Постановление 263 по осаго

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П
«О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля, 11 августа, 25 декабря 2017 г., 16 апреля 2018 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

См. Пояснительную записку к настоящему Положению

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 24 марта 2018 г. — Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4664-У

1. На основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746 (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящее Положение устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к настоящему Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к настоящему Положению), форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к настоящему Положению), форму бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (приложение 5 к настоящему Положению) и форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (приложение 6 к настоящему Положению).

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1897; 2006, N 36, ст. 3833; N 52, ст. 5593; 2007, N 26, ст. 3193; 2008, N 9, ст. 862; N 14, ст. 1409; N 40, ст. 4549; 2009, N 33, ст. 4085; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 3, ст. 444; N 50, ст. 7055; 2013, N 36, ст. 4578).

3. Абзац четвертый пункта 4.1, абзац второй пункта 4.4, подпункт 4.4.2, подпункт 4.4.3 (в части предельного размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни потерпевшего) пункта 4.4, абзац третий пункта 4.22 приложения 1 к настоящему Положению применяются с 1 апреля 2015 года.

4. Абзац второй пункта 1.1, абзац второй пункта 1.3 (в части указания на полис обязательного страхования в форме электронного документа), пункт 1.11 приложения 1 к настоящему Положению применяются с 1 июля 2015 года.

5. Установить, что по 31 марта 2015 года включительно страховщики могут использовать при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств бланки страховых полисов, изготовленные до вступления в силу настоящего Положения.

Указанием Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4192-У Положение дополнено пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

6. Если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, настоящее Положение распространяется на лиц, имеющих намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Регистрационный N 34204

С 1 сентября 2013 г. утверждать правила ОСАГО уполномочен Банк России, а не Правительство РФ. Разработано соответствующее положение с учетом поправок, внесенных в Закон об ОСАГО.

Полис будут выдавать не только в бумажном виде, но и в электронном. Как и ранее, срок действия — 1 год.

Полис выдается в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными, а при уплате премии в безналичном порядке — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления средств.

Владелец транспортного средства может выбрать любого страховщика. Никто не вправе отказать в процедуре при обращении с заявлением и необходимыми документами.

Страховая премия рассчитывается страховщиком исходя из тарифов, определенных с учетом требований, установленных Банком России.

Закреплены положения о независимой технической экспертизе, об оформлении документов по ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Предусмотрена выдача направления на ремонт при возмещении ущерба в натуре.

Обновлены формы заявления о заключении договора ОСАГО, полиса, сведений о страховании.

Предусмотрен ряд переходных положений в части определения страховых выплат. Так, до 1 апреля 2015 г. за причинение вреда жизни потерпевшего перечисляются 135 тыс. руб. (лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего); не более 25 тыс. руб. — на погребение.

По 31 марта 2015 г. включительно страховщики вправе использовать бланки полисов, изготовленные до вступления в силу положения.

Положение вступает в силу с момента признания утратившим силу правил ОСАГО, утвержденных Правительством РФ, за исключением отдельных норм.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.

Настоящее Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Текст Положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 октября 2014 г. N 93

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. N 4775-У

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4664-У

Изменения вступают в силу с 24 марта 2018 г.

Указание Банка России от 11 августа 2017 г. N 4486-У

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2017 г.

Указание Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4192-У

Указание Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного указания

base.garant.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства России от 30 декабря 2011 г. №1245 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 20, ст. 1897; 2006, № 36, ст. 3833; № 52, ст. 5593; 2008, № 14, ст. 1409; 2009, № 33, ст. 4085).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением пунктов 5 и 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения,
которые вносятся в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Абзац первый пункта 11 дополнить словами «, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная система страхования)».

а) абзац второй дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа страховщиком в заключении договора обязательного страхования.».

3. Пункт 15 дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет 6 месяцев).».

4. Абзац первый пункта 16 изложить в следующей редакции:

«16. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования, либо представить их страховщику в форме электронных документов. Заявление о заключении договора обязательного страхования, представляемое в форме электронного документа, подписывается и оформляется с соблюдением предусмотренных Федеральным законом «Об электронной подписи» условий признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.».

Пункт 5 настоящих Изменений вступает в силу с 1 января 2013 г.

5. Дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:

«16.1. Страховщик не вправе требовать от страхователя представления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, в случае перезаключения страхователем договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, если отсутствует информация о том, что представленные страхователем копии документов либо электронные документы содержат недостоверные сведения.».

6. Предложение второе пункта 17 дополнить словами «, а также включает соответствующие сведения в автоматизированную систему страхования».

7. Пункт 18 дополнить словами «, а также один из документов, указанных в подпункте «е» пункта 15 настоящих Правил, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации».

8. Пункт 20 дополнить абзацами следующего содержания:

«Страховщик вносит в автоматизированную систему страхования сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении такого договора.

При заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.

Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную систему страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.».

Пункт 9 настоящих Изменений вступает в силу с 1 января 2013 г.

9. Дополнить пунктом 20.1 следующего содержания:

«20.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускается.».

10. Пункт 23 дополнить абзацем следующего содержания:

«Страховщик вносит в автоматизированную систему страхования информацию об изменении сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования.».

11. Абзац второй пункта 28 дополнить словами «и вносит их в автоматизированную систему страхования».

12. Предложение второе абзаца первого пункта 35 дополнить словами «и вносятся в автоматизированную систему страхования».

13. Дополнить пунктом 68.1 следующего содержания:

«68.1. Для получения информации о наличии действующего на момент наступления страхового случая талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, при использовании которого жизни, здоровью или имуществу потерпевшего был причинен вред, страховщик использует сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.».

14. Пункт 76 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:

«ж) на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1245 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением пунктов 5 и 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2013 г.

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

В связи с введением новой системы техосмотра транспортных средств (ТО ТС) вносились изменения в действующее законодательство. В соответствие с ними приведены правила ОСАГО.

Так, чтобы оформить страховку, нужен талон ТО. При этом, если его срок истекает более чем за 6 мес. до окончания предполагаемого периода действия заключаемого договора, в ОСАГО откажут. Это не касается случаев, когда ТС не подлежит ТО или его проведение не требуется либо если порядок ТО устанавливается Правительством РФ. Еще одно исключение — периодичность ТО составляет 6 мес.

По соглашению сторон страхователь вправе представить необходимые для ОСАГО документы в электронной форме. Заявление о заключении договора страхования также может быть подписано ЭЦП.

При повторном обращении к страховщику, с которым был заключен последний договор ОСАГО, от страхователя нельзя требовать оригиналы документов, если их копии либо электронные версии ранее представлялись и отсутствует информация об их недостоверности. Данное правило действует с 1 января 2013 г.

Предусмотрено создание автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС ОСАГО).

С 1 января 2013 г. запрещено заключать договоры ОСАГО, если страховщик не внес сведения о страховании в АИС ОСАГО. Данные, представляемые страхователем, должны быть сверены с информацией, содержащейся в этой системе и единой АИС ТО.

Если страховщиком выявлены расхождения, он заключает договор согласно сведениям, представленным страхователем. При этом информация о выявленном несоответствии заносится в АИС ОСАГО для последующей проверки оператором этой системы.

Информация о владельцах ТС, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если это повлекло уменьшение размера страховой премии, заносится в АИС ОСАГО. Она используется при заключении договора на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

Если на момент наступления страхового случая истек срок действия талона ТО, страховщик вправе предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования. Речь идет о талонах ТО легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства для перевозок опасных грузов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением вышеуказанных положений, которые применяются с 1 января 2013 г.

www.garant.ru

Новые документы по ОСАГО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в законодательство, регулирующее ОСАГО. Для практической реализации данных новшеств принят ряд документов, которые страховщикам, работающим в системе ОСАГО, уже необходимо использовать в своей деятельности. Мы подготовили обзор указанных документов.

Новые правила ОСАГО

С 11.10.2014 действует Положение Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Положение N 431-П) и, соответственно, утратило силу Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1007 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Отдельные положения нового документа вступают в силу поэтапно в течение 2015 г. При этом по 31 марта 2015 г. включительно страховщики могут использовать при заключении договоров ОСАГО бланки страховых полисов, изготовленные до вступления в силу Положения N 431-П.

Этот документ требует отдельного рассмотрения, которое планируется в следующем номере нашего журнала.

Прямое возмещение убытков: требования к соглашению и порядку расчетов

С 3 октября 2014 г. действует Указание Банка России от 19.09.2014 N 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками». Соответственно, Приказ Минфина России от 23.01.2009 N 6н «Об утверждении Требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиками, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков» признан утратившим силу (Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 87н).

На основании п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон N 40-ФЗ) требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядку расчетов между указанными в данном пункте страховщиками, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков, устанавливаются Банком России. На этом этапе Банк России установил требования к соглашению о прямом возмещении убытков (далее — соглашение) и порядку расчетов между его участниками.

Требования к соглашению о прямом возмещении убытков. Как и прежде, условия соглашения определяются профессиональным объединением страховщиков в целях многократного применения в стандартной форме. Если ранее условия соглашения должны были быть согласованы с Минфином, то теперь форму документа согласовывать надо с Банком России после ее утверждения профессиональным объединением страховщиков.

Требования к содержанию соглашения несколько изменились, поэтому мы приведем их полностью. Соглашение должно содержать:

  • порядок возмещения вреда страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность лица, причинившего вред (далее — страховщик причинителя вреда), страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков (далее — страховщик потерпевшего);
  • порядок определения средних сумм страховых выплат;
  • обязанность страховщика причинителя вреда возместить страховщику потерпевшего возмещенный им от имени страховщика причинителя вреда вред потерпевшему в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования;
  • обязанность профессионального объединения страховщиков возместить страховщику потерпевшего возмещенный им от имени страховщика причинителя вреда вред потерпевшему в счет осуществления компенсационной выплаты в случаях, установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ;
  • перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении прямого возмещения убытков, порядок, сроки и способы обмена указанными документами (в том числе порядок их регистрации и хранения);
  • способ и сроки отправки страховщиком потерпевшего страховщику причинителя вреда либо в установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ случаях профессиональному объединению страховщиков предварительного уведомления, содержащего сведения о требовании потерпевшего, обстоятельствах причинения вреда в связи с повреждением имущества потерпевшего в результате ДТП, предполагаемом размере выплаты по прямому возмещению убытков (далее — предварительное уведомление);
  • условия, способ и сроки осуществления расчетов между участниками соглашения;
  • порядок разрешения споров между участниками соглашения;
  • ответственность страховщика причинителя вреда за неосуществление в установленный соглашением срок возмещения страховщику потерпевшего суммы оплаченных убытков (в зависимости от выбранного способа расчетов между страховщиками) либо за отказ страховщика причинителя вреда осуществить возмещение страховщику потерпевшего суммы оплаченных убытков;
  • ответственность профессионального объединения страховщиков за неосуществление в установленный срок либо необоснованный отказ осуществить страховщику потерпевшего компенсационную выплату в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ;
  • способы обеспечения исполнения обязательств по соглашению;
  • срок действия соглашения, порядок внесения изменений в него и основания его прекращения.
  • К сведению. Согласно п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ в случае исключения страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, из соглашения о прямом возмещении убытков или введения в отношении такого страховщика в соответствии с законодательством РФ процедур, применяемых в деле о банкротстве, или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, вправе требовать у профессионального объединения страховщиков компенсационной выплаты в размере, установленном соглашением о прямом возмещении убытков в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона N 40-ФЗ.

    Дополнительные требования к соглашению практически не изменились. Соглашением должно быть предусмотрено, что в случае предъявления потерпевшим требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, к страховщику потерпевшего этот страховщик обязан:

  • в сроки, предусмотренные соглашением, но не более чем в течение 7 рабочих дней с даты регистрации требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, направить страховщику причинителя вреда (либо в случаях, установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ, профессиональному объединению страховщиков) предварительное уведомление;
  • при принятии решения об отказе потерпевшему в прямом возмещении убытков сообщить страховщику причинителя вреда (либо в случаях, установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ, профессиональному объединению страховщиков) о принятом решении в сроки, предусмотренные соглашением, но не более чем в течение 7 рабочих дней с даты принятия решения, и направить ему копию направленного потерпевшему мотивированного отказа;
  • после осуществления прямого возмещения убытков представить страховщику причинителя вреда (либо в случаях, установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ, профессиональному объединению страховщиков) в порядке и в сроки, предусмотренные соглашением, требование об оплате возмещенного вреда, а также следующие документы: копии документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и копии платежных документов, подтверждающих выплату денежных средств потерпевшему или оплату ремонта поврежденного имущества.
  • Расчеты между участниками соглашения по прямому возмещению убытков. Как и ранее, расчеты между участниками соглашения по прямому возмещению убытков осуществляются только в безналичной форме. Неизменными остались и два варианта расчетов:

  • путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию потерпевшего;
  • путем возмещения средних сумм страховых выплат за отчетный период.
  • Эти два варианта расчетов можно как применять по отдельности, так и совмещать. В действовавшем ранее порядке допускался только один вариант расчетов из предложенных.

    Для осуществления расчетов между участниками соглашения путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию потерпевшего в соглашении должно быть установлено, что страховщик причинителя вреда (либо в случаях, установленных п. 6 ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ, профессиональное объединение страховщиков) обязан (обязано) произвести возмещение суммы оплаченных убытков в размере выплаты потерпевшему в сроки, предусмотренные соглашением, но не более чем в течение 15 рабочих дней с даты поступления от страховщика потерпевшего, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного вреда. Таким образом, срок возмещения увеличился с 7 рабочих дней (в предыдущем документе) до 15 рабочих дней.

    Для осуществления расчетов между участниками соглашения путем возмещения средних сумм страховых выплат за отчетный период соглашением должны быть установлены такой отчетный период, а также срок с момента его окончания, в течение которого должны быть произведены расчеты между участниками соглашения.

    Порядок определения средних сумм страховых выплат устанавливается соглашением. При этом при определении средних сумм страховых выплат за отчетный период должны учитываться сумма страховых выплат за отчетный период при причинении вреда только имуществу потерпевших и количество урегулированных в отчетном периоде страховых случаев, по которым вред причинен только имуществу потерпевших. При определении средних сумм страховых выплат соглашением может быть предусмотрено применение иных показателей. В ранее действовавшем документе был установлен аналогичный порядок.

    Базовые ставки страховых тарифов по ОСАГО

    Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» признано утратившим силу (Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1008).

    Таким образом, новые страховые тарифы по ОСАГО действуют с 11.10.2014. Исключения сделаны для Крыма и Севастополя: соответствующие коэффициенты страховых тарифов применяются с 1 января 2015 г.

    Ранее действовавший базовый страховой тариф имел единственное значение, сегодня установлен базовый страховой тариф в двух вариантах — в минимальном и максимальном значениях, а также выделены новые категории транспортных средств.

    Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства не изменились.

    Теперь при определении коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ), установлено пограничное значение в три страховые выплаты, ранее учитывались четыре выплаты. Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 40-ФЗ, если иное не установлено Положением N 431-П.

    Установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (коэффициент КПр). До этого были установлены базовые страховые тарифы по прицепам, теперь базовые тарифы для прицепов не установлены, но введен коэффициент КПр.

    Остальные коэффициенты остались практически прежними.

    Требования к структуре страховых тарифов остались прежними.

    Согласно новым Правилам размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в установленных пределах значений.

    Обратите внимание! Изменение размера базового страхового тарифа не влечет за собой изменения страховой премии, уплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты размерам базового страхового тарифа, по договору ОСАГО в течение срока его действия (п. 3 ст. 5 Федерального закона N 40-ФЗ).

    У страховых организаций появилась новая обязанность: уведомлять в письменном виде Банк России об утвержденных размерах базового страхового тарифа в течение трех рабочих дней со дня утверждения.

    Документ, устанавливающий размеры базового страхового тарифа, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня утверждения.

    Порядок определения размера страховой премии, подлежащей уплате по договору ОСАГО (Т), принципиально не изменился: он остался прежним с учетом изменений, внесенных новым документом, таких как дополнительные категории транспортных средств.

    Независимая техническая экспертиза транспортного средства

    Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона N 40-ФЗ независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

    С 17 октября 2014 г. действует Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (далее — Правила). Этот документ заменил утратившее силу Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (вместе с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) (Постановление Правительства РФ от 07.10.2014 N 1017).

    Новый документ принципиально отличается от действовавшего ранее. Выделим основные моменты.

    Объектами независимой технической экспертизы являются:

  • транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства (ТС) потерпевшего;
  • иные представленные для экспертизы ТС, причастные к дорожно-транспортному происшествию (ДТП);
  • иные объекты, причастные к ДТП.
  • Основаниями для проведения экспертизы являются:

  • регистрационные документы на ТС;
  • документы о ДТП;
  • направление на экспертизу;
  • договор на проведение экспертизы.
  • Виды экспертизы: первичная, повторная и дополнительная.

    В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником или экспертной организацией (далее — эксперт) по тем же вопросам и основаниям.

    Дополнительная экспертиза проводится экспертом по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в ходе первичной экспертизы или повторной экспертизы.

    Права и обязанности эксперта-техника (экспертной организации):

  • при проведении экспертизы эксперт имеет право запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы, привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов и специалистов;
  • при проведении экспертизы эксперт обязан сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы, не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
  • Эксперт не может проводить экспертизу в следующих случаях:

  • эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;
  • эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;
  • страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.
  • Расходы на повторную экспертизу оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

    При организации повторной экспертизы эксперт должен быть уведомлен инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлена о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства на основании имеющегося акта с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

    Обратите внимание! Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства утверждено Банком России 19.09.2014 N 432-П.

    Экспертное заключение завершает проведение экспертизы. Оно должно включать обязательные сведения, указанные в Правилах, и заканчиваться выводами об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе проведения экспертизы, а также выводами в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

    Установлено, что выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ.

    Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

    Представление информации о ДТП страховщику

    В соответствии с п. 7 ст. 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ требования к техническим средствам контроля, составу информации о ДТП и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о ДТП, устанавливаются Правительством РФ.

    С 11 октября 2014 г. действуют Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и Требования к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002.

    Отметим, что отдельные нормы данных документов вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Потерпевший в ДТП, являющийся страхователем, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:

  • экземпляр бланка извещения о ДТП, заполненный водителями транспортных средств, причастных к ДТП;
  • заявление о прямом возмещении убытков;
  • электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
  • заявление о том, что представленная информация является некорректированной.
  • Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения:

    • государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
    • мест повреждения ТС;
    • взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
    • государственного регистрационного знака ТС свидетеля ДТП (при наличии).
    • С 1 января 2016 г. вступает в силу следующая норма.

      Информация об обстоятельствах причинения вреда ТС в результате ДТП, полученная при использовании технического средства контроля, которое обеспечивает некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, передается из Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 40-ФЗ. Данная информация должна содержать:

    • дату, время, координаты местоположения, скорости и ускорения по трем осям (x, y, z) ТС в момент ДТП (в случае автоматической регистрации ДТП);
    • дату, время, координаты местоположения ТС в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб (в случае использования кнопки вызова экстренных оперативных служб).

    При этом техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, должно соответствовать следующим требованиям:

  • техническое средство контроля должно регистрировать следующие данные об обстоятельствах причинения вреда ТС в результате ДТП: дату и время фото- и видеосъемки, координаты местоположения технического средства контроля;
  • координаты местоположения ТС должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.
  • С 1 января 2016 г. будет действовать следующая норма: техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) для устройства вызова экстренных оперативных служб.

    www.strahyi.ru

    Смотрите еще:

    • Приказ 26 28 Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 28 Зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2016 г. № 42257 Об утверждении порядкауведомления федеральными государственными служащими(федеральными государственными гражданскими служащими)Следственного комитета Российской Федерации о […]
    • Изменение закона о цб Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 153-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 21 июня 2017 года Одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года Внести в […]
    • 264 приказ корь Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н"Об […]
    • Об охране здоровья граждан в рф 2018 Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 465-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ […]
    • 17 закон о фсб Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., […]
    • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г N 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 18 […]
    • Закон 331 фз Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 331-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Внести в статью 6 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации […]
    • Приказ 763 от 05052014 Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2016 г. № 763 “Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности” В соответствии с частью 5 статьи 15.2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и […]

    Обсуждение закрыто.