Виды наказаний древней руси

Образовательный портал — все для студента юриста.

Преступления и наказания по русской правде

В Русской Правде не содержится термина «преступления». По РП преступление определялось не как нарушение закона или княжеской власти, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголов. правонарушение не отграничивалось от гражд.-правового. Субъекты: все, свободные люди, за холопа нес ответственность его господин. Соучастие — вина различалась, а наказание было одинаковым. Объектами преступления были личность и имущество.

Виды умысла по русской правде

1) Русская Правда упоминает о двух видах умыла:

— прямой (жестоко наказывается)

— косвенный (в соре или на пиру явлено).

Алкогольное опьянение — смягчающее обстоятельство.

2) РП различает преступления, совершенные посредством действия и преступления бездействия — укрывательство беглого челядина.

3) Преступления против личности и против собственности (обида — преступление против личности: убийство, нанесение телес. повреждений, оскорбление челов достоинства, вырывание усов и бороды — штраф 12 гривен; упоминается оскорбление словом. (в церковном уставе)).

4) Имущественные преступления. Включали:

— противоправное пользование чужого имущества

— истребление чужого имущества путем поджога

Цели и виды наказания по Русской правде

Возмещение ущерба, возмездие (сущ. кровная месть). На 1 место Русская Правда ставит поток (изгнание из общины) и разграбление (конфискация) — за самые опасные преступления: разбой, поджог, конокрадство.

1) За убийство свободного человека — штраф 40 гривен (за убийство феодала — штраф 80 гривен).

2)«Дикая вира» — коллективный вид ответственности (община могла скрыть преступника). Платили только за того, кто уже раньше платил дикую виру.

3) Продажа — штраф, кот. выплачивался за др. преступления, кроме убийства, в пользу князя.

allstatepravo.ru

Система наказаний по Русской Правде

Система наказаний по Русской Правде

С такими предварительными соображениями обратимся к разбору содержания Русской Правды. Впрочем, я не воспроизведу его во всей полноте, но коснусь лишь настолько, чтобы вы могли уловить в нём основные житейские мотивы и интересы, действовавшие тогда в русском обществе. Главное содержание памятника составляет юридическое определение деяний, коими одно лицо причиняет другому материальный вред, физический или хозяйственный. За некоторые из этих деяний закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственную кару со1 стороны князя. Очевидно, Русская Правда различает право, уголовное и гражданское; деяния первого рода она признаёт гражданскими правонарушениями, деяния второго рода — уголовными преступлениями. Это одно есть уже важное, данное для характеристики русского общества того времени. Граница между уголовным и гражданским правом вообще недостаточно ясна: трудно выделить элемент преступности в составе гражданского правонарушения, уловить то, что немецкие юристы называют Schuldmoment; это дело легче поддаётся нравственному чутью, чем юридическому анализу. Поэтому и способы возмездия за преступное деяние или за момент и степень виновности в древнем праве были различны. По договору Олега с греками вор, застигнутый на месте преступления и сдавшийся без сопротивления, подвергается утроенному возмездию, возвращает украденную вещь с приплатой двойной её стоимости; вор не пойманный, а только уличенный подлежит по договору Игоря удвоенному возмездию, в случае продажи украденного «вдасть цену его сугубо». По Русской Правде господин холопа, совершившего кражу, платит потерпевшему двойную стоимость украденного в виде кары за попустительство или небрежный надзор. Даже в чисто гражданских правонарушениях требовалось кратное возмещение убытков со значением пени за произвольное нарушение сделки. Чертой, какую Русская Правда проводит между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, служит денежное взыскание в пользу князя за первое. Значит, если Русская Правда и понимала ответственность за преступление и даже не тол

Похожие главы из других книг

Ярославов устав современен Русской Правде

Ярославов устав современен Русской Правде Таким образом, над порядком материальных интересов и отношений, державшихся на старом юридическом обычае, Ярославов устав строил новый, высший порядок интересов и отношений нравственно-религиозных. Церковный суд, как он

Система наказаний

Система наказаний Система наказаний предусматривала шесть основных видов: 1) выговор, 2) домашний арест, 3) битье палками, 4) высылка, 5) ссылка на отдаленные острова, 6) смертная казнь.Выговор (сикари) выносился публично. Для этого провинившегося вызывали в присутственное

О ПРАВДЕ ГОЛОДОМОРА

О ПРАВДЕ ГОЛОДОМОРА

Жестокость наказаний

Жестокость наказаний «Жестокость наказаний.Укрывательство, солидарное попустительство между служащими в администрации – все это зло исчезнет после первых же примеров сурового наказания.Ореол нашей власти требует целесообразных, то есть жестоких наказаний за

ГЛАВА XII О силе наказаний

ГЛАВА XII О силе наказаний Опыт показал, что в странах, где наказания не жестоки, они производят на ум гражданина не менее сильное впечатление, чем самые жестокие наказания — в других странах.Заметив какой-нибудь беспорядок в государстве, крутое и склонное к

О правде Для того чтобы понять значение этого оскорбления, которое может относиться лишь к «крестному отцу» мафии, следует ненадолго вновь возвратиться к кодексу поведения, регулирующему жизнь мафиози. Связь между «людьми чести» до такой степени регламентирована, что

О правде Зло и зависть до сих пор в нас, между большим и более великим, и интрига царствует в короне, а правда, как былинка в осеннюю ночь, ожидает восхода солнца: как солнце взойдет, то и правду найдут!* * *Но раньше, чем уйти из жизни, пройду по земле грозою, чтобы очистить пути

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Особым правовым положением («над законом») обладали князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы – бояре, напр., их жизнь защищалась двойной вирой (штраф за убийство).Боярство выделилось

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Древнерусское гражданское право не знало единого понятия права собственности – содержание его было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права

6. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

6. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Уголовная ответственность в Киевской Руси наступала после нанесения «обиды» и за «разбой» Древнерусскому уголовному праву (что обычно для древности) была свойственна казуальность (стремление предусмотреть все жизненные

2. О старой и новой «Русской Правде»

2. О старой и новой «Русской Правде» Если взять старую, религиозную, православную Россию, то в ней религиозно-нравственное оправдание получали и предметом религиозно-нравственного теоретического размышления являлись только самые общие начала политического и

Слово о Русской Правде

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии)

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии) Философия — отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно. Олдос Хаксли Философия — это усилие, связанное с проверкой всех очевидностей. Лешек

ШАГИ К ПРАВДЕ

ШАГИ К ПРАВДЕ И снова пришлось искать выход. Уговорили-упросили патологоанатома детской больницы Эдуарда Павлова, и он согласился провести неформальное, без бумаг и подписей, исследование останков. Это был один из немногих откликнувшихся.День 22 мая был теплым и

II Отмена телесных наказаний

II Отмена телесных наказаний Страны и времена, в которых казни были самые лютейшие в употреблении, суть те, в которых соделывалися беззакония самые бесчеловечные. Искусство (опыт) научает нас, что в тех странах, где кроткие наказания, сердце граждан оными столько же

Виды наказаний

Виды наказаний Рассмотрим наказания, которые налагались полковыми кригсрехтами в соответствии с действующим военным законодательством. Из 204 случаев применения санкций в отношении нарушителей в 84 случаях речь шла лишь об аресте. При этом срок заключения, как правило, не

history.wikireading.ru

Древняя Русь

Первые русские князья больше занимались не юриспруденцией, а вооруженными набегами. Особенно в плане военных походов их привлекал Царьград. Из походов на земли латинян русичи возвращались не только с добычей, но и новыми знаниями. Следует признать, что, соприкасаясь с более развитой цивилизацией Восточной Римской империи, русские князья и сами обогащались ценными знаниями.

Поэтому не случайно еще до формирования законодательства в русских княжествах, у Руси появились первые международные соглашения в сфере правопорядка. В Договоре русских с греками при князе Олеге в 911 году есть такая фраза: «Если Русин убьет христианина (т.е. грека) или христианин убьет Русина, пусть убийца будет задержан ближними убитого и да убьют они его».

Мирное соглашение 944 года заключенное в правление князя Игоря между Русью и Грецией предполагало, например, такие условия:

«XI. Ежели Греки, находясь в земле Русской, окажутся преступниками, да не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию казнь в Царстве Греческом.

XII. Когда Христианин умертвит Русина или Русин Христианина, ближние убиенного, задержав убийцу, да умертвят его».

Таким образом, первоначально смертная казнь у русичей ассоциировалась с кровной местью. Не случайно приводить ее в исполнение должны были родственники убитого. Но вскоре правосознание начало меняться, а сфера применения смертной казни расширяться.

Первое известное летописное известие о введении смертной казни на Руси относится к 996 года. Причем смертная казнь назначалась за разбой, повлекший человеческие жертвы.

Первым Уголовным кодексом на Руси можно считать Русскую Правду (начало XI века). Преступление она определяла не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обиду», нанесенную человеку или группе лиц. Русская Правда предусмотрела и многие понятия, вошедшие в нынешнюю юриспруденцию. Так, ею определялось покушение на совершения преступления (наказывался обнаживший меч), предусматривался такой квалифицирующий признак, как совершение преступления группой (разбойное нападение скопом), предусматривались признаки необходимой обороны (нельзя было убивать вора спустя какое-то время, когда исчезала опасность его действий), а также смягчающие (например, опьянение) и отягчающие (например, корыстный умысел) обстоятельства.

Законы Русской Правды были понятны и просты. В принципе, их можно свести к формуле: «око за око, зуб за зуб». Нанесшего увечье другому не сажали в тюрьму, а подвергали той же участи, например, отрубали руку или ногу. Высшей мерой наказания Русская Правда определяла «поток и разграбление», назначавшейся в трех случаях: за убийство в разбое, за поджог и конокрадство. Представляло собой это наказание конфискацию имущества и выдачу преступника со всей семьей в рабство. Предусматривала Русская Правда и лишение жизни преступника. Одна из ее статей гласила: «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку». Но основной мерой наказания был штраф – так называемая «вира». Сумма ее варьировались в зависимости от тяжести преступления, налагаться она могла как на одного человека, так и на всю общину («дикая вира»).

В качестве примера можно привести происшествие, случившееся на одном княжеском пиру. Дружинник Алексаха ударил братиной по лбу пировавшего персиянина, прибывшего с купеческим обозом. Должно быть, русского молодца бог силушкой не обидел. От его удара заморский гость скончался на месте. А между русичами и персиянами закипела нешуточная потасовка. Дружинники победили. В драке они покалечили еще трех нехристей. Но и сами понесли потери – боярскому сыну Артемиеву «в шуйце жилы искровянили». Княжеской властью был проведен разбор происшествия и вынесено наказание участникам потасовки: Алексашке Сегеню 10 гривен уплатить в казну за нехристя, а сыну Артемиеву получить с персиян за «жилы» штуку шелковую.

Н.М.Карамзин в «Истории Государства Российского» прокомментировал первые русские законы об убийстве так:

«Мы уже имели случай заметить, что Россияне получили свои гражданские уставы от Скандинавов. Желая утвердить семейственные связи, нужные для безопасности, личной в новых обществах, все народы Германские давали родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги, определяя разные пени или Виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых, ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать злодеяния».

Однако все соображения о выгоде отступали на второй план, когда дело касалось княжеской мести.

29 июня 1174 года во Владимире был зверски убит в своём дворце князь Андрей Боголюбский, основатель Владимиро-Суздальского княжества, сын Юрия Долгорукова. Убитого князя выбросили в огород в чем мать родила, и только на следующий день перенесли в церковный притвор, где тело ещё два дня пролежало без отпевания. Однако предсмертные слова князя Андрея: «Прольёте мою кровь – Бог отомстит вам за хлеб мой» оказались пророческими. Правда отомстил за него не Бог, а брат, который сам занялся расследованием этого преступления и сам вынес приговор убийцам. Пятерых исполнителей преступления он повелел расстрелять из луков, а жену Андрея, чье соучастие в злодеянии было доказано, велел засмолить в берестяной бочке и пустить по Поганому озеру.

Законы великого князя Ярослава законы были писаны для Руси. Но в то же время любой князь мог составить совместные законы для взаимоотношений с соседними государствами. Например, смоленский князь Мстислав Давидович в 1228 году составил с немецкими городами договор, в котором было сказано:

«1. Мир и дружба да будут отныне между Смоленскою областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми Немцами, ходящими по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны. А если — чего Боже избави — сделается в ссоре убийство, то за жизнь вольного человека платить десять гривен серебра, пенязями (деньгами) или кунами, считая оных (кун) 4 гривны на одну гривну серебра. Кто ударит холопа, платит гривну кун; за повреждение глаза, отсечение руки, ноги и всякое увечье 5 гривен серебра; за вышибенный зуб 3 гривны (серебра же); за окровавление человека посредством дерева 1 1/3 гривны, за рану без увечья то же; кто ударит палицею, батогом или схватит человека за волосы, дает 2/3 гривны».

В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года смертная казнь была предусмотрена только для татей-рецидивистов, уличенных в краже в третий раз. Спустя 70 лет, и Псковская судная грамота 1467 г. определяет уже пять преступлений, за которые грозит смертная казнь: храмская татьба (кража из церкви), коневая татьба (конокрадство), переветничество (измена), зажигательство (поджог), кража, совершенная в третий раз.

«А храмскому татю и коневому, и переветнику, и зажигальнику — тем живота не дати; что бы и на посаде покрадется, и в третий раз изличив — живота не дати».

Дальнейшее расширение сферы применения смертной казни в законодательстве Древнерусского государства связано с назначением этой меры за государственные преступления. Впервые за государственные преступления она вводится в Псковской Судной грамоте, которая предписывала казнь за государственную измену.

Судебник 1497 года, принятый при Великом князе Иване III еще более расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами. Согласно ему смертной казнью карались: «ведомые лихие люди», убийцы своего господина, изменники, «предатели городов», церковные и городовые шаши (воры), зажигатели, сделавшие ложный донос ябедники, подметники (т.е. подбросившие в чужой двор ворованное).

Судебник 1550 года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многие преступления. Например, смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознается в содеянном; за вторую кражу или второе мошенничество, если преступник признается; за разбой или иное «лихое дело» и т.д. При этом подчеркивал, что за перечисленные преступления смертная казнь должна назначаться «без всякой пощады».

Весьма любопытное мнение о причинах ужесточения российского законодательства высказал Н.М. Карамзин, характеризуя эпоху русских княжеств в XI-XIV веках:

«От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес, нежели на Государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности. Когда же сия ужасная тьма неустройства начала проясняться, оцепенение миновало и закон, душа гражданских обществ, воспрянул от мертвого сна: тогда надлежало прибегнуть к строгости, неизвестной древним Россиянам. Нет сомнения, что жестокие судные казни означают ожесточение сердец и бывают следствием частых злодеяний. Добросердечный Мономах говорил детям: «Не убивайте виновного; жизнь Христианина священна»; не менее добросердечный победитель Мамаев, Димитрий, уставил торжественную смертную казнь, ибо не видал иного способа устрашать преступников. Легкие денежные пени могли некогда удерживать наших предков от воровства; но в XIV столетии уже вешали татей. Россиянин Ярославова века знал побои единственно в драке: иго Татарское ввело телесные наказания; за первую кражу клеймили, за вины государственные секли кнутом. Был ли действителен стыд гражданским там, где человек с клеймом вора оставался в обществе? — Мы видели злодеяния и в нашей древней Истории: но сии времена представляют нам черты гораздо ужаснейшего свирепства в исступлениях Княжеской и народной злобы; чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах, обыкновенно производят мрачную суровость во нравах».

Во времена татарского ига ханы «Золотой орды» стали верховными судьями на Руси. Они могли казнить или миловать любого по своему усмотрению, а русские князья должны были ездить к ним на поклон, чтобы хан рассудил их. Но поскольку хану зачастую лишь приходилось выступать третейским судьей в междоусобицах русских князей, то ему, нередко, лишь требовалось выдать «лицензию на убийство». А расправу над соотечественниками осуществляли русские князья.

Это наглядно проявилось в истории вражды двух русских князей-родственников. Князь тверской Михаил был племянником Александра Невского, а князь московский Юрий – внуком. Михаил полонил жену Юрия, татарку по имени Кончака, которая приходилась сестрой хану Узбеку. В плену она умерла от болезни, и этим обстоятельством московский князь воспользовался, чтобы очернить тверского князя перед ханом, говоря, что Михаил отравил Кончаку. Узбек вызвал Михаила в Орду, и в 1318 году отдал его на расправу Юрию. Тверского князя выставили на правеж — на шею ему надели тяжелую колоду, и семь стражников караулили его. Потом увели в кибитку, куда вскоре подъехал со своими людьми Юрий Данилович. Один из сопровождавших московского князя по имени Романец убил Михаила ударом ножа в сердце. Мертвого князя раздели догола и швырнули труп за кибитку.

Сын Михаила, Дмитрий Грозные Очи попытался отомстить убийце отца тоже через татарского хана Узбека. Он нажаловался ему, что Юрий утаил от хана дань, собранную с тверяков. Рассерженный Узбек вызвал Юрия в Орду. Узнав об этом, туда же приехал и Дмитрий Михайлович. 21 ноября 1324 года, в канун дня казни своего отца Михаила Ярославича, он зарезал Юрия и стал ждать ханского суда. Узбек не торопился с принятием решения, но его советники напоминали, что погибший Юрий как-никак был его родственником, а потому негоже хану отставить без наказания его убийство. Узбек внял их советам. 15 сентября 1326 года Дмитрия Михайловича по приказу Узбека всё же казнили.

Что касается способов совершения казни на Руси, то они были довольно разнообразны. Из скандинавских стран вместе с варягами пришли их обычаи расправы с пленниками. Например, князь Олег в ходе похода на Византию, как настоящий викинг, использовал тактику устрашения. Чтобы нагнать жути на противника он практиковал массовые казни пленников. Им рубили головы мечами и топорами, а также топили их. Летописец Нестор утверждал, что воины Олеговы плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и мертвых в море. Но тактика оправдала себя. Византийцы убоялись русичей и согласились заплатить по 12 гривен каждому их дружиннику, только бы те поскорей убрались обратно в свой дикий край.

Отсечение головы являлось обычным способом казни и на Руси. Новгородская летопись 1230 г. называет такую казнь «усечением». Обезглавливание осуществлялось топором на бревне или на плахе. Плаху чаще всего делали из липового дерева.

Утопление обычно применялось при массовых казнях. Но иногда использовалось и в индивидуальном порядке. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду.

От язычников-славян при князьях еще были в обиходе ритуальные казни. Человеческие жертвоприношения приписывают даже «крестителю Руси» князю Владимиру.

Легенда гласит, что, увенчанный победою и славою, он решил принести благодарность языческому идолу. И велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть на алтаре. Жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, отец которого был христианином. Отец отказался выдать сына на заклание и начал обвинять язычников в безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога. Киевляне терпели христианство, хуление их веры возмутило их.

Народ вооружился, разметал двор варяжского христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостью сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий». Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь назвала их Святыми мучениками Феодором и Иоанном.

Так же говорят, что при князе Владимире на Руси стали практиковать повешенье преступников. А первым официальным повешенным стал казненный в Киеве Федор Бык, обвиненный в убийстве своего отца. Этот вид казни нашел свое отражение и в законодательстве. В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года говорилось, что следует повесить татя, если его уличат в злодеянии по третьему разу.
Правда приживался этот вид казни на Руси непросто. Путешественник Коллинс писал: «Русские долгое время затруднялись принять повешение как способ казни, думая, что душа человека повешенного, будучи принуждена выходить из тела через нижний проход, тем оскверняется».

С древних времен в качестве наказания применялось сожжение. Этим способом в основном умерщвляли богоотступников — за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество. Особенно популярным этот вид казни был в Новгороде. «За обольщение» народа и неприятие веры христианской по приказу князя Глеба новгородцы в 1071 году сожгли волхва, а в 1227 году они сожгли уже четырех волхвов, хотя бояре хотели помешать этому. В 1157 году в Киеве на костре окончил свои дни еретик Мартин. В 1503 году в Москве были сожжены сектанты: дьяк Волк Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, Некрас Рукавов и Кассиан, архимандрит новгородского Юрьевского монастыря. В конце XVII в. по велению московского патриарха взошли на костер немцы Кульман и Нордерман — за распространение ереси.

Прямая дорога на костер была раньше всем ведьмам и колдунам.

Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин.

В 1446 г. князь Иван Можайский всенародно сжег вместе с женой боярина Андрея Дмитриевича — за волшебство.

В 1670 г. была сожжена ведунья и ее воровские заговорные письма и коренья; в 1689 г. иноземца Квиринко сожгли вместе с «книгами и с письмами богомерзкими».

При Федоре Иоанновиче сожгли колдуна, нагнавшего порчу на татарского царевича Мурют-Гирея.

В 1671 г. князь Долгорукий сжег в срубе старуху, обвиненную в колдовстве.

В Астрахани в 1672 г. был сожжен Корнило Семенов — у него нашли заговоры.

Иконы подчас ценились выше человеческой жизни. А потому любое покушение на них было чревато серьезной расплатой.

В 1610 году был подвергнут казни поляк Блонский, выстреливший в икону Божьей Матери. Ему сначала отрубили руку, которую он поднял на святыню, а потом отправили его на костер.

Берхгольц в своем «Дневнике» описывает казнь человека, ударившего палкой по иконе: «К правой руке была привязана палка и вместе с рукой обвита насмоленным холстом. Сперва зажгли эту правую руку и дали ей одной гореть до тех пор, пока огонь не стал захватывать далее и князь-кесарь, вместе с прочими вельможами, присутствовавшими при казни, не приказали поджечь костра. Рука его горела одна минут семь или восемь».

Поскольку огню приписывалась сила, очищающая от грехов, сожжение чаще всего практиковалось для «вразумления» отступников от веры. Любопытно, что «инакомыслящих» мог судить не только князь, но и митрополит.

Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давал право киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви, как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий.

Казнь на костре порой применялась также и за такие преступления, как измена, поджигательство и ряд других.

В начале XI в. галицкие бояре сожгли Анастасию, любовницу князя Ярослава.

В 1230 году в Новгороде во время голода бояре присуждали к смерти людей, дошедших до людоедства. В летописях об этом сказано так: «Мох ядаху, кору ливову и лист ильм; иним резаху люди живыя и ядаху. То сведавше, бояре иных сжигаху, тако творящих».

Там же в Новгороде в 1442 году были присуждены к сожжению подозревавшиеся в поджогах. В 1493 году в Москве сожгли в железных клетках князя Лукомского и толмача Матиаса, подозревавшихся в намерении отравить Ивана III. А в 1687 году казаки Прилуцкого полка сожгли в печи своего полковника Лазаря Горленко.

Посажение на кол по свидетельству византийских историков применялось восточными славянами. Так, что на Руси эта казнь была известна, но широко распространения не получила.

Четвертование практиковалось в России еще в XV в. В 1497 г. великий князь Василий осудил сторонников своего сына, «казниша их на Москве реке. Руки, да ноги и голову отсекли».

Залитие горла расплавленным металлом, по грамотам, применялось уже в XVI веке. Но оно применялось преимущественно к фальшивомонетчикам.

Первой известной казнью путем колесования считается наказание изменнику Якушке, перебежавшему к туркам во время осады Азова. За это в 1696 году его колесовали. По свидетельству историков эта казнь производилась так:

«Осужденный растягивался по земле; руки и ноги врозь; лицом кверху; голова, руки и ноги прикреплялись к кольям, врытым в землю. Под те места, где нужно было раздробить кости, подкладывались деревяшки с проделанными в них желобками. Раздробление осуществлялось деревянным тяжелым колесом, на одном краю которого была железная полоса. Палач, подняв колесо, ударял ею по месту, где находилась подставка с желобком. Тупое железо не резало мяса, а только дробило кости».

Новое законодательство не только расширяло сферу применения смертной казни, чаще используя ее за государственные и религиозные преступления, но и обозначило свое намерение бороться с профессиональной преступностью. В Судебнике 1497 года для определения закоренелых преступников появился термин — «ведомый лихой человек». И этот термин становится важнейшим при определении наказания в виде смертной казни за уголовные преступления.

www.all-crime.ru

Виды наказаний древней руси

Уголовное право

Многие понятия, которые регулировали отношения людей при родоплеменной строе, были перенесены в цивилизованное общество. Это прежде всего относится к понятию»преступление», который трактовался как оскорбление, нанос сила определенные материальные и моральные убытки. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (вынуть из ножен меч) и оконченное преступление. Русь ка правда имела представление о превышении пределов необходимой защиты (если вора убьют после его задержания). К смягчающих обстоятельствам закон относил состояние опьянения, к отягчающим-корыстный умысел. Субье ктамы преступления могли быть только свободные люди. Они отвечали за правонарушения: платили уголовные штрафы, могли быть изгнаны из общины, проданы в холопствоодані в холопство.

С самого начала уголовное право оформляется как право-привилегия. Жизнь, честь и имущество бояр и дружинников защищались более суровыми наказаниями, чем жизнь, честь и имущество простого свободного человека. Холоп пи же вообще не защищались законоом.

Русская правда ставила вопрос и о субъективной стороне преступления: умысел и неосторожность. Так, если убийство было совершено в результате ссоры или»в пиру», то виновный платил уголовный штраф вместе с общиной (в 6). Если же преступник был профессиональным грабителем («стал на разбой») и убил кого-нибудь, то община не только не помогала ему в уплате штрафа, но и должна была выдать его вместе с дру жиною и детьми»на поток и ограбления»(в 7). Убийство женщины наказывалось теми же наказаниями, что и убийство человекпокараннями, що і вбивство чоловіка.

Русская правда знала следующие виды преступлений:

— преступления против личности, к которым относились убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление словом;

— имущественные преступления, которыми считались: разбой, грабеж, кража, незаконное пользование чужим имуществом, порча межевых знаков

Виды наказаний

Система наказаний по. Русской. Правде достаточно проста. В. Киевской. Руси существовали следующие виды наказаний отдачи на жертву, вира (штраф)

Кроме того, возмещение нанесенного ущерба осуществлялось при помощи штрафов, которые назывались: головничество, урок, возврат краденых вещей

Предание в жертву было высшей мерой наказания по. Русской правдой. Преступник и его семью выгоняли из общины, а имущество конфисковано в пользу общины (позднее в пользу князя)

Со временем под преданию в жертву стали понимать физическую расправу и конфискацию имущества. Это наказание назначали только в трех случаях: за убийство во время разбоя (ст. 7), кражу коней (в 35), поджог (в т 83 83).

Следующим по тяжести видом наказания была вира — штраф, который назначался только за убийство

Вера была денежным взысканием, которое шло на пользу князя. Наиболее распространенный размер веры — 40 гривен. Это был очень крупный штраф. За эту сумму можно было купить 20 коров или 200 баранов. Рядовой общинник, я который присуждался к уплаты веры, попадал в тяжелое положение. Выходом для таких людей был институт дикой виры — штраф, который платила община сама или вместе с правонарушителемником.

За причинение увечья, тяжелых телесных повреждений предназначалось напиввирья — 20 гривен (в 27)

Остальные преступления наказывались»продажей», под которым понимали штраф в размере от 1 до 12 гривен»Продажа»поступал в княжеской казны, а пострадавшего получал»урок»- денежное возмещение за причиненный ему с ущербаодування за завдані йому збитки.

Родственники убитого получали денежное возмещение, которое называлось головничество. Большинство исследователей приходят к выводу, что головничество взималось в том же размере, что и вера

Надо подчеркнуть, что в. Русской правде отсутствовала смертная казнь. Однако это не значило, что на практике ее не было. Во-первых, в. Киевской. Руси довольно долго существовала кровная месть. Очень интересная статья, позволяла убить вора в том случае, когда его восторженно ночью на месте преступления или в случае сопротивления с его стороны если вора убит связанным или за пределами двора, где он совершит кражу, — убийца под ложился наказанийанню.

При. Владимире. Святославович и вера была заменена смертной казнью, но ненадолго, поскольку это негативно отразилось на доходах князя

. Общие выводы

Таким образом, с VI в по 30-е годы XIII в. Киевская. Русь прошла сложный путь, богатый на различные события и обозначен живыми политическими, социальными, экономическими, государственно-правовыми и культа урнимы процессами. Это было время создания первой Украинской государства с центром в. Киеве. В ходе формирования государственности. Киевская. Русь выступила центром объединения других восточнославянских народеодів.

протяжении всего своего существования Украина-Русь воевала с агрессивными соседями, прежде всего с степными кочевниками, и вместе с тем устанавливала и развивала плодотворные связи со странами. Запада и. Востока. Передо ове для своего времени государственный строй, правовая система, производственные отношения, высокопроизводительное сельское хозяйство, хорошо налаженное ремесленничество, удачная дипломатическая деятельность на международной арене, подков риплена силой оружия в борьбе против иноземных захватчиков, широкое использование достижений мировой цивилизации, выразительный поезд к творческому, духовно обеспеченной жизни, основанный на христианских эти нность, — все это способствовало тому, что. Киевская. Русь выдвинулась на ведущие позиции в. Европе и была уважаемая тогдашними наиболее развитыми странами.

Стремительный прогресс Украины-Руси путем политического, общественного, экономического, культурного прогресса, дальнейшее развитие национальной государственности и права прервали и на десятилетия затормозили процессы раздробленности и распад.

. Рекомендуемая литература

1. Брайчевский. МЮ. Происхождение. Руси—. К, 1968

2. Власов. Ю,. Государство и право. Киевской. Руси:. Становление политико-правовых отношений (VI-XIII века) -. М, 1999

3. Греков. БД. Киевская. Русь -. М, 1956

4. Греков. ИА. Памятники государственности и права славян на территории Украинской. ССР. Первое тысячелетие нашей эры (извлечения) -. О, 1964

5. Грушевский. МС. История Украины-Руси;. В. Ют, 13кн -. К, 1993-Т 1,2

6. Долгополова. Л,. Музыченко. Л. Роль православия в становлении государственности и права. Киевской. Руси -. О, 1998

7. История государства и права. СССР /. Под ред. ГС. Калинина,. АФ. Гончарова -. М, 1972-Ч I

8. История Украины:. Курс лекций -. К, 1991 -. Ч 1

9. Ключевский. ВО. Курс русской истории -. М, 1987 -. Т 1,2 10Аи»йоВелеса /. АИАсов-СПб, 1999

11. Мавродин. ВВ. Образование. Дневнерусского государства -. Л, 1945

12. Музыченко. П,. Ермошкин. С,. Нагуш. О. Суд и процесс в. Киевской. Руси -. О, 1995

13. Панъков. А,. Барладяну-Бирладник. В. Религия и. Боги. Древнерусского. Руси-Украины-О, 2003

14. Повесть временных лет:. В 2 ч -. М;. Л, 1950

15. Полонская-Василенко. И. История Украины -. К, 1993 -. Т 1

16. Российское законодательство X-XX вв. Законодательство. Древней. Руси -. М, 1984 -. Т 1

17. Толочко. ИМ. Древняя. Русь -. К, 1987

18. Фроянов. ИЯ. Киевская. Русь -. Л, 1980

19. Юшков. СВ. Общественно-политический строй и право. Киевского государства -. М, 1949

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Смотрите еще:

  • Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров 5804-91 Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров СанПиН 5804-91. Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора Постановление 06.02.92 г. № 1 О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического […]
  • Страховка на 365 дней Годовая страховка для туристов Все лица, выезжающие за пределы постоянного места проживания на длительный срок имеют возможность оформить полис страхования сроком на 1 год. Особенности годовой страховки для выезжающих за границу Оформив страховку на 12 месяцев, застрахованное лицо получает: страховую […]
  • Налог для ип за 2013 Фиксированные платежи ИП в ПФ и ФФОМС на 2013г. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее по тексту Закон) индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи, то есть суммы страховых взносов (за себя) в: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее […]
  • Исковое неосновательное обогащение арбитраж Исковое неосновательное обогащение арбитраж В Арбитражный суд Омской области Истец: Индивидуальный предприниматель С., . 1958 г.р. Место жительства: г. Омск, ул. . д. . кв. . Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «Р.» Место нахождения: г. Омск, ул. . . офис № . Цена иска: 71948 рублей, 67 […]
  • Ацп разрешение Аналого-цифровой преобразователь Аналого-цифровой преобразователь [1] [2] [3] (АЦП, англ. Analog-to-digital converter, ADC ) — устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал). Как правило, АЦП — электронное устройство, преобразующее напряжение в двоичный цифровой код. […]
  • Заменить патент на работу Заменить патент на работу Вступите в сообщество трудовых мигрантов и получите: Для физических лиц: Скидки на медицинские услуги Помощь в поиске жилья Помощь в поиске работы Инструкция, как получить гражданство РФ Бесплатная юридическая поддержка Для юридических лиц: Оптовые цены на миграционные […]
  • Налоговая инспекция единый государственный реестр юридических лиц Сведения из ЕГРЮЛ (Федеральная налоговая служба) Актуально на: 30 мая 2017 г. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) – это федеральный информационный ресурс, который ведется Федеральной налоговой службой (ст. 2, п.п.1,2 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ , п. 1 Положения о ФНС, […]
  • 280 закон хабаровского края 280 закон хабаровского края Закон Хабаровского краяот 29 июня 2005 г. N 280"О государственной гражданской службе Хабаровского края" Настоящий Закон в соответствии с Федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" […]

Комментарии запрещены.