Закон о митингах

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июня 2012 года и одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принят в целях усиления административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также уточнения оснований и квалифицирующих признаков при привлечении к ответственности за нарушения в данной сфере.

Смотрите также

Статьёй 1 Федерального закона в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения:

перечень части 1 статьи 3.2 «Виды административных наказаний» дополнен новым наказанием в виде обязательных работ;

в части 1 статьи 3.3 «Основные и дополнительные административные наказания» обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний;

в части 1 статьи 3.5 «Административный штраф» максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2 2 , 20 18 , части 4 статьи 20.25 увеличены до трёхсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 – 4 статьи 20.2, статей 20.2 2 , 20.18 – до шестисот тысяч рублей;

глава 3 дополнена новой статьёй 3.13 «Обязательные работы»;

в части 1 статьи 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения;

санкции статьи 5.38 «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изложены в новой редакции;

статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в новой расширенной редакции в семи частях (вместо трёх) с дифференциацией размеров административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения;

глава 20 дополнена новой статьёй 20.2 2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлёкших нарушение общественного порядка»;

в диспозицию статьи 20.18 «Блокирование транспортных коммуникаций» внесено уточняющее дополнение, а санкции этой статьи изложены в новой редакции;

статья 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» дополнена новой частью 4, устанавливающей административную ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ;

в статье 23.1 к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей) отнесено рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

в части 3 статьи 25.1 установлена процессуальная гарантия обязательного присутствия при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в отношении которого рассматривается дело;

в части 1 статьи 27.2 и части 1 статьи 27.3 на случаи уклонения от отбывания обязательных работ распространена возможность применения таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и административное задержание;

пунктом 1 части 2 статьи 28.3 должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы по делам о нарушениях установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а пунктом 77 части 2 этой статьи должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, уполномочены составлять протоколы по фактам уклонения от отбывания обязательных работ;

в части 2 статьи 31.6 обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений;

глава 32 дополнена новой статьёй 32.13 «Исполнение постановления о назначении обязательных работ».

Статьёй 2 Федерального закона внесены изменения также в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Так, в статье 5 «Организатор публичного мероприятия»:

часть 2 дополнена положением о том, что организатором публичного мероприятия не может быть лицо с непогашенной судимостью или два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

часть 3 дополнена правом организатора публичного мероприятия требовать от полиции удаления нарушающих порядок проведения публичного мероприятия лиц;

в пункте 4 и новых пунктах 7 1 и 11 части 4 уточнены и конкретизированы обязанности организатора публичного мероприятия;

статья также дополнена новой частью 6, предусматривающей гражданско-правовую ответственность организатора публичного мероприятия за вред, причинённый участниками публичного мероприятия.

Статья 6 «Участники публичного мероприятия» дополнена новой частью 4, предусматривающей, что участники публичных мероприятий не вправе: скрывать своё лицо масками и иными затрудняющими установление личности предметами; иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; распивать алкогольные напитки; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Статья 7 «Уведомление о проведении публичного мероприятия» дополнена частью 1 1 , разрешающей проведение одиночного пикетирования без уведомления и уточняющей требования к его проведению.

Статья 8 «Места проведения публичного мероприятия» дополнена новыми частями 1 1 , 1 2 , 2 1 , 2 2 , положениями которых вводится и разъясняется понятие «специально отведённые места для проведения публичных мероприятий», а также уточняются и конкретизируются порядок использования специальных и иных мест для проведения публичных мероприятий и требования к ним.

В статье 9 «Время проведения публичного мероприятия» время окончания публичного мероприятия изменяется с 23 часов на 22 часа по местному времени.

В статье 10 «Предварительная агитация» уточняется момент начала такой агитации после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и времени проведения публичного мероприятия.

В статье 12 «Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления» устанавливается обязанность информировать органы внутренних дел (наряду с организатором публичного мероприятия) об уполномоченном лице соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, а также о конкретных основаниях отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Статья 16 «Основания прекращения публичного мероприятия» дополнена пунктом 3, конкретизирующим такие основания со ссылкой на невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5.

kremlin.ru

Закон о митингах

Внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Кем внесен законопроект: группой депутатов во главе с Александром Сидякиным («Единая Россия»).

Когда вступил в силу: 9 июня 2012 года

  • Значительно увеличены штрафы для организаторов за нарушения на митингах: для физических лиц за нарушение порядка проведения митинга — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а при нанесении ущерба здоровью или имуществу — до 300 тыс. руб.; верхняя граница штрафов для должностных лиц составила 600 тыс. руб., для юридических — 1 млн руб.
  • В качестве наказания за нарушения введены обязательные работы.
  • Введен запрет находиться на митингах в масках.
  • Введен запрет организовывать «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если оно грозит нарушением общественного порядка.
  • Ужесточены правила проведения одиночных пикетов: региональным властям разрешили устанавливать минимально допустимое расстояние между пикетчиками.
  • Запрещено организовывать митинги гражданам, имеющим непогашенную судимость за преступления против государства и общественной безопасности, либо два раза и более привлекавшимся к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций.
  • Введено понятие «специально отведенного места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем».
  • Суд получил право признавать несколько пикетов, объединенных темой, массовым мероприятием.
  • В ответ на жалобы депутатов Госдумы и оппозиционеров на принятый закон Конституционный суд в 2013 году в целом одобрил закон, но признал отдельные его положения не соответствующими Конституции. Законопроекты во исполнение решения КС РФ рассматривались, но приняты не были.

    Внесение изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

    Кем внесен законопроект: нет данных

    Когда вступил в силу: 17 октября 2014 года

    • Публичные мероприятия запретили проводить ночью с 22 часов до 7 часов утра, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.
    • Внесение изменений в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

      Кем внесен законопроект: депутаты от «Единой России» Александр Сидякин и Андрей Красов и депутат от «Справедливой России» Игорь Зотов после разговора сенатора Андрея Клишаса с Владимиром Путиным.

      Когда вступил в силу: 22 июля 2014 года

    • В Уголовный кодекс внесена статья, предусматривающая наказание в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ, исправительных работ или лишения свободы на срок до пяти лет за неоднократное нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
    • Введено административное наказание в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 15 суток для рядовых участников несанкционированных митингов, которые создают помехи для пешеходов и работы объектов жизнеобеспечения.
    • Журналист теперь обязан иметь на массовом мероприятии «ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации».
    • Административное наказание за повторное нарушение порядка организации, проведения массового мероприятия и повторное участие в несанкционированном митинге уравнены: в качестве наказания установлен штраф до 300 тыс. руб. (до 600 тыс. руб. и 1 млн руб. для должностных и юридических лиц), обязательные работы до 200 часов, арест до 30 суток.
    • Увеличен максимально возможный срок административного ареста для участников и организаторов массовых мероприятий за повторное неподчинение законному распоряжению сотрудника полиции, ФСБ, сотрудника органов госохраны с 15 до 30 суток.
    • Введено административное наказание в виде штрафов (до 300 тыс. руб. для физлиц и до 1 млн руб. для юрлиц), обязательных работ (до 200 часов) или ареста (до 20 суток) за незаконную организацию и участие в массовом пребывания или передвижении граждан, не являющемся публичным мероприятием, у опасных производственных объектов, резиденций президента, зданий судов в случае, если участие в сборе привело к нарушению общественного порядка или санитарных норм, участники причинили вред зеленым насаждениям, создали помехи движению пешеходов или транспортных средств.
    • В феврале 2017 года Конституционный суд огласил решение по жалобе Ильдара Дадина — первого осужденного по введенной в Уголовный кодекс статье. Суд подчеркнул, что необходимо соблюдать общие принципы юридической ответственности, которые предполагают, что уголовная ответственность должна быть адекватна созданной общественной опасности, а суд должен доказать наличие умысла на нарушение порядка. Таким образо, факты совершения административных правонарушений не могут безоговорочно признаваться в уголовном судопроизводстве, а должны всесторонне исследоваться судом.

      Кем внесен законопроект: депутат от «Единой России» Сергей Кузин

      Когда вступил в силу: 20 марта 2016 года

      Что нового:

    • К демонстрациям приравнены «публичные мероприятия с использованием транспортных средств» (автопробеги).
    • Мероприятия, «где производится установка быстро возводимых сборно-разборных конструкций», приравнены к пикетированию.
    • Участников одиночных пикетов в случае использования «быстро возводимых сборно-разборных конструкций» обязали уведомлять об этом власти не позднее чем за три дня до мероприятия.

    www.rbc.ru

    Глава СПЧ призвал изменить закон о митингах после акций памяти жертв в Кемерове

    Москва. 29 марта. INTERFAX.RU — Заявления о том, что акции памяти трагедии в Кемерово организовывались искусственно с целью дискредитации властей, бессмысленны, считает глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов.

    «Страшная трагедия, которая произошла в Кемерово, породила огромное количество стихийных массовых выступлений в самых разных городах, в том числе в Кемерово, я был на таком же митинге в Майкопе в это же время. Говорить о том, что это кто-то специально раздувает этот пожар, бессмысленно: невозможно раздувать горе, невозможно раздувать стыд от того, что мы ничего не можем сделать для тех детей и их родителей, которые погибли в торговом центре», — сказал М.Федотов «Интерфаксу».

    «Мы ничего не можем сделать для них, это страшное бессилие. Но мы можем и должны сделать очень многое для того, чтобы подобные трагедии не повторялись», — подчеркнул он.

    По словам главы СПЧ, необходимо вернуться к закону о митингах и демонстрациях, чтобы предусмотреть возможность законного проведения подобных стихийных мероприятий в экстренных случаях.

    «Ведь все эти митинги не вписываются в требования федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Нам срочно нужно пересматривать этот закон, предусматривать в нем возможность подобных публичных акций. Иначе — вышли люди в Москве на Пушкинскую площадь, организовали там импровизированный мемориал, на Манежную площадь, организовали там импровизированный мемориал. И то, и то, не вписывается в закон, и наоборот, вписывается в Кодекс об административной ответственности», — отметил Федотов.

    Он обратил внимание на тот факт, что публичные акции совершенно другого содержания, но стихийные по характеру, будут проходить в дни проведения Чемпионата мира по футболу.

    «И если мы не изменим закон, у полиции будет только один выход — закрывать глаза на нарушения закона. Потому что с точки зрения закона шествие группы болельщиков точно попадает под соответствующую статью Кодекса об административных правонарушениях», — подчеркнул председатель Совета.

    Ранее сообщалось, что вице-губернатор Кузбасса Владимир Чернов назвал траурный митинг в Кемерово «четко спланированной акцией, которая была направлена на дискредитацию в целом структур власти».

    Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово произошел 25 марта. Возгорание возникло на последнем этаже, где находились кинозалы, в воскресенье было много детей. При пожаре погибли 64 человека.

    www.interfax.ru

    Закон о митингах коснулся религии

    В Приморье органы Минюста вынесли предупреждение местному управлению мусульман. Чиновники сочли, что со стороны религиозной организации имело место нарушение закона «О митингах». Дело в том, что мусульмане совершали молитвы на улице, не уведомляя при этом власти. Подробнее — Борис Бейлин на радио «Вести ФМ».

    Управление Минюста по Приморью предупредило Казыятское управление мусульман. К чиновникам поступали жалобы от жителей Владивостока. Они утверждали, что мусульмане систематически проводили несогласованные публичные мероприятия, в том числе обрядового характера. Как выяснилось, Казыятское управление располагается в помещении на первом этаже одного из зданий. Причем мусульманам передано в пользование только само нежилое помещение, без прилегающей территории. Таким образом, совершая намаз возле своего Управления, мусульмане нарушали закон, поскольку не согласовывали эти акции с властями. Поэтому поводу и было вынесено предупреждение. Между тем председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль не видит в таких действиях ничего незаконного. Он призывает не смешивать общую молитву с митингом или с демонстрацией.

    «Намаз, где бы он не совершался, ничего общего с митингом не имеет. Уличный намаз является отправлением религиозного культа. Нигде не сказано, что религиозный культ должен отправляться только в установленных местах. В противном случае любого человека, который произнес на улице молитву, можно задерживать за пикет или за что-нибудь в этом роде», — считает специалист.

    Под действие закона «О митингах» подпадают не только акции мусульман. В Православной Церкви принято по праздникам совершать крестные ходы вокруг храмов. В тоже время не все церкви имеют необходимую для этого прихрамовую территорию. Это, к примеру, относится в культовым зданиям в центре Москвы, которые иногда выходят прямо на красную линию. А значит, в этих случаях и крестные ходы необходимо согласовывать с городскими властями. Впрочем, глава Синодального Отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что в этом нет ничего страшного.

    «Известно, что иногда некоторые религиозные общины и православные, и мусульманские, и буддийские, и другие проводят богослужения под открытым небом, вне территории, которая относится к храму, монастырю, мечети и так далее. В этих случаях нужно получать разрешения, нужно действовать так, как предписывает закон, который касается массовых мероприятий. Обычно в нашей Церкви мы всегда согласовываем с местными властями богослужения, которые происходят вне территории храмов», — замечает Чаплин.

    Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что в будущем в законодательстве можно было бы разделить политические и богослужебные мероприятия. Схожей точки зрения придерживается и адвокат Роман Сорокин.

    «Чтобы не было в дальнейшем путаницы, нужно дать четкую терминологию. Что есть митинг, что есть шествие. Для каких видов митингов и шествий необходимо брать разрешение у городских властей. В каких случаях это не считается митингом, шествием», — констатирует специалист.

    Российское законодательство пока использует термин «публичное мероприятие». Это «открытая, мирная, доступная каждому акция, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, — осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных организаций и (подчеркну) религиозных объединений». Проведение такого публичного мероприятия необходимо согласовывать с местными властями.

    radiovesti.ru

    Михаил Федотов предложил пересмотреть закон о митингах после акций памяти в Кемерове

    Глава Совета по правам человека при Президенте РФ назвал бессмысленными упреки в адрес жителей Кемерова. Некоторые чиновники заявили, что люди собрались на митинг с целью дискредитации властей.

    «Страшная трагедия, которая произошла в Кемерове, породила огромное количество стихийных массовых выступлений в самых разных городах, в том числе в Кемерове, я был на таком же митинге в Майкопе в это же время. Говорить о том, что это кто-то специально раздувает этот пожар, бессмысленно: невозможно раздувать горе, невозможно раздувать стыд от того, что мы ничего не можем сделать для тех детей и их родителей, которые погибли в торговом центре», — рассказал Михаил Федотов в интервью «Интерфаксу».

    Он предложил вернуться к пересмотру закона о митингах и демонстрациях, чтобы предусмотреть возможность законного проведения подобных стихийных мероприятий в экстренных случаях.

    «Мы можем и должны сделать очень многое для того, чтобы подобные трагедии не повторялись, — считает Федотов. — Ведь все эти митинги не вписываются в требования федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Иначе — вышли люди в Москве на Пушкинскую площадь, организовали там импровизированный мемориал, на Манежную площадь, организовали там импровизированный мемориал. И то, и то не вписывается в закон и, наоборот, вписывается в Кодекс об административной ответственности».

    Вице-губернатор Кузбасса Владимир Чернов назвал траурный митинг в Кемерове «четко спланированной акцией, которая была направлена на дискредитацию в целом структур власти». Затем это подтвердил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, назвав собравшихся «бузотерами» и упрекнув в том, что эти люди пытаются «решить свои проблемы».

    При пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове 25 марта погибли 64 человека, из них 41 ребенок.

    www.asi.org.ru

    Смотрите еще:

    • Приказ 566н Приложение 1. В Порядке оказания медицинской помощи при психических расстройствах ‎ и расстройствах поведения, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 566н (далее – Порядок): а) абзац третий пункта 2 исключить; б) пункте 6 слова […]
    • Анкета для детей лагеря с дневным пребыванием Анализ анкеты для детей и родителей, отдыхающих в лагере с дневным пребыванием. Для организации системы работы, направленной на повышение эффективности услуг отдыха и оздоровления, были проведен мониторинг удовлетворенности детей и родителей (законных представителей) качеством услуг, представляемых МБОУ СОШ […]
    • Нотариус во владимире режим работы Нотариус во владимире режим работы Буквы: А, О Нотариус Климова Любовь Николаевна Адрес: г. Владимир, ул. Студеная гора, д. 46 «А», тел. 32-18-98 Буквы: Б Нотариус Еремина Галина Васильевна Адрес: г. Владимир, ул. Ново-Ямская, д. 26, тел. 38-36-55 Буквы: В, Е Нотариус Селезнева Жанна Игоревна Адрес: г. […]
    • Опека и попечительство гражданский кодекс Опека и попечительство Статья 31. Опека и попечительство См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 31 ГК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в пункт 1 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г. Постановлением […]
    • Приказ 645 от 12122007 г мчс Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности […]
    • Приказ минсельхоза 178 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 8 мая 2015 г. № 178 “О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» В […]
    • Патент на 47 видов деятельности Девять типичных ситуаций Разделы: Деятельность большинства ИП связана с розничной торговлей. Именно в этой сфере возникает множество типичных ситуаций и связанных с ними вопросов со стороны ИП. Рассмотрим основные. Ситуация 1. Особенности ведения бизнеса для ИП, применяющего патентную систему […]
    • Приказ по требованиям к врачам Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения […]

    Комментарии запрещены.