Тога закона

10 самых странных законов Древнего Рима, о которых вам будет любопытно узнать

Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством. Фактрум называет десяток примеров.

Запрещалось носить пурпур

Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.

Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.

Запрещалось закатывать большой пир

В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.

Запрещалось плакать на похоронах

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.

Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.

Отец мог легально убить любовника своей дочери

Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.

А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.

Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет

Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».

Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената

Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.

Отец мог трижды продать своих детей в рабство

Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.

Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком

Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.

Отец семейства мог законно убить всю свою семью

Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.

www.factroom.ru

Антитрестовский закон Шермана, 1890 г.

Законодательный акт о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополий. Сим вводится в силу Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки, собравшимися в Конгрессе.

Раздел 1. Любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными. Любое лицо, заключившее подобный контракт или вступившее в подобное объединение или в подобный сговор, считается виновным в совершении правонарушения и по вынесении приговора в связи с вышеуказанным подвергается штрафу в размере не более пяти тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более одного года, или обоим вышеуказанным наказаниям по усмотрению суда.

Раздел 4. Нескольким окружным судам Соединенных Штатов настоящим предоставляется право предупреждать и пресекать нарушения настоящего закона; кроме того, на несколько районных прокуроров Соединенных Штатов в их соответствующих районах под наблюдением Генерального прокурора возлагается обязанность начинать расследование с целью предупреждения или пресечения подобных нарушений.

Раздел 6. Любое имущество, находящееся во владении по любому контракту или принадлежащее любому объединению или по любому сговору, а также являющееся предметом соответствующего сговора, упомянутое в разделе первом настоящего закона и перевозимое из одного штата в другой или в другую страну, передается Соединенным Штатам и может быть арестовано или конфисковано.

Раздел 7. Любое лицо, делам или собственности которого нанесен ущерб любым другим лицом или корпорацией в результате каких-либо противоправных действий или действий, объявленных противоправными в соответствии с настоящим законом, может обратиться с иском в любой окружной суд Соединенных Штатов в районе, в котором проживает ответчик или где последний обнаружен, независимо от суммы иска, и имеет право получить компенсацию, в три раза превышающую сумму причиненного ему ущерба, а также денежные средства для покрытия расходов, связанных с ведением дела, включая и гонорары, в разумных пределах.

Раздел 8. Слово «лицо» или «лица», где бы оно не применялось в настоящем законе, истолковывается как включающее в себя корпорации и ассоциации, существующие в соответствии с законами Соединенных Штатов, законами любой территории, законами любого штата или законами любой другой страны.

Лоуренс Фридмэн. Введение в американское право (приложение).- М., 1992

pnu.edu.ru

Этикет Римской империи

Рассказ об этикете в Римской империи стоит начать с описания нарядов, которые носили древние римляне, поскольку одежда занимала важное место в жизни граждан одного из величайших государств древности. В Древней Греции одежда считалась аспектом личного и бытового порядка, и греки могли выбирать наряды согласно своему вкусу и собственным пристрастиям, тогда как для граждан Римской империи одежда была не только составляющим сложившихся национальных традиций и обычаев. Римляне должны были выбирать наряды, исходя из соответствующих установлений государственного закона.

Одежду, которую надевали древние римляне, можно условно разделить на две большие группы: официальную и неофициальную. Официальной одеждой являлись тога, стола и туника. Тогу считали основной верхней одеждой, и к тому же она являлась показателем того, что ее владелец — гражданин. Изгнанникам и людям, нарушившим закон, категорически запрещалось надевать тогу. Облачение в иноземное платье также считалось в Древнем Риме дурным тоном, признаком невоспитанности и даже нарушением законодательства.

Тогой называлось широкое полотно шерстяной ткани полуовальной формы или имевшее вид сегмента круга. Длина такого наряда по краю могла достигать 6 метров. Поэтому облачаться в тогу было занятием не из легких. Ранние тоги делали узкими, облегающими фигуру, а поздние — широкими и свободными. Тога в Древнем Риме считалась не просто одеждой. Она также являлась своеобразным символом государственности и, кроме того, служила воплощением и выражением национального самосознания римлян. Известна трагическая история о том, как царь Митридат, задумавший очистить собственную провинцию от римлян, разослал своим военачальникам приказ, повелевающий беспощадно убивать всех тех, кто облачен в тогу — одеяние, которое носили только римляне. Вероятнее всего, в те времена тога была единственно верным признаком, позволявшим точно определять римских граждан.

Тога являлась также официальной одеждой, которую носили высокопоставленные государственные деятели. Так, например, сенатора можно было отличить от других граждан по широкой красной или пурпурной полосе, нанесенной с лицевой стороны полотна тоги. Такую же тогу с красной полосой надевали и дети, происходившие из знатных семей. По достижении ими 16 лет тогу с полосой меняли на белую — ту, которую носили и взрослые. Следовательно, тогу с красной полосой можно назвать одеянием представителей высших сословий. Она являлась символом власти, элитарности и принадлежности к кругу аристократов и магистров.

С Тола выполняла в женском гардеробе те же функции, что и тога в мужском. Другими словами, была частью официального одеяния римских женщин и служила показателем того, что ее владелица принадлежит к знатному роду, что она супруга или мать высокопоставленной особы. Молодые девушки и незамужние женщины не имели права надевать столу. Таким образом, являясь драпирующей, а не кроеной одеждой, стола отвечала всем требованиям римского законодательства. Кроме того, ее воспринимали как своеобразный символ женской чистоты, совершенства и благочестия.

Тунику — рубашку с рукавами или без таковых — носили, подвязывая поясом на талии или свободно. Свободная туника представляла собой предмет нижнего белья, а потому расхаживать в ней по улицам города считалось в Древнем Риме верхом неприличия. Туника, собранная у талии поясом и отделанная по краю алым или пурпурным кантом, так же как и тога, принадлежала к числу одеяний, которые отличали знать, сенаторов и всадников от других граждан. Тунику сенаторов украшала одна широкая красная полоса, шедшая от ворота до подола, а тунику всадников — две тонкие красные полосы.

Неофициальной одеждой в Древнем Риме являлись сагум, лацерна, камиса, палла и пр. Это были свободные одеяния, которые дополнялись другими предметами одежды.

Сагум, лацерна и палла представляли собой разновидность плаща. Лацерну и паллу шили из тонкой матери и и надевали поверх тупики или тоги. Сагум изготавливал и из толстой ткани. Это был плащ квадратной формы, несколько короче лацерны, а носили его в основном только воины. Наиболее демократичным видом одежды древних римлян оставался плащ. Его могли надевать как знатные граждане, аристократы, так и простолюдины.

Первые рубахи с рукавами стали шить в Древнем Риме начиная с III века до н. э. Однако статус разрешенной государственным законодательством одежды они получали только к началу II столетия до и. э. Такую сложную судьбу рубахи в древнеримской моде можно объяснить особым отношением римлян к кроеной одежде. Все одеяния, которые кроились, неизменно воспринимались гражданами великого государства как вторжение культуры иноземцев (в частности, варваров). А длинные рукава рубахи к тому же говорили об особенной заботе ее обладателя о сохранении тепла и о собственном здоровье, что свидетельствовало о себялюбии, избалованности и изнеженности.

К числу кроеных одеяний древних римлян относились пенула и рубаха. Это была повседневная одежда, заимствованная римлянами из культуры варваров. Пену-лой называли пальто с капюшоном, рукавами или без таковых, сшитое из толстого материала. Римляне, особенно внимательно относившиеся к своему внешнему виду и следившие за веяниями моды, заказывали для себя пенулы из ворсистой ткани.

Государственное законодательство обязывало всех граждан носить на улицах города определенную одежду в установленных сочетаниях и конкретного цвета. Так, тунику должно было надевать с тогой, а столу — с падлой. При этом тунику следовало шить только из белого материала. Естественно, что такая одежда больше подходила для аристократов и государственных деятелей, которые большую часть дай проводили на публике, а потому им приличествовало выглядеть безупречно и с точки зрения моды, и с позиций требования закона. Таким образом, одеяния знатных граждан никак нельзя было назвать практичной одеждой, поскольку их главными чертами оставались декоративность, напыщенность и искусственность.

Как уже было замечено выше, закон предписывал римлянам носить тунику белого цвета. Однако простолюдины, крестьяне или ремесленники не могли использовать такое одеяние в качестве повседневной и уж тем более рабочей одежды. Именно поэтому законодательные уложения часто нарушались. Существовавшие в действительности римляне выглядели несколько иначе, чем те, которые были описаны в государственных документах. Вовсе не белый цвет на практике был доминирующим в одежде древних римлян. Ту одежду, которую жители империи носили в повседневной жизни, по цвету можно было разделить на две группы. Первую представляли одеяния желтовато-коричневого и серовато-черного оттенков, которые являлись символом скромности, бережливости, труда и сохранения народных традиций и обычаев. Вторая группа — это одежда ярких цветов: зеленого, фиолетового и красного. Такие наряды шили из окрашенных натуральными красителями тканей. А носить их могли или состоятельные римляне, или люди, работающие в сфере торговли предметами роскоши. К началу I столетия н. э. эти группы граждан условно противопоставлялись как новомодные и либеральные тем римлянам, которые выражали приверженность старым порядкам, традициям и характерному для Римской империи консерватизму.

Прекрасные представительницы слабого пола в Древнем Риме подбирали гардероб, также исходя из общепринятых правил приличия. Так, добропорядочные женщины должны были носить одежды, сшитые из тканей определенных опенков. Римлянкам разрешалось надевать туники и плащи желтовато-коричневых тонов и зеленого цвета. Продажные женщины носили одеяния яркой окраски, прежде всего алого и лилового цветов.

Мужчинам нежелательно было облачаться в одежду зеленого и оранжевого цветов. Одеяния зеленых оттенков могли носить только женщины. Надевать тунику того же цвета для мужчин считалось зазорным и неприличным. В языке римлян даже появилось выражение «зеленые нравы», что означало развращенность и невоспитанность. То же можно отнести и к оранжевому цвету. Оранжевым в Древнем Риме было покрывало невесты. Мужчинам запрещалось надевать одежды этого цвета, поскольку это воспринималось как надругательство над священными обычаями и традициями.

Однако скорее не идет тупики выделял в толпе женщину свободного поведения, а характер того костюма, который она носила. Как правило, это был пестрый наряд, отдельные элементы которого плохо сочетались друг с другом. Такое одеяние потому и считалось противозаконным и неприличным, что не соответствовало основным догматам, проповедуемым государственными деятелями, видевшими в нем вызов традиционному римскому вкусу и характерной да я него сдержанности.

Столь же значимой являлась и символика цвета в мужской одежде. Все яркое и пестрое считалось неприличным и вызывающим. Кроме того, наряды ярких оттенков воспринимались окружающими как стремление похвалиться своим богатством, что считалось недостойным поведения римского гражданина, которому следовало быть прежде всего скромным. Наиболее отрицательное значение получил в Древнем Риме алый цвет. Не случайно все антигерои драматических произведений Петрония, Марциала и Ювенала облачены в яркие пурпурные и алые одежды. Как уже было замечено выше, наряды, отделанные красным кантом, могли носить наиболее знатные и высокопоставленные особы: сенаторы, всадники и магистры.

Древние римляне не располагали большим разнообразием головных уборов. Как правило, горожане выходили на улицу с непокрытой головой. Лишь в редких случаях они могли набросить на голову тогу. Жителям городов древнеримского государства были известны шапки. Их могли носить как простые люди, так и представители знатного сословия. Шапку нередко заменял капюшон, предусмотренный моделью тоги или использующийся отдельно.

Женщины Древнего Рима в то время ещё не знали о существовании шляпок. Голову они покрывали полой паллы или накидкой, которую прикрепляли шпильками к волосам. Типичным женским головным убором тех времен была митра — полотно легкой ткани. Ее надевали таким образом, что она принимала вид чепчика. В качестве головного убора и одновременно украшения римские женщины использовали также и специальные ажурные сетки.

Судя по сохранившимся памятникам, свидетельствующим о быте и повседневной жизни древних римлян, жители великой империи не могли пожаловаться на скудный выбор обуви. Как мужчины, так и женщины носили закрытую легкую обувь — кальцеус, представлявшую собой подобие современных высоких ботинок. Сочетание кальцеус и тоги было признано древнеримским законодательством национальным костюмом, в котором граждане должны были ходить по улицам городов. Показываться на публике в какой-либо иной обуви высокопоставленным особам и государственным деятелям строго запрещалось. Это воспринималось окружающими как неуважение национальных обычаев и несоблюдение правил благочестия.

По тому, какую форму, цвет и высоту имели кальцеус, можно было определить должность гражданина и его принадлежность к тому или иному сословию. Так, например, сенаторы носили высокие кальцеус, голенища которых доходили до колена. Обувь для столь высокопоставленных особ шили из мягкой кожи самого лучшего качества. А фиксировались кальцеус на ноге четырьмя ремешками. На принадлежность гражданина к старинному аристократическому роду указывала брошь, выполненная из слоновой кости, имевшая вид полумесяца и прикрепленная к подъему ботинка. Такая брошь служила также в качестве застежки.

Кальцеус муллеус — обувь, существовавшая в Древнем Риме, — это разновидность кальцеус. Их шили из кожи, окрашенной в пурпурный цвет, являвшийся символом высшего чиновничьего сословия. В Древнем Риме была известна и другая разновидность кальцеус — кальцеус мулебрис. Они представляли собой ботинки, которые могли быть изготовлены из кожи, окрашенной в красный или желтый цвет. Однако чаще всего состоятельные древние римляне отдавали предпочтение белым кальцеус мулебрис.

Помимо ботинок, в Древнем Риме носили также легкие сандалии — солею и крепиду. Подошву для таких сандалий вырезали из толстого куска кожи. К ноге обувь крепилась при помощи ремней-застежек. Солея и крепида различались длиной таких ремешков: ремни солеи фиксировались на ступне, а длинные ремни крепиды доходили до колена.

Обувь простолюдинов и крестьян представляли перо — ботинки, сшитые из грубой, жесткой кожи довольно низкого качества. Солдаты обували каличи, в кожаную толстую подошву которых вбивали гвозди. Такая обувь также напоминала сандалии, крепившиеся к ступне спереди и сзади короткими ремнями, пришитыми к подошве.

Поскольку древние римляне были общительны и любили появляться на публике, то им надлежало всегда превосходно выглядеть. Поддержание чистоты и красоты тела для граждан Римской империи являлось едва ли не главной заботой.

Особенно популярными среди всех косметических средств, известных в Древнем Риме, были духи. Духами и различными благовониями модники весьма обильно окропляли тело, особенно когда собирались на встречу с друзьями или торопились на пир.

Однако не только духам отдавали предпочтение древние римляне. Большой популярностью пользовались также различные ароматические и благовонные составы. Способы их приготовления и используемые ингредиенты так и остались неизвестными, поскольку каждый парфюмер держал свои секреты в тайне. Духи и благовония бережно хранили во флаконах, изготовленных из алебастра или оникса. А для того чтобы продлить срок годности духов, их разбавляли маслами. Кроме того, древнеримские парфюмеры могли изготавливать цветные (красные) духи. Для этого в полученный первоначально ароматический состав добавляли киноварь или лакмусовый ягель.

Духи производили древнеримские парфюмеры, которые использовали для их составления привезенные из восточных стран ингредиенты. Поставщиками ароматов и благовоний для Древнего Рима в те времена были Аравия, Индии и Египет. Некоторые ароматические вещества получали и в самом Риме. Материалом для их приготовления служили растения, главным образом цветы: майоран, нарциссы, лилии и ирисы. Особую славу получили духи, приготавливаемые из лепестков роз. Менее дорогостоящие духи для горожан победнее делали из тростники.

Любовь римлян к духам и благовониям выражалась также и в том, что ими не только окропляли тело и одежду, но и орошали предметы интерьера. Существуют сведения, что в Древнем Риме было принято сбрызгивать духами (причем в больших количествах) постель и ванны. А перед началом драматического действа ароматизировали воздух театре, используя для этого составы на основе таких растений, как корица, шафран и кинамон. Известно, что даже вина облагораживали, добавляя и них приготовленные особым способом духи. Благовония и духи являлись и составляющими светильного масла. Кроме того, духами опрыскивали костры, на которых затем сжигали тела умерших.

Не менее широким был у древних римлян и выбор средств для ухода за волосами. Недовольные тем, что природа подарила им светлые волосы, могли окрасить их в темный цвет специальным составом, изготовленным из стеблей лебеды, шалфея, чечевицы, миртового вина, или листьями кипариса. Сделать светлые брови в тон окрашенным темным волосам можно было, воспользовавшись толчеными муравьиными яйцами или сажей. Мудрые римляне придумали также способ хотя бы на короткий период приостановить ход времени, обмануть старость и продлить молодость: седые волосы они закрашивали смесью, приготовленной из масла и сожженного в пепел земляного червя. Тем, кто страдал от выпадения волос, цирюльники и лекари советовали воспользоваться одним из многочисленных проверенных средств: маслом мастикового дерева, дрожжами, смесью соков айвы и бирючины и другими. Сохранить в течение довольно длительного времени завитые волосы помогала кровь совы, а тем, кто желал похвастаться роскошными кудрями, нужно было применить спондилион. Скрыть редкие от природы волосы модники Древнего Рима могли при помощи париков и накладок-шиньонов.

Древним римлянам было известно и мыло, изготавливаемое в Галии из золы бука и козьего жира. Мыло было двух сортов: жидкое и мягкое. Стоит заметить, что поддержанию красоты кожи и уходу за ней древние римляне посвящали все свое свободное время. В ту эпоху в Римской империи считалось неприличным, если тело покрыто хотя бы легким пушком. Поэтому модники старательно выщипывали волоски, не оставляя на теле ни одного. Марциал, определяя настоящего гражданина, писан о том, что такой человек должен быть красиво причесан, знать египетские и испанские песни и владеть навыками их исполнения, пахнуть лучшими духами и уметь красиво жестикулировать так, чтобы показать руки. на которых нет ни единого волоска.

Заботились древние римляне и о красоте кожи. Для того чтобы сохранить кожу лица нежной и упругой, красавицы использовали молоко ослицы или пепу, снятую с напитков, приготовленных на основе злаковых растений. Придать коже лица красивый блеск позволяла смесь сока, отжатого из овечьей шерсти, и духов. Навести румянец помощи специальные смеси, изготавливавшиеся из кармина или экзотической пудры, получаемой на основе экскрементов крокодила либо коровьего навоза, а благородной бледности добивались при помощи белил, которые делали из обычного толченого мела.

Утро в Древнем Риме могло начаться для аристократа пе только с бесед с просителями. Ранние утренние часы наделялись римлянами особенным смыслом. Все важные дела — обручение, свадьба, посвящение юноши в мужчину с обязательным ритуалом смены мальчишеского платья на тогу взрослого мужа, вступление в должность и многое другое — свершались именно в это время. Однако несмотря на видимую занятость римлян и насыщенность их жизни, можно с уверенностью говорить о том, что в городах Римской империи царили безделье и праздность. Так, часто на городских улицах на вопрос одного гражданина, заданный другому: «Как ты провел утро?», можно было услышать в ответ: «Сначала я присутствовал у того-то на облачении его сына в мужскую тогу, затем такой-то пригласил меня сопровождать его на судебное разбирательство, а после этого я был на собрании и т. д. и т. п.». Хотя, к чести древних римлян, нужно заметить, что подобное времяпрепровождение обывателей вызывало жесткую критику со стороны многих мыслителей, аристократов и добропорядочных граждан.

Необходимо заметить, что лекторам и ораторам надлежало строго выполнять все правила выступления перед публикой. Произношение, жестикуляция, интонация и дикция все по было определено сводом норм, неукоснительное следование которым и требовалось от лектора. 1ак, выступающий должен был говорить негромким, но п не слишком тихим голосом, мягко и плавно, не выкрикивая отрывисто слова и фразы, не жестикулируя.

Если оратор намеревался представить на суд аудитории слишком длинную речь, то время от времени ему надлежало прерываться и обращаться с вопросом к слушателям, можно ли ему продолжить чтение, на что присутствующие должны были, согласно правилам вежливости и этикета, отвечать: «Да, пожалуйста, продолжайте. Мы будем слушать Вас хоть до завтрашнего утра!». После окончания лекции слушатели должны были поблагодарить оратора за предоставленное их вниманию талантливое сочинение. Свою благодарность присутствующие могли выразить четырьмя формами: выкриками («Хорошо!», «Превосходно!» или «Восхитительно!»), хлопаньем в ладоши, топотом или размахиванием тогой у себя над головой.

В повествовании об этикете Римской империи отдельного описания достойны не только публичные выступления, занявшие определенное место в культуре древних римлян, но и прогулки — своеобразные увеселительные мероприятия, которые считались едва ли не главным событием в жизни каждого знатного гражданина государства. Римляне и римлянки всегда выходили на прогулки в установленное негласными правилами этикета время.

Не менее важное место, чем публичные выступления и загородные прогулки, в жизни древнего римлянина занимали трапезы и пиршества. Дневная трапеза римлянина складывалась из трех основных приемов пищи: завтрака, обеда и ужина. Первый завтрак проходил ранним утром. Обычно в это время к столу подавали хлеб, сыр, рыбу, молоко или вино и фрукты. Прежде чем сесть за стол, римляне тщательно мыли руки. Второй завтрак проходил наспех. Служащие, чиновники, учащиеся быстро съедали какую-либо холодную закуску. Как правило, это было то, что оставалось после вчерашнего ужина. Горожане, проводившие утренние часы дома, могли позавтракать более плотно. Им предлагали какое-либо мясное или рыбное блюдо, сыр, вино и фрукты.

Главной трапезой всего дня римлянина был, конечно же, обед. К столу во множестве подавали самые разнообразные блюда. Первоначально обедать было принято в первом зале дома, который назывался атрией. Позднее, после заимствования римлянами некоторых черт греческой архитектуры, обеды стали проходить в специально отведенной для этого комнате, столовой-триклинии. Стол ставили посередине зала, а вокруг него располагали кушетки, на которых томно возлежали вкушавшие пищу домочадцы и гости хозяина. Поскольку еда была чрезвычайно обильной, то трапезничающие нередко потели так, что их тела становились влажными. Для того чтобы не простудиться на сквозняке, римляне надевали легкие накидки, которые раздавали слуги. Известно, что такие накидки меняли несколько раз в течение обеда.

Помимо мясных и рыбных блюд, овощей и фруктов к обеденному столу в Древнем Риме подавали также всевозможные приправы, пряности и коренья. Столы наиболее зажиточных римлян нередко украшали заморские и местные фрукты: груши, яблоки, виноград, маетны, черешня и сливы.

Обеденный стол был небольшого размера, и в изобилии подаваемые блюда не могли на нем уместиться. Поэтому слуги выставляли на стол не все кушанья, а подносили их присутствующим по необходимости и по мере съедания предыдущего блюда. Обед в Древнем Риме составляли три основных перемены: яйца или другие холодные закуски, мясные или рыбные блюда с овощными гарнирами и десерт (сушеные или свежие фрукты, фиги или финики, орехи). Кроме того, к столу подавали также вина, смешанные с медом. В богатых домах присутствующих на обеде гостей хозяева угощали морепродуктами (морскими желудями, морскими ежами, устрицами и пр.)

Званые парадные обеды в Древнем Риме служили не только удовлетворению физиологической потребности в нище, но имели и объединительное значение. Сотрапезники на таких встречах представляли собой некое закрытое сообщество. На пиры хозяева приглашали, как правило, либо родственников, либо близких друзей, либо потенциальных клиентов. Одним словом, парадные обеды в Древнем Риме происходили при большом скоплении гостей и были призваны объединить присутствующих. В обеденный час за одним столом, в одном зале собирались вместе люди, близкие по своим интересам. На званых пирах нередко улаживались внутрисемейные конфликты, велись деловые переговоры, философские беседы.

www.highfashion.ru

Смотрите еще:

  • Договор купли продажи на щебень Договор поставки щебня и песка (образец) ООО ________________ в лице Генерального директора__________________, действующей на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Поставщик», с одной стороны и _______________________ в лице Генерального директора _______________________, действующего на основании […]
  • Главный врач льготная пенсия Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2015 г. по делу N 33-2023/2015 (ключевые темы: заместитель главного врача - трудовая пенсия по старости - специальный стаж - курсы повышения квалификации - внебюджетная деятельность) Апелляционное определение […]
  • Приказ по дсту Приказ по дсту В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего документов в […]
  • Правила перевозки нордавиа Багаж и ручная кладь «Нордавиа» При подготовке к перелету необходимо знать какое количество багажа можно провезти бесплатно, а за какое придется доплачивать. Авианити рассказывает основные требования авиакомпании «Нордавиа» к багажу пассажиров. Во все тарифы авиабилетов авиакомпании «Нордавиа» включена […]
  • Закон о ипотеки для многодетных семей Рожайте без нервов Во вторник, 28 ноября, в Кремле прошел совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Несмотря на малоинтригующее название, мероприятие оказалось весьма любопытным. Если бы президент уже заявил о своем участии в выборах, то происходящее вполне можно было бы счесть […]
  • Суды ангарска Новости Общество Родственники жертв ангарского маньяка боятся идти в суд Во вторник Иркутский областной суд удовлетворил ходатайство родственника жертвы ангарского маньяка Михаила Попкова, осужденного пожизненно за 22 убийства женщин и обвиняемого в 60 новых преступлениях, попросившего освободить его от […]
  • Ст 8 и 10 закона о защите прав потребителей Закон о защите прав потребителей / СТАТЬЯ 8 1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). 2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и […]
  • Растаможка авто 10 лет Как правильно растаможить автомобиль самостоятельно: инструкция к применению 19.07.2017 в 18:46, просмотров: 9948 Цены растут со скоростью света — и так же стремительно падает качество сборки новых автомобилей. В этих условиях россияне с ностальгией вспоминают времена, когда можно было практически […]

Комментарии запрещены.