большой осадкой таких судов, а также трудности, связанные с их заходом во многие порты, предлагалось решать путем создания вынесенных далеко в море «перегрузочных островов», например в спокойных водах Персидского залива. Впрочем, для танкеров дедвейтом от 100 до 400 тыс. т это уже практикуется. Для европейских и североамериканских портов, где погодные условия не допускают перегрузки в открытом море, был создан проект, изображенный на рисунке ниже. Согласно этому проекту большое судно поднимают судоподъемным доком с собственной энергетической установкой. Так как док значительно шире, чем судно, то суммарная осадка обоих судов, т. е. дока с судном, будет значительно меньше, чем осадка судна без дока. Таким образом, в порты с не очень глубоким портовым ковшом могут заходить даже очень крупные суда.

Проект «Силифт»

Другой «миллионный проект» — составное судно, отдельные части которого буксиры могут переправлять с рейда в порт.

Проект расчленяющегося танкера

Однако быстрое увеличение размеров судов тормозилось в последнее время двумя существенными обстоятельствами. Одно из них — защита окружающей среды — моря, для которого увеличение размеров судов представляет значительную опасность. Достаточно представить себе, что случится, если судно с 1000 тыс. т нефти на борту потерпит крушение у берега. Для защиты от этой опасности недавно были введены в действие строгие правила, вследствие чего резко повысилась строительная стоимость таких судов. Другой причиной ограничения постройки очень больших танкеров является повышение цен на нефть и связанное с этим уменьшение спроса на нефтепродукты. Открытие новых источников нефти и необходимость перевозить эту нефть по покрытым льдом морям привели к возникновению проекта подводного танкера с атомной энергетической установкой. Такие суда почти не зависят от погодных условий. Их преимуществом является также то, что исключается волновое сопротивление и, следовательно, уменьшается потребность в энергии.

Подводный танкер

1 — энергетическая атомная установка; 2 — грузовая часть; 3 — жилой блок.

Для перевозок генеральных грузов можно предвидеть дальнейшее развитие всех видов контейнеровозов и баржевозов. Суда обоих типов будут, вероятно, строиться в виде двухкорпусных или трехкорпусных конструкций — катамаранов или тримаранов. Многокорпусные суда в значительно меньшей степени подвержены бортовой качке, а это является большим преимуществом для пассажирских судов и судов с горизонтальной грузообработкой. Другое преимущество состоит в уменьшении гидродинамического сопротивления; благодаря этому можно лучше использовать мощность двигателей и достичь скорости 50—60 уз.

Двухкорпусное контейнерное судно

Важной эксплуатационной проблемой, которая неизбежно станет предметом научных исследований и технических улучшении, являются простои судов в перевалочных портах и портах назначения. Экономический постулат, что судно дает доход только тогда, когда оно идет с грузом, общеизвестен. В стремлении снизить время простоев судов в портах могут быть найдены новые решения проблем, связанных с перегрузкой контейнеров и лихтеров, а также с созданием составных судов. Уже сейчас известны проекты судов с такими трюмами, которые могли бы очень быстро разгружаться через широкие ворота в бортах. Интенсивность погрузочно-разгрузочных работ в этом случае может составить 10—30 тыс. т в час. Можно предположить также дальнейшую модернизацию вертикальной и горизонтальной транспортировки грузов внутри накатных судов. Для этих целей все чаще используются гидравлические и пневматические установки.

Контейнерное судно с полупогруженными корпусами

Еще один возможный вариант состоит в том, чтобы многокорпусное судно поднималось над водой, как показано на рисунке выше. В этом случае ракетоподобные корпуса могут служить для размещения машинного отделения (например, очень хорошо изолированной от остального судна ядерной энергетической установки). Такие проекты рассчитаны на суда грузоподъемностью от 30 до 40 тыс. т со скоростью до 80 уз. Суда на подводных крыльях сохранятся, вероятно, в их классическом исполнении для обслуживания пассажирских линий в прибрежных водах и морских проливах и будут иметь сравнительно небольшие размеры. Возможно, что в пассажирском морском транспорте появится конкурент авиации в виде судна на подводных крыльях нового типа. Эти суда используют динамические силы, возникающие вследствие быстрого движения несущих плоскостей особого профиля. Грубо говоря, они представляют собой комбинацию судна на подводных крыльях и самолета. По прогнозам проектантов такие суда при использовании соответствующей мощности смогут достичь скоростей 200— 250 уз! Кроме того, эти суда значительно надежнее, чем самолеты, так как при аварии они лишь немного глубже погрузятся в воду. Если учесть участившиеся катастрофы на больших самолетах, последний аргумент не лишен значения. Для перевозки пассажиров, грузов и автомобилей на коротких морских маршрутах может возрасти значение судов на воздушной подушке. В настоящее время идет работа над созданием двух типов таких судов. Судно первого типа, с гибким ограждением воздушной подушки, приводится в движение реактивными двигателями и движется над поверхностью воды совершенно свободно. Второе судно имеет жесткое ограждение подушки (скеги) и, хотя оно и поднимается над водой, приводится в движение винтом, погруженным в воду. Во французском проекте «навиплан» предусмотрена полезная масса судна 60— 70 т и скорость 100 уз; в будущем должно быть построено судно на воздушной подушке массой 15 тыс. т, которое рассчитано на скорость 130 уз.

Недостаток этих судов состоит в том, что они требуют очень больших мощностей. Так, для эксплуатации упомянутого выше судна на воздушной подушке потребуется мощность 750 тыс. л. с. В этом случае погрузка топлива и его размещение становятся почти неразрешимой проблемой. Если когда-либо этот проект будет реализован, то нужно полагать, что единственно возможным типом двигателя для таких судов явится атомная энергетическая установка, но в этом случае придется решать очень трудную проблему биологической защиты. Можно также предвидеть дальнейшее повышение рейсовых скоростей морских судов всех типов. Это в итоге приведет к использованию на судах очень мощных двигателей, к полной автоматизации машинных отделений и навигационного оборудования, а также к широкому развитию сигнальных систем и систем предупреждения столкновений судов в море.

www.seaships.ru

§ 17. Архитектурные типы судов

Основной архитектурный тип судна определяется формой основного корпуса и его оконечностей, числом надстроек и рубок и их расположением на судне, размещением машинно-котельных отделений, расположением палуб, рангоута, дымовых труб и т. п. и их общим архитектурно-эстетическим оформлением, в совокупности обусловливающими общий вид судна.

Внешний вид судна не создается искусственно, а зависит от его основного назначения. Формы судна должны быть рациональными, в максимальной степени отвечающими его назначению. Развитие науки судостроения изменило архитектурный облик судна: от пароходов неуклюжих форм с вертикальными форштевнями, развитыми угловыми надстройками и т. п. перешли к современным судам, имеющим легкий и изящный вид.

В основу современной архитектурной композиции судна кладутся линии его корпуса, приспособленного для движения по воде. Главной линией, определяющей внешний облик судна, является бортовая линия, образуемая пересечением поверхностей борта и верхней палубы или верхней кромки фальшборта.

Кроме скорости хода и мореходных качеств, на архитектуру современного транспортного судна оказывают влияние элементы и конструкции, обеспечивающие сокращение времени погрузочно- разгрузочных операций на стоянке судна в порту.

СЛОЖНУЮ задачу представляет согласование надстроек с основным корпусом на пассажирских судах, внешний вид которых должен быть в максимальной степени эстетичен. Сдвиг надстроек надводного судна к носу и вписывание его контура в выпуклую каплевидную огибающую кривую со скругленным переходом от верхней палубы к форштевню (наподобие старой подводной лодки) создает впечатление нединамичности, чрезмерной перегруженности носовой оконечности надстройки, как бы стремление судна к дифференту на нос и зарыванию в волну.

Если же судно имеет подчеркнутую седловатость, согласованную с ней форму штевней и компоновку надстроек, облегчающие оконечности судна, и силуэт всех сооружений, находящихся выше верхней палубы, вписывается в плавную кривую, приближающуюся к трохоиде (форме волны), то внешний вид судна создает впечатление легкости, изящества и хорошей мореходности (рис. 34).

Для создания такой формы судна следует надстройки располагать ступеньками. Такое расположение и технически целесообразно.

В настоящее время появилась возможность помещения, расположенные выше верхней палубы (особенно на пассажирских судах), выполнять со сплошным остеклением, что придает надстройкам легкость и изящество.

Трубы — завершающая архитектурная деталь, они органически связаны с комплексом надстроек и создают эффект устремленности вверх, отчасти возмещая недостаток вертикальной устремленности, из-за которого современные суда сильно проигрывают в стройности и легкости парусникам с их устремленным вверх рангоутом и парусами.

На судне, имеющем красивый вид, должны быть продуманы и остальные детали: размещение и наклон мачт, их гармония с наклоном фронтальных стенок надстроек, наклоном оси дымовых труб, ритмичность вертикальных линий силуэта судна и т. д.

Современные растущие эстетические требования к судам заставляют специалистов-архитекторов заниматься вопросами судовой архитектуры на самых ранних стадиях проектирования судна.

Украшать уже спроектированное судно чисто декоративными средствами, исправлять его внешний вид нерационально, а зачастую невозможно. Чтобы найти более совершенные технические и эстетические решения, необходимо иметь знания технической эстетики, истории развития архитектурных типов судов, путей развития современного судостроения.

Если рассмотреть по всем рассмотренным признакам современные суда, то можно установить основные их архитектурные типы (рис. 35):

1) трехостровное судно, имеющее три надстройки, расположенные по длине судна в виде выступающих «островов»: в носу (бак), в средней части корпуса (средняя надстройка) и в корме (ют). В большинстве случаев сухогрузные суда являются судами такого типа;

2) двухотровное судно — судно с баком и ютом, с силовой установкой, расположенной в корме. Судами такого типа часто бывают танкеры и суда для перевозки сыпучих грузов:

3) судно с удлиненным баком . Удлинение носовой надстройки увеличивает всхожесть судна на волну, повышая этим мореходные качества судов, работающих в тяжелых морских условиях. К судам такого типа относятся боевые корабли, спасательные суда и т.п.;

4) судно с удлиненным ютом. Наиболее распространенный тип промысловых судов, на которых промысловое устройство и вооружение, расположенное в носовой части корпуса, изолировано от общесудовой службы и помещений для переработки продукции промысла;

5) квартердечное судно — с приподнятой на 0,8—1,0 м кормовой частью верхней палубы. Судами такого типа наиболее часто являются промысловые суда, работающие в тяжелых морских условиях. Силовая установка, жилые и служебные помещения на этих промысловых судах расположены в корме;

6 ) судно со сплошной надстройкой по всей его длине. Верхняя палуба на этих судах, являющаяся палубой надстройки, конструктивно выполняется прочной и до нее доводятся прочные поперечные переборки. Судно с такой надстройкой является двухпалубным судном с избыточным надводным бортом. Увеличение объема внутренних помещений вызывается необходимостью перевозки грузов с малым удельным весом и с большим объемом, таких, как бочки (компактно не укладывающиеся), хлопок и т. п. или для размещения обрабатывающих заводов, лабораторий и прочих помещений;

7) шельтердечное судно — тип судна со сплошной надстройкой, главной палубой которого является вторая палуба, отчего судно имеет минимальный надводный борт. В верхней палубе этих судов и в переборках сплошной надстройки сделаны специальные, так называемые обмерные отверстия, не имеющие прочных,закрытий, обеспечивающих их водонепроницаемость, что снижает безопасность плавания такого судна. В наружных бортах этих надстроек для обеспечения выполнения грузовых операций в горизонтальном направлении с применением контейнеров и треллеров делаются закрывающиеся отверстия, называемые портами.

Помещения, которые ограничиваются главной и верхней палубой, на таком судне исключаются из регистровой вместимости (с целью уменьшения налоговых сборов с судна) и вместе с тем используются для перевозки грузов. Эта особенность повышает рентабельность таких судов.

flot.com

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ

В. Руднев, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

Статьей 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание новой группы судов — специализированных. В части первой этой статьи указано: «. специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон». Таким образом, на эти суды возложено разбирательство некоторых категорий дел, и поэтому рассмотрение уголовных дел, дел в порядке конституционного судопроизводства в их компетенцию входить не будет.

К специализированным федеральным судам не относятся военные, арбитражные и некоторые другие суды. Они не являются и чрезвычайными, так как их формирование не обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами. Эти суды не представляют интересы какого-либо ведомства и не могут быть причислены к специальным, существовавшим ранее. Специализированные суды включены в систему федеральных судов общей юрисдикции, что предусмотрено ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Как известно, в районных судах общей юрисдикции уже существует специализация судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Однако в рамках районного федерального суда невозможно полностью обеспечить специализацию суда и судей, т.к. судьи, рассматривающие, например, гражданские дела, вынуждены рассматривать и уголовные, а также об административных правонарушениях. Такое происходит вследствие неукомплектованности штатов, текучки кадров и т.п. Кроме того, одна из задач, стоящих перед районным федеральным судом, — разбирательство всех дел по обращениям граждан и организаций, относящихся к территории, обслуживаемой данным судом, и подсудных ему.

Цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел, например трудовых споров. Это предполагает специализацию судей, повышение их квалификации, обещает привести к единообразному применению законодательства, к сокращению количества судебных ошибок. Представляется, что специализированные суды объективно смогут улучшить качество рассмотрения дел, способствовать их быстрому разбирательству. Чтобы реализовать их потенциальные преимущества, к судьям, намеревающимся работать в них, следует предъявлять дополнительные требования. Во-первых, они должны обладать углубленными знаниями в некоторых отраслях права, во-вторых, опытом работы в других федеральных судах.

Порядок наделения полномочиями судей специализированных федеральных судов обсуждаемым нами Законом не предусмотрен. Он может быть установлен соответствующим федеральным конституционным законом, регламентирующим деятельность того или иного специализированного суда.

Специализированные суды уже длительное время существуют за рубежом. Так, во многих штатах США действуют суды специальной юрисдикции (либо самостоятельно, либо при окружных судах). Это суды по налогам, по земельным спорам, по претензиям к властям, по делам о наследовании, о нарушении правил дорожного движения и т.п. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко соединяющие в себе и функции семейных судов . В Норвегии специальные суды рассматривают гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством .
———————————
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993. С. 185.
Решетников Ф.М. Указ. работа. С. 152.

В России специализированные федеральные суды будут рассматривать по первой инстанции. Судебное разбирательство может происходить как единолично, так и с участием народных заседателей. Обжаловать решения можно будет в вышестоящих федеральных судах общей юрисдикции — верховных судах республик, краевых, областных, в судах городов федерального значения, автономной области, автономных округов, в Верховном Суде РФ. Между тем в юридической литературе отмечается, что «для создания специализированных судов необходима собственная система, отделенная от судов общей юрисдикции, включая кассационные и надзорные инстанции. В противном случае эффект от их создания будет минимальный . В то же время, например в ФРГ, существуют специализированные трудовые суды, состоящие из трех уровней: окружные трудовые суды, земельные трудовые суды, Высший федеральный трудовой суд (г. Кассель)».
———————————
Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1999. С. 107.
Углик Д. Трудовые суды Германии // Российский судья. 1999. С. 45.

Однако Закон «О судебной системе Российской Федерации» создание системы специализированных федеральных судов не предусмотрел. Возможно, в обозримом будущем следует ожидать образования специализированных составов в вышестоящих судах, затем коллегий и вышестоящих федеральных судов второй инстанции.

Специализированные федеральные суды будут рассматривать дела в соответствии с нормами ГПК РСФСР, ГК РФ и т.д. Между тем в связи с созданием этих судов может возникнуть потребность в изменении имеющихся процедур судопроизводства. Более того, не исключено формирование других самостоятельных видов судопроизводства и соответственно возникновение новых видов юстиции, например трудовой. Все это, в конечном счете, должно способствовать совершенствованию законодательства, охраны прав и свобод человека и гражданина.

Судопроизводство и делопроизводство в специализированном суде могут вестись, как в любом другом федеральном суде общей юрисдикции. Вопрос же о государственном языке судопроизводства и делопроизводства будет решен при принятии Федерального конституционного закона «О специализированном федеральном суде» и в определенной степени окажется зависим от местонахождения суда.

Финансирование специализированных судов так же, как и других федеральных судов, должно обеспечить их независимость — оно будет осуществляться на основе утвержденных законом нормативов и должно быть указано отдельными строками в федеральном бюджете.

Организационное обеспечение специализированных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Аппарат специализированного суда будет заниматься обеспечением работы суда и подчиняться председателю суда, может создаваться и такая должность, как администратор суда. Его полномочия необходимо определить в соответствующем законе, регламентирующем деятельность специализированного суда, т.к. полномочия его администратора в Федеральном законе «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» не установлены.

Часть вторая ст. 26 Закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что «полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Необходимо подчеркнуть, что никаким другим законом, например гражданско-процессуальным, административно-процессуальным и др., кроме указанного, эти суды не могут быть образованы. В данном Законе будут решаться вопросы о полномочиях того или иного специализированного федерального суда, порядок его образования и деятельности.

Думается, что специализированные суды следует образовать в самое ближайшее время. В их число могли бы войти семейные суды, необходимость создания которых обсуждается уже достаточно долго. Такие суды смогут рассматривать как гражданские, так и административные дела в отношении несовершеннолетних, в частности об установлении опеки, о возмещении материального ущерба, причиненного несовершеннолетними, и другие, за исключением уголовных дел, т.к. специализированные суды не вправе их рассматривать. Идею создания системы ювенальных судов, которая позволит эффективнее защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних, поддерживает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации .
———————————
Миронов О.О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 году. М., 1999. С. 25.

В связи с большим количеством споров о земле возможно образование специализированных земельных судов.

Не исключено образование судов миграционных. Это обусловлено тем, что в РФ наблюдается немалый приток беженцев, вынужденных переселенцев и иных лиц из республик бывшего СССР, а также из других стран.

Возможно образование и специализированных трудовых судов, т.к. практике известны многочисленные случаи нарушения трудовых прав граждан.

Созданию и других специализированных судов может способствовать распространение судебного контроля на те новые сферы, которые раньше не были подконтрольны суду. Так, статья 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает введение судебного контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и предполагает рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и входящих в уголовно-исполнительную систему. Эти процедуры могут охватываться рамками административного или гражданского судопроизводства. Россия располагает следующими пенитенциарными учреждениями: 731 исправительной колонией, 63 воспитательными колониями для несовершеннолетних, 13 тюрьмами, 178 следственными изоляторами. В них содержится около одного миллиона человек. По количеству осужденных на душу населения Россия занимает первое место в мире. Рассмотрение судом жалоб лиц, находящихся в этих местах, соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ. Поэтому возможно введение должности пенитенциарного судьи, что было предусмотрено концепцией судебной реформы в РФ, и создание пенитенциарных судов как одного из видов специализированных судов. (Пенитенциарные суды и пенитенциарные судьи имеются, например, в Польше.)

Рассматривая вопросы создания специализированных судов, необходимо учитывать такие обстоятельства. Как известно, ст. 72 Конституции предусматривает совместное ведение РФ и ее субъектов по вопросам ряда отраслей законодательства, в частности административного, семейного, жилищного. Некоторые из субъектов РФ приняли законы, в какой-то степени регламентирующие правоотношения, возникающие в правоприменительной практике. Тем самым субъекты Федерации в некоторых сферах правового регулирования опережают федеральное законодательство. А специализированные федеральные суды, являясь судами общей юрисдикции, вправе применять в своей деятельности и законы субъектов РФ. Эти положения, а также иные факторы могут повлиять на необходимость создания того или иного специализированного суда. Субъект Федерации вправе в порядке законодательной инициативы обратиться с предложением о создании специализированного федерального суда.

Так, в Москве остро стоит вопрос об образовании жилищных судов, и участники одного из совещаний, которое проводил Комитет муниципального жилья, обратились в городской суд с предложением о создании хотя бы судейских групп, специализирующихся на рассмотрении жилищных дел .
———————————
Круглецов Ю. Будут ли жилищные суды? // Московская правда. 1999. 26 февраля.

Решение о создании специализированного федерального суда может исходить и из потребностей нескольких субъектов РФ, т.к. он вправе обслуживать два — три региона. Не исключено создание судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением. Это повысит независимость судов от исполнительной власти, поспособствует реализации принципа разделения властей, послужит более эффективной защите прав и свобод граждан.

Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании судов. Предложение о создании специализированных судов вправе внести Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

В заключение подчеркнем, что создание специализированных федеральных судов может привести к дальнейшей специализации адвокатов.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)

ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ
«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 1998 ГОДУ»

www.lawmix.ru

Смотрите еще:

  • Документы для регионального материнского капитала в московской области Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
  • Как повысятся пенсии в 2018 году в россии Повышение пенсий в 2018 году В течение всего 2017 года не прекращалось обсуждение того, какие именно меры, касающиеся финансового обеспечения пенсионеров, следует принять. В итоге была произведена реформа пенсионной системы, которая вступит в силу в 2018-ом. Путин о повышении пенсий в 2018 По оценкам […]
  • Конституционные принципы организации судов Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом […]
  • Соц пенсия инвалидам Социальная пенсия по инвалидности Социальная пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается: Инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалидам с детства; Размеры социальной пенсии […]
  • Как правильно платить алименты Как правильно добровольно платить алименты О том, что алименты платить нужно обязательно, знают все. В предыдущих статьях нашего блога мы обсуждали, из каких доходов они выплачиваются, до какого возраста взыскиваются и в каких случаях отменяются. Осталось выяснить, как правильно их оплачивать. Порядок […]
  • Спецсигнал штрафы Ответственность водителя за установку специальных сигналов на автомобиль По закону Российской Федерации специальные звуковые и световые сигналы устанавливаются только на автомобили специальных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба, МЧС, ВАИ), чтобы обозначить их приоритет на дороге и предупредить […]
  • Субсидии в крыму в 2018 году Программы развития внутреннего туризма в России включают и полуостров Крым. Для того чтобы привлечь в этот регион отдыхающих из самых разных уголков страны, Правительством был принят документ, согласно которому авиакомпании реализуют субсидированные авиабилеты в Крым. Точнее, в Симферополь, где расположен […]
  • Экспертиза временной нетрудоспособности курсы Повышение квалификации «ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ» СТОИМОСТЬ И СРОКИ ОБУЧЕНИЯ Стоимость обучения: 6 500 руб. Продолжительность обучения: 2 недели (72 ак.ч.) ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Экономия времени: Вам не нужно ездить на занятия, обучайтесь в удобном для Вас месте […]

Комментарии запрещены.