Сначала определите какое орфографическое правило иллюстрирует

§ 1. СЕКРЕТЫ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

1.Определите, в каких словах нет указанных звуков.
[с]: бесшумный, сжал, электровоз, возросший, расщепить, перевозка, косьба, айсберг, сзади, вылезший, расчищать, тяжеловоз.
[ж]: перебежчик, фляжка, брезжить, обжаловать, жизнелюбие, жалоба, разжигать, жонглер, ворожба, дружба, плодоножка, поджигатель.
2*.Определите, в каком ряду во всех словах есть указанный звук.
[х]: 1) хобби, оглохнув, бухгалтер; 2) легковесный, хирургия, хоккей; 3) слегка, мягко, нахлынули; 4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный.
[ц]: 1) циркуль, облицевать, консультировать; 2) огурцы, оконце, рассердился; 3) напиться, сердцевина, колодец; 4) глянцевый, цыплята, консульство.
[в’]: 1) виноград, прославьте, свекровь; 2) виртуозный, вьющийся, проверив; 3) вентилятор, приготовьте, церковь; 4) ветеринария, завтрак, бровь.
З*. Ребус.Проведите фонетический разбор зашифрованных слов. » В чем особенность произношения конечного звука в этих словах? Приведите примеры подобных слов.
1)
2)

4*. Криптограмма.Установите, сколько глухих согласных звуков в «зашифрованной пословице. Рифмующиеся слова разберите по составу.
1 + 2 + 3 + 4 + 2 + 5 + 6 + 2 7 1 + 3 + 8 + 9 10 + 11 + 2 4 + 2 + 3 + 2 + 1 + 3 + 8 + 1
Ключ: 1) 4 + 2 + 5 + 6 — остаток срубленного дерева;
1 + 7 + 3 — стрельбище;
4 + 8 + 9 — старая русская мера веса;
10 + 2 + 11 — количество вещества, определяемое мерой массы.
5*.Установите, сколько раз звуки слова офицер встречаются в по-словицах: Волков бояться — в лес не ходить. Не в бровь, а в глаз. Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца.
. чу. .. 1. Объясните, почему звуки [р] и [р’] называют дрожащими согласными. Какой буквой они обозначаются на письме?
2. Как вы думаете, почему многие иностранцы произносят звуки [р], [р’] не так, как русские?
j^ 7*. Метаграмма. Установите, какими звуками отличаются слова каж-ш! пбЭиЛ дой пары.

Скачу я в поле, быстрый, смелый. Могу и в гору и с горы. Ну, угадал? Попробуй, сделай, Чтоб стал я термином игры!
На мне хранятся книги, Игрушки и кассеты. Звук замените — Слово в танец превратите.
Я бываю под землей Каменным и бурым. Замените звук — я появляюсь В геометрической фигуре.
С ё — колючий, СY— ползучий.
Рыба я, юрка, мала, Н на к лишь замените И тогда меня кладите На верблюда, на осла.
..-ji 8*. Спрятанное слово. Один согласный звук превратите в мягкий, пе-ШІ реставьте все звуки и получите новое слово.
1) Стог. 2) Толк. 3) Ласт.
. чу- ¦ — 1. Прочитайте отрывок из романа И. С. Тургенева «Рудин». Попробуйте определить особенность произношения одного из героев, опираясь на знание иностранного языка.
Прочитайте вслух реплику героя, сохраняя особенность этого произ-ношения.
— Вас Дарья Михайловна ко мне прислала, говорите вы? — спросила Александра Павловна Пандалевского.
— Да-с, прислала-с, — отвечал он, выговаривая букву «с», как английское «th», — оне непременно желают и велели вас убедительно просить, чтобы вы пожаловали сегодня к ним обедать. Оне (Панда- левский, когда говорил о третьем лице, особенно о даме, строго придерживался множественного числа), — оне ждут к себе нового гостя, с которым непременно желают вас познакомить.
2. Еще раз внимательно прочитайте текст. Найдите в нем лингвистическую неточность. Как ее исправить?
10*. Сканворд,В зашифрованных словах не указаны гласные. Отга- 1 дайте эти слова и определите, в каких из них буква о не обозначает
звука [о]. г> ¦4— «1 V ст млзг прс 1
прд вц у згдк 1 г> млт t Ч вртз > t \
л г> тз мд 11*. Метаграмма.Докажите, что каждое слово-отгадка имеет омо- — чзафон.
Если с буквой п прочтешь, То водоем легко найдешь, А с т мы любим с детских лет: Он — радость, он — залог побед!
(Т. Лифшиц)
12*. Кроссворд «Только гласные».В кроссворде уже записаны глас- «ные, а согласные предстоит подобрать к каждому слову из данного списка. Определите, в каких словах буква о не обозначает звука [о].
БКН СЛТК РЛ ВКТР ЛВК
ТРД СР БГР БНТ ДЧК
НДТР ЗТ ВТГ ПЛКТ БЛТ Е А О А А А О У У О А А А И О О О А О О У А Ы О И И И А А А О А
13*.Укажите, в каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв.
1) Страстное, бьющаяся, подстричь; 2) июльский, маячить, пре-лестное; 3) создаешь, поющие, местность; 4) тростниковые, вскользь, разъярившийся.
14*.Определите, в каком ряду все слова состоят из 12 звуков.
1) Несъедобная, сверхъемкий, фельетонист; 2) Прибайкалье, безъядерный, сильнейшая; 3) разъяснение, межъязыковой, интервьюировать; 4) объединение, компьютерный, субъективизм.
..-ji 15*. Криптограмма. Прочитайте текст телеграммы. Объясните, как¦ ЧфЭ вы справились с этой задачей.

16*. Метаграмма.Какое фонетическое явление объединяет все эти слова-отгадки? Приведите примеры слов, иллюстрирующих это явление.
Чтоб отгадать, имей терпенье,
С л часть лица, а с б — растенье.
На дне реки лежу года, Воде мешаю течь. Смените о на и — тогда Меня сажайте в печь. Жары я вовсе не боюсь, Румяным, пышным испекусь.
С л — холодный, Твердый, гладкий, С м — тягучий, Вкусный, сладкий.

В XIII—XIV веках в древнерусском языке ударный [э] переходил в [о] в том случае, если этот гласный сто-ял после мягкого согласного перед твердым. К при-
меру, слово береза стало звучать как берёза. Так теперь звучат многие слова: лёд (ср.: ледниковый), мёд (ср.: медовик) и т. п.
Почему же не во всех словах наблюдаются такие изменения? На-пример, нет ни одного однокоренного слова с морфемой -лес-, где бы гласный под ударением звучал как [о]. Оказывается, в древности в словах типа лес не было звука [э], а был гласный, обозначаемый буквой h. А в словах типа отец тоже не было условий для такого преображения гласного, так как в те времена, когда этот фонетический процесс проходил в древнерусском языке, согласный [ц] был не твердым, как в современном русском языке, а мягким.
17. Проверьте свою память.Что называется фонетической транскрипцией? Перечислите основные знаки фонетической транскрипции. Напомним, что информация об этом содержится в § 4 книги «За страницами школьного учебника» для 5 класса.
(В. Кремнев)
18.Рассмотрите таблицу и, используя ее, расскажите об основных правилах обозначения гласных звуков в фонетической транскрипции.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Глас-ный под Уда-рением 1-й предудар-ный слог Остальные предУдарные слоги Заударный слог Буква глас-ного звука после твердых со- глас-ных после мягких со- глас-ных после твердых со- глас-ных после мягких со- глас-ных после твердых со- глас-ных после мягких со- глас-ных [а] [а] [иэ] [ъ] [ь] [ъ] [ь] а, я [6] [а] — [ъ] — [ъ] — о, ё [э] [ыэ] [иэ] [ъ] [ь] [ъ] [ь] е [у] [у] [у] [у] [у] [у] [у] У, ю [ы] [ы] — [ы] — [ы] — ы, и [Й] — [и] — [и] — [и] и
19*.Догадайтесь, какие слова зашифрованы в транскрипции. Прочитайте эти слова вслух, проведите фонетический анализ одного из них.
1) [аб^’ьд’ин’эн’щ’ь]; 2) [б’иэжыз’н’ьньу’]; 3) [ращ’осывъца]; 4) [пр’ьтфкушэн’и]’ь]; 5) [цыв’ил’изацьу’ь]; 6) [зъшыфровывъ]’ь]; 7) [штон’ибут’].
20*.Составьте слова из следующих звуков.
1) [ш], [j’], [o]; 2) [иэ], [н], [м’], [j’], [с], [О]; 3) [в’], [ж], [О], [т], [ы]; 4) [а], [щ’], [ч’], [ф], [ь], [к], [с], [и].
21.Попробуйте подсчитать, сколько гласных и согласных звуков в русском языке. Обоснуйте свою точку зрения.
Ь С Я И Л Т Ы Е Ц У А К Н А З М И Г Л И У С Р О В 22*. Спрятанное слово.Из 25 букв можно составить 35 нарицательных имен существительных.

Попробуйте их найти в этом квадрате.
Затранскрибируйте те слова, на конце которых наблюдается оглушение согласных звуков.
1. Почему слова разбиты на пары и в чем особенность их звучания и написания? Чтобы справиться с этим заданием, затранскрибируйте слова.
Шей — ешь, муж — шум, май — ям, ноль — лен, ложь — шёл. 2. Попробуйте привести примеры подобных пар слов.
Затранскрибируйте слова, в которых звуков больше, чем букв.
Непреложные, алюминиевый, грустный, юридический, вьетнамская, предыдущим, предъявление, яростный, вальсировать, Япония, воюющий, юбиляр, просьба, въедливый, свадебное, дружелюбие, старьевщик, компенсация, разъяриться, повсеместный, скользко, окрестность, въехавший, моющаяся.

Aft*25*. Ребус.Затранскрибируйте слова-отгадки.
Известный лингвист Р. И. Аванесов рассказывал, что в студенческие годы фамилию сокурсницы он на слух воспринимал как Жирко- ва, а оказалось, что она Жаркова.
Чем объясняется это недоразумение?
Затранскрибируйте слова, которые состоят из 9 звуков.
Взъерошить, настольная, сверхчутье, бельевая, сафьяновый, льстивость, объемность, Приамурье, въездная, разъемный, льющийся, соловьиные.
Выпишите сначала слова, в которых все согласные звуки — глухие, затем все согласные звуки — звонкие. Затранскрибируйте оставшиеся слова.
Станица, предки, письмецо, посадка, тапки, вместе, все, птица, текст, пехота, вкусно, кашевар, сбросил, ежевика, чемодан, южный, мороз, резвый, деревня, царица, небесный, ножны, сделали, вьюжная.
I29*. Кроссворд. 1. Из букв, стоящих в алфавитном порядке, составь- «:»‘те слова, обозначающие названия пород собак. Ключевое слово затранскрибируйте.
1. Бекорс. 2. Делпуь. 3. Еинпрч. 4. Ббейлот. 5. Абдемнор. 6. Аб- зоря. 7. Адкмноор. 8. Аавгеля. 9. Аабдлорр. 1 — 2 і 3 4 5 6 Пі 7 1 ^ 8 9

30*Установите, на какой языковой особенности звучащей речи построена шутка В деревне Волки все крыши из ели.
31.Запишите не менее 20 слов, в которых есть звук [j’]. Затем запишите 2—3 слова, в которых этот звук встречается дважды или трижды.
Сделайте вывод о том, каким способом звук [j’] обозначается на письме.

Проверьте свою память.Назовите основные орфоэпические пра-вила. Проверьте себя по материалам § 5 книги «За страницами школьного учебника» для 5 класса.
Вслух прочитайте словосочетания и определите, какое орфоэпическое и орфографическое правило они иллюстрируют. Почему данные примеры разделены на пары? Запишите словосочетания, включая их в состав предложения.
1) Осв..тить лампой — осв..тить молитвой. 2) Разр..дить ружье — разр..дить свеклу на грядке. 3) С резиновым м..чом — с острым м..чом.
32*. Ребус-поговорка,Запишите поговорку и затранскрибируйте.

35*.Прочитайте вслух каждую фразу и определите, какой разный смысл она передает в зависимости от деления ее на слова.
Возьмитесачок. Смотритяниже. Гдежметпокажите! Умножить. Вышли. Рукавали? Ракетокажется. Изсталиц.
¦ ^ 36*. Метаграмма. Определите, какова орфографическая особенностьЧйЭ каждого слова-отгадки.
С буквой д у нас осадки Льются с неба, будем кратки. Д на в переменили — Лидера мы получили. дювознлтвдьньш
Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако в отличие от современного в древнем языке действовал закон открытого слога, т. е. каждый слог должен был оканчиваться на гласный звук. Так, слово дом, которое сейчас состоит только из одного слога (за-крытого, так как кончается на согласный), в древности состояло из двух слогов: до/мъ.
Как только исчезли редуцированные гласные ъ и ь, произошли большие изменения и в слоговом составе многих слов: до/мъ — дом, сн^/гь — снег, бра/ть — брат, съ/нъ — сон, ла/въ/ка — лав/ка, ко/нь/ць — ко/нец, мо/згь — мозг, лі/съ — лес и т. п.
37.Соотнесите однокоренные слова с вариантами произношения корня. Установите, какие фонетические чередования происходят в этой морфеме.
[молът’], [молът], [мълад], [малож], [молъд], [молъд’], [малаж], [малоч’], [мълад’], [малод’], [мълъц], [мълач’], [млад], [млад’], [млат].
Молодой, моложе, молодь, молод, молодиться, молодчик, омолаживать, молодец, молодость, молодчина, молодцеватый, молоденький, (стар и) млад, младенец, младой.
38*.Приведите примеры слов с указанными фонетическими вариантами корней. Какими фонетическими законами объясняются различия в произношении одного и того же корня? Сделайте выводы.
1) [гърад’] — городить, [град], [гарот], [гърът’], [гараж], [гражд], [гражд’].
2) [мароз] — морозный, [марос], [мароз’], [мъраз’], [мъръс’], [мараж], [марож].
39*.Определите, в каких рядах во всех иноязычных словах выделенные буквы обозначают твердые согласные звуки.
1) Тендер, гортензия, инерция; 2) тепловоз, интеграция, декорация; 3) интервью, кафе, детализация; 4) кибернетика, продюсер, резерв; 5) дендрарий, тепловоз, дефект; 6) диатез, де-факто, интермедия; 7) гротеск, штемпель, демократ; 8) театральный, интернат, терминология; 9) интерактивный, тематический, дебютант; 10) кафе-терий, кортеж, тезисный; 11) коттедж, майонез, телеочерк; 12) контейнер, коктейль, кашне; 13) телевещание, сарделька, лидер; 14) метеорит, пенсионер, темп; 15) макроме, шоссе, теннис; 16) модернизация, молибден, рецензия.
40.Прочитайте отрывок из книги М. Смирновой «2500 скороговорок». Расскажите, что нового вы узнали о скороговорке. Приведите примеры подобных фраз.
С самого раннего детства нам запомнились веселые скороговорки: На дворе трава, на траве дрова. Карл у Клары украл кораллы. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Это веселая разнообразная игра звуков, которые меня-ются местами, путаются, подменяют друг друга, зеркально повторя-ются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними си-лами, испытать свой язык, память и слух.
Скороговорки используются для улучшения дикции и в работе над орфоэпией. Сначала скороговорку используют как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гонясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто встречающийся звук речи. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка, или языколомка, как называл ее поэт С. Погорелов- ский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Есть и еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха, и, как правило, длинноговорки — это трудные для произнесения стихотворения, рассказывающие в одном предложении краткую историю.
I 41. Скороговорка,Научитесь быстро и внятно читать «трудноговор- ‘¦»¦¦¦ *ки». Объясните, в чем сложность произнесения этих фраз.
1) Пташечка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят, курочка-пестрохвосточка выпестрохвостила пестрохвостят, гусочка- шилохвосточка вышилохвостила шилохвостят, уточка-плоскохвос- точка выплоскохвостила плоскохвостят. 2) Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали — все запланировали и запрограммировали. 3) Двум гориллам два Гаврилки говорили говорил- ки. Два Гаврилки говорили-наговаривали, две гориллы говорили- проговаривали. Говорили, говорили — не наговорились. Говорили, говорили — не проговорились. Говорили, говорили — и не выговорились.
т-‘т 42. Сочиняем сами,Попробуйте написать небольшой текст на тему, ^ ; \ . обозначенную в названии § 1.

bib.social

Сложносочиненное предложение.
Случаи постановки знаков препинания перед союзом и

Цели. Повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Совершенствование навыков разграничения простых и сложных предложений.
Расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, формирование соответствующих пунктуационных умений и навыков.
Повторение орфографического правила «Непроверяемые написания».
Стилистика сложносочиненного предложения.

I. Повторение безударных непроверяемых написаний. Пополнение словарного запаса учащихся.

Прочитайте записанные на доске слова. Определите ведущий принцип правописания данных слов.

Интеллигентный человек, народный характер, экстремальная ситуация, художественное пространство произведения, несобственно-прямая речь героя рассказа, тоталитарное государство, использование лагерного жаргона.

(Ведущий принцип правописания данных слов – непроверяемые написания.)

И вновь даем себе установку на длительное запоминание! Читаем записанные на доске слова орфографически, запоминаем их правописание. (Орфографическое чтение «по цепочке»: учитель – ученики, ученик – ученики.)
Как вы понимаете значение следующих словосочетаний:

1) Экстремальная ситуация? (Крайняя, предельная)
2) Тоталитарное государство? (Форма государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми формами жизни общества, фактическое лишение народа конституционных свобод.)

Запишите слова под диктовку учителя.
Возьмите ручку с зеленой пастой. Проведите работу: сверьте свои записи с записью слов на доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома еще раз поработайте над правописанием этих слов.

II. Слово учителя о целях и задачах, связанных непосредственно с темой урока.

Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о сложносочиненном предложении. И это новое будет связано и с пунктуацией сложносочиненных предложений, и с их стилистической функцией в художественном тексте.

III. Повторение, обобщение и углубление теоретического материала по теме урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация.)

Определим содержание выделенных нами терминов.

1. Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.

2. Какие предложения называются сложносочиненными? В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).
Части сложноподчиненного предложения неравноправны, то есть одна зависит от другой, и соединены подчинительными союзами или союзными словами: что, чтобы, потому что, который, если, когда и т.д.)

3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять?

(Еще в средних классах мы часто и много размышляли над этим вопросом – и пришли к выводу, что знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному истолкованию.
Знаки препинания должны расчленять речь на ее составные части таким образом, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения.
Кроме того, на уроках русского языка и литературы, особенно в старших классах, мы не раз обращали внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтических текстах, где они выступают в качестве специального приема, призванного помочь поэту ярче, глубже выразить мысль.)

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложениях, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в сложносочиненном предложении. (У доски отвечает ученик, используя материалы таблицы. Остальные учащиеся слушают «активно»: внимательно следят за выступлением своего одноклассника и чертят в тетрадях схемы записанных в таблице предложений.)

Записи в тетрадях учащихся

IV. Практическая работа по разграничению простых и сложных предложений с союзом и.

Успешное изучение пунктуации в сложносочиненном предложении во многом зависит от степени усвоения правил постановки знаков препинания между однородными членами.
Части, входящие в состав сложносочиненного предложения, связываются по способу сочинения, между ними устанавливаются те же смысловые отношения, что и между однородными членами, и используются те же средства связи, аналогична в них функция знаков препинания, сходны по своим действиям пунктуационные правила.
Поэтому, прежде чем анализировать сложносочиненные предложения, предлагаю закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений с союзом и.

Задание. Выпишите из предложений конструкции: союз и (обводя его кружочком) и то, что он соединяет: однородные члены или части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы). Сделайте устно вывод о пунктуации в этих предложениях.

V. Анализ сложносочиненных предложений с объяснением постановки знаков препинания.

Задание 1. Прочитайте записанное на доске предложение. Обратите внимание на его пунктуационное оформление.

Солнце еще раз взглянуло исподлобья на поля – и в сиянье потонула вся смятенная земля. (Ф.Тютчев)

Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, воспользовавшись следующей записью:
(действие) – и (его результат).
(Если второе предложение имеет значение следствия (результата), то вместо запятой перед союзом и можно поставить тире.)
Попробуйте прочитать предложение выразительно, соблюдая правильную интонацию, расставляя логические ударения. Хочу акцентировать ваше внимание на необходимости выдерживать паузу на месте тире.

Задание 2. Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.

1) Мальчик разбежался – и.
2) Я встретил вас – и.
3) Одно мгновение – и.

Продолжим отрабатывать навыки расстановки знаков препинания перед сочинительными союзами. Проанализируем сложные синтаксические конструкции с различными видами связи грамматических основ.

Задание 3. Самостоятельная работа. Поработайте с предложениями, записанными на карточках (по одной карточке у каждого ученика, на одной стороне записано предложение для анализа, на другой – «подсказка»: начерчена схема предложения, дан комментарий). Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания; начертите схему. Приготовьтесь к устному выступлению. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой – оборотная сторона карточки.

Предложения для анализа:

1) Но право ему (фельдшеру) было дано освободить утром только двух человек – и двух он уже освободил, и под зеленоватым стеклом на столе записаны были эти два человека и проведена черта.

2) Сейчас он (Шухов) зяб со всеми и лютел со всеми, и еще бы, кажется, полчаса подержи их этот молдаван, да отдал бы его конвой толпе – разодрали б, как волки теленка!

3) Топлива не было положено – и спрашивать о нем не приходилось.

4) Большие новые тракторные сани были уже нагружены бревнами, но многое еще не поместилось – и семья деда Фаддея, и приглашенные помогли кончать сбивать еще одни сани, самодельные.

(Предложения для анализа взяты из книги: Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 58–60. Там же имеется комментарий.)
Каковы результаты самостоятельной работы?
(Учащиеся по очереди выходят к доске, прикрепляют карточку на доску (карточки больших размеров, запись предложений оформлена печатными буквами), читают предложение, комментируют расстановку знаков препинания, чертят схемы. Оцениваются полнота, глубина, правильность анализа. Если ученик пользовался «подсказкой», оценка на балл снижается. Остальные учащиеся во время устного выступления своего одноклассника записывают предложение с карточки в свою тетрадь.)

VI. Выводы. Обобщение.

Посмотрите внимательно еще раз записанные на карточках (и в тетрадях) предложения. Можете ли вы сказать, строки какого писателя иллюстрировали сегодняшнюю тему урока? (Автор записанных строк – А.И. Солженицын.)
Угадали произведения, из которых взяты эти строки? (Из рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».)
Как вы думаете, почему в качестве иллюстративного материала для беседы о пунктуации сложносочиненного предложения выбраны строки из произведений А.И. Солженицына? (Здесь встречаются разные виды сложносочиненного предложения. Солженицын широко использует в своих рассказах сложносочиненные предложения, так как они обладают богатыми возможностями развернутого изложения мыслей.)

«А.И. Солженицын использует экспрессивный синтаксис, насыщает текст синтаксическими повторами. В рассказе “Один день Ивана Денисовича” использован прием “несобственно-прямая речь”, что помогает автору глубже раскрыть индивидуальность героя, трагичность его судьбы. Часто встречаются в произведениях просторечия, диалектные слова, жаргонизмы, что делает речь героев произведений яркой, подчеркивает самобытность, народность их характеров. Солженицын считает, что со временем “произошло иссушительное обеднение русского языка”, сегодняшнюю письменную речь называет “затертой”. Восстанавливая “накопленные, а потом утерянные богатства” русской речи, писатель составил “Русский словарь языкового расширения”, в своих произведениях он использовал материал этого словаря». ( Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 60–61.)

VII. Работа с перфокартами.

(У каждого ученика карточка с заданием.)

Задание. Прочитайте предложения.

1) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.Пушкин)
2) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н.А. Некрасов)
3) Глупый осудит, а умный рассудит. (Пословица)
4) Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. (А.Апухтин)
5) Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно, навеки закончив свои странствия. (А.Ладинский)

Определите смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений и заполните таблицу:

Прокомментируйте устно свой выбор: каковы смысловые отношения между частями ССП и с помощью чего эти смысловые отношения формируются? (Части первого сложносочиненного предложения объединяют явления, происходящие последовательно. В этом случае перестановка предложений невозможна.
Во втором предложении речь идет о событиях, сменяющих одно другое, чередующихся. Значение чередования явлений достигается при помощи повторяющегося союза то. то.
В третьем предложении между частями отношения противопоставления, которые выражены при помощи противительного союза а.
В четвертом предложении изображаются одновременные события, что достигается при помощи видовременных форм глаголов-сказуемых: сказуемые выражены глаголами несовершенного вида и стоят в форме настоящего времени.
Тип синтаксических отношений в пятом сложносочиненном предложении – соединительные отношения с оттенком одновременности.)
Разнообразные смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения делают нашу речь богаче, информативнее, ярче.

VII. Стилистика сложносочиненного предложения.

Прочитайте предложение. (На доске вывешен небольшой плакат с записью и рисунками.)

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Почему вы улыбаетесь? Действительно, трудно удержаться от улыбки, когда читаешь это предложение. Как вы думаете: почему?
Это предложение с точки зрения пунктуации оформлено неправильно: в нем не поставлена запятая перед союзом и. И вместо сложносочиненного получилось простое предложение с однородными сказуемыми. И как следствие – абсурдное истолкование: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
Мы вновь вернулись к вопросу о том, как важно пунктуационно грамотно оформлять письменную речь.

И еще несколько слов о стилистике сложносочиненного предложения. Сложносочиненным предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союза, значением союза, порядком следования частей, интонацией (на письме она отражается пунктуацией).
Из всех разновидностей сложных предложений сложносочиненные предложения наиболее прозрачны по своей структуре, они ближе всего стоят к простым предложениям. Сложносочиненные предложения, простые в структурном отношении, могут быть противопоставлены сложноподчиненным предложениям, которым нередко присуща структурная сложность.
В отличие от простых предложений, сложное предложение наиболее информативно. А разнообразие смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.

Задание. Попробуйте свои силы в составлении сложносочиненных предложений. Составьте сложносочиненные предложения по картине И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене», употребляя разные союзы. Избегайте типичных недочетов: 1) многосоюзия, 2) неуместного употребления союза для соединения двух предложений, в которых сказуемые выражены глаголами разных видов или разных времен.
(Для слабых учеников возможно задание: перепишите предложения с карточки, образуя, где это возможно, из простых предложений сложносочиненные.
Текст может быть примерно следующим:

На картине И.Е. Репина запечатлен исторический момент: выступление Пушкина на экзамене в Лицее.
Мы видим парадный зал Лицея, где проходил экзамен. Зал не очень велик, но красив. Светлый, с широкими окнами, зеркалами во всю стену, блестящим паркетом. Стены окрашены под цвет розового мрамора. Четыре колонны поддерживают расписной потолок.
Посредине зала между колоннами находится длинный стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. (а) Поодаль от стола все пространство зала уставлено рядами кресел. На креслах расположились родственники лицеистов.
За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.
(Союзы в скобках даны для учителя.)

IX. Заключительное слово учителя.

– Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств дает он. Сегодня мы говорили о возможностях сложносочиненного предложения, их экспрессивной роли в художественном тексте.
Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства.
Хочется, чтобы вы, ребята, осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, а величайшее наше сокровище, которым и вы можете научиться владеть.

Литература

1. Богданова Г.А. Знаки препинания в предложениях с союзом и // «Русский язык», 2002. № 44. С. 5–12.

2. Безносов Э.Л. Основные виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение и смысловые отношения между его частями // «Русский язык». 2002. № 20. С. 1–6. (Вкладыш.)

3. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. С. 150–159.

4. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. 3-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 57–61.

5. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 58–59.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х кл. средней школы. М.: Просвещение, 1988. С. 198–200.

7. Зельманова Л.М., Колокольцева Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8–9-е классы: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. С. 8–9, 22–23.

rus.1september.ru

Смотрите еще:

  • Журнал российская юстиция опека и попечительство uristinfo.net ЛИТЕРАТУРА 1. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция. 1996. № 12. 2. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав // Российская юстиция. 2000. № 12. 3. Беспалов Ю. Определение места жительства ребенка // Российская юстиция. 2002. № 2. […]
  • Адрес 17 арбитражного апелляционного суда Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 г. N 17АП-9172/17 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 г. N 17АП-9172/17 18 октября 2017 г. Дело N А50-31196/2016 Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 […]
  • От кого подано заявление евгений крыса Морфологические нормы имени существительного; Упражнение 34. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления лиц женского или мужского пола. Исправьте предложения. 1. Кассирша опять долго отсутствовала. 2. Главная бухгалтер закончила работу. 3. Главную партию исполнял мой любимый […]
  • Обществознание учебное пособие петрунин Запись на стене Вы этого ждали) Вторая часть обществознания! Право:1. Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Зерцало-М, 2011.2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2007, любое другое […]
  • Воскобитова профессиональные навыки адвоката Воскобитова профессиональные навыки адвоката Предлагаемая читателям книга - одна из немногих, посвященных практическим навыкам юриста. Рассматриваются такие профессиональные навыки, как интервьюирование и консультирование клиента, анализ дела и выработка позиции по делу, навыки допроса в суде и выступления […]
  • Опека городище Отдел опеки и попечительства, Администрация Городищенского района Телефоны организации (84468) 3-3-3--34 РекламироватьНашли ошибку? Схема проезда Администрации районов / округов городской власти в рабочем поселке Городище Отзывы об Отделе опеки и попечительства, Администрации Городищенского района Моя […]
  • Жкх правила 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 — постановление Госстроя РФ №170 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»МДК 2-03.2003 I. Основные положенияII. Организация технического обслуживания и […]
  • Защита прав потребителей презентации Презентация по праву по теме: Защита прав потребителя. Кто такой грамотный потребитель? Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Азбука потребителя Учебно-методическая разработка урока обществознания в 10 классе. Куракина Наталия Николаевна. Татарстан, Дрожжановский район, Убеевская средняя […]

Комментарии запрещены.