Законы рф характеристика

4.2.1. Общая характеристика и классификация образовательного законодательства Российской Федерации

Особенности федеративного устройства российского государства своеобразно отражаются в иерархии и содержании образовательного законодательства. Это наглядно обнаруживается, во-первых, при анализе компетенции федерального центра, субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных учреждений и, во-вторых, при рассмотрении непосредственно нормативно-правовых актов различных уровней иерархии образовательного законодательства Российской Федерации. Заметим также следующее.

Федеральный уровень. Соглас­но статье 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конститу­цию, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, иные нормативные акты палат Фе­дерального Собрания, указы Президента, поста­новления Правительства, акты органов исполни­тельной власти.

Законодательство об образовании включает в себя, как отмечалось ранее, законодательные и подзаконные акты самого разного уровня, содержания и характера. Но, во всяком случае, в этом массиве есть такие акты (законы), которые являются основными, базовыми, стержневыми (после, разумеется, Конституции) и, тем самым, системообразующими для образовательной системы. Другие же акты выступают в качестве дополняющих, конкретизирующих и вспомогательных, что никоим образом не снижает их юридическую и социальную значимость.

Косновным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.). В данной параграфе внимание уделено именно этим законодательным актам.

Кроме базовых законов, выделяются:

профильные,«сегментарные»,т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона.;

непрофильныезаконы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере. Для таких законов характерны: а) их множественность, б) разный удельный вес образовательной проблематики (от двух-трех статей до целых глав), в) достаточно высокая степень частотности коллизий норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании и др.(примером таких законов являются Закон Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; военное образование и военная подготовка – Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и др.).

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ,среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»; от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ,посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1)нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ(до 9 марта 2004 года – Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2)нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти,в том числе: а)«профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах») и б)«непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.).

Региональный уровеньзаконодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. В литературе выделяются следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:

— региональные законы,регулирующиеобщие вопросыобразовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании(Закон Свердловской области «Об образовании»);

— законы субъекта Российской Федерации, касающиесяобщих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления;

— законы, регулирующиеэкономические отношения в сфере образовательной деятельности(Закон Иркутской области «О временных минимальных социальных нормах и финансовых нормативах»);

-законы, регулирующиетрудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации(Закон Белгородской области «О социальных гарантиях медицинским работникам образовательных учреждений бюджетной сферы области»);

— законы и иные нормативные правовые акты,осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной(законы «О научной деятельности и научно — технической политике в Амурской области», «О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Нижегородской области», «О науке и научно — технической политике в Пермской области» и т.п.).

Такова в общем плане классификация современного российского законодательства об образовании.

www.lexed.ru

Земельное право ( Коллектив авторов, 2015)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
  • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
  • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права

    Земельный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с землей, и иные непосредственно связанные с ними отношения.

    Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и состоит из ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. На основании и во исполнение федерального земельного законодательства органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

    ЗК РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в России как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Эти и другие, непосредственно «земельные» законы, составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

    Следует отметить, что с 1 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности посредством снижения административных барьеров и сокращения избыточных согласований. ЗК РФ дополнен шестью новыми главами, при существенном изменении или исключении положений действующих статей.

    Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

    1) законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах», Федеральные законы от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Эти законы считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

    2) законы иных, как бы далеких от земельного права, отраслей.

    Среди федеральных законов, содержащих нормы земельного права, можно также назвать ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), ЛК РФ. В них содержатся предписания, относящиеся к земельным отношениям. КоАП РФ и УК РФ содержат составы земельных правонарушений, за которые устанавливается и применяется административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

    Подзаконными нормативными актами, регулирующими земельные правоотношения, являются:

    указы Президента РФ – это главные подзаконные правовые акты. Подзаконность означает, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главными они считаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Давая присягу, Президент РФ клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, верно служить народу (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по поводу которых нередко высказывается озабоченность граждан);

    постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в РФ. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными для исполнения на территории РФ. Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права, а также принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка;

    ведомственные акты – это приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относятся:

    – Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, координирует деятельность в этой сфере, иных органов исполнительной власти. Министерство РФ возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр,

    – Федеральная служба России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения,

    – Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; может иметь статус коллегиального органа.

    Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но каждое из них обладает координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников земельного права;

    нормативные акты организаций, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях.

    Оглавление

  • 2. История развития земельного права
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
  • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 12. Формы земельной собственности
  • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание
  • kartaslov.ru

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Закон: понятие, признаки, виды

    Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
  • Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Виды законов

    В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

    Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

    К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.
  • Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

    Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

    Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

    Виды законов по сроку действия:

    • постоянные;
    • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
    • Виды законов по содержанию:

    • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
    • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

    Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

    По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

    www.grandars.ru

    Виды законов в Российской Федерации

    Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
    • федеральные законы;
    • законы субъектов федерации.

    В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
    • федеральные законы;
    • федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

    Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

    Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

    Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

    Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

    В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

    Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

    Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

    4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
    • о военном положении;
    • о чрезвычайном положении;
    • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    • о изменении статуса субъекта РФ;
    • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    • о референдуме;
    • о судебной системе;
    • о судах основного звена;
    • о Конституционном Суде РФ;
    • о Верховном Суде РФ;
    • о Высшем арбитражном суде РФ;
    • о Конституционном собрании РФ.

    Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

    5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

    psyera.ru

    Научная электронная библиотека

    Лекция 3. Общая характеристика законодательства РФ о здравоохранении.

    Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой — это, прежде всего Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении.

    Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой — имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности, как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни — сфере здравоохранения. Существенно с большими трудностями и проблемами, чем в этих странах, формируется подобный комплекс и в Российской Федерации. Рассмотрим основные законы, принятые законодателем в этой области за минувшее десятилетие:

    — Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

    — Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    — Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

    — Федеральный закон от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»;

    — Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

    — Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

    — Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции)»;

    — Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

    — Закон РФ от 09.06.1993 г. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;

    — Закон РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 «О ветеринарии»;

    — Закон РФ от 22.12.1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

    — Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

    — Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

    Имея свои собственные цели и задачи указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи — обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан.[1]

    В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.[2] Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов) Конституция определила в 41 ст. государственную политику закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же обеспечения закреплённых Конституцией прав граждан должен реализоваться на других уровнях законодательства об охране здоровья граждан. Сегодня именно реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является наиболее активно обсуждаемой темой из-за её социальной значимости.

    Базовым нормативным актом, регулирующим оказание медицинской помощи в РФ являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1.[3] В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, организацию охраны здоровья и права граждан и отдельных групп населения в РФ, медицинскую деятельность по планированию семьи и регулировании репродуктивной функции человека, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Основы необходимо рассматривать как ключевой Федеральный закон, на основе которого строится всё остальное законодательство об охране здоровья граждан — «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и т.д. Кроме «специальных медицинских» законов законодатель закрепил регулирование охраны здоровья граждан и деятельности медицинских работников в других Федеральных законах — Трудовом, Уголовном, Семейном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

    Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ законодательно по сравнению с другими сферами мало представлены в здравоохранении и имеют единичный характер. Наиболее социально значимыми из них являются Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

    Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ достаточно многочисленны и в своей основе разрабатывают механизм реализации Федеральных законов. Например, приказом Минздрава России от 20.12.2001 N 460 утверждена Инструкция «По констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга», приказом от 30.12.2004 г. №336 установлена оплата руководителей Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.[4]

    Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно. Хотя базовый закон -Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1 содержит основные механизмы реализации прав граждан при оказании медицинской помощи, однако содержание указанных механизмов в ненормативных актах РФ часто мешает их практической реализации из-за неоднозначности толкования и противоречивости.

    [1] Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. О теоретических основах и концепции национального медицинского права // Медицинское право. — Москва, 2003. — № 3. — Стр. 3-8.; Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы Российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. — Москва, 2005. — №3. — Стр. 4-7.

    [2] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря (№ 237).

    [3] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

    www.monographies.ru

    Смотрите еще:

    • Подготовка материалов и назначение экспертизы Студенты 👨‍🎓 и не только! Экономия на покупках в 2018 году 🛒 Узнать как ➡ Для решения идентификационных задач технико-криминалистической экспертизы документов в распоряжение эксперта предоставляются свободные образцы: рукописные, машинописные тексты, оттиски печатей и штампов, […]
    • 15 6 разрешение LCD Vs_mon Диагональ, ширина, высота, формат, разрешение, DPI и размер пикселя Монитор 16 дюймов vs монитор 14 дюймов Укажите диагональ дисплея: Сравнение: 15,6 дюйма 1920x1080 пикс. vs 14 дюймов 1920x1080 пикс. Размеры и разрешение Размеры в сравнении Калькулятор размеров дисплея Поддерживаемые функции: […]
    • Методическим рекомендациям для нотариусов Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" Приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91"Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельныхвидов нотариальных действий […]
    • Приказ минфина рф от 30122008 n 148н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (ред. от 30.12.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ" В данном виде документ опубликован не был (в ред. от 30.12.2008 - "Российская газета", […]
    • Возврат долгов 90 Бесспорное взыскание долгов по исполнительной надписи нотариуса Федеральным законом № 360-ФЗ от 03.07.2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в некоторые положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1 от 11 февраля […]
    • Приказ тематическая проверка в доу Тематический контроль «Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ» (оформление документации) Елена Ческидова Тематический контроль «Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ» (оформление документации) Тематический контроль Тема: «Познавательное развитие […]
    • Законы об школьном образовании рф Права учащихся ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ. 1. Учащийся имеет право на: 1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и […]
    • Практические задания юрист Положение о Всероссийском конкурсе «ЭКО-ЮРИСТ – 2018» 1. Общие положения. Всероссийский конкурс «ЭКО-ЮРИСТ» проводится Экологическим Правовым Центром «БЕЛЛОНА» при поддержке журнала «Экология и право» и Международного объединения BELLONA. Конкурс является ежегодным и открытым по числу участников. Информация […]

Комментарии запрещены.