Заявление об уклонение от уплаты налогов

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.

В УК РФ существуют следующие статьи, касающихся уклонения от уплаты налогов (сборов):

— Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

— Ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

— Ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

— Ст. 199.1 «Неисполнение обязанности налогового агента»;

— Ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

— более 3 000 000 руб.

— более 36 000 000 руб.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

— лишение свободы на срок до двух лет.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 6 лет.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 600 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 1 800 000 руб.

— более 3 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 9 000 000 руб.

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет

— лишение свободы на срок до одного года

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

— лишение свободы на срок до трех лет.

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 2 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 30 000 000 руб.

При этом, в том случае, если деятельность организации ведется менее трех финансовых лет, то для расчета отношения суммы уклонения начисленным суммам налога берется меньший период.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний

— лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору группы лиц, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 УК РФ,освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

— более 6 000 000 руб.

Особо крупный (при выполнении одного из условий);

— более 10 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арест на срок до шести месяцев

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 10 лет.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

— более 1 500 000 руб.

oldsmb.economy.gov.ru

«Заявления о преступлении» будет достаточно для возбуждения дела за уклонение от уплаты налогов

В пояснительной записке к президентскому законопроекту, в частности, говорится о том, что «налоговые преступления в России отличаются «низкой эффективностью раскрытия». Потому президентом вносятся поправки дающие право органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям по общим поводам. К ним относятся «заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, а также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования». Основанием для возбуждения дела должно служить «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Известно, что на восстановлении прежнего порядка настаивал СКР. Он подготовил законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами, в том числе меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. В частности, правоохранители утверждали, что сроки расследования слишком затянуты — пока налоговые органы вынесут решение о наличии правонарушения, преступники уже могут скрыться.

Не спешите осуждать и ставить клеймо «сталинской диктатуры», не всё так просто.

Вроде бы благое дело – ужесточение борьбы с налоговыми преступлениями! Во всём цивилизованном мире налоговые преступления стоят на втором месте по тяжести содеянного, сразу вслед за преступлениями против жизни человека – убийством. Вот и мы тоже подтягиваемся, стремимся идти в ногу со всем прогрессивным, не так ли? Так-то оно так, только как-то тревожно становится при упоминании в этой связи о «налоговых схемах» и о «наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Не открывает ли это путь для борьбы с «умными, которые всё понимают»?

А что же сама налоговая служба, почему не справляется, ведь у неё даже своя силовая структура есть – налоговая полиция? Или потому и потребовалось вмешательство со стороны, что самих контролёров уже контролировать надо?

А вообще народ скучать не должен, а то мысли всякие в голову лезут: например, почему в Дании налоги высокие, а все довольны, все только «за» и правительству своему почти полностью доверяют, и работой его довольны. А действительно, почему?

Как вы прокомментируете данную инициативу властей с точки зрения влияния на ведение бизнеса в России? Как это отразится на деловом климате в стране, с учетом значительного повышения рисков от злоупотреблений положением со стороны правоохранительных органов?

С юридической точки зрения законодательная инициатива направлена на увеличение эффективности работы правоохранительных органов. Статистика экономических преступлений в нашей стране хорошо известна, и наведение порядка в этой области давно назрело. Стремление вывести налоговых преступников «из тени», с привлечением к уголовной ответственности, кажется вполне логичным, но кто даст гарантию, что новый инструмент не повлечет к злоупотреблению на местах? Многие помнят, как запросто возбуждались уголовные дела против предпринимателей еще несколько лет назад, до введения особых условий для налоговых преступлений. Понятно, что уравнивая налоговые преступления с остальными, мы воссоздаем инструмент, с помощью которого должностные лица органов предварительного следствия или оперативно-розыскных органов смогут оказывать давления на бизнес. И здесь вполне понятна обеспокоенность, которую проявляет деловое сообщество. Внесение поправок в описанном виде может привести к повышению коррупционной ёмкости УПК РФ. Однако, внесение поправок в УПК РФ будет рассматриваться в нескольких чтениях и остается надежда, что механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям будет проработан более четко.

Ключевым ведомством, на которое возложена функция по обеспечению баланса между сбором налогов и обеспечением права собственности налогоплательщиков, является налоговая служба. В связи с этим, только располагая специальной компетенцией и полными материалами по каждому налогоплательщику, ее сотрудники имеют полномочия определять ФАКТ совершения или не совершения налогового правонарушения. Кроме этого в арсенале налоговых органов есть достаточно инструментов по обеспечению налоговых интересов государства (наложение ареста на счета и пр.), перечень которых с 2014 года будет дополнительно расширен.

В текущем состоянии СКР фактически выполняет «карательную» функцию, обеспечивая принуждение к выполнению. Возложение на них полномочий по первичной оценке и квалификации события правонарушения приведет к необоснованному дублированию полномочий и неконтролируемому давлению на бизнес, безусловно ухудшая бизнес климат в государстве.

Вторую неделю массово обсуждается законопроект, предусматривающий право правоохранительных органов возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без материалов проверки налоговых органов. Инициатором данного законопроекта выступил Президент РФ Путин В.В..
При нынешней редакции ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только материалы проверок, поступивших из налогового органа.
Данная редакция ст.140 УПК РФ действует не так давно, если быть точнее с 9 декабря 2011 года, когда по инициативе действующего тогда Президента РФ Медведева Д.А. был принят ФЗ № 407-ФЗ отменяющий общие поводы возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Одной из целью принятия ФЗ № 407-ФЗ было сокращение количества злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, сосредоточение прав и обязанностей по фиксации фактов совершения налоговых преступлений в руках профессионалов, тем самым увеличить количество выявленных налоговых преступлений, а также миниминировать незаконность в отношении предпринимателей. Инициатором возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях на сегодняшний день может являться только налоговый орган. Правоохранительные органы не вправе возбудить уголовное дело о налоговом преступлении пока не будет решение налогового органа.
Когда налоговое правонарушение отвечает всем признакам преступления, то материалы проверки налогового органа передаются в следственный комитет, но только в случае, если налогоплательщик в течении 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) не исполнил его (п. 3 ст. 32 НК РФ).
Если внимательно проанализировать данный законопроект, то его принятие (позиция государства) привнесет следующие изменения:
• Сократятся сроки рассмотрения уголовных дел о налоговых преступлениях.
• Увеличится количество должностных лиц, которые будут заниматься фиксацией и расследованием уголовных дел о налоговых преступлениях (это и Налоговый орган и сотрудники полиции, чья деятельность регламентируется ФЗ «О полиции» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
• Увеличится количество выявленных налоговых преступлений, а значит государство получит не оплаченные налогоплательщиками налоги, и другие изменения.

Данные изменения направлены прежде всего на решение организационных вопросов, ведь при введении особого повода для возбуждения уголовного дела сократилось количество выявленных налоговых преступлений и взысканных денежных средств в виде налогов (сборов).
При принятии данного законопроекта изменится порядок возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Если при нынешней редакции ст.140 УПК РФ налоговый орган при выявлении факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения действует согласно ст. 32 НК РФ, а после направляет материалы налоговой проверки в следственный комитет, а тот в свою очередь решает вопрос о достаточности доказательств для возбуждения уголовного дела, не истек ли срок давности привлечения к уголовной ответственности и др., то данный законопроект наделает правоохранительные органы правом возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не имея решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, отвечающее признакам преступления, а например по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Для налогового органа возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении является средством достижения результата — взыскать не уплаченные налоги (сборы). А если налогоплательщиком до назначения судебного заседания возмещен весь ущерб от налогового правонарушения, то уголовное дело будет прекращено (ст.28.1 УПК РФ).
Для Следственного комитета целью является обвинительный приговор суда, ведь эффективность их работы оценивается по количеству доведенных до суда дел.
Если обычные граждане не особо обеспокоены этим, то среди представителей бизнес-сообщества возможное принятие данного законопроекта породило массу нареканий. Это объясняется тем, что предприниматели боятся незаконности и произвола со стороны правоохранительных органов, увеличения количества рейдерских захватов, вымогательств, заказных дел, боятся того, что государство таким образом вновь усилит давление за предпринимательской деятельностью.
И это оправдано, ведь если сейчас только налоговый орган может инициировать возбуждение уголовного дела, например по факту неуплаты налогов (сборов), тем самым затрагиваются права и интересы только тех налогоплательщиков, которые нарушают законодательство о налогах и сборах, то при принятии законопроекта и наделении сотрудников полиции правом самостоятельно возбуждать уголовные дела возникнет ситуация, когда будут затронуты права и интересы не только недобросовестных налогоплательщиков, но и тех, кто осуществляет свою деятельность без нарушения закона.
Однако возбуждение уголовного дела только по инициативе налогового органа не означает, что сотрудники правоохранительных органов сейчас не могут при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявлять факты совершения налоговых правонарушений. В таких случаях информация передается в налоговый орган. Таким образом, и сейчас не исключается возможность незаконности действий сотрудников правоохранительных органов, ведь они также могут требовать от налогоплательщика (предпринимателя) деньги за не передачу информации в налоговый орган.
Добросовестным налогоплательщикам особо беспокоиться не стоит, если говорить о законности действий со стороны правоохранительных органов. А если сотрудники правоохранительных органов имеют цель получить с предпринимателя (налогоплательщика) деньги, при чем не важно с какой целью (заказное дело), то повод для возбуждения уголовного дела найдется всегда и вне зависимости от принятия или непринятия данного законопроекта. В таких случаях рекомендуется предпринимателям знать свои права и обязанности, знать права и обязанности сотрудников правоохранительных органов. И только подготовленность к действиям сотрудников правоохранительных органов приведет к защите своих прав.
Что касается недобросовестных налогоплательщиков, то здесь дела могут быть печальнее. Такие налогоплательщики могут оказаться в ситуации, когда за не возбуждение уголовного дела придется «платить» дважды, а именно сотрудникам правоохранительных органов, которые с предпринимателей требуют деньги и при получении которых будет якобы решен вопрос о не фиксации факта совершения налогового преступления, а также налоговому органу, который все также будет вправе выявлять налоговые правонарушения, а значит в отношении данного предпринимателя может быть возбуждено уголовное дело, только инициатором будет налоговый орган.
Подводя итог, можно предположить, что принятие законопроекта приведет к следующему:
• Усилится давление на бизнес со стороны государства с целью побудить своевременное и неукоснительное исполнения законодательства в сфере налогов и сборов.
• Между двумя ведомствами, МВД и Налоговым органом произойдут значительные разногласия, так как результат для каждого ведомства разный.
• Налогоплательщики будут предоставлять одни и те же документы как в налоговый орган, так и в МВД.
• Участие налогового органа при возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении не будет являться обязательным, а значит конечной целью для правоохранительных органов (МВД, СК) будет обвинительный приговор суда.
• Возрастет количество и размер взяток для прекращения уголовного дела либо проверки.

www.lawmix.ru

Привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

    Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых , обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых , чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих , часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

    Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д. ) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика . Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

    Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

    www.klerk.ru

    Смотрите еще:

    • Квитанция на оплату госпошлины за загранпаспорт нового образца липецк Как оформить загранпаспорт в Липецке Когда нужно оформить загранпаспорт, то первой проблемой становится выбор образца - старого или нового типа, потому как в России пока действуют оба вида. Затруднение бывает и в подготовке документов для оформления. Ответы на эти и другие вопросы, связанные с получением […]
    • Федеральный закон об экологической экспертизе 174 от 23111995 г «Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 12.02.2015) Об экологической экспертизе (с изм. и доп., вступ. в силу . » Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ РОССИЙСКАЯ […]
    • Срок получения решение суда Срок получения решение суда Статья 199 ГПК. Составление решения суда 1. Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда […]
    • Расчет ущерба по дтп осаго Унификация расчёта ущерба по ОСАГО На каждом сайте страховой компании или агента нарочито подчеркнута их «клиентоориентированность», что и подкупает большинство водителей. На самом же деле, российские страховщики то и дело норовят уклониться от добросовестного выполнения своих прямых обязательств . […]
    • Как оформлять законы в библиографическом списке Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от […]
    • Калькулятор пенсия для ип 2018 Стоимость страхового года для ИП определяют исходя из ставки 26% (ст,425 НК РФ), а не по ставкам, как за наёмных работников(22%) В 2020 году 40 874 руб(+12,8%) а) пункт 1 изложить в следующей редакции: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном […]
    • Качур оВ налоги и налогообложение Налоги и налогообложение. Качур О.В. В учебном пособии изложены основы современной налоговой системы. Раскрываются теоретические основы налогообложения, определены функции и принципы, являющиеся базой научно-теоретического обоснования и практического построения системы налогообложения. Детально […]
    • Росстандарт приказ 36 от 22012014 Об отмене приказа Росстандарта от 22.01.2014 № 36 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2018 года № 314 был отменен приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 января 2014 года № 36 «Об утверждении рекомендаций по […]

Комментарии запрещены.