Общественная экспертиза нормативно правовых актов

Общественная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как способ противодействия коррупции на местном уровне

Осипов Алексей Сергеевич,аспирант кафедры теории права ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина», г. Саратов[email protected]

Общественная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как способ противодействия коррупции на местном уровне

Аннотация.Статья посвящена новому для российской действительности институту гражданского общества ‬общественной экспертизе. Автор изучает данный институт на примере муниципальных нормативных правовых актов (проектов)и показывает, что его реализация может выступатьспособомборьбы скоррупции на местном уровне.В работе на примере конкретного муниципального образования изучен механизм проведения общественной и антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) и сделаны предложения по совершенствованию данного механизма.Ключевые слова:общественная экспертиза,муниципальныенормативные правовые акты,коррупция, гражданское общество, институт гражданского общества, государство, взаимодействие.

Сегодня такие понятия как «противодействие коррупции», «борьба с коррупцией» прочно вошли в правовой лексикон и стали неотъемлемой частью российской правовой системы. Противодействие коррупции ‬новый развивающийся процесс в нормотворческой деятельности органов публичной власти, находящийся на стадии становления, которые затрагивает непосредственно как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. На местном уровне одним из эффективных показателей работы любого муниципального образования является деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции. Не смотря на активную работу органов местного самоуправления в указанном направлении, до сих пор остается значительное количество муниципальных нормативных правовых актов,противоречащих действующему в стране федеральному и региональному законодательству, муниципальные нормативные правовые акты традиционно отличаются низким качеством с позиции правотворчества с высоким уровнем коррупциогенности.Российским законодательством предусмотрены различные меры по профилактике коррупции[2]. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из основных мер, поскольку реальным успехом борьбы с коррупцией может стать непосредственное вовлечение в этот процесс населения. Об этом регулярно высказываются высшие должностные лица нашего государства ‬в ПосланииПрезидента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 отмечается «. чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми дляобщества»[5]. Что еще раз подтверждает и актуализирует значимость участия граждан в борьбе с коррупцией. В данной работе участие граждан в борьбе с коррупцией будет рассмотрено через институт общественной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), который как и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов)является одной из важных мер по противодействию коррупции в современной России.Актуальность темы определяется отсутствием научных разработок

комплексного характера, связанныхс теоретическим осмыслением проблем, связанных с проведением общественной экспертизы и посвященных реализации механизма проведения общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) как одной из важных мер по противодействию коррупции в современной России. Данное исследование может способствовать усилению роли общественных институтов в противодействии коррупции на муниципальном уровне.В современных условиях развития местного самоуправления одним из эффективных показателей работы любого муниципального образования является деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции.В статье 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий[2]. Эти полномочия закреплены в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. Вопрос противодействия коррупции ‬это не только вопрос местного значения (согласно пункта «б» статьи 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), это вопрос государства в целом, поэтому органы местного самоуправления должны быть наделены какимилибо существенными полномочиями по противодействию коррупции, в первую очередь, в своих рядах, а также на территории муниципального образования[1].Статьей 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273ФЗ предусмотрены меры по профилактике коррупции: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) проведение антикоррупционной экспертизыправовых актов и их проектов; 3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и другие меры[2].Таким образом, осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления можно считать одной из приоритетных мер противодействия коррупции.Общественная оценка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению являются основными целями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ[4].Статья 18 указанного выше Закона закрепляет следующие основные формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественную проверку, общественную экспертизу, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия, не противоречащие Федеральному закону[4].Наибольший интерес в исследовании представляет такая форма общественного контроля как общественная экспертиза. По мнению ряда исследователей, занимающихся данной проблематикой, общественная экспертиза законодательства способна существенным образом снизить его коррупциогенность. Проекты нормативных правовых актов следует подвергать как можно более широкому общественному обсуждению, своевременно публикуя их на официальных сайтах органов власти[6].

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «знающий по опыту», «опытный», «испытанный». В общем виде под экспертизой понимают исследование специалистом (экспертом) какихлибо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. Рассмотрим наиболее распространенные определения «общественная экспертиза», предложенные учеными и практиками. В. И. Захарова, автор первого диссертационного исследования об общественной экспертизе, предлагает трактовать это понятие как «добровольное привлечение населения (общества) к экспертизе социальнозначимых объектов (законов, проектов, программ, решений и т.д.)»[7].При этом в результатах такой экспертизы, как подчеркивает В.И. Захарова, «выражается реальное отношение большинства народа, социальной группы, элементов общественной системы к фактам, событиям, явлениям, процессам, затрагивающим потребности и интересы социальной общности как совокупности индивидов, отличающихся целостностью, выступающих самостоятельными субъектами социального действия»[7].Т. В. Троицкая рассматривает общественную экспертизу как «механизм общественной экспертной деятельности по анализу и оценке нормативных и других управленческих решений власти всех уровней, воздействующих на условия жизни и реализацию прав и законных интересов широких слоев граждан и конкретных социальных групп»[8].Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ дает достаточно емкое определение общественной экспертизе, где четко регламентированы объекты общественного контроля: общественная экспертиза ‬это основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций[4]. Важно отметить, что до принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 № 212ФЗ легального определения данной форме в российском законодательстве не было. Таким образом, с принятием нового Закона, который в частности регулирует правовое поле общественной экспертизы, появилось определение данному термину, существенно расширился круг объектов и субъектов общественной экспертизы. Несмотря на столь положительные тенденции в этой области, как и Закон об общественном контроле, форма общественного контроля ‬общественная экспертиза также нуждается в скорейшей легитимизации.Сегодня институт общественной экспертизы на муниципальном уровне является наиболеевостребованной формой общественного контроля. Предметом общественной экспертизыв муниципальном образовании выступают проекты муниципальных правовых актов нормативного и ненормативного характера, но имеющие общественную значимость. В равной степени, действующие муниципальные правовые акты могут быть такжеподвергнуты общественной экспертизе, если появились сомнения в их соответствии общественным интересам. Предметом общественной экспертизы могут стать и иные документы, материалы

органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, имеющие значение с позиций общественных интересов.Объектами общественной экспертизы на муниципальном уровне, как показывает практика, являются не проекты муниципальных правовых актов, а проекты решений, концепций, стратегических планов и т.д. Субъектами, осуществляемыми общественную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, выступают создаваемые в муниципальных образованиях общественные палаты и общественные и консультативные советы, образованные при органах исполнительной власти муниципальных образований. Естьпримеры, когда экспертиза проводится органами территориального общественного самоуправления и другими институтами гражданского общества. Общественный консультативный Совет г. Саратова был создан в 1996 году, в качестве одного из первых подобных органов вРоссии, и является уникальным инструментом взаимодействия власти и общества[9].Постановление главы администрации города Саратова «Об общественном консультативном Совете города Саратова» от 25 июля 2007 года № 603 определяет, что целью данного Совета является обеспечение участия объединений граждан в разработке, анализе и оценке решений органов местного самоуправления по важнейшим вопросам жизнедеятельности города[11].Исходя из изложенного выше видно, что проведение экспертизы на муниципальном уровне является необходимым инструментом взаимодействия власти и гражданского общества, но единой регламентирующей процедуры реализации данного инструмента пока нет. В связи с этим большинство муниципальных образований вообще игнорируют факт проведения общественной экспертизы в своих муниципалитетах, что приводит к высокому уровню дефектности действующих муниципальных правовых актов[10]и как результат высокого уровня коррупциогенности на местах. Активное внедрение и развитие института общественной экспертизы в муниципальных образованиях непременно повысит качественный уровень муниципальных правовых актов и их проектов и будет способствовать противодействию коррупции.Как и в любом муниципальном образовании, на территории Воскресенского муниципального образования Саратовской области также осуществляется противодействие коррупции. В рамках данного направления деятельности Администрация осуществляет следующее:1)на территории района утверждена муниципальная целевая программа «Противодействие коррупции в Воскресенском муниципальном районе на 20142016 годы»; 2)регулярно осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов), порядок проведения которой закреплен Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области;3)утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять такие сведения не только относительно себя, но и относительно своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;4)утвержден Порядок проведенияпроверки достоверности и полноты вышеуказанных сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера;5)и другие меры, направленные на противодействие коррупции.Согласно Порядку проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных

нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов) проводиться отделом по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.Антикоррупционная экспертиза в администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области проводится с 2012 года. За этот период антикоррупционной экспертизе подвергались все муниципальные нормативные правовые актов, проекты муниципальных нормативных правовых актов администрации в следующей динамике: 2012 год ‬60 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2013 год ‬102 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2014 год ‬80 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов;2015 год ‬91 муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.Таким образом, статистические данные свидетельствуют о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, где антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов относится к числу основных мер по предупреждению (профилактике) коррупции и является неотъемлемой частью муниципального нормотворческого процесса.Но в ходе проведения исследования было выявлено, что в большинстве случаях Отдел по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области создает нормативные правовые акты и их проекты и сам же проводит их антикоррупционную экспертизу, что не является всегда объективным и может способствовать развитию коррупции.Отсюда вытекает проблема, связанная с отсутствием конкретного органа, занимающего проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в администрации. Об этом свидетельствует и анализ нормативных актов администрации, регулирующих данное направление, показавший, что основная нагрузка падает на Отдел по правовым вопросам администрации Воскресенского муниципального района, который в свою очередь и так несет чрезмерную нагрузку в других направлениях деятельности администрации.Относительно общественной экспертизы в рассматриваемом муниципальном образовании, ее проведение носит декларативный характер и по факту в районе должным образом не проводится вообще.Согласно Положению об Общественном совете Воскресенского муниципального района Саратовской области, общественная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов в Воскресенском муниципальным районе проводится Общественным советом Воскресенского муниципального района Саратовской области[12].Общественной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области.Для проведения экспертизы Общественный совет создает рабочую группу, которая вправе: привлекать экспертов; направлять в органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы; направлять членов Общественного совета для участия в работе органов местного самоуправления, которые рассматривают проекты муниципальных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.При поступлении запроса Общественного совета органы местного

самоуправления обязаны предоставить проекты актов, указанные в запросе, а также документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы проектов подготовленных ими актов. Заключения Общественного совета по результатам экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов носят рекомендательный характер и направляются в соответствующие органы местного самоуправления. Заключения Общественного совета по результатам экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами местного самоуправления с участием представителей Общественного совета.Декларативно общественная экспертиза в Воскресенском муниципальном районе Саратовской области проводится с 2014 года, с момента образования в муниципальном образовании Общественного совета. За этот период общественной экспертизе подверглись только те документы, которые являются обязательными для проведения общественной экспертизы, предусмотренные Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка в отношении проектов уставов муниципальных образований, местных бюджетов, программ развития муниципального образования, правил землепользования, застройки и межевания и т.п. Это позволяет сделать вывод, что созданный год назад общественный институт носит больше декларативный характер и существует только на бумаге.Данный факт свидетельствует о низком качестве проведения общественной экспертизы в администрации Воскресенского муниципального района Саратовской областии неактивностью граждан принимать участие в решении вопросов местного значения.Кроме того, в ходе анализа деятельности администрации Воскресенского муниципального района в вопросах проведения общественной экспертизы было выявлено следующее:‬отсутствуеткачественное методическое обеспечение проведения общественной экспертизы ‬хотя в администрации и разработан порядок проведения общественной экспертизы, но он почти дословно дублирует Порядок проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Саратовской области; ‬отсутствует качественное кадровое обеспечение антикоррупционной и общественной экспертизы ‬низкий уровень квалификации специалистов, занимающихся подготовкой муниципальных нормативных правовых актов, а также специалистов, занимающихся проведением экспертиз муниципальных нормативных правовых актов; ‬присутствует зависимость антикоррупционной экспертизы от мнения работодателя ‬эксперты, проводящие антикоррупционную экспертизу, являются работниками этого же органа власти, т.е. характерно отсутствие института независимой антикоррупционной экспертизы и как следствие отсутствия взаимодействия администрации с независимыми экспертами. В связи с этим, нарушается ФЗ № 172, так как принцип объективности не реализуется в силу возможной заинтересованности разработчика в принятии акта, подлежащего экспертизе;‬на официальном сайте администрации Воскресенского муниципального образования отсутствует обязательная вкладка по общественной экспертизе, не представлены заключения по результатампроведенных экспертиз и др.;

не представлены никакие сведения о деятельности Общественного совета Воскресенского муниципального района, хотя в соседних районах Саратовской области (речь о которых велась выше), имеются собственные интернетстраницы,

где отражены все сведения о деятельности совета.Это, конечно, не все проблемы, возникающие при становлении такого института как общественная экспертиза, но решение хотя бы указанных выше будет способствовать не только повышению качества каждой из проводимых экспертиз, но и, как следствие, качества нормотворчества в муниципальном образовании, субъекте РФ и государстве в целом.Таким образом, изучение практики муниципального управления на примере деятельности Воскресенского муниципального района в сфере общественного контроля позволяет сделать вывод о том, что перечисленные выше проблемы отдаляют муниципальное образование от эффективной реализации общественной экспертизы на данной территории, что тормозит процесс ее становления на местном уровне и не способствуетпротиводействию коррупции. Вышеизложенное позволяет говорить, что назрела необходимость создания института общественной экспертизы на муниципальном уровне как основного механизма противодействия коррупции, так как проведение только антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне недостаточно, поскольку в большинстве случаях антикоррупционную экспертизу проводят именно те, кто и создает нормативные правовые акты (проекты) как мы и увидели на примере конкретного муниципального образования. Эффект от устранения данных проблем на уровне муниципального образования может быть достаточно значительным, если попробовать хоть както решить эти проблемы, путем устранения выявленных пробелов.Проведенный анализ деятельности Администрации Воскресенского муниципального района в сфере проведения антикоррупционной и общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) показал, что имеется необходимость в совершенствовании данного направления деятельности органов местного самоуправления. Совершенствование этого процесса можно достичь с помощью повышения качества и эффективности проведения антикоррупционной экспертизы через взаимодействие с общественными институтами.Оказание поддержки формированию и деятельности общественных институтов, создаваемыхв целях противодействия коррупции и проведения антикоррупционной экспертизы ‬очень важная мера. Усовершенствование этого института видится следующим образом:Вопервых, в перспективе в программных документах следует отдельно выделять такой раздел как «Проведение антикоррупционной экспертизы общественными институтами» и прописывать для них конкретные мероприятия в рамках их деятельности.Вовторых, необходимо достаточно большое внимание Администрации уделять взаимоотношениям с общественными организациями, путем проведения семинаров и тренингов для общественных организаций, направленных на формирование навыков антикоррупционного поведения, проводить круглые столы, семинары, конференции по взаимодействию общественных организаций и администрации муниципальногообразования по повышению уровня информированности населения и обеспечения общественного участия в выполнении антикоррупционных мероприятий.Втретьих, необходима разработка и внедрение механизмов экспертизы социальнозначимых решений органов местного самоуправления общественными институтами. Институт экспертизы значительно расширяет возможности участия граждан и общественности при подготовке, принятии и реализации муниципальных нормативных правовых актов, оценки принятых решений и осуществляемых действий органами местного самоуправления и их должностными лицами. Это

позволит общественности и органам местного самоуправления эффективно взаимодействовать, переходить от взаимных обвинений к конструктивному диалогу. Практика показывает, что результаты экспертизы, к проведению которой привлечены общественные институты, могут иметь более серьезные последствия, не столько на федеральном, сколько на муниципальном уровне.На уровне каждого конкретного муниципального образования представители власти и представители общественных объединений гораздо более тесно связаны друг с другом. При этом многие вопросы могли быть сняты с рассмотрения уже в процессе подготовки проведения экспертизы. Даже самая большая и широкая нормотворческая деятельность государства по изданию всевозможных законов, подзаконных нормативных актов не способна привести к единому, легитимному конституционному пространству, если в этом не будет заинтересовано народное правосознание. Тенденция расширения роли общественных институтов в антикоррупционной политике в стране в целом, в частности в конкретных муниципальных образованиях, носит все более устойчивый характер, поэтому предложенные шаги позволили бы приблизить теоретические изыскания к практическому их применению, что позволило бы администрации Воскресенского муниципального района Саратовской областиболее эффективно выполнять свою функцию по противодействию коррупции и проведению антикоррупционной экспертизы.Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы. Одним из основных направлений государства в сфере противодействия коррупции является наведение порядка в муниципальном нормотворчестве, приведение муниципальных актов в соответствие с действующим в стране законодательством, выработка механизмов недопущенияиздания нормативных актов муниципального уровня, содержащих дефектные положения, в том числе коррупциогенные.В связи с тем, что именно на уровне местного самоуправления допускается наибольшее количество дефектных норм, было проведено исследование практической реализация антикоррупционной и общественной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов) на примере Воскресенского муниципального района Саратовской области, что позволило составить полную картину о деятельности Администрации в данном направлении. Проведенное исследование показало, что органы местного самоуправления Воскресенского муниципального района Саратовской области соблюдают формально обязательное требование законодательства об участии населении в управлении делами муниципального образования. Предложения по совершенствованию деятельности Администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области в работе с общественными институтами, в частности общественной экспертизы, носят конкретную направленность на улучшение деятельности Администрации, прежде всего в вопросах проведения антикоррупционной политики.В целом, выводы, сформулированные в настоящем исследовании, направлены на повышение эффективности взаимодействия общественных институтов и органов местного самоуправления как инновационного механизма противодействия коррупции в муниципальных образованиях.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. ‬М. : Приор, 2016. ‬32 с. 2.О противодействии коррупции : Федер. закон от 25.12.2008 № 273ФЗ с послед. изм. // Собр. законодательства РФ. ‬2008. ‬№ 52 (ч. 1). ‬Ст. 6228.3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.2003 № 131ФЗ с послед. изм. // Собр. законодательства РФ. ‬2003. ‬№ 40. ‬Ст.

e-koncept.ru

ПРОЕКТ Федерального закона «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Глава 1. Общие понятия

Статья 1. Общественная экспертиза

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации.

2. В целях настоящего Федерального закона под общественной экспертизой понимается деятельность лиц и негосударственных некоммерческих организаций (общественных и гражданских экспертов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия интересам личности, общества и государства.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Статья 2. Правовая основа общественной экспертизы

Правовую основу общественной экспертизы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цели и задачи общественной экспертизы

1. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях:

1) реализации гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на участие в управлении делами государства;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина и обеспечения интересов объединений граждан в законодательном процессе;

3) повышения эффективности действующего законодательства.

2. Задачами общественной экспертизы являются:

1) выявление положений нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, противоречащих интересам личности, общества и государства;

2) оценка социальных, экономических и иных последствий принятия проектов нормативных правовых актов, а также реализации нормативных правовых актов;

3) выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Статья 4. Основные принципы общественной экспертизы

Проведение общественной экспертизы в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;

4) добровольность осуществления общественной экспертизы;

5) невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;

6) независимость экспертов;

7) объективность и достоверность экспертных заключений.

Статья 5. Виды общественной экспертизы

В Российской Федерации осуществляются обязательная общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов и инициативная общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Глава 2. Обязательная общественная экспертизА

Статья 6. Обязательность общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:

1) социальной политики, труда и социального обеспечения;

2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка;

3) охраны окружающей среды и здоровья населения;

4) деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

5) межнациональных и межконфессиональных отношений, национальной политики;

6) гражданства и миграции;

7) выборов и избирательной системы;

8) бюджета и финансов;

9) образования, культуры и массового спорта.

Статья 7. Субъекты обязательной общественной экспертизы

Обязательная общественная экспертиза может осуществляться:

1) Общественной палатой Российской Федерации и аналогичными структурами, образованными на основании законов субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

2) Общественными советами и аналогичными структурами при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

3) гражданами Российской Федерации, имеющими высшее профессиональное образование и стаж работы в одной из сфер, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона, не менее трех лет за последние десять лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;

4) негосударственными некоммерческими организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке и осуществляющими деятельность не менее трех лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 8. Аккредитация общественных экспертов при общественных палатах (советах)

1. Граждане Российской Федерации, а также негосударственные некоммерческие организации, отвечающие требованиям статьи 7 настоящего закона, имеют право подать уведомление об аккредитации в качестве общественного эксперта не более чем в трех сферах, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального закона.

2. Общественные палаты (советы) аккредитуют заявленных общественных экспертов в уведомительном порядке при условии соблюдения условий, указанных в статье 7 настоящего закона.

3. Аккредитовавшие общественных экспертов общественные палаты (советы) обязаны предварительно извещать их о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; обеспечивать возможность ознакомления общественных экспертов или их представителей с проектами нормативных правовых актов, а также иными сопроводительными документами и материалами.

4. Аккредитованные общественные эксперты имеют право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его общественными палатами (советами), за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны.

5. Общественные палаты (советы) формируют, ведут и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет или на сайтах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, при которых они сформированы, федеральные, региональные и местные реестры аккредитованных общественных экспертов.

Статья 9. Порядок проведения обязательной общественной экспертизы

1. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, затрагивающего вопросы в сферах, указанных в статье 6 настоящего закона, в течение трех дней с момента принятия его к рассмотрению.

2. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, направляет официальное извещение соответствующим субъектам обязательной общественной экспертизы (федеральным, региональным или местным), а также размещает на своем официальном сайте в сети Интернет либо публикует в средствах массовой информации официальное извещение, содержащее следующую информацию:

1) полный текст проекта нормативного правового акта, подлежащего общественной экспертизе, а также сопроводительные документы к нему;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа власти, принявшего решение о проведении общественной экспертизы;

3) срок проведения общественной экспертизы;

4) порядок приема и рассмотрения экспертных заключений.

3. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, получивший обращение общественной палаты (совета), указанных в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо не менее трех аккредитованных общественных экспертов о необходимости проведения обязательной общественной экспертизы, обязан в течение трех дней с момента получения обращения назначить проведение общественной экспертизы проекта нормативного правового акта.

4. Орган государственной власти либо орган местного самоуправления, принявший решение о проведении общественной экспертизы, обязан предварительно извещать субъектов обязательной общественной экспертизы о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

5. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять менее четырнадцати дней или быть более девяноста дней с момента официального обнародования извещения, указанного в части 2 настоящей статьи.

6. Негосударственные некоммерческие организации и граждане, не аккредитованные в качестве общественных экспертов, имеют право направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении обязательной общественной экспертизы, а также субъектам обязательной общественной экспертизы свои замечания и предложения относительно проектов нормативных правовых актов.

Глава 3. Инициативная общественная экспертиза

Статья 10. Субъекты инициативной общественной экспертизы

Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а также негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право осуществления инициативной общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в качестве гражданских экспертов.

Статья 11. Порядок проведения инициативной общественной экспертизы

1. Гражданский эксперт имеет право осуществить инициативную общественную экспертизу действующего нормативного правового акта, затрагивающего основополагающие права человека и гражданина, и разместить свое заключение в сети Интернет для всеобщего ознакомления.

2. Гражданский эксперт имеет право направить запрос в орган государственной власти или орган местного самоуправления о проведении инициативной общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, затрагивающего основополагающие права человека и гражданина, В течение десяти дней с момента получения запроса гражданского эксперта о проведении общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, разработанного либо находящегося на рассмотрении данного органа государственной власти либо органа местного самоуправления, последний обязан представить инициатору запроса полный текст проекта нормативного правового акта и сопроводительные документы к нему, либо разместить данные материалы на своем официальном сайте в сети Интернет с указанием срока рассмотрения проекта нормативного правового акта данным органом.

Глава 4. Порядок оформления и рассмотрения результатов общественной экспертиза

Статья 12. Экспертное заключение

1. Заключение по результатам общественной экспертизы должно содержать указание на положения нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов, противоречащие интересам личности, общества и государства, и рекомендации по устранению указанных противоречий. Заключение может также содержать оценку социальных, экономических и иных последствий принятия проекта нормативного правового акта.

2. Экспертное заключение не должно содержать информации, нарушающей действующее законодательство и общепринятые нормы морали.

3. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Закона, подлежит обязательному размещению в сети Интернет на официальном сайте органа власти, принявшего решение о проведении обязательной общественной экспертизы либо получившего экспертное заключение гражданского эксперта.

Статья 13. Рассмотрение экспертного заключения органами власти

Заключение по результатам общественной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти либо органом местного самоуправления, назначившим ее проведение, либо получившим экспертное заключение гражданского эксперта, не более чем в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения мотивированный ответ направляется субъекту общественной экспертизы, и публикуется в сети Интернет на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления за исключением случаев, когда заключение не соответствует требованиям, установленным статьей 12 настоящего Закона.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

www.op35.ru

Смотрите еще:

  • Оплата штрафов гибдд воронеж Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
  • Как вернуть налог на налоговый вычет Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
  • Документы для регионального материнского капитала в московской области Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
  • Приказ 195 порядок продления срока Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительств Положение устанавливает порядок продления срока […]
  • Законы о рыбалке в краснодарском крае Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]
  • Как выиграть дело по алиментам Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
  • Подать заявление на автокредит Автокредит: онлайн заявка Автокредит - штука хорошая. Процентная ставка часто ниже инфляции, если по заводской программе, так что частенько машина в кредит получится тупо дешевле, чем если копить на нее эти 3 года. Но даже если получится чуть дороже, чем накопленная (с учетом инфляции), то оно того стОит, я […]
  • Рисунки правил поведения на воде Все о детях, все для родителей Правила поведения на воде для детей Лето – это солнце, воздух и вода, это время отпусков, путешествий и оздоровления детей. Люди семьями отправляются на отдых к водоемам. Но следует учесть тот факт, что такой отдых одновременно полезен, приятен, но и опасен, особенно если […]

Комментарии запрещены.