Законы хаммурапи в иллюстрациях

Свод законов Хаммурапи и мы

Вы помните о своде законов Хаммурапи, самом раннем кодексе законов, известном на настоящий момент, о котором почти все мы читали когда-то в учебниках по античной истории?

Этот текст, почти не тронутый временем, написанный клинописными буквами, был обнаружен в 1901 году и спустя два года переведен в американском Корнелльском университете. В нем 282 параграфа, или статьи, из которых часть или совсем не сохранилась, или сохранилась фрагментами.

Свод законов Хаммурапи – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет

Может, кто-нибудь спросит: а что общего у этого самого древнего в истории человечества свода законов с современной семьей, нашими ценностями, миром? Общее есть. Причем очень много. Этот свод законов – барометр, зафиксировавший изначальные ценности человеческого общества и показывающий, куда они сдвинулись спустя 4 тысячи лет. К лучшему или худшему. Он показателен и облегчает нам понимание регресса ценностей в наши дни.

Это самый ранний документ в истории человечества, в котором мы находим такие слова, как «муж», «жена», «брак», семья, «развод», «измена», «дети», «мужчина» и «женщина». Таким образом, было бы очень полезно в наши времена ценностной дезориентации и хаоса оглянуться назад и посмотреть, что думали человеческие создания 4 тысячи лет назад касательно ценностей.

Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества»

Этот свод законов был написан во времена Вавилонского царя Хаммурапи, жившего за 1750 лет до Рождества Христова, то есть более 3750 лет тому назад. От свода его законов нас отделяют самое меньшее 3750 лет. Это светский документ, поэтому его нельзя заклеймить как «фикцию некоего божества». Здесь речь не идет о десяти заповедях Ветхого Завета. Нам говорят, что нельзя приводить аргументы в пользу традиционных ценностей из библейской, христианской и вообще религиозной сфер. Подобные аргументы не принимаются во внимание в спорах, проводимых вокруг современного брака, сексуальной жизни и нравов. Однако свод законов Хаммурапи является мирским документом, и он будет весьма полезен для оценки степени деградации современных ценностей в сравнении с теми, которые были кодифицированы вавилонянами 3750 лет тому назад.

Общие замечания

Кроме того, этот документ дает ясно понять, что в какой-то момент своего развития общество определило, что одни социальные практики являются полезными, а другие нет. В итоге как полезные, так и вредные практики были кодифицированы с целью защищать и поощрять первые и запрещать или карать последние.

Анализ, который мы можем провести сегодня, свидетельствует: на то, на что люди 4 тысячи лет назад смотрели как на нормальное, сегодня смотрят как на ненормальное. Естественно, мы имеем в виду не рабство и прочие институты подобного рода, а многотысячелетний институт семьи и брака.

Слово «брак» упоминается в своде Хаммурапи 13 раз, слово «муж» – 44 раза, «жена» – 67 раз, «измена» – 3 раза, «семья» – 1 раз и «развод» – 3 раза. Слово «секс» не появляется совсем.

Это указывает на то, что для вавилонского общества 4000-летней давности брак был чем-то важным, отношения между супругами были четко определены для того, чтобы защищать единство семьи, а отсутствие слова «секс» указывает на то, что, в отличие от наших дней, «примитивное» общество не было одержимо сексуальностью, как это имеет место сегодня.

Развод упоминается как позволительный в том случае, если женщина оказывалась бесплодной; измена каралась смертью. Муж, бросивший свою семью, больше не мог вернуться в нее, а его жена имела право присоединиться к дому другого мужчины. Суровые наказания за измену и уход из семьи свидетельствуют о том, что вавилоняне всерьез подходили к защите семьи и брака.

Брак

Интересные подробности, касающиеся брака, мы находим в кодексе Хаммурапи. Кодекс определяет брак не прямо, а косвенно. Параграф 128 утверждает: «Если мужчина взял себе жену, но не заключил с ней брачного договора, эта женщина не является его женой». Брак, таким образом, создавался мужчиной и женщиной, мужчина при этом назывался мужем, а женщина – женой. Но чтобы быть официально созданным и признанным в обществе, союз между мужем и женой должен быть задокументирован в форме брачного договора.

4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком

Это указывает на то, что при отсутствии брачного договора между мужчиной и женщиной имели место отношения сожительства. Это означает, что еще 4 тысячи лет тому назад общество проводило различие между сожительством и браком. А почему? Без сомнения, потому, что брак, а не сожительство, придавал стабильность отношениям между супругами, что, в свою очередь, вносило социальную стабильность в жизнь всех членов общества.

Брак ставил пределы сексуальным и семейным отношениям, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми. Все знали свои роли и пределы. Но от этого все только выигрывали: мужья и жены, родители и дети и общество в целом.

Что значит «брачный договор»? Именно то, что в наши дни продолжает отличать брак от сожительства. Сожительство не основано на договоре, а является совместным проживанием по расчету без взаимных обязательств. Брак же основан на договоре. Брачный договор между мужчиной и женщиной означает взаимные обещания верности и моногамии, обещание быть вместе в добре и зле, в здоровье и болезни и исключить из отношений между мужем и женой третьих лиц. Обещания эти давались в присутствии свидетелей.

Интересно заметить, что Священное Писание в Ветхом Завете определяет брак как договор между мужчиной и женщиной, заключенный в присутствии свидетелей (Мал. 2: 14: «Вы скажете: “за что?” За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» [1] ).

Сопоставим это традиционное определение брака, имеющее самое меньшее 4000-летнюю давность, с определениями, предлагаемыми сегодня. Новая идеология семьи больше не основывает брак ни на союзе между мужчиной и женщиной – лицами разного пола, ни на договоре между мужем и женой, на верности, моногамии и исключении третьих лиц из взаимоотношений между мужем и женой. Речь всё больше идет о браке нового типа, об «открытых браках» («open marriages»), в которых муж разрешает жене поддерживать сексуальные отношениями с другими лицами – будь они противоположного или одного с ней пола, и жена тоже разрешает это своему законному мужу. Полиамурность, или групповой брак, тоже является частью этой тенденции и всё громче требует своего легального признания.

Нерожденные дети

Нерожденными детьми дорожили, и они имели реальную ценность в своде законов Хаммурапи. Если человек покушался на беременную свободную женщину и становился причиной гибели ее плода, то назначались не уголовные наказания, а денежные, при этом компенсация составляла 10 сиклей (§ 209).

В кодексе Хаммурапи упоминается много преступлений, подлежащих денежной компенсации, но самой большой была компенсация в случае убийства нерожденного ребенка свободной женщины…

Развод

Развод был разрешен при определенных обстоятельствах, но запрещен при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать ее до конца ее жизни (§ 148). А если развод разрешался, то муж обязан был отдать жене часть урожая, имущества и благ, чтобы она содержала на это своих детей (§ 137).

Сексуальные преступления

В своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались

При том что в своде не используется слово «секс», определенные сексуальные отношения были запрещены и карались. Инцест был запрещен. Отец, вступивший в кровосмесительную связь с дочерью, подлежал изгнанию из города (§ 154). Отца, который брал жену для своего сына и ложился с ней, вешали, а ее топили (§ 155). Если мужчина ложился с женой своего отца после его смерти, то как его, так и женщину сжигали на гумне (§ 157). Насилие каралось смертью мужчины (§ 130). Измена каралась смертью обоих через удушение и утопление (§ 129).

Актуальность свода законов Хаммурапи сегодня

Вне всякого сомнения, принципы, провозглашенные сводом законов Хаммурапи, были приняты для того, чтобы предотвратить нравственный хаос и нравственный упадок, имевшие место в прежних поколениях. Если Хаммурапи счел за благо определить и стандартизировать брак, то это значит, что его поколение нашло предшествующие способы общежития хаотичными и ущербными.

Брак как раз и был призван поддерживать общественный порядок, регламентировать отношения между полами, родителями и детьми, защищать детей, защищать супругов от вмешательства третьих лиц и обеспечивать гармоничное преемство поколений.

Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что «просвещенные» страны Европы узаконят браки между лицами одного пола

Современные идеологии и практики располагаются на противоположном от этого полюсе. Спустя 3750 лет после записанной истории и 4000 лет человеческого опыта брак заново переформулируется. Хаммурапи и древние поколения перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что по прошествии 3750 лет «просвещенные» страны Европы узаконивают браки между лицами одного пола.

Сексуальные преступления сейчас тоже по большей части декриминализированы. Измена уже не подлежит наказанию, инцест тоже. Только насилие всё еще наказывается. Развод либерализован, а веских причин для его получения больше не требуется.

С другой стороны, однако, свод законов Хаммурапи представляет собой стандарт, проводящий разграничительные линии цивилизации. Цивилизация начинается тогда, когда общество научается различать между добром и злом, выбирает добро, отвергает зло, кодифицирует добро и наказывает зло. Следовательно, общество может называться цивилизованным только до тех пор, пока оно обладает рассудительностью, пока оно может проводить различие между добром и злом и запрещать зло.

Пропасть и моральный коллапс начинаются там, где способность проводить различие между добром и злом заканчивается, а желание отвергнуть зло затухает. В этой точке и находится Европа наших дней, возьмем на себя смелость это сказать. Аборты, сексуальная безнравственность, мерзкие сексуальные союзы, культура смерти, порнография, гедонизм, отсутствие интереса к благополучию завтрашнего общества – всё это симптомы того, что Европа утрачивает способность отличать добро от зла и что ее желание отвергнуть зло затухает.

А что Румыния?

Свод законов Хаммурапи кодифицирует первый институт человечества – брак и семью. Тот же институт, который упомянут и в 48-й статье Конституции Румынии [2] . Самый древний институт в истории человечества. Первый и самый важный. Способствовавший появлению и формированию всех остальных институтов. Свод законов Хаммурапи кодифицировал брак потому, что древние поколения сочли его самым полезным и важным институтом для предотвращения возврата общества к варварству.

Поэтому удивительно, а может, даже жаль, что политические лидеры Румынии противятся кодификации этого института в Конституции Румынии. Господа Понта, Бэсеску и Черня [3] выглядят как двоечники в истории. Им было бы неплохо прочитать правила Хаммурапи и осознать, насколько они сами не правы. Может, они и считают себя интеллигентными и образованными, однако выглядят как невежды в истории. Уже 3750 лет как брак кодифицирован в виде союза между мужчиной и женщиной, а их это не волнует.

С 2006 года Альянс семей Румынии борется именно за защиту института брака и определения его в Конституции Румынии в том виде, в каком он был кодифицирован впервые 3750 лет тому назад в своде законов Хаммурапи. Это борьба, которую мы считаем благородной. Да, мы на стороне Истории. А наши руководители – нет.

Альянс семей Румынии

Перевел с румынского Родион Шишков

[1] В рум. и ц.-сл. переводе: «она общница твоя и жена завета (договора) твоего».

[2] 48-я статья Конституции Румынии определяет семью как союз, основанный на добровольном согласии супругов (а не мужчины и женщины). Гомосексуалистское лобби начиная с 2006 г. ведет в румынском парламенте большую борьбу за пересмотр Конституции в выгодную для себя пользу. В том же году было собрано более 650 тыс. подписей против гомосексуальных нововведений в Конституцию; неоднократно выступала против этого и Румынская Церковь, но вопрос и сегодня остается открытым.

[3] Виктор Понта (р. 1972) – премьер министр Румынии с 2012 г.; Траян Бэсеску (р. 1951) – президент Румынии с 2009 г.; Ремус Черня (р. 1974) – председатель Партии зеленых, борец за права человека, за свободу самовыражения и свободу мысли, совести и религии, против дискриминации меньшинств.

pravoslavie.ru

Законы Хаммурапи (Б. А. Тураев, 2015)

Сборник «Законы вавилонского царя Хаммурапи» – уникальный артефакт древневосточного права, содержащий свод законов вавилонского государства, созданный правителем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). «Законы…» оказали немалое влияние на становление современной юриспруденции и претерпели множество изданий и редакций. Данное издание содержит вступительную статью и комментарии известного российского востоковеда Б.А. Тураева.

Оглавление

  • Б. А. Тураев. Вавилон и Хаммурапи
  • И. М. Волков. Законы вавилонского царя Хаммурапи
  • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Законы Хаммурапи (Б. А. Тураев, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Законы вавилонского царя Хаммурапи

    Настоящий выпуск начинает собою ряд переводов наиболее важных произведений письменности древнего классического Востока. Цель издания – дать в руки русскому обществу важнейшие источники наших сведений о культурах древнего Востока в строго-научных, сделанных с оригиналов переводах, и тем отчасти удовлетворить интерес к этим культурам, заметно поднявшийся в последнее время не только среди людей науки, но и в так называемой широкой публике. Непосредственное ознакомление с источниками и внимание к голосу самой древности, несомненно, глубже введет читателя в ее таинственный мир, чем всякого рода изложения и описания, как бы талантливы они ни были. Из необозримого количества письменных источников древневосточной культурной истории нами, сообразно цели нашего издания, выбраны памятники цельные, наиболее характерные для той или иной эпохи, сохранившиеся в более или менее полном виде и написанные языком, не представляющим большого количества неясностей или спорных мест. Переводы предваряются вводными статьями и сопровождаются объяснительными примечаниями; текст иллюстрируется снимками с памятников искусства, письменности, быта и т. п.

    Первая книжка посвящена памятнику первостепенной научной важности и общеисторического интереса – законам Хаммурапи, древнейшему из сохранившихся законодательств, теперь впервые появляющемуся на русском языке в переводе, сделанном с оригинала, с привлечением обширной древневавилонской деловой письменности в качестве иллюстраций к отдельным статьям законов.

    В дальнейших выпусках серии нами предполагается поместить: 1) арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. X.; 2) повествование о пребывании египетского вельможи Синухета в Сирии; 3) египетские повести о двух братьях и заколдованном царевиче; 4) образцы религиозной письменности египтян и вавилонян; 5) памятники римско-пунической Африки; 6) очерки истории открытия древнего Востока и др.

    Означенная серия будет выходить под моей общей редакцией, при содействии И. Н. Бороздина.

    Предлагаемый вниманию читателей памятник относится ко времени царствования древне-вавилонского царя Хаммурапи и по своему происхождению тесно связан с личностью последнего. До очень недавнего, сравнительно, времени научное внимание почти не выделяло царя Хаммурапи из ряда других выдающихся лиц вавилонско-ассирийской истории. Лишь для библиологов Хаммурапи представлял большой интерес тем, что его имя считалось тожественным с именем библейского «Амрафела», [6] а сам он, следовательно, с одним из четырех восточных царей, взявших, при счастливом набеге на южную Палестину, в плен Лота, а потом настигнутых и разбитых Авраамом. Причиною такого скромного внимания, выпадавшего до последнего времени на долю личности и деятельности Хаммурапи, было почти полное отсутствие исторических свидетельств о нем. Совсем не так давно о нем и его царственной деятельности сообщали только гимн, около десяти небольших надписей на вещественных памятниках, да серия из пятидесяти приблизительно писем царя к его вассалу или наместнику Синиддина. Со времени же открытия сборника законов Хаммурапи, на рубеже 1901–1902 годов, этот царь из выдающегося лица ассириологии вполне заслуженно превратился, в глазах исследователей, в замечательного всемирно-исторического деятеля. Необычайная, государственная мудрость, засвидетельствованная содержанием сборника, а также неутомимая деятельность по части политического упрочения государства и неусыпная заботливость о внутреннем мире и благоденствии подданных – все это говорит о Хаммурапи, как о далеко незаурядной царственной личности древневосточной истории.

    Несмотря на сравнительное обилие исторических сведений о Хаммурапи, добытых за последнее время, [7] для науки остается неизвестным или сомнительным еще многое, касающееся как непосредственно самого царя, так и современной ему исторической обстановки. [8] Так, едва ли бесспорно уже решен вопрос о происхождении первой вавилонской династии, шестым членом которой был Хаммурапи. [9] Если при настоящем положении этого вопроса в науке можно с полною уверенностью считать династию Хаммурапи иноземною, не вавилонскою, и вступление ее на вавилонский престол ставить в связь с одним из неоднократных семитических передвижений, то честнейшее определение того, какой именно народ и какая местность выставили эту династию, сопряжено с неопределенными пока еще затруднениями, причина которых лежит в крайней скудости исторического материала. Данные, которыми располагают исследователи при решении этого вопроса, имеют чисто лингвистический характер: они берутся исключительно из нескольких собственных имен эпохи первой династии, которая, как это теперь уже твердо установлено, не чисто вавилонского типа. Едва ли, однако, в данном случае вполне надежны чисто лингвистические аргументы, взятые сами по себе, без подтверждения доводами из других близких научных областей. Из различных решений этого вопроса, [10] выставленных наукою, наиболее вероятным является, по-видимому, то, по которому первая вавилонская династия была западно-семитического именно – аморейского происхождения. [11] Спорен и тоже не решен еще окончательно и вопрос относительно собственного имени самого царя Хаммурапи. Трудно сказать, какая из нескольких форм этого имени, выступающих в вавилонских документах, является точной передачей его, и справедливо ли мнение Унгнада, что такою формою нужно считать – «Ammu-rapi». [12] Если означенный исследователь прав, то, с филологической точки зрения, нельзя ничего возразить и против отожествления этого имени с библейским «Amraphel», к которому так склонны многие исследователи, начиная со Шрадера.

    kartaslov.ru

    Законы Хаммурапи

    Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

    В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

    Что представляла собой эпоха Хаммурапи — так называемый Старовавилонский период (конец XX — начало XVI в. до н. э.)?

    В XXI в. до н. э. на централизованное общемесопотамское царство Шумера и Аккада обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменился общественно-экономический строй Древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были верхнемесопотамская держава Шамшиадада II, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований.

    После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (около 1780 г. до н. э.) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (около 1770 г. до н. э.).

    Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792–1750), — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 г. до н. э. он поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы Шумера и Аккада, некогда уничтоженной кочевниками.

    Около 1755 г. до н. э. война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное государство Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

    «Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

    «Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву. На долгое время они послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н. э.

    Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

    Язык «Законов» — классический вавилонский диалект аккадского.

    Текст законов Хаммурапи состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т. д., причем каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — человек) и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — падающий ниц).

    Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законах Хаммурапи уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.

    По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

    Законы Хаммурапи в научной литературе рассматриваются либо как сборник действовавшего права (это наиболее вероятная точка зрения), либо как юридический трактат, изображающий картину «социальной справедливости», либо как отчет царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности.

    На законы Хаммурапи, возможно, оказали влияние более древние (XX–XIX вв. до н. э.) законы из Ура, Эшнунны и Исина. Законы Хаммурапи повлияли на позднейшее законодательство древней Передней Азии.

    В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском Лувре. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

    (По материалам А. А. Немировского а также: Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914; Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства//Вестник древней истории, № 3, 1952; История древнего Востока. М., 1983.)

    history.wikireading.ru

    Законы Хаммурапи: система и принципы

    Законы Хаммурапи: система и принципы

    Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя — около 1750 г. до н. э. — и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

    Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

    Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1–5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) — правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26–41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42–67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) — торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127–195) — семейному праву; 7-й раздел (ст. 196–214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215–282) — правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

    Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела — 196-я — вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus — случай).

    Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.).

    Нетрадиционная форма урока в 5-м классе «Законы Хаммурапи»

    Цель урока: закрепление знаний о законах Хаммурапи.

  • формирование представлений о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона;
  • раскрытие понятия «закон»;
  • выявить содержание и роль законов в Вавилонском царстве.
    • раскрытие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
    • формировать способность применять полученные знания на практике: сопоставлять и анализировать факты, делать выводы.
  • воспитание необходимости законопослушания;
  • осознание приоритетности нравственных законов в государстве.
  • Средства реализации урока:

  • Большие иллюстрации с изображением Древнего Вавилона и стелы с законами Хаммурапи.
  • Карта «Египет и Передняя Азия».
  • Текст «Законы вавилонского царя Хаммурапи».
  • Костюмы для театрализации.
  • Дидактические материалы (карточки фрагментов законов) для конкурсов юных судей и детективов.
  • Значки команд с изображением девиза команды и герба.
  • Учитель: Добрый день, мы рады приветствовать учеников 5А и 5Б классов, а также дорогих гостей. Сегодня мы с вами проведем в нетрадиционной форме урок «Законы Хаммурапи» о первых писаных законах на земле. Позвольте представить вам капитанов команд и членов жюри – наших судей. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

    Итак, по традиции, урок начнем с заданий для капитанов.

    Учитель: Продолжите фразу:

    1. Законы святы, да судьи – (супостаты).
    2. Слово учителя для тебя – (закон).
    3. Не всякий прут по закону (гнут).
    4. Закон что дышло, куда хочешь (туда и вышло).
    5. Как вы думаете, о чем говорят эти пословицы?

      Эти пословицы нам говорят о том, что очень непросто как судить, так и составлять тексты законов.

      Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, что такое – закон.

      Итак, закон – это записанные правила жизни людей; строгое, непререкаемое предписание власти, обязательное для исполнения всеми гражданами государства.

      Жюри подводит итоги конкурса капитанов команд.

      А теперь вопросы к командам:

      Вопрос 1. Почему появление писаных законов лучше, чем их отсутствие?

      Вопрос 2. Для чего нужны законы в государстве?

      А сейчас участники школьного исторического театра 5А класса представят свое домашнее задание-театрализацию.

      Школьный исторический театр: инсценировка «Бегство раба».

      (Действие происходит на площади. Входит Богач в сопровождении раба, несущего тяжелый мешок. Купец наблюдает за ними.)

      Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)

      Купец: Куда ушел твой хозяин?

      Раб: Он ушел к судье, господин.

      Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?

      Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

      Купец: Да, нелегко тебе живется!

      Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

      Купец: Я Купец: Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

      Раб: Я знаю три языка. Умею считать.

      Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу.

      Раб: Спасибо тебе, господин!

      (Раб падает в ноги купцу, затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву. Богач выходит из дома, пинает чучело.)

      Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!

      (На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит Глашатай.)

      Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

      Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба.

      Богач (прерывая глашатая): Да будут благословенны твои дни, повелитель! Теперь берегись, проклятый вор!

      Начальник стражи: Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!

      Богач (падает в ноги): Прости, великий! (Дает начальнику стражи мешочек с деньгами.) Пусть это поможет забыть тебе о моем невольном поступке.

      Начальник стражи: Ладно уж.

      Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!

      Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! (Все уходят.)

      Вопросы к командам:

    6. Где и когда могли произойти эти события? Покажите на карте страну и город, где имели место события.
    7. Кто обладал большим могуществом в Вавилоне – богатый человек или чиновник – начальник стражи?
    8. Почему богач решил подкупить начальника стражи?
    9. Будет ли богатый человек заявлять о бегстве раба, требовать его возвращения и смерти?
    10. Решится ли богач обвинить начальник стражи?
    11. Учитель: А кто такой – Хаммурапи?

      Ответ: Хаммурапи – шестой царь династии Вавилонских царей. Правил в 1792 – 1750 г.г. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем. За 35 лет правления ему удалось собрать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Вавилонский царь богом не назывался: он утверждал, что получил власть от бога и, управляя страной, выполнял волю богов.

      Домашнее задание 5Б класса (ученик произносит монолог возле большой иллюстрации на доске): «. Так оказался я перед Законом. Я был маленьким, а он большим и страшным. Закон был из черного камня и весь исписан такими же клиньями, каким меня учили в школе. Только на самом верху, там, где у человека голова, у Закона был рисунок. Человек, сидящий в кресле, протягивает другому человеку судейский жезл. Я обратил внимание на надпись и прочел:». ».

      Вопросы и задания:

    12. Кто это – человек, сидящий в кресле (на троне)?
    13. Кто стоит перед ним?
    14. Какую надпись мог прочитать мальчик?
    15. Как называлась письменность, которой записаны законы?
    16. Учитель: Записаны были законы, вернее, выбиты на стеле – двухметровом столбе из черного базальта.

    17. Все ли жители Вавилона могли знать содержание законов?
    18. С какой целью царь утверждал, что получил законы от бога Шамаша?
    19. Вопрос: где и когда была найдена каменная стела?

      Об этом расскажет ученик: Знаменитый памятник древневавилонской мысли и письменности был найден в конце 1901 года французской археологической экспедицией при раскопках на месте, где в древности находились Сузы, столица Эламского царства, восточного соседа Вавилона (работа с картой). А кто нашел стелу – это вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд составлен учениками).

    20. Страна, расположенная в Передней Азии между двумя реками.
    21. Записанные правила жизни людей.
    22. То, что запрещают законы.
    23. Богач, чиновник, свободный человек.
    24. Человек, находящийся в неволе, за убийство которого полагается лишь штраф.
    25. Штраф, возмещение ущерба, причинение вреда здоровью, предание смерти.
    26. Учитель: Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами . Вашему вниманию предлагаются еще два конкурса; каждая команда проведет по одному конкурсу.

      5А класс. Конкурс юных судей.

      Учитель: Сейчас ребятам предстоит «вынести приговор», опираясь на законы Хаммурапи.

      Многие преступлении в Вавилоне карались в соответствии с древним обычаем – каким? («Око за око» и «Зуб за зуб».)

      Предлагаем судьям привести в соответствие начало и конец нескольких параграфов. (Выходят по три человека от каждой команды к столикам с карточками фрагментов.)

      Прежде чем судить, внимательно прочитайте §5 свода законов.

      Глашатай (читает):
      §5. Если судья будет судить судебное дело, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не возвращаться заседать с судьями на суде.

      Преступления.
      §25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома, и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома.
      §195. Если сын ударит своего отца.
      §196. Если человек повредит глаз кого-либо из людей.
      §197. Если он сломает кость человека.
      §200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе.
      §203. Если кто- либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему.
      §218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез Бронзовы ножом и причинит смерть этому человеку.
      §229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину
      дома.
      §250. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть.

      Наказания.
      (250) . то это не основание для претензии.
      (197) . то должно сломать его кость.
      (203) . то он должен отвесить одну мину серебра.
      (229) . то этого строителя должно убить.
      (218) . то ему должно отрезать пальцы.
      (205) . то должно отрезать ему ухо.
      (200) . то должно выбить его зуб.
      (196) . то должно выбить его глаз.
      (195) . то ему должно отрезать пальцы.
      (25) . то этого человека должно бросить в этот огонь.

    27. Согласны ли вы с ответственностью судьи в Вавилоне за изменение приговора?
    28. Почему в одном из десяти случаев нет оснований для претензий?
    29. Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилоне?

    5Б класс. Конкурс детективов.

    Учитель: Представьте ситуацию. Вы – следователи по особо важным делам в Вавилонском царстве. Проводите расследование нескольких преступлений, опираясь на законы Хаммурапи. В вашем распоряжении несколько параграфов законов, которые помогут вам в трудной работе детектива прошлого.

    §1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве и не докажет этого, то. обличавшего должно убить.
    §3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлениях и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, . этого человека должно убить.
    §6. Если человек украдет достояние бога или дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума (свободного гражданина), или рабыню мушкенума, то. его должно убить.
    §19. Если он держит этого (беглого) раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то. этого человека должно убить.
    §21. Если человек сделает пролом в доме, т. перед этим проломом его должно убить и зарыть
    §22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то. его должно убить.

  • Почему ответственность за дачу показаний в Вавилоне была столь суровой?
  • Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в приведенных параграфах преступления с позиций сегодняшнего дня?
  • Встаньте на место древних следователей. Помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
  • За какие преступления, перечисленные здесь, вы бы оставили смертную казнь и в наши дни?
  • Учитель: А сейчас я приведу вам значение слова «закон» из словаря В.И. Даля:

    «Закон – предел, поставленный свободе воли или действий; неминучее начало; основание. Правило. Постановление высшей власти; закон Божий. Откровение, составляющее сущность.»

    Итак, предел, положенный свободе воли.

  • О чем здесь речь?
  • Чем должен руководствоваться человек, устанавливающий этот предел?
  • Кто в законах Хаммурапи устанавливает этот предел?
  • У всех ли людей одинаковые представления о справедливости?
  • Считали ли жители Междуречья справедливыми законы царя Хаммурапи?
  • Учитель: Наш необычный урок подходит к концу.

    Чтобы государство было сильным, единым, а его граждане чувствовали свою защиту и безопасность, они должны следовать законам, желательно, справедливым.

    Хаммурапи сказал о себе: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте или вдове, я начертал драгоценные слова на своем памятнике»

    Сами жители Междуречья считали, что законы царя Хаммурапи вечны.

    Далее следует подведение общих итогов мероприятия и по отдельным номинациям, в том числе за самые интересные ответы, лучшего судью, следователя, артистизм, умение себя вести, лучший костюм в театрализации (вопросы решаются голосованием).

    В конце мероприятия ученикам предложено подумать и составить «Свод законов 5А и 5Б классов» о поведении в школе, чтобы обсудить и принять их во время дополнительных занятий по истории.

  • Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. — М.: АРКТИ, 2003г. — 208 с.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. — М.: ТЦ Сфера, 2002. -160 с. (Серия «Поурочное планирование»).
  • Интернет-материалы «Законы вавилонского царя Хаммурапи».
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Смотрите еще:

    • Эльдорадо заявление на возврат Дефект подтверждён, но магазин Эльдорадо отказывается совершить возврат или замену Мною был куплен холодильник Beko DNE 54530 GB стоимостью 39990 руб. через интернет магазин Эльдорадо 25 мая 2016 года с расширенной гарантией и страхованием «Альфа-страхование» стоимостью 3990 руб. (Имеется отсканированный […]
    • Приказ на отпуск в связи с сессией Учебный отпуск: предоставление и последствия нарушения законодательства Порядок предоставления учебных отпусков работникам вызывает множество споров. Это связано с тем, что ТК РФ, конечно же, содержит ответы не на все вопросы и отдельные положения требуют толкования в совокупности с другими нормами […]
    • Пенсия в фмс Как устанавливается пенсия при двойном гражданстве Подписка на новости 15 мая 2015 В Новосибирской области проживают получатели пенсии, имеющие двойное гражданство. По сообщению управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области более 17-ти тысяч жителей нашего региона сообщили ФМС о […]
    • Уголовное право зарубежных стран учебное пособие Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. Под ред Козочкина И.Д. М.: 200 3 . — 576 с. Монография написана на основе анализа действующего уголовного законодательства шести наиболее развитых зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии и Италии) с использованием материалов судебной […]
    • Сколько получают пенсию инвалиды 2 группы Разбираемся, каким должен быть размер минимальной пенсии инвалида 2 группы Сейчас государство разными способами производит помощь социально незащищенным слоям населения. Отдельную заботу проявляют по отношению к инвалидам. В этой статье рассматривается, какой наименьший возможный размер пенсии при […]
    • Штраф за мобильный телефон Весь смысл существования мобильника состоит как раз в том, что его владелец становится доступен для связи в любое время и в любом месте – в том числе и за рулём машины. Поэтому нередко бывает, что человек, ждущий важного звонка, одной рукой держит руль, а другой хватает телефон. Вот только ситуация, когда […]
    • Купля продажа яиц Бизнес идея: как заработать на продаже яиц? На продаже куриных яиц можно зарабатывать двумя способами. Один из них – перепродажа. Для этого необходимо иметь хотя бы легковой автомобиль, чтобы ездить на птицеферму и закупать яйца оптом. Затем их нужно отвезти на базар и продавать. Но если самому стоять за […]
    • Привязанность ребенка экспертиза Судебная экспертиза при определении места жительства детей Практика Верховного Суда РФ По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики […]

Комментарии запрещены.