Закон о социальной защите детей-инвалидов в рф

На что имеет право инвалид

Получившие инвалидность вправе рассчитывать на меры социальной защиты, предусмотренные на федеральном и региональном уровнях. Информацию о выплатах и льготах, предусмотренных региональным законодательством, можно получить в органах социальной защиты населения по месту жительства. На федеральном же уровне предусмотрены следующие выплаты и льготы.

Пенсия и ежемесячные выплаты

Инвалиды вправе получать трудовую пенсию по инвалидности (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее — Закон № 173-ФЗ). Размер пенсии устанавливается в зависимости от группы инвалидности по специальной формуле, приведенной в п. 2 ст. 15 Закона № 173-ФЗ.

Если инвалид не имеет страхового стажа, ему устанавливается социальная пенсия по инвалиднос­ти (п. 4 ст. 8 Закона № ­173-ФЗ). Ее размер с учетом индексации с 1 апреля 2014 г. составляет: инвалидам I группы — 8493,77 руб., инвалидам II группы — 4246,88 руб., инвалидам III группы — 3609,85 руб. (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 22.03.2014 № 220 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий»).

Кроме того, инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон № 181-ФЗ). Ее размер ­составляет: инвалидам I группы — 2162 руб., ­инвалидам II группы — 1544 руб., инвалидам III группы — 1236 руб.

За получением пенсии и ежемесячных выплат нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», далее — Закон № 178-ФЗ). В него входит:

  • обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ).
  • Право на получение набора социальных услуг возникает у инвалида автоматически с момента установления ему ежемесячной денежной выплаты (п. 1 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ). Оплата предоставленных социальных услуг происходит за счет средств ежемесячной денежной выплаты (п. 2 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ).

    По результатам освидетельствования инвалиду выдается индивидуальная программа реабилитации (ст. 11 Закона № ­181-ФЗ) по форме, установленной в приложении 1 к приказу Мин­здравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н. В ней отражается перечень мероприятий реабилитации инвалида, а также указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, необходимые инвалиду. Мероприя­тия, входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприя­тий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р), проводятся бесплатно.

    Если предусмотренные программой техническое средство или услуга не могут быть предоставлены инвалиду, ему полагается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Компенсация выплачивается и в случае приобретения технического средства (услуги) за свой счет.

    Порядок определения размера и выплаты такой компенсации установлен приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н. Для ее получения нужно подать в территориальный орган ФСС России по месту жительства инвалида соответствующее заявление, приложив к нему документы, подтверждающие произведенные расходы.

    Льготы на жилье

    Инвалидам независимо от группы инвалидности предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения, относящегося к государственному или муниципальному жилищному фонду (ст. 17 Закона № 181-ФЗ). Аналогичная скидка дается на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) и на стои­мость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (при проживании инвалида в жилом доме, не имеющем центрального отоп­ления). Скидка предоставляется на основании справки, подтверждающей факт установления инвалидности (ее форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н). Справка выдается при прохождении освидетельствования на инвалидность. Для получения льгот ее нужно представить в организацию, осуществляющую сбор соответствующих платежей (п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обес­печению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.96 № 901).

    Инвалиды вправе претендовать на дополнительную жилплощадь, если они страдают тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 (ст. 17 Закона № ­181-ФЗ). Дополнительная жилплощадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот (ст. 17 Закона № 181-ФЗ, п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.96 № 901).

    Инвалиды имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Закона № 181-ФЗ).

    Для инвалидов I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) инвалида определяется медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ). Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 96 ТК РФ). Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 113 ТК РФ). Инвалидам положен увеличенный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

    Работодатель обязан предоставлять инвалидам по их заявлению отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ), а также создавать для них условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации (ст. 224 ТК РФ).

    Инвалидам положены следующие льготы:

  • освобождение от НДФЛ дохода, полученного в виде оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплаты приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов (п. 22 ст. 217 НК РФ);
  • не облагаются транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подп. 2 п. 2 ст. 358 НК РФ);
  • инвалиды с I группой инвалидности уменьшают на 10 000 руб. налоговую базу по земельному налогу в отношении одного принадлежащего им земельного участка (подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • инвалиды I и II групп освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
  • www.eg-online.ru

    Социальная защита детей инвалидов в РФ: льготы и изменения

    Уровень инвалидности в государстве показывает его социальное и экономическое развитие. С каждым годом в нашей стране рождается все большее количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Многим из них заключением медико – социальной экспертизы устанавливается инвалидность.

    Для таких детей государством разрабатываются особые меры государственной поддержки. В общем понимании все мероприятия в этой области и есть социальная защита детей инвалидов.

    Дети с инвалидностью в обществе

    Когда родители слышат заключение от врачей, о том, что их ребенок инвалид, земля уходит из-под ног. Мама и папа задумываются в этом момент о многом: способны ли они вырастить такого ребенка и обеспечить его всем необходимым, как правильно себя вести со своим особенным ребенком.

    Детство – период становления личности, время когда маленький человек познает мир, знакомится с окружающими его, ищет ответы на самые главные вопросы «Кто я такой?», «В чем заключается смысл жизни?», «Кем я могу стать?».

    На этом этапе важно приложить все усилия к тому, чтобы ребенок — инвалид смог хоть немного почувствовать свою причастность к социуму, обрести навыки и знания для возможности жить дальше, раскрыть свой потенциал, научиться преодолевать свои страхи и сомнения.

    Поддержка детей — инвалидов и их семей должна осуществляться обществом в целом. Особую роль в этом процессе играет социальная защита государства.

    Каким детям устанавливается инвалидность

    Понятие «ребенок – инвалид» впервые стало использоваться в СССР в 1970- годах. В эту категорию попадали дети до 16 лет, имеющие достаточно тяжелые формы врожденных заболеваний. Именно им выплачивались пособия по инвалидности.

    Перечень заболеваний, при которых возможно признание ребенка инвалидом расширился с 1991. Тогда численность детей – инвалидов значительно увеличилась.

    Инвалидность признается у граждан, не достигших 16–летнего возраста, имеющих нарушения опорно–двигательного аппарата, нервной системы, психические расстройства, болезни внутренних органов, органов слуха и зрения, врожденные аномалии.

    Законодательная база

    В России политика в области социальной защиты детей — инвалидов осуществляется на основании актов международного, федерального и регионального значения.

    Во главе актов стоят законы, принятые Ассамблеей ООН: Конвенция о правах ребенка, Конвенция об инвалидах, Декларация о правах умственно – отсталых лиц.

    Федеральное законодательство РФ для регламентации вопроса о социальной защите разработало Закон о социальной защите инвалидов, Закон о социальном обеспечении населения.

    В общей понимании законодательство делает упор на создание всех условий для поддержки инвалидов: финансовое обеспечение, реабилитация и абилитация, создание условий для образования, выявление потребностей и проблем у детей – инвалидов и семьях, в которых они растут.

    Проблемы, возникающие во всех сферах деятельности, рассматриваются на основе прочих нормативных актах, действующих во всех структурах исполнительной власти.

    Основные направления социальной защиты

    Приоритетными задачами государства сегодня в вопросе социальной поддержки детей – инвалидов являются организация условий для удовлетворения особенных потребностей таких детей, создания приспособленной окружающей среды, получения образования, профориентационной работы, льготы.

    По этому вопросу подписано более 30 нормативных актов на федеральном уровне, региональные власти все больше внимания уделяют этому вопросу. Практически во всех городах созданы общественные организации, реализуются социальные проекты для детей — инвалидов.

    Признанные инвалидами дети согласно ФЗ No 181 обеспечиваются специальными техническими средствами реабилитации, протезными средствами.

    Статья 17 предполагает улучшение условий проживания для семей, в которых есть дети — инвалиды и предоставления таким семьям компенсационных выплат за коммунальные услуги.

    ФЗ No 178 дает право на получение НСУ (набора социальных услуг), включая необходимые лекарственные препараты, специальные продукты питания.

    Образование

    В рамках реализации Программы «Десятилетие детства», утвержденной Президентом РФ в 2018 году, делается упор на развитие инклюзивного образования детей, имеющих инвалидность, создание центров по развитию талантов таких детей.

    Закон об образовании в РФ предусматривает оказание помощи при оплате расходов на образование. В системе общего образования создаются классы или группы для детей с сохранным интеллектом. Для лиц, имеющих отклонения в развитии действуют адаптированные, коррекционные программы с учетом их особенностей.

    Безбарьерная среда

    Продолжается вестись работа по созданию безбарьерной среды, возможности доступа инвалидов к социальным и культурным объектам. Градостроительное законодательство ввело особые требования к оборудованию таких объектов пандусами и специальным механизмом.

    Таким образов, очевидно, что социальная защита детей — инвалидов в России ведется активнее. Сегодня в отличие от советского времени, о необходимости решать этот вопрос говорят открыто.

    И если в крупных городах дела работа действительно ведется, то в селах и маленьких провинциях, все еще чувствуется дух СССР, где детям с инвалидностью достаются лишь жалостливые взгляды.

    Следует отрегулировать механизм исполнения законов на местах, научится не только сразу же предлагать специализированные учреждения для таких детей, но и работать с семьями, проводить профилактические мероприятия и оказывать все виды имеющейся помощи.

    www.rline.tv

    Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

    (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ))

    Принят
    Государственной Думой
    20 июля 1995 года
    Одобрен
    Советом Федерации
    15 ноября 1995 года

    Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности

    Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

    (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ)

    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

    Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

    Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

    Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

    К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

    1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

    2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

    3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

    4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

    5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

    6) установление стандартов на технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;

    7) установление порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    8) осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

    10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;

    (п. 10 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью;

    (п. 11 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    12) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

    14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

    15) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

    17) — 18) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

    20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.

    (пп. 20 введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 172-ФЗ)

    Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

    К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов относятся:

    1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;

    4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;

    5) аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

    6) — 7) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;

    9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

    10) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

    11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

    12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

    13) — 15) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

    За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Глава II. Медико-социальная экспертиза

    Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

    Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

    Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

    Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

    На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

    (в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

    4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

    5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

    6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

    Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Глава III. Реабилитация инвалидов

    Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов

    Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

    Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
  • Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

    Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

    Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

    Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

    Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

    Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

    Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

    Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов

    (введена Федеральным законом от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

    К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

    Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
  • специальные средства для самообслуживания;
  • специальные средства для ухода;
  • специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
  • специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
  • протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
  • специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
  • Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

    Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

    По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

    Части шестая — седьмая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Части девятая — одиннадцатая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

    Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

    Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

    (часть четырнадцатая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.

    Размер и порядок выплат ежегодных денежных компенсаций инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников определяются Правительством Российской Федерации.

    (часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

    Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

    Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Части вторая — третья утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 14 введена в действие с 1 января 1998 года (Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449).

    Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

    Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

    Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

    Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

    Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

    Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

    (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)

    Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

    Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    (часть третья в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)

    Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

    Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

    Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

    Часть восьмая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

    Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

    (в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)

    Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам и средствам, зачисляются в доход федерального бюджета.

    Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

    Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

    Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

    Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

    Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

    Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

    Жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

    Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

    Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

    Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

    Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов

    Часть первая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

    При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

    Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

    (часть пятая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

    (часть шестая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Статья 19. Образование инвалидов

    Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

    Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

    (часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

    Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

    3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

    5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

    6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

    7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ)

    Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

    (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

    Части третья — четвертая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Статья 23. Условия труда инвалидов

    Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

    Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

    Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

    Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

    (в ред. Федерального закона от 09.06.2001 N 74-ФЗ)

    Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

    Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

    (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

    1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

    2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

    3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

    Статьи 25 — 26.

    Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

    Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

    По вопросу, касающемуся социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, см. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ.

    Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

    Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

    Часть четвертая исключена. — Федеральный закон от 23.10.2003 N 132-ФЗ.

    Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

    Часть пятая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.

    Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях.

    Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

    (часть восьмая введена Федеральным законом от 23.10.2003 N 132-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Пунктом 7 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

    При установлении ежемесячных денежных выплат лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются без проведения дополнительного переосвидетельствования соответственно I, II и III группы инвалидности, установленные до 1 января 2005 года (пункт 6 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

    Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

    (введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

    1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

    С 1 января по 31 декабря 2005 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются в размерах, установленных пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Пункт 2 статьи 28.1 вступает в силу с 1 января 2006 года (пункт 4 статьи 155 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

    Сумма ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

    2. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

    1. инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 1 400 рублей;
    2. инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам — 1 000 рублей;
    3. инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, — 800 рублей;
    4. инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 500 рублей.

    3. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

    Индексация ежемесячной денежной выплаты в 2005 году осуществляется не ранее 1 июля 2005 года с учетом коэффициента, на который был проиндексирован размер базовой части трудовой пенсии за период с 1 января 2005 года по 30 июня 2005 года (пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

    4. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

    5. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

    6. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

    7. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

    (введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

    Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

    Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

    Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

    • по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
    • по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
    • Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, — список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

      Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

      В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.

      Статьи 29 — 30.

      Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам

      Части первая — вторая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

      В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

      Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

      Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

      Глава V. Общественные объединения инвалидов

      Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

      Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

      (в ред. Федерального закона от 04.01.1999 N 5-ФЗ)

      Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

      (часть вторая введена Федеральным законом от 04.01.1999 N 5-ФЗ)

      Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

      В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Глава VI. Заключительные положения

      Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

      Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

      Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 — 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

      Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

      Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

      rosmintrud.ru

      Смотрите еще:

      • Жкх правила 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 — постановление Госстроя РФ №170 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»МДК 2-03.2003 I. Основные положенияII. Организация технического обслуживания и […]
      • Приказы и законы по гражданской обороне Федеральный закон 28-ФЗ О гражданской обороне Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ О гражданской обороне (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня 2004 г.) Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года Настоящий Федеральный закон определяет […]
      • Основной закон российской федерации ответы Тест по обществознанию Конституция Российской Федерации 9 класс Тест по обществознанию Конституция Российской Федерации для учащихся 9 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе). Часть 1 — задания с выбором ответа Часть 2 — […]
      • Федеральный закон от 23022013 года 15-фз Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления […]
      • Хмао пенсии по старости в 2018 Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры С 1 апреля 2018 года социальные пенсии проиндексированы на 2,9 процента Социальная пенсия относится к одному из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане, постоянно проживающие в […]
      • Приказ о военном довольствии Приказ Министра обороны РФ от 18 ноября 2016 г. № 750 "Об унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации" В соответствии с частью 32 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и […]
      • Уголовное право зарубежных стран учебное пособие Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. Под ред Козочкина И.Д. М.: 200 3 . — 576 с. Монография написана на основе анализа действующего уголовного законодательства шести наиболее развитых зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии и Италии) с использованием материалов судебной […]
      • 3-ндфл за несовершеннолетнего ребенка Получение налогового вычета за детей при покупке квартиры/дома/жилья Нередки случаи, когда квартира или дом приобретается родителями совместно с их несовершеннолетними детьми, либо же право собственности оформляется непосредственно на детей. В связи с тем, что родители, как правило, тратят на покупку такого […]

    Комментарии запрещены.