Ст34 федерального закона от 05042013 44-фз

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Статья 34 Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент), Закон N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч.ч. 1 и 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Закон N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной Законом N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований Закона N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту (ст.ст. 435, 443 ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 528 ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, постановления АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N Ф08-9590/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование Закона N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

7 сентября 2016 г.

Можно ли по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закупить оборудование в рассрочку со сроком платежа — после поставки в течение двух лет (контрагенты, готовые поставить и которые присылают коммерческие предложения, согласны, они на этих условиях поставляют оборудование в коммерческие медицинские клиники)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупках в рамках контрактной системы расчеты по контракту обязательно должны осуществляться по общему правилу в течение 30 дней после принятия исполнения, а при закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — в течение 15 дней.
При закупках в соответствии с положением о закупке срок расчетов по договору ограничен только для закупок, проводимых с соответствующими особенностями у субъектов малого и среднего предпринимательства, — в течение 30 дней после принятия исполнения. Для прочих аналогичных закупок срок расчетов не ограничен, а потому договор может включать условие о рассрочке, в том числе и до 2 лет.

Обоснование вывода:
В силу ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, заключаемого в соответствии с данным Законом, должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, за исключениями, оговоренными данной нормы.
Данная норма является императивной, то есть устанавливающей требование, обязательное к исполнению, причем независимо от способа закупки, вида приобретаемых товаров, работ, услуг или суммы контракта.
К исключениям, предусмотренным ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, относятся следующие:
— случай, указанный в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с этой нормой в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организаций (далее — СМП, СОНО) по итогам закупки, осуществлявшейся только среди таких субъектов, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Правило ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ применяется при условии, что закупка изначально осуществлялась только среди СМП и СОНО (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС16-16957, п. 11 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждено Президиумом ВС РФ 28.06.2017));
— случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. Информации об установлении Правительством РФ таких случаев к настоящему времени мы не располагаем, но в любом случае отнесение к ним случаев поставки медицинского оборудования представляется маловероятным.
Таким образом, приобретение медицинского оборудования в рассрочку на длительный срок в рамках закупок по Закону N 44-ФЗ невозможно.
Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), напротив, не по общему правилу не регулируют срок расчетов по договорам, заключаемым в соответствии с этим Законом.
Исключение составляет договоры, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках закупок, осуществляемых с особенностями, установленными на основании п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительством РФ.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 было утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение N 1352).
В п. 28 Положения N 1352 содержится норма, аналогичная норме ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, о том, что срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). Также, как и положения ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, норма п. 28 Положения N 1352 действует только в том случае, когда участниками закупки, по результатам которой заключаются соответствующие договоры, являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (пп. «б» п. 4 Положения N 1352). На то, что к участию в закупке допускаются только такие субъекты, должно быть указано непосредственно в извещении о проведении соответствующей закупки (п. 20 Положения N 1352).
При этом Положение N 1352 распространяется только на те юридические лица, объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей (п. 2 указанного Положения).
Если же договор на поставку медицинского оборудования заключается в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но без применения особенностей, предусмотренных Положением N 1352, то он может содержать условие об оплате поставляемого оборудования в рассрочку, в том числе и на срок до 2 лет, даже если поставщиком по этому договору будет субъект малого или среднего предпринимательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

31 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Изменение условий контракта по 44-ФЗ

Сторонами планируется внести изменения в контракт, заключенный на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).
Поставщик предлагает следующий вариант: “Изменения в настоящий контракт вносятся по соглашению сторон, в том числе по основаниям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ и настоящим контрактом, путем составления документа, подписанного сторонами”.
Заказчик же предлагает такой вариант: “При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ. Все изменения оформляются в письменном виде, путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему контракту”.
Поставщик не согласился и предложил другой вариант: “При исполнении контракта изменение его условий допускается в случаях, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ и настоящим контрактом. Все изменения оформляются в письменном виде, путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему контракту.
Контракт не подписан, готовится обращения в УФАС. Официального отказа нет, есть подписанный поставщиком протокол разногласий.
Как быть, если гарантирующий поставщик не желает заключать контракт на условиях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ?

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 (ч. 18) и ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Так, ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предусматривает единственный случай, когда можно при заключении контракта по итогам конкурентной закупки изменить его условия по соглашению сторон. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении, то есть уже после его заключения, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Из приведенных норм следует, что любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 № 17АП-13706/14). Каких-либо исключений относительно ограничений, установленных указанными нормами в том числе по контрактам, заключенным с единственным исполнителем на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, законодательство не предусматривает.

Изменение условий контракта, если его возможность не предусмотрена Законом № 44-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 14.05.2015 № 17АП-3988/15).
Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения ситуаций, в которых имеющиеся условия контракта необходимо менять, но которые вместе с тем не подпадают под случаи, указанные в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При невозможности как продолжения исполнения контракта в первоначальном виде, так и изменения его контракт может быть расторгнут по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), после чего заказчик вправе осуществить новую закупку. Такой же позиции придерживаются и представители регулирующих и контролирующих органов (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 29.01.2015 № Д28и-186, от 31.12.2014 № Д28И-2895, от 31.12.2014 № Д28И-2852, от 18.12.2014 № Д28И-2834, от 16.12.2014 № Д28И-2749, п. 8 письма от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319, а также материал: Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону № 44-ФЗ).

Следует также учитывать, что отношения между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), связанные с заключением и исполнением контрактов, являются гражданско-правовыми: они основаны на добровольном установлении сторонами гражданских прав и обязанностей на основании договора и свободном определении условий договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 420, п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ), разумеется, с учетом требований, которые установлены Законом № 44-ФЗ. Этот закон, в свою очередь, основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон (ст. 446 ГК РФ). При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй п. 2 ст. 445 ГК РФ). Применительно к заключению договора на поставку для государственных или муниципальных нужд на то же указывает п. 4 ст. 529 ГК РФ, которая устнавливает и сроки согласования разногласий.

К сведению:
Следует учитывать, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4 ст. 539 ГК РФ). Кроме того, правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Закон № 35-ФЗ), из п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 21 которого следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 и предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения. В соответствии указанным нормативным актом осуществляются и расчеты за электрическую энергию, в том числе при продаже по нерегулируемым ценам.
Приведенные нормы Закона № 35-ФЗ, Основных положений являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ, в связи с чем условия о количестве товара, его цене и цене договора, а также об ответственности за нарушение срока оплаты электроэнергии определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (смотрите п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, определение ВС РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309).

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, р ецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

www.garantexpress.ru

Возможно ли изменение существенных условий контракта при его исполнении?

Каким образом внести изменения в техническое задание к муниципальному контракту, заключенному на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, который находится на исполнении?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Также ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Перечень таких случаев является исчерпывающим.

Поскольку понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено, за разъяснениями этого понятия следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на нормах которого в том числе основывается этот Закон (п. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При этом, исходя из п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, к числу условий контракта, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки, относится условие о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Соответственно, это условие следует отнести к существенным, как указанное в законе, в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Ни ч. 18 ст. 34, ни ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения условий контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте оказания услуг.

При этом следует обратить внимание, что из вышеуказанных норм одновременно следует, что к числу существенных условий, безусловно, относится условие о количестве товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. И возможности изменения объема оказываемых услуг в описанной ситуации также не предусмотрено.

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, а из приведенных норм не следует, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен исполняться с соблюдением всех условий в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит и, очевидно, содержать не может, поскольку подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ).

В подобных случаях запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Заметим, что именно такие разъяснения были даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305).

В заключение отметим, что правоприменительная практика, которая бы касалась заданного Вами вопроса, несмотря на все усилия, нами не найдена, а положения Закона № 44-ФЗ и иных нормативных актов не содержат универсального решения проблемы приведенной ситуации. В рамках данной консультации мы можем высказать лишь собственное мнение по описанной в вопросе проблеме. За разъяснениями считаем целесообразным обратиться в ФАС России (п. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331) и Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728, пп. 5.2.29.6 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Ответ подготовил: Серков Аркадий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Закупки до 100000 рублей по 44-ФЗ

Проведение закупки, например, шариковых ручек и бумаги к принтеру быстро, не тратя время на выбор подходящего поставщика, не составляя тома закупочной документации, возможно при осуществлении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ). Очень часто сложность написания закона вызывает множество вопросов при осуществлении закупок малого объема. Представленная справка доступно и понятно, на примерах пояснит, как заказчику применять норму п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

В данном справочном материале Вы также можете ознакомиться с подробным описанием последовательных действий по проведению закупки до 100 тыс. руб. , с порядком внесения сведений о такой закупке в план-график закупок на текущий год и с особенностями проведения приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и провести экспертизу предоставленных результатов , предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ гласит, что заказчик имеет право на:

«осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений».

Давайте подробно разберем, как рассчитать сумму и как использовать данную норму в жизни.

Для начала выделим обязательные требования нормы.

Первое обязательное условие — стоимость одного контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Далее законодатель предлагает «вилку»:

— годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не переходит верхний предел в 2 млн. руб.;

— либо стоимость таких контрактов не превышает 5% (которые, в свою очередь, не могут быть более 50 млн. руб.) совокупного годового объема ВСЕХ закупок.

Разбор будет производиться на нескольких примерах.

Заказчику выделено на нужды 100 000 000 (сто миллионов) руб. Для определения лимита, в пределах которого можно осуществить закупку товаров, работ, услуг без проведения торгов, рассчитаем 5% от совокупного годового объема закупок.

100 000 000 руб. * 5% = 5 000 000 руб.

Проверяем сумму на соответствие норме закона, а именно в части: «составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год».

5 000 000 50 000 000

Условие НЕ выполняется.

Что делаем дальше?

Проверяем, какая норма Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ выгоднее заказчику. Для этого применяем стоимостный критерий:

Заказчик имеет право осуществить закупки на общую сумму не более 50 000 000 руб.

В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 100 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 50 000 000 руб., при условии что соблюдает обязательное требование: сумма одного договора НЕ превышает 100 000 руб. То есть минимальное количество подобных договоров в течение года — это:

50 000 000 руб. / 100 000 руб. = 500 договоров.

Заказчику выделено на нужды 1 000 000 (один миллион) руб. Для определения лимита, в пределах которого можно закупить товары, работы, услуги без проведения торгов, заказчик должен общую выделенную сумму (в данном примере — 1 000 000 (один миллион) руб.) умножить на 5%.

1 000 000 руб. * 5% = 50 000 руб.

На данном примере видно, что заказчику выгоднее использовать лимит в 2 млн руб.

В течение года заказчик, при условии что ему выделили 1 000 000 руб., может осуществить закупки без проведения торгов на сумму в совокупности не более 2 000 000 руб. В данной ситуации обязательное требование «сумма одного договора НЕ превышает 100 000 рублей» должно также выполняться безоговорочно. Минимальное количество подобных договоров в течение года — это:

2 000 000 руб. / 100 000 руб. = 20 договоров.

Во всех рассмотренных примерах количество договоров может быть увеличено, в случае если стоимость уже заключенных договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ меньше 100 000 руб. каждый.

Порядок проведения закупки до 100000 рублей

Пунктом 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100 тыс. руб.

На практике часто возникают вопросы по проведению закупок малого объема, в частности, о необходимости отражения указанных закупок в плане-графике, составления отчетов, непосредственного проведения закупок и т. д.

Итак, для того чтобы осуществить малую закупку, заказчику необходимо последовательно:

1) внести сведения о закупке в план-график закупок на текущий год в случае отсутствия информации о закупке в плане-графике заказчика;

2) непосредственно осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) осуществить приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

1. Внесение сведений о закупке в план-график закупок на текущий год

С 2016 года планы-графики размещаются заказчиками в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее — Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 ).

Подпунктом а п. 2 Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 предусмотрено, что закупки, которые осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности, те закупки, которые осуществляются по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , отражаются в плане-графике заказчика.

В случае отсутствия информации о закупке в плане-графике заказчика заказчик обязан внести соответствующие сведения о такой закупке в план-график.

2. Непосредственное осуществление закупки у единственного поставщика

Закупка, осуществляемая в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , не требует составления и размещения извещения.

Также в соответствии с ч. 15 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт до 100 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

В случае осуществления закупок товаров, работ, услуг малых объемов за наличный расчет выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, а также порядок и сроки предоставления подотчетным лицом авансового отчета с приложением подтверждающих документов определяются в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» .

3. Осуществление приемки и проведение экспертизы

По заключенному в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракту также проводится приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом. Проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, является составной частью приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги ( п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Экспертиза результатов контракта, заключенного по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , проводится в обязательном порядке. Выбор способа экспертизы является правом заказчика. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести экспертизу результатов контракта, заключенного по закупкам до 100 тыс. руб., своими силами.

В случае осуществления экспертизы результатов контракта своими силами заказчик привлекает к проведению экспертизы своих сотрудников, обладающих знаниями и соответствующей квалификацией по предмету контракта.

Результаты экспертизы оформляются заключением (актом экспертизы), с учетом которого руководителем заказчика подписывается документ о приемке (в случае отсутствия приемочной комиссии). При наличии приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается руководителем заказчика ( ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Так как информация о контракте, заключенном в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , не подлежит размещению на официальном сайте, документ о приемке и заключение эксперта (акт экспертизы) также не размещаются на официальном сайте. Указанные документы составляются и хранятся заказчиком вместе с иными документами закупки, осуществленной на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Copyright © 2012-2017 Правительство Нижегородской области
Created by Graphit

kro.omsu-nnov.ru

Смотрите еще:

  • Осаго как проводить по 44 фз Может ли государственное казенное учреждение, которое осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключать договоры страхования каско и ОСАГО на сумму до 100 […]
  • Восстановление сроков подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Образцы документов | Помощь в составлении документов в суд анализ сайта Joomla перенести сайт на joomla 2.5 Девятый арбитражный апелляционный суд 127994, г. Москва, Проезд Соломенной Сторожки, 12 Через: Арбитражный суд г. Москвы 115225, Россия, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17 Истец: 127106, […]
  • 525 приказ фтс Приказ ФТС России от 24.04.2007 N 525 (ред. от 24.10.2016) "Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган Российской Федерации" ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА от 24 апреля 2007 г. N 525 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ […]
  • Упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки Упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в […]
  • Оплата по контракту за вычетом неустойки Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 января 2017 г. N Д28и-168 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального […]
  • Ч 7 ст 18 закона n 44-фз Обоснование закупок по Закону N 44-ФЗ Требования к обоснованию закупок, предусмотренные ст. 18 Закона N 44-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2016 года. Причем обоснование закупок осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ), при том, что и план закупок, и […]
  • Закон и ответственность в школе Ответственность школы за неуспеваемость ученика Добрый день. Моя дочь учится 10 ый год в Московской школе. В том году ее не допустили до сдачи ГИА из-за неуспеваемости по математике и оставили на 2 год(ребенок 4года занимался с репетитором). В этом году ситуация не изменилась-как не успевала так и не […]
  • Что не относится к основным обязанностям граждан рф Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их […]

Комментарии запрещены.