Приказ минтруда 514н от 24 июля 2018

Приказ минтруда 514н от 24 июля 2018

Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н

С 01 июля 2016 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…». В соответствии с вышеназванным постановлением профессиональные стандарты применяются поэтапно на основе утвержденных организациями планов по организации применения профессиональных стандартов. Постановлением установлен ряд требований к содержанию планов. Реализацию мероприятий планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г. Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов:

• Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – ФЗ № 197) • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – приказ Минтруда России № 544н);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее – приказ Минтруда России № 613н);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – приказ Минтруда России № 608н);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – приказ Минтруда России № 514н);

• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – приказ Минтруда России № 10н);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – приказ Минобрнауки № 499);

• Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

Материалы и документы

по введению профессионального стандарта в образовательной организации

Приказ руководителя образовательной организации «Об организации работы по переходу на профессиональные стандарты», где утверждается положение о рабочей группе и ее состав.

Положение о рабочей группе (комиссии) образовательной организации по переходу на профессиональный стандарт.

Протоколы заседаний рабочей группы (комиссии) образовательной организации.

План работы образовательной организации по переходу на профессиональный стандарт, согласованный с профсоюзом.

Приказ руководителя образовательной организации об утверждении Плана работы по переходу на профессиональный стандарт.

Протоколы общего собрания работников образовательной организации, рабочих совещаний, заседаний педагогического совета, органа государственно-общественного управления образованием, профессиональных объединений педагогов и т.д., где проводилась разъяснительная работа по применению профессионального стандарта.

Информационная папка с материалами по введению профессионального стандарта образовательной организации.

Информационный стенд с материалами по введению профессионального стандарта в образовательной организации.

Информация о профессиональном стандарте размещается на официальном сайте образовательной организации.

Список профессиональных стандартов, подлежащих применению в образовательной организации.

Список локальных актов и других документов образовательной организации, в которые следует внести изменения в связи с применением профессионального стандарта.

Поименный список работников образовательной организации, составленный на основе анализа квалификационных требований и личных дел работников (содержащихся в них документов об образовании и повышении квалификации) и содержащий вывод рабочей группы о том, требуется ли каждому из работников профессиональное обучение или профессиональное образование.

Приказ руководителя «Об организации обучения работников» с утверждением списка работников, нуждающихся в обучении и плана-графика обучения, с которым работники ознакомлены под личную подпись. План-график обучения работников согласуется с профсоюзом.

Карты самоанализа (анкеты) для работников, разработанные с целью выявления уровня владения профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Аналитическая справка (отчет) по итогам самоанализа работников.

Локальные акты образовательной организации с внесёнными в них изменениями:

штатное расписание; должностные инструкции; трудовые договоры; дополнительные соглашения к трудовым договорам; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности; положение о заработной плате (раздел «Стимулирующие выплаты работникам»); положение об организации работы по повышению квалификации работников и др.

Приказ руководителя образовательной организации о предполагаемой дате приема на работу новых работников с учетом требований профессионального стандарта.

Отчеты о выполнении Плана работы по переходу на профессиональный стандарт.

imc-kalina.ru

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Об апробации и внедрении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» см. письмо Минобрнауки России от 2 марта 2016 г. N 07-871

Регистрационный N 38575

Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

См. справку о профессиональных стандартах

должностную инструкцию психолога образовательной организации (психолога)

Профессиональный стандарт
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Персонал дошкольного воспитания и обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование начальное общее

Образование основное общее

Образование среднее общее

Образование профессиональное среднее

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования,

сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

Происхождение обобщенной трудовой функции

Возможные наименования должностей, профессий

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации *(3)

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Преподаватели в средней школе

Преподавательский персонал начального образования

3.1.1. Трудовая функция

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

номер профессионального стандарта

Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ

Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами

Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Использовать качественные и количественные методы психологического обследования

Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований

Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ

Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий

Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии

Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования

Теория и методы организации психологического исследования

Методы статистического анализа данных психологического исследования

Методы верификации результатов исследования

Методы интерпретации и представления результатов исследования

Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики

Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ

3.1.2. Трудовая функция

Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды

Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса

Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой

Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации

Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом

Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления

Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий

История и теория проектирования образовательных систем

Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса.

Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса

Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования

Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды

3.1.3. Трудовая функция

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам

Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам

Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам

Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности

Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Современные теории и методы консультирования

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития

Этические нормы организации и проведения консультативной работы

Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

3.1.4. Трудовая функция

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Происхождение трудовой функции

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся

Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся

Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций

Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы

Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся

Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками

Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями

Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы

Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи

Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами)

Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы

Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы

3.1.5. Трудовая функция

Психологическая диагностика детей и обучающихся

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы

Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся

Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов

Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности

Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня

Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования

Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов

Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям

Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи

Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции

Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня

Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей

Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи

Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Психология личности и социальная психология малых групп

3.1.6. Трудовая функция

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка

Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи

Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся

Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры

Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

3.1.7. Трудовая функция

Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения

Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения

Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию)

Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении

Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации

Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе

Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды

Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде

Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций.

Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи

Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития

Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива

Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии)

3.2. Обобщенная трудовая функция

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Психолог образовательной организации

Требования к профессиональному образованию и обучению

Высшее образование по профильным направлениям

Требования к опыту практической работы

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Преподавательский персонал специального обучения

Педагогика и психология

Специальная дошкольная педагогика и психология

Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

3.2.1 Трудовая функция

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)

Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса

Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

3.2.2. Трудовая функция

Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей

Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни

Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации

Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе

Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность

Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся

Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период

Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности

Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов

Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе

Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов

Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе

Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива

Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка

3.2.3. Трудовая функция

Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам

Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам

Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения

Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов

Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций

Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье

Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Современные технологии и методы консультирования

Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности

3.2.4. Трудовая функция

Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Регистрационный номер профессионального стандарта

Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения

Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации

Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям

Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность

Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типов

Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся

Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия

Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях

Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации)

Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся

Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы

Теория психологической коррекции

Методы и приемы индивидуальной психокоррекции

Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы

Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции

Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся

Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

3.2.5. Трудовая функция

Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Уровень (подуровень) квалификации

Заимствовано из оригинала

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося

Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов

Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям

Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи

Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе

Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями)

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи

Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Методы математической обработки результатов психологической диагностики

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва

Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр», город Самара

ГОУ «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», город Уфа, Республика Башкортостан

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва

ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).

*(4) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях — разработчиках.

К обобщенным трудовым функциям относятся психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. Сюда же входит оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 августа 2015 г.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

base.garant.ru

Смотрите еще:

  • Закон 331 фз Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 331-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Внести в статью 6 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации […]
  • Освидетельствование судов в эксплуатацию Приказ Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 г. № 102 "Об утверждении Положения о классификации и об освидетельствовании судов" В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства […]
  • Приложение 49 к приказу 24н от 29122012 Горячая линия (347) 291 20 70 Приказ Казначейства России от 29.12.2012 N 24н Документ опубликован не был Примечание к документу Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. Текст данного документа был изменен при его регистрации в Минюсте России. Текст в информационном банке […]
  • Приказ номер 113 Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. № 113 “Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным […]
  • Приказ мз рф 29062011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2011 г. N 21286 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 29 июня […]
  • Закон по московской области по алкоголю Закон Московской области от 27 апреля 2012 г. N 40/2012-ОЗ "О розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 19 апреля 2012 г. N 10/13-П) (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Наименование изменено с 27 […]
  • Приказ министерство образования и науки рф от 30082013 1014 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного […]
  • Приказ 2562 от 27102011 положение Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона […]

Обсуждение закрыто.