Выборы правила подсчета голосов

Порядок голосования, подсчета голосов и установления итогов выборов.

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

Избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленном законом порядке получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.

При проведении голосования за кандидатов их фамилии размещаются в бюллетене в алфавитном порядке с указанием предусмотренных законом сведений.

Бюллетени печатаются на русском языке, на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

Справа от указанных в бюллетене сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат.

Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования. По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5% (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней.

В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

При получении бюллетеня избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

При проведении выборов в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии.

Заполненный проголосовавшим досрочно избирателем бюллетень вкладывается в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей. Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.

В день голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в законе, перед началом голосования председатель участковой комисии сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования.

В списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно».

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, а также обеспечивает возможность участия в голосовании внесенных в список на данном избирательном участке избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения волеизъявления избирателя.

Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования на соответствующем избирательном участке протоколом об итогах голосования.

Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время его подписания. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Решение комиссии оформляется протоколом об итогах голосования.

Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату.

Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, в этом случае по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.

Повторные выборы проводятся и в случаях признания выборов несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе назначаются дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

zakon-municipal.ru

Последние новости

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания установленного для голосования времени. Непосредственный подсчет производят члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии остальных членов комиссии и наблюдателей.

Порядок подсчета голосов на выборах в случае выборов в коллегиальный орган власти регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  • Порядок подсчета голосов на выборах в случае выборов президента РФ регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

    Порядок подсчета голосов

    В большинстве случаев подсчет голосов избирателей производится вручную. На некоторых избирательных участках проводится эксперимент по автоматическому подсчету голосов с использованием КОИБ (Комплексы обработки избирательных бюллетеней).

    При ручном подсчете голосов избирателей сначала вскрывают переносные ящики. Проверяют пломбы (печати на ящиков, обеспечивающие их целостность), соответствие количества бюллетеней количеству избирателей, голосовавших дистанционно. После чего проверяют пломбы у стационарных ящиков и вытаскивают все бюллетени.

    Если одновременно проходило несколько выборов, то порядок подсчета голосов устанавливается исходя из статуса проведенных выборов. Сначала происходит процедура подсчета голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем в органы государственной власти субъекта РФ и потом в органы местного самоуправления.

    Поэтому члены участковой комиссии сначала сортируют бюллетени по видам выборов. Подсчет голосов избирателей по каждому виду выборов происходит последовательно.

    После сортировки бюллетеней по видам выборов, члены участковой комиссии с правом решающего голоса начинают сортировку бюллетеней по голосам за кандидатов, одновременно отмечая недействительные бюллетени.

    Сортировка голосов происходит путем оглашения отметок в каждом бюллетене, кроме того, каждый бюллетень предоставляется для визуального контроля наблюдателям. Оглашать результат в двух бюллетенях одновременно запрещено.

    После того, как все бюллетени были рассортированы, начинается непосредственный подсчет голосов по каждому кандидату отдельно. Одновременный подсчет за разных кандидатов запрещен.

    Итоговое число голосов по каждому кандидату заносится в протокол. Окончательно заполненные протоколы подписывают члены участковых комиссий. Если кто-то из наблюдающих за подсчетом голосов не согласен с протоколом и/или заметил какие-либо нарушения при подсчете, составляется заявление.

    Если выборы проходили по многомандатным избирательным округам, и у избирателя было более одного голоса, сортировка бюллетеней по кандидатам не производится. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя. Бюллетень предоставляется для визуального осмотра, а оглашенные данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в увеличенную копию протокола, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

    После окончания подсчета голосов, рассортированные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, для последующей доставки в ЦИК.

    В случае использования на избирательном участке КОИБ, которые автоматически подсчитывают голоса в режиме реального времени еще во время голосования, члены участковой комиссии просто переносят данные из КОИБ в протоколы.

    Кто имеет право присутствовать при процедуре подсчете голосов

    Право присутствовать при процедуре подсчета голосов имеют:

  • члены участковой комиссии с правом решающего голоса;
  • наблюдатели;
  • международные наблюдатели;
  • члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;
  • кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией или его доверенное лицо;
  • уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией или кандидат из указанного списка;
  • член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
  • представители СМИ
  • Недействительные бюллетени

    Бюллетени, не учитываемые при подсчете голосов:

  • Подделанные, не являющимися официальными бюллетенями.
  • Не заверенные участковой комиссией:
    • нет печати УИК;
    • нет подписей двух членов УИК.
    • Без каких-либо отметок в квадратах (пустой).
    • Если отметок больше, чем количество голосов избирателя.
    • Если отмечен кандидат, снявший до этого свою кандидатуру.
    • Из переносных ящиков:

    • Если число бюллетеней превышает число избирателей, расписавшихся в получение бюллетеня.
      1. Если отсутствуют реквизиты:
        • подпись избирателя;
        • нет подписей двух членов УИК;
        • Если в конверте оказалось более одного бюллетеня установленного образца.

      yopolis.ru

      Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.

      В случае досрочного прекращения полномочий вышеуказанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

      Голосование может быть:

    • В помещении для голосования в день выборов;;
    • Вне помещения для голосования в день выборов;
    • Досрочное голосование в помещении избирательной комиссии;
    • Досрочное голосование в труднодоступных и отдаленных местностях.
    • В помещении для голосования должны быть:

    • зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования;
    • информационный стенд, на котором размещается: информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, образцы заполненных избирательных бюллетеней;
    • увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления;
    • стационарные ящики для голосования.
    • Места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования должны одновременно находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

      Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 20 часов по московскому времени. На избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

      Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается.

      Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

      Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

      Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

      Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

      Порядок досрочного голосования

      Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (соответственно уровню выборов) за 10-4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за 3 дня до дня голосования.

      В случае совмещения дня голосования на муниципальных выборах с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование в вышеуказанном порядке не проводится.

      Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной избирательной комиссии (далее — ТИК), окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой избирательной комиссии (далее — УИК) с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.

      Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования — до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии — до дня голосования.

      В день голосования председатель участковой комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

      После совершения этих действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования.

      2.Как проводится наблюдение на выборах. Лица, имеющие право присутствовать при проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

      Наблюдатель — гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

      Сроки наблюдения: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

      Кем назначается: зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрировавшим список кандидатов.

      В каждую комиссию можно назначить не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

      Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены.

      Наблюдатели вправе:
      а) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
      б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
      в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
      г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
      д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
      е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
      ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
      з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
      и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
      к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

      Наблюдатель не вправе:
      а) выдавать избирателям бюллетени;
      б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
      в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
      г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
      д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
      е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
      ж) проводить агитацию среди избирателей;
      з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

      3. Общая последовательность и порядок действий членов УИК при подсчете голосов избирателей и определении итогов голосования:

      1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;
      2) работа со списком избирателей;
      3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику). В случае совмещения дней голосования на выборах подсчет избирательных бюллетеней установленной формы в каждом переносном ящике для голосования проводится отдельно по каждому виду выборов;
      4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней по голосам избирателей. В случае совмещения дней голосования на выборах проведение предварительной сортировки по видам выборов;
      5) подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням и проверка контрольных соотношений;
      6) проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе голосования (если во время голосования они не были рассмотрены), и подсчета голосов избирателей, подписание протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Выдача копий первого экземпляра протокола;
      7) представление первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования в ТИК, осуществление действий по сдаче протокола, получение компьютерной распечатки данных протокола, введенных в Государственную автоматизированную систему «Выборы».

      karel.izbirkom.ru

      Как подводят итоги голосования на выборах президента РФ. Досье

      18 марта в России пройдут выборы главы государства

      ТАСС-ДОСЬЕ. 18 марта 2018 года в России пройдут выборы главы государства. Правила подсчета голосов и подведения итогов голосования на выборах регламентирует федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о процедуре подведения итогов голосования на выборах главы государства.

      Процедура подсчета голосов на избирательных участках

      Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится на избирательном участке непрерывно до установления итогов выборов. Его проводят члены участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса. Подсчет осуществляется открыто, при этом в протокол вносят сведения о всех результатах выполняемых действий.

      По закону при подсчете голосов на участках могут присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам, российские и международные наблюдатели, работники СМИ. Непосредственный подсчет голосов проводится членами комиссии таким образом, чтобы наблюдатели и представители кандидатов имели полный обзор действий членов УИК.

      В первую очередь члены УИК подсчитывают и погашают (отрезают левый нижний угол бланка) неиспользованные избирательные бюллетени. При дальнейшем подсчете такие бланки не учитываются. Их упаковывают отдельно и опечатывают. Позднее таким же образом погашают и испорченные бюллетени.

      Затем члены УИК считают бланки, находившиеся в переносных ящиках (используются при досрочном голосовании и голосовании граждан на дому). После этого вскрывают стационарные ящики, предварительно проверив на них печати и пломбы.

      Бюллетени из переносных и стационарных ящиков раскладывают в отдельные пачки по голосам, поданным за каждого из кандидатов. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бланк откладывают отдельно. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. На оборотной стороне бланка указывают причины признания его действительным или недействительным.

      Составление протокола

      После завершения подсчета голосов УИК оформляет протокол, который содержит следующие данные:

    • число граждан РФ, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
    • число избирательных бюллетеней, полученных УИК перед началом голосования;
    • число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
    • число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день выборов;
    • число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день выборов;
    • число погашенных избирательных бюллетеней;
    • число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
    • число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
    • число недействительных избирательных бюллетеней;
    • число действительных избирательных бюллетеней;
    • число утраченных избирательных бюллетеней;
    • число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;
    • число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата.
    • Также в итоговый протокол вносят сведения о количестве жалоб и заявлений избирателей (наблюдателей и др.), поступивших в УИК в день выборов.

      Затем УИК проводит итоговое заседание, на котором рассматривает жалобы и заявления о нарушениях, после чего подписывает протокол (в двух экземплярах). Его копии выдаются наблюдателям, представителям кандидатов и др.

      Экземпляр протокола направляется в вышестоящую территориальную избирательную комиссию (ТИК), а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, заранее установленном УИК.

      Данные итогового протокола участковой избирательной комиссии вводятся в Государственную автоматизированную систему «Выборы». В дальнейшем цифры участковых избиркомов суммируются и передаются по защищенным каналам связи одновременно в базы данных избиркомов субъектов РФ и Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, где осуществляется независимая параллельная обработка и проверка данных. Кроме того, бумажные протоколы УИК вручную пересчитывают в ТИК, параллельно с работой автоматизированной системы. Согласно закону, результаты голосования, обработанные ГАС «Выборы», признаются официальными только после подсчета голосов по бумажным оригиналам итоговых протоколов.

      Данные из автоматизированной системы не позднее чем через сутки со дня выборов выкладываются на официальных сайтах избиркомов субъектов РФ и ЦИК России.

      Подсчет голосов вышестоящими избиркомами

      Территориальная избирательная комиссия в течение трех дней суммирует данные протоколов УИК и устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Экземпляр протокола, составленного ТИК, отправляют в вышестоящую избирательную комиссию субъекта РФ. Она проводит проверку поступивших сведений и устанавливает итоги голосования на территории соответствующего региона — не позднее чем на пятый день со дня выборов. Итоговый протокол комиссия субъекта РФ передает в ЦИК.

      При выявлении ошибок или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, вышестоящий избирком может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке или территории. При этом он должен быть проведен до составления избиркомом субъекта итогового протокола.

      Определение результатов выборов

      В течение 10 дней после голосования Центризбирком на основании данных протоколов из комиссий субъектов РФ, а также из зарубежной территориальной избирательной комиссии (общая для всех УИК за пределами РФ), определяет результаты выборов президента РФ.

      Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

      Протокол о результатах выборов главы государства подписывают члены ЦИК с правом решающего голоса. При выявлении ошибок или возникновении сомнений в правильности составления протоколов нижестоящих избиркомов ЦИК может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на отдельных участках, территориях или в субъектах РФ. Такой подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения сроков определения результатов выборов.

      Признание выборов несостоявшимися или недействительными

      ЦИК РФ признает выборы главы государства несостоявшимися в двух случаях:

    • если баллотировались только два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей;
    • если все кандидаты выбыли (например, отказались от участия) после назначения повторного голосования.
    • Недействительными выборы объявляются в трех случаях:

    • если допущенные при проведении или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты;
    • если итоги голосования признаны недействительными на избирательных участках, в списках которых числится не менее 25% от общего числа избирателей;
    • по решению суда.
    • Правила назначения второго тура голосования

      Второй тур на выборах президента РФ проводится, если ни один из кандидатов в президенты не получил более половины голосов избирателей. В этом случае ЦИК назначает повторное голосование по двум кандидатам, занявшим первое и второе места. Второй тур проводится через 21 день после дня основных выборов. Если до его проведения один из двух претендентов откажется баллотироваться, вместо него в повторном голосовании будет участвовать следующий кандидат, набравший наибольшее число голосов в первом туре выборов.

      Для избрания во втором туре кандидату достаточно получить простое большинство голосов.

      Правила назначения повторных выборов

      Повторные выборы главы государства назначает Совет Федерации РФ:

    • если ЦИК признает выборы несостоявшимися или недействительными;
    • если к началу второго тура оба претендента на высший пост снимут свои кандидатуры или не смогут принять в нем участие по другим причинам;
    • если при повторном голосовании оба кандидата наберут равное число голосов.

    Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня основных, либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

    Публикация итогов

    Согласно избирательному законодательству, с итогами голосования по каждому участку, территории, субъекту РФ могут ознакомиться избиратели, наблюдатели и представители СМИ.

    По мере поступления предварительных данных о результатах голосования ЦИК России направляет их редакциям средств массовой информации.

    Избирательные комиссии субъектов РФ не позднее чем через две недели со дня выборов публикуют официальные данные своих протоколов в региональных СМИ.

    Центризбирком обнародует официальные итоги выборов в течение трех дней со дня подписания итогового протокола о результатах голосования.

    В течение десяти дней ЦИК публикует полные данные протоколов комиссий всех уровней.

    tass.ru

    Смотрите еще:

    • Взыскание задолженности по заработной плате образец искового заявления Исковое заявление о взыскании заработной платы При задержках выплаты заработка в суд подается исковое заявление о взыскании заработной платы. Получение заработной платы для работника является главным стимулом осуществления трудовой деятельности, поэтому нарушение работодателем установленных сроков и порядка […]
    • Субсидии в крыму в 2018 году Программы развития внутреннего туризма в России включают и полуостров Крым. Для того чтобы привлечь в этот регион отдыхающих из самых разных уголков страны, Правительством был принят документ, согласно которому авиакомпании реализуют субсидированные авиабилеты в Крым. Точнее, в Симферополь, где расположен […]
    • Новый закон мигрантов 2018 таджикистан Новости для мигрантов из Таджикистана в России Ежегодно в Россию приезжают сотни тысяч иностранных граждан. Трудовые мигранты из Таджикистана едут в Россию для получения образования или в поисках работы. Sputnik Таджикистан следит за всеми нововведениями в миграционном законодательстве России, в частности […]
    • Пособие по уходу за ребенком оплата Можно ли выплачивать сотруднику, работающему на условиях неполного рабочего времени, пособие по уходу за ребенком Прошу Вас разъяснить: имеем ли мы право выплатить сотруднику ежемесячно з/пл и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из фонда ФСС при следующих условиях: 1. До 04.05.16 работник (отец) работал […]
    • Журналы приказов отпусков Журнал регистрации приказов на отпуск Формат: 210 х 288 (вертикальный) 64 страницы Обложка: золотистый картон Cъемная обложка из прозрачного ПВХ Отверстия для шнуровки и архивации Журнал регистрации приказов на отпуск - применяется для регистрации кадровых приказов о предоставлении отпуска. В журнале […]
    • Сколько получают пенсию инвалиды 2 группы Разбираемся, каким должен быть размер минимальной пенсии инвалида 2 группы Сейчас государство разными способами производит помощь социально незащищенным слоям населения. Отдельную заботу проявляют по отношению к инвалидам. В этой статье рассматривается, какой наименьший возможный размер пенсии при […]
    • Ельцин сложил полномочия Отставка Ельцина: мужественный поступок или запоздалый шаг МОСКВА, 26 дек — РИА Новости. Эксперты и политики, которые работали вместе с первым президентом РФ Борисом Ельциным, через 15 лет после его отставки по-прежнему называют этот поступок мужественным и беспрецедентным в истории России, но при этом […]
    • Пенсии родителям имеющим детей-инвалидов Досрочный выход на пенсию родителей и опекунов детей-инвалидов Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 января 2017 Не все граждане помнят о своем праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального Закона […]

Комментарии запрещены.