Статья 7 рф о защите прав потребителей

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 7 настоящего Закона

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 1 внесены изменения

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 4 внесены изменения

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. См. Информационное письмо Госстандарта РФ от 11 июля 2003 г. N ВК-110-28/2522

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

base.garant.ru

Статья 7 ЗоЗПП РФ. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Последняя редакция Ст. 7 Закона о ЗПП

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Комментарий к Статье 7 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Вопрос безопасности товара или услуги является одним из самых ключевых. Это обусловлено тем, что покупка должна не только соответствовать заявленному качеству и применяться для определенных целей, но и быть безопасной. Потребитель имеет право на получение исчерпывающей информации о правилах эксплуатации и соблюдения техники безопасности при использовании прибора, устройства и т.д.

Сфера регулирования

Статья 7 ЗоЗПП РФ имеет отдельную сферу регулирования, так как контролирует обеспечение безопасности производимых товаров для потребителей. Это очень важная функция, так как недопустимо нанесение вреда жизни или здоровью потребителя. Многие товары относятся к категории технически сложных или по истечении срока их годности становятся опасными для применения. Законодательно закрепляется право потребителя на безопасность приобретения.

Содержание

Статья 7 ЗоЗПП РФ состоит из 6 пунктов. Каждый из них определяет основные положения регулирования вопросов безопасности производимых товаров:

  • пункт 1 устанавливает право потребителя на получение приобретения, отвечающего всем требованиям безопасности. Причем, продукт не должен представлять угрозы не только жизни, но и здоровью лица, а также его имуществу, окружающей среде и т.д.;
  • п.2 обязывает производителя в период гарантийного использования или в течение 10 лет, если таковой не определен. Если нанесен какой-либо вред, он должен быть полностью возмещен;
  • п. 3 обязует изготовителя доводить всеми возможными способами до покупателя информацию о правилах использования продукта;
  • пункт 4 определяет, что если на определенный продукт устанавливаются отдельные требования или правила эксплуатации, то не допускается реализация товара, не подтвержденного в определенном порядке;
  • п.5 фиксирует обязанность изготовителя остановить производство товара, опасного для потребителя. Кроме того, обязательно необходимо сделать все возможное для изъятия его из оборота и отзыва у тех, кто уже его приобрел.

Последний пункт утратил силу, поэтому не применяется в практике.

Применение

Кроме статьи 7 ЗоЗПП РФ существует множество узкоспециализированных актов, правил, регламентов, обеспечивающих контроль за безопасностью продаваемых товаров и оказываемых услуг. К ним относятся разнообразные ГОСТы, СНиПы и т.д. Кроме того, ФЗ «О техническом регулировании», который контролирует осуществление проверок на соответствие требованиям безопасности отдельных видов товаров.

Таким образом, статья 7 ЗоЗПП РФ определяет уровень ответственности производителя за изготовление и продажу безопасного продукта. Кроме того, нормы статьи накладывают ответственность в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу приобретателя или же окружающей среде.

zakonozpp.ru

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Комментарий к Ст. 7 ЗоЗПП РФ

1. Как уже говорилось выше, обязательные требования к товару в соответствии с нормами Федерального закона «О техническом регулировании» устанавливаются техническими регламентами. А до их принятия — нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (ГОСТы, СНиПы и т.д.), но только в определенных областях, в том числе в области безопасности.

Право на безопасность товара, работы или услуги — понятие довольно-таки широкое. В последнее время стали известными случаи предъявления крупным предприятиям, осуществляющим торговлю или оказывающим услуги общественного питания, претензий и исков о компенсации морального и имущественного вреда, причиненного в ходе приобретения товара или оказания услуг. Тенденция эта родилась в США, где местное законодательство позволяет потребителю взыскивать по подобным искам немалые суммы. Нередко такие случаи широко и подробно описываются в прессе, что порождает иногда нездоровый ажиотаж вокруг возможности взыскать с крупной организации те или иные средства. Однако если в отношении США можно говорить о сложившихся традициях потребительского экстремизма, то в России как у потребиллеров (недобросовестных потребителей, старающихся нечестным путем обогатиться за счет продавцов или исполнителей), так и у лиц, которым был причинен реальный вред, возможности для взыскания компенсаций довольно-таки скромные. В настоящее время суды хоть и удовлетворяют иски о взыскании компенсации морального вреда, но практически всегда снижают ее размеры, причем существенным образом, обычно это суммы, не превышающие нескольких тысяч рублей.

Если же вернуться к юридической стороне дела, то следует учитывать следующее: в случае причинения вреда здоровью потребителя (в процессе выбора товара) в помещении, где ведется торговля теми или иными товарами, нормы Закона могут и не применяться. Дело в том, что в данном случае источником причинения вреда чаще всего является не сам товар, а обстановка внутри помещения магазина или неосторожность самого потребителя. Правда, не стоит забывать о том, что во многих магазинах помимо продажи товаров оказываются различные услуги и выполняются работы и безопасность помещения, в котором эти услуги или работы оказываются, является частью безопасности услуги или работы в целом.

2. Понятие обеспечения безопасности товара или результата работы по своей сути близко к понятию обеспечения возможности ремонта и технического обслуживания, изложенного в предыдущей статье. Только в данном случае задача перед изготовителем или исполнителем ставится шире: они должны не только передать потребителю вещь надлежащего качества и безопасную в использовании, но и обеспечить потребителю возможность безопасной эксплуатации этой вещи в дальнейшем. Это означает опять-таки наличие сервиса, запасных частей, возможно, также некоторых рекомендаций по эксплуатации, ремонту или иному изменению вещи. Причиненный вред вследствие необеспечения безопасности товара компенсируется не только тому потребителю, который заключил договор купли-продажи или подряда, но и другим лицам, которые пользовались этим товаром и которым в результате этого был причинен вред.

3. Комментируемая норма (п. 3 ст. 7 Закона) устанавливает две обязанности для изготовителя и продавца, связанные с действиями, не имеющими прямого отношения к эксплуатации товара. Для того чтобы товар начать использовать, необходимо его доставить к месту, где он будет эксплуатироваться, часто бывает нужно некоторое время хранить его не используя. Кроме того, любой товар рано или поздно придет в негодность, и собственник будет искать способ избавиться от него. Если при этом не придерживаться определенных правил, то товару, а иногда и людям либо окружающей среде может быть причинен вред.

Изготовителю вменяется в обязанность выработать правила хранения, транспортировки и утилизации товара и указание этих правил в сопроводительной документации или упаковке товара. Продавцу вменяется обязанность доведения этих правил до сведения потребителя. Не совсем понятны последствия частичного или полного неисполнения изготовителем своих обязанностей, установленных комментируемой нормой. Продавец не может сообщить потребителю информацию о правилах, если изготовитель их не выработал и не сформулировал. В то же время у продавца, обладающего такой информацией, когда правила выработаны, но не размещены изготовителем в указанных Законом местах, такая возможность в принципе имеется. Тем более что продавец в любом случае обязан обеспечить предоставление полной информации о товаре (в том числе и о правилах транспортировки, хранения и утилизации) на основании статьи 10 ЗоЗПП. Поэтому обязанность продавца сообщить потребителю указанную информацию существует вне зависимости от того, разместил ее изготовитель в указанных Законом местах или нет.

Если на товары (работы, услуги) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном Законом и иными правовыми актами.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. На переходный период (а как уже говорилось выше, на сегодняшний день выработан только один технический регламент) в данный Закон были включены еще несколько норм, регулирующих данную сферу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В настоящее время действуют: Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013; Перечень видов драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих сертификации в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372; Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766.

5. Производство многих товаров связано с применением сложных технологических процессов, в ходе которых требуется неукоснительное соблюдение инструкций и правил, установленных для данных процессов. Многие товары требуют особых условий хранения (температурный режим, определенная влажность воздуха, определенное положение в пространстве и т.д.), многие — особых условий транспортировки. При разработке условий производства, хранения и транспортировки товаров производителю, к сожалению, не всегда удается предусмотреть все. Бывает так, что произведенный товар при первичном или стандартном контроле качества на заводе или фабрике отвечает всем показателям качества, но впоследствии после приобретения его потребителем качественные показатели товара начинают ухудшаться. В принципе качественные показатели любого товара так или иначе в период эксплуатации меняются в худшую сторону, но последствия этих изменений бывают различными.

В большинстве случаев товар даже по прошествии необходимого периода эксплуатации (срока службы) сохраняет объем качественных показателей, позволяющий продолжать использовать товар дальше. Некоторые товары перестают функционировать до окончания того периода, на который рассчитывал потребитель при их приобретении. В этом случае речь идет, скорее всего, о продаже товара ненадлежащего качества. Третьи товары могут сохранять качественные показатели, необходимые для их эксплуатации, а могут и выходить из строя, но при этом они также могут причинить существенный вред людям — их жизни, здоровью, имуществу. В отношении этих товаров закон установил для изготовителей (в том числе по договору подряда) и продавцов обязанность предпринять ряд мер, как только информация о них поступит изготовителям: приостановить производство и реализацию этих товаров, устранить причины возникновения вреда и, если это необходимо, изъять товары из оборота и отозвать их от потребителей.

В Законе нет особых требований к квалификации вреда, который может быть причинен потребителю, но если судить по смыслу комментируемой нормы в целом (упоминание наряду с причинением вреда имуществу или здоровью вреда, причиняемого жизни), можно прийти к выводу, что для ее применения к тем или иным случаям необходимо, чтобы угроза причинения вреда была если не существенной, то по крайней мере значимой, то есть имела значение для большинства потребителей.

В Законе используется понятие, пришедшее скорее из обычаев делового оборота, нежели из теории гражданского права, — отзыв товара. Это понятие используется еще в нескольких законах (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»), но толкования этого понятия нет ни в одном из них. Поэтому о его содержании следует судить из смысла норм, в которых он используется.

Таким образом, под отзывом товара следует понимать комплекс мер, предпринимаемых изготовителем товара или продавцом для информирования потребителей о необходимости отказаться от использования некачественных товаров, передачи их изготовителю, продавцу или уполномоченному представителю с целью обмена или получения денежной компенсации, а также мер по приемке товаров от потребителей, выдачи им аналогичных качественных товаров либо выплате компенсаций.

Невозможность устранить опасность для потребителей при использовании определенных товаров влечет за собой обязанность прекращения производства этих товаров. Правда, последствия неисполнения этой обязанности не означают применения прямых санкций к нарушителю и товар, производимый им в нарушение комментируемой нормы, изъят быть не может до тех пор, пока не будет предпринята попытка его продать или иным образом ввести в оборот. Остальной же аналогичный товар подлежит отзыву, но уже не изготовителем или продавцом, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Порядок отзыва товаров прописан в статье 38 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и представляет собой следующее:

1. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки, предусмотренной абзацем первым данного пункта, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.

2. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

3. В случае если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

4. На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

zozpprf.ru

Новая редакция СТ 7 Закона о Защите Прав Потребителей России:

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Комментарий к Статье 7 ЗоЗПП РФ

1. Безопасность использования товара (работы, услуги) является важнейшим элементом обеспечения возможности использовать его по назначению. Этой обязанности изготовителя (исполнителя) соответствует право потребителя на безопасность товара. (О порядке установления требований по безопасности товара см. п. 5 комментария к ст. 4 Закона.)
В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующего требованиям государственного стандарта по безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан его возместить в соответствии со ст. 14 Закона.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) не бесконечно, а в течение определенных сроков, устанавливаемых им самим в соответствии со ст. 5 Закона в зависимости от характера товара (работы). Этими сроками являются установленный срок службы или срок годности (см. комментарий к ст. 5).

Закон предусматривает, что в том случае, когда установление срока службы не является обязательным (п. 1 ст. 5) и он не установлен, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

На вопрос, каким должен быть срок обеспечения безопасности товара, когда не установлен срок годности (обязательный) и срок службы, в том случае, когда его установление было обязательным, Закон прямого ответа не дает. Косвенный ответ содержится в ст. 14, в соответствии с которой возмещается вред, причиненный вследствие необеспечения безопасности товара. В данном случае, предусмотренном ч. 2 п. 3 ст. 14, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Следовательно, и обязанность изготовителя (исполнителя) обеспечивать безопасность товара (работы) каким-либо сроком (в указанном случае) не ограничена. Это является своеобразным наказанием за нарушение изготовителем (исполнителем) своих обязанностей, установленных Законом.

Таким образом, ответственность изготовителя (исполнителя) за обеспечение безопасности по сравнению со старой редакцией Закона, где она ограничивалась 10 годами, резко усилена. Точно также установление срока службы в тех случаях, когда это необязательно установлен, стимулируется установлением 10-летнего срока обеспечения безопасности. О сроке обеспечения безопасности услуг см. комментарий к гл. III Закона.

3. Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Закон предусматривает разработку и доведение до потребителя специальных правил использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Эти правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем), если они необходимы для обеспечения безопасности товара. Речь идет именно об особых, специальных, а не об общеизвестных правилах. В новой редакции Закона определено, что изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец (исполнитель), в соответствии с Законом, обязан эти правила довести до сведения потребителя.

Таким образом, ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил, как было указано, несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно подчеркнуть, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, изготовителями (исполнителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного лица за причиненный вред, в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными.

4. Одним из важных способов обеспечения права потребителя на безопасность товара (работы, услуги) является их обязательная сертификация. Обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), на которые законами РФ или государственными стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя.

В части определения круга товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, и видов актов, которыми устанавливаются требования по безопасности, старая и новая редакции Закона практически совпадают.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законами РФ.

Одним из таких законов и является Закон о защите прав потребителей.

Важным новшеством новой редакции Закона является повышение уровня определения перечня товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации. Согласно старой редакции Закона, это право принадлежало Госстандарту РФ. Согласно новой редакции, обязательной сертификации подлежат товары (работы, услуги), включенные в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. Такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1013. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно-меховые и овчинно-пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят:
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги (см. ЖК РФ с Комментариями), туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.

Постановлением поручено Госстандарту России с участием Госстроя и Минздрава РФ на основе утвержденных перечней опубликовать номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей Среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Правовые основы проведения обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», введенным в действие с момента официального опубликования 25 июня 1993 года.

Во исполнение этого закона Госстандартом РФ утверждены документы, определяющие процедуру проведения сертификации:
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, определяющие цели, принципы и общие правила по проведению обязательной и добровольной сертификации (постановление Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 21 марта 1994 года N 521);
Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, применяемый при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую (постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15, зарегистрировано Министерством юстиции РФ 5 апреля 1995 года N 826). Постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1139) в указанный Порядок внесены обширные и существенные изменения, введенные в действие с 8 августа 1996 года.

На группы однородной продукции могут утверждаться специальные правила сертификации, учитывающие специфику соответствующих товаров. Так, например, были утверждены в январе 1995 года Правила сертификации парфюмерно-косметической продукции, действие которых распространяется на следующие группы однородных товаров: продукция для ухода за кожей лица и тела; продукция для ухода за волосами; продукция декоративной косметики; продукция для интимных органов; специальная косметическая продукция; продукция для гигиенического ухода и придания запаха; средства для ухода за зубами и полостью рта; продукция для защиты кожи от воздействия вредных факторов.

В новой редакции Закона сохранено запрещение продажи товара (работы, услуги), в том числе импортного, не прошедшего обязательную сертификацию. Проведение сертификации должно быть подтверждено маркировкой знаком соответствия и указанием в технической документации номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат. Правила применения знака соответствия утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14 (регистрация Минюста РФ от 1.08.96 N 1138). За реализацию товаров (работ, услуг) без проведения обязательной сертификации, необоснованную выдачу сертификата, отсутствие информации об этом установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

В отношении импортных товаров применяется Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Государственным таможенным комитетом РФ и Госстандартом РФ (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15 июня 1994 года N 599).

5. Пункт 5 ст. 7 устанавливает обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в производственно-хозяйственной области при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы). Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем.

Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должна быть установлена причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.), и возможность ее устранения. В соответствии со ст. 18 Закона, проверку качества и проведение экспертизы обеспечивает продавец (изготовитель).

Предусмотренные Законом меры настолько серьезны, что могут причинить изготовителю и продавцу большие экономические потери либо даже привести к прекращению производства.

Поэтому именно они прежде всего заинтересованы в возможно быстром и полном выявлении и устранении причин нарушения требований к безопасности товара.

В этих целях изготовителям целесообразно разработать локальный нормативный акт (стандарт, инструкцию и т.п.), регламентирующий порядок работы в рассматриваемом случае.

Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителя (исполнителя) и продавца в случае выпуска продукции с нарушениями требований по безопасности.

Исходя из их возможностей следует распределить соответствующие обязанности следующим образом: производство приостанавливается либо товар снимается с производства изготовителем (исполнителем); реализация — изготовителем (исполнителем) и продавцом; изъятие из оборота и отзыв от потребителя — изготовителем (исполнителем) и продавцом. Представляется, что эти обязанности должны выполняться каждой из сторон, которой стали известны соответствующие факты и обстоятельства.

Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т.е. до устранения нарушений производственного происхождения (технология, конструкция, материалы, испытания и т.п.), или других недостатков.

Необходимо разработать детальный механизм реализации этих обязанностей, который, в частности, должен предусматривать порядок возобновления производства и реализации продукции после их приостановления, изъятия ее из оборота и отзыва от потребителя, взаимоотношения между изготовителем и продавцом (в том числе, в связи с их обязанностью по возмещению потребителю убытков в связи с отзывом продукции).

О порядке выдачи предписаний федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), см. комментарий к ст. 42 Закона.

6. Правило, установленное п. 6 ст. 7, является для Закона новым.

Факт реализации опасных товаров (работ) должен быть установлен документально. Акты о реализации опасных товаров (работ) могут быть составлены контролирующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей в соответствии с их компетенцией.

Изъятию подлежат товары (работы), представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Изъятие товара (работы), представляющего опасность для окружающей среды, Законом не предусмотрено.

Товары (работы), представляющие опасность для потребителей, подлежат изъятию независимо от того, прошли они сертификацию или нет. Продажа таких недоброкачественных товаров (работ) запрещается, т.е. они должны считаться товарами, изъятыми из оборота.

В соответствии со ст. 169 ГК, договор по реализации опасного товара (работы) как заключенный с нарушением требований Закона, является недействительным. Если продавец (исполнитель) заведомо знал об опасности товара (работы) или сознательно допускал ее наличие (например, при продаже товара без сертификата соответствия), т.е. действовал умышленно, то в этом случае договор является ничтожным, т.е. недействительным с момента его заключения. Следствием этого является изъятие (конфискация) в доход Российской Федерации опасного товара и возвращение потребителю уплаченной суммы продавцом. Взыскание осуществляется по решению суда, куда может обратиться любое заинтересованное лицо, в том числе потребитель, прокурор, органы государственного управления, местного самоуправления, общественные организации потребителей.

В случае, если продавец действовал неумышленно, например, продавал товар, прошедший сертификацию, но оказавшийся все же опасным, такой товар все равно подлежит изъятию по решению суда в соответствии со ст. 243 ГК. (О конфискации товара в качестве административного взыскания см. комментарий к ст. 13 Закона.)

ozppzakon.ru

Смотрите еще:

  • Уголовный кодекс 2003 г Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Дополнения в закон рф о гражданстве Дополнения в закон рф о гражданстве 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"" Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года Статья 1. […]
  • Индексация пенсии с апреля 2014 года Повышение пенсии с 1 апреля 2014 года: на сколько? С 1 апреля 2014 года пенсия по старости в среднем по России составит 11,6 тысяч рублей. Повышение пенсии с 1 апреля 2014 года по старости С 1 апреля 2014 года состоится запланированная индексация пенсий. Согласно постановлению Правительства Российской […]
  • Закон республики татарстан о муниципальной службе в республике татарстан Закон РТ от 17 января 2008 г. N 5-ЗРТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон Республики Татарстан от 17 января 2008 г. N 5-ЗРТ"О муниципальной службе в Республике Татарстан" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 18, 26 декабря 2008 г., 9, 12 […]
  • Закон об естественной монополии в рк Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ"О естественных монополиях" С изменениями и дополнениями от: 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря […]
  • Закон мсу 1995 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" С […]
  • Кбк по уплате штрафа в пфр КБК для уплаты штрафов изменились Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 января 2012 На основании изменений, внесенных в приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской […]
  • Закон no 5485 Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне Информация об изменениях: Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ в статью 21 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона О […]

Комментарии запрещены.