Законы ману глава 4

МА́НУ ЗАКО́НЫ

МАНУ ЗАКОНЫ — древнеиндийский сбор­ник ре­ли­ги­оз­но-мо­раль­ных и пра­во­вых пред­пи­са­ний.

Со­став­ле­ны около II века до нашей эры — II веке нашей эры жре­ца­ми од­ной из брах­ман­ских школ.

Ману законы из­ло­же­ны от име­ни бо­же­ст­вен­но­го пра­ро­ди­те­ля лю­дей Ма­ну в сти­хотворной фор­ме, что долж­но бы­ло об­лег­чить за­по­ми­на­ние. На­пи­са­ны на сан­ск­ри­те, со­дер­жат 2685 дву­сти­ший (шлок), раз­би­тых на 12 глав.

Глава 1 из­ла­га­ет сведе­ния о ми­ро­зда­нии и его Твор­це (бо­же­ст­вен­ном Са­мо­су­щем), о про­ис­хо­ж­де­нии ос­нов­ных 4 со­сло­вий (варн) и гла­вен­ст­вую­щей ро­ли брах­ма­нов в ох­ра­не­нии со­кро­вищ­ни­цы все­лен­ско­го За­ко­на, ко­то­ро­му сле­ду­ют и лю­ди.

Глава 2 по­ве­ст­ву­ет о вос­пи­та­нии пра­во­вер­но­го ин­ду­са пу­тём при­об­ще­ния к зна­нию Вед, в ча­ст­но­сти то­го свя­щен­но­го За­ко­на, ко­то­ро­му сле­ду­ют лю­ди, «учёные, доб­ро­де­тель­ные, сво­бод­ные от не­на­вис­ти и стра­стей» (глава 2:1). По­сле изу­че­ния Вед че­ло­век счи­тал­ся при­уго­тов­лен­ным для но­вой ду­хов­ной жиз­ни — «два­ж­ды­ро­ж­дён­ным». В этой же гла­ве го­во­рит­ся о ро­ли обы­ча­ев, об­ря­дов и ри­туа­лов, а так­же «за­пом­нен­ной свя­щен­ной муд­ро­сти» дхар­ма­шастр.

Глава 3 со­дер­жит нор­мы и тре­бо­ва­ния к се­мей­ной жиз­ни, пра­виль­но­му бра­ку (ану­ло­ма), а так­же по­ве­ст­ву­ет о по­след­ст­ви­ях не­пра­виль­ных бра­ков (пра­ти­ло­ма) и тре­бо­ва­ни­ях к со­от­вет­ст­вую­щим об­ря­дам.

Гла­вы 4, 5 и 6 со­дер­жат све­де­ния о спо­со­бах са­кра­ли­за­ции по­все­днев­ной жиз­ни: пра­ви­ла ги­гие­ны, рас­по­ря­док дня, за­прет­ные по­ступ­ки, ри­туа­лы очи­ще­ния и ас­ке­тичные нор­мы жиз­ни.

Глава 7 рас­ска­зы­ва­ет о дхар­ме ца­ря, о ро­ли на­ка­за­ния в пра­во­су­дии, под­дер­жа­нии по­ряд­ка; в ней да­ют­ся со­ве­ты по де­лам ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным, на­ло­го­вым, во­ен­ным и другое.

Глава 8 по­свя­ще­на 18 по­во­дам для об­ра­ще­ния в суд (на­ру­ше­ние до­го­вор­ных от­но­ше­ний, пре­ступ­ные дея­ния: кра­жа, на­си­лие, кле­ве­та, ос­корб­ле­ние дей­ст­ви­ем, иг­ра в кос­ти, пре­лю­бо­дея­ние, ос­к­вер­не­ние ло­жа ду­хов­но­го на­став­ни­ка-гу­ру, рас­пи­тие хмель­ных на­пит­ков и другое), а так­же пра­ви­лам су­до­про­из­вод­ст­ва и вы­не­се­ния ре­ше­ния о на­ка­за­нии, ос­во­бо­ж­де­нию от на­ка­за­ния в слу­чае не­об­хо­ди­мой обо­ро­ны (за­щи­та от на­си­лия ре­бён­ка, жен­щи­ны и свя­щен­ни­ка-брах­ма­на).

Глава 9 по­ве­ст­ву­ет о «веч­ном за­ко­не для му­жа и же­ны» в их се­мей­ной жиз­ни, о лич­ных и иму­ще­ст­вен­ных пра­вах и обя­зан­но­стях чле­нов се­мьи, о на­сле­до­ва­нии, о на­ка­за­ни­ях и ро­ли ца­ря в на­ло­же­нии на­ка­за­ний.

Глава 10 со­дер­жит пра­ви­ла, об­щие для трёх «два­ж­ды­ро­ж­дён­ных» варн; 7 за­кон­ных спо­со­бов при­об­ре­те­ния соб­ст­вен­но­сти; 10 спо­со­бов су­ще­ст­во­ва­ния, доз­во­лен­ных всем лю­дям в бед­ст­вен­ном по­ло­же­нии; дхар­мы, об­щие для всех че­ты­рёх варн.

Глава 11 по­свя­ще­на ре­гу­ли­ро­ва­нию об­раза жиз­ни кас­ты не­при­ка­сае­мых (кас­та по­яв­ля­ет­ся вслед­ст­вие за­клю­че­ния не­пра­виль­ных, сме­шан­ных, меж­вар­но­вых бра­ков, на­ру­шив­ших дхар­му).

Глава 12 да­ёт пред­пи­са­ния от­но­си­тель­но куль­та, ри­туа­лов и кон­крет­ных обя­зан­но­стей их уча­ст­ни­ков; го­во­рит об от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка за не­до­с­та­точ­ный кон­троль за свои­ми мыс­ля­ми, сло­ва­ми и сво­им те­лом.

Ману законы не яв­ля­ют­ся сбор­ни­ком соб­ст­вен­но за­ко­нов. Сло­во «дхар­ма» не име­ло та­ко­го зна­че­ния; оно оз­на­ча­ло со­во­куп­ность пра­во­вых, мо­раль­ных, эти­че­ских и других норм, оп­ре­де­ляю­щих доб­ро­де­тель­ность че­ло­ве­ка и пра­ви­ла жиз­ни в за­ви­си­мо­сти от его об­щественного по­ло­же­ния. Од­на­ко не­ко­то­рые пра­во­вые ин­сти­ту­ты раз­ра­бо­та­ны в Ману законах весь­ма де­таль­но. Так, раз­ли­ча­ют­ся соб­ст­вен­ность и вла­де­ние. Вся­кое вла­де­ние сле­до­ва­ло при не­об­хо­ди­мо­сти обос­но­вать ука­за­ни­ем на его про­ис­хо­ж­де­ние. Ману законы ука­зы­ва­ют 7 за­кон­ных спо­со­бов при­об­ре­те­ния иму­ще­ст­ва (соб­ст­вен­но­сти): на­сле­до­ва­ние, по­лу­че­ние, по­куп­ка, за­вое­ва­ние, рос­тов­щи­че­ст­во, ис­пол­не­ние ра­бо­ты, а так­же по­лу­че­ние [по­жерт­во­ва­ния] от доб­ро­де­тель­ных (глава 10:115). Рег­ла­мен­ти­руя до­го­во­ры, Ману законы при­зна­ют не­дей­ст­ви­тель­ным до­го­вор, за­клю­чён­ный с бе­зум­ным, ма­ло­лет­ним, ста­рым, пья­ным, не­упол­но­мо­чен­ным, а так­же с при­ме­не­ни­ем на­си­лия или об­ма­на (глава 8: 163, 165, 168).

В уго­лов­ном пра­ве раз­ли­ча­ют­ся умы­сел и не­ос­то­рож­ность, од­но­крат­ность и по­втор­ность пре­сту­п­ле­ний, тя­жесть пра­во­на­ру­ше­ния. При оп­ре­де­ле­нии на­ка­за­ния важ­ным бы­ло то, к ка­кой вар­не при­над­ле­жат по­тер­пев­ший и пра­во­на­ру­ши­тель. Так, при ос­корб­ле­нии сло­вом брах­ман или кшат­рий, ос­кор­бив­шие низ­ше­го, под­вер­га­лись штра­фу, но шуд­ра под­ле­жал те­лес­но­му на­ка­за­нию (гл. 8:267).

Часть ста­тей по­свя­ще­на ор­га­ни­за­ции су­да. Пред­поч­те­ние от­да­ва­лось кол­ле­ги­аль­но­му ре­ше­нию дел. Су­ще­ст­во­ва­ли су­ды цар­ские и внут­ри­об­щин­ные. Цар­ский суд со­сто­ял из ца­ря, брах­ма­на и со­вет­ни­ков ли­бо по на­зна­че­нию ца­ря за­се­да­ла кол­ле­гия из на­зна­чен­но­го брах­ма­на и 2 чле­нов су­деб­ной кол­ле­гии. Главными сред­ст­ва­ми ус­та­нов­ле­ния ис­ти­ны бы­ли сви­де­тель­ские по­ка­за­ния и различные ис­пы­та­ния. По­ка­за­ния сви­де­те­лей учи­ты­ва­лись при на­ли­чии кас­то­вой со­вмес­ти­мо­сти: жен­щи­ны долж­ны бы­ли сви­де­тель­ст­во­вать о жен­щи­нах, чле­ны кас­ты — о рав­ных се­бе. Клят­вы раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от кас­то­вой при­над­леж­но­сти: брах­ман клял­ся сво­ей «прав­ди­во­стью», кшат­рий — «ко­лес­ни­ца­ми и ору­жи­ем», вай­шья — «ко­ро­ва­ми, зер­ном и зо­ло­том», шуд­ра — «все­ми тяж­ки­ми пре­сту­п­ле­ния­ми» (глава 8:113). Клят­ва мог­ла быть при­зна­на не­дос­та­точ­ной, то­гда об­ви­няе­мый под­вер­гал­ся ис­пы­та­нию ог­нём или во­дой (глава 8:115).

Ману законы — ис­точ­ник изу­че­ния ис­то­рии и куль­ту­ры Древ­ней Ин­дии. Пе­ре­ве­де­ны на многие язы­ки (пер­вый пе­ре­вод с сан­ск­ри­та на английский язык был из­дан в 1794 году).

w.histrf.ru

§ 4. Законы Ману

Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) — священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.
Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.
Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма — это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.
Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому — обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.
Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие — мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».
Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно
сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников — брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.
Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».
Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.
В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян- общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.
Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.
Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.
Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.
Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.
Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% — для кшатрия, 4% — для вайшьи и 5% — для шудры.
В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве — 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.
Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.
Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.

Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)
Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.
Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых — на десятом году; только девочек — на одиннадцатом, но сварливая — немедленно».
Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться
детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам — девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по ‘Л своей доли для приданого.
Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.
Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого — самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).
Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.
В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.
Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.
Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» — гласит одна из шлок законов Ману.
Сурово каралось посягательство на частную собственность — повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.
В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. За
коны ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.
Кастовые различия влияли на размер штрафов.
Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».
Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.
В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».
Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию — «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».
К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.
Суд не был отделен от администрации.

lawbook.online

Законы ману глава 4

II в. до н.э. – II в. н.э.

Законы Ману, Древняя Индия,

II в. до н.э. – II в. н.э.

81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.

100. Все, что существует в мире, – это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.

107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн).

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для кшатрия – те (обе) и своей (варны), для брахмана – те (три), а также своей (варны).

14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.

55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверями, желающими много благополучия.

56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия беплодны.

138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).

13. Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму – нежелательную для нежелательных.

14. Для этого владыка с самого начала создал сына – Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.

15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).

16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.

20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле.

21. никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.

24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.

48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав) собственности и оскорбление словом и палкой – группа из восьми (пороков), порожденных гневом.

111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом.

144. Высшая дхарма кшатрия – охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.

4. Из них первое – неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.

5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.

6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.

7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в “достижении неба”/, свидетеля, место, время и обстоятельства.

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).

62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий – кроме крайних обстоятельств.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – также дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много – вследствие непостоянства женского ума.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

85. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.

113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь , погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.

140. Ростовщик может получать процент, увеличивающий богатство, установленный Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/ – брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/.

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.

147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно).

163. Договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен.

164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) – все, где виден обман, надо отменить.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живущему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.

195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.

203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.

215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован. и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия – двадцатью пятью; шудры – штрафом в двенадцать пан.

270. Рожденный один раз /т.е. шудра: “вторым рождением” назывался обряд посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предприсание Ману..

286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, – тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.

332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, – грабеж, если оно совершено в его отсутствие – кража, (даже если) она после совершения и отрицается.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.

353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должны быть охраняемы.

364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию.

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего) превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания – таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб – трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо (будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.

3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности.

46. Ни вследствие продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму.

77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.

80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, если строптивая – немедленно.

101. “Взаимную верность надо сохранять до смерти” – это должно считать (выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены.

104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны.

108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.

148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями.

185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца: собственность бездетного получает отец, а также братья.

189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем – таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутствии всех (наследников) царь может забирать.

270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.

273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы, того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму.

276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома).

277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.

4. Брахманы, кшатрии и вайшии – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.

58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению.

63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн – объявил Ману.

79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии – торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) – дарение, учение, жертвоприношение.

115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.

117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для (исполнения) дхармы.

130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно исполняющие их достигают высшего блаженства.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

www.law.edu.ru

Смотрите еще:

  • Приказы и законы по гражданской обороне Федеральный закон 28-ФЗ О гражданской обороне Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ О гражданской обороне (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня 2004 г.) Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года Настоящий Федеральный закон определяет […]
  • Федеральный закон 1999 184 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"Об общих принципах организации […]
  • Закон о валюте российской федерации Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ"О валютном регулировании и валютном контроле" С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., […]
  • Федеральным законом о санитарно-эпидемическом благополучии населения Главная | ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 30 марта 1999 года N 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ПринятГосударственной Думой12 марта 1999 года ОдобренСоветом Федерации17 марта 1999 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, […]
  • Жкх правила 170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 — постановление Госстроя РФ №170 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»МДК 2-03.2003 I. Основные положенияII. Организация технического обслуживания и […]
  • Закон о рекламе 38 ст 19 Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 сентября 2010 г., 5 […]
  • Основной закон российской федерации об охране здоровья граждан Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июня 2012 г., 2, 23 июля, […]
  • Презентация правила дор движения Презентация к уроку (7 класс) на тему: Правила дорожного движения для школьников Берегите свою жизнь! Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Д О Б Р А Я Д О Р О Г А Д Е Т С Т В А Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник […]

Комментарии запрещены.