Закон обеспечение безопасных условий труда

Статья 139. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые

и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию

предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности,

предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические

условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения

условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют

выполнение этих планов (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от

18 января 1985 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117).

Комментарий к статье 139 КЗоТ РФ

§1. Охрана труда — это создание здоровых и безопасных условий труда различными

средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и

узком смысле слова. В широком понятии охрана труда — это обеспечение здоровых

и безопасных условий труда всеми средствами: правовыми, экономическими, медицинскими,

организационно-техническими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими

и другими. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от

6 августа 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране

труда» (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1412. В дальнейшем просто Закон РФ об

В узком смысле охрана труда представляет комплекс мер по каждому из ее

направлений: правовому, экономическому, организационно-техническому (чтобы

техника, средства производства были безопасными), медицинскому и т.д. Поэтому

в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление

охраны труда. В юридических — правовой институт охраны труда, как систему

правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных

в указанном Законе РФ об основах охраны труда и в главах X, XI, XII и XVII

КЗоТ РФ, а также и в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах

Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые

и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (в узком понятии

ее) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена.

Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент)

сделаны не безопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны

несчастные случаи, производственный травматизм. А он у нас за последние годы

значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента

Если медицинский или правовой аспект охраны труда нарушается, то также

нарушается и вся охрана труда. То же происходит и при нарушении социально-экономическом

ее компонента. Следовательно, всесторонняя охрана труда лишь тогда будет обеспечена,

когда соблюдены все ее компоненты в широком понимании ее.

§2. Закон РФ об основах охраны труда в соответствии со ст. 37 Конституции

РФ направлен на создание здоровых и безопасных для работников условий труда.

Он закрепил основные направления (принципы) государственной политики в области

охраны труда в ст. 3, государственное управление охраной труда в ст. 7, право

работников на охрану труда и его гарантии ст. ст. 4-6, меры по обеспечению

охраны труда ст. ст. 7-23 и надзор и контроль за охраной труда в главе IV.

Его дополняют главы X, XI, XII и XVII КЗоТ.

§3. Здоровые и безопасные условия труда обязана обеспечить администрация

предприятий, учреждений, организаций, т.е. на нее возлагается обеспечение

охраны труда в широком ее понятии, закрепленном Законом об охране труда, а

именно обеспечение не только правовой охраны труда, но и в социально-экономическом,

организационно-техническом и медицинском ее аспекте.

Администрация вместе с органами власти и управления обязана проводить

в жизнь и принципы (направления) государственной политики в области охраны

§4. Основных направлений (принципов) государственной политики в области

охраны труда, закрепленных в ст. 3 Закона об охране труда, всего 15, которые

можно по их направленности объединить в три следующие группы.

I. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:

1. Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по

отношению к результатам производственной деятельности.

2. Координация деятельности по охране труда с другими областями экономической

и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды.

3. Установление единых нормативных требований по охране труда дня всех

4. Государственное управление деятельностью по охране труда, включая

государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране

5. Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области

охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов или иные

уполномоченные ими органы.

6. Взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления,

надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными

в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда.

7. Обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального

заболевания на производстве.

8. Установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных

случаев на производстве.

II. Принципы экономической государственной политики по охране труда.

К ним относятся следующие:

1. Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание

здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасной техники и технологий,

средств индивидуальной и коллективной защиты.

2. Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями

и работниками норм по охране труда.

3. Установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными

и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне

производства и организации труда.

4. Защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также

членов их семей.

III. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:

1. Подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах

и средних учреждениях профтехобразования.

2. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве.

3. Международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

К этим положениям, закрепленным Законом об охране труда, следует добавить

и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается

в такой защите (женщины, молодежь, особенно подростки, инвалиды), что отражается

в нашем трудовом законодательстве. См. гл.гл. XI и XII КЗоТ и комментарии

к ним. Ст.ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства Российской Федерации

об охране здоровья также отражают эту особую защиту.

§5. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности,

предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические

условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний.

Данное положение Закона направлено на профилактику производственного

травматизма и профессиональных заболеваний. Закон прямо указывает, что производственный

травматизм связан с нарушением техники безопасности и несовершенством ее (неправильная

или плохая конструкция машин, оборудования, инструмента и т.д.). И внедрять

администрация обязана современные средства техники безопасности, предупреждающие

производственный травматизм, т.е. техника должна быть безопасной для работающего

с ней. Производственный травматизм у нас в последние годы значительно вырос.

Профессиональные заболевания связаны с санитарно-гигиеническими условиями

по данной профессии, их нарушением, превышением допустимых производственных

вредностей на работе по профессии. Эти заболевания определяются на основании

утвержденного специального перечня профессиональных заболеваний, учитывающего,

какое заболевание может вызвать длительное воздействие производственных вредностей

по данной профессии. Например, у шахтеров это могут быть различные формы силикоза,

когда легкие заполняются каменно-угольной пылью и перестают нормально работать.

§6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда подробно предусматривает

Закон РФ об охране труда, он указывает в ст. 9, что работодатель обязан обеспечить:

См. рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране

труда в трудовом и коллективном договорах, сообщенные письмом Минтруда РФ

от 23 января 1996 г. N 38-11

1) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений,

оборудования, технологических процессов, сырья и материалов и эффективную

эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

2) соответствующие требования законодательства об охране труда, условий

труда на каждом рабочем месте;

3) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического

4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

5) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной

защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными

нормами работникам, занятым на вредных производствах или связанных с загрязнением;

6) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных

факторов на здоровье работников;

7) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, правил и

инструкций по охране труда;

8) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем

месте и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, о компенсациях

9) беспрепятственный допуск представителей органов надзора и контроля

для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и

соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) своевременную уплату штрафа, наложенного органами надзора и контроля

за нарушение законодательства об охране труда;

11) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников

при возникновении аварийных ситуаций, включая первую помощь пострадавшим;

12) выполнение всех предписаний органов надзора и контроля и предоставление

им необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии;

13) обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве

и от временной нетрудоспособности вследствие заболевания.

Все указанные обязанности работодателя не являются исчерпывающими по

обеспечению им охраны труда. Они дополняются по системе стандартов безопасности

труда по конкретным видам работ, нормами КЗоТ и других законов и нормативных

актов, а также по коллективным договорам и соглашениям, правилам внутреннего

трудового распорядка. Все должностные лица администрации по своей сфере деятельности

обязаны создавать для подчиненных им работников здоровые и безопасные условия

§7. Государственное управление охраной труда заключается в реализации

основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке

законодательных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам

производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые

и безопасные условия труда (ст. 7 Закона РФ об охране труда).

Государственное управление охраной труда осуществляет государственный

орган — Межведомственная комиссия по охране труда. Положение о ней, утв. Постанавлением

Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ, 1994, N 14, ст. 1056),

предусматривает ее основные задачи, в том числе разработку предложений по

осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению

взаимодействия министерств и ведомств РФ, объединений профсоюзов и работодателей

по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных актов об охране труда,

ежегодных государственных докладов и тематических обзоров об охране труда

Комиссия эта координирует всю деятельность министерств и ведомств в области

охраны труда и разработку межрегиональных, межотраслевых и международных проектов

по охране труда. Ее председателем является Министр труда РФ, а состав комиссии

утверждается Правительством РФ.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим органом управления

охраной труда, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами

РФ, предприятиями всех форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности

(ст. 7 Закона РФ об охране труда).

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с

учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами

в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными

органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную

политику в области охраны труда (ст. 3 Закона РФ об охране труда).

§8. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах

РФ являются создаваемые ими службы охраны труда. На предприятиях создаются

в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по

охране труда на договорной основе (по трудовому договору).

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяется

работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной

В целях же сотрудничества по охране труда работодателей и работников

и (или) представителей на предприятиях с численностью работников более 10

человек создается паритетный орган — совместный комитет (комиссия) по охране

труда из равного числа представителей работодателя и профсоюзов ( или иных

уполномоченных работниками представительных органов).

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается

на работодателя (ст. 8 Закона РФ об охране труда).

§9. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ

по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других

актов, регламентирующих вопросы охраны труда и профессиональных заболеваний

(ст. 20 Закона РФ о профсоюзах. Российская газета 20 января 1996 г.).

§10. Ныне комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных

мероприятий, которые обсуждают и одобряют трудовые коллективы согласно части

четвертой ст. 139 КЗоТ, на большинстве производств, к сожалению, перестали

приниматься. Практика их утверждения на пять лет появилась в 70-е годы и затем

они конкретизировались в ежегодно заключаемых коллективных договорах. С переходом

к рыночным отношениям началось повальное ничем не оправданное уничтожение

всяких планов, в том числе и отмирание принятия пятилетних комплексных планов

улучшения условий труда, охраны труда, по которым на пятилетнюю перспективу

предусматривались меры в данных вопросах. Ныне они предусматриваются лишь

по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям. См. главу II

КЗоТ о коллективном договоре и комментарии к ней.

bibliotekar.ru

Охрана здоровья и обеспечение безопасных условий на работе не являются новыми или неизвестными обязанностями работодателя, ведь проблема профессионального риска работников всегда достаточно актуальна. Травма, психологическое напряжение, материальные затраты, потеря работоспособности — все может стать следствием несчастного случая. Следовательно обеспечение безопасных условий и охраны труда работающих — первоочередная обязанность работодателя.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Так как государство несет ответственность перед нами за свою деятельность, то исследованию правовых положений следует уделить много внимания, чтобы надлежащим образом предсказать дальнейшее развитие трудового права. Надлежит определить, какова роль возлагается на работодателя как должностного лица, имеющего значительный объем основных обязанностей. К примеру, сюда входит гарантия здоровых условий работы, создание соответствующей системы охраны, сориентированной первым делом на обеспечение прав работников, соответствующей требованиям современности.

В Трудовом кодексе российского законодательства указано, что человек имеет полное право на обеспечение безопасных условий труда. Это стандарт международной системы права. То есть сперва на государство возлагается осуществление защиты работника, что является слабой стороной в правоотношениях, чтобы сохранить его жизнь и здоровье целиком. Но не только начальник должен соблюдать нормы охраны труда. Это возлагается на самих работников, о чем отмечено в Федеральном законе 181-ФЗ.

Взаимодействия между сторонами принято регулировать нормативно-правовыми актами, что информируют об общих и отраслевых нормах права по охране труда. Акты, что нацелены на реализацию права безопасно работать, делят на общие и специальные. Первые предусматривают законные права безопасно работать абсолютно всех работников. Также в них говорится об основных условиях работы отдельных субъектов, например, женщин, инвалидов. Специальные акты касаются только определенной категории работников или отрасли хозяйства.

Поскольку научно-технический прогресс влияет на сферы материального производства, то основные правовые акты надлежит обновлять со временем. Материальное положение работодателя определяет скорость введения эффективных способов защиты здоровья людей. Начальник первоначально обязанный предоставить всю информацию об условиях работы. Так сказать, это является первой гарантией безопасных условий от начальника.

Что относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

Статья 212 ТК РФ вмещает не маленький список обязанностей работодателя. Итак, законодательство обязывает работодателя для обеспечения безопасных условий труда:

  • создавать службы, назначать лица, на которых возлагается решать основные вопросы, затрагивающие тему охраны труда;
  • разрабатывать основные меры для увеличения степени обеспечения охраны труда;
  • внедрять технологические новинки, способствующие автоматизации производства, учитывая при этом международный опыт;
  • следить за техническим состоянием рабочего оборудования;
  • сразу же устранять причины, которые привели или могут обусловить несчастный случай;
  • проводить исследования условий работы, оценку состояния производственного оборудования, исключать вредные производственные факторы;
  • подготавливать положения о правилах поведения, работы в здании предприятия или сооружения;
  • контролировать процесс работы, то, как работники используют механизмы, оборудование;
  • взаимодействовать с работниками, популяризуя безопасные методы производственного процесса, не допускать эксплуатацию работников;
  • помогать пострадавшим, когда необходимо, вызывать профессиональные службы, если произошла авария;
    Работникам тоже возлагается тревожиться о собственной безопасности, здоровье во время работы, выполнять обязанности.

Что не относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

Работодатель не обязан выполнять любые действия, о которых не говорится в ТК РФ или других правовых актах и трудовых договорах. Выходит, что обязанности начальника заключаются в выполнении требований, норм всего-навсего при условии, что таковы указанны в договоре согласно с ТК РФ.

Другими словами сотрудник не имеет право требовать от начальника свыше того, что прописано законом, при этом помня свои обязанности перед законом.

www.samso.ru

Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

В правилах внутреннего трудового распорядка нашей школы прописано, что при поступлении на работу работник обязан предъявить медицинскую книжку. Но для прохождения медицинского осмотра работодатель вынужден выдать работнику направление. Обязан ли работодатель оплачивать работнику прохождение первичного медицинского осмотра?

Вопрос относится к городу Нижневартовск

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, надо ли проводить спецоценку труда в СНТ(садоводческое некоммерческое товарищество)?Налоговая прислала требование о запросе документов, в том числе и спецоценку?

Вопрос относится к городу санкт-петербург

Добрый день! Сотрудник при трудоустройстве был направлен на медкомиссию, комиссию мы возвращаем только при условии прохождения ее в городской поликлинике, частные клиники мы не оплачиваем. Сотрудник решил пройти комиссию в частной клиники и что мы ему ее не возвращаем оплату за комиссию. Какое заявление не обходимо написать сотруднику об отказе на возврат комиссии?

здравствуйте! Работаю воспитателем в детском саду. Каждые 3 года проходим курсы повышения квалификации за свой счет. Теперь работодатель заставляет пройти дистанционные курсы доврачебной помощи, ссылаясь на»Закон об образовании» ст.41.Имеет ли он право?

Вопрос относится к городу Чунский р-н

Кто должен оплачиватт санминимум поварам детского сада?

Вопрос относится к городу Белореченск

подскажите, есть ли какие то статьи в трудовом кодексе, касаемые формы рабочей одежды в особо жарких регионах? или какая то информация о сопоставлении формы одежды сотрудников с погдными условиями?

Здравствуйте! Я пожарный-пенсионер,Т.е. служил до 2009г., после «сняли» погоны с пожарной части отправив на пенсию с минимальным стажем по линии МВД. Но продолжаю работать там же, и тем же., зарабатывая на гражданскую пенсию (которая по всей видимости будет после 65 моих лет). Вопрос: смогу ли я спасать людей и имущество до этого возраста, или же я попадаю в другую льготную категорию гражданских пенсионеров ? Спасибо большое за ответ!

Вопрос относится к городу Байкальск

ВОПРОС. У нас работник работал водителем и с ним было заключено соглашение о том работодатель в связи с производственной необходимостью направляет Работника на обучение по программе «Водитель автотранспортных средств, осуществляющих перевозку Опасных грузов» и по программе «Обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры автотранспорта», при этом работник при увольнении по собственному желанию до истечения 3-х лет обязан возместить работодателю все виды затрат. понесенных при направлении Работника на обучение: — стоимость оплаты согласно договору на оказание образовательных услуг; -стоимость проживания на время обучения, командировочные расходы. пропорционально отработанному времени. Работник уволился раньше трех лет. Помогите решить вопрос: Какие расходы обязан возместить работник? И подпадает данный работник (водитель) к отдельной категории, при которой данный водитель не обязан возмещать работодателю затраты на профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в соответствии с ч. 4 ст. 196 ТК РФ, т.к работодатель обязан проводить данное обучение и образование в случаях, предусмотренных федеральным закон,нормативными правовыми актами РФ, если данное обучение и образование является условием выполнения водителем отдельных видов деятельности. При этом соглашение от 10.02.2015 подписано 24.02.2015 И обучение проводилось с 10.02.2015 по 24.02.2015, при этом в эти дни работник в месте подписания соглашения не был. Не могу определиться подпадает ли водитель под: — Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — Приказ Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. N № 212 утвержден порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности — Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 42 Требования по обеспечению транспортной безопасности учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. N 172. Убедительная просьба при этом прошу дать развернутый ответ. Работник, обучавшийся за счет средств работодателя, обязан возместить последнему затраты на свое обучение в следующих случаях: — работник уволился без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя (ст. 249 ТК РФ); — работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору (ч. 2 ст. 207 ТК РФ). Трудовым кодексом РФ не установлено, какие именно причины увольнения в данном случае являются уважительными. Вопрос о том, является ли та или иная причина увольнения уважительной, решается в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. Чтобы избежать возможных споров, рекомендуется заранее определить уважительные причины для увольнения и закрепить их в трудовом договоре или соглашении об обучении. Аналогичное мнение высказано в письме Роструда от 18.10.2013 N 852-6-1. Работник, обучавшийся за счет средств работодателя, в случае увольнения не обязан возмещать последнему суммы командировочных расходов и средней заработной платы, выплачиваемой за период обучения, даже если условие о возмещении работником указанных сумм включено в соглашение к трудовому договору. Данный вывод нашел отражение, например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 04.09.2013 по делу N 11-25893/2013. Также при увольнении работник не обязан возмещать работодателю затраты на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, которые работодатель в соответствии с ч. 4 ст. 196 ТК РФ обязан проводить в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, если данное обучение или образование является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить возможность пройти профессиональное обучение либо получить дополнительное профессиональное образование (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). К таким категориям, в частности, относятся: — медицинские работники (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ); — гражданские служащие (п. 2 ч. 16 ст. 48, ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ); — нотариусы, стажеры, помощники нотариусов (ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

Допускается ли замена работником обуви выданной работодателем на самостоятельно приобретенную, соответствующую специфике работ, сертифицированную и т.д.?

Вопрос относится к городу Москва

Работаю огнеупорщиком горячего цеха отпуск был 28+14 месяц назад поменялся управляющий поменяли коллективный договор теперь отпуск 28+7 рабочие место не поменялось имеют ли они на это право

ppt.ru

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Обеспечение безопасных условий труда, как уже подчеркивалось, является государственной задачей. И государство принимает все меры, к тому, чтобы это основное требование к организации труда работников исполнялось на должном уровне. Между тем законодательных установлений и государственных деклараций еще недостаточно для того, чтобы реально обеспечить работникам безопасный труд. Вот почему закон называет конкретное лицо, которое непосредственно проводит государственную политику по охране труда в жизнь. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются законом на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

– приобретение и выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение в соответствии с законодательством специальной оценки условий труда.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан также организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Организация охраны труда

Управление вопросами обеспечения надлежащих условий труда работников и охраны труда в целом осуществляется не нескольких уровнях. Первый уровень – государственный. Государственное управление охраной труда находится в ведении Правительства РФ, которое, осуществляя функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, решает также вопросы охраны труда. Помимо непосредственного управления вопросами охраны труда, Правительство РФ также координирует деятельность всех органов исполнительной власти, специальных разрешительных, надзорных и контрольных органов в сфере труда и некоторых других, которые имеют соответствующие полномочия. Так, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (бывшие Госгортехнадзор и Госатомнадзор) в силу своего статуса, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы Министерству труда и социальной защиты РФ.

В целях государственного управления охраной труда согласно ст. 216 ТК РФ Правительство РФ и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственное управление охраной труда осуществляется и на уровне субъекта РФ. В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов РФ области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта РФ в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Второй уровеньрегиональный. На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется помимо федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений), также и органами исполнительной власти соответствующих субъектов. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления. Например, Закон Курской области от 6 апреля 2007 г. № 25-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований

Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере трудовых отношений» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются определенными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений.

Третий уровеньохрана труда в организации. Каждый работодатель в силу своих обязанностей должен обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также соблюдать законодательство об охране труда (ст. 22 ТК РФ). Эти обязанности работодатель исполняет непосредственно. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это происходит тогда, когда численность работников у конкретного работодателя превышает 50 человек. В последние годы появилась тенденция привлекать к работе в области охраны труда специалистов, оказывающих услуги по гражданско-правовому договору. И это можно считать вполне обоснованным, ибо к таким специалистам (специализированным организациям) закон предъявляет серьезные требования. Такие организации подлежат обязательной аккредитации (за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством) и находятся под контролем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда являются комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

studme.org

Смотрите еще:

  • Закон 89-оз Закон Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Советом народных депутатов 31 мая 2006 года Список изменяющих документов (в ред. Законов Кемеровской области от […]
  • 249 приказ мвд В целях обеспечения законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N […]
  • Зразок ухвала суду Ухвала Апеляційного суду м. Києва Справа №22-3182с Головуючий в 1 інстанції Кафідова О.В. розглянувши у судовому засіданні цивільну справу за апеляційною скаргою Захарова Євгена Юхимовича на ухвалу Печерського районного суду м. Києва від 19 квітня 2002 року в справі за скаргою Захарова Євгена Юхимовича на […]
  • Сайт суда тверского района Сайт суда тверского района Судебный участок №367 Мировой судья Шведова Мария Евгеньевна Список улиц, относящихся к подсудности судебного участка №367 ул. Александра Невского, дома: 2-8, 1-45 пер. Александра Невского, дома: 4-6, 5 ул. 1-я Брестская, дома: 1-55, 2-66 ул. 2-я Брестская, дома: 2-52 Бутырский […]
  • Возврат долгов 90 Бесспорное взыскание долгов по исполнительной надписи нотариуса Федеральным законом № 360-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в некоторые положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1 от 11 февраля […]
  • Оплата стажа врачам Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в соответствии с Указом Президента №508, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года №1002 «О некоторых вопросах оплаты […]
  • Правила войны таблица опыта на локациях Я типа не понял!? Можно свое мнение высказывать? На всякий случай выскажусь. Спать хочу но если вкратце то схема квест - подквест хороша только в двух случаях. 1. Замок берсерк/Мина. Грамотный проход даст тебе не хило войск (до 20кк собственного дефа). Но увы в потолке ты закончишь свое существование так […]
  • Приказ по дсту Приказ по дсту В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата обновления БД: Всего документов в […]

Комментарии запрещены.