Правила эксплуатации электровозов

Правила техники безопасности при работе на электровозе

Все работы по подготовке электровоза к эксплуатации должны производиться специально подготовленным персоналом локомотивных депо с соблюдением Правил техники безопасности.

К управлению электровозом должны допускаться локомотивные бригады, знающие устройство и правила эксплуатации электровоза. Все работы по обслуживанию электровоза должны выполняться при обязательном выполнении требований, изложенных в настоящем разделе.

При работе электровоза под контактным проводом или при подаче на него напряжения извне электрооборудование и машины находятся под напряжением. Прикосновение к токоведущим частям! независимо от значения н а п р я жен и я) м ожег оказаться смертельным!

Запрещается производить какие бы то ни было работы на электровозе работникам, не сдавшим очередной экзамен по технике безопасности, а также не имеющим соответствующего удостоверения на право работы в электроустановках с напряжением свыше 1 ООО в.

2. Защитные меры и средства

Для исключения доступа обслуживающего персонала к токоведущим частям электрооборудования и измерительных приборов пульта машиниста при поднятом токоприёмнике на электровозе осуществлено блокирование входа в ВВК, подъёма токоприёмника, включения БВ и других ответственных аппаратов управления. Также предусмотрено заземление на кузов электровоза корпусов вспомогательных машин.

Средства защиты, которыми укомплектован электровоз (См. Приложение 1), сигнальные принадлежности и инструмент необходимо применять в соответствии с их назначением и хранить в специально выделенных местах. Средства защиты должны иметь клейма с указанием даты очередного испытания и значения, на которое расчита-но данное средство.

Пользование защитными средствами, не имеющими указанных клейм или с просроченным сроком испытания, запрещается!

В проходном коридоре каждой секции рядом с входной дверью предусмотрены места для хранения тормозных башмаков.

3. Меры безопасности при работе с оборудованием электровоза

При необходимости войти в ВВК, необходимо соблюдать следующий порядок действий:

— отключить БВ-1 и БВ-2, опустить токоприёмники выключением соответствующих выключателей в кабине машиниста. Убедиться, что токоприёмник опущен по показанию вольтметра и визуально;

— заблокировать выключатели ключом КУ и вынуть его;

— рычаг крышевого заземления справа от входа в ВВК перевести по часовой стрелке в горизонтальное положение;

— открыть двери ВВК;

Запрещается вход в ВВК движущегося электровоза!

При необходимости поднятия токоприёмника необходимо соблюдать следующий порядок действий:

— убедиться в закрытии дверей ВВК и в выходе штоков блокировок;

— открыть разобщительный кран в цепи подвода сжатого воздуха к вентилю токоприёмника;

— установить ключ КУ в блок выключателей той кабины, из которой будет вестись управление, и разблокировать выключатели;

— подав предупредительный сигнал, поднять токоприёмник. Категорически запрещается включение вручную и закрепление во включенном состоянии вентилей токоприёмников, а также непосредственный подвод к ним напряжения(помимо выключателей и блокировок).

При поднятом токоприёмнике категорически запрещается:

— пытаться открывать двери ВВК;

— подниматься на крышу;

— протирать лобовые стёкла снаружи кабины выше нижней кромки лобовых стёкол и производить другие работы с её внешней стороны;

осматривать ТЭД и вспомогательные машины со снятием крышек коллекторных люков и осуществлять заправку их подшипников смазкой;

— открывать крышку панелей измерительных приборов на пульте машиниста, а также менять сигнальные лампы;

— разбирать выводные коробки и разъединять выводы проводов вспомогательных машин;

— открывать крышки электрических печей и нагревательных приборов;

— снимать кожухи с пультов поста машиниста и помощника, контроллера машиниста, блока выключателей и другого оборудования;

— выполнять какие-либо работы по проверке, ремонту или наладке низковольтных цепей;

— ремонтировать механическое оборудование.

4. Меры безопасности при устранении неисправностей в пути следования

Осмотр ТЭД и электродвигателей вспомогательных машин, а также работы по выявлению и устранению какой-либо неисправности можно начинать лишь при опущенных токоприёмниках, после полной остановки электровоза и прекращения вращения вспомогательных машин, при отключенных и заблокированных выключателях блока выключателей и снятой реверсивно-селективной рукояткой.

Реверсивно-селективная рукоятка и ключ от блока выключателей должны находится у работника, производящего работу. Категорически запрещается локомотивным бригадам и ремонтному персоналу иметь и применять личные реверсивные рукоятки контроллера машиниста, блокировочные ключи выключателей и других устройств, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями!

Выходить на крышу разрешается только после снятия напряжения на контактном проводе. Перед началом работ заземлить последний заземляющими штангами с обеих сторон и убедиться в надёжности заземления (см. раздел «Порядок осмотра и проверки состояния токоприёмников» главы 3.3).

При прозвонкс цепей управления напряжением 50 В следует помнить, что катушки электрических аппаратов имеют значительную индуктивность. При различных переключениях и разрывах цепи в схеме появляются перенапряжения, представляющие опасность для человека при прикосновении в этот момент к блокировкам и наконечникам проводов.

Замену предохранителей или их плавких вставок в цепях управления выполнять после отключения разъединителя АБ. При осмотре АБ необходимо пользоваться закрытым источником света (запрещается пользоваться спичками, зажигалками, факелами и т. п.).

5. Пожарная безопасность на электровозе

Для тушения пожара электровоз снабжён противопожарными средствами. На каждой секции имеются четыре углекислотных огнетушителя ОУ-5 (или порошковых ОП-5 и ОП-10) и вёдра с песком.

При возникновении пожара на электровозе локомотивная бригада должна подать сигнал пожарной тревоги, по возможности остановить поезд в удобном для тушения пожара месте, установить штурвал и рукоятки контроллера в нулевые положения, выключить все кнопки, остановить все вспомогательные машины и опустить токоприёмники.

Тушить пожар на электровозе углекислотными, порошковыми огнетушителями или водой можно только после снятия напряжения и заземления контактной сети. Если напряжение снять невозможно, локомотивная бригада, соблюдая особую осторожность, должна приступить к тушению огня углекислотными огнетушителями или сухим песком. Горящие провода и электрические аппараты тушат только углекислотными, порошковыми огнетушителями или сухим песком.

Во избежание возникновения пожара на электровозе все подбивоч-ные, обтирочные и смазочные материалы должны храниться в закрытом металлическом ящике.

Для устранения неисправностей в цепях управления запрещается использовать временные перемычки из проводов, сечение которых меньше сечения штатных проводов цепей! В крайнем случае разрешается использовать такие провода, соединённые параллельно в два-три раза.

Сечения проводов, которым выполнен монтаж на электровозе, указаны в главе 5.1.

www.poezdvl.com

Правила эксплуатации электровозов

путей сообщения СССР

30 декабря 1989 г. N ЦТ-4770

Президиум ЦК профсоюза рабочих

железнодорожного транспорта и

Постановление N 37.26

от 22 декабря 1989 года

локомотивного хозяйства МПС

Главный санитарный врач

16 мая 1989 года

Заместитель Начальника Управления

военизированной охраны МПС

23 мая 1989 года

по безопасности движения МПС

юридического отдела МПС

16 июня 1989 года

бесплатных перевозок ЦА МПС

7 июня 1989 года

Хозяйственного управления МПС

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ

И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и техническом обслуживании электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава (далее — тягового подвижного состава — ТПС).

Требования настоящих Правил обязательны для выполнения руководящими работниками всех уровней управления МПС и железных дорог по кругу ведения.

Правила распространяются на все локомотивные и моторвагонные депо, пункты: технического обслуживания, экипировки и оборота электровозов и тепловозов (локомотивов) и моторвагонного подвижного состава (МВПС) Министерства путей сообщения.

1.2. Обеспечение безопасности труда при эксплуатации ТПС должно производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002-75 и ОСТ 32.20-83.

1.3. При эксплуатации ТПС должны быть предусмотрены меры защиты работающих и окружающей среды от воздействия опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003-74, нормируемых в ГОСТ 12.2.056-81 и указанных в справочном Приложении 1, а также опасных факторов пожара по ГОСТ 12.1.004-85.

1.4. Начальники служб локомотивного хозяйства, их заместители (главные инженеры), начальники локомотивных отделов и их заместители, начальники локомотивных и моторвагонных депо и их заместители (главные инженеры) по кругу ведения обязаны обеспечить:

содержание ТПС, устройств и сооружений локомотивного хозяйства в соответствии с техническими требованиями, обеспечивающими безопасность труда и производственную санитарию локомотивных бригад, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

внедрение современных средств техники безопасности, системы предупредительной сигнализации, устройств дистанционного управления, автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем предупреждения пожаров и противопожарной защиты, средств изоляции и герметизации источников пылевыделения, выделения избыточного тепла, распространения шума, вибрации и других вредных факторов, периодическое освидетельствование и испытание кабин ТПС на соответствие их санитарным нормам, согласованным в установленном порядке;

организацию работы и контроль выполнения мероприятий по охране труда;

внедрение государственных стандартов безопасности труда и контроль за их соблюдением;

организацию обучения и проверки знаний по охране труда локомотивных бригад, руководящих и инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией ТПС;

разработку и внедрение стандартов и инструкций предприятий по охране труда при эксплуатации ТПС;

выполнение требований санитарно-бытового и медицинского обслуживания работающего персонала: в частности, проведение совместно с работниками здравпунктов периодических медицинских осмотров и курсовой гигиенической подготовки локомотивных бригад по специальной программе: отдых дома и подготовка к очередному рейсу, предрейсовые медицинские осмотры, соблюдение режима труда в рейсе, обеспечение надлежащего режима питания, отдых в пункте оборота локомотивов;

контроль за соблюдением работниками локомотивного хозяйства всех требований норм, правил, стандартов и инструкций по охране труда;

выдачу работникам по типовым отраслевым нормам бесплатной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, своевременную стирку, чистку (в т.ч . химчистку) и ремонт спецодежды;

выполнение обязательств, предусмотренных в коллективном договоре, и соглашений по охране труда.

1.5. Заместитель начальника депо по эксплуатации, дежурные по основным, оборотным депо, пунктов оборота локомотивов, их помощники, машинисты-инструкторы локомотивных бригад обязаны обеспечивать:

выполнение требований настоящих Правил и инструкций предприятия по охране труда, отвечать за состояние техники безопасности и производственной санитарии на своем участке;

инструктаж подчиненных работников о правильных и безопасных приемах труда;

систематическую проверку состояния инструмента, защитных средств, предохранительных устройств, огнетушителей, пожарного оборудования и установок пожарной сигнализации и пожаротушения, сигнальных принадлежностей и своевременную замену неисправных;

контроль применения локомотивными бригадами и другими подчиненными работниками предусмотренных спецодежды и защитных средств;

работу таким образом, чтобы обеспечивались безопасные условия труда всех подчиненных работников;

контроль за санитарным и противопожарным состоянием локомотивов в процессе их эксплуатации после выхода из депо в соответствии с утвержденными технологическими процессами. Технологические карты и другие документы, регламентирующие технологические процессы, должны содержать разделы о мерах безопасности, необходимых при их осуществлении;

не допускать к работе локомотивные бригады и других подчиненных работников без соответствующего удостоверения (или просроченного удостоверения) о проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.

1.6. На основе и в развитии настоящих Правил должна быть разработана типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад.

Дополнительные требования безопасности труда, обусловленные типом и серией локомотива (МВПС) и местными особенностями в организации эксплуатации ТПС, должны устанавливаться в инструкциях предприятия по охране труда для локомотивных бригад, которые составляются на основе типовой инструкции.

1.7. Машинисты и помощники машинистов должны знать и неукоснительно выполнять требования типовой инструкции и инструкции предприятия по охране труда.

Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагается на машиниста.

1.8. Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими ТПС должны устанавливаться начальником дороги в зависимости от типа ТПС, а также местных условий на основе утвержденных МПС систем обслуживания.

1.9. Для обслуживания ТПС, обращающегося со скоростью более 140 км/ч, должны назначаться, как правило, машинисты, имеющие первый и второй классы, и помощники машиниста, имеющие право управления локомотивом после прохождения дополнительного медицинского и психофизиологического обследования о пригодности к этой работе. Перед каждой поездкой эти бригады должны проходить предрейсовый медицинский осмотр.

Назначение локомотивных бригад для обслуживания поездов, обращающихся со скоростью более 140 км/ч, должно быть согласовано с начальником отделения дороги (руководителем службы локомотивного хозяйства). Изменения в составе этих бригад допускаются в исключительных случаях по личному разрешению начальника локомотивного депо.

1.10. Обслуживание поездных электровозов, тепловозов и моторвагонов подвижного состава одним машинистом может производиться по специальному указанию МПС, согласованному с отделом охраны труда ЦК профсоюза.

Обслуживание маневровых, вывозных локомотивов одним машинистом может производиться по указанию начальника дороги, согласованному с Главным техническим инспектором ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на ж .д . дороге.

Порядок обслуживания локомотивов одним машинистом, обеспечивающий безопасность движения и труда, должен устанавливаться начальником дороги в зависимости от местных условий по согласованию с Главным техническим инспектором ЦК профсоюза на ж .д . дороге.

1.11. Порядок содержания тепловозов, находящихся в отстое под контактным проводом, должен устанавливаться начальником отделения дороги (руководством службы локомотивного хозяйства) по согласованию с техническим инспектором профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.

1.12. Содержание производственных территорий, зданий, помещений, устройств и сооружений депо и ПТОЛ должно соответствовать требованиям ОСТ 32.20-83.

2. Требования к обслуживанию ТПС

2.1. Техническое обслуживание, ввод (вывод) в ( из ) депо, экипировка ТПС должны производиться в соответствии с требованиями ОСТ 32.20-83 и инструкции депо по маневровой работе на тракционных путях.

2.2. Для приемки и сдачи ТПС на территории депо должно быть оборудовано специально отведенное место, освещаемое в темное время суток в соответствии с ОСТ 32.9-81.

2.3. Запрещается проезд на локомотиве лиц, не входящих в состав локомотивной бригада, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, установленным МПС, но не более трех человек одновременно.

2.4. При обнаружении не смежном пути посторонних предметов, угрожающих безопасности снижения груза, выходящего за габарит, дымления буксового подшипника или какого-либо другого повреждения на одном из встречно проходящих поездов об этом должно быть сообщено машинисту этого поезда и дежурному ближайшей станции.

2.5. При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях в темное время должно быть обязательное переключение прожектора в положение «тусклый свет» на таком расстоянии, чтобы не было ослепления локомотивной бригады встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положении «яркий свет» для осмотра состояния встречного поезда.

При скрещении поездов на станциях на остановившемся поезде прожектор должен быть выключен. Во избежание ослепления прожектором движущего поезда станционных работников после прохода первой входной стрелки прожектор должен быть переключен в положение «тусклый свет» и переключен обратно в положение «яркий свет» за последней выходной стрелкой. Запрещается при встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях оставлять прожектор в выключенном состоянии. В случае ослепления прожектором встречного поезда при следовании на запрещенный сигнал машинист обязан остановить поезд. На сортировочных станциях при проведении маневровой работы прожектор маневрового локомотива должен находиться в положении «тусклый свет» или «яркий свет» в зависимости от видимости предметов на путях, людей и подвижного состава.

2.6. Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных , межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, проверке сцепления автосцепок должны проводиться только при заторможенном ТПС, опущенных токоприемниках и с личного разрешения машиниста. Соединение и отсоединение электрических межвагонных и межсекционных соединений должно проводиться при обесточенных цепях управления.

2.7. До осмотра и технического обслуживания дизель-генератора, электрооборудования и вспомогательного оборудования тепловоза (дизель-поезда) последний необходимо остановить, затормозить ручным тормозом и выполнить следующее:

обесточить все электрические цепи;

выключить рубильник аккумуляторной батареи.

На тепловозах запрещается:

отключать блокирующие устройства и заходить в высоковольтную камеру при работающем дизель-генераторе;

производить осмотр и техническое обслуживание оборудования у вращающихся частей (узлов) при снятых защитных кожухах.

2.8. Запрещается подниматься на крышу ТПС, находящегося на электрифицированных путях до отключения и заземления проводов контактной сети, воздушных линий и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями.

2.9. При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждения), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы;

заменять предохранители в цепях управления, предварительно их обесточив, и включать автоматы защиты;

менять прожекторные лампы, если их замена предусмотрена из кабины машиниста;

осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров:

на электровозах типа ЧС только на смотровой канаве;

на электросекциях , на залезая под кузов;

проверять на ощупь нагрев букс.

На электровозах, кроме того, дополнительно разрешается:

обслуживать аппаратуру под напряжениям 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом ковре и с надетыми диэлектрическими перчатками;

проверять подачу песка под колесную пару;

контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;

обтирать нижнюю часть кузова;

осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов;

проверять давление в маслопроводе компрессора;

регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.

Другие работы на электроподвижном составе при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

2.10. Запрещаются работы на электропоездах, электровозах, работающих по СМЕ, если хотя бы на одной из электросекций , одном электровозе (секции) поднят токоприемник, за исключением работ, предусмотренных в п. 2.9.

2.11. До технического обслуживания тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями при нахождении электроподвижного состава в депо, ПТОЛ или на путях под контактным проводом необходимо остановить локомотив (МВПС), привести в действие ручной тормоз и выполнить следующее:

2.11.1. Выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. Отключить главный выключатель на электровозах переменного тока (быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока) и опустить токоприемники выключением соответствующих переключателей на пульте управления. Убедиться в опускании токоприемников по показаниям вольтметра и обязательно визуально.

2.11.2. Заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять их.

Снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста.

Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования (машиниста или помощника машиниста).

2.11.3. Закрыть доступ сжатого воздуха разобщительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника.

2.11.4. На электровозах типа ЧС постоянного тока отключить крышевые разъединители и убедиться, что нож заземляющего разъединителя находится в положении «Заземлено».

2.11.5. На электровозах переменного тока заземляющей штангой коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод, пользуясь диэлектрическими перчатками.

2.11.6. После проведенных операций и убедившись на слух в полной остановке вращения вспомогательных машин, разрешается вход в высоковольтную камеру, снятие ограждений и выполнение осмотра или ремонта, при этом дверь, шторы и ограждения высоковольтной камеры должны оставаться открытыми на все время пребывания в опасной зоне.

2.11.7. У электровозов (секций), работающих по СМЕ, осмотр и техническое обслуживание тяговых двигателей, вспомогательных машин и других электрических аппаратов должен проводиться при опущенных токоприемниках на всех электровозах (секциях) и соблюдении требований пунктов 2.11.1 — 2.11.6.

На электровозах, оборудованных системой СМЕТ, отключить кнопку включения системы на пульте сигнализации аппаратуры дистанционного управления.

2.11.8. Опустить все токоприемники и визуально убедиться в их опускании.

2.11.9. Перевести из положения «Автомат» в положение «Ручное — вспомогательный компрессор» воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру.

2.11.10. Главный разъединитель и заземлитель трансформатора установить в заземляющее положение.

2.11.11. Все кабины управления и шкафы должны быть заперты, ключ от них и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, проводящего осмотр, автоматические двери вагонов должны быть закрыты.

2.12. При необходимости осмотра и ремонта крышевого оборудования ТПС на перегоне машинист обязан:

— запросить по рации у энергодиспетчера прибытия работников дистанции контактной сети;

— опустить токоприемники (у ЭПС);

— перевести реверсивную рукоятку в нейтральное положение и вынуть ключи блокировки пульта управления, которые должны находиться у машиниста на все время осмотра и ремонта.

Контактную сеть заземляют работники дистанции контактной сети по приказу энергодиспетчера .

2.13. В случаях отказа блокирующих устройств в пути следования на одной из секций электровоза последнюю необходимо перевести в положение «Отключено». На односекционных электровозах или двухсекционных, имеющих единую систему блокирующих устройств, допускается при технической возможности следовать до ближайшей станции с выключенными или блокированными защитными устройствами, при этом локомотивная бригада должна находиться только в кабине управления. Если в этом случае возникнет необходимость зайти в машинное отделение, следует поступить согласно пункту 2.11.

2.14. При повреждении крышевого оборудования на электропоезде и невозможности дальнейшего следования поврежденную секцию при всех опущенных токоприемниках необходимо отключить, воздушные краны токоприемника моторного вагона этой секции перевести в положение «Ручное — вспомогательный компрессор».

2.15. Осмотр машинного отделения локомотивов со стороны проходного коридора во время движения проводится помощником машиниста с разрешения машиниста. При этом на электровозах машинист должен держать рукоятку контроллера на нулевой или ходовой позиции. В случае необходимости сброса контроллера машиниста в момент нахождения помощника машиниста в коридоре при возникновении препятствий движению поезда машинист обязан отключить силовую цепь тумблером, кнопкой отключения главного выключателя (быстродействующего выключателя).

2.16. На электровозах, оборудованных устройствами для электрического отопления вагонов, дополнительно необходимо соблюдение следующих требований безопасности:

ключ отопления поезда после соединения отопительной магистрали между головным вагоном и локомотивом до момента расцепления должен находиться у машиниста локомотива;

перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной магистрали с локомотивом машинист обязан отключить отопительную магистраль поезда, силовые и вспомогательные цепи, быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемники и после этого передавать ключ отопления поездному электромеханику или начальнику поезда;

соединение и разъединение отопительной системы головного вагона от локомотива производит поездной электромеханик или начальник поезда только в диэлектрических перчатках и в присутствии машиниста, после соединения отопительной магистрали передает ключ машинисту;

машинисту запрещается включать отопление состава и приводить в движение поезд при отсутствии у него ключа отопления;

при разрыве поезда в пути следования машинист должен немедленно снять напряжение с отопительной магистрали;

при срабатывании аппаратов защиты отопительной системы поезда на локомотиве машинисту разрешается произвести включение только один раз. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение производить после выявления и устранения причины срабатывания по устной заявке поездного электромеханика или начальника поезда.

2.17. На электровозах, оборудованных системой СМЕТ, дополнительно необходимо соблюдение следующих требований безопасности:

ключ стойки аппаратуры должен находиться у машиниста электровоза;

перед разъединением и соединением электровозов машинист обязан отключить вспомогательные машины, выключить быстродействующий или главный выключатель, опустить токоприемники и после этого дать команду готовности;

соединение и разъединение электровозов на тракционных путях депо, ПТОЛ и станционных путях производится помощником машиниста с разрешения машиниста;

соединение электровозов производится в следующем порядке:

вначале соединяются тормозные и напорные магистрали, затем кабель системы СМЕТ вставляется в розетку приемника ведомого электровоза, разъединение производится в обратном порядке;

кабель аппаратуры СМЕТ после разъединения электровозов вставляется в специальный холостой приемник, установленный на лобовой части локомотива;

при объединении электровозов по системе СМЕТ помощник машиниста осматривает стойку аппаратуры на ведомом электровозе, закрывает кабины и передает ключи машинисту;

при срабатывании аппаратов защиты электровозов допускается переводом тумблера «А — С » в положение «А» на пульте сигнализации выявить неисправный электровоз и продолжить ведение поезда;

в случае неисправности аппаратуры СМЕТ в пути следования и отказа кнопки «ОТКЛ» на пульте сигнализации машинист обязан воспользоваться кнопкой аварийного отключения, расположенной на электронном блоке «БВ» в стойке аппаратуры.

3. Требования к содержанию ТПС

3.1. На эксплуатируемом ТПС должны проводиться необходимые работы по приведению его в установленном порядке в соответствие требованиям ГОСТ 12.2.056-81, Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки электропоездов, техническим условиям, Т ОСТ 24.050.18-82, ОСТ 24.050.28-81.

3.2. Каждый тип ТПС должен быть снабжен в соответствии с технической документацией исправными средствами коллективной защиты работающих : блокирующими устройствами, ограждающими устройствами и другими средствами (заземление, защитные корпуса и т.п.), обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала.

Работоспособность блокирующих устройств, состояние заземлений ограждений, защитных средств должна проверяться перед каждым выходом ТПС из депо и пункта оборота локомотивов.

3.3. Запрещается эксплуатировать ТПС с неисправными и отсутствующими:

блокирующими устройствами дверей (штор) высоковольтных камер, высоковольтных шкафов, ящиков, панелей пульта управления, легкосъемных ограждений электрических машин с напряжением выше 42 В переменного тока и выше 110 В постоянного тока;

заземлениями металлических кожухов электрооборудования, ограждения, конструкций для крепления токоведущих частей;

ограждениями механического оборудования;

устройствами сигнализации о наличии напряжения в высоковольтной камере;

диэлектрическими перчатками и коврами;

штангами для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для ЭПС переменного тока);

изолирующими штангами для отключения разъединителей тяговых двигателей;

тифоном или свистком;

автостопом, автоматической локомотивной сигнализацией или устройством контроля бдительности машиниста;

поездной или маневровой радиосвязью;

прожектором, буферным фонарем, искусственным освещением кабины, сигнализатора или индикатора;

устройствами защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;

с появлением стука, постороннего шума в дизеле;

без знаков безопасности.

3.4. На эксплуатируемом ТПС должны быть нанесены знаки безопасности труда по ГОСТ 12.2.056-81 и ОСТ 32.4-76:

«Не открывать при поднятом токоприемнике» — на дверях и съемных щитах высоковольтных камер, на расположенных вне высоковольтной камеры ящиках электрических аппаратов и на стенках щитов измерительных приборов; на панелях пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников, на напряжение выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока.

Допускается заменять знак безопасности с текстом: «Не открывать при поднятом токоприемнике» на щитах и дверцах, открывать которые невозможно без применения инструмента, на знак «Осторожно! Электрическое напряжение» по ГОСТ 12.4.026-76.

«Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» — на крышках люков или около люков и лестниц, ведущих на крышу электровозов и электропоездов:

«Осторожно! Электрическое напряжение» по ГОСТ 12.4.026-76 — на крышках коллекторных люков, на остове вспомогательных машин, расположенных вне высоковольтной камеры, а также на дверях и щитах высоковольтной камеры, панелях пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников.

На электрических машинах с напряжением ниже 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока знак «Осторожно! Электрическое напряжение» по ГОСТ 12.4.026-76 допускается не устанавливать.

«Внимание! Опасное место» — на кожухах аппаратов и приборов высокого напряжения, изолированных от кузова электропоездов.

«Не подниматься на крышу под контактным проводом» — у лестниц, ведущих на крышу тепловозов и дизель-поездов .

«Запрещается пользоваться открытым огнем» — по ГОСТ 12.4.026-76 на крышках аккумуляторных отсеков (ящиков).

«Обтирка локомотива дизельным топливом запрещается» — на топливных баках тепловозов и дизель-поездов .

Четкость нанесения надписей и знаков безопасности труда должна восстанавливаться при любом ремонте.

3.5. На ТПС кожуха электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала, должны быть заземлены. На МВПС на печи должны быть установлены оградительные щиты или защитные кожуха.

На внешней стороне дверцы стойки аппаратуры СМЕТ должен быть нанесен трафарет «Аварийное отключение системы СМЕТ».

3.6. На каждом ТПС должны быть следующие защитные средства:

— диэлектрические перчатки (пара на работника локомотивной бригады);

— диэлектрические ковры (два на секцию локомотива);

— штанги для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для ТПС переменного тока) (одна на секцию локомотива);

— штанги изолирующие для отключения разъединителей тяговых двигателей (одна на секцию локомотива);

— противогазы (по распоряжению начальников служб локомотивного хозяйства);

— три пары шумоизолирующих наушников (для тепловозов и дизель-поездов ).

Кроме того, ТПС должен быть обеспечен установками пожаротушения, огнетушителями и пожарным оборудованием в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе (ЦТ-ЦУО/4159).

Количество защитных средств и перечень необходимого инструмента устанавливается для различных типов ТПС руководством по эксплуатации. Каждый тип ТПС должен быть укомплектован необходимым инструментом, наличие и состояние которого следует проверять при каждом техническом обслуживании ТО-3 и текущем ремонте.

3.7. Средства защиты необходимо периодически испытывать в порядке, указанном в обязательном Приложении 2.

Допускается испытание средств защиты ранее установленного срока при очередных ремонтах ТПС. Запрещается применять средства защиты без штампа испытания (кроме инструмента с изолирующими рукоятками). В депо должен быть установлен порядок учета, хранения, выдачи и испытаний средств защиты.

3.8. Техническое состояние кабины машиниста после выхода ТПС из депо должно обеспечивать безопасность локомотивных бригад и защиту от воздействия возникающих на локомотиве вредных и опасных факторов, а также удобный и безопасный доступ к агрегатам и механизмам при их эксплуатации и техническом обслуживании.

3.9. Секция магистрального многосекционного локомотива, используемая на маневрах, должна быть оборудована прожектором с обеих сторон.

3.10. Маневровые локомотивы должны быть оснащены механизмом расцепки с вагоном с дистанционным управлением из кабины машиниста.

3.11. Лобовые и боковые окна, входные двери в кабину должны быть в исправном состоянии, плотно закрываться (иметь надежные фиксаторы и замки, хорошее уплотнение) для предупреждения проникновения холодного воздуха, шума и газов (на тепловозах и дизель-поездах ).

3.12. Подушки сидения кресла, механизм установки высоты сидения, подлокотники должны быть в исправном состоянии. Кресло должно иметь надежную фиксацию с полом кабины и регулироваться с учетом индивидуальных антропометрических характеристик человека (при наличии механизма регулировки).

3.13. Окна кабины должны иметь прочные и безосколочные стекла, без трещин и механических повреждений.

3.14. Стеклоочистители кабины должны быть в исправном состоянии и в выключенном положении не мешать нормальному обзору предлежащего пути.

3.15. На ТПС, оборудованном стеклообогревателями и стеклообмывателями , должна обеспечиваться их надежная работа.

Стеклообмыватели необходимо систематически промывать.

3.16. Лобовые окна кабины должны быть оснащены исправными солнцезащитными экранами по ГОСТ 12.2.056-81 или светофильтрами на ранее выпущенных типах локомотивов.

3.17. На кабинах с двух сторон снаружи перед выдвижными боковыми окнами должны быть установлены зеркала обратного вида.

3.18. Перед выдвижными окнами кабины должны быть установлены поворотные предохранительные ветровые щитки, а над окнами желобки для стока дождевой воды (для маневровых локомотивов козырьки шириной 100 — 150 мм).

3.19. Системы общего и местного освещения кабины, пульта и машинного отделения должны быть в исправном состоянии, работать в установленных режимах и иметь штатное количество электроламп и колпачков светофильтров. Не допускается произвольная замена мощности электроламп, арматуры источников света и светофильтров.

3.20. Стойка аппаратуры дистанционного управления СМЕТ должна иметь штатную подсветку от общего освещения машинного отделения. Скоростемеры и скоростемерные ленты должны иметь штатную или дополнительную подсветку.

3.21. Пол, стены и потолок кабины и машинного отделения после произведенного ремонта или технического обслуживания должны быть восстановлены, уплотнены, особенно в местах ввода трубопровода и органов управления.

Пол кабины должен быть покрыт линолеумом.

В кабинах машиниста магистральных локомотивов не должно быть разрежения при раскрытых окнах и дверях.

3.22. Открытые части отопительных устройств, имеющие температуру выше 55 град. C, должны иметь ограждения.

3.23. Установка кондиционирования воздуха и отопительно-вентиляционного устройства, при наличии их на ТПС, должны содержаться в работоспособном состоянии.

3.24. На ТПС, оборудованном системами автоматического

поддержания внутренней температуры воздуха в кабине при работе

отопительно-вентиляционной установки и кондиционера, должна

поддерживаться в холодный период года температуры воздуха в

пределах 22 +/- 2 град. C, а в теплый период — 24 +/- 2 град. C.

Для климатических районов страны П , П по ГОСТ 16350-80

температура воздуха в кабине ТПС при наружной температуре выше +35

град. C должна быть на 10 — 12 град. C ниже температуры

3.25. Время достижения заданного значения температуры воздуха в кабине после включения кондиционера не должно превышать 12 мин.

3.26. На ТПС, оборудованном только отопительно-вентиляционными установками, в летнее время должна быть обеспечена подача в кабины локомотива наружного воздуха при отключенном нагревателе калорифера.

3.27. Люки и дефлекторы естественной вентиляции должны регулироваться, иметь надежное уплотнение и не пропускать холодный воздух в зимний период года.

3.28. Цветовое оформление агрегатов и элементов ТПС, влияющие на безопасность труда и движения, должно быть выполнено в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 и ГОСТ 12.2.056-81.

3.29. Санитарно-бытовые устройства ТПС должны быть в исправном состоянии и соответствовать заводской штатной упаковке.

3.30. Шкаф для хранения одежды не должен захламляться посторонними предметами, он должен иметь необходимое количество крючков. В кабинах, не оборудованных шкафами для одежды, должна быть вешалка с полкой для головных уборов и крючками для верхней одежды.

3.31. На ТПС, оборудованном холодильником для хранения продуктов питания, последний должен содержаться в работоспособном состоянии и ремонтироваться по заявкам локомотивных бригад.

3.32. В кабине машиниста должны быть места (или гнезда) для размещения двух термосов.

3.33. ТПС, имеющий в цепях управления напряжение 42 В и выше, должен быть оснащен для подогрева пищи специальной электроплиткой с устройством для ее подключения (розеткой).

3.34. На ТПС, оборудованном санитарным узлом (умывальник, унитаз или другое устройство подобного назначения), должна обеспечиваться чистота, а также своевременное и регулярное заполнение баков водой в местах экипировки ТПС на ПТОЛ или на станциях в местах отправления поездов.

3.35. В кабине машиниста должны быть установлены пепельницы.

3.36. На локомотиве должен быть ящик для хранения аптечки.

3.37. Техническое состояние машинного отделения локомотива и МВПС должно соответствовать требованиям безопасности ГОСТа 12.2.056-81.

3.38. На маневровых локомотивах, предназначенных для обслуживания одним машинистом, дополнительно с помощью дистанционного управления должно обеспечиваться:

экстренная остановка дизеля;

изменение направления движения локомотива;

изменение скоростного режима дизеля;

подача песка под колесные пары.

Дополнительно должны быть установлены:

манометр давления воздуха в цилиндрах;

кнопка управления передней и задней автосцепками;

кран вспомогательного тормоза;

пульт управления радиостанцией;

световая сигнализация сброса нагрузки.

Указанные устройства и сигнализаторы должны быть расположены на втором пульте управления или переносном пульте дистанционного управления локомотивом. С внешней стороны кабины с обеих сторон должны быть установлены светильники с желтыми светофильтрами для сигнализации места нахождения машиниста. Включение соответствующего светильника должно быть автоматическим.

3.39. Магистральные локомотивы, предназначенные для обслуживания одним машинистом, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими экстренную остановку поезда диспетчером и сигнализирующими машинисту, находящемуся на стоянке вне кабины, о вызове его станционными командирами по радиоканалу, устройством автоматической остановки поезда на случай внезапной потери машинистом способности управлять им, зеркалами обратного вида, установленными с левой стороны кабины, устройством предварительной световой сигнализации перед свистком ЭПК и контроля целостности тормозной магистрали.

Локомотивы должны быть оборудованы дополнительной сигнализацией нормального функционирования тормозных компрессоров, системой физиологического контроля бдительности машиниста и устройством, исключающим самопроизвольный уход локомотива (поезда) со стоянки при отсутствии машиниста в кабине.

3.40. Порядок оборудования локомотивов устройствами, обеспечивающими их обслуживание одним машинистом, определяется МПС.

Комплекс устройств, обеспечивающих эксплуатацию локомотивов «в одно лицо», дополняется по мере внедрения технических средств, направленных на повышение безопасности движения и улучшения условий труда.

4. Требования к локомотивным бригадам

и работникам, связанным с эксплуатацией ТПС.

Обслуживание локомотивных бригад

4.1. К занятию должностей машиниста и помощника машиниста допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональный отбор, медицинское освидетельствование, выдержавшие экзамены по Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и прошедшие инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда.

4.2. Обучение, инструктаж, стажировка и проверка знаний по охране труда работников локомотивного хозяйства должны проводиться в соответствии с ОСТ 32.36-83.

4.3. В каждом локомотивном депо приказом (или распоряжением) администрации из числа инженерно-технических работников энергослужбы должно быть назначено лицо, отвечающее за общее состояние и безопасную эксплуатацию электрохозяйства (именуемое «лицо, ответственное за электрохозяйство»). Приказ или распоряжение о назначении лица, ответственного за электрохозяйство, издается после проверки знаний правил и инструкций и присвоении ему V группы по электробезопасности.

Допускается в случае производственной необходимости для различных участков депо назначать установленным порядком различных лиц.

4.4. Работники, связанные с эксплуатаций ТПС, должны проходить проверку знаний с присвоением группы по электробезопасности согласно обязательному Приложению 3. Периодическая проверка знаний по электробезопасности должна производиться в следующие сроки:

1 раз в год — для электротехнического персонала, непосредственно обслуживающего действующие электроустановки или проводящего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, оформляющего распоряжения и организующего эти работы;

1 раз в 3 года — для ИТР, не относящихся к предыдущей группе, а также инженеров по технике безопасности, допущенных к инспектированию электроустановок. Ответственность за своевременную проверку знаний по электробезопасности несут непосредственные руководители подразделений в соответствии с обязательным Приложением 4.

4.5. Лицо, ответственное за электрохозяйство, и другие должностные лица по распоряжению начальника депо (главного инженера) обязаны на технических занятиях проводить обучение и инструктирование персонала депо. Проверка знаний правил каждого работника производится и оформляется индивидуально. Результаты проверки знаний заносятся в журнал установленной формы (приложение Б 6 ПТЭ и ПТБ электроустановок потребителей). Каждому работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение с присвоением группы (II — V) по электробезопасности. Требования к персоналу IV и V группы применительно к машинистам и помощникам машиниста приведены в справочном Приложении 5.

4.6. Электротехническому персоналу, вновь принятому на работу и не прошедшему проверку знаний правил и инструкций, присваивается группа по электробезопасности I.

Группа по электробезопасности I присваивается также неэлектротехническому персоналу, связанному с работой, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током.

Перечень профессий этого персонала определяется руководством депо совместно с инженером по технике безопасности.

Круг обязанностей этого персонала регламентируется инструкцией предприятия. Присвоение группы по электробезопасности I оформляется в специальном журнале с подписью проверяемого и проверяющего.

4.7. На периоды длительного отсутствия (отпуск, болезнь, командировка) лица, ответственного за электрохозяйство, исполнение его обязанностей приказом возлагается на его заместителя (если такой предусмотрен штатным расписанием) или другое лицо из числа ИТР энергослужбы .

4.8. Занятия по охране труда с локомотивными бригадами должны проводиться в кабинетах охраны труда или в технических кабинетах.

В помещениях дежурных по депо и в других пунктах явки на работу локомотивных бригад должны быть уголки охраны труда, где должны быть вывешены плакаты, фотовыставки по технике безопасности и производственной санитарии, инструкция предприятия по охране труда для локомотивных бригад, список общественных инспекторов по охране труда, выписка из Приказа 25 ЦЗ от 16.05.84 по нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для локомотивных бригад, инструкция предприятия о порядке подачи и снятия напряжения при вводе (выводе) электроподвижного состава в ( из ) депо, пункты технического обслуживания локомотивов и экипировочные позиции в соответствии с ОСТ 32.20-83. В этой инструкции должны быть указаны (обозначены) номера разъединителей или контакторов для снятия и подачи напряжения, а также схема звуковой сигнализации.

В указанных помещениях должны быть вывешены правила оказания первой медицинской помощи, вместе с адресами и телефонами медицинских учреждений в пути следования.

Обучение способам оказания первой медицинской помощи проводится медицинскими работниками на здравпункте депо.

С локомотивными бригадами должны проводиться занятия по специальным программам, согласованным с пожарной охраной дороги в рамках требований Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе (ЦТ-ЦУО/4159), с последующей сдачей зачетов, которые оформляются протоколом.

4.9. Перевозка локомотивных бригад к месту работы, отдыха в оборотных пунктах и обратно должна производиться в соответствии с установленным порядком, утвержденным службой локомотивного хозяйства дороги.

4.10. Для перевозки и доставки локомотивных бригад автомобильным транспортом должны использоваться легковые автомашины, микроавтобусы или специально оборудованные грузовые автомобили, отвечающие санитарным и пожарным требованиям, с достаточным количеством мест для сидения.

4.11. По распоряжению начальников железных дорог и отделений дорог должен быть обеспечен проезд локомотивных бригад, следующих резервом, в скорых, пассажирских и почтово-багажных поездах МПС в пределах их плеч обращения, наряду с проездом в кабинах локомотивов, в купейных и плацкартных вагонах, кроме международных, с правом представления им имеющихся в поезде свободных мест и пользования постельными принадлежностями (указание МПС Д-6130 от 18.02.1980).

4.12. Локомотивные бригады должны быть обеспечены форменной одеждой в соответствии с установленными нормами.

4.13. На локомотиве (или у каждого работника локомотивной бригады) должна находиться аптечка с набором медикаментов для оказания первой доврачебной помощи (см. рекомендуемое Приложение 6) и инструкцией по оказанию первой помощи. Ответственность за содержание, хранение и пополнение (обмен) аптечки должна быть возложена на специально выделенного работника в депо в каждой смене.

4.14. Для защиты рук локомотивной бригады от дизельного топлива разных марок необходимо использовать защитные пасты и мази по рекомендациям медицинской службы дороги.

4.15. Локомотивные бригады должны быть обеспечены бытовыми помещениями, оборудованными в соответствии со СНиП 2.09.04-87 и Инструкцией по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта (ВСН).

4.16. Группы производственных процессов и необходимые санитарно-бытовые помещения и устройства следует принимать в соответствии с «Перечнем основных профессий работников железнодорожного транспорта с указанием групп производственных процессов и необходимых санитарно-бытовых помещений и устройств», утвержденным МПС 09.10.1981. Состав специальных санитарно-бытовых помещений для железных дорог разных районов страны может быть изменен по согласованию с органами санитарного надзора.

4.17. В местах сбора локомотивных бригад перед работой, а также в местах отдыха должны быть установлены краны-фонтанчики или бачки с питьевой кипяченой водой с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно их следует очищать, промывать и заполнять доброкачественной водой. Емкости для перевозки и хранения питьевой воды (чайники, бидоны), также как стационарные бачки, помимо ежедневной промывки и очистки, необходимо периодически (1 раз в 3 дня) обрабатывать дезрастворами , разрешенными санэпидслужбой (0,5% осветленный раствор хлорной извести или 0,5% раствор хлорамина). В местах, где водопроводная вода удовлетворяет требованиям ГОСТа 2874-83, с разрешения местной санитарной организации допускается употребление некипяченой воды.

4.18. Питание локомотивных бригад должно быть организовано круглосуточно в столовых и буфетах домов отдыха локомотивных бригад или на станции. Органами санитарного надзора совместно с руководством депо должен осуществляться контроль за дневным и ночным меню, следует уделять внимание организации диетического питания.

5. Методы контроля требований безопасности

5.1. Контроль за соответствием ТПС требованиям безопасности осуществляется в соответствии с ГОСТ 12.2.056-81 и техническими условиями на конкретные типы ТПС.

5.2. Контроль за состоянием воздушной среды должен осуществляться в кабинах локомотивов и МВПС, в машинных отделениях локомотивов в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.0056-81, ГОСТ 12.1.005-76, ГОСТ 12.1.016-79, а также техническими условиями на определение отдельных химических соединений, утвержденными в установленном порядке МЗ СССР. Контроль за состоянием воздушной среды салонов МВПС должен осуществляться по «Предельно допустимым концентрациям (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденным МЗ СССР N 3086-84 от 27.08.1984.

5.3. Контроль уровней освещенности должен производиться для локомотивов по ГОСТ 12.2.056-81, а для МВПС — по ОСТ 32.9-81.

5.4. Контроль за уровнями шума в кабине локомотивов МВПС должен осуществляться по ГОСТ 12.1.003-83, а измерение — по ГОСТ 12.2.056-81. Для МВПС допускается измерение шума по ОСТ 24.050.18-82.

5.5. Контроль за уровнями вибрации в кабинах локомотивов должен осуществляться по ГОСТ 12.2.056-81, а в кабинах и салонах МВПС — по ОСТ 24.050.18-81.

5.6. Контроль цветофактурного решения кабин и салонов локомотивов и МВПС — по ГОСТ 12.2.056-81, ГОСТ 12.4.026-76, ГОСТ 22896-77, ГОСТ 22947-78.

5.7. Контроль микроклиматических параметров локомотивов — по ГОСТ 12.2.056-81, а МВПС — по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

5.8. Средства индивидуальной защиты локомотивных бригад должны подвергаться контрольным осмотрам машинистами-инструкторами при всех проверках по безопасности движения и руководителями депо — при трехступенчатом контроле на текущих ремонтах и техническом обслуживании ТО-3.

5.9. Контроль выполнения безопасных приемов труда проводят должностные лица по кругу ведения и профсоюзная организация согласно «Положению о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте».

С введением в действие настоящих Правил по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава считать утратившим силу ОСТ 32102-88 «ССБТ. Эксплуатация электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Требования безопасности».

ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

(ГОСТ 12.0.003-74), ВОЗДЕЙСТВИЮ КОТОРЫХ МОГУТ ПОДВЕРГАТЬСЯ

ЛОКОМОТИВНЫЕ БРИГАДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТПС

Группа физических факторов: подвижные части оборудования ТПС, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная температура поверхности узлов и агрегатов ТПС, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха, повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которого может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества, недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность, возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников зажигания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей.

Группа химических факторов: токсические , раздражающие, сенсибилизирующие. Пути поступления — органы дыхания, кожные покровы и слизистые оболочки.

Группа психофизиологических факторов: нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами, работа на высоте.

1. Средства защиты, находящиеся в эксплуатации и запасе, должны храниться и перевозиться в условиях, обеспечивающих их исправность и пригодность к употреблению без предварительного восстановительного ремонта, поэтому средства защиты должны быть защищены от увлажнения, загрязнения и механических повреждений.

2. Средства защиты (диэлектрические перчатки, изолирующие штанги) при получении со склада после длительного хранения или для эксплуатации от заводов-изготовителей должны быть проверены по нормам и в сроки, указанные в таблице.

3. Внеочередные испытания средств защиты должны проводиться при наличии неисправности и при замене каких-либо частей.

Результаты испытаний заносятся в журнал, который должен быть заведен в подразделении депо, производящем эти испытания. Форма журнала по приложению Б 11.3 ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.

4. На средства защиты, прошедшие испытания, кроме инструмента с изолированными рукоятками, наносится штамп следующей формы:

Годно до ______________ кВ

Штамп для средств защиты и предохранительных приспособлений, применение которых не зависит от напряжения (диэлектрические перчатки, противогазы и т.п.):

Дата следующего испытания ______________________ 19__ г.

Штамп должен быть выбит, нанесен прочной несмываемой краской или наклеен на изолирующей части около ограничительного кольца электрозащитных средств либо у края резиновых изделий и предохранительных приспособлений. На средствах защиты, состоящих из нескольких частей, штамп ставят только на одной части. На средствах защиты, признанных непригодными, старый штамп должен быть перечеркнут красной краской.

5. Все испытания, как правило, должны производиться переменным током частотой 50 Гц при температуре 15 — 20 град. C.

Испытания средств защиты из резины можно производить постоянным (выпрямленным) током.

Скорость подъема напряжения до 1/3 испытательного может быть произвольной, дальнейшее повышение должно быть плавным и быстрым, не позволяющим при напряжении более 3/4 испытательного вести отсчет показаний измерительного прибора. После достижения требуемого значения напряжение без выдержки (при плавном подъеме) или после выдержки (в течение 1 мин.) должно быть быстро снижено до нуля или при значении, равном 1/3 или менее испытательного, отключено (ГОСТ 516.2-76).

При испытании постоянным током испытательное напряжение должно быть равным 2,5-кратному испытательному напряжению переменного тока. Ток, протекающий через изделие, при этом не нормируется. Продолжительность испытания та же, что и при переменном токе.

6. Противогазы должны подвергаться 1 раз в 3 месяца осмотру, при котором устанавливаются отсутствие внешних повреждений, исправность клапанов и пр. Кроме того, противогазы должны подвергаться периодическим испытаниям и перезарядкам в сроки и способами, определяющими специальными инструкциями в зависимости от рода применяемых фильтров.

На каждое испытание составляется протокол, результаты осмотров записываются в журналах учета и содержания средств защиты.

Рекомендуемая форма журнала учета и содержания средств защиты:

www.libussr.ru

Смотрите еще:

  • Как вернуть налог на налоговый вычет Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
  • Заявление на ремонт муниципального жилья Как составить заявление о проведении капитального ремонта в муниципальной квартире? [Перенесено модератором из заголовка] С 1976 г. не делался ремонт муниципальной квартиры. Надо правильно составить заявление в ЖКХ. С заявлением о проведении капительногоремонта необходимообращаться нев УК, а в к управление […]
  • Субсидии в крыму в 2018 году Программы развития внутреннего туризма в России включают и полуостров Крым. Для того чтобы привлечь в этот регион отдыхающих из самых разных уголков страны, Правительством был принят документ, согласно которому авиакомпании реализуют субсидированные авиабилеты в Крым. Точнее, в Симферополь, где расположен […]
  • Закон о штатном расписании Все о штатном расписании (Шадрина Т.В.) Дата размещения статьи: 25.05.2015 Штатное расписание - документ, необходимый каждой организации. Коммерческие компании довольно часто "забывают" про него, а вот организациям, финансируемым из различных уровней бюджета, без данного документа никак. Хотя […]
  • Транспортный налог в самарской области за 2014 год Транспортный налог в Самарской области за 2013 год На основании Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в редакции от 21.11.2012) ставки транспортного налога установлены с 1 января 2013 года в следующих размерах: Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой […]
  • Социальная пенсия по инвалидности 1 группы Пенсия по инвалидности 1 группы в 2018 году Денежные выплаты от государства получают 16, 5 миллиона человек. 1 группа инвалидности назначается при определении у человека полной нетрудоспособности и нуждающегося в посторонней заботе. Это люди, получившие увечье, а также нетрудоспособные в связи с состоянием […]
  • Налог на имущество в приморском крае 2018 Налог на имущество организаций в 2018 году Льгота прекращает действовать с 1 января 2018 года (п. 25 ст. 381 НК РФ). С 1 января 2018 года данную льготу устанавливают региональные власти. Если регион закон принял, то в 2018 году движимое имущество моложе 2013 года также облагается налогом, как и […]
  • Конституционные принципы организации судов Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом […]

Комментарии запрещены.