Закон об охране беременных

Закон об охране беременных

В соответствии со ст.2 3 Основ, г осударство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Эти положения находят развития в Трудовом законодательстве Российской Федерации [1] , законодательстве о социальном обеспечении. Так, например, запрещается использовать труд беременных женщин в ночное время (ст.96 ТК РФ); на сверхурочных работах (ст.99 ТК РФ) и т.д.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

В настоящее время действует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последними изменениями от 25 июля 2002 г.) [2] .

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется трудовым законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.255 ТК РФ, право на отпуск по беременности и родам имеют все работающие женщины без какого-либо исключения, в том числе работающие по трудовому договору, заключенному на срок до двух месяцев, на сезонных работах, с неполным рабочим временем.

Продолжительность отпуска по беременности и родам, указанная в ст. 255, соответствует продолжительности этого отпуска, которая определена Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [3] . Отпуск составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после. При многоплодной беременности отпуск до родов увеличивается на две недели — с 70 до 84 календарных дней. При осложненных родах отпуск после родов увеличивается на 16 дней, т.е. с 70 до 86 календарных дней. При рождении двух или более детей отпуск после родов составляет 110 календарных дней.

Таким образом, минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней, а максимальная — 194 календарных дня.

Более длительный отпуск до родов, 90 календарных дней, установлен Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [4] . Общая продолжительность всего отпуска по беременности и родам в этом случае может достигнуть 200 календарных дней (90 + 110 дней).

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Основанием для предоставления отпуска является заявление беременной, а также медицинское заключение о беременности (на практике – листок о нетрудоспособности) [5] .

Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Отпуск предоставляется с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в порядке установленном Ф едеральным закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последними изменениями от 25 июля 2002 г.) [6] .

В соответствии со ст.8 Закона (размер пособия по беременности и родам) пособие по беременности и родам устанавливается в размере: среднего заработка (дохода) по месту работы — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме обозначенных групп прав, г осударство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.

«В условиях продолжающегося демографического кризиса особую актуальность приобретает сохранение жизни и здоровья каждого ребенка». Такие приоритеты провозглашаются в программах во исполнение ст. 24 Основ (права несовершеннолетних).

В соответствии с названной статьей, в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

В Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №916 [7] действует общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Ключевым направлением мониторинга является именно здоровье несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002 г. — N 1 (часть I). — Ст. 3.

[2] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995 г. — №21. — Ст. 1929.

[3] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995 г. — №21. — Ст. 1929.

[4] Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Российская газета. — 5 августа 1992 г.

[5] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова — М.: ООО «ТК Велби», ООО «Издательство Проспект». – 2003.

[6] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995 г. — N 21. – Ст. 1929.

[7] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002 г. (Часть II). — №1. — Ст. 39.

www.allpravo.ru

ЛЬГОТЫ И ПРАВА БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И МАТЕРЕЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Каковы основные права матерей и беременных женщин, закрепленные российским законодательством?

В соответствии со статьей 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также родители во время ухода за детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством РФ. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, правительствами республик в составе Российской Федерации.

В российском трудовом законодательстве содержатся определенные гарантии обеспечения выполнения женщинами репродуктивной функции.

Какие существуют запрещения или ограничения применения труда женщин на отдельных видах работ?

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) — статья 160 КЗоТ РФ.

Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них нормы (статья 160 КЗоТ РФ).

Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей ночного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры (статья 161 КЗоТ РФ).

Особо охраняется законодательством труд беременных женщин и женщин, имеющих детей. Для 67 отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства разработаны гигиенические рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин.

Беременные женщины не допускаются к работе в ночное время (ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра) (статья 48 КЗоТ РФ).

По просьбе беременной женщины администрация обязана установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работницы каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, не влияет на исчисление трудового стажа и другие трудовые права (статья 49 КЗоТ РФ).

Порядок и условия труда женщин на режиме неполного рабочего времени определены действующим до настоящего времени Положением, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 года (Бюллетень Госкомтруда СССР № 8 за 1980 год).

В соответствии со статьей 162 КЗоТ РФ не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

В соответствии со статьей 163 КЗоТ РФ женщины, имеющие детей от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия.

В соответствии со статьей 164 КЗоТ РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет предприятия, учреждения, организации.

В соответствии со статьей 164 КЗоТ РФ женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы, переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Как регулирует российское законодательство вопросы медицинского обследования в рабочее время в связи с беременностью?

В соответствии с федеральным Законом Российской Федерации от 24.11.1996 года № 131-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации” в КЗоТ РФ внесена статья 170.1 “Гарантии при прохождении обязательного диспансерного обследования беременным женщинам” следующего содержания: при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинском учреждении за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Указанный закон вступил в силу с 01.01.1997 года.

Правомерен ли отказ администрации в приеме на работу беременной женщины?

Согласно части 1 статьи КЗоТ РФ запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), администрация обязана сообщить ей причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу указанным категориям женщин может быть обжалован ими в суд.

Кроме этого необходимо также напомнить, что отказ в приеме на работу или увольнение с работы женщины по мотивам ее беременности, а равно отказ в приеме на работу или увольнение с работы матери, имеющей детей в возрасте от трех лет, по этим мотивам преследуется в уголовном порядке (статья 145 УК РФ).

Олег Алексеевич Ревенко:

Пейджер (095) 913-33-55 аб.25407

Тел/факс (095) 471-36-56 (дом.) 232-36-12 (офис)

Секретарь: (095) 956-48-90, 477-78-04 (на дом. тел.)

www.9months.ru

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 52 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  • Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Охрана материнства подразумевает комплекс мер, защищающих беременных женщин и матерей с несовершеннолетними детьми. Так, целый спектр гарантий предусмотрен трудовым законодательством для работающих женщин:
  • 1) ст. 253 ТК РФ – ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (см. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105). Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162);

    2) ст. 254 ТК РФ – беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет;

    3) ст. 255 ТК РФ – женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. О порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах см. Инструкцию Минздрава РФ от 23 апреля 1997 г. N 01-97;

    4) ст. 256 ТК РФ – по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости);

    5) ст. 258 ТК РФ – работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка;

    6) ст. 259 ТК РФ – запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н “Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений”). При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

    7) ст. 260 ТК РФ – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя;

    8) ст. 261 ТК РФ – расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

    Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 – 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ);

    9) ст. 262 ТК РФ – одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ. Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;

    10) ст. 262.1 ТК РФ – одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время;

    11) ст. 263 ТК РФ – работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

    Материнство поощряется государством при помощи комплекса социально-экономических мер стимулирующего характера. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” предусмотрена система специальных пособий (см. ст. 3 и др.).

    Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. К таким дополнительным мерам, в частности, относятся меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Законом.

  • Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов предоставляется бесплатно в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 г. N 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”.
  • Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2005 г. N 701 “О родовом сертификате” с 1 января 2006 года с целью повышения качества оказания медицинских услуг по сопровождению беременности и родовспоможению введены родовые сертификаты, которые служат подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также осуществления диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.

    Изготовление родовых сертификатов обеспечивается Фондом социального страхования Российской Федерации. Исполнительные органы Фонда (региональные отделения, филиалы региональных отделений) обеспечивают родовыми сертификатами женские консультации по мере необходимости на основании отчетов-заявок на получение родовых сертификатов.

    В соответствии с Приказом Минздрава России от 16 июля 2014 г. N 370н “Об утверждении Порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни” выдача родового сертификата производится женщинам женской консультацией, осуществляющей наблюдение женщины в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности – 28 недель беременности) и более.

    Женщинам, наблюдающимся в период беременности в медицинской организации, не имеющей права выдавать родовые сертификаты, для оплаты услуг родильного дома и детской поликлиники родовый сертификат может быть выдан с 30 недель беременности (в случае многоплодной беременности – с 28 недель беременности) и более женской консультацией, расположенной по месту жительства (пребывания) женщины, с соответствующей отметкой в обменной карте женщины и (или) медицинской карте амбулаторного больного.

    Женщинам, усыновившим ребенка в возрасте до 3 месяцев, родовый сертификат может быть выдан детской поликлиникой, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет в установленном порядке.

    1. Комментируемый Закон устанавливает гарантии обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет. Законодательное закрепление данной гарантии необходимо, поскольку врачи подтверждают зависимость здоровья человека от полноценного питания в период беременности матери и первых лет жизни ребенка. Однако полномочия по исполнению этих обязательств делегированы субъектам РФ, а принятые в регионах нормативные правовые акты существенно отличаются друг от друга по объему и условиям предоставления питания при единстве системы здравоохранения страны. Например, Законом Московской области от 27 февраля 2006 г. N 26/2006-ОЗ “О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Московской области” установлено, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет осуществляется через детские молочные кухни, специальные пункты питания и магазины натуральными продуктами. А в Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 ноября 2007 г. N 295 введена ежемесячная денежная компенсация на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.

    Довольно интересен в решении аналогичной проблемы опыт федеративного государства – США, активно применяющего программы продовольственной помощи беременным, кормящим женщинам и детям раннего возраста. Программа дополнительного питания для беременных и кормящих женщин, младенцев и детей до 5 лет (The Special Supplemental Nutrition Program for Women, Infants, and Children (более известная как WIC)) появилась в США в 1972 году вначале как пилотный проект в нескольких штатах, а в 1974 году была законодательно закреплена на федеральном уровне и стала действовать во всех 50 штатах. В 1974 году участниками программы стали 88 тыс. человек, в 1985 году – 3,1 млн. человек, в 1990 году – 4,7 млн. чел., а в 2009 году под действие программы WIC попали около 9,3 млн. человек. Сейчас программа обслуживает 45% детей, рожденных в США. Кандидаты на участие в программе должны соответствовать всем перечисленным требованиям: 1) принадлежать к одной из категорий населения (беременные, кормящие, младенцы до года, дети до 5 лет); 2) должны проживать в одном из штатов, независимо от ценза оседлости; 3) иметь доход на установленном уровне или ниже. Стандарт дохода устанавливается штатами и должен быть не ниже 100% и не выше 185% Федерального порога бедности (Federal poverty guidelines). Лица, принимающие участие в других социальных программах (SNAP, Medicaid, Temporary Assistance of Needy Family), включаются в WIC автоматически; 4) нуждаются в полноценном питании (определяется врачами по медицинским показаниям). Участники ежемесячно получают ваучеры, с использованием которых могут приобрести сок, молоко, сухие завтраки, сыр, яйца, фрукты, овощи, зерновой хлеб, рыбу и диетические продукты .

    См.: Гусева Т.С. Правовое регулирование медицинской помощи в связи с материнством и детством // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-meditsinskoy-pomoschi-v-svyazi-s-materinstvom-i-detstvom.

    Подобная программа действует и в Великобритании. Healthy Start (Здоровое Начало) предусматривает выдачу ваучеров стоимостью 3,10 беременным женщинам, детям в возрасте от 1 года до 4 лет и стоимостью 6,20 на детей до года. Отоварить ваучеры можно в любом магазине, принимающем участие в программе, приобрести можно молоко, свежие фрукты, овощи, детское питание. Программа имеет адресный характер, под ее действие подпадают беременные или имеющие детей до 4 лет (получающие пособие на поддержание дохода, получающие нестраховое пособие по безработице, а также семьи с годовым доходом менее 16,190 ) и беременные младше 18 лет независимо от нуждаемости .

    Проблема обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей раннего возраста требует решения на федеральном уровне, поскольку от этого зависит здоровье новых поколений россиян. Демографическая проблема, ухудшение здоровья детей, материнская смертность ставят на повестку дня вопрос разработки на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения сбалансированным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей, определив, что включает в себя понятие полноценного питания, порядок обеспечения питанием, кто и как определяет набор продуктов питания на ребенка, беременную или кормящую мать, каким категориям граждан выписываются рецепты на питание (с учетом или без учета доходов семьи).

    zakoniros.ru

    Смотрите еще:

    • Пособие определение в законе Пособие определение в законе 11 декабря 2012, вторник ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯЗакон Красноярского края О ЕЖЕМЕСЯЧНОМ ПОСОБИИ НА РЕБЕНКА Статья 1. Предмет регулирования настоящего ЗаконаНастоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных […]
    • Детское пособие после 15 лет тамбов Выплаты и пособия на ребенка в Тамбовской области и Тамбове в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Тамбовской области и Тамбове в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим […]
    • Размер детского пособия в 2018 году после 3 лет Пособия на ребенка от государства являются хорошей финансовой поддержкой для семей с неблагоприятным материальным положением. Размер пособия определяется возрастом детей, а также состоянием их здоровья. Кроме того, предусмотрены дополнительные виды выплат для матерей-одиночек . Понять, на какое детское […]
    • Пособие на одного ребёнка в россии на 2012 Социальные выплаты для усыновителей в России Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и […]
    • Приказ минюста россии 99 от 10042002 Приказ минюста рф от 10.04.2002 г 99 Дата публикации : 09 марта 2015, 15:57:39 Оценка : 0 Приказ минюста рф от 10.04.2002 г 99 Информация о файле: Добавлен: 09.03.2015 Скачали: 198 Рейтинг: 458 из 1434 Скорость загрузки: 19 Mbit/s Файлов в категории: 381 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2002 […]
    • Ежемесячное пособие на ребенка в крыму 2018 Выплаты и пособия на ребенка в Крыму и Симферополе в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Крыму и Симферополе в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Детские пособия […]
    • Пособие на ребенка орел Выплаты и пособия на ребенка в Орловской области и Орле в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Орловской области и Орле в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". […]
    • Пенза пособия на ребенка Выплаты и пособия на ребенка в Пензенской области и Пензе в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Пензенской области и Пензе в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". […]

    Обсуждение закрыто.