Проверка пожарной безопасности суд

Суд назначил гостинице штраф за нарушение требований пожарной безопасности

В Савёловском районном суде рассмотрена апелляционная жалоба генерального директора ЗАО «Бега» на постановления Управления по САО ГУ МЧС г. Москвы о привлечении ЗАО «Бега» к административной ответственности по ч.ч. 3, 4 ст. 20.4 (нарушение требований пожарной безопасности) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Сотрудниками Савёловской межрайонной прокуратуры была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в гостинице «Бега», в ходе которой установлено, что ЗАО «Бега» допустило нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме».

Так, при проведении проверки были выявлены следующие нарушения: не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; не проведена перекатка пожарных рукавов; электросветильники эксплуатируются со снятыми защитными колпаками (рассеивателями); запоры на дверях эксплуатационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания; покрытия полов ненадежно прикреплены к полу; система противодымной защиты находится в неработоспособном состоянии; помещение не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации.

В судебном заседании представитель ЗАО «Бега» не оспаривал факт выявленных нарушений, в качестве наказания просил суд назначить административный штраф или предупреждение.

При вынесении решения суд принял во внимание формы совершения правонарушений, единый характер проверочных действий надзорного органа, место проведения проверок и пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО «Бега» идеальной совокупности правонарушений по ч.ч. ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно п.2 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из этого судья признал ЗАО «Бега» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил организации административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

20 февраля 2017 года

Сообщение пресс-секретаря Савеловского районного суда города Москвы

www.mos-gorsud.ru

Арбитражный суд Калужской области

Организация внутренней деятельности суда

Объявление об открытии конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

Уважаемые посетители сайта и профессиональные участники арбитражных процессов! Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет Вас с главным государственным праздником — Днем России!

О мерах пожарной безопасности в суде

(утверждена приказом председателя Арбитражного суда Калужской области от « 26 » марта 2007 года № 21)

1. Общие положения.

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает меры по обеспечению пожарной безопасности в помещениях, принадлежащих Арбитражному суду Калужской области (далее — арбитражный суд) по адресу: г. Калуга, Ленина, д. 90.

1.2. Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях арбитражного суда (далее — Инструкция), является обязательной для исполнения всеми судьями и работниками аппарата арбитражного суда.

1.3. Инструкция разработана на основе Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313.

1.4. Все судьи и работники аппарата суда должны ежеквартально проходить инструктаж по мерам пожарной безопасности, проводимый руководителем аппарата суда — администратором.

1.5. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) несут руководители структурных подразделений арбитражного суда и должностные лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (далее — ответственные за обеспечение пожарной безопасности) приказом председателя арбитражного суда.

1.6. Ответственность за техническое состояние противопожарных систем возлагается на финансово-бухгалтерский отдел арбитражного суда.

1.7. При проведении в зданиях мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей, лица, ответственные за их проведение, должны обеспечить соблюдение настоящей Инструкции.

1.8. Руководители структурных подразделений арбитражного суда, ответственные за обеспечение пожарной безопасности обеспечивают проведение периодических осмотров всех служебных помещений, занимаемых соответствующим подразделением, с целью осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и содействуют своевременному выполнению норм и правил пожарной безопасности, предписаний, постановлений и других требований государственных инспекторов по пожарному надзору, предложений комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности арбитражного суда.

1.9. Лица виновные в нарушении Правил пожарной безопасности в зависимости от характера нарушений и последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и Правилами внутреннего распорядка для судей, Служебным распорядком, Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.10. К данной Инструкции прилагаются:

  • списки руководителей арбитражного суда, руководителя аппарата суда — администратора (или лиц, исполняющих обязанности на период их отсутствия), руководителей структурных подразделений арбитражного суда, размещенных в административном здании арбитражного суда, с указанием домашних адресов и телефонов для оповещения их при чрезвычайных ситуациях (приложение 1);
  • списки судей и работников аппарата арбитражного суда, ответственных за пожарную безопасность (утверждаются отдельным приказом председателя суда);
  • списки с номерами телефонов оперативно — дежурной службы вневедомственной охраны, дежурной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности суда, ближайшего отделения милиции и телефоны других необходимых организаций и аварийных служб (приложение 2).
  • 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

    2.1. Выполнение требований пожарной безопасности в помещениях арбитражного суда обеспечивается:

  • изданием ежегодного приказа председателя арбитражного суда о противопожарном режиме;
  • изданием по мере необходимости приказа председателя арбитражного суда о назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности здания арбитражного суда в целом и отдельных служебных помещений;
  • изданием Инструкции о мерах пожарной безопасности в арбитражном суде;
  • наличием плана действий в случае возникновения пожара;
  • наличием поэтажных планов эвакуации;
  • изданием Инструкции для дежурного персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
  • наличием ежегодного плана проведения тренировок (не менее двух раз в год) по эвакуации людей в случае возникновения пожара и справок о проведении данных тренировок;
  • наличием плана противопожарных мероприятий, составляемого на календарный год;
  • наличием журнала регистрации противопожарного инструктажа;
  • наличием журнала первичных средств пожаротушения;
  • наличием акта визуального осмотра (не менее одного раза в год) наружных пожарных лестниц;
  • наличием противопожарного уголка;
  • наличием пожарного щита;
  • наличием огнетушителей и своевременностью их проверки и перезарядки (не реже одного раза в квартал);
  • наличием и техническим обслуживанием автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, с ежегодной проверкой на работоспособность с составлением акта;
  • наличием знаков пожарной безопасности и указателей путей направлений эвакуации;
  • наличием и оборудованием рабочих мест дежурного персонала;
  • отсутствием глухих решеток на окнах;
  • содержанием территории, прилегающей к зданию арбитражного суда;
  • наличием ежегодного графика проверки состояния электрохозяйства;
  • 2.2. На каждом этаже арбитражного суда на видном месте должны быть:

  • вывешены таблички с указанием номера телефона пожарной команды, памятка действий при возникновении пожара и меры по его предотвращению;
  • на видных местах вывешены поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре, инструкция, определяющая действия судей и работников аппарата суда по обеспечению безопасной и быстрой их эвакуации, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех лиц задействованных для эвакуации.
  • Все судьи и работники аппарата суда руководителем аппарата суда — администратором должны быть ознакомлены с планом эвакуации и инструкцией по эвакуации.

    2.3. После окончания рабочего дня судьи и работники аппарата суда, ответственные в кабинетах за пожарную безопасность обязаны:

  • произвести уборку рабочего места;
  • убедиться в том, что все электроприборы обесточены (штепсельные вилки вынуты из электророзеток), окна и форточки плотно закрыты, проходы и пространство перед выходами из помещений свободны, электроосвещение отключено, входные двери закрыты на ключ;
  • опечатать входную дверь помещения мастичной печатью и сдать его под охрану, в том числе и техническими средствами.
  • Если при осмотре помещений будут выявлены нарушения настоящей Инструкции, то судьи и работники аппарата суда обязаны незамедлительно принять меры по их устранению.

    С целью предотвращения возникновения пожаров от пожароопасных факторов электрического тока (искрение, нагрев токоведущих частей, образование дугового разряда и т.п.) судьи и работники аппарата суда обязаны неукоснительно соблюдать Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, инструкции по эксплуатации электроприборов.

    3. Содержание объектов.

    3.1. Дороги, проезды и подъезды к зданию, где расположен арбитражный суд, к наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, а зимой — очищенными от снега и льда. Территории, прилегающие к зданиям, необходимо постоянно содержать в чистоте и систематически очищать от мусора, тары и других сгораемых материалов. Сгораемые отходы должны собираться на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики и регулярно вывозиться.

    3.2. Противопожарные системы (противодымная защита, средства пожарной автоматики, противопожарное водоснабжение) должны быть всегда в исправном состоянии.

    3.3. При реконструкции зданий и перепланировке помещений, при изменении их функционального назначения должны соблюдаться противопожарные требования действующих СНиПов.

    3.4. Наружные пожарные лестницы должны находиться содержаться в исправном состоянии и ежегодно проверяться руководителем аппарата суда — администратором на соответствие требованиям нормативно-технических документов по вопросам пожарной безопасности.

    3.5. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений. При нахождении людей в помещении двери можно закрывать лишь на внутренние, легко открывающиеся запоры.

    3.6. Коридоры и тамбуры должны быть свободны, на них не должны размещаться предметы, препятствующие передвижению людей.

    3.7. Световые указатели «Выход» должны находиться в исправном состоянии и быть постоянно включенными.

    3.7. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия в помещениях должны быть надежно прикреплены к полу.

    3.8. В коридорах должны быть вывешены на видных местах схемы-планы эвакуации и таблички с фамилиями лиц, ответственных за противопожарное состояние.

    3.9. Внутри служебных кабинетов должны быть вывешены таблички с указанием фамилии лица, ответственного за противопожарное состояние кабинета и номеров телефонов службы охраны.

    3.9.1. При эксплуатации зданий и помещений запрещается:

  • производить электросварочные и другие пожароопасные работы без оформления соответствующего разрешения;
  • оставлять без присмотра включенные в электросеть компьютеры, телевизоры, пишущие машинки, копировально-множительнуютехнику и другое электрооборудование;
  • проводить уборку служебных помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • хранить и применять в помещениях суда легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, взрывчатые вещества и материалы;
  • использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для хранения оборудования, мебели и др.;
  • оставлять открытыми двери технических помещений, электрощитовых и вентиляционных камер;
  • снимать предусмотренные проектом двери в вестибюлях и холлах, коридорах, тамбурах и на лестничных клетках;
  • применять на путях эвакуации горючие материалы для отделки, облицовки, окраски стен и потолков в помещениях и на лестничных клетках, а также использовать обычное стекло вместо армированного при остеклении;
  • фиксировать в открытом положении самозакрывающиеся двери на лестничных клетках, в коридорах, холлах и тамбурах;
  • загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери эвакуационных выходов, проходы, коридоры, тамбуры и лестницы;
  • пользоваться поврежденными электроустановками;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники без колпаков (рассеивателей), предусмотренных их конструкцией;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими нагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов;
  • использовать нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
  • использовать пожарные насосы и рукава пожарных кранов для хозяйственных нужд;
  • допускать хранение в служебных помещениях баллонов со сжатым газом, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • допускать хранение документов и других сгораемых материалов на радиаторах отопления, подоконниках и других пожароопасных местах.
  • 3.9.2. В целях предупреждения пожаров (возгораний) в помещениях Арбитражного суда Калужской области и в здании в целом, создания безопасных условий для эвакуации людей запрещается:

  • курить и пользоваться открытым огнем в рабочих кабинетах, туалетах, коридорах, на лестницах, у центрального входа в здание арбитражного суда, бросать на пол, в урны и мусоросборники, не погашенные сигареты и спички (курение допускается только на улице);
  • пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений, приготовления и разогрева пищи вне специально отведённых мест и помещений;
  • пользоваться электроприборами, потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети (электрочайники, электрообогреватели и т.п.), а также включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;
  • оставлять без присмотра и по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;
  • подключать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;
  • пользоваться неисправными электровыключателями, электророзетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопчёнными контактами, с надёжно незакреплёнными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами, светильниками без колпаков), подключать к электросети неисправные электроприборы;
  • производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований «Правил устройства электроустановок». Использовать для защиты электросети некалиброваные плавкие вставки или автовыключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое значение для электросети. Все работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;
  • подключать к электросети неисправные электроприборы;
  • загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;
  • использовать имеющиеся средства пожаротушения не по назначению.
  • 4. Первичные средства пожаротушения.

    4.1. Судьи и работники аппарата суда должны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила их применения, обучаться приемам пользования средствами пожаротушения.

    4.2. Средства пожаротушения и противопожарной автоматики должны соответствовать срокам годности и техническим условиям эксплуатации, постоянно содержаться в исправном состоянии и в полной готовности к действию при обнаружении пожара и к его ликвидации.

    4.3.Пожарные шкафы, в которых размещаются первичные средства пожаротушения (пожарный запорный кран с соединительной головкой, пожарный напорный рукав с присоединенным к нему пожарным стволом, огнетушители), должны иметь приспособления для опломбирования.

    4.4. Огнетушители размещаются в легкодоступных местах, где исключено попадание на них прямых лучей и непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов, на высоте от пола не более 1,5 м .

    Огнетушители подлежат содержанию в исправном состоянии, периодическому осмотру, проверке и своевременному перезаряжению.

    4.5. Требования к выбору, размещению и техническому обслуживанию огнетушителей изложены в нормах пожарной безопасности (НПБ 166-97. Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации).

    5. Действия судей и работников аппарата суда при пожаре.

    5.1. При обнаружении пожара или его признаков (дым, запах гари и др.), каждый человек обязан немедленно:

  • сообщить об этом в городскую пожарную охрану по телефону 01 (при этом необходимо сообщить точный адрес здания, полное наименование организации, место возникновения пожара или обнаружения признаков пожара, вероятную возможность угрозы людям, а также другие сведения, необходимые диспетчеру пожарной охраны. Кроме того, следует назвать себя и номер телефона, с которого делается сообщение о пожаре);
  • оповестить о пожаре или его признаках людей, находящихся поблизости, и принять необходимые меры для эвакуации всех людей из здания (из опасной зоны), тушения пожара при помощи первичных средств пожаротушения и по обеспечения сохранности материальных ценностей.
  • При эвакуации людей необходимо использовать ближайшие лестничные клетки согласно схемам-планам эвакуации.

    Во время пожара не следует открывать окна, разбивать стекла, а покидая помещение необходимо закрывать за собой все двери и окна.

    При появлении опасных факторов пожара (дым, потеря видимости, высокая температура, токсичные пары горения) следует немедленно эвакуироваться в безопасную зону. При возможности сообщить о пожаре руководству арбитражного суда, руководителю аппарата суда — администратору, дежурному наряду вневедомственной охраны и судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности суда и всем людям, находящимся в здании.

    5.2. Руководитель структурного подразделения арбитражного суда и ответственный за обеспечение пожарной безопасности, находящиеся на месте пожара обязаны:

    • продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану по телефону 01;
    • организовать эвакуацию людей и ценностей, используя все имеющиеся силы и средства;
    • при необходимости обеспечить отключение электроэнергии, выполнить мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымлению;
    • прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по тушению пожара.
    • при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, необходимые аварийные службы города;
    • выделить для встречи пожарных подразделений лицо, знающее планировку помещений, расположение подъездных путей и водоисточников;
    • доложить о пожаре вышестоящему руководству.
    • руководить тушением пожара до прибытия пожарных подразделений;
    • 6. Обязанности ответственного за противопожарное состояние помещения.

      6.1. Ответственный за противопожарное состояние помещения обязан:

    • следить за соблюдением в помещении арбитражного суда судьями и работниками аппарата суда требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) и настоящей Инструкции;
    • не допускать курения в неустановленных местах;
    • требовать от судей и работников аппарата суда своевременной уборки рабочих мест от горючих материалов и отключения электроприборов от сети по окончании рабочего дня;
    • следить за сохранностью и исправностью закрепленных первичных средств пожаротушения;
    • информировать руководство арбитражного суда о нарушениях мер пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара.
    • 7. Порядок пользования первичными средствами пожаротушения.

      7.1. При использовании огнетушителя ОУ-3 следует:

    • направить раструб, удерживая чеку за рукоятку, в очаг горения, выдернуть чеку, открыть запорно-пусковое устройство, направить поток углекислоты на очаг горения;
    • соблюдать меры безопасности (не браться за раструб голыми руками, так как его температура достигает минус 80 градусов);
    • огнетушитель не переворачивать и не держать горизонтально.

    7.2. При использовании огнетушителя ОП-3 следует:

  • поднести к месту пожара, выдернуть чеку и нажать на рычаг;
  • взять ствол, нажать на рукоятку, направить струю на очаг пожара и тушить пламя с расстояния не более 3 метров.
  • kaluga.arbitr.ru

    Суд не стал закрывать ТРЦ «Алатырь» из-за нарушения правил пожарной безопасности. Пока

    Надзорное ведомство требовало приостановить эксплуатацию центра до устранения нарушений правил пожарной безопасности. В качестве третьих лиц к делу были привлечены МЧС и ООО «Парк один» , которое управляет батутным парком «Разгон». По словам представителей прокуратуры, в ТЦ «Алатырь» в апреле проводилось две проверки: 9 апреля надзорные органы нашли 36 нарушений, 17-го — 15 замечаний.

    Нарушения были допущены как собственником ТРЦ (управляющая компания ТЭН), так и арендаторами — магазин «Медиамаркт», детский магазин, супермаркет «Карусель». До суда их привлекали к административной ответственности. Среди главных нарушений — состояние огнетушителей, заставленные эвакуационные выходы. Кроме того, по требованию надзорных органов в фитнес-зале на шестом этаже должна была быть организована несгораемая отделка. По словам представителя ответчика, все нарушения по состоянию на сегодняшний день устранены.

    Вопросы у судьи возникли, в частности, к батутному парку «Разгон», на месте которого по документам должно было быть организовано кафе и боулинг. Но в 2009 году в ТРЦ «Алатырь» провели перепланировку внутри здания, которая не отражена в документации.

    Суд принял решение отложить рассмотрение иска до 28 мая, чтобы получить документы из БТИ, из которых станет известно, была ли согласована перепланировка и создание батутного парка.

    Прокуратура отчиталась о проверке в семи ТРЦ Екатеринбурга. Антирейтинг пожарной безопасности

    Напомним, массовые проверки прокуратурой ТЦ связаны с трагедией, произошедшей в Кемерово: в конце марта в одном из торговых центров города разгорелся пожар, 60 человек, большинство из которых дети, не смогли выбраться из здания. Чтобы не допустить повторения ситуации, в Екатеринбурге прокуратура открыла горячую линию по нарушениям безопасности в ТРЦ. За это время на нее поступили 92 сообщения. Каждое из них обязательно проверят. Сообщать о запертых эвакуационных выходах, отсутствии планов пожарной эвакуации и других нарушениях можно по телефону прокуратуры Екатеринбурга 8 (343) 229–29–54.

    Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
    Подписывайтесь на резервный канал.

    66.ru

    Хочу разобраться с пожарной безопасностью в торговых центрах

    Сейчас все обсуждают пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Это страшная трагедия. Я хочу как гражданин понять все с точки зрения закона. Мои вопросы вам как экспертам:

    1. Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
    2. Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
    3. Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
    4. Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?
    5. Я понимаю, что эта тема вызывает много эмоций, но статьи о морали и нюансах трагедии я почитаю в другом месте. Хотелось бы разобраться без спекуляций. Расскажите, как это все выглядит с точки зрения российского права.

      Дмитрий Викторович, мы вместе со всей страной переживаем эту трагедию и передаем слова поддержки жителям Кемерово, всем пострадавшим и их семьям.

      В ситуации с пожаром сейчас разбирается следствие. Мы не можем давать оценок тому, что произошло в «Зимней вишне». По-человечески это трагедия, а что это по закону — разберутся эксперты. Надеемся, виновных найдут и накажут. Всем, кого коснулась беда, желаем терпения и сил.

      Вы спрашиваете о правовой стороне вопроса. Вот как обстоят дела.

      Коротко о главном

      На ваши вопросы можно ответить так:

    6. Законы. Законов и регламентов о пожарной безопасности более чем достаточно. Разбираться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
    7. Компенсации. Пострадавшие могут требовать возмещения материального и морального вреда. Деньги будет выплачивать тот, кого суд признает виновным, или его работодатель. Иногда компенсации выплачивают из бюджета.
    1. Законы. Разобраться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
    2. Ответственность. За соблюдение требований пожарной безопасности могут отвечать все: от директора предприятия до губернатора. Кто нарушил закон и как за это наказывать, решают эксперты и суд.
    3. Проверки. Надзорные каникулы есть для плановых проверок, но может пройти внеплановая. Проверки систем и требований проводятся не только после запуска торгового центра, но и на этапе ввода в эксплуатацию. Объект даже строить не начнут, если проект не отвечает правилам пожарной безопасности. Если в городе работает торговый центр, то формально он безопасен. Как на самом деле — зависит от честности и добросовестности ответственных лиц.
    4. Законы и правила созданы для того, чтобы в торговом центре было безопасно, при пожаре срабатывала система тушения и оповещения, эвакуационные выходы были открыты, а сотрудники слаженно помогали посетителям покинуть опасное место. Но закон не поможет, если его не исполняют. Документы не могут заранее защитить от коррупции, некомпетентности, разгильдяйства и халатности. Вся надежда на совесть и профессионализм людей.

      Какие законы регулируют пожарную безопасность

      О требованиях пожарной безопасности есть много нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, закон № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» или «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

      Там написано, что любое здание должно быть спроектировано и построено так, чтобы при его эксплуатации не возник пожар, не произошло задымление, не повреждалось имущество и люди были защищены от огня. А если даже пожар случится, то последствия удастся быстро минимизировать.

      Пожарную безопасность регулируют госты, снипы, правила и нормы — их очень много. Есть документы, которые не имеют силы закона, но тоже помогают соблюдать требования пожарной безопасности: МЧС дает официальные разъяснения в письмах, Верховный суд изучает законность градостроительных норм, департаменты здравоохранения на местах следят за готовностью медучреждений.

      Со стороны государства сделано все, чтобы каждый проектировщик, застройщик, инженер и специалист по технике безопасности знал, как именно он должен работать, что проверять и чем защищать объект и людей от пожара.

      Требования к пожарной безопасности

      По закону этому аспекту должно уделяться внимание еще на этапе проектирования — до того, как здание вообще разрешили строить. Нужно заранее просчитать, как к участку подъедут пожарные машины, какой ширины будут лестницы, коридоры и дверные проемы. Застройщик и собственник должны понимать, какие материалы нужно использовать, где их покупать и какие документы требовать у поставщика.

      Без этого нельзя даже оценить инвестиционную привлекательность проекта и провести планировку территории. Если от торгового центра до ближайшего здания будет меньше расстояния, чем положено по закону, разрешение на строительство выдавать не должны (по идее). И тогда весь проект может оказаться под вопросом: изменить параметры застройки не всегда возможно и бывает проще не строить.

      При вводе в эксплуатацию и после запуска объекта контролируется множество показателей, например давление противодымной вентиляции в разных зонах здания, количество систем для проверки, формулы расчета допустимых значения, количество датчиков для оповещения и даже их громкость, вид автоматических ворот в зоне погрузки, места установки и скорость струи противодымных завес, знаки, возможность автоматического и ручного включения.

      Все подробно описано, есть формулы для расчета — к документам вопросов нет. Может быть, регламенты и снипы нужно сделать более понятными для предпринимателей, упростить и иногда даже уменьшить требования. Но всегда можно нанять специалиста или проконсультироваться в МЧС . Непонимание регламента и сложность снипа не повод вообще их не соблюдать.

      На объектах с массовым пребыванием людей каждые полгода должны проводиться тренировки по эвакуации людей при пожаре. Это обязательное условие, а не прихоть владельца объекта. Во время такой тренировки может выявиться сбой в работе системы и коллектива — будет повод исправить ошибки, пока не случилась беда.

      У каждого объекта должны быть декларация пожарной безопасности и много инструкций, журналов, приказов и внутренних регламентов. Все это результат большой и сложной работы, поэтому стоит недешево.

      Испытания и проверки должны проводиться до того, как откроется первый магазин и первый посетитель войдет внутрь. Если бы все эти нормы соблюдались и строго контролировались, пожар или не случился бы вообще, или его быстро потушили бы, или хотя бы все люди сумели бы благополучно покинуть объект. По закону нужно заранее предусматривать даже места, через которые в зону пожара можно будет подавать огнетушащие вещества. То есть контроль должен быть на всех этапах и никакой тайны для специалистов в этом нет.

      Вот всего лишь несколько нормативных документов:

      К сожалению, закон сам себя не исполнит. Его мало принять, нужно еще исполнять и требовать исполнения. А с этим бывают проблемы.

      Кто несет ответственность за пожарную безопасность на объектах

      За нарушение требований пожарной безопасности виновных можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

      Можно наказать всех, кто виноват и не соблюдает правила:

    5. Собственников объекта.
    6. Руководителя компании.
    7. Лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность.
    8. Поставщиков материалов.
    9. Специалистов, которые проводят пожарный аудит.
    10. Чиновников, которые выдают разрешения и проводят проверки.
    11. Руководителей органов власти и местного самоуправления.
    12. Разобраться, кого именно привлекать к ответственности и по какой статье, должны следователи. Бывают случаи, когда все очевидно. Но с этим нельзя торопиться: нужно установить, кто конкретно нарушил, в чем выразилось нарушение, к чему оно привело. По одному и тому же случаю кого-то могут оштрафовать, а кого-то — посадить в тюрьму или снять с должности. Это решит суд.

      Дисциплинарная ответственность

      Если сотрудник не выполняет свои обязанности по пожарной безопасности, к нему могут применить замечание, выговор или увольнение. Например, директор торгового центра выяснит, что охранник или инженер нарушают требования: не проводят инструктажи, не следят за огнетушителями, не ведут журналы учета. Он кому-то сделает замечание, а кому-то — выговор. Обнаружит нарушение еще раз — может уволить по статье.

      Дисциплинарная ответственность касается и госслужащих, например сотрудников пожнадзора. У них свой регламент и больше вариантов взысканий.

      Если выяснится, что инспектор не провел проверку, закрыл глаза на нарушение, выдал незаконное разрешение, его могут уволить. У руководителей организаций и органов власти есть все полномочия разобраться с безответственными сотрудниками. Другой вопрос, пользуются ли они этими полномочия и не допускают ли сами бездействия.

      Административная ответственность

      Она зависит от вида нарушения и последствий. Если инспектор при проверке выяснил, что в коридорах не хватает огнетушителей, а в журналах нет подписей, просто выпишут штраф и заставят все исправить. Штраф для директора может составить 15 тысяч рублей, а для фирмы — от 150 до 200 тысяч. Если виноват директор торгового центра, то накажут и компанию, и человека.

      Но если из-за нарушений возник пожар и есть пострадавшие, штрафы для всех будут больше, а объект могут закрыть на несколько месяцев.

      Если нарушение допустил эксперт, который проводил оценку рисков и подписывал заключение, его могут дисквалифицировать на три года.

      Отдельная ответственность предусмотрена за нарушения при проверках.

      Уголовная ответственность

      Уголовная ответственность касается только людей: организации и ведомства по статьям УК привлечь нельзя.

      Все виды ответственности в зависимости от последствий нарушений перечислены в ст. 219 УК . Например, за тяжкий вред могут выписать только штраф и лишить права занимать определенные должности.

      Если погибли люди, штрафом уже не отделаться — там принудительные работы или срок до семи лет.

      В статье 219 написано, что по ней наказывают за нарушения, которые произошли по неосторожности. Это значит, что было преступное легкомыслие или небрежность. Неосторожность — это не когда что-то произошло случайно, хотя вроде бы никто не хотел. Если человек понимал, что его действия могут привести к вредным последствиям, но самонадеянно рассчитывал, что ничего не случится, — это тоже неосторожность и повод для уголовной ответственности.

      Если в действиях виновников найдут умысел, их привлекут по другим статьям. Например, по ст. 167 УК — за умышленное уничтожение имущества общественно опасным способом. За это могут дать до пяти лет. Есть статья 168 УК об уничтожении имущества при неосторожном обращении с огнем.

      Ответственность чиновников

      Соблюдать требования пожарной безопасности должны и представители власти. По закону они отвечают за правовое регулирование и оценку соответствия объектов установленным требованиям. Например, должны вовремя провести проверку, выписать предписание, вынести постановление, закрыть торговый центр.

      У МЧС есть свой регламент, в котором целый список полномочий для пожарного надзора, проверок и наказаний нарушителей. Это их государственная функция, и в этом смысл их работы.

      Для чиновников, госслужащих и инспекторов тоже предусмотрены все виды ответственности — могут и посадить. Но степень вины и вид нарушений должен установить суд. До этого во всем еще предстоит разбираться следствию. В результате могут вскрыться и другие преступления. Например, дача взятки или нарушения в работе спасательных служб, составлении градостроительных норм, статистическом учете и даже в проведении госзакупок.

      В результате расследования виновных в нарушениях могут привлечь к ответственности по нескольким статьям УК , даже напрямую не связанных с пожарной безопасностью: за злоупотребление полномочиями, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности. В уголовном кодексе для таких преступлений есть целая глава.

      Возмещение вреда

      Независимо от вида ответственности для виновников пострадавшие могут требовать компенсацию вреда по ст. 1064 ГК . Компенсацию будет выплачивать тот, кто непосредственно причинил вред или отвечает за него.

      За сотрудников, которые причинили вред при исполнении должностных обязанностей, несет ответственность работодатель. Это касается тех, кто работает по трудовому договору, и тех, кого наняли по гражданско-правовому. Например, когда по вине врача умирает пациент, вред компенсирует больница, а не врач.

      Если будет установлено, что вред причинен по вине госорганов или представителей власти, возмещать его будет государство — за счет бюджета.

      Вред может быть моральный и материальный. Суммы компенсаций обычно тоже определяет суд, хотя могут выплатить и добровольно. Вред имуществу нужно обосновать, а выплаты за моральный вред будут зависеть от причиненных страданий, конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей потерпевших.

      Есть еще одна гарантия: по закону о пожарной безопасности граждане имеют право участвовать в расследовании причин пожара, который нанес ущерб их здоровью и имуществу.

      По решению властей могут быть другие выплаты и помощь, вплоть до обеспечения жильем или льгот.

      По закону можно проверять, как на объектах соблюдаются требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановыми и внеплановыми.

      Для плановых проверок действительно бывают каникулы — три года со дня ввода в эксплуатацию. При условии, что при сдаче объекта все было в порядке, нет нарушений и предписаний. Считается, что если нарушения есть, то объект в принципе не должен был открыться.

      А вот для внеплановых проверок таких ограничений нет. Оснований для них больше, чем для плановых. Не будем перечислять все, но инспектор пожнадзора мог запросто прийти с проверкой в этот или любой другой торговый центр в любой день. Если бы нашлись нарушения, то были бы законные основания оштрафовать ответственных лиц, заставить их выполнить требования и даже закрыть объект ради безопасности людей. На любой объект можно прийти с проверкой с санкцией прокурора. Все отсылки к надзорным каникулам для проверок пожарной безопасности несостоятельны.

      Как защититься в случае пожара

      До недавнего времени казалось, что в общественных местах и объектах, где бывает много людей, о нас позаботились. Можно было предположить, что государство приняло законы, чиновники на местах честно выдали разрешение на строительство или реконструкцию, инспекторы все проверили, директора закупили качественные материалы и назначили ответственных, охранники прошли инструктаж и знают, как оказать помощь.

      Считалось, что у пожарных достаточно машин и оборудования и что зрителей никогда не закроют в кинотеатре.

      Была надежда, что даже если в современном торговом центре случится пожар, то его смогут быстро потушить: везде ведь на потолках есть датчики, разбрызгиватели и вентиляционные решетки. Отдавая детей в детскую комнату, родители были уверены, что уж там-то они точно в безопасности и под присмотром.

      Нельзя быть уверенным ни в чем. Даже при строгих законах и требованиях всегда есть человеческий фактор, разгильдяйство, халатность и жажда наживы.

      Заботьтесь о себе сами, потому что больше этого никто не сделает:

    13. Узнайте о правилах поведения во время пожара.
    14. Проинструктируйте детей на случай чрезвычайных ситуаций. От всего застраховаться нельзя, но хотя бы элементарные правила поведения и первой помощи могут спасти жизнь.
    15. Не стесняйтесь задавать вопросы администрации торгового центра, кинотеатра, директору школы и детского лагеря. Узнайте о путях эвакуации на объектах, где часто бываете. Требуйте, чтобы двери открывались, а лестничный пролет не был заставлен коробками.
    16. Купите домой огнетушитель. Установите под потолком датчик задымления. Это стоит недорого, и это работает.
    17. Проверьте, как соблюдаются требования пожарной безопасности в вашем доме: есть ли подъезд для пожарной машины и лестницы для наружной эвакуации, не поджигает ли кто-то траву во дворе. Ответственность за это несет в том числе управляющая компания.
    18. Если заметите, что где-то нарушаются требования пожарной безопасности, жалуйтесь в МЧС или прокуратуру. Пусть там разбираются. Требуйте ответа по своей жалобе и контролируйте, какие меры были приняты. По-другому никак.
    19. Подумайте о близких: застрахуйте свою ответственность и жизнь.
    20. journal.tinkoff.ru

      Смотрите еще:

      • Правила для клиентов такси Правила для пассажиров и водителей Клиент имеет право: 1) Попросить водителя закрыть или открыть окно (при обоюдном согласии), выключить или убавить громкость радио. 2) Попросить остановиться в нужном месте, например, для совершения покупок, если это не противоречит ПДД. Время простоя такси в этом случае […]
      • Ст99 закона 229-фз Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве" С изменениями и дополнениями от: 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 […]
      • Правила предоставления жилищных услуг гражданам Услуги ЖКХ по Постановлению Правительства РФ N 354 Предоставление коммунальных услуг в многоквартирных и частных жилых домах осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением […]
      • Прокат авто в уфе без залога Автопарк. Аренда авто в Уфе без водителя. Эконом класс от 1 100 руб./сутки от 1 200 руб./сутки от 1 500 руб./сутки Комфорт класс от 2 300 руб./сутки от 2 200 руб./сутки от 2 500 руб./сутки Бизнес класс от 3 000 руб./сутки от 3 500 руб./сутки от 4 000 руб./сутки от 4 800 руб./сутки от 5 900 […]
      • Статья увольнения работника не прошедшего испытательный срок Увольнение как не прошедшего испытательный срок Обновление: 17 мая 2016 г. Получен вопрос: «Новая сотрудница не прошла испытательный срок на работе. Как ее правильно уволить?» Ответ на этот вопрос содержится в статье 71 Трудового кодекса РФ. Рассмотрим его в данной статье. Общий порядок увольнения не […]
      • Подписан приказ об увольнении в запас 2014 Подписан приказ об увольнении в запас 2014 Юридическая компания "РИМ" юридические услуги услуги адвоката юридические консультации юридическое сопровождение деятельности организаций и ИП Скажите, пожалуйста, когда выйдет приказ об увольнении солдат срочный службы на весну-лето 2014 года? В марте или […]
      • Как оплатить штраф через приват24 Как оплатить штраф за нарушение ПДД в Украине? Способ 1 - через терминал полицейскогоБыстро, удобно, надежно, однако такими терминалами оснащены далеко не все полицейские, да и для оплаты “здесь и сейчас” у вас должны быть банковская карта и с достаточным количеством денег на ней. Способ 2 - в управлении […]
      • Нарушение знака обгона штраф Штрафы за нарушение знака «Обгон запрещен» Движение транспортного средства по дороге сопряжено со многими маневрами: это и поворот, и перестроение в соседнюю полосу, а также опережение ТС, которое, по мнению обгоняющего водителя, едет недостаточно быстро. Сам по себе маневр несложный, если соблюдать […]

    Комментарии запрещены.