Понятие налога и сущность налогов функции налогов

Тема 1. Экономическая сущность налогов. Виды налогов и принципы построения налоговой системы

1.1. Сущность, функции налогов. Принципы построения налоговой системы

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции:

1) фискальную (от лат. слова fiscus — государственная казна) — являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов — бюджетов и внебюджетных фондов;

2) экономическую (регулирующую) — позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

Соотношение названных функций при взимании налогов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества.

Налоговая система определяется не только совокупностью налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговая система — это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

Принципы построения налоговой системы:

— сочетание прямых и косвенных налогов;

— равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

— использование системы налоговых льгот;

— стремление к стабильности условий налогообложения;

www.aup.ru

Понятие и сущность налогов и налоговой системы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Кафедра экономических теорий

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

студентка группы ЭУ-21 ____________ М.А.Переверзева

ассистент _____________ Е.В.Силуянова

1 НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ……………… 4

1.3 Элементы налога и налоговая терминология …………………………………7

1.4 Классификация налогов ……………………………………………………….11

2 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ЕЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.…………………………………………………………………….17

2.1 Понятие налоговой системы…………………………………………………..17

2.2 Основные принципы построения налоговой системы ………………..18

2.4 Функции налоговой системы …………………………………………………23

2.5 Способы и методы взимания налогов ………………………………………..25

3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………………. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..39

Возникновение налогов обычно связывается с развитием государства: становление его институтов требует формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги.

Как известно, история налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения своих общественных обязанностей.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Можно с уверенностью сказать, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Цель курсовой работы  рассмотреть налоги и налоговую систему в переходной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность, функции и виды налогов;

определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;

рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использовались: учебники, учебные пособия таких авторов, как Заяц Н.Е., Германов Н. И., Шмарловская Г.А., Адаменкова С.И., Лемешевский И. М., Василевская Т.И., а также периодические издания («Экономика Беларуси», «Информационный бюл-летень», «Бухгалтерский учет и анализ», «Беларуская думка», «Директор, Финансы, учет, аудит»).

1 НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ

1.1 Сущность налогов

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с функциями и задачами государства (политическими, экономическими, внешнеэкономическими, оборонными и др.), выполнение которых требует средств 1, с.447. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Следует особо подчеркнуть, что именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом процессе финансы сферы материального производства являются исходным звеном финансовой системы, в котором создаются совокупный общественный продукт и национальный доход, являющийся главным источником доходов государства.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги, в качестве перераспределительной категории, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги 2, с.34-35.

Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово бюджетный механизм и его составная часть – налоги.

Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Подобно государственному кредиту, расходам государства и т.п., они являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их.

Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги и налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений, а их особенность состоит в том, что налоговые отношения носят односторонний характер – от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.

Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельность, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении [3, с.256].

Налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, используемые и регламентируемые государством, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта – на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.

Государство устанавливает правила изъятия, распределения, использования налогов путем придания им силы закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения. В связи с этим с древних времен осуществляется правовое регулирование налоговых отношений, издаются законы о налогах, создается налоговое законодательство (конституция, законы, постановления правительства, решения местных органов власти, подзаконные акты налоговых комитетов, инспекций) [4, с.15-16].

Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса. А через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Конкретные виды, уровни ставок, система льгот, распределение налогов по уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны, ее финансово-экономической политикой. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны; тип государственного устройства; масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период; наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства [5, с. 801].

works.doklad.ru

Сущность, функции и виды налогов

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
  • Характерными чертами сбора как взноса являются:

    • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
    • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

      Сущность налогов

      Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

      Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

      Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

      Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

      Функции налогов

      Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

      В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

      • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
      • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

      Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

      Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

      Последствия повышения налогов

      Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

      Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

      С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

      Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

      Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

      Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

      Классификация налогов

      Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

      Виды налогов по объекту:

      • прямые;
      • косвенные.
      • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

        Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

        Виды налогов по субъекту:

      • центральные;
      • местные.
      • В России существует трехуровневая система:

        • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
        • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
        • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
        • Виды налогов по принципу целевого использования:

        • маркированные;
        • немаркированные.
        • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

          Виды налогов по характеру налогообложения:

        • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
        • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
        • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
        • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

          www.grandars.ru

          22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

          Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

          Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

          1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

          2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

          3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

          4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

          5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

          1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

          2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

          3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

          4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

          1) По принадлежности к уровню управления:

          а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

          б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

          в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

          2) По налогоплательщикам:

          а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

          б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

          в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

          3) По степени переложения:

          а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

          б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

          4) По объекту налогообложения:

          а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

          б) налоги с доходов (НДФЛ),

          в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

          г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

          Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

          1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

          2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

          3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

          4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

          5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

          scicenter.online

          26.1. Сущность и функции налогов

          Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

          Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридических действий, в том числе предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

          Сторонами налоговых отношений являются:

          • организации и физические лица — налогоплательщики или плательщики сборов;

          • организации и физические лица — налоговые агенты;

          • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные отделения;

          • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения — таможенные органы;

          • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

          • Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов в рамках их компетенции.

          Основными функциями налогов являются:

          • фискальная, означающая, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней;

          • стимулирующая, или регулирующая, — означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. При этом чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы общества. Кроме того, высокое налоговое бремя приводит к тому, что предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства путем ухода в теневой сектор экономики. Поэтому государство должно маневрировать между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат, и стимулировать инвестиционный рост.

          К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

          В соответствии с налоговым законодательством источник выплаты доходов налогоплательщику — это организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход. Сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, называется недоимкой.

          Налоговый орган выдает организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, свидетельство о постановке на учет.

          Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

          • федеральные налоги и сборы;

          • налоги и сборы субъектов РФ — региональные;

          • местные налоги и сборы.

          К федеральным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ:

          • налог на добавленную стоимость (НДС);

          • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

          • налог на прибыль (доход) организаций;

          • налог на доходы от капитала;

          • подоходный налог с физических лиц;

          • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

          • таможенную пошлину и таможенные сборы;

          • налоги на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов;

          • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

          • лесной и водный налоги;

          • федеральные лицензионные сборы.

          К региональным относятся налоги и сборы, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ:

          • налог на имущество организаций;

          • налог на недвижимость;

          • налог на игорный бизнес;

          • региональные лицензионные сборы.

          При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

          При установлении регионального налога представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

          • налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством;

          • порядок и сроки уплаты налога;

          • форму отчетности по каждому региональному налогу.

          К местным относятся налоги и сборы, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

          Местными налогами и сборами являются:

          • налог на имущество физических лиц;

          • налог на рекламу;

          • налог на наследование или дарение;

          • местные лицензионные сборы.

          При установлении местного налога представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы; налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по каждому местному налогу.

          lib.sale

          Смотрите еще:

          • Заполнение реестра по контрактам Заполнение реестра по контрактам - Порядок ведения реестра контрактов - Требования к предоставляемым заказчиком документам и сведениям, порядок заполнения реестра контрактов - Внесение в реестр контрактов сведений о заключении контракта - Внесение в реестр контрактов сведений об изменении, исполнении, […]
          • Возврат товара в рознице 1с 82 Возврат товара в рознице 1с 82 Вопрос: Как отразить возврат товаров при оформлении операций розничной торговли в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 21.06.2016 Использован релиз 3.0.43 Продажа товаров в розничной торговле Для оформления документа на возврат товаров от розничного покупателя в […]
          • Нотариус архангельск по районам Нотариусы Архангельска по наследству по буквам Генералова Светлана Владимировна Адрес: г. Архангельск, ул. Гайдара, дом 4, корпус 1, 2 этаж, офис 255Телефон: +7 (8182)27-62-62Режим работы:Пн: с 13:00-17:00 Без перерываВт: с 10:00-18:00 Перерыв 13.00-14.00Ср: с 10:00-17:00 Перерыв 13.00-14.00Чт: с […]
          • Делегирование полномочий исполнительной власти Институт делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления - Н.В. Кузнецова Дата: 04.10.2011 Автор: Н.В. Кузнецова Понятием делегирования полномочий в самом широком смысле слова склонна оперировать управленческая наука. Оно относится к числу наиболее […]
          • Закон разбор слова по составу Закон разбор слова по составу ФЕДЕРА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое. 1. То же, что федеративный. Предложения со словом «федеральный»: Регулирование значительного числа земельных отношений отнесено к уровню федерального закона. Такого рода органы федеральной исполнительной власти не вправе заниматься управлением […]
          • Правило 1 в экологии Важнейшие экологические законы, правила, принципы Аксиома адаптированности (Ч. Дарвин) – каждый вид адаптирован к строго определенной, специфичной для него совокупности условий существования. Аксиома об иерархической структуре биосферы (В.Б. Сочава, 1957 г.) – биосфера представляет собой систему, […]
          • Запишите уравнение отражающие закон действующих масс для реакции Запишите уравнение отражающие закон действующих масс для реакции В 1865 г. профессор Н.Н. Бекетов впервые высказал гипотезу о количественной взаимосвязи между массами реагентов и временем течения реакции: ". притяжение пропорционально произведению действующих масс". Эта гипотеза нашла подтверждение в законе […]
          • Приказ мз рк 689 Приказ мз рк 689 Источник: ИС ПАРАГРАФ, 04.12.2012 12:00:21 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 689 О некоторых вопросах отраслевой системы поощрения и об утверждении Правила оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема, качества оказываемой […]

    Обсуждение закрыто.