Закон справедливости и милосердия

Закон справедливости и милосердия

Глава Одиннадцатая


ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИЯ

873. Чувство справедливости, находится ли оно в самой природе вещей или является результатом неких приобретённых идей?
— «Оно настолько в природе, что сама по себе мысль о несправедливости возмущает вас. Нравственный прогресс, определённо, развивает это чувство, но не даёт его: Бог поместил его в сердце человеческом; вот почему у людей простых и примитивных вы нередко встретите более точные понятия о справедливости, нежели у тех, кто много знает.»
874. Если справедливость — закон природы, то как происходит, что люди понимают её столь поразному и что один считает справедливым то, что представляется несправедливым другому?
— «Дело в том, что сюда зачастую примешиваются страсти, коие искажают это чувство, как и большинство прочих естественных чувств, и заставляют видеть вещи с ложной точки зрения.»
875. Как можно определить справедливость?
— «Справедливость заключается в уважении прав каждого.»
— Что устанавливает эти права?
— «Они установлены двумя вещами: законом человеческим и законом природным. Так как люди создают свои законы в соответствии со своими нравами и характером, то законы эти и установили права, которые могли меняться в зависимости от прогресса знаний. Посмотрите, освящают ли ваши сегодняшние законы, хотя и далёкие от совершенства, те же самые права, что и в средневековье? Те устаревшие права, сегодня представляющиеся вам чудовищными, казались справедливыми и естественными в своё время. Таким образом, право, установленное людьми, далеко не всегда соответствует справедливости; оно регулирует, однако, лишь некоторые из общественных отношений, тогда как в частной жизни наличествует пропасть поступков и действий, оцениваемых единственно судом совести.»
876. За пределами права, освящённого человеческим законом, что является основанием справедливости, определяемой естественным законом?
— «Христос сказал вам: «Желайте другим того, чего бы вы пожелали себе.» Бог поместил в сердце человеческое правило всякой истинной справедливости через желание каждого видеть уважение своих прав. В неуверенности, что ему сделать следует в отношении ближнего в каких-либо жизненных обстоятельствах, пусть человек спросит себя, как бы хотелось ему, чтобы в таких же обстоятельствах поступили с ним; Господь не мог дать ему более верного проводника, чем собственная совесть.»

Примечание. Критерием подлинной справедливости действительно является пожелание другим того, чего пожелал бы для себя самого, а вовсе не желание для себя того, чего желал бы для других, ибо эти две вещи не совсем одно и то же. Поскольку неестественно желать себе зла, то, беря своё личное желание за образец, или точку отсчёта, можно быть уверенным, что пожелаешь своему ближнему лишь добра. Во все времена и во всех религиях человек всегда стремился добиться возобладания своего личного права; величие христианской религии было в том, что она взяла личное право за основание права ближнего.

877. Необходимость жить в обществе, влечёт ли она для человека за собой какие-либо особые обязательства?
— «Да, и первейшее из всех — это уважение прав ближних: кто будет уважать эти права, тот всегда будет справедлив. В вашем мире, где такое множество людей не претворяет закона справедливости, каждый отвечает другому тем же, а именно это создаёт смятение и смуту в вашем обществе. Общественная жизнь даёт права и налагает взаимные обязанности.»
878. Поскольку человек может строить себе иллюзии насчёт протяжённости своих прав, то что может позволить ему понять их предел?
— «Это будет тот предел прав, который он признаёт за своим ближним по отношению к себе в тех же обстоятельствах и на взаимных началах.»
— Но если каждый приписывает себе права ближнего, то что становится с подчинением начальству? Разве это не анархия на всех уровнях??
— «Естественные права одни для всех людей, от самого малого до самого великого. Господь не создал одних из них из более чистой пыли, чем других, и все равны пред Ним. Права эти вечны; те же, что установлены человеком, погибают вместе с его институтами. В остальном каждый вполне чувствует свою силу или слабость и всегда будет питать почтительность к тому, кто достоин её своей добродетелью или мудростью. Очень важно указать на это, чтобы те, кто почитают себя «начальниками» над другими, знали свои обязанности, с тем чтобы заслужить себе эту почтительность. Субординация не понесёт ущерба, когда власть будет передана мудрости.»
879. Каков был бы характер человека, претворяющего справедливость во всей её чистоте?
— «Истинно справедливый, по примеру Христа: ибо он так же претворял бы любовь к ближнему и милосердие, без коих нет истинной справедливости.»

880. Каково первое из всех естественных прав человека?
— «Право на жизнь: поэтому никто не имеет права покушаться на жизнь своего ближнего, делать что-либо, что могло бы повредить его физическому существованию.»
881. Право на жизнь, даёт ли оно человеку право собирать на жизнь, чтобы отдыхать, когда он больше не сможет работать?
— «Да, но он должен делать это в семье, как пчела, честным трудом, а не накапливать, как эгоист. Даже некоторые животные дают ему пример такой предусмотрительности.»
882. Имеет ли человек право защищать то, что заработал трудом?
— «Разве Бог не сказал: «Не кради!»? Разве не сказал и Христос, что следует возвращать кесарю кесарево?»

Примечание. То, что человек зарабатывает честным трудом, является его законной собственностью, защищать которую он имеет все права, ибо собственность, являющаяся плодом труда, есть право естественное, столь же естественное, как и право на жизнь и на труд.

883. Желание иметь, обладать, естественно ли оно?
— «Да; но если только для себя одного и для своего личного удовлетворения, то это лишь эгоизм.»
— Однако это желание обладать не вполне ли оно законно, поскольку тот, кто имеет на что жить, никому не в тягость?
— «Есть люди ненасытные и накапливающие безо всякой пользы для кого-либо или просто ради удовлетворения своих страстей. Думаешь ли ты, что Бог благосклонно взирает на это? И, напротив того, собирающий трудом своим с тем, чтобы притти на помощь ближним, претворяет на деле закон любви и милосердия, и Господь благословляет его труд.»
884. Каков отличительный признак законной собственности?
— «Законна лишь та собственность, что была приобретена без ущерба для других.» (См. N 808).

Примечание. Поскольку закон любви и справедливости воспрещает делать другому то, чего бы не желал для себя, то он тем самым осуждает всякое средство приобретательства, противоположное этому закону.

885. Право собственности, бесконечно ли оно?
— «Вероятно; всё, что законно приобретено, является собственностью; но, как мы уже сказали, человеческое законодательство несовершенно и часто освящает права условные, каковые природная справедливость не признаёт. Поэтому люди реформируют свои законы по мере того, как совершается их прогресс и справедливость понимается ими лучше. Что кажется совершенным в одном веке, представляется варварством в веке последующем.» (См. N 795). 1

886. Каков истинный смысл слова «милосердие» в понимании Христа?
— «Благожелательность ко всем, снисходительность к чужим несовершенствам, прощение обид.»

Примечание. Любовь и милосердие суть дополнения закона справедливости, ибо любить ближнего значит делать ему всё добро, какое в нашей власти и какое нам хотелось бы получить от других. Таков смысл слов Христа: «Человек человеку брат.»
Милосердие в понимании Христа отнюдь не ограничивается милостыней; оно охватывает все отношения, какие мы имеем с ближними нашими, будь они по положению ниже, равны нам или выше нас. Оно велит нам быть снисходительными, потому что сами мы нуждаемся в снисхождении; оно запрещает нам унижать несчастье, как это слишком часто бывает на деле. Если человек богат, то ему выказывают тысячу знаков внимания и почтительности, но если только он беден, то словно бы и не имеют нужды с ним церемониться. Чем плачевнее его положение, тем больше должны бы, напротив того, бояться добавить к его несчастью через унижение. Действительно добрый, хороший человек старается возвысить нижестоящего в своих глазах, сокращая дистанцию, их разделяющую.

887. Иисус сказал также: «Любите даже врагов ваших.» Но ведь любовь к врагам своим разве не противоречит естественным нашим склонностям и не происходит ли враждебность из-за недостатка симпатии между духами?
— «Несомненно, нельзя питать к врагам своим любви нежной и страстной; но он и не это желал сказать; любить своих врагов значит прощать им и воздавать им добром за зло; тем самым человек делается выше их; через месть же он ставит себя ниже их.»
888. Что думать о милостыне?
— «Человек, доведённый до прошения милостыни, деградирует как нравственно, так и физически: оскотинивается. В обществе, основанном на законе Божьем и справедливости, жизнь слабого должна обеспечиваться без унижения его достоинства. Такое общество заботится о существовании тех, кто не может трудиться, не оставляя их жизнь на волю случая или добрую волю людей.»
— Так вы осуждаете милостыню?
— «Нет, не саму милостыню, но то, как она обыкновенно подаётся. Человек добра, понимающий милосердие так, как учил Христос, опережает несчастного, не дожидаясь, чтобы тот протянул ему руку.
Истинное милосердие всегда исполнено добра и благожелательности; оно заключается и в том, как его творят. Услуга, оказанная с деликатностью, обладает двойной ценностью; если же делать её с высокомерием, то хотя нужда и заставляет её принять, но сердце остаётся ею не затронуто.
Помните также и о том, что в глазах Божьих выставление напоказ отнимает у благодеяния всякое достоинство. Христос сказал: «Пусть левая твоя рука не ведает того, что даёт правая»; тем он учит вас, что не следует омрачать милосердие гордыней.
Нужно отличать милостыню от благотворительности. Самый нуждающийся это не всегда тот, кто просит; боязнь унижений удерживает действительно бедного, и он зачастую страждет без жалоб; именно его-то истинно человечный человек и умеет найти, не выставляя того напоказ.
Любите друг друга — в этом весь закон; закон божественный, коим Господь правит мирами. Любовь — это закон притяжения для существ живых и одухотворённых; притяжение — закон любви для неодухотворённой материи.
Всегда помните о том, что дух, какова бы ни была степень его продвинутости, его положение — будет ли то воплощение или развоплощённость, — всегда помещён между тем, кто стоит выше его, кто направляет и совершенствует его, и тем, кто стоит ниже его и в отношении к кому он исполняет те же обязанности. Будьте же милосердны не только тем милосердием, которое побуждает вас извлечь копейку из своего кошелька, холодно отдаваемую вами тому, кто осмелится её у вас попросить, но и опережайте нищету сокрытую. Имейте снисхождение к недостаткам, странностям своих ближних; не презирайте их за невежество и пороки, но просвещайте и увещевайте их; будьте мягки и благожелательны ко всем, стоящим ниже вас; будьте такими же в отношении и самых малых существ — и всё это будет послушанием закону Божьему.

Св. Викентий Павел.»

889. Но нет ли людей, по собственной вине доведённых до попрошайничества?
— «Конечно, но если бы они в своё время получили хорошее нравственное воспитание, которое бы научило их претворять на деле закон Божий, то они не впали бы в крайности, приведшие их к падению; от этого главным образом и зависит улучшение вашей планеты.» (См. N 707).

890. Является ли материнская любовь определённой добродетелью или только инстинктивным чувством, общим для людей и для животных?
— «Это и то, и другое. Природа дала матери любовь к своим детям в интересах их сохранения; но у животного эта любовь ограничивается матерьяльными надобностями и прекращается, когда попечительство над младшими становится ненужным; у человека же она сохраняется на всю жизнь и включает в себя и преданность, и самоотречение, идущие от добродетели; она переживает саму смерть и следует за ребёнком даже за гробом; так что вам вполне видно, что в человеке присутствует и нечто иное, чем у животного.» (См. NN 205-385).
891. Поскольку материнская любовь в природе вещей, то почему бывают матери, ненавидящие своих детей, и часто с самого их рождения?
— «Порой это испытание, избранное духом ребёнка, либо искупление, если он сам был плохим отцом, плохой матерью или плохим сыном в другом существовании (См. N 392). Во всех случаях плохая мать может быть одухотворена лишь злым духом, старающимся сковать дух ребёнка, чтобы он не выдержал испытания, взятого на себя; но это нарушение законов природы не окажется безнаказанным, а дух ребёнка найдёт щедрое возмещение за препятствия, им преодолённые.»
892. Если дети причиняют родителям расстройства, то разве не извинительно не питать к ним нежности, какую бы родители питали в противоположном случае?
— «Нет, ибо им была вверена ответственная задача, и их назначенье — сосредоточить все усилия на том, чтобы вернуть детей своих на стезю добра (См. NN 582-583). Но зачастую расстройства эти лишь последствия дурного воспитания, которому они своих детей с пелёнок подвергали; и тогда они пожинают то, что посеяли.»

1 «Время неизменно идёт вперёд, и все человеческие дела приобретают через полвека иную форму, так что учреждение, которое для 1800 года было совершенством, уже в 1850 году, может быть, станет преступным.» И.В.Гёте. (Примеч. Й.Р.)

rassvet2000.narod.ru

По закону справедливости и милосердия №1(54), 2012 год

Фонд «Закон, Справедливость, Милосердие» — проект уникальный, общественно значимый. От идеи создать общественный институт, главной целью которого должна стать многогранная социальная и медицинская поддержка работников судов Российской Федерации и членов их семей, до ее реализации пришлось преодолеть большую дистанцию. И вот почти год назад, в феврале 2011-го, Министерством юстиции РФ был зарегистрирован и начал работать уникальный социальный фонд. Еще не прошло и года, но за это малое время удалось сделать многое. Успешно действуют представительства Фонда в Ставропольском, Астраханском, Брянском, Краснодарском, Калининградском регионах, в Карачаево-Черкесской Республике, Калмыкии и Московской области. Попечителями Фонда стали влиятельные государственные структуры Российской Федерации. О медицинских проектах, уже заработавших и продолжающих набирать силу, рассказывает президент Фонда Вадим Поспелов.

— Вадим Игоревич, безусловно, работники судебной системы, выступающие гарантом наших гражданских прав, и члены их семей должны быть сами надежно защищены от социальных рисков. Таким образом, Фонд выполняет важную социальную миссию. Что удалось сделать за неполный год его существования?

— Деятельность Фонда многогранна, но в нашей беседе мы ограничимся ее медицинским аспектом. Успешно решается задача качественного медицинского обслуживания членов судейского сообщества и их семей. Кроме этого, мы ведем сложных пациентов из регионов, которые обращаются для получения высокотехнологичной медпомощи. В основном это онкологические и эндокринные заболевания, серьезные травматические повреждения и генетические отклонения. Благодаря своевременной и профессиональной помощи удалось спасти несколько детей, находившихся в ургентном состоянии с угрозой летального исхода. Специалисты Фонда владеют современными методиками диагностики заболеваний, выявляют их генетические первопричины. Сегодня такие задачи под силу только американским коллегам. Приняты целевые программы профилактики острых респираторных заболеваний, проведения скрининга пациентов на предмет выявления наследственности онкологических, диабетических и сосудистых заболеваний. В Брянской и Московской области, а также в Болгарии проводится подготовка к строительству реабилитационно-восстановительных и диагностическо-клинических центров. Развивается биометрическая диагностика.

— Судя по направлению вашей деятельности, дети и их здоровье находятся в эпицентре внимания Фонда.

— Последние наши исследования показали, что современные дети интеллектуально более развиты, чем прошлые поколения, однако оборотная сторона медали — их слабое здоровье и высокая возбудимость. Не секрет, многие патологии стремительно омолаживаются, особенно страдает наиболее тонкая сфера — нервная система. Фонд подготовил и реализует собственную Федеральную программу скрининга наследственных заболеваний у школьников. Совместно с медицинским департаментом первые скрининговые генетические обследования начались в школах Брянской области. Этот регион пострадал от Чернобыля, в результате патология вышла на генетический уровень. Статистика свидетельствует, что в регионах, где выпали радиационные осадки, наблюдается повышенный уровень эндокринных и онкологических заболеваний. Когда будут обработаны данные скрининга, мы сделаем полноценный доклад, сравнив детей-ровесников из разных регионов. Затем проведем обследование детей Калмыкии. Кстати, национальная генетика этой республики представляет большой научный интерес. Это одна из степных народностей, пришедших в Россию шесть веков тому назад, участвовавшая в государственном строительстве Российской империи. В 1943 году весь народ поголовно был репатриирован за пределы республики, а вернуться назад удалось лишь в годы «оттепели». Тяжелые условия кочевой жизни способствовали образованию генетических особенностей и высокой смертности новорожденных детей, которые подвергались различным заболеваниям. В походе уход за больным ребенком всегда был проблематичным. И хотя теперь условия жизни калмыков изменились, но генетические особенности нации продолжают влиять на здоровье детей. В республике и сейчас реанимации заполнены маленькими пациентами, особенно новорожденными. Наш Фонд внес свой вклад в развитие республиканского здравоохранения, перечислив средства на завершение строительства восточного крыла детской клинической больницы в столице Калмыкии, что позволило запустить дополнительные операционные и еще одну детскую реанимацию, новые палаты и даже игровые комнаты. Вы бы видели счастливые лица пациентов и врачей, которые радовались отличному оснащению, удобным комфортабельным палатам. Впрочем, это только начало долговременного сотрудничества с Калмыкией. В Элисте планируется строительство первого в этом регионе генетико-диагностического центра. На очереди — проект детского санатория, в котором будет организована кумысотерапия. Сегодня столь эффективный метод лечения в республике практически утрачен, надо его восстановить.

Дополнительно мы собираемся провести скрининг — исследование подростков 12–14 лет в Калининграде, Московской и Тульской областях. Подростковый возраст — период бурного развития и изменения организма, гормональных бурь и психологической неустойчивости, когда важно выяснить наследственную тенденцию, предрасположенность к тому или иному заболеванию. Такая информация даст возможность разработать индивидуальную профилактическую программу для каждого пациента. В этот период еще можно правильно настроить организм и сохранить здоровье.

— Очень серьезная программа. Столь объемный скрининг требует концентрации сил и средств. Обследование коснется, видимо, отдельных групп детей?

— В каждом регионе проводится репрезентативное обследование нескольких школ и интернатов, что даст объемный материал для объективных выводов.

— Расскажите о программе «Счастливое детство», которая выходит за рамки сугубо медицинских проблем и приобретает широкое гуманитарное звучание.

— Мы хотим оказать помощь совсем маленьким деткам — грудничкам, которых бросили родители. Таких малышей называют «отказниками». Мы намерены проследить за развитием и даже более того — за судьбой каждого такого ребенка. Даже если малыш попадет в приемную семью, его судьба останется под нашим контролем. При необходимости фонд окажет финансовую помощь. Отдельная тема — усыновление (удочерение) детей зарубежными семьями. По всем СМИ прошла шокирующая информация о трагической судьбе некоторых малышей, которые подвергаются жестокому насилию со стороны приемных родителей. Недопустимо выпускать ситуацию из-под контроля, надо использовать возможности наших посольств и общественных организаций. Примеры есть: в Болгарии, Чехии, Словакии, Черногории работают совместные с нашим Фондом программы.

— Вадим Игоревич, может ли помочь генетическая служба в решении этого вопроса? Вы наверняка владеете методиками, при помощи которых можно провести психологический контроль приемных родителей.

— Действительно, у нас есть эксклюзивные методики, позволяющие определить склонность к агрессии по отпечаткам пальцев и ладоней, с учетом снимков радужной оболочки глаз. В предыдущий период я работал первым заместителем директора Биометрического центра. Мы проводили такие разработки, апробировали их возможности на экспериментальных группах, в которые входили до 1000 человек. Результаты впечатляющие: удалось собрать внушительную статистику по таким направлениям, как наследственная склонность к шизофрении, запоям, агрессии и панике в экстремальных ситуациях.

— А говорят, преступником не рождаются.

— И тем не менее у некоторых людей есть генетическая склонность к агрессии, что нередко приводит к преступлению. И хотя это вероятностный подход, но такому человеку нужно и можно помочь скорректировать образ жизни и стиль поведения. В свое время по заказу Газпрома нами были разработаны рекомендации по набору специалистов для работы вахтенным методом с учетом их психологических особенностей.

— Давайте плавно перейдем к теме счастливого детства. Именно так называется одна из программ Фонда.

— Программа «Счастливое детство» начнет активно работать со следующего года. Готовится ее презентация, во время которой пройдет аукцион рисунков воспитанников детских домов, переживших онкологию. Это очень трогательный вернисаж, не оставляющий равнодушным ни одного человека. Безусловно, творчество способно сотворить настоящее чудо, пробудить интерес к жизни. А если сочетать эмоциональный подъем с качественным медицинским обслуживанием и реабилитацией — эффект будет отличный. В Болгарии задумано строительство высокогорного реабилитационного центра для инвалидов и воспитанников детских домов, в лечении будет использоваться целебная сила гейзеров. Уже подписан договор с местной мэрией.

— Ваша забота распространяется не только на детей, но и на взрослых, страдающих тяжелыми заболеваниями. Какие проекты задуманы в этом направлении?

— Фонд разрабатывает программу строительства клиник инсульта, совместно с Пенсионным фондом РФ собираемся создавать геронтологические центры. Велика потребность в реабилитации пациентов, перенесших инсульт. После выписки из стационара им необходим качественный уход. Врачи и медсестры такого Центра будут вести каждого больного в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также оказывать адекватную психологическую поддержку. Мы разрабатываем методики психологической помощи совместно с нашим партнером — Центром эмоциональной и образной терапии. Пациент поднимается на ноги при хорошем уходе достаточно быстро. Индивидуальный подход положен в основу обслуживания пациентов, находящихся в домах престарелых.

— Действительно, деятельность Фонда удачно сочетает практическую и научную составляющие. Главный критерий успешной медицины — спасенные и продленные жизни пациентов. Поделитесь своими успехами.

— Наиболее успешными я считаю методики помощи больным с IV стадией рецидивирующего рака. В этом случае важно, чтобы человек не доживал, а качественно жил. Пока эти программы проводятся как экспериментальные, но успехи очевидны. Совместно с Обнинским радиологическим центром разрабатываем новое направление — применение системной фотодинамики для пациентов с использованием новейших отечественных препаратов, производимых нашими партнерами. Уже получены впечатляющие результаты по продлению жизни пациентов и улучшению ее качества. Приведу наиболее показательный пример. После лечения по нашей методике пациентка 85 лет из Краснодарского края с раком легких IV стадии прожила еще два года, все это время вела активный образ жизни в станице, работала на огороде. Подобная работа стала возможной благодаря сотрудничеству с партнерами фонда. Один из них — ООО «Ниармедик плюс» — российская фармацевтическая, биотехнологическая и медицинская компания, созданная на базе НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи РАМН. Мы ведем совместные клинические исследования новых препаратов, один из которых был применен в описанном случае. На Западе патент российской инновационной фармацевтики оценен в 3 млрд рублей. Это яркий пример возможностей отечественной медицины. Также получен патент на фотосенсибилизатор для системной фотодинамики. Метод основан на введении в одну вену фотодинамического препарата, а в другую — катетера с лазером. В результате лазерного воздействия на кровь организм начинает интенсивно продуцировать иммунные антитела. Наш подход заключается в мобилизации защитных сил организма.

— Действительно, важно запустить механизм саморегуляции, поэтому столь важен наследственный фактор. Дает ли основания для научных обобщений и выводов полученный вами практический материал?

— Наша генетическая лаборатория проводит серьезную работу. Генетики не только констатируют факт наследственного неблагополучия, но и разрабатывают индивидуальные профилактические программы, позволяющие победить болезнь. Когда будут обобщены результаты скрининга, можно будет представить в МЗСР РФ целевую программу генетического обследования всего населения страны. Программа должна заработать, тем более что для скрининга нужна всего лишь капелька слюны, которую можно отправить по почте, как уже делается в Англии. Решаема эта задача и организационно: достаточно сформировать в больницах службы приема анализов и затем передавать эти анализы в генетические лаборатории. В этом случае можно охватить обследованием широкий круг населения страны. В Великобритании, например, создана сеть опорных пунктов приема генетического материала, который поступает в генетические лаборатории, расположенные в Лондоне.

— Это правда, что в вашу лабораторию поступают заказы из Германии на проведение генетического анализа крови?

— Да, потому что мы обладаем уникальными методиками, позволяющими проводить тесты на онкологию. Нам удалось удачно сочетать преимущества американского оборудования, немецких реагентов и использовать свой отечественный интеллект, чтобы добиться впечатляющего результата.

ktovmedicine.ru

Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых значимых философских произведений 20 века. В нем перед читателем предстает множество сложнейших вопросов, одним из которых является проблема справедливости.
Стоит отметить, что этот вопрос в романе решается оригинально, нестандартно, необычно. У Булгакова носителями справедливости являются не кто иной, как Дьявол и его свита. Недаром эпиграфом, «представляющим» Воланда, писатель выбрал строки из поэмы Фауста «Гете»:
Я — часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
В «Мастере и Маргарите» очень точно и полно изображена картина советской Москвы 30-ых гг. 20 века. Булгаков создает образ безумного мира, живущего по неестественным законам. Из «нехороших квартир» здесь исчезают люди, везде царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, распутство, приспособленчество, доносы и безнравственность в самом широком понимании этого слова.
Но особенно мрачную картину являет собой литературный мир Москвы, куда попадает мастер, пытаясь опубликовать свой роман. Своеобразной моделью этого мира в произведении является МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.
Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, массолитовцы формируют литературную атмосферу времени. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной. Неприятие романа о Пилате и травля, развернувшаяся против него в литературном мире, рождают в мастере глубокое отчаяние, ведь его лишили главного для художника — свободы творчества. Герой больше не хочет жить в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ».
Отношение к описываемым им «московским порокам» писатель выражает с помощью Воланда и его свиты, посетившим столицу. Именно эти герои судят и наказывают провинившихся, именно они восстанавливают ту справедливость, которую никто, кроме них, восстановить не в силах.
Так, уже в начале романа Воланд «расправляется» с председателем МАССОЛИТа Берлиозом – лживым, недалеким конъюнктурщиком, и его «подопечным» — молодым поэтом Иваном Бездомным. Мы узнаем, что Бездомный написал поэму, в которой отрицает существование Христа и высмеивает религию, христианскую веру: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор. » Но сделано это было не по внутреннему убеждению начинающего поэта, а в угоду власти, ради того, чтобы быть замеченным и обласканным.
Однако Бездомный еще не так безнадежен, как его старший товарищ, он способен на преображение. А вот Берлиоз уже нет. Именно поэтому Воланд уничтожает Михаила Александровича, а Ивана Понырева «ставит» на путь исправления.
Пожалуй, еще более подробно, чем массолитовцев, Булгаков описывает сотрудников Варьете, которые представляют собой скопище всевозможных пороков. Так, директор Варьете Степа Лиходеев — пьяница, лентяй, вор, распутник. Таковы же и его подопечные: администратор Варенуха, финдиректор Римский. Эти «персонажи» считают нормальным явлением брать взятки, хамить, подличать. Конечно, их «таланты» не мог не заметить Воланд. Именно поэтому Лиходеев моментально лишается своего «теплого местечка», очутившись в Ялте. А Римский и Варенуха «нос к носу» сталкиваются с нечистой силой и запоминают это на всю жизнь.
Справедливому суду Воланда подвергаются и другие герои романа. Получает свое наказание председатель домкома, «великий взяточник» Никанор Иванович Босой, который за свои грехи оказывается в тюремной камере. Наказываются и многие другие жители Москвы, попавшие на сеанс «разоблачительной черной магии». Именно здесь вскрываются массовые пороки современного Булгакову общества: неумеренная тяга к деньгам, разврат, мещанство, невежество, жестокость. А в целом рисуется все та же картина «ада на земле»: «… в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского. К Семплеяровской ложе бежала милиция, на барьер лезли любопытные, слышались адские взрывы хохота, бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра».
Но свита Воланда восстанавливает справедливость, не только наказывая. Так, Сатана позволяет воссоединиться мастеру и Маргарите, дарует им покой – то, в чем эти герои нуждались больше всего. Таким образом, суд Воланда не только суров, но и справедлив. Всем он воздает по заслугам, каждый получает то, что заслужил.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» одной из основных идей является идея справедливости. Ее в произведении воплощают «нестандартные» для этой темы герои – Дьявол и его свита. Тем самым автор подчеркивает, что в том «вавилонском столпотворении», что представляла собой Москва 30-ых гг. 20 века, только Сатане по силам было восстановить справедливость и каждому воздать по заслугам, – Добро здесь оказывалось бессильным.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению «Мастер и Маргарита»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Смотрите еще:

  • Взыскание задолженности по заработной плате образец искового заявления Исковое заявление о взыскании заработной платы При задержках выплаты заработка в суд подается исковое заявление о взыскании заработной платы. Получение заработной платы для работника является главным стимулом осуществления трудовой деятельности, поэтому нарушение работодателем установленных сроков и порядка […]
  • Транспортный налог в самарской области за 2014 год Транспортный налог в Самарской области за 2013 год На основании Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в редакции от 21.11.2012) ставки транспортного налога установлены с 1 января 2013 года в следующих размерах: Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой […]
  • Разбивка приказов В связи с вступлением в силу Приказа ФНС России от 22.11.2016 N ММВ-7-11/[email protected] внесены изменения в коды доходов и вычетов для НДФЛ (строка 2000 дополнилась строками 2002 и 2003). В филиале организации учет и выплата премий и вознаграждений велись по коду 2000 вместе с учетом и выплатой заработной платы. В […]
  • Пенсии для поздних переселенцев Пенсия поздним переселенцам Андрей Нодь - член палаты адвокатов г. Берлин, специализация - поздние переселенцы. Email: Тел : +49 (0)30 847 11 110 Здесь Вы можете узнать о признании трудового стажа и размере пенсии поздних переселенцев на основании Закона о начислении иностранной пенсии. Для поздних […]
  • Выплатить неустойку в размере профессиональная защита прав потребителей ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ НАРУШЕНИИ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ. НЕУСТОЙКА Исполнитель обязан выполнить работы в срок, указанный в договоре. Также договором могут быть установлены сроки начала и/или окончания выполнения работ, промежуточные сроки. Согласно п. 1 ст. 28 […]
  • Заявление на ремонт муниципального жилья Как составить заявление о проведении капитального ремонта в муниципальной квартире? [Перенесено модератором из заголовка] С 1976 г. не делался ремонт муниципальной квартиры. Надо правильно составить заявление в ЖКХ. С заявлением о проведении капительногоремонта необходимообращаться нев УК, а в к управление […]
  • Газовое оборудование автомобиля штраф Штраф за газовое оборудование (ГБО) на автомобиле в 2018 году Поговорим о правилах установки ГБО (газобалонного оборудования) на автомобили в России, а также об оформлении установки гбо в ГИБДД. Попутно пройдемся по нормативно-правовой базе переоборудования автомобилей.Газобаллонное оборудование – […]
  • Закон осаго при дтп с пострадавшими Выплаты по осаго при ДТП Пострадавшие при аварии транспортных средств лица имеют право на получение компенсации по ОСАГО. Этот вид страхования можно отнести к тем, которые касаются гражданской ответственности лиц, владеющих источниками повышенной опасности. ОСАГО предусматривает выплату компенсации тем […]

Комментарии запрещены.