Роль собственности в реструктуризации

Общие закономерности реструктуризации собственности в переходной экономике

рансформация институтов собственности в ходе приватизационных процессов в переходных экономиках свидетельствует о становлении и развитии нового (по содержанию) института корпоративной собственности. Как и всякий институт, понимаемый как создаваемые людьми рамки поведения – устойчивые нормы, формальные и неформальные правила, принципы, установки, культурные образцы, которые регулируют их взаимодействие, институт корпоративной собственности формируется и утверждается при появлении новых целей и требует появления специфических средств для своего функционирования. Цель предприятия переходного периода формулируется самими предприятиями как выживание и развитие в новой социально-экономической среде, а специфическим средством оказывается так называемая реструктуризация (реактивная, если цель – выживание, глубокая, если цель – стратегическое развитие).

Взаимодействие участников корпоративной собственности в процессе реструктуризации предприятий во многом определяется специфическими качественными характеристиками корпоративной собственности, а именно, составом, типом и потенциалом корпоративных собственников. Очевидно, что всякий корпоративный собственник, будь то физическое или юридическое лицо, относится к той или иной группе (составу), типу и обладает некоторым потенциалом, измеряемым не только размером собственности (пакетом акций – в терминах структуры корпоративной собственности), но и конечной эффективности. Таким образом, развитие института корпоративной собственности во многом определяет как вероятность осуществления реструктуризации, так и ее глубину.

К числу институализирующих факторов, определяющих развитие корпоративной собственности в разрезе состава собственников и структуры собственности, относятся, во-первых, методы приватизации и, во-вторых, технологии приватизации (в терминологии О. Гаврилюшина и Донала МакГеттигана [1] – способы ускорения приватизации). К этой же группе факторов можно отнести и способы приватизации *, разнообразие которых в России, например, было довольно велико.

Практическая приватизация использует самые разные методы, начиная с прямых продаж, как это принято во многих экономиках на Западе, и кончая методами массовой приватизации, распространенными во многих странах с переходной экономикой. Спектр основных методов приватизации включает реституцию, разовые прямые продажи предприятий и выставление их акций (активов) на продажу, выкупы менеджерами, выкупы служащими, а также массовую приватизацию.

В странах с переходной экономикой применялись самые разнообразные методы и их комбинации, которые привели к радикально противоположным результатам как в терминах структуры собственности, так и в отношении достижения совокупной эффективности.

Мировой Банк (1996), выделив основные методы приватизации, применяемые в разных странах с переходной экономикой, приводит следующие данные (см. табл. 1.1.).

Методы приватизации средних и крупных предприятий (в %)

Выкупы менеджерами и служащими

Ваучерная приватизация с равным участием

Остаются в госсобственности

Очевидно, что продажи внешним собственникам играли важную роль в Эстонии и Венгрии, выкупы менеджерами и служащими охватили более половины приватизированных российских предприятий, а в Чешской Республике этот метод не применялся вообще. Ваучерная приватизация с равным участием всего населения проводилась в Чешской Республике и Литве, в то время как в Венгрии этого совершенно не практиковалось. Реституция, видимо, окажется значимым механизмом приватизации только в Эстонии. Наконец, в большинстве стран, исключая Эстонию, очень большая доля капитала средних и крупных предприятий осталась в собственности государства. Понятно, что никакой систематической взаимосвязи между исходными условиями страны и проводимыми в ней методами приватизации не наблюдается, но также очевидно и то, что структура приватизированной собственности и состав новых собственников определяются в первую очередь методами приватизации.

Технологии, или способы ускорения массовой приватизации – такие, как ваучеры, применявшиеся в Чехии и России и обеспечившие равное участие населения в приватизации, также оказали серьезное, но разнонаправленное влияние на состав собственников (в Чехии собственность перешла в руки аутсайдеров, в России – инсайдеров), и структуру собственности (в Чехии крупнейшими собственниками стали инвестиционные фонды, в России – менеджеры и трудовые коллективы).

Способы приватизации, используемые в России, «работали» в том же направлении, что и методы, – в пользу инсайдеров. Добавим лишь, что аренда предприятий (как с правом, так и без права выкупа), широко развернувшаяся в СССР и России с ноября 1989 г ., но остановленная в июле 1992 г . после вступления в силу Закона о приватизации, давала этим предприятиям значительно более широкие возможности выбора (не менее шести вариантов) приватизационной стратегии, чем варианты льгот государственных предприятий *.

Тип собственника и его потенциал в процессе институализации корпоративной собственности определяются другой группой факторов, к которым разные авторы относят достаточно близкие критерии одного порядка:

· соотношение власти служащих, менеджеров и внешних собственников, измеряемых не столько размерами пакетов акций в их собственности, сколько способностью осуществления контроля над предприятием;

· разделение собственности и контроля [2] ;

· действенность механизмов контроля по защите участников корпоративных отношений от произвола менеджеров [3] ;

· соотношение интересов различных групп акционеров и менеджеров, правовые гарантии мелких акционеров на участие в управлении;

· приобщенность предприятий с собственностью служащих к корпоративной культуре.

Многочисленные данные свидетельствуют, что склонность и способность к достаточно глубокой реструктуризации в странах с переходной экономикой демонстрирует очень узкий круг собственников, главным образом, иностранные участники, включенные в большие инвестиционные проекты, предусматривающие стратегическую реорганизацию и переориентацию фирмы. Как правило, наличие в составе корпоративных собственников иностранного партнера оказывается необходимым условием глубокой реструктуризации предприятия и подразумевает доступ к ресурсам, достаточным для финансирования реструктуризации.

На российских предприятиях участие иностранных партнеров невелико, а на средних по размеру предприятиях Сибирского региона, включенных в серию обследований 1994 –1996 гг., вообще единично. Спектр исходной структуры корпоративной собственности в России не подходит ни к одной из двух глобальных моделей, наблюдаемых в развитых экономиках: англо-американская модель с собственностью рассеянных аутсайдеров, и континентально-японская модель с простой концентрацией собственности аутсайдеров нефинансовыми институтами (Германия) или банками (Япония).

Таким образом, проблема приватизированного сектора российской экономики заключается в том, что исходная структура корпоративной собственности не продуцировала концентрированной собственности в руках внешних акционеров – аутсайдеров, способных финансировать рост и стать эффективными собственниками. Преобладание в России собственности инсайдеров, т.е. контроль предприятий внутренними акционерами, связано с тем, что сама приватизация была возможна только под контролем самих инсайдеров. Глубокая же реструктуризация требует концентрированной собственности аутсайдеров, поскольку фирмы с собственностью инсайдеров оказываются неспособными заработать или привлечь необходимый для реструктуризации капитал; кроме того, интересы меньшинства аутсайдеров остаются незащищенными, и поэтому меньшинству трудно нарастить акционерный капитал. Однако «вырвать» собственность из рук инсайдеров, получивших в ходе приватизации колоссальные привилегии, совсем непросто, да и механизмы «перехода» собственности от инсайдеров к аутсайдерам находятся пока в стадии «отлаживания».

При этом весьма настойчиво проявляется известная из теории промышленной организации проблема взаимоотношений «принципал–агент» ( the principal – agency problem ): поскольку собственники обычно не могут стать еще и менеджерами, возникает вопрос, выразит ли агент-представитель (назначенный менеджер) достаточно полно интерес собственника в максимизации прибыли? В литературе [4] представлена следующая позиция по этой проблеме: в странах с переходной экономикой механизмы внешнего управления (такие как внешняя конкуренция и рынок ценных бумаг), а также директорский корпус и рынок талантливых менеджеров в значительной степени неэффективны, и поэтому оптимизация структуры капитала (в пользу аутсайдеров) должна осуществляться под прямым контролем внешнего собственника; массовая приватизация также не обеспечит оптимума структуры корпоративной собственности, если не созданы адекватные механизмы управления, например, через инвестиционные фонды.

Близкое к этой позиции понимание проблемы можно увидеть и у Эллермана [5] : «Разделение собственности и контроля означает, что следует отличать «собственность на компанию» от «собственности на акции». Акции остаются в частной собственности. Акционер обладает «четко специфицированными правами собственности» на акции, то есть может их покупать, держать, продавать. Но кто «владеет» компанией как своей частной собственностью? Не существует никакой организации, принимающей решения, о которой можно было бы сказать, что она «владеет компанией как своей частной собственностью». Массовый фондовый рынок рассеял собственность компаний по всему свету. Так, крупные компании США фактически стали «социальными институтами». Массовый фондовый рынок приватизировал акции, но социализировал (а не приватизировал) компании”.

Неплохие результаты в решении проблемы представительства показывают венгерские предприятия, включившиеся в программу самоприватизации через выкупы (ESOP) и сделавшие ставку на развитие корпоративной культуры.

Наконец, к институциональным факторам корпоративной собственности, определяющим глубину реструктуризации, относятся:

· жесткость бюджетных ограничений [6] ;

· сбалансированность интересов, полномочий и ответственности в сложившейся модели корпоративных отношений [7] ;

· отлаженность и действенность правовой базы развития корпоративных отношений [8] ;

· степень доверия при проведении реструктуризации [9] ;

Выявленные признаки, или условия глубокой реструктуризации в странах переходной экономики Центральной и Восточной Европы [11] сводятся к следующему:

* появление нового типа собственника-аутсайдера, который не является пассивным держателем акций, но добивается контроля над фирмой;

* для получения контроля над фирмой новый собственник-аутсайдер использует механизмы корпоративного права: через своих представителей в советах, правлении; вводит или заменяет местных менеджеров;

* концентрация собственности в руках аутсайдера(ов) происходит при условии прозрачности передачи собственности и при взаимном доверии между инсайдерами и аутсайдерами;

* новый собственник способен стать стратегическим инвестором и/или обеспечить глубокую реструктуризацию не только соответствующим финансированием (как правило, в рамках крупного инвестиционного проекта), но и квалифицированным менеджментом.

Второй — реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности), проводимых быстро и комплексно.

Судебная коллегия пришла к выводу, что реструктуризация передавала верхушке руководства чрезмерную долю собственности и носила «вызывающий характер11.

. многие предприятия которой осуществили реструктуризацию, используя собственность … Многие руководители и служащие. 1 считают реструктурирование зарплаты игрой с нулевой.

Однако в целом в стране реструктуризация градообразующих предприятий моногородов и поселков … продажа пакетов акций, находящихся в собственности регионов, на.

На основе обширного фактического материала изучаются механизмы формирования такой собственности, проблемы реструктуризации заработной платы и пенсий.

Им необходимо позаботиться о том, чтобы издержки, связанные с введением собственности служащих, покрывались за счет экономии на налогах, реструктуризации или изменения.

Вряд ли можно ожидать, что идею реструктуризации системы заработной платы и пособий с использованием собственности служащих высшие руководители и просто служащие воспримут.

Тип производимой замены. План участия служащих в собственности компании, введенный взамен.

В первые годы структурных реформ в … Кроме того, слабое законодательство по переходу прав собственности (залог, обращение.

. рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть.

bibliotekar.ru

Реструктуризация собственности и реорганизация предприятия как аспект антикризисного управления

Курсовой проект — Менеджмент

Другие курсовые по предмету Менеджмент

Реструктуризация собственности и реорганизация предприятия как аспект антикризисного управления

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

1.2 Реструктуризация собственности на предприятии

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ АЛГОРИТМОВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Оценка происходящего на Российском рынке в области реструктуризации собственности

2.2 Реструктуризация собственности и выбор организационных и правовых форм управления (на примере ЖКХ)

Принято считать, что в России реструктуризация собственности происходит или на крупных предприятиях-монополистах, или на предприятиях с иностранным участием, т.е. там, где имеются широкие инвестиционные ресурсы. Это, однако, не совсем верно. Структурные изменения на предприятиях начались с первых лет реформ или по крайней мере с момента их приватизации, когда стало ясно, кому принадлежит собственность и кто ответствен за принятие решений.

Усиление контроля над предприятием позволило руководству свободно распоряжаться его ресурсами, в том числе рабочей силой, что выразилось в усилении дифференциации в оплате труда и реальном положении разных групп работников. Последнее стало зависеть не столько от квалификации, сколько от роли, которую те или иные цехи играли в производстве конкурентоспособной продукции. Как известно, на предприятиях долгое время сохранялся в некотором минимальном объеме выпуск традиционной продукции в надежде на изменение рыночной конъюнктуры и в целях поддержания связей с привычными партнерами. Однако заработная плата и загрузка работников в обслуживающих такое производство цехах были значительно ниже, чем в цехах, производящих высокодоходную продукцию. Для многих предприятий приватизация привела к концентрации собственности в руках администрации. Даже в тех случаях, когда собственность оказалась значительно распыленной, сохранение контрольного пакета акций за трудовым коллективом означало в действительности усиление контроля администрации благодаря, во-первых, административному ресурсу, во-вторых, целенаправленной политике скупки акций у мелких держателей и концентрации собственности в руках руководства и круга доверенных лиц. Независимые обследования (как ЦИРТ, так и других исследователей) свидетельствуют о такой концентрации собственности на протяжении 1994-2004 гг., в том числе увеличении доли акций, принадлежащих администрации и лично директорам. Так, по данным RLFS, доля акций, принадлежащих работникам предприятий, возросла с 47 до 76%, при этом находящихся в руках рабочих сократилась в общем пакете предприятия с 80 до 73%. Этим то и объясняется актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются экономические и организационные аспекты деятельности предприятий по повышению эффективности их работы, к числу которых относятся реструктуризация собственности.

Предмет исследования являются существующие алгоритмы реструктуризации собственности.

Целью курсовой работы стал анализ сущности процессов реструктуризации собственности в переходной экономике как условия развития рыночной системы хозяйствования и повышения ее эффективности, как аспект антикризисного управления.

  • Проанализировать основные положения реструктуризации собственности.
  • Выявить и показать эффективные алгоритмы реструктуризации собственности.
  • Провести анализ реструктуризации собственности на примере ЖКХ.
  • Теоретической и методологической основой исследования являются положения, концепции, гипотезы, обоснованные в фундаментальных трудах классиков экономической мысли.

    Итак, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1. Основные положения реструктуризации собственности

    1.1 Цель, задачи и направления реструктуризации предприятия

    Как известно, в России есть три основных типа предприятий: созданные в ходе привати зации, выросшие благодаря воле и интеллекту собственника и госпредприятия.

    Последние пока не стоит рассматривать как субъект привлечения инвестиций, по скольку государство неэффективный соб ственник ни с точки зрения управления бизне сом, ни с точки зрения построения взаимоотношений с инвестором.

    Что касается предприятий, возникших в результате приватизации, то в структуре их собственности очень много номинальных акционеров. Значительная доля акций принад лежала трудовому коллективу, его вхождение в состав акционеров было условием привати зации. Кроме того, менеджмент был ограни чен законодательством в возможности приоб рести пакет акций своего предприятия, пре вышающий определенный размер. Для того чтобы обеспечить контроль над компанией, менеджеры использовали номинальных акцио неров, в качестве которых могли выступать юридические или физические лица. Таким об разом, структура акционерного капитала включала три основных компонента: трудо вой коллектив, менеджмент и номинальных акционеров, подконтрольных менеджменту. Но трудовой коллектив и номинальные акционеры это не собственники, с которыми инвестор мог бы и хотел бы о чем-то догова риваться.

    Итак, реструктуризации собственности и реор�

    www.studsell.com

    Реструктуризация и приватизация — Конкуренция и выбор в электроэнергетике

    Правительства и органы регулирования различных стран мира рассматривают вопрос, осуществлять ли реструктуризацию и/или приватизацию электрической промышленности в своих странах. Как правило, они преследуют цель повысить эффективность отрасли за счет более оптимальных инвестиционных решений, улучшения использования существующих электростанций, усовершенствования управления и расширения выбора, предоставляемого потребителям. Иногда их подталкивают к этому потребители, которые считают, что возможно покупать более дешевую электроэнергию из других источников; иногда дефицит стимулирует поиск новых источников капитала; иногда унитарная коммунальная компания становится неэффективной, и возникает необходимость в ее стимулировании; иногда коммунальные компании сами желают освободиться от вмешательства, тормозящего их развитие. Однако, какова бы ни была причина, правительствам необходимо знать об имеющихся в их распоряжении альтернативах и последствиях изменений.
    Реструктуризация и приватизация — это разные стороны изменения.
    • Суть реструктуризации заключается в коммерческих договорах о продаже энергии: разделение, или “развязывание”, интегрированных структур отрасли и введение конкуренции и выбора.
    • Приватизация — это изменение формы собственности с государственной на частную; она является конечным пунктом ряда изменений формы собственности / управления.
    В Великобритании в ходе приватизации электрической промышленности была также осуществлена ее реструктуризация. Эти два процесса не обязательно должны осуществляться вместе. Это — две практически отдельные стороны изменения. Однако, оба решения связаны между собой практической логикой.
    Если правительство принимает решение о приватизации электрической промышленности страны (или любой другой отрасли), ему необходимо оценить активы. Стоимость активов зависит от доходов, которые они могут приносить. Чтобы предоставить инвесторам достаточную информацию, необходимую для определения ценности активов, правительство должно решить, какая система будет принята для определения притока доходов. Если приватизируется резиновая промышленность, необходимы оценки мировых цен на резину. Если приватизируется электрическая промышленность, принципиальное значение имеют источники и надежность доходов. Системы регулирования используются с целью контроля за затратами и ценами, а также с целью принятия решений в отношении инвестиций в условиях отсутствия конкуренции — регулирование представляет собой заменитель конкуренции, который используется в условиях отсутствия последней. Однако, как только конкуренция становится возможной, должен задаваться вопрос, имеет ли смысл вводить конкуренцию и в какой степени. Таким образом, при рассмотрении возможности приватизации неизбежно возникает вопрос о реструктуризации.
    В настоящей главе рассматривается широкий ряд вопросов, интересующих правительства, которые предполагают осуществлять изменения в национализированной монопольной отрасли промышленности: изменения в управлении и формах собственности с одной стороны, и структурные изменения (конкуренция и выбор) с другой стороны. Приватизация — это конечный пункт изменений в отношении управления/формы собственности. Конкуренция — это конечный пункт изменений в структурном отношении.

  • МАТРИЦА СТРУКТУРЫ И УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • Мы начинаем с утверждения, что практически существует всего четыре способа структуризации электрической промышленности. Говоря это, мы знаем, что читатель возразит: “Должно существовать по крайней мере сто способов”. Однако, все альтернативы подразделяются на четыре группы, и в целях демонстрации представляется удобным рассмотреть эти четыре способа в качестве основных моделей, а другие варианты — как дополнения к ним. Мы рассматриваем эти четыре модели более подробно в последующих главах. В настоящий момент достаточно сказать, что эти модели определяются степенью конкуренции.*
    • В Модели 1 конкуренция совсем отсутствует.
    • В Модели 2 допускается или требуется единое закупочное агентство, выбирающее среди ряда различных производителей электричества с целью поощрения конкуренции в области выработки электроэнергии.
    • В Модели 3 дистрибьюторам** разрешается выбирать своих поставщиков, что создает конкуренцию в области производства электроэнергии и оптовых поставок.
    • В Модели 4 все потребители могут выбирать своего поставщика, что предусматривает полноценную конкуренцию на розничном рынке.
    *Эти модели более подробно рассматриваются в Главе 3 и последующих разделах Части 1. Мы отдаем себе отчет в том, что другие комментаторы выбирают другие “модели” для демонстрации, зачастую основывающиеся на структуре компаний внутри отрасли. Например, модели могут определяться тем, отделена ли система энергопередачи или отделено ли распределение. По нашему мнению, это не самые принципиальные вопросы структуры: вопросы структуры компании формируются на основе решения, принимаемого на высоком уровне, о том, какая степень конкуренции желательна. Может потребоваться отделение частей существующих компаний с целью избежание конфликтов и операций в собственных интересах. Может потребоваться консолидация некоторых частей отдельных компаний с целью обеспечения преимущества масштабных хозяйств. Эти вопросы рассматриваются далее в настоящей книге.
    **Мы пользуемся следующей терминологией. Дистрибьютор — это компания, которая одновременно владеет линиями электропередач и осуществляет розничную продажу электричества. Розничный продавец осуществляет продажу электричества конечным потребителям, но не всегда владеет проводами, по которым передается электричество. Все дистрибьюторы являются розничными продавцами, но не все розничные продавцы являются дистрибьюторами.
    В отношении формы собственности для удобства можно ввести деление на три уровня:
    • в некоторых странах электрическая промышленность представляет собой государственное ведомство, которое не ведет отдельных счетов, и обязанности которого зачастую только косвенно связаны с производством электричества (например, предоставление жилья или школ для персонала);
    • следующий уровень — это государственная компания с четко определенными полномочиями, или национализированная отрасль;
    • третий уровень — отрасль промышленности с частной формой собственности.
    Полезно представить эти две стороны в виде матрицы, в которой страна может занимать любое положение: горизонтальная ось представляет конкуренцию и выбор; вертикальная ось представляет степень государственного контроля.
    Рис. 2.1 Матрица структуры и формы собственности

    На Рисунке 2.1 изображается в общих чертах, каким образом эти два измерения связаны между собой и какое положение занимали страны в матрице в 1994 году. На горизонтальной оси изображаются различные уровни конкуренции и выбора, представленные четырьмя моделями; слева представлена абсолютная монополия, справа — полноценная конкуренция. Измерение, изображаемое на вертикальной оси, представляет собой степень государственного контроля. Оно начинается сверху, на уровне правительственного департамента, имеющего полный контроль, проходя через государственную, но самостоятельную, компанию и заканчивается на уровне частной компании. Электрические отрасли различных стран мира занимают различные положения в данной матрице. Многие из них перемещаются из одного положения в другое, но все перемещения осуществляются по направлению сверху вниз и слева направо, т.е. в направлении сокращения степени государственного контроля и увеличения конкуренции и выбора.
    Новая Зеландия поменяла свое положение в матрице: она осуществила реструктуризацию без изменения государственной формы собственности. Большинство компаний в США, наоборот, долгое время являются частными регулируемыми монополиями. В 1978 году была введена конкуренция среди компаний по производству электроэнергии. Данная отрасль также переживает болезненный процесс перехода к конкуренции на оптовом рынке, и, возможно, к конкуренции на розничном рынке, начало которому положил Закон о политике в области энергетики, принятый в 1992 году. Эти перемещения не связаны с изменениями формы собственности — они представляют собой горизонтальные перемещения по схеме. В Великобритании реструктуризация в целях введения полноценной конкуренции сопровождалась приватизацией — перемещение как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Франция решила не менять своего положения и оставить государственную компанию, обладающую абсолютной монополией.
    Большинство стран, отрасли промышленности которых контролируются государством, становятся на путь корпоратизации и коммерциализации: примерами таких стран являются Индия, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Иордания и Малайзия. В Китае коммерциализация является основной политикой государства, проводимой по отношению ко всем отраслям промышленности. Некоторые из этих стран также экспериментируют с другими процессами, вводя конкуренцию в области производства электроэнергии и, создавая независимые электростанции, продающие электроэнергию отраслям промышленности, которые находятся в государственной собственности.

  • ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ
  • Многие из этих глобальных изменений в электрической промышленности представляют собой изменения формы собственности и управления. Эти изменения оказывают давление на предприятия вырабатывать более коммерческий подход, но они не всегда предполагают изменение структуры отрасли. Поскольку в настоящей книге всего лишь косвенно затрагиваются экономические аспекты, связанные с этими изменениями, мы посвящаем данный раздел рассмотрению этих аспектов, в основном для того, чтобы мы могли определить их рамки и исключить их из дальнейших обсуждений. Мы начнем с определения основных терминов.
    Владельцы — это лица, “которые имеют право на получение прибылей в отрасли”; владельцы назначают администрацию для обеспечения эффективного управления предприятием, наделяют их полномочиями осуществлять такое управление и требуют отчета за результаты. Тремя наиболее распространенными формами собственности / управления являются следующие формы:

  • Прямая государственная форма собственности: государство владеет отраслью, а также осуществляет прямой контроль за управлением отраслью, как например, это имеет место в настоящее время в Китае (и как это имело место в прошлом во многих странах). Одни и те же лица являются владельцами, регулирующими органами и администрацией, хотя иногда они имеют различные названия при выполнении ими различных ролей. Инвестиции осуществляются за счет государственных ассигнований, цены устанавливаются государством и доходы также поступают государству. Государство сосредотачивает свое внимание на централизованном планировании, возможно, в связи с другими отраслями промышленности; оно должно уделять внимание оценке и эффективности инвестиций, но это не является главной целью. Отрасль рассматривается как “инфраструктура”. Государство может поставить перед электрической отраслью другие задачи, например, возложить на нее ответственность за школы и больницы в данном регионе.
  • Государственная корпорация: государство имеет в своей собственности корпорацию, которая осуществляет управление отраслью, так что государство на одну ступеньку устранено от повседневного контроля. Правление корпорации определяет задачи и назначает различных людей — администрацию
  • для достижения этих целей. Корпорация, возможно, как и в первом случае, должна воплощать некоторые другие направления политики государства, такие как обслуживание поставляющих отраслей промышленности, но она в некоторой степени обязана получать прибыль от своей деятельности. Может существовать независимое регулирующее агентство, или же цены и инвестиционная политика могут одобряться государственным министерством. Такое положение вещей имеет место в Electricite de France (EDF) во Франции и некогда наблюдалось в Великобритании во время существования Центрального управления по производству электричества (Central Electricity Generating Board — CEGB).
  • Частная корпорация: третий вид формы собственности — это частная собственность на корпорацию и ее активы, как это имеет место в США и в настоящее время в Великобритании. Акции этих компании (акционерных обществ*) могут котироваться на фондовых биржах и должны приносить прибыль акционерам (акционерами могут быть работники компании). Администрация отчитывается перед правлением, которое представляет интересы акционеров. Эти компании обычно регулируются независимым органом.
  • На практике эти различия редко бывают четкими: государство может практически полностью контролировать компании, находящиеся в частной собственности. Степень государственного контроля, вероятно, больше зависит от намерений и поведения государства, нежели от организационной структуры сектора.

    1. Коммерциализация имеет место, если государство отказывается от своего полного контроля и предоставляет автономию предприятиям, цель деятельности которых извлечение прибыли. Это — скорее всего изменение в поведении, чем в организации. Этот процесс обычно предполагает принятие коммерческих практик бухгалтерского учета, экономических тарифов, а также
    2. * Акционерное общество (компания с ограниченной ответственностью, акции которой могут котироваться на фондовой бирже) может полностью находиться в частной собственности, или же государство может владеть количеством акций, достаточным для того, чтобы контролировать компанию. Одним из способов постепенной приватизации предприятия является создание акционерного общества, меньшая часть акций которого находится в частной собственности, с последующей постепенной продажей акций, находящихся в государственной собственности.
      стремление отделить основной вид деятельности от других видов деятельности.

    3. Корпоратизация — шаг в формальном и юридическом отношении от непосредственного государственного контроля к юридической корпорации с самостоятельной структурой управления. Эта корпорация может находиться в государственной собственности. Прежде, чем предпринять этот шаг, необходимо определить форму собственности на активы и структуру капитала. Государство также должно определить задачи для этой корпорации и процедуру, позволяющую учитывать цели государственной политики. На этой стадии может быть введено экономическое регулирование с целью осуществления контроля за ценообразованием и направлениями инвестиционной политики.
    4. Приватизация представляет собой шаг от государственной корпорации к корпорации, находящейся в частной собственности. Стимулы, побуждающие администрацию работать еще более эффективно, создаются, если стоимость компании определяется в соответствии с правилами фондового рынка, что происходит, когда предприятие приватизируется. Приватизация также может осуществляться с целью расширения доступа компании к рынкам капитала. Приватизация завершается выпуском акций через биржу на фондовый рынок или для коммерческой продажи. Этот процесс требует оценки стоимости, подготовки проспекта и регистрации на бирже. Он сопровождается ужесточением внешнего регулирования монопольных элементов в отрасли.
    5. Эта прогрессия изображена на Рисунке 2.2.
      В ходе осуществления коммерциализации, корпоратизации и приватизации системы возникает множество экономических аспектов: мы с нашими коллегами работали над проблемами тарифной политики, оценки инвестиций, нормативных режимов и определения стоимости во многих местах. Однако, поскольку в этой книге внимание сосредотачивается на требованиях, предъявляемых к структурам с более высоким уровнем конкуренции, и поскольку уже имеется в наличии обширный список литературы, посвященной более традиционной регулируемой экономике, мы подводим только краткий итог (см. Таблица 2.1) экономических аспектов, которые возникают на каждой стадии по мере осуществления изменений в отношении формы собственности / управления, которые были описаны выше.

      Рис. 2.2 Изменения в области формы собственности/управления

      Таблица 2.1
      Экономические вопросы, связанные с реформированием системы собственности и управления

      forca.ru

      Смотрите еще:

      • Под иском может пониматься Электронная библиотека В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: · искового заявления – по экономическим […]
      • Уголовная ответственность несовершеннолетних со скольки лет Томский коммунально-строительный техникум . отличный старт в профессию Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других […]
      • Главным элементом содержания наказания в виде лишения свободы является Тема 4: Система учреждений и органов исполняющих наказания 4.1. Система уголовно-исполнительных учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы Наказание в виде лишения свободы (срочного и пожизненного) исполняют исправительные учреждения. Исправительные учреждения – это специально […]
      • Понятие преступлений против здоровья населения Лекция 11. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности 11.1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности Общественная опасность преступлений против здоровья населения и общественной нравственности заключается в том, что их совершение сопряжено […]
      • Система арбитражных судов состоит из Система арбитражных судов состоит из Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже […]
      • Правило похудения в одном стакане Диета одного стакана Владимира Винокура Данная диета поможет потерять лишний вес тем, кто готов бороться за свою красоту. Диета проста и не ограничивает в необходимых продуктах. Диета одного стакана позволила похудеть известному юмористу Владимиру Винокуру на 25 килограммов. Каждый день на этой диете […]
      • Какое наказание за аборт Какое наказание за аборт “Аборт, искусственное прерывание беременности” - что стоит за этим? Люди научились страшные по своей сути вещи называть обтекаемыми, гладкими словами и этим прятать от себя их жуткую суть. Каждый день через аборты и абортивную контрацепцию около 20 000 российских детей […]
      • Совместная собственность без выделения долей Два вида общей собственности на недвижимость (долевая и совместная) Совместная собственность на квартиру Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что любое имущество, включая объект недвижимости, может на праве общей – совместной или долевой – собственности принадлежать нескольким владельцам. Здесь мы […]

    Комментарии запрещены.