Правовой режим государственной и муниципальной собственности

Вопрос № 59. Муниципальная собственность: понятие, особенности. Правовой режим и виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и существенные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления .

Правовой режим муниципальной собственности в общем виде определяется ст. 215 ГК РФ. Данная статья относит к муниципальной собственности имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое регулирование муниципальной собственности осуществляется международными договорами, Конституцией РФ, Федеральным законом № 131 -ФЗ, Гражданским кодексом РФ и другими федеральными за­конами.

Объектом муниципальной собственности является муни­ципальное имущество. В соответствии со ст. 50 Федерально­го закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

· для решения вопросов местного значения;

· осуществления отдельных государственных полномо­чий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

· обеспечения деятельности органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправ­ления, муниципальных служащих, работников муни­ципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительно­го органа муниципального образования;

· решения вопросов, право решения которых предос­тавлено органам местного самоуправления федераль­ными законами и которые не отнесены к вопросам ме­стного значения.

В статье 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований. При этом отдельно приведены перечни имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов. В собственности же городских округов могут находиться все виды имущества из обоих таких перечней.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 46 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Правовой режим муниципальной собственности

Муниципальная собственность, согласно статье 8 Конституции Российской Федерации, признается и защищается в Российской Федерации равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Впервые муниципальная собственность (коммунальная собственность) была обособлена от собственности других территориальных образований Законом СССР «О собственности в СССР» 1990 года. Статьей 23 данного Закона устанавливалось, что в собственности края, области, района или другого административно-территориального образования находится имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местного Совета народных депутатов.

Термин «муниципальная собственность» впервые был нормативно закреплен в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» 9 .

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» 10 , формально закрепило за муниципальными образованиями широкий круг объектов собственности.

Вместе с тем Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и принятые на его основе программы приватизации не предусматривали исключений для муниципального имущества. Во многих случаях имущество, которое должно было перейти в муниципальную собственность, приватизировалось еще до образования органов местного самоуправления как таковых. Более того, объекты муниципальной собственности приватизировались в первую очередь. Муниципальные образования оказались лишенными значительной части собственности, которая могла бы стать основой их экономической деятельности. Так, согласно пункту 2.5. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1992 году обязательной приватизации подлежали «объекты и предприятия, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, экономики Российской Федерации», в частности, объекты и предприятия оптовой и розничной торговли (в том числе по продаже продукции производственно-технического назначения), общественного питания и бытового обслуживания (включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания); предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, предприятия пищевой и легкой промышленности.

В то же время не возникало трудностей с передачей в муниципальную собственность объектов жизнеобеспечения и социальной — культурной сферы, вовлечение которых в гражданский оборот затруднено в силу их специфического целевого назначения.

В начале девяностых годов в широкую практику вошло отношение к муниципальной собственности как к своего рода «чердаку», куда сваливалось только то, что не представляет интереса для государства или частных структур.

С принятием Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» 11 ситуация несколько изменилась: муниципальные образования получили возможность абсолютно самостоятельно распоряжаться своей собственностью, не опасаясь, что она будет приватизирована без их согласия. Кроме того, Федеральный закон 1995 года предусматривал передачу в муниципальную собственность объектов, необходимых для решения вопросов местного значения.

Следует признать, что при распределении государственной собственности муниципальные образования получили не столько источники для пополнения местных бюджетов, сколько дополнительные статьи расходов, причем это не расходы, от которых можно отказаться или которые можно значительно сократить. Школы, детские сады, предприятия водоканала, котельные, жилищно-коммунальная сфера нуждаются в постоянном выделении значительных финансовых средств. На практике муниципальная собственность является одним из основных объектов расходования средств местных бюджетов, при чемэти расходы не покрываются за счет средств, получаемых от использования объектов собственности.

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Кроме того, в пункте 3 данной статьи указано, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В отношении муниципальной собственности эту норму, по видимому, следует трактовать таким образом, что делегирование прав собственника может осуществляться только нормативными актами муниципальных образований, а не федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В противном случае неизбежно произойдет ограничение правомочий муниципальных образований как собственников имущества.

Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Таким образом, орган местного самоуправления в случае поступления имущества в муниципальную собственность должен решить вопрос о закреплении имущества за муниципальным предприятием или учреждением.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает жесткие требования, связанные с целевым назначением муниципального имущества. Виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, исчерпывающим образом поименованы в данном Федеральном законе.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все перечисленные виды имущества (в отношении поселений и муниципальных районов).

Кроме того, в собственности муниципальных образований может находиться:

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на любое иное имущество, оно подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

studopedia.ru

Рубрикатор

Право государственной и муниципальной собственности (понятие, субъекты, объекты, основания приобретения, особенности правового режима отдельных видов имущества)

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, АО (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять ОГВ, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, — специальные ОГВ, ОМСУ, а также ЮЛ и граждане.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города ФЗ, АО, автономного округа.

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Собственность МО государственной не является, поскольку закреплена в КРФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с ЧС, государственной и иными.

Права собственника от имени МО осуществляют ОМС, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными НА (в частности, уставами МО), — специальные ОГВ, а также юридические лица и граждане.

В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну МО.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого МО. Ответственность по обязательствам МО ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений.

ifreestore.net

Правовой режим государственной и муниципальной собственности

Гражданский кодекс не устанавливает виды имущества, которое может принадлежать только государству, т.е. находиться в его исключительной собственности. В ст. 212 ГК РФ сказано, что законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В Российской Федерации к объектам исключительной собственности государства отнесены недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также некоторые природные объекты; объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны; имущество Вооруженных Сил; объекты оборонного производства; некоторые виды предприятий и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом. Все они объявлены исключительной федеральной собственностью и не подлежат не только приватизации, но даже и передаче в государственную собственность иных национально-территориальных или административно-территориальных образований.

Все иное имущество государства, по общему правилу, не имеет отличий в правовом режиме от имущества других собственников. Основную массу своего имущества государство распределяет среди имущественно обособленных и самостоятельных юридических лиц — государственных предприятий, учреждений и организаций.

В ст. 214 ГК РФ так и записано: имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы:

а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;

б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну РФ или государственную казну субъекта РФ.

rooler.ru

9.5.3. Право государственной и муниципальной собственности

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. принадлежащую и России, и субъектам Федерации (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или через действующих от своего имени юридических лиц (см., например, ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Если круг субъектов государственной собственности очерчен достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муници-пальной собственности: в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. (утратил силу с 1 января 2009 г.) вслед за Конституцией РФ и ГК РФ муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Так, в условиях Москвы не существует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра, хотя они и могут быть наделены широкими полномочиями по управлению принадлежащими городу объектами государственной собственности. Одновременно на территории, находящейся в административном подчинении Москвы, в пригородной зоне и в пределах городской черты, расположены города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности (Бутово, Жулебино и др.).

Множественность субъектов права муниципальной собственно-сти не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. (вступил в силу в полном объеме с 1 января 2009 г.) предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В соответствии со ст. 50 Закона 2003 г. субъектами муниципальной собственности являются поселения и муниципальные районы.

Объекты права собственности. Объекты гражданских прав под-разделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и на-ходящиеся в свободном обращении. Эта классификация распространяется и на объекты права государственной и муниципальной собственности.

В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали обо- ротоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 ГК РФ). Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению России и субъектов Федерации.

Правовой режим природных ресурсов установлен в Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, в Законах о недрах, о федеральных природных ресурсах и др. Гражданское законодательство закрепляет два принципиально важных положения: 1) природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью; 2) природные ресурсы могут отчуж-даться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, например, в ст. 8 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением обособленных водных объектов (пруд, обводненный карьеры), которые могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Таким образом, установлена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам.

Законом об общих принципах организации местного само-управления 2003 г. установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться:

указанное в законе имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В Законе 2003 г. перечислено имущество, которое может находиться в собственности поселений (ч. 2 ст. 50) и муниципальных районов (ч. 3 ст. 50).

В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Примерный перечень имущества, относящегося к недвижимости, приведен в п. 1 ст. 130 ГК РФ. В перечне не указано предприятие, правовой режим которого как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ.

Содержание права государственной и муниципальной собственности. Содержание права государственной и муниципальной собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые он осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности является элементом абсолютного правоотношения.

Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, не должно сказытаться на отношениях по реализации остальных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятель- ныши юридическими лицами.

Собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц. Правомочия собст-венника по содержанию и способам осуществления неизбежно ог-раниченны, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Государство действует в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву, поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

Законом об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. определяются особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (ст. 51).

От имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчу- ждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, закреплены в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности — Конституции РФ, ГК РФ, законах об общих принципах организации местного самоуправления; законах об охране окружающей среды, об использовании природных ресурсов и т.д. Таким образом, нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.

В Конституции РФ закреплены признаваемые в России формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция России и субъектов РФ в части установления правового режима важнейших объектов права собственности. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в отношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Например, когда Правительство РФ принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения. Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения.

Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Субъекты права государственной и муниципальной собст-венности — это сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов — административно-управленческих, социально-культурных, оперативно- хозяйственных. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления 1995 г. права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, — население непосредственно.

В составе государственной и муниципальной собственности различается имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений как не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане осуществляют права государственной и муниципальной собственности не от своего имени, а от имени субъекта права собственности — России, субъекта РФ или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права собственности присоединяется дополнительное и самостоятельное звено — в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество правом либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для этого оно должно получить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответствующего органа по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления, который дает его уже от имени собственника.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности непосредственно участвуют при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием закрепленным за ним недвижимым имуществом (а в унитарном казенном предприятии — и движимым). В осуществлении права собственности от имени собственников в этих случаях участвуют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, Российский фонд федерального имущества и их органы на местах.

knigi.news

Смотрите еще:

  • Право государственной собственности понятие Право государственной и муниципальной собственности Гражданское право Предмет и методы гражданского права Субъекты права государственной и муниципальной собственности Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство. Государственная собственность, в […]
  • Сброс сточных вод без разрешения Сброс сточных вод без разрешения Ответственность за нарушения законодательства об охране водных объектов Сообщение на сайт в рубрику "Прокурор разъясняет закон”. Ответственность за нарушения законодательства об охране водных объектов В ходе проведения Магнитогорской природоохранной […]
  • Кто не придет на страшный суд Страшный суд внутри нас Что такое Страшный суд, частично знает всякий человек. Даже если он не читал Евангелие, не слышал христианской проповеди и вообще не имеет веры. Знает, потому что у всех людей есть совесть. Еще до того, как откроются судебные книги и Судья Нелицемерный произнесет Свое определение о […]
  • Что будет если нарушил закон и уехал в армию Что будет если нарушил закон и уехал в армию Руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам. Административная ответственность за уклонение от призыва на военную службу Большинство правонарушений, которые совершают призывники при взаимодействии с военкоматом, регламентированы Кодексом об […]
  • Федеральные правила по сосудам Вопрос: Пунктом 66 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" запрещена установка в жилых, общественных и бытовых зданиях, а также в примыкающих […]
  • Фмс бланки заявления на вид на жительство Как заполнить бланк заявления на ВНЖ? Лента статей RSS: Поиск статей: "Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения." - п. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката. Разработаны ли в 2018 […]
  • Подоходный налог с одного дня Тяжелый путь подоходного налога Сегодня исполняется 215 лет со дня введения первого в мире подоходного налога. 13 января 1799 года специальный сбор с доходов населения был одобрен палатой лордов британского парламента и стал обязательным к уплате всеми подданными короля Англии. До этого монархами […]
  • Пособие детские в германии Пособия в Германии в том числе для нерезидентов 1. Kindergeld – детское пособие Данное пособие выплачивается родителям, имеющим детей в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим на территории Германии. Право на получение данного пособия возникает с первого месяца жизни ребенка либо с первого месяца его […]

Комментарии запрещены.